Значение орловский александр осипович в краткой биографической энциклопедии. Русские художники

17.07.2019

Орловский Александр Осипович

Цена по возрастанию Цена по убыванию

Орловский Александр Осипович
(1777-1832)

Мастерство замечательного рисовальщика и живописца Александра Осиповича Орловского сформировалось на его родине - в Польше. Именно там талантливого юношу из зажиточной семьи, проживавшей в небольшом польском городке, заметила чета князей Чарторижских, богатых людей и известных меценатов. Александр Орловский был определен в обучение к

Придворному живописцу княжеского двора.
В 1802 году Александр Орловский прибывает в Петербург с тем, чтобы избрать его постоянным местом жительства. К этому времени он сделал множество зарисовок жизни поляков, в том числе эскизов, посвященных событиям недавнего польского восстания, непосредственным участником которого был молодой художник.

Несмотря на это, в Петербурге А.О. Орловский пользуется благосклонностью царского двора. Особенно близок он к семье великого князя Константина Павловича. От того и дела у А. Орловского идут неплохо. Известность приносят ему замечательные акварели, быстро выполняемые художником. Одним из первых в России он обращается к технике литографии, создавая замечательные образцы этого вида изобразительного искусства. Увлекается и живописью. За картину «Ночной бивуак казаков» (1809) А.О. Орловскому присваивают звание академика. Он пишет жизнь Петербурга и его окрестностей, привозит из частых путешествий зарисовки быта России провинциальной.

Прожил А.О. Орловский сравнительно недолго, но жизнь его была насыщена работой, любопытными путешествиями, знакомством со многими представителями русского искусства, среди которых - И.А. Крылов, П.А. Вяземский, Д.В. Давыдов, наконец, А.С. Пушкин, призывавший в одном из своих стихотворений:

Бери свой быстрый карандаш,
Рисуй, Орловский, ночь и сечу!

А. О. Орловский родился в обеспеченной польской семье. Отец его содержал корчму в провинциальном городке Седлеце, где мальчика и его первые талантливые рисунки увидела княгиня Изабелла Чарторижская. Покровительствуя незаурядному дарованию, она отправила Орловского (ок. 1793) на обучение в варшавскую мастерскую художника Я.-П. Норблина, бывшего придворным живописцем князей Чарторижских.

Ранний, варшавский период творчества художника отмечен интересом к освободительной войне польского народа, вылившейся в восстание под предводительством Т. Костюшко.

Существуют зарисовки Орловского, запечатлевшие эпизоды этого события ("На бивуаке", "Группа солдат Костюшко в лагере", "Битва под Рацлавицами", все 1798, и др.).

В 1802 г. художник приехал в Петербург, где и прожил до конца жизни. Вначале судьба была к нему благосклонна. Покровительство А. Чарторижского, близкого к императору Александру I, способствовало тому, что Орловский оказался на службе у великого князя Константина Павловича.

Уже с 1803 г. он значился в списке "получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его Императорского Высочества повелениям". В Мраморном дворце, принадлежавшем великому князю, ему была предоставлена квартира из трех комнат с окнами на Неву.

Талантливый рисовальщик, Орловский создал многочисленные карандашные, акварельные, пастельные произведения романтического характера. Недаром А. С. Пушкин посвятил ему строки своего известного стихотворения: Бери свой быстрый карандаш, Рисуй, Орловский, ночь и сечу! Всадники на вздыбленных конях, кораблекрушения и бури на море - таковы сюжеты его композиций того времени.

После создания картины "Бивуак казаков" (1809) его удостоили звания академика "как знаменитого художника, труды которого давно известны Академии". Большое место в творчестве художника занимал портрет. Яркая индивидуальность и выразительность свойственны "Автопортрету в красном плаще" (1809) и "Автопортрету в черкеске" (ок. 1820). Сильный характер и романтический пафос сближали его с поколением русских людей периода наполеоновских войн.

Темпераментной манерой рисунка, оригинальным цветовым решением, достигнутым соединением черного итальянского карандаша с красновато-охристой сангиной, отмечены портреты архитектора Ч. Камерона (1809), композитора М. Клементи (1810), А. М. Ланской (1816). Жанровые акварельные зарисовки, изображавшие типы рабочего люда Петербурга - разносчиков, каменщиков, стекольщиков, составили целую серию, предвосхитившую более поздние произведения И. С. Щедровского и А. Г. Венецианова.

В рисунках и литографиях 1810-х гг. получила отражение зрелищная сторона жизни столицы: "Бега на Неве", "Лихач" и др. Сочувствием к судьбам людей обездоленных проникнуты рисунки "Привал арестантов", "Нищие крестьяне у кареты" (оба 1815) и др. С 1816 г. художник одним из первых в России обратился к технике литографии и выполнил ряд отдельных листов и альбомов-серий, получивших широкое признание у современников ("Тетради на тему русского народного быта", 1825-26, и др.). Человек широкого кругозора, прогрессивно настроенный, художник состоял членом масонской ложи "Соединенные друзья", а также ложи "Палестина", запрещенных Александром I и потому строго законспирированных.

Знакомый с представителями театральной и литературной среды Петербурга, он общался с И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским, Д. В. Давыдовым, которые любили и ценили его. И. А. Крылов заказывал художнику иллюстрации для изданий своих басен. Кроме того, Орловский исполнил портрет знаменитого баснописца (1812). Однако после кончины великого князя Константина Павловича Орловский лишился службы, квартиры и средств к существованию. Некоторое время состоял при военно-топографическом депо, но это продолжалось недолго. Подорванное здоровье, отсутствие поддержки привели художника к смерти.

Орловский Александр Осипович

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Живописец, график.

Родился в обеспеченной польской семье. Художественное образование получил в Варшаве, где около десяти лет занимался у живописца-баталиста и рисовальщика Ж. П. Норблена де ла Гурдена, в придворных мастерских М. Баччапрелли, а также у миниатюриста В. Лесера и гравера Б. Фолино. Неоднократно прерывал свое обучение: во время восстания Т. Костюшко в 1793–1795 служил добровольцем в повстанческой армии. По возвращению в Варшаву заручился покровительством князя Юзефа Понятовского и быстро «вошел в моду» у польской аристократии.

В 1801 жил в Литве. В том же году издал в Лондоне серию рисунков под названием Paul I, l`Impereur de toutes les Russies, honore Kosciuszko d`une visite dans sa prison. Год спустя приехал в Санкт-Петербург, где вскоре также стал «модным» художником, снискав расположение и покровительство великого князя Константина Павловича. В 1807 разрабатывал эскизы мундиров императорского батальона милиции и гвардейских полков. В 1809 за картину «Бивуак казаков» удостоен звания академика ИАХ.

С 1819 состоял на службе в военно-топографическом депо Главного штаба рисовальщиком и живописцем 10-го класса, создавал эскизы новых военных мундиров. Работал в области книжной графики, создал в технике литографии иллюстрации к книгам «Путешествие в Персию в 1812 и 1813 годах» Г. Друвиля (1819), «Басни» И. А. Крылова (1824). Занимался офортом и литографией. В 1824 получил через министра Народного Просвещения привилегию на тиражирование своих литографий с запрещением их копирования другими мастерами.

Много путешествовал по России и Европе. Интересовался культурой Востока, собрал обширную коллекцию оружия и предметов восточного искусства. В определенные периоды своей творческой биографии стилизовал подпись под арабскую скоропись, что привносило в его произведения элемент экзотики.

Ретроспективные выставки произведений Орловского были показаны в 1938 и 2002 в Государственном Русском музее в Ленинграде (Санкт-Петербурге), в 1958 - в Государственной Третьяковской галерее в Москве и Национальном музее в Варшаве.

Орловский - выдающийся художник первой трети XIX века, один из основоположников романтизма в России. Его художественное наследие чрезвычайно велико и разнообразно. Он работал как портретист, пейзажист, баталист, анималист, создавал произведения на бытовые и эротические сюжеты, карикатуры. Был виртуозным рисовальщиком, прекрасно владевшим многими графическими техниками. Излюбленными материалами мастера были пастель, соус, мел, сангина, сепия, которые позволяли добиваться сочной тональности и выразительной фактуры. Лучшие рисунки Орловского отличаются свободой, внешней легкостью исполнения, энергичностью штриха, артистизмом и импровизационностью манеры, лаконичностью приемов. Многократно варьировал наиболее удачные сюжеты своих произведений. Среди наиболее распространенных мотивов живописи и графики Орловского - восточные всадники, бури, кораблекрушения, сцены битвы. Особое внимание уделял эффектам освещения.

Был одним из первых в России, кто обратился к технике литографии. Особенно ценятся литографированные листы Орловского с изображением торговцев, разносчиков, с тройками и различными сценами русской жизни. Имея привилегию на распространение собственных литографий, тщательно следил за тиражами, чтобы не снижать цену на них. Все прижизненные отпечатки выполнены на толстой качественной бумаге и содержат на полях печать мастера. В поздних оттисках, изготовленных уже после его смерти, как правило, использовалась тонкая бумага.

Популярность Орловского в первой трети XIX столетия была чрезвычайно высока, что делает особенно актуальным вопрос разделения подлинных произведений мастера и работ его многочисленных учеников и подражателей.

Произведения Орловского находятся во многих музейных собраниях России и за рубежом, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Национальном музее в Варшаве и других.

Историк русского искусства барон Николай Николаевич Врангель в одной из своих работ дал такую характеристику художнику Александру Осиповичу Орловскому: "Первый поэт войны и мира, поэт героического эпоса. Курьезный оригинал, о котором говорят все, но жизнь которого мало известна. Легендарная личность, герой невероятных похождений, забавный чудак, дикий самодур и изысканный коллекционер редкостей. Первый художник быта, насмешник-карикатурист, портретист, живописец животных, пейзажист, может быть скульптор. Поляк, ученик француза, проведший полжизни в России. Художник, солдат, странствующий актер, любимец Великого князя Константина. Атлет, обманутый муж, "ленивый, преленивый" автор тысяч рисунков. Странная смесь способностей и недостатков, характерная фигура тревожной и мирной жизни Александровского времени. Его рисунки - целый дневник эпохи романтической и увлекательной ". Действительно так и есть, хотя часто авторство Орловского даже и не обозначается при печатании его рисунков и литографий. А встречаются они в исторической литературе довольно часто, но только имя художника в настоящее время почти совсем забыто.



Орловский А.О. Портрет польского шляхтича 1820


О жизни художника известно очень мало, его относили к чудакам и оригиналам. Говорят, что именно поэтому его очень полюбил Великий князь Константин Павлович, брат императора Александра I. Благодаря его покровительству художник не бедствовал и был защищен от тех, кто становился персонажами его карикатур.





Орловский А.О. Рыцарь





Орловский А.О. Портрет польского дворянина




Орловский А.О. Резня в Праге 1810






Орловский А.О. Битва за Костюшко 1801





Орловский А.О. Портрет Тадеуша Костюшко



Весной 1794 года началось польское восстание под предводительством Тадеуша Костюшко и как истинный поляк, переживающий за свою Родину, Орловский не остался в стороне от этого события. Он много рисует батальных сцен, делает зарисовки военных, солдат. Восстание было подавлено, Польша не смогла получить независимость. А художник в 1802 году уезжает с Родины и до конца жизни обосновывается в Петербурге.




Орловский А.О. Портрет императора Александра I на фоне Петропавловской крепости



(колоризация черно-белого рисунка)





Орловский А.О. Портрет великого князя Константина Павловича 1802



С 1803 года Орловский значится в особом списке у Великого князя Константина Павловича с указанием на то, что он находится среди "получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его Императорского Высочества повелениям ". Благодаря этому покровительству Александр Осипович может свободно работать: он делает карандашные рисунки, пишет маслом картины военной тематики, пейзажи, портреты, виды Петербурга и его окрестностей, выполняет иллюстрации по заказу писателей и поэтов... За картину "Бивуак казаков" (1809) его удостоивают звания академика "как знаменитого художника, труды которого давно известны Академии".






Орловский А.О. Петербург Сенная площадь 1820





Орловский А.О. Черкесы






Орловский А.О. Казаки на бивуаке





Орловский А.О. Верховой казак, конвоирующий крестьянина






Орловский А.О. Казачий патруль





Орловский А.О. Рядовой лейб-гвардии Казачьего полка



У А.Н.Бенуа в книге "Русская живопись в XIX веке. Первые портретисты" читаем про А.О.Орловского: "...его... заметил великий князь Константин Павлович, большой охотник до всяких чудаков, и...взял его к себе во дворец, после чего он, разумеется, стал пользоваться таким успехом, что не поспевал справляться с заказами. Особенно способствовали этому его карикатуры. Было принято возить его на балы, на ужины, на обеды, в интимные кружки и на парадные фестивали, и всюду он должен был показывать свои штуки, до бесконечности разнообразные. В час времени создавал он громадные композиции, разливал по столам чернильные кляксы в виде всяких кикимор и животных, с престидижитаторскои ловкостью рисовал карандашом, мазал пальцами, спичками, носом всякую всячину; то принимался делать шаржи на присутствующих, аллегории на злобы дня, то рисовал костюмы для маскарадов или народные сценки в юмористическом духе. Тут же принимал он участие в крупной карточной игре, как ни в чем не бывало проигрывал пол своего состояния или вдруг выигрывал невероятные суммы, которые на следующий же день растрачивал до последней копейки на покупку всякого исторического старья (как характерно для времени!) на толкучке: лат, пик, шлемов, панцирей, старинных костюмов. Дом его мало-помалу от всего этого принял вид какого-то средневекового мрачного арсенала, куда, впрочем, с охотой приходили похохотать и поспорить русские бары и польские паны."





Орловский А.О. Всадник 1819





Орловский А.О. Портрет молодой дамы






Орловский А.О. Морской вид




Орловский А.О. Крестьянин на телеге 1812






Орловский А.О. Быстрая тройка





Орловский А.О. Автопортрет в строю казацком



Оригинальность Орловского была притчей во языцах. Так М.Пыляев в своей книге "Замечательные чудаки и оригиналы" рассказывает о нем: "...известный художник Орловский очень часто выходил из дому в наряде лезгинца, с кинжалом и в папахе. Орловский был мужчина высокого роста, смуглый, черноглазый и силы большой, наряд черкеса очень шел к нему, нередко ему сопутствовали два его камердинера, из которых один желтолицый, узкоглазый калмык в своем родном одеянии, и другой – черный как смоль араб в широких шальварах, куртке и чалме ." Кроме того Орловского не обошло стороной и модное в то время увлечение масонами. Он был членом масонской ложи "Соединенные друзья" и ложи "Палестина", запрещенных императором Александром I и потому строго законспирированных. На почве этого он часто общался с представителями театральной и литературной среды Петербурга с И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским, Д. В. Давыдовым, которые любили его и даже отводили ему место в своих произведениях.





Орловский А.О. Мужской портрет





Орловский А.О. Портреты-карикатуры на архитектора Джакомо Кваренги 1811





Орловский А.О. Портрет Левушки Пушкина 1822




Орловский А.О. Портрет Дениса Давыдова 1814



После себя Александр Осипович Орловский оставил огромное количество рисунков, но как водится все как-то "распылилось" и разошлось по рукам. И опять А.Н.Бенуа об А.О. Орловском: "Не было же у него школы потому, что на него глядели как на чудака, фокусника, налепили ему не особенно важную в то время кличку русского Ваувермана и сейчас же после смерти забыли даже те, у кого были богатейшие собрания его рисунков и набросков, сваленных в одну кучу, в одни альбомы со всякими силуэтами, любительскими карикатурами и помарками заезжих шарлатанов ."



Рисунки Алексанра Осиповича Орловского






Орловский А.О. После боя





Орловский А.О. Польский дворянин





Орловский А.О. Пьяницы





Орловский А.О. Портрет мужчины с бородой 1822





Орловский А.О. Портрет танцовщика Луи Антуан Дюпора 1809





Орловский А.О. Портреты Ланской А.М и Ланского А.П. 1816-1817





Орловский А.О. Портрет девочки






Орловский А.О. Любовная пара 1822






Орловский А.О. Кошка






Орловский А.О. Собака





Орловский А.О. Голова лошади






Орловский А.О. Подорожная




ПАМЯТИ ЖИВОПИСЦА ОРЛОВСКОГО



Грустно видеть, Русь святая,

Как в степенные года

Наших предков удалая

Изнемечилась езда.



То ли дело встарь: телега,

Тройка, ухарский ямщик;

Ночью дуешь без ночлега,

Днем же — высунув язык.



Но зато как всё кипело

Беззаботным удальством!

Жизнь — копейка! бей же смело,

Да и ту поставь ребром!



Но как весело, бывало,

Колокольчик рассыпной;



А когда на водку гривны

Ямщику не пожалеть,

То-то песни заунывны

Он начнет, сердечный, петь!



Север бледный, север плоский,

Степь, родные облака —

Где слышна была тоска;



Но тоска — струя живая

Из родного тайника,

Полюбовная, святая,

Молодецкая тоска.



Сердце сердцу весть давало,

И из тайной глубины

Всё былое выкликало,

И все слезы старины.



Не увидишь, как проскачешь,

И не чувствуешь скачков,

Ни как сердцем сладко плачешь,

Ни как горько для боков.



А проехать ли случится

По селенью в красный день?

Наш ямщик приободрится,

Шляпу вздернет набекрень.



Как он гаркнет, как присвиснет

Горячо по всем по трем, —

Вороных он словно вспрыснет

Вдохновительным кнутом.



Тут знакомая светлица

С расписным своим окном;

Тут его душа девица

С подаренным перстеньком.



Поравнявшись, он немножко

Вожжи в руки приберет,

И растворится окошко, —

Словно солнышко взойдет.



И покажется касатка,

Белоликая краса.

Что за очи! за повадка!

Что за русая коса!



И поклонами учтиво

Разменялися они,

И сердца в них молчаливо

Отозвалися сродни.



А теперь, где эти тройки?

Где их ухарский побег?

Где ты, колокольчик бойкий,

Ты, поэзия телег?



Где ямщик наш, на попойку

Вставший с темного утра,



И загнать готовый тройку

Из полтины серебра?



Русский ям молчит и чахнет,

От былого он отвык;

Русским духом уж не пахнет,

И ямщик уж не ямщик.



Дух заморский и в деревне!

И ямщик, забыв кабак,

Распивает чай в харчевне

Или курит в ней табак.



Песню спеть он не сумеет,

Нет зазнобы ретивой,

И на шляпе не алеет

Лента девицы милоМЃй.



По дороге, в чистом поле

Колокольчик наш заглох,

И, невиданный дотоле,

Молча тащится, трёх-трёх,



Словно чопорный германец

При ботфортах и косе,

Неуклюжий дилижанец

По немецкому шоссе.



Грустно видеть, воля ваша,

Как, у прозы под замком,

Поэтическая чаша

Высыхает с каждым днем;



Как всё то, что веселило

Иль ласкало нашу грусть,

Что сыздетства затвердило

Наше сердце наизусть,



Все поверья, всё раздолье

Молодецкой старины —

Подъедает своеволье

Душегубки-новизны.



Нарядились мы в личины,

Сглазил нас недобрый глаз,

И Орловского картины —

Буква мертвая для нас.



Но спасибо, наш кудесник,

Живописец и поэт,

Малодушным внукам вестник.

Богатырских оных лет!



Русь былую, удалую

Ты потомству передашь:

Ты схватил ее живую

Под народный карандаш.



Захлебнувшись прозой пресной,

Охмелеть ли захочу,

И с мечтой из давки тесной

На простор ли полечу, —



Я вопьюсь в твои картинки

Жаждой чувств и жаждой глаз,

И творю в душе поминки.

По тебе, да и по нас!



П.А. Вяземский 1833


Александр Осипович Орловский (1777, Варшава - 1832, Петербург) - русский живописец-баталист и жанрист польского происхождения.

Биография Александра Орловского

Александр Орловский родился в небогатой шляхетской семье.

Княгиня Изабелла Чарторыйская, случайно заметив в будущем художнике склонность к рисованию, отдала его в ученье к жившему в Варшаве живописцу Ж. Норблену де ла Гурдену.

Движимый патриотизмом и любовью к приключениям, Орловский в 1794 году поступил на службу в польское войско, участвовал в нескольких битвах восстания Костюшко и, будучи ранен в одной из них, вернулся в Варшаву. Здесь он стал вести беспорядочную жизнь и даже пристал к труппе фокусника.

Творчество Орловского

Норблен, ценя его артистическое дарование, старался отклонить его от этих похождений и снова принял в свой дом.

С той поры Орловский посвятил себя всецело искусству, которое вскоре доставило ему некоторую известность среди варшавян. Затем он провёл целый год в Литве, переезжая с места на место и изучая нравы местного дворянства и народный быт.

По возвращении в Варшаву, он нашёл покровителя в лице князя Юзефа Понятовского и вошёл в моду у польской аристократии.

В 1802 году приехал в Санкт-Петербург, где попал в милость к великому князю Константину Павловичу, был поселён при его дворе и своими рисунками и карикатурами составил себе имя в обществе.

Дабы ближе познакомиться с Россией, ездил в Москву, Новгород и другие местности империи; путешествовал, кроме того, по Франции, Италии и Германии.

В 1809 году за картину «Бивуак казаков» Санкт-Петербургская академия художеств присудила ему звание академика. В 1819 году он был причислен к генеральному штабу для сочинения рисунков военных костюмов.

Орловский - талантливый, бойкий, но нестрогий рисовальщик, умевший схватывать характерные черты изображаемых лиц и фигур и придавать им движение, но впадавший при этом зачастую в утрирование.

Кроме картин, писанных масляными красками, каковы, например, находящиеся в Эрмитаже «Казак, убивающий тигра», «Коровы на пастбище», «Отдых охотников», «Домашний скот на лугу», «Стадо на пастбище», «Морской вид» и «Кораблекрушение», Орловский произвёл несчётное множество карандашных, акварельных и черченных пером рисунков, рассеянных в альбомах особ царской фамилии и любителей искусства.

Многие из этих произведений, изображающих преимущественно казаков, башкир и других всадников, мчащиеся тройки и сцены простонародной жизни, были им самим литографированы.

Русский живописец-баталист и жанрист польского происхождения Орловский А.О. в своих картинах и, еще более в рисунках, проявился одним из первых представителей реального направления и, отчасти, жанровой живописи.

Предметом его живописи чаще всего служили сцены из военной жизни, казаки, башкиры, бой со зверями и особенно удававшиеся ему лошади.

Его картины, несмотря на ряд технических недостатков, отличаются жизненностью и живостью колорита. Значительную художественную ценность имеют и его мелкие рисунки и карикатуры, которым сам автор придавал большое общественное значение.

Орловский упоминается в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

Бери свой быстрый карандаш,

Рисуй, Орловский, ночь и сечу!

"Русь былую, удалую
Ты потомству передашь:
Ты схватил ее живую
Под народный карандаш."

П.Вяземский Памяти живописца А.О. Орловского

А.О. Орловский Автопортрет в черкеске 1820

Александр Орловский (1777- 1832) - русский художник - баталист и жанрист польского происхождения,гравёр,писал портреты и карикатуры,занимался иллюстрациями, около десяти лет проработал в мастерской баталиста Я.П. Норблена в Варшаве,нашёл покровительство в лице князя Понятовского.

Князь Юзеф Понятовский

Весной 1794 года началось польское восстание под предводительством Тадеуша Костюшко и как истинный поляк, переживающий за свою Родину, Орловский не остался в стороне от этого события,он участвует в нескольких сражениях, много рисует батальных сцен, делает зарисовки военных, солдат,а после ранения возвращается в Варшаву,где становится довольно известен. В 1802 году художник уезжает в Санкт-Петербург, где и обосновывается до конца жизни.

Портрет Тадеуша Костюшко

В 1809 г. за картину "Ночной бивуак казаков" Орловский получил звание академика батальной живописи "как знаменитый художник, труды которого давно известны Академии".Модные увлечения Орловского - батальная живопись, верховая езда, литографии и альбомные рисунки сделали художника популярной в высшем обществе фигурой. Не перечесть знакомств живописца с известными людьми того времени.

Ночной бивуак казаков

Орловский - яркий представитель романтизма в живописи, автор акварелей, рисунков, литографий и картин, отмеченных темпераментом и свободой исполнения. Героической приподнятостью отличаются созданные им образы героев войны 1812 года.. Он один из основоположников жанровой живописи, шаржа и политической карикатуры. О вкладе А.Орловского в российскую сатирическую графику свидетельствует тот факт, что В.Верещагин, автор трехтомной "Истории русской карикатуры", посвятил произведениям этого художника отдельный том. Его работы имеются в Государственном историческом музее,Государственной Третьяковской галерее, музеях Барнаула, Иркутска, Краснодара, Н. Новгорода, Саратова, Ставрополя, Рязани, Челябинска, Минска и других.

Орловский упоминается в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
Бери свой быстрый карандаш,
Рисуй, Орловский, ночь и сечу!

Вспомнил Пушкин Орловского также в «Путешествии в Арзрум»:
"У кибиток… пасутся уродливые, косматые кони, знакомые вам по прекрасным рисункам Орловского."

Героической приподнятостью отличаются созданные им образы героев войны 1812 года.Историк русского искусства барон Николай Николаевич Врангель в одной из своих работ дал такую характеристику художнику Александру Осиповичу Орловскому: "Первый поэт войны и мира, поэт героического эпоса. Курьезный оригинал, о котором говорят все, но жизнь которого мало известна. Легендарная личность, герой невероятных похождений, забавный чудак, дикий самодур и изысканный коллекционер редкостей. Первый художник быта, насмешник-карикатурист, портретист, живописец животных, пейзажист, может быть скульптор. Поляк, ученик француза, проведший полжизни в России. Художник, солдат, странствующий актер, любимец Великого князя Константина. Атлет, обманутый муж, "ленивый, преленивый" автор тысяч рисунков. Странная смесь способностей и недостатков, характерная фигура тревожной и мирной жизни Александровского времени. Его рисунки - целый дневник эпохи романтической и увлекательной". Действительно так и есть, хотя часто авторство Орловского даже и не обозначается при печатании его рисунков и литографий. А встречаются они в исторической литературе довольно часто, но только имя художника в настоящее время почти совсем забыто.

Орловский А.О. Портрет польского шляхтича 1820

О жизни художника известно очень мало, его относили к чудакам и оригиналам. Говорят, что именно поэтому его очень полюбил Великий князь Константин Павлович, брат императора Александра I. Благодаря его покровительству художник не бедствовал и был защищен от тех, кто становился персонажами его карикатур.Орловский произвёл несчётное множество карандашных, акварельных и черченных пером рисунков, рассеянных в альбомах особ царской фамилии и любителей искусства. Многие из этих произведений, изображающих преимущественно казаков, башкир и других всадников, мчащиеся тройки и сцены простонародной жизни, были им самим литографированы.

Орловский А.О. Портрет польского дворянина

Орловский А.О. Битва за Костюшко 1801

Орловский А.О. Портрет великого князя Константина Павловича 1802

С 1803 года Орловский значится в особом списке у Великого князя Константина Павловича с указанием на то, что он находится среди "получающих жалованье, порции и прочее содержание по особым Его Императорского Высочества повелениям ". Благодаря этому покровительству Александр Осипович мог свободно работать: он делает карандашные рисунки, пишет маслом картины военной тематики, пейзажи, портреты, виды Петербурга и его окрестностей, выполняет иллюстрации по заказу писателей и поэтов...

Орловский А.О. Петербург Сенная площадь 1820

Орловский А.О. Черкесы

Орловский А.О. Казаки на бивуаке

Орловский А.О. Верховой казак, конвоирующий крестьянина

Орловский А.О. Казачий патруль

Орловский А.О. Рядовой лейб-гвардии Казачьего полка

Кавказский воин

У А.Н.Бенуа в книге "Русская живопись в XIX веке. Первые портретисты" читаем про А.О.Орловского: "...его... заметил великий князь Константин Павлович, большой охотник до всяких чудаков, и...взял его к себе во дворец, после чего он, разумеется, стал пользоваться таким успехом, что не поспевал справляться с заказами. Особенно способствовали этому его карикатуры. Было принято возить его на балы, на ужины, на обеды, в интимные кружки и на парадные фестивали, и всюду он должен был показывать свои штуки, до бесконечности разнообразные. В час времени создавал он громадные композиции, разливал по столам чернильные кляксы в виде всяких кикимор и животных, с престидижитаторскои ловкостью рисовал карандашом, мазал пальцами, спичками, носом всякую всячину; то принимался делать шаржи на присутствующих, аллегории на злобы дня, то рисовал костюмы для маскарадов или народные сценки в юмористическом духе. Тут же принимал он участие в крупной карточной игре, как ни в чем не бывало проигрывал пол своего состояния или вдруг выигрывал невероятные суммы, которые на следующий же день растрачивал до последней копейки на покупку всякого исторического старья (как характерно для времени!) на толкучке: лат, пик, шлемов, панцирей, старинных костюмов. Дом его мало-помалу от всего этого принял вид какого-то средневекового мрачного арсенала, куда, впрочем, с охотой приходили похохотать и поспорить русские бары и польские паны."

Орловский А.О. Всадник 1819

Орловский А.О. Портрет молодой дамы

Орловский А.О. Морской вид

Орловский А.О. Быстрая тройка

Оригинальность Орловского была притчей во языцах. Так М.Пыляев в своей книге "Замечательные чудаки и оригиналы" рассказывает о нем: "...известный художник Орловский очень часто выходил из дому в наряде лезгинца, с кинжалом и в папахе. Орловский был мужчина высокого роста, смуглый, черноглазый и силы большой, наряд черкеса очень шел к нему, нередко ему сопутствовали два его камердинера, из которых один желтолицый, узкоглазый калмык в своем родном одеянии, и другой - черный как смоль араб в широких шальварах, куртке и чалме ." Кроме того Орловского не обошло стороной и модное в то время увлечение масонами. Он был членом масонской ложи "Соединенные друзья" и ложи "Палестина", запрещенных императором Александром I и потому строго законспирированных. На почве этого он часто общался с представителями театральной и литературной среды Петербурга с И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным, П. А. Вяземским, Д. В. Давыдовым, которые любили его и даже отводили ему место в своих произведениях.

Орловский А.О. Мужской портрет

А.Орловский Перевязка раны

Орловский А.О. Портрет Дениса Давыдова 1814

Портрет Кутузова

Наполеон на о.Св.Елены

Персидский вельможа

Схватка с тигром

После себя Александр Осипович Орловский оставил огромное количество рисунков, но как водится все как-то "распылилось" и разошлось по рукам. И опять А.Н.Бенуа об А.О. Орловском: "Не было же у него школы потому, что на него глядели как на чудака, фокусника, налепили ему не особенно важную в то время кличку русского Ваувермана и сейчас же после смерти забыли даже те, у кого были богатейшие собрания его рисунков и набросков, сваленных в одну кучу, в одни альбомы со всякими силуэтами, любительскими карикатурами и помарками заезжих шарлатанов ."

Орловский А.О. Карикатура на архитектора Джакомо Кваренги 1811

Орловский А.О. Портрет Левушки Пушкина 1822

Портрет баснописца Крылова

Орловский А.О. Пьяница

Орловский А.О. Портрет мужчины с бородой 1822

Орловский А.О. Портрет танцовщика Луи Антуан Дюпора 1809

Орловский А.О. Портреты Ланской А.М и Ланского А.П. 1816-1817

Орловский А.О. Портрет девушки

Орловский А.О. Кошка

Орловский А.О. Собака

Орловский А.О. Голова лошади

Орловский А.О. Подорожная

После кончины великого князя Константина Павловича в 1831 году Орловский лишился службы, квартиры и средств к существованию. Некоторое время состоял при военно-топографическом депо, но это продолжалось недолго. Подорванное здоровье, отсутствие поддержки привели художника к смерти 13 марта 1832 года..

По материалам интернета.



Похожие статьи
 
Категории