Значение якопо делла кверча в современном энциклопедическом словаре. Шедевры старых мастеров.Якопо делла Кверча Жизнеописание якопо делла кверча

17.07.2019

Хочу познакомить вас с творчеством

ЯКОПО ДЕЛЛА КВЕРЧА-1371 — 1438, итальянск огоскульптор а переходной эпохи от средневековых традиций к стилю Возрождения .Его работы заинтересовали меня после посещения кафедрального собора в Лукке,где находится одна из знаменитых его работ -надгробный памятник Иларии Карретто

Неправильные пропорции человеческого тела и сухость контуров его работ ещё говорят о близости скульптора к XIII веку. В знании анатомии и в передаче индивидуальности изображаемых лиц он уступает своему современнику Донателло, но по стремлению к величественности форм, по силе и глубине чувства может считаться преемником Джованни Пизано и предшественником Микеланджело.

ГЛАВНЫЕ РАБОТЫ

Его главные работы: надгробный памятник Иларии Карретто в соборе Лукки, алтарь и два памятника в церкви Сан-Фредиано Луки, скульптурные украшения главного портала церкви Св. Петрония в Болоньеи скульптуры фонтана на площади Пьяцца дель Кампо в Сиене, давшие художнику прозвище «делла-Фонте» и изображающие Богоматерь, аллегорические олицетворения добродетелей и некоторые события Ветхого Завета.

О СКУЛЬПТОРЕ

Якопо делла Кверча родился в 70-х годах XIV века в местечке Кверча в Сиенской области. Его отец Пьетро де Филиппо был ювелиром и скульптором. Первые из его работ были выполнены в Сиене в возрасте 19-ти лет.

Бежав от чумы, Якопо приехал в Лукку, где синьором был Пауло Гвиниджи, незадолго до этого потерявший молодую и горячо любимую жену Иларию. Для неё в капелле Квиниджи собора Св. Мартина Якопо выполнил мраморное надгробие. Надгробие имеет вид саркофага, на боковых стенках которого изображены путти, несущие гирлянду, а сверху лежит умершая красавица и в ногах её собачка, символ верности мужу.

После этого Якопо поехал во Флоренцию, чтобы участвовать в конкурсе на выполнение одной из дверей Баптистерия Сан Джованни. Он выполнил модель, которая была всеми признана великолепной и несомненно выиграл бы конкурс, если бы в нём не участвовали такие мастера как Донателло и Брунелески.

Не смея соперничать со скульпторами, авторитет которых он признавал, Якопо поехал в Болонью, где в течение 12 лет работал над мраморным порталом собора Сан Петронио. На портале он вырезал 15 историй из Ветхого завета, от сотворения человека до Потопа. А в арке над порталом он выполнил мраморные фигуры Мадонны с младенцем, Св. Петрония и ещё одного святого. И портал и фигуры над ним сохранились до нашего времени.

Болонья.Базилика Сан Петронио.Так и не был достроен его фасад.

Болонья.Базилика Сан Петронио

Портал церкви Сан Петронио в Болонье.

Детали портала.


Базилика Святого Фридиана, Лукка


Алтарь и два памятника в церкви Сан-Фредиано Луки.Работа Якопо делла Кверча.


Главная городская площадь в СИЕНЕ-Пьяцца дель Кампо,где размещён фонтан.



Около 1340 года сиенская Синьория постановила соорудить общественный фонтан на главной площади города Пьяцца дель Кампо. Работы были поручены сиенским скульпторам и архитекторам Агостино и Аньоло, которые соорудили прямоугольную чашу фонтана и провели к ней по свинцовым и глиняным трубам воду. 01 июня 1343 года состоялось торжественное открытие фонтана. После этого Аньоло уехал в Ассизи. Агостино же начал делать рисунки для мраморного украшения фонтана. Делая рисунки, он и умер на площади около созданного им фонтана.


В 1408 году Якопо делла Кверча, прославившийся работами в Болонье, Лукке и Флоренции,вернулся на родину в Сиену.. Городская Синьория незамедлительно заказала ему мраморное украшение фонтана за вознаграждение 200 скуди золотом. Якопо украсил мраморными скульптурами три стены фонтана.

В центре он поставил скульптуру Девы Марии с младенцем Христом на руках, а вокруг нее мраморные же скульптуры двух ангелов, семи Добродетелей и Реи Сильвии с младенцами Ромулом и Ремом на руках.

Также выполнены мраморные рельефные композиции - «Изгнание из Рая» и «Сотворение Адама». Внизу же под фигурами и рельефами он поставил скульптуры львов и волков, служивших эмблемой города Сиены. Мраморное украшение фонтана было готово в 1419 году и вызвало такой восторг сиенцев, что скульптора Якопо делла Кверча после этого стали звать Якопо делла Фонте.

В XIX веке было принято решение перенести подлинные скульптуры с фонтана, пострадавшие от времени, в музей палаццо Пубблико, а вместо них на площади поставить копии. Копии выполнены в середине XIX века сиенским скульптором Тито Сарокки.

ДРУГИЕ РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА

"Мадонна. Смирение", Национальная галерея, Вашингтон

Acca Larentia", Сиена

"Рея Сильвия", Сиена


"Благовещение: Ангел", Крашеное дерево, высота: 175 см, Сан-Джиминьяно

Крестильная купель", мрамор, золоченая бронза, высота 402 см
Баптистерий, Сиена


"Архангел Гавриил", Сан-Джиминьяно, Тоскана, Италия

"Благовещенье Девы Марии", Сан-Джиминьяно, Тоскана, Италия

После этого Якопо работал для украшения Сиенского Собора и за свои заслуги перед городом в 1435 году был возведен Сиенской Синьорией в рыцарское достоинство. В том же году он был назначен попечителем Собора и в этой должности оставался до самой своей смерти, произошедшей на 64-м году жизни 20 октября 1438 года. Хоронил Якопо весь город. По выражению Вазари, у Якопо была счастливая судьба, потому что он нашёл признание своего таланта и своих заслуг на Родине, а такое бывает редко.

Якопо делла Кверча

Якопо детла Куэрча (Jacopo della Quercia) (около 1374, Сиена, - 20.10.1438, там же), итальянский скульптор, представитель Раннего Возрождения. В 1401 участвовал в конкурсе на исполнение рельефов северных дверей флорентийского баптистерия. Работал в Сиене и Болонье, а также в Лукке (1406) и Ферраре (1408). Опирался на традиции Никколо и Джованни Пизано , испытал воздействие северо-итальянской пластики рубежа 14-15 вв. Для многих произведений Я. д. К. характерно влияние французской готики (гробница Иларии дель Карретто в соборе в Лукке, 1406; алтарь Трента в церкви Сан-Фредиано в Лукке, 1416-22). Позднеготические черты были во многом преодолены Я. д. К. в поздний период творчества в суровых и героических рельефах портала церкви Сан-Петронио в Болонье (истрийский камень, 1425-38). Драматизм и монументальность, воплощённые в мощных лаконических образах лучших произведений Я. д. К., оказали значительное влияние на Микеланджело.

Лит.: Либман М., Якопо делла Кверча, М., 1960; Seymour С h., Jacopo della Quercia, sculptor, New Haven - L., 1973; Jacopo della Quercia nell"arte del suo tempo..., Firenze, 1975 (каталог выставки).


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Якопо делла Кверча" в других словарях:

    Якопо делла Кверча - Якопо делла Кверча. Изгнание из рая. Рельеф портала церкви Сан Петронио в Болонье. ЯКОПО ДЕЛЛА КВЕРЧА (Jacopo della Quercia) (около 1374 1438), итальянский скульптор Раннего Возрождения. Искусству Якопо делла Кверча присущи напряженный драматизм … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Якопо делла Куэрча (Jacopo della Quercia) (около 1374 1438), итальянский скульптор. Представитель эпохи Раннего Возрождения. Опирался на традиции Никколо и Джованни Пизано, испытал воздействие северо итальянской пластики XIV XV вв. и… … Художественная энциклопедия

    - (Jacopo della Quercia) (около 1374 1438), итальянский скульптор Раннего Возрождения. Искусству Якопо делла Кверча присущи напряженный драматизм образов, монументальность, лаконизм форм (рельефы портала церкви Сан Петронио в Болонье, 1425 38) … Современная энциклопедия

    - (Jacopo della Quercia) (ок. 1374 1438) итальянский скульптор. Представитель Раннего Возрождения. Искусству Якопо Делла Кверча присущи драматизм образов, монументальность, лаконизм форм (рельефы портала церкви Сан Петронио в Болонье, 1425 38) … Большой Энциклопедический словарь

    Барельеф фонтана Фонте Гайя (Фонтана радости) на площади Пьяцца дель Кампо в Сиене Якопо делла Кверча (итал. Jacopo della Quercia; 1371, Кверча Гросса 1438, Сиена) итальянский скульптор переходной эпохи от средневековых традиций к стилю… … Википедия

    - (Jacopo della Quercia) (около 1374 1438), итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Искусству Якопо делла Кверчи присущи драматизм образов, монументальность, лаконизм форм (рельефы портала церкви Сан Петронио в Болонье, 1425 38). * * *… … Энциклопедический словарь

Кверча - итальянский скульптор. Якопо дела Кверча родился около 1371 года в местечке Кверча Гросса недалеко от Сиены, откуда и произошло его имя. Первоначально учился у своего отца, малоизвестного ювелира и резчика по дереву. В 1401 году Кверча, уже известного скульптора, пригласили принять участие в конкурсе на лучший проект вторых северных дверей флорентийского баптистерия. Кверча, будучи прекрасно знаком с произведениями Никколо и Джованни Пизано, в своем творчестве опирался на традиции проторенессансной пластики, равно как и на античное наследие, которое он имел возможность изучать на примере римских подлинников в тосканских городах и в проторенессансном преломлении Никколо Пизано.
Одной из первых работ Кверча является статуя сидящей Мадонны с Младенцем (1406), ныне хранящейся в музее при соборе в Ферраре. Этим же годом датируется надгробие Иларии дель Карретто в соборе Сан-Мартино в Лукке. Илария была супругой тирана Лукки Паоло Гвиниджи, богатого купца и банкира. После его смерти в 1432 г. фамильная капелла была разграблена толпой, пострадала и гробница; но, по словам Вазари, толпа, завороженная красотой изображения умершей, не решилась его разрушить. Гробница была вновь собрана по кускам, однако нет полной уверенности, что реконструкция была произведена абсолютно точно. Гробница, вероятно, имела балдахин, была ярко раскрашена и находилась на несколько более низком уровне.
Со второго десятилетия Кверча вступил в трудную полосу жизни, т.к. ему одновременно приходилось работать над несколькими монументальными заказами, причем в разных городах. В 1408 году Кверча получает заказ на изготовление водоема для центральной площади Сиены. Фонте Гайя стал одной из наиболее значительных работ мастера. Украшающие водоем рельефы и статуи (1414-1419) образуют стройную систему, которая была призвана укреплять гражданские добродетели. Рельефы размещены на невысоких стенках водоема, образующих в плане прямоугольник. В центре дано изображение покровительницы города - Мадонны, окруженной ангелами и добродетелями. В декорации водоема очень своеобразно переплетаются библейские («Сотворение Адама», «Изгнание из рая») и античные темы. Статуи легендарных персонажей - Реи Сильвии и Акки Ларенции, матери и кормилицы Ромула и Рема, апеллировали к патриотическим чувствам сиенцев. К сожалению, эта замечательная работа Кверча дошла до нас в очень плохом состоянии (утрачены отдельные фигуры, многие головы, сильно повреждена поверхность камня). И все же трудно не поддаться очарованию этого великолепного произведения мастера. В период между окончанием Фонте Гайя и получением заказа на болонский портал Кверча, не имевший монументальных заказов, обратился к деревянной скульптуре. Своей группой «Благовещение» (1421-1426) в кафедральном соборе Сан-Джиминьяно мастер сказал новое слово и в этой области искусства, весьма близкой сиенцам. В 1417-1434 гг. силами целой группы скульпторов (среди которых были Гиберти, Донателло и Кверча) в сиенском баптистерии была создана шестигранная мраморная купель, украшенная рельефами в бронзе. В 1427 году Кверча назначается руководителем работ; вероятно, он сыграл главную роль в скульптурной декорации мраморного табернакля (кивория), который был украшен рельефами с фигурами пророков и увенчан статуей Иоанна Крестителя. Купель сиенского баптистерия важна как памятник сотрудничества флорентийских и сиенских скульпторов.
В 1425 году Кверча получил заказ на самую главную работу всей своей жизни - рельефы главного портала церкви Сан-Петронио в Болонье. Декорация портала была строго продумана как целостная система. Она символизировала постепенное восхождение через ряд промежуточных ступеней от мира земного к миру небесному. Самой значительной частью ансамбля являются ветхозаветные сцены («Сотворение Адама», «Грехопадение», «Изгнание из Рая», «Адам и Ева» и другие, всего десять), украшающие широкие пилястры. Они были выполнены в основном самим мастером, а лучшие из них полностью принадлежат его руке. В сценах из Ветхого Завета Кверча достигает наибольшей зрелости. Его художественный язык предельно лаконичен, число действующих лиц сведено к минимуму, пейзаж едва намечен. Не подробности рассказа, но лишь драматическое содержание сюжета занимает художника, основное внимание которого сосредоточено на фигурах, обладающих редкостной пластической выразительностью. Хотя Кверча не пользуется горельефом, он достигает и средствами барельефа такой монументальности и мощи, что невольно вспоминаются образы Микеланджело. Умер Якопо дела Кверча в 1438 году.

Мадонна с гранатом, 1407-1408 года

Создание Евы, рельеф портала собора, 1425-1438 года. Сан-Петронио в Болонье.

Захария в храме, рельеф купели баптистерия в Сиене. Бронза. 1417-1428 года

Якопо делла Кверча.

5049 45 33

Хочу познакомить вас с творчеством

ЯКОПО ДЕЛЛА КВЕРЧА-1371 - 1438, итальянск огоскульптор а переходной эпохи от средневековых традиций к стилю Возрождения .Его работы заинтересовали меня после посещения кафедрального собора в Лукке,где находится одна из знаменитых его работ -надгробный памятник Иларии Карретто

Неправильные пропорции человеческого тела и сухость контуров его работ ещё говорят о близости скульптора к XIII веку. В знании анатомии и в передаче индивидуальности изображаемых лиц он уступает своему современнику Донателло, но по стремлению к величественности форм, по силе и глубине чувства может считаться преемником Джованни Пизано и предшественником Микеланджело.

ГЛАВНЫЕ РАБОТЫ

Его главные работы: надгробный памятник Иларии Карретто в соборе Лукки, алтарь и два памятника в церкви Сан-Фредиано Луки, скульптурные украшения главного портала церкви Св. Петрония в Болоньеи скульптуры фонтана на площади Пьяцца дель Кампо в Сиене, давшие художнику прозвище «делла-Фонте» и изображающие Богоматерь, аллегорические олицетворения добродетелей и некоторые события Ветхого Завета.

О СКУЛЬПТОРЕ

Якопо делла Кверча родился в 70-х годах XIV века в местечке Кверча в Сиенской области. Его отец Пьетро де Филиппо был ювелиром и скульптором. Первые из его работ были выполнены в Сиене в возрасте 19-ти лет.

Бежав от чумы, Якопо приехал в Лукку, где синьором был Пауло Гвиниджи, незадолго до этого потерявший молодую и горячо любимую жену Иларию. Для неё в капелле Квиниджи собора Св. Мартина Якопо выполнил мраморное надгробие. Надгробие имеет вид саркофага, на боковых стенках которого изображены путти, несущие гирлянду, а сверху лежит умершая красавица и в ногах её собачка, символ верности мужу.

После этого Якопо поехал во Флоренцию, чтобы участвовать в конкурсе на выполнение одной из дверей Баптистерия Сан Джованни. Он выполнил модель, которая была всеми признана великолепной и несомненно выиграл бы конкурс, если бы в нём не участвовали такие мастера как Донателло и Брунелески.

Не смея соперничать со скульпторами, авторитет которых он признавал, Якопо поехал в Болонью, где в течение 12 лет работал над мраморным порталом собора Сан Петронио. На портале он вырезал 15 историй из Ветхого завета, от сотворения человека до Потопа. А в арке над порталом он выполнил мраморные фигуры Мадонны с младенцем, Св. Петрония и ещё одного святого. И портал и фигуры над ним сохранились до нашего времени.

Болонья.Базилика Сан Петронио.Так и не был достроен его фасад.

Болонья.Базилика Сан Петронио

Портал церкви Сан Петронио в Болонье.

Детали портала.


Базилика Святого Фридиана, Лукка


Алтарь и два памятника в церкви Сан-Фредиано Луки.Работа Якопо делла Кверча.


Главная городская площадь в СИЕНЕ-Пьяцца дель Кампо,где размещён фонтан.



Около 1340 года сиенская Синьория постановила соорудить общественный фонтан на главной площади города Пьяцца дель Кампо. Работы были поручены сиенским скульпторам и архитекторам Агостино и Аньоло, которые соорудили прямоугольную чашу фонтана и провели к ней по свинцовым и глиняным трубам воду. 01 июня 1343 года состоялось торжественное открытие фонтана. После этого Аньоло уехал в Ассизи. Агостино же начал делать рисунки для мраморного украшения фонтана. Делая рисунки, он и умер на площади около созданного им фонтана.


В 1408 году Якопо делла Кверча, прославившийся работами в Болонье, Лукке и Флоренции,вернулся на родину в Сиену.. Городская Синьория незамедлительно заказала ему мраморное украшение фонтана за вознаграждение 200 скуди золотом. Якопо украсил мраморными скульптурами три стены фонтана.


В центре он поставил скульптуру Девы Марии с младенцем Христом на руках, а вокруг нее мраморные же скульптуры двух ангелов, семи Добродетелей и Реи Сильвии с младенцами Ромулом и Ремом на руках.

Также выполнены мраморные рельефные композиции - «Изгнание из Рая» и «Сотворение Адама». Внизу же под фигурами и рельефами он поставил скульптуры львов и волков, служивших эмблемой города Сиены. Мраморное украшение фонтана было готово в 1419 году и вызвало такой восторг сиенцев, что скульптора Якопо делла Кверча после этого стали звать Якопо делла Фонте.

В XIX веке было принято решение перенести подлинные скульптуры с фонтана, пострадавшие от времени, в музей палаццо Пубблико, а вместо них на площади поставить копии. Копии выполнены в середине XIX века сиенским скульптором Тито Сарокки.

ДРУГИЕ РАБОТЫ СКУЛЬПТОРА

"Мадонна. Смирение", Национальная галерея, Вашингтон

Acca Larentia", Сиена

"Рея Сильвия", Сиена


"Благовещение: Ангел", Крашеное дерево, высота: 175 см, Сан-Джиминьяно

Крестильная купель", мрамор, золоченая бронза, высота 402 см
Баптистерий, Сиена


"Архангел Гавриил", Сан-Джиминьяно, Тоскана, Италия

"Благовещенье Девы Марии", Сан-Джиминьяно, Тоскана, Италия

После этого Якопо работал для украшения Сиенского Собора и за свои заслуги перед городом в 1435 году был возведен Сиенской Синьорией в рыцарское достоинство. В том же году он был назначен попечителем Собора и в этой должности оставался до самой своей смерти, произошедшей на 64-м году жизни 20 октября 1438 года. Хоронил Якопо весь город. По выражению Вазари, у Якопо была счастливая судьба, потому что он нашёл признание своего таланта и своих заслуг на Родине, а такое бывает редко.

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ЯКОПО ДЕЛЛА КВЕРЧА

сиенского скульптора

(Якопо ди Пьетро д"Анджело делла Кверча - сиенский скульптор; родился в местечке Кверча в 70-х годах XIV в., умер в октябре 1438 г. Сын ювелира и скульптора Пьетро д"Анджело. Работал в Сиене, Лукке, Болопье, Флоренции, где участвовал в конкурсе па двери баптистерия в 1401 г.

Главные работы: «Фонте ди Пьяцца» («Фонте Гайа») в Сиеие (1408-1419) и купель в сиенском баптистерии; статуя Мадонны в Феррарском соборе (1408); гробница Илария дель Карретто (1406); статуя апостола (1413) и алтарь семейства Трента (закончен в 1422 г.) в соборе г. Лукки; скульптура портала церкви Сан Петронио (с 1425 г.) в Болонье. Другие работы: барельеф для капеллы Казини («Поклонение волхвов») в Сиенском соборе (теперь в собрании Ойетти во Флоренции); статуя Мадонны в Лувре; гробница Вари в церкви Сан Джакомо в Болонье; две деревянные работы («Ангел» и «Благовещение») в приходской церкви в Сан Джиминьяно. )

Итак 1 , скульптор Якопо, сын мастера Пьеро ди Филиппе 2 из Кверчи, местечка в Сиенской области, был первым, который после Андреа Пизано, Органьи 3 и других, упоминавшихся выше, работая в области скульптуры с большим усердием и тщательностью, начал показывать, как можно приблизиться к природе, и был первым, который ободрил и других, внушив им надежду на возможность хотя бы в некоторой степени с ней сравняться.

Первые из его работ, достойных упоминания, были выполнены в Сиене, когда ему было девятнадцать лет, и по следующему случаю. Когда сиенцы вышли войском против флорентинцев под предводительством Джан Тедеско, племянника Сакконе из Пьетрамалы, и Джованни д"Аццо Убальдини, Джованни д"Аццо в походе заболел и, перевезенный в Сиену, там скончался. Сиенцы, огорченные его смертью, постановили воздвигнуть к его похоронам, которые были весьма почетными, деревянное сооружение в виде пирамиды и поставить на нее конную статую этого Джованни работы Якопо 4 , вышиной превышающую натуральную и выполненную с большим вкусом и изобретательностью, ибо Якопо для выполнения этой работы придумал способ, до тех пор не применявшийся, сделав остов лошади и фигуры из кусков дерева и досок, сколоченных вместе и закутанных затем в сено и паклю; все это было крепко связано веревками и покрыто сверху глиной, смешанной с обрезками полотна, тестом и клеем. Этот способ был и остается поистине лучшим из всех, применяющихся в подобных случаях, ибо, хотя произведения, выполненные таким образом, с виду тяжелы, тем не менее позднее, когда они готовы и высохли, они становятся легкими, и, будучи побелены, они кажутся мраморными и весьма приятными на взгляд, какова и была названная работа Якопо 5 . К этому следует прибавить, что статуи, сделанные этим способом и из упомянутой смеси, не трескаются, что с ними случилось бы, если бы они были сделаны из одной цельной глины. Именно этим способом теперь и делают модели скульптур к величайшему удобству для художников, ибо в них они всегда имеют перед глазами образец и верные размеры выполняемых ими скульптур, чем они немало обязаны Якопо, который, как говорят, был изобретателем этого.

Засим Якопо обработал в Сиене две липовых доски, вырезав на них лица, бороды и волосы с таким терпением, что глядеть на них было диво 6 . А после этих досок, которые были поставлены в соборе, он выполнил из мрамора нескольких не очень больших пророков, находящихся на фасаде названного собора 7 , при попечительстве которого он продолжал бы работать, если бы чума, голод и распри сиенских граждан, бунтовавших неоднократно, не привели к смуте в этом городе и не был бы изгнан Орландо Малевольти, под покровительством которого Якопо работал и получил на родине признание. Тогда и он покинул Сиену и при помощи некоторых друзей добрался до Лукки, где синьором был Паоло Гвиниджи, для супруги которого, незадолго до того скончавшейся, он выполнил там в церкви Сан Мартино надгробие 8 . На цоколе его он высек из мрамора несколько несущих гирлянду путтов так тщательно, что тело их кажется живым, а на гробу, стоящем на названном цоколе, изваял с бесконечным усердием изображение погребенной в ней супруги этого самого Паоло Гвиниджи, а в ногах у нее в знак ее верности мужу он высек круглым рельефом из того же камня пса. После того как Паоло в 1429 году уехал или, вернее, был изгнан из Лукки и город стал свободным, гробница была убрана с того места и из-за ненависти, которую жители Лукки питали к памяти Гвиниджи, чуть была не уничтожена, однако уважение к красоте фигуры и таких украшений сдержало их, вследствие чего и гроб и лежащая на нем фигура были вскоре тщательно установлены у входа в ризницу, где они находятся и ныне; капелла же Гвиниджи была передана городской коммуне.

Якопо услышал между тем, что купеческий цех Калимара во Флоренции собирается заказать одну из бронзовых дверей храма Сан Джованни, первая из которых, как уже говорилось, была выполнена Андреа-пизанцем 9 , и отправился во Флоренцию, дабы показать себя: работа эта должна была быть поручена тому, кто, выполнив одну из бронзовых историй, представит наилучший образец, дающий представление о нем и о его способностях.

Прибыв, таким образом, во Флоренцию, он сделал не только модель, но и вполне законченную, отделанную и отлично выполненную историю, которая понравилась настолько, что если бы соревнующимися с ним не были такие превосходнейшие мастера, как Донателло и Филиппо Брунеллеско, которые в своих образцах действительно превзошли его, то столь важная работа была бы передана ему 10 . Однако, поскольку вышло по-другому, он отправился в Болонью, где по милости Джованни Бентивольи ему было поручено попечителями Сан Петронио выполнить из мрамора главные двери этой церкви. Он продолжал эту работу в немецком ордере 11 , чтобы не менять манеры, в которой она была начата раньше, заполняя те места, где отсутствовал ордер пилястров, несущих карниз и арку, историями, которые он выполнял с бесконечной любовью в течение более чем двенадцати лет, которые он посвятил этому произведению, собственноручно вырезая всю листву и обрамление названной двери с величайшей тщательностью и возможнейшим усердием 12 . На пилястрах, несущих архитрав, карниз и арку, паходится по пяти историй на каждом пилястре и пять на архитраве, а всего их пятнадцать. Он вырезал на всех них барельефные истории из Ветхого завета, а именно от сотворения человека до Потопа и Ноева ковчега, принеся скульптуре величайшую пользу, ибо от древних до тех времен не было никого, кто работал бы в низком рельефе, так как этот способ был скорее потерян, чем искажен 13 . В арке этого портала он поставил три круглые фигуры из мрамора в человеческий рост, а именно прекраснейшую Богоматерь с младенцем на руках, св. Петрония и еще одного святого, расположив их очень удачно и в красивых позах. Недаром болонцы, которые и не думали, что из мрамора можно сделать вещь, не только лучшую, но хотя бы равную работе сиенцев Агостино и Аньоло 14 , выполненной ими в старой манере для главного алтаря церкви Сан Франческо в их городе, поняли, что ошибались, увидев, что это произведение куда красивее.

После этого Якопо пригласили обратно в Лукку, куда он и отправился весьма охотно, и в церкви Сан Фриано для Федериго, сына магистра Трента дель Велья, изваял на мраморной доске Деву Марию с младенцем на руках, св. Себастьяна, св. Люцию, св. Иеронима и св. Сигизмунда в хорошей манере, с большим изяществом и хорошим рисунком, внизу же в пределле под каждым святым - несколько полурельефных историй из их житий 15 . Вещь эта была очень красивой и привлекательной, ибо Якопо с большим искусством показал сокращение фигур, стоящих на земле, а более далекие сделал более плоскими. А кроме того, он сильно воодушевил и других, научив их придавать своим работам больше изящества и красоты, пользуясь новыми способами после того, как изваял на двух больших надгробных плитах барельефные портреты заказчика этой работы, Федериго и его супруги; на плитах этих помещены следующие слова: Hoc opus fecit Jacobus magistri Petri de Senis 1422 16 .

После этого Якопо отправился во Флоренцию, где попечители Санта Мариа дель Фьоре, получив хороший отзыв о нем, заказали ему из мрамора тимпан, что над дверями этого храма, выходящими к Аннунциате, в котором он изобразил в мандорле Мадонну, возносимую на небеса хором ангелов, играющих и поющих, с прекраснейшими движениями и в самых красивых позах и обнаруживающих в полете порыв и смелость, дотоле невиданные 17 . Равным образом и Мадонна одета с таким изяществом и благородством, что лучше и представить себе трудно, ибо складки ложатся очень красиво и очень мягко и видно, как сама ткань ее одеяния, следуя за очертаниями тела фигуры, облекает и в то же время обнажает каждый поворот отдельных ее членов. А у ног Мадонны изображен св. Фома, принимающий ее пояс. В общем же работа эта выполнялась Якопо четыре года с наибольшим совершенством, на какое он только был способен; ибо помимо естественного желания сделать хорошо соперничество Донато, Филиппе и Лоренцо ди Бартоло 18 , уже создавших несколько работ, весьма восхвалявшихся, еще больше побуждало его сделать то, что он делал, а сделано это было так, что и теперь современные художники работу эту рассматривают как ценнейшую вещь. С другой стороны от Мадонны, насупротив св. Фомы, Якопо изобразил медведя, влезающего на грушевое дерево 19 . По поводу этой его затеи говорили тогда много, да и мы могли бы сказать кое-что, однако я лучше об этом умолчу, предоставляя каждому верить этой выдумке или думать о ней по своему усмотрению.

После этого Якопо захотелось повидать родину, и он возвратился в Сиену. Когда он туда прибыл, ему представился случай в соответствии с его желанием оставить в родном городе достойную о себе память. Ибо сиенская Синьория, вынесшая решение создать богатейшее мраморное убранство фонтана, устроенного на площади в 1343 году сиенцами Аньоло и Агостино, поручила эту работу Якопо за вознаграждение в две тысячи двести скуди золотом 20 . Итак, сделав модель и выписав мрамор, он приступил к работе и завершил ее к большому удовлетворению своих сограждан, которые с тех пор стали звать его всегда не Якопо делла Кверча, а Якопо делла Фонте {Фонте (fonte) - источник, фонтан}. В середине же этого фонтана он изваял преславную Деву Марию, особливую заступницу их города, в несколько больших размерах, чем другие фигуры, в манере изящной и своеобразной. Кругом же нее он изобразил затем семь богословских добродетелей, нежным и приятным лицам которых он придал большую выразительность и применил определенные приемы, указывающие на то, что он начал уже нащупывать правильный путь, преодолевать трудности искусства и придавать изящество мрамору, отбрасывая все то старье, которым до того пользовались скульпторы, выполнявшие фигуры скованными и лишенными всякого изящества, тогда как Якопо делал их мягкими и телесными и отделывал мрамор терпеливо и тонко. Кроме того, он изобразил несколько историй из Ветхого завета, а именно сотворение первых людей и вкушение запретного плода, где женская фигура отличается прекрасным выражением лица и изящной позой, и обращается она к Адаму, предлагая ему яблоко столь почтительно, что, кажется, отказаться невозможно, не говоря уж об остальных частях этого произведения, полных прекраснейших наблюдений, прекраснейшими детьми и другими украшениями в виде львов и волков, служивших эмблемами в гербе этого города. И все это было выполнено Якопо с любовью, опытностью и вкусом в течение двенадцати лет.

Его же рукой сделаны три прекраснейшие полурельефные бронзовые истории из жития св. Иоанна Крестителя, размещенные вокруг купели Сан Джованни под собором, и несколько тоже бронзовых, но круглых фигур высотой в один локоть, которые поставлены между названными историями и которые поистине прекрасны и достойны восхваления 21 . И вот за эти работы, как отличный мастер, и за добродетельную жизнь, как человек добрых нравов, Якопо удостоился от сиенской Синьории возведения в рыцарское достоинство, а немного спустя был назначен попечителем собора 22 . Эту должность выполнял он так, что ни раньше, ни после никто не управлял попечительством лучше, ибо, хотя он принял на себя эти обязанности всего за три года до смерти, все же провел в соборе много мероприятий полезных и достойных. И, хотя Якопо был только скульптором, он тем не менее и рисовал толково, о чем свидетельствуют несколько листов с его рисунками, находящихся в нашей книге и напоминающих по манере скорее миниатюриста, чем скульптора 23 . Портрет его, помещенный выше, получен мною от мастера Доменико Беккафуми, сиенского живописца 24 , который много мне рассказал о таланте, доброте и обходительности Якопо. Сломленный трудами и постоянной работой, скончался он, в конце концов, в возрасте шестидесяти четырех лет 25 на своей родине в Сиене, был оплакан друзьями и родственниками и, более того, всем городом и с почестями похоронен. И поистине счастливой была его судьба, поскольку такой талант получил признание у себя на родине, ибо редко бывает, чтобы талантливые люди у себя на родине были любимы и почитаемы всеми.

Учеником Якопо был Маттео, луккский скульптор, выполнивший в своем родном городе в 1444 году для Доменико Галигано из Лукки в церкви Сан Мартино восьмигранный мраморный храмик, где находится изображение св. Креста, некогда, как говорят, чудодейственным образом изваянное Никодимом, одним из семидесяти двух учеников Спасителя; храм этот поистине прекрасен и весьма соразмерен. Он же выполнил из мрамора круглую скульптурную фигуру св. Себастьяна, размером в три локтя, весьма прекрасную, так как она отличается хорошим рисунком, прекрасной позой и чистой работой. Его же рукой выполнена и плитка, на которой в трех нишах расположены три фигуры поистине прекрасные и которая находится в той церкви, где, как говорят, покоятся мощи св. Регула, а равным образом и та мраморная плита с тремя фигурами, что находится в Сан Микеле, а также и статуя, что стоит на углу той же церкви с внешней стороны, а именно Богоматерь, свидетельствующая о том, что Маттео стремился сравняться с учителем своим Лконо 26 .

Учеником Якопо был также Пикколо Болонец 27 , божественно завершивший, между прочим, незаконченную мраморную раку с мощами св. Доминика, сплошь покрытую историями и фигурами, находящуюся в Болонье, - ту, что некогда начал Никколо Пизано. И это принесло ему помимо пользы имя столь почетное, что после этого его всегда звали Никколо дель Арка {Арка (arca) - рака}. Эту работу он закончил уже в 1460 году, позднее же выполнил на фасаде дворца, где теперь проживает болонский легат, бронзовую Богоматерь высотой в четыре локтя, помещенную туда в 1478 году. Вообще же он был мастером выдающимся и достойным учеником Якопо делла Кверча, сиенца.



Похожие статьи
 
Категории