Женщины в войне и мире. Женские образы в «Войне и мире»: сочинение

03.11.2019

Великие русские писатели XIX века, создавая положительные женские образы , всегда акцентировали внимание не на совершенных чертах лица или красоте фигуры, а на богатстве внутреннего мира своих героинь, который одухотворяет их внешний облик. Таковы, например, пушкинская Татьяна Ларина или тургеневская Лиза Калитина. Этот же художественный принцип при создании женских образов своего романа использовал Л.Н. Толстой. Женские образы в романе «Война и мир» играют важную роль. Они не только определяют поведение главных героев, но и имеют самостоятельное значение. Так же как и мужские образы, они раскрывают представление автора о красоте, добре и зле. При изображении своих героинь писатель использовал прием противопоставления. Сопоставляя совершенно разных по складу характера, воспитанию, стремлениям и убеждениям девушек - Наташу Ростову, Марью Болконскую и Элен Курагину, Толстой стремился выразить мысль, что за внешней красотой часто скрывается пустота и притворство, а за видимой некрасивостью - богатство внутреннего мира.

Наташа Ростова и Мария Болконская - любимые героини Толстого с противоположными характерами. Эмоциональная, очаровательная, полная жизни и движения Наташа сразу выделяется среди сдержанных, благовоспитанных девушек-дворянок. Впервые она предстает в романе тринадцатилетней черноглазой некрасивой, но живой девочкой, которая, раскрасневшись от быстрого бега, буквально врывается в гостиную, где взрослые ведут скучный разговор. Вместе с Наташей в этот чинный мир врывается свежее дыхание жизни. Не раз Толстой подчеркнет, что Наташа не была красива. Она может быть прекрасной, а может быть уродливой, - все зависит от ее душевного состояния. В ее душе ни на секунду не прекращается напряженная работа, не доступная постороннему глазу.

Душевная красота Наташи, ее жизнелюбие, жажда жизни распространяются на близких и родных ей людей: Петю, Соню, Бориса, Николая. В этот же мир невольно оказался вовлеченным князь Андрей Болконский . Не смог устоять перед ее обаянием и Борис Друбецкой, товарищ детства, с которым Наташу связала детская клятва. Наташа встречается с Борисом, когда ей уже 16 лет. «Он ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей и родным ее, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для нее, ни для него». Но, увидев ее, он потерял голову, потому что тоже погрузился в ее мир радости и добра. Он забыл, что хотел жениться на богатой невесте, перестал ездить к Элен, и Наташа «казалась по-прежнему влюбленной в Бориса». В любой ситуации она предельно искренна и естественна, в ней нет ни тени притворства, лицемерия и кокетства. В Наташе, по словам Толстого, «постоянно горел внутренний огонь и отблески этого огня сообщали ее внешности нечто лучшее, нежели красота». Не случайно именно Наташу любят Андрей Болконский и Пьер Безухов, не случайно в нее влюбляется Василий Денисов. Развитию этих качеств героини способствует атмосфера дома Ростовых, полная любви, уважения, терпения и взаимопонимания.

Иная атмосфера царит в имении Болконских. Воспитанием княжны Марьи занимался отец - гордый и самодовольный человек с трудным характером. Стоит вспомнить об уроках математики, которой он не столько обучал, сколько мучил свою дочь. Княжна Марья унаследовала его скрытность, сдержанность в выражении собственных чувств и врожденное благородство. Старый князь Болконский деспотичен и строг с дочерью, но по-своему любит ее и желает ей добра. Образ княжны Марьи отличается особенной привлекательностью. Автор постоянно напоминает о ее некрасивом лице, но читатель совершенно забывает о нем в те моменты,когда проявляется лучшая часть ее духовного существа. В портрете Марьи Болконской, предельно лаконичном, запоминаются ее лучистые глаза, которые делали некрасивое лицо княжны прекрасным в минуты сильного душевного подъема.

Марья Болконская - обладательница живого ума. Немалый вклад в развитие ее умственных способностей привнес отец, придававший большое значение образованию. У Наташи Ростовой несколько иной склад ума. Она не размышляет над событиями так, как Марья, серьезно и глубоко, но сердцем и душой понимает то, что не дано понять другому человеку. На вопрос об интеллектуальных способностях Наташи Ростовой прекрасно отвечает Пьер: она «не удостаивает быть умной», потому что она гораздо выше и сложней понятий ума и глупости. Наташа отличается от ищущих, умных и образованных героев тем, что воспринимает жизнь, не анализируя ее, а познает ее целостно и образно, как художественно одаренный человек. Она великолепно танцует, вызывая восторг окружающих, так как пластический язык танца помогает ей выразить свою переполненность жизнью, радость слияния с ней. У Наташи прекрасный голос, который чарует слушателей не только своей красотой, звучностью, но и силой, искренностью чувства, с которым она отдается пению. Когда Наташа поет, для нее весь мир заключается в звуках. Но если этот порыв прерывается чьим-то посторонним вторжением, для Наташи это кощунство, потрясение. Например, после того, как во время ее пения в комнату вбежал восторженный младший брат с известием о приходе ряженых, Наташа разрыдалась и долго не могла остановиться.

Одной из главных черт характера Наташи является влюбчивость. На своем первом в жизни взрослом балу она, войдя в зал, почувствовала себя влюбленной во всех. Иначе и быть не может, потому что любовь - сущность ее жизни. Но это понятие у Толстого имеет очень широкий смысл. Оно включает в себя не только любовь к жениху или мужу, но и любовь к родителям, семье, искусству, природе, родине, к самой жизни. Наташа остро ощущает прелесть и гармонию природы. Очарование лунной ночи вызывает в ней чувство восторга, которое буквально переполняет ее: «Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, - сказала она почти со слезами в голосе. - Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало».

В противоположность эмоциональной и живой Наташе в кроткой княжне Марье смирение и сдержанность сочетаются с жаждой простого человеческого счастья. Не имея возможности познать радости жизни, Марья находит радость и утешение в религии и общении с божьими людьми. Она безропотно подчиняется своему чудаковатому и деспотичному отцу не только из страха, но и из чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца. На первый взгляд она кажется робкой и забитой. Но в ее характере есть наследственная болконская гордость, врожденное чувство собственного достоинства, которое проявляется, например, в ее отказе от предложения Анатоля Курагина. Несмотря на стремление к тихому семейному счастью, которое глубоко таит в себе эта некрасивая девушка, она не хочет стать женой светского красавца ценой унижения и оскорбления своего достоинства.

Наташа Ростова - это страстная, порывистая натура, которая не может скрывать своих чувств и переживаний. Полюбив Андрея Болконского, она не могла думать о чем-то другом. Разлука становится для нее непосильным испытанием, потому что она живет каждым мгновением и не может откладывать счастье на какой-то установленный срок. Это качество характера Наташи толкает ее к измене, которая в свою очередь рождает в ней глубокое чувство вины и раскаяния. Она слишком сурово судит себя, отказываясь от радостей и удовольствий, ибо считает себя недостойной счастья.

Из состояния мучительного кризиса Наташу выводит известие об угрозе французов, подступивших к Москве. Общая для всей страны беда заставляет героиню забыть о своих страданиях и горестях. Как и для других положительных героев романа, для Наташи главной становится мысль о спасении России. В эти трудные дни особенно сильной становится ее любовь к людям, желание сделать все возможное, чтобы помочь им. Эта самоотверженная любовь Наташи находит свое высшее выражение в материнстве.

Но, несмотря на внешнее различие, непохожесть характеров Наташа Ростова и княжна Марья имеют очень много общего. И Марья Болконская, и Наташа наделены автором богатым духовным миром, внутренней красотой, которую так любили в Наташе Пьер Безухов и Андрей Болконский и которой восхищается Николай Ростов в своей жене. Наташа и Марья до конца отдаются каждому своему чувству, будь то радость или печаль. Их душевные порывы часто самоотверженны и благородны. Они обе больше думают о других, близких и любимых людях, чем о себе. Для княжны Марьи Бог всю жизнь оставался тем идеалом, к которому стремилась ее душа. Но и Наташа, особенно в тяжелые периоды своей жизни (например, после истории с Анатолем Курагиным), отдавалась чувству преклонения перед Всевышним. Им обеим хотелось нравственной чистоты, духовной жизни, где не было бы места обидам, злобе, зависти, несправедливости, где все было бы возвышенно и прекрасно.

При всем несходстве характеров Марья Болконская и Наташа Ростова - патриотки, чистые и честные натуры, способные на глубокие и сильные чувства. Лучшие черты любимых героинь Толстого особенно ярко проявились в 1812 году. Наташа близко к сердцу приняла бедствие, которое обрушилось на Россию с приходом Наполеона. Она совершила подлинно патриотический поступок, заставив сбросить с подвод имущество и отдать эти подводы под раненых. Граф Ростов, гордясь своей дочерью, произнес: «Яйца... яйца курицу учат». С самоотверженной любовью и мужеством, поражая окружающих, Наташа, до последнего дня ухаживала за князем Андреем. С особой силой в эти дни проявилась твердость характера скромной и застенчивой княжны Марьи. Компаньонка- француженка предложила княжне Болконской, оказавшейся в трудном положении, обратиться за помощью к французам. Княжна Марья посчитала это предложение оскорблением ее патриотических чувств, перестала общаться с мадемуазель Бурьен и выехала из имения Богучарово.

Человеческую сущность героинь Толстого определяет слово «женственность». Это и Наташино обаяние, нежность, страстность, и прекрасные, наполненные каким-то внутренним светом, лучистые глаза Марьи Болконской. Обе любимые героини Толстого находят свое счастье в семье, заботе о муже и детях. Но писатель проводит их через серьезные испытания, потрясения и душевные кризисы. При первом знакомстве (когда Наташа была невестой князя Андрея), они не поняли друг друга. Но пройдя трудный путь разочарований и обид, княжна Марья и Наташа породнились не только по крови, но и по духу. Судьба случайно свела их вместе, но обе они поняли, что близки друг другу, и поэтому стали не просто настоящими подругами, а духовными союзниками со своим непроходящим желанием делать добро и дарить окружающим свет, красоту и любовь.

Семейная жизнь Марьи и Наташи - это идеальное супружество, крепкая семейная связь. Обе героини посвящают себя мужьям и детям, отдавая все свои душевные и физические силы воспитанию детей и созданию домашнего уюта. И Наташа (теперь Безухова), и Марья (Ростова) счастливы в семейной жизни, счастливы счастьем своих детей и любимых мужей. Толстой подчеркивает красоту своих героинь в новом для них качестве - любящей жены и нежной матери. Наташа Ростова в финале романа - уже не очаровательная тоненькая и подвижная девушка, а зрелая сильная женщина, любящая жена и мать. Всем своим существом она отдается заботам о муже и детях. Вся жизнь сосредотачивается для нее в здоровье детей, их кормлении, росте, воспитании. Их отношения с Пьером удивительно гармоничны и чисты. Наташина непосредственность и обостренная интуиция прекрасно дополняют интеллигентную, ищущую, анализирующую натуру Пьера. Толстой пишет о том, что Наташа не особенно разбирается в политической деятельности мужа, но она чувствует и знает главное - ее добрую, справедливую основу. Другой счастливый союз - это семья Марьи Болконской и Николая Ростова. Самоотверженная нежная любовь княжны Марьи к мужу и детям создает в семье атмосферу духовности, облагораживающе действует на Николая, который ощущает высокую нравственность того мира, в котором живет его жена.

Наташа Ростова и Марья Болконская противопоставлены в романе Элен Курагиной. За внешней блистательностью этой героини скрывается злое и безнравственное существо. На глазах читателей Элен последовательно совершает несколько предательств. Как и все представители семьи Курагиных, она живет по неизменному закону исполнения личных желаний и не признает никаких моральных норм. Элен выходит замуж за Пьера только с целью обогащения. Она открыто изменяет мужу, не видя в этом ничего постыдного и противоестественного. Она не хочет иметь детей, потому что семья для нее ничего не значит. Следствием ее интриг в свете становится смерть. Будущего для этой героини автор не видит.

Холодности и эгоизму Элен противопоставлена естественность и переменчивость Наташи. Элен, в отличие от Наташи, не способна ощущать вину, осуждать себя. В образе Элен воплотились внешняя красота и внутренняя пустота. Не раз в романе мы видим ее «однообразную», «неизменяющуюся улыбку», не раз автор обратит наше внимание на «античную красоту ее тела». Но о глазах Элен в романе не сказано ни слова, хотя известно, что именно они являются зеркалом души. А вот о глазах своих любимых героинь Толстой пишет с большой любовью: у княжны Марьи они «большие, глубокие», «всегда грустные», «привлекательнее красоты». Глаза Наташи «оживленные», «прекрасные», «смеющиеся», «внимательные», «добрые». И у Наташи, и у Марьи глаза являются отражением их внутреннего мира.

Эпилог романа отражает представление писателя о подлинном назначении женщины. По мнению Толстого, оно неразрывно связано с семьей, с заботой о детях. Женщины, оказавшиеся вне этой сферы, либо превращаются в пустоту, либо, как Элен Курагина, становятся носительницами зла. Л.Н. Толстой не идеализирует семейный быт, но показывает, что именно в семье заключаются для людей все вечные ценности, без которых жизнь теряет смысл. Высшее призвание и назначение женщины писатель видит в материнстве, в воспитании детей, ибо именно женщина является хранительницей семейных устоев, тем светлым и добрым началом, которое ведет мир к гармонии и красоте.

Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

В романе «Война и мир» Толстой рисует, мастерски и убедительно, несколько типов женских образов и судеб. У всех героинь есть своя судьба, свои стремления, свой мир. Их жизни удивительным образом переплетаются, и в различных жизненных ситуациях и проблемах они ведут себя по-разному. У многих из этих хорошо продуманных персонажей были прототипы. Читая роман, невольно проживаешь жизнь вместе с его героями. В романе огромное количество прекрасных образов женщин начала XIX века, некоторых из них мне хотелось бы рассмотреть поподробнее.

Центральные женские персонажи романа - это Наташа Ростова, её старшая сестра Вера и их кузина Соня, Марья Болконская, Элен Курагина, и Марья Дмитриевна Ахросимова.

Наташа Ростова - любимая героиня Толстого. Её прототипом считается свояченица писателя Татьяна Андреевна Берс, в замужестве Кузминская, обладавшая музыкальностью и красивым голосом, и его жена Софья Толстая.

Впервые мы встречаем её на именинах. Перед нами жизнерадостная, весёлая, энергичная тринадцатилетняя девочка. Но она далеко не красавица: черноглазая, с большим ртом… С самой первой встречи с ней мы видим её наивность, детскую простоту, и это делает её более привлекательной и интересной. Толстой изобразил в характере Наташи самые лучшие черты девушки. Одной из главных черт является её влюбчивость, потому, что любовь - есть её жизнь. Это понятие включает в себя не только любовь к жениху, но и любовь к родителям, природе, родине.

Наблюдая за Наташей, мы замечаем, как она меняется, взрослеет, становиться девушкой, но та её детская душа, распахнутая и готовая одарить добром весь мир, так, же сопутствует героиню.

В период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и мужественно. При этом она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется некоему "роевому" инстинкту жизни. После гибели Пети Ростова она - главная в семье. Наташа долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень трудная и грязная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда она была еще девочкой, ребенком, - высокую, чистую, красивую душу, Толстой открывает нам постепенно, шаг за шагом.

Наташа замечательная дочь и сестра, становиться прекрасной матерью и женой. Именно это и должно олицетворять женщину, её внутренняя красота.

Вера Ростова - старшая сестра Наташи, но они так не похожи друг на друга, что мы даже удивляемся их родству. Она воспитанная по существующим тогда канонам - у французских преподавателей.

Толстой рисует ее как красивую, но холодную, недобрую женщину, которая слишком дорожит мнением света и всегда поступает в соответствии с его законами. Вера не похожа на всю семью Ростовых.

Не было у Веры ни лучистых глаз, ни милой улыбки, а значит и душа её была пуста. «Вера была хороша, была не глупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана голос у неё был приятный…» Так описывает Веру Толстой, как, бы намекая нам на то, что это все, что нам нужно о ней знать.

Вера остро ощущала, что мать её не очень любила, видимо поэтому, она часто шла наперекор всем вокруг и чувствовала себя чужой среди братьев и сестер. Она не позволяла себе сидеть на окне и мило улыбаться своему другу, как это делали Наташа и Соня, от того она и ругала их.

Может и не зря Толстой дал ей имя Вера - имя женщины замкнутой, углубленной в себя, с противоречивым и сложным характером.

Соня - племянница графа, и лучшая подруга Наташи Ростовой. Толстой осуждает и не любит эту героиню, делает ее в конце романа одинокой и называет «пустоцветом».

Она была рассудительна, молчалива, осторожна, сдержана, в ней развита высшая степень способность к самопожертвованию, но ей не доступны вершины. Соня полна самоотверженной и благородной любви ко всей семье «всем готова была пожертвовать для своих благодетелей». «Мысль о самопожертвовании была любимой её мыслью.

толстой женский образ наташа

Соня искренне любит Николая, она может быть добрым и самоотверженным. В их разрыве с Николаем виновата не она сама, виноваты родители Николая. Именно Ростов настаивают на том, чтобы свадьба Николая и Сони было перенесено на более поздний срок. Так, Соня не умеет подобно Наташе восхищаться красотой звездного неба, но это не значит, что она не видит эту красоту. Вспомним, какой прекрасной была эта девушка на святки при гадания. Она не лицемерили, была искренней и открытой. Такой ее и увидел Николай. Своей любовью Соня смогла бы сделать многое, даже с таким человеком, как Долохов. Может быть, своей самоотверженностью она бы возродила и очистила этого человека.

Мария Болконская - дочь старого князя Николая Болконского и сестра Андрея. Прототипом Марьи является мать Льва Николаевича Толстого - Волконская Мария Николаевна.

Она была унылая, непривлекательная, рассеянная девушка, которая и на замужество может рассчитывать только благодаря своему богатству. Марья, воспитанная на примере своего гордого, высокомерного и недоверчивого отца, и сама вскоре становится такой. Его скрытность, сдержанность в выражении собственных чувств и врождённое благородство наследуется и дочерью. Говорят, что глаза - это зеркало души, у Марьи они и в самом деле являются отражением её внутреннего мира.

Марья ждёт любви и обыкновенного женского счастья, но она не признаётся в этом даже самой себе. Её сдержанность и терпеливость помогают ей во всех жизненных трудностях. У княжны нет подобного всепоглощающего чувства любви к одному человеку, поэтому она старается любить всех, по-прежнему много времени проводит в молитвах и житейских заботах.

Марья Болконская с её евангельским смирением особенно близка Толстому. Именно её образ олицетворяет торжество естественных человеческих потребностей над аскетизмом. Тайно мечтает княжна о замужестве, о собственной семье, о детях. Её любовь к Николаю Ростову - высокое духовное чувство. В эпилоге романа Толстой рисует картины семейного счастья Ростовых, подчёркивая этим, что именно в семье обрела княжна Марья подлинный смысл жизни.

Элен Курагина - дочь князя Василия, а позже жена Пьера Безухова.

Элен - душа общества, все мужчины восхищаются её красотой, её хвалят, в неё влюбляются, но и только… притом из-за влекущей внешней оболочки. Она знает, какова она, знает, чего стоит, именно этим пользуется.

Элен - красавица, но она же - чудовище. Эту тайну раскрыл Пьер, правда, лишь после того, как приблизился к ней, после того, как она женила его на себе. Как бы это ни было подло и низко, она заставила Пьера произнести слова любви. Она решила за него, что он её любит. Это весьма резко изменило наше отношение к Элен, заставило почувствовать холод и опасность в океане её души, несмотря на поверхностную прелесть, сверкание и теплоту.

О её детстве в романе не говориться. Но из её поведения в течение всего действия можно сделать вывод о том, что воспитание, данное ей, примерным не было. Единственное, что нужно Курагиной от любого мужчины - это деньги.

«Елена Васильевна, никогда ничего не любившая, кроме своего тела, и одна из самых глупых женщин в мире, - думал Пьер, - представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются». С Пьером нельзя не согласиться. Может возникнуть спор только лишь из-за её ума, но если внимательно изучить всю её стратегию по достижению цели, то ума-то особо не заметишь, скорее догадливость, расчёт, житейский опыт.

Анна Павловна Шерер - хозяйка известного Петербургского салона, посещать который считалось хорошим тоном. Шерер являлась фрейлиной и приближенной императрицы Марии Федоровны. Её характерная примета - постоянство дел, слов, внутренних и внешних жестов, даже мыслей.

Сдержанная улыбка постоянно играет на её лице, хотя не идёт уже к отжившим чертам. Она напоминает, как говорил Л.Н. Толстой, избалованных детей, которые не совсем хотят исправляться. Когда заговорили об императоре, лицо Анны Павловны «представляло глубокое и искреннее выражение преданности и уважения, соединенное с грустью». Вот это «представляло» сразу ассоциируется с игрой, с поведением искусственным, а не естественным. Несмотря на свои сорок лет, она «преисполнена оживлениями и порывами».

А.П. Шерер была ловка, тактична, мила, обладала поверхностным, но быстрым умом, светским чувством юмора, все то, что годиться для поддержания популярности салона.

Известно, что для Толстого женщина- это, прежде всего, мать, хранительница семейного очага. У великосветской дамы, хозяйки салона, Анны Павловны нет детей и мужа. Она - «пустоцвет». Это самое страшное наказание, которое только мог придумать для нее Толстой.

Мария Дмитриевна Ахросимова - московская барыня известная всему городу «Не богатством, не почестями, а прямотой ума и откровенною простотой общения». Прототип героини - известная в Москве А.Д. Офросимова. Марью Дмитриевну знали в двух столицах, и даже царская семья.

Она всегда говорит громко, по-русски, у неё густой голос, тучное тело, Ахросимова высоко держит свою с седыми буклями пятидесятилетнею голову. Марь Дмитриевна близка к семье Ростовых, более всех любя Наташу.

Я считаю эту женщину истинно патриотичной, честной и бескорыстной.

Лиза Болконская -- маленькая героиня романа, жена князя Андрея Болконского. Толстой нам показал ее очень мало, так же коротка ее жизнь. Мы знаем, что у них с Андреем не совсем ладилась семейная жизнь, да и свекор считал ее такой же, как и все остальные женщины, у которых больше недостатков, чем достоинств. Тем не менее -- это любящая и верная жена. Она искренне любит Андрея и скучает по нему, но покорно терпит долгое отсутствие мужа. Жизнь Лизы коротка и незаметна, но не пуста, после нее остался маленький Николенька.

Список литературы

  • 1. Л.Н. Толстой "Война и мир"
  • 2. "Роман Л.Н. Толстого " Война и мир " в русской критике 1989г.
  • 3. http://sochinenie5ballov.ru/essay_1331.htm
  • 5. http://www.kostyor.ru/student/?n=119
  • 6. http://www.ronl.ru/referaty/literatura-zarubezhnaya/127955/

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — это роман-эпопея, охватывающий не одно десятилетие и повествующий не об одной семье и уж, конечно, никак не о жизни одного человека. Здесь есть главные герои, есть менее значительные. Каждый из главных персонажей все время ищет себя, идет по пути борьбы с самим собой, сомневается, ошибается, падает, поднимается и вновь продолжает поиск. Это Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай Ростов и многие другие. Они пребывают в состоянии постоянного поиска смысла жизни, находят его и вновь теряют. Но особенно удивляет то, что героинь романа это словно бы не касается, они знают, кто они такие, знают, как и что им положено делать, да и в душе их нет места борьбе, поскольку там царит гармония.

Жизнь людей в романе Толстого разделена на истинную и ложную, точно такое же четкое разграничение существует среди женских образов. Княжна Марья Болконская, Наташа Ростова, бесспорно, живут истинной жизнью, тогда как Элен Безухова и Жюли Карагина — это представительницы жизни ложной.

Основной принцип композиции романа, заявленный уже в названии, — противопоставление, он выдерживается и в построении женских образов. В романе Элен Безухова и Наташа Ростова — антиподы. Элен — холодная и спокойная, Наташа, напротив, очень шумная, веселая, жизнерадостная — «порох». Толстой всячески подчеркивает эту разницу, выбирая для их описания противоположные эпитеты: Элен — «красавица», «блестящая», Наташа — «некрасивая, но живая девочка». Несмотря на внешнюю красоту, Элен внутри совершенно пуста. Она пользуется успехом в обществе, считается умной женщиной — в том обществе, которое представляет в романе «жизнь ложную». Наташа же при всей своей угловатости, некрасивости прекрасна душой. Она — «особенно поэтическая, переполненная жизнью... девушка», которая обладает способностью проникаться чувствами других людей, понимать их и откликаться всем сердцем на чужие беды.

Элен представляет собой сформировавшегося человека, тогда как Наташа в начале романа находится «в том милом возрасте, когда девушка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». В романе показано развитие Наташи, ее взросление, и огромную роль в этом процессе играет Элен. Их столкновение в произведении, становящееся толчком для романа Наташи и Анатоля, — это столкновение нравственности и духовной низости, человечности и бесчеловечности, добра и зла. Под влиянием Элен то, что всегда было для Наташи странным, становится естественным и простым. Это испытание оказало на нее серьезное воздействие: не изменившись в корне, она стала совершенно другой — более серьезной, взрослой.

Эти две героини живут по совершенно разным, противоположным принципам. Наташа Ростова открыто радуется жизни, она руководствуется не разумом, а эмоциями. Стоит только вспомнить о другой героине, руководствующейся всегда и во всем исключительно голосом рассудка, как сразу веет холодом. Элен твердо стоит на ногах и всегда точно знает, что ей выгодно и необходимо.

Благодаря своему характеру Наташа — душа семьи Ростовых. Только она умеет увидеть горе каждого, помочь, только она умеет возвратить к жизни свою мать, забыв при этом о собственном горе. Чтобы оттенить ее образ, Толстой рисует образы еще двух девушек, также воспитанных в семье Ростовых: старшей дочери Веры и племянницы Сони.

Вера «была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана». Она представляет собой своеобразную «ошибку» графини Ростовой: ее держали в строгости и «воспитывали», в отличие от Наташи. Быть может, такой могла бы быть Наташа, если бы ее воспитывали по-другому. Вера с ее холодным, рассудительным умом противопоставляется Наташе: они совершенно разные, хоть и «одной фамилии», как говорит Берг.

Другая воспитанница семьи Ростовых, племянница Соня, «напоминала красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой». Толстой еще не раз повторяет это сравнение, обращая внимание на что- то «кошачье» в Соне, чтобы лучше объяснить читателю и ее неудачную любовь, и дальнейшую судьбу, и ее поведение. Уживчивость в ней сочетается с умением вовремя «выпустить коготки и выказать свою кошачью натуру». Как кошка, Соня «прижилась не к людям, а к дому, в котором живет», чем и объясняется ее положение в эпилоге. Примирившись со своим назначением «пустоцвета», она спокойно живет в доме Ростовых и Безуховых. Кажется, что без Сони просто не могло бы быть других героев, равно как и пустоцвет обязательно есть на клубнике.

Еще одно противопоставление, которое присутствует в романе, хоть и не подчеркивается так ярко, — это сравнение княжны Марьи Болконской и Жюли Карагиной. Их объединяет то положение, которое они обе занимают в обществе: богатые, некрасивые девушки, выгодная партия для любого. Кроме того, они подруги, насколько могут быть подругами столь разные девушки. Жюли, в отличие он княжны Марьи, живет в столице, прекрасно знакома со всеми правилами и привычками светского общества, она является его неотъемлемой частью — частью жизни ложной.

В описании облика Марьи Болконской Толстой обращает внимание читателя на «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые». В романе Толстой предлагает два видения княжны Марьи — глазами Анатоля и глазами Николая Ростова. Первый находит ее некрасивой, дурной: будучи человеком совершенно безнравственным, он просто не в состоянии увидеть свет, излучаемый прекрасными глазами княжны. Совсем другое видит в ней Ростов: он воспринимает княжну не как желательную партию, а как «беззащитную, убитую горем» девушку, отмечает «кротость, благородство в ее чертах и выражении». Именно для Николая Марья сберегает тот лучистый взгляд, «который заставлял забывать некрасивость ее лица».

Если выбор между Наташей и Элен А. Н. Толстой осуществляет через Пьера, то во втором случае «выразителем» авторской позиции является Николай Ростов. В Жюли он не видит ничего, хотя прекрасно сознает, что она была бы для него выгодной партией, тем не менее предпочитает ей Соню. Марья же «околдовывает» его своей внутренней красотой, и он, несмотря на внутренние сомнения, все же делает выбор в ее пользу. Глубина ее духовного мира, открывающаяся Николаю, делает ее особенно привлекательной для него. Он невольно сравнивает ее с Соней, причем сравнивает не их материальное положение, а «бедность» в одной и «богатство» в другой тех духовных даров, которых не имеет сам.

Княжна Марья, как и Наташа, живет любовью, только это чувство у нее не всепоглощающее, как у Наташи, а робкое, боящееся выйти наружу. Они похожи, обе — чистые, глубоко нравственные натуры, не случайно автор наделяет их схожей чертой — некрасивостью, тем самым противопоставляя Соне, Вере и Элен. Л. Н. Толстой сравнивает не только характеры героинь, но и их внешний облик, манеру вести себя и говорить, чтобы максимально ярко отразить основную идею романа — противопоставление истинной и ложной жизни.

В своём выдающемся романе «Война и мир» Л.Н. Толстой показал жизнь русского общества начала XIX века. Он, пытаясь осознать значение женщины в обществе, семье, создаёт в произведении множество женских образов, которые можно разделить на две категории: в первой находятся женщины народного идеала, такие как Марья Болконская, Наташа Ростова и другие, а во второй – представительницы высшего света – Анна Шерер, Элен и Жюли Курагины.

Одним из самых выделяющихся женских образов является образ Наташи Ростовой, в котором Толстой реализовал наилучшие качества личности. Благородность и скромность делают её очаровательнее благоразумной, умной Элен Курагиной с её светскими манерами. Множество фрагментов романа повествуют о том, как Наташа протягивает людям руку помощи, делает их добрее, помогает найти любовь к жизни, даёт советы, заставляет окружающих чувствовать себя счастливее, не требуя ничего взамен.

Так, когда Николай Ростов приходит домой после того, как проиграл деньги Долохову, с чувством безнадёжности, услышав пение Наташи, вновь обретает радость жизни: “Все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее”.

Помимо всего Наташа близка к восприятию невероятной красоты природы. Описывая ночь в Отрадном, Толстой сравнивает настроение двух сестёр, Сони и Наташи. Наташа, восхищаясь красотой ночного неба, восклицает: «Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!”» Однако Соне не близко состояние её подруги, в ней нет той искры, которая присуща Наташе. Соня искренна, ласкова, нежна, дружелюбна. Она слишком правильная, не делает поступков, из которых можно было бы извлечь уроки и развиваться дальше. И в отличие от неё Наташа постоянно ошибается и делает какие-то выводы; испытывает чувства к князю Андрею, их души что-то объединяет. Однако же затем внезапно влюбляется в Анатолия Курагина. Это говорит о том, что Наташа – простой человек, имеющий несовершенства.

Марья Болконская – противоположность Наташи, но и в чём-то похожа на нее. Главная её черта – самопожертвование, которое сочетается в ней с покорностью и стремлением к счастью. Повиновение приказам отца, запрет на протест его желаниям – понимание своей роли дочери княжны Марьи. Но при необходимости она может продемонстрировать твёрдый характер. Ставя самопожертвование выше всего, она уничтожает в себе что-то поистине важное; и всё же, именно жертвенная любовь позволила ей обрести счастье в семье. По-настоящему Марья раскрыла свои личностные качества, когда положение дел вынудило её проявить самостоятельность после смерти отца, а также когда она стала матерью и женой.

Этим двум схожим женщинам противоположны дамы высшего общества – Анна Павловна Шерер, Элен Курагина, Жюли Курагина. Они во многом похожи.

Этими образами Л.Н. Толстой показывает, что женщины простые, живущие обычной жизнью, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают счастье семейное, тогда как светские дамы, далёкие от нравственных ценностей, не способны достичь истинного счастья из-за самолюбия и преданности ложным и пустым идеалам высшего общества.



Похожие статьи
 
Категории