Анализ главы весна толстой юность. Анализ произведения юность толстого

07.04.2019

Анализ произведения

Здесь автор отказывается от внешней динамической организа­ции сюжета, то есть дается не описание событий, а раскрывают­ся переживания и впечатления, возникающие под влиянием тех или иных событий. Таким образом, сюжет строится на динамике внутренней жизни, а события и ситуации направляют ход рас- суждений. Психологический анализ преобладает над изображени­ем внешних событий и является основой развития сюжета. Тол­стой использует здесь внесюжетные формы, например моралис­тический материал, собственную оценку. В центре данного про­изведения — история человеческой души. При этом писатель ши­роко пользуется «языком тела»: подробно описывает походку, поворот головы, глаза, взгляд, интонации речи, движения рук.

В «Юности» Толстой уже в основном сформулировал закон нрав­ственного самосовершенствования. Это внутренний поиск добра и правды, беспредельная потребность любви, стремление образо­вать свой разум, воспитать волю, отвращение к праздной жизни, борьба с самолюбием, тщеславием и равнодушием.

Главный герой Николенька Иртеньев является студентом уни­верситета и дружит с Дмитрием Нехлюдовым. Они устраивают пирушки, пьют жженку. Сначала он вроде бы испытывает удо­вольствие, но затем появляется чувство стыдливости за свои по­ступки, за действия других людей. Всех они делят на белую кость и черную, то есть на бедных и богатых. Надо включаться в обще­человеческий поток, исправить, прежде всего, самого себя. Ни­колаю однажды пришлось наблюдать, как его друг Нехлюдов уда­рил слугу за то, что тот не вовремя снял с него сапоги. Ему стыдно за него. Необходима чистая жизнь в любви и сострадании к ближ­нему своему.

В данном произведении постоянно сочетается Толстой — ху­дожник и Толстой — моралист. Кроме того, здесь описывается восприятие главным героем других персонажей. Учитель Карл Иванович заменил свою почтенную лысину рыжим париком, стал странным и смешным. Николенька удивляется, как он не замечал этого раньше. Бабушка воспринимается им как важная и чванли­вая барыня. Сонечку Валахину, семнадцатилетнюю девушку, к которой он раньше испытывал любовь, теперь видит очень ма­ленькой ростом и худой, с желтым болезненным цветом лица, но ее глаза и улыбка были те же, что «я знал и любил в детстве». Таким образом, автор показывает, что в одном жесте или слове скрывается иногда душа человека, угадывается его характер.

План

1. Читатель встречается с повзрослевшими героями.

2. Николай поступает в университет.

3. Как юноша отмечает это событие.

4. Николай наносит визиты старым знакомым.

5. Юноша знакомится с семьей своего друга Нехлюдова и Лю­бовью Сергеевной, в которую влюбляется.

6. Размышления Николая о любви, о прочитанном в книгах, об отношении к людям.

7. Отец вторично женится. Они переезжают в Москву. Отно­шение детей к мачехе.

8. Николай побывал на взрослом балу. Он разочарован.

9. Провал экзаменов в университет.

Трилогия Л.Н. Толстого - удивительное произведение. Здесь взрослый мудрый человек писал о своем детстве, поэтому часто мысли главного героя нехарактерны для ребенка. Здесь мы слышим голос самого автора.
Эту трилогию Толстой очень тщательно продумывал. Ему было важно высказать свои мысли о русской жизни, о русском обществе, о литературе. Поэтому в этих произведениях все очень важно, нет ничего ненужного - Толстой продумал каждую деталь, каждую сцену, каждое слово. Его задача - показать развитие личности человека, становление его характера, убеждений. Мы видим главного героя, Николеньку Иртеньева, в разные периоды его жизни. Это детство, отрочество и юность. Толстой выбрал эти периоды потому, что они самые важные в жизни человека. В детстве ребенок осознает свою связь с семьей и миром, он очень искренен и наивен; в отрочестве мир расширяется, происходят новые знакомства, человек учится взаимодействовать с другими людьми; в юности происходит осознание себя уникальной личностью, выделение из окружающего мира. Все эти этапы проходит и Николенька.
Место действия писатель построил так, чтобы оно совпадало с его основной идеей. Действие первой книги происходит в усадьбе Иртеньевых - родном доме мальчика; во второй книге герой посещает много других мест; наконец, в третьей книге на первый план выходят взаимоотношения героя с внешним миром. И здесь очень важна тема семьи.
Тема семьи - это ведущая тема трилогии. Именно связь с семьей, с домом сильно влияет на главного героя. Толстой намеренно показывает в каждой части какое-нибудь печальное событие в семье Иртеньевых: в первой части умирает мать Николеньки, и это разрушает гармонию; во второй части умирает бабушка, которая была для Николеньки опорой; в третьей части появляется мачеха, новая жена отца. Так постепенно, но неминуемо Николенька входит в мир взрослых отношений. Мне кажется, что он ожесточается.
Рассказ в трилогии идет от первого лица. Но это пишет не сам Николенька, а уже взрослый Николай Иртеньев, который вспоминает свое детство. Во времена Толстого все воспоминания писались от первого лица. К тому же рассказ от первого лица сближает автора и героя, поэтому трилогию можно назвать автобиографической. Во многом в этой книге Толстой пишет о себе самом, о взрослении своей души. После выхода всей трилогии писатель признавался, что он отошел от своего начального замысла.
В трилогии перед нами проходят шесть лет из жизни Иртеньева, но они не описаны день за днем. Толстой показывает самые важные моменты судьбы мальчика. Каждая глава несет какую-то идею. Они следуют друг за другом так, чтобы передать развитие героя, его эмоции и чувства. Толстой так подбирает обстоятельства, чтобы они показывали характер героя ярко и сильно. Так, Николенька оказывается перед лицом смерти, и тут уж условности не имеют значения.
Толстой характеризует своих героев через описание внешности, манер, поведения, потому что так проявляется внутренний мир героев. Даже иностранный язык служит для характеристики героя: аристократы говорят на французском, учитель Карл Иванович говорит на ломаном русском и немецком, простые люди разговаривают на русском.
Все это позволило Л.H. Толстому осуществить анализ психологии ребенка и подростка. В трилогии постоянно сопоставляются внутренний мир человека и внешняя среда. Толстой блестяще раскрывает перед нами душу своего героя. Многие мысли Николеньки схожи с мыслями сегодняшних ребят. Я считаю, что эта трилогия может помочь им разобраться в себе.

Сочинение

Главный герой повести «Юность» - Николенька Иртеньев. Толстой его рисует уже взрослым, молодым человеком, у которого выработались определенные правила, мысли и взгляды на жизнь. Он умен, наблюдателен, склонен к самоанализу, самолюбив, застенчив и мечтателен. Живость воображения и отсутствие привычки к усидчивой работе мешают ему проявить свою одаренность. Однако внутри него идет непрерывная и напряженная душевная работа.
Николенька учится в университете, вращается в студенческой среде. Эти годы и Петербург наложили определенный отпечаток на его характер. Он стал поклоняться законам моды, уделять много времени и внимания своей внешности, делать и говорить то, что никак не соответствовало его понятиям. Модно было не посещать лекции, хамить, ничем не заниматься, бывать в увеселительных заведениях, курить трубку и вести бесполезную болтовню - и этого герой придерживался. Он был поглощен праздностью светской жизни. Николенька и сам не заметил, как окунулся в стремительный водоворот развлечений и безделья.
Иртеньев стал считать себя аристократом, и тут же в его манерах проявляются нотки презрения к людям, стоящим ниже его. Он перестал ценить истинные чувства и уважать окружающих. Целый год герой повести ничем не занимался, забросил учебу, разъезжал по гостям и друзьям, а в итоге - позорный провал на экзаменах.
В этот-то момент у Николеньки и произошел душевный переворот. Он понял1, что выдуманные правила никак не соответствуют реальной жизни. Нельзя следовать навязанным мнениям аристократической среды, а также поклоняться мимолетной моде, которая пытается установить свои законы и порядки, отбросив в сторону порядочность и честь. Праздное существование - это не тот смысл жизни, к которому необходимо стремиться и которого нужно достигать.
Провал на экзаменах положил начало новой жизни главного героя. Он пришел к очень важному выводу, который извлек из своего личного внутреннего опыта и из размышлений над миром, - к идее нравственного самоусовершенствования. К этой идее герой повести приходит на переломе от отроческого к юношескому возрасту, и с этого момента жизнь приобретает для него смысл и глубокое нравственное содержание.

Идёт шестнадцатая весна Николая Иртеньева. Он готовится к экзаменам в университет, переполнен мечтаниями и размышлениями о будущем своём предназначении. Чтобы яснее определить цель жизни, Николай заводит отдельную тетрадь, куда записывает обязанности и правила, необходимые для нравственного совершенствования. В страстную среду в дом приезжает седой монах, духовник. После исповеди Николай чувствует себя чистым и новым человеком. Но ночью он вдруг вспоминает один свой стыдный грех, который скрыл на исповеди. Он почти не спит до утра и в шестом часу спешит на извозчике в монастырь, чтобы исповедаться вновь. Радостный, Николенька возвращается обратно, ему кажется, что лучше и чище его нет человека на свете. Он не удерживается и рассказывает о своей исповеди извозчику. И тот отвечает: «А что, барин, ваше дело господское». Радостное чувство улетучивается, и Николай даже испытывает некоторое недоверие к своим прекрасным наклонностям и качествам.

Николай успешно выдерживает экзамены и зачислен в университет. Домашние поздравляют его. По приказанию отца, в полное распоряжение Николая поступают кучер Кузьма, пролётка и гнедой Красавчик. Решив, что он уже совсем взрослый, Николай покупает на Кузнецком мосту много разных безделушек, трубку и табак. Дома он пытается закурить, но чувствует тошноту и слабость. Заехавший за ним Дмитрий Нехлюдов укоряет Николая, разъясняя всю глупость курения. Друзья вместе с Володей и Дубковым едут в ресторан отмечать поступление младшего Иртеньева в университет. Наблюдая поведение молодых людей, Николай замечает, что Нехлюдов отличается от Володи и Дубкова в лучшую, правильную сторону: он не курит, не играет в карты, не рассказывает о любовных похождениях. Но Николаю из-за мальчишеского восторга перед взрослой жизнью хочется подражать именно Володе с Дубковым. Он пьёт шампанское, закуривает в ресторане папиросу от горящей свечи, которая стоит на столе перед незнакомыми людьми. В результате возникает ссора с неким Колпиковым. Николай чувствует себя оскорблённым, но всю свою обиду срывает на Дубкове, несправедливо накричав на него. Понимая всю ребячливость поведения своего друга, Нехлюдов успокаивает и утешает его.

На следующий день по приказанию отца Николенька отправляется, как уже вполне взрослый человек, делать визиты. Он посещает Валахиных, Корнаковых, Ивиных, князя Иван Иваныча, с трудом выдерживая долгие часы принуждённых бесед. Свободно и легко Николай чувствует себя лишь в обществе Дмитрия Нехлюдова, который приглашает его с визитом к своей матери в Кунцево. По дороге друзья беседуют на разные темы, Николай признается в том, что в последнее время совершенно запутался в разнообразии новых впечатлений. Ему нравится в Дмитрии спокойная рассудительность без оттенка назидательности, свободный и благородный ум, нравится, что Нехлюдов простил постыдную историю в ресторане, как бы не придав ей особенного значения. Благодаря беседам с Дмитрием, Николай начинает понимать, что взросление - не простое изменение во времени, а медленное становление души. Он восхищается другом все больше и, засыпая после разговора в доме Нехлюдовых, думает о том, как было бы хорошо, если бы Дмитрий женился на его сестре или, наоборот, он женился на сестре Дмитрия.

На другой день Николай на почтовых уезжает в деревню, где воспоминания о детстве, о маменьке с новой силой оживают в нем. Он много думает, размышляет о своём будущем месте в свете, о понятии благовоспитанности, которое требует огромного внутреннего труда над собой. Наслаждаясь деревенской жизнью, Николай с радостью осознает в себе способность видеть и чувствовать самые тонкие оттенки красоты природы.

Отец в сорок восемь лет женится во второй раз. Дети мачеху не любят, у отца с новой женой через несколько месяцев складываются отношения «тихой ненависти».

С началом учёбы в университете Николаю кажется, что он растворяется в массе таких же студентов и во многом разочарован новой жизнью. Он мечется от разговоров с Нехлюдовым до участия в студенческих кутежах, которые осуждаемы его другом. Иртеньева раздражают условности светского общества, которые кажутся в большей своей части притворством ничтожных людей. Среди студентов у Николая появляются новые знакомые, и он замечает, что главной заботой у этих людей является получение от жизни прежде всего удовольствия. Под влиянием новых знакомых он неосознанно следует такому же принципу. Небрежность в учёбе приносит свои плоды: на первом экзамене Николай проваливается. Три дня он не выходит из комнаты, чувствует себя истинно несчастливым и потерявшим всю прежнюю радость жизни. Дмитрий посещает его, но из-за охлаждения, которое наступает в их дружбе, сочувствие Нехлюдова кажется Николаю снисходительным и поэтому оскорбительным.

Однажды поздно вечером Николай достаёт тетрадь, на которой написано: «Правила жизни». От нахлынувших чувств, связанных с юношескими мечтаниями, он плачет, но уже слезами не отчаяния, а раскаяния и морального порыва. Он решается вновь писать правила жизни и никогда уже не изменять им. Первая половина юности заканчивается в ожидании следующей, более счастливой.

Над последней частью автобиографической трилогии Л.Н. Толстой работал в 1856 году. В августе 1856 года он приступает к третьей редакции и записывает в дневнике, что диктует «Юность» «с удовольствием до слёз». К сентябрю работа завершена, но Толстой не удовлетворён. 28 сентября 1856 года он записал: «Кончил „Юность", плохо...» Толстой посылает ее на отзыв критику А.В. Дружинину. Ответ от Дружинина укрепляет веру Толстого в возможность опубликования «Юности».

Переход от «Отрочества» к «Юности» логичен и естественен; связывают эти произведения мотивы дружбы — они завершают «Отрочество», они же начинают «Юность». Поначалу кажется, что не произошло никаких изменений в естественном течении жизни и в герое. Но это не так. Жизненный и творческий опыт самого писателя значительно обогатился. Изменились под воздействием Крымской войны его взгляды, отношение к происходящему и прежде всего к самому себе.

В «Юности», как и в дневнике Толстого, проявляется всё возрастающее критически-недоверчивое отношение к происходящему, которое обращено прежде всего на самого себя. Последняя часть трилогии стала художественным воплощением тех мыслей, чувств, идей, которые запечатлены в дневнике в процессе непосредственных душевных потрясений.

Для героя Толстого, а его личность совершенно естественным образом проецируется на самого писателя, выходом из одиночества, исканий и сомнений является дружба. Она — путь к духовной деятельности, к постижению возвышенных целей в жизни.

Наполнение второй главы («Весна») вопреки названию выходит далеко за пределы описания природы. «Весна» — это скорее символ преображения, обновления человека.

Стремление к самоусовершенствованию и нравственному обновлению приводит Николеньку к мыслям о духовном очищении, необходимости исповедания. Вспомнив, что он забыл признаться в одном из своих грехов, герой едет в монастырь. Николенька неприятно поражён, что извозчики равнодушны к его усердию. Именно в этот момент он ощущает, что в его сердце закралось самолюбие, гордыня — один из грехов, от которого юноша никак не может освободиться.

Вопросы нравственности становятся для Толстого в «Юности» основными, а исследование душевной жизни героя — главной художественной задачей. По мнению Н.Г. Чернышевского, заслугой Толстого стало то, что он открыл диалектику души, передал «психологический процесс, его формы, его законы...», т.е. переход одних чувств в другие.

Постоянная самопроверка, неудовлетворенность собой, неуклонное стремление к правде, готовность самого себя уличать во лжи или неискренности — характерные качества Николеньки Иртеньева.

Способствует душевным исканиям героя и друг Николеньки — Дмитрий Нехлюдов. Именно эту фамилию носит герой повести «Утро помещика», хлопочущий о сближении с крестьянами. Тот же Дмитрий Нехлюдов станет человеком с омертвевшей, но ещё способной к воскрешению душой в последнем романе Толстого — «Воскресении».

Дмитрий Нехлюдов в «Юности» — человек ищущий и постоянно размышляющий о главных вопросах жизни. Он понимает необходимость выполнения своего нравственного долга перед людьми. Этим Нехлюдов противопоставлен Володе и его приятелю Дубкову, для которых поведение и мысли Дмитрия непонятны и являются предметом насмешек. Их самодовольству и лёгкости в романе противостоит требовательная серьёзность Дмитрия.

Николенька испытывает влияние не только Дмитрия Нехлюдова. С момента поступления в университет он проходит своеобразный период прозрения. Оказывается, что его сверстники, не прошедшие домашнего воспитания, жившие и учившиеся без гувернёров, подготовлены к экзамену не хуже молодых дворян, а часто отвечают лучше. Это заставляет Николеньку задуматься, но не избавляет ещё от барских привычек: теперь, став студентом, он должен иметь рысака, кучера и при случае щеголять этим. Эти сцены романа важны ещё и в том отношении, что подчёркивают невозможность полного слияния Толстого с его героем. При всём кажущемся единстве автор никогда не испытывал пренебрежения к разночинцам и крестьянам.

Николеньке противопоставлены Семёнов и Зухин, у которых молодой человек может научиться пренебрежению светской суетой. Деятельный, всего достигающий исключительно своим трудом Зухин — противоположность герою, и юноша остро ощущает это скрытое противостояние. Зухин сильнее его в физике и в художественной литературе. Он читал больше Николеньки. Его вкусы выражены чётко и определённо.

Толстой дает возможность и герою, и читателю сделать выбор: можно следовать дорогой Дубкова, квартира у которого «необыкновенно хороша»: «везде были ковры, картины, гардины, пёстрые обои, портреты... пистолеты, кисеты и какие-то картонные звериные головы». Внутренней рифме «портреты — пистолеты — кисеты» (стихи здесь — это своеобразная поэтизация) здесь же противостоит прозаическое, почти метафорическое словосочетание «картонные звериные головы». Картина снижена, низведена до примитивного быта, подделки (звериные головы — картонные).

Сложная внутренняя работа, происходящая в Николеньке, убедительно передана в главе «Чем занимались Володя с Дубковым».

Настоящее и поддельное, истинное и ложное — эти категории станут для Толстого необыкновенно важными на всю его писательскую жизнь. Мнимо высокое, мнимо интересное, мнимо важное решительно противопоставлено всему настоящему. Это проявляется, в частности, в испытании героя любовью. Николенька вспоминает предмет своего обожания лишь тогда, когда миновал уже пять станций в пути, и то как-то холодно: внушает себе мысль, что «надо думать о ней». Чувство лишено поэзии, а без поэзии, по Толстому, вряд ли возможна настоящая любовь. Нельзя внушить себе это чувство. Если же пытаешься это сделать, значит, оно ложное, ненастоящее. И вновь контраст — в «Юности» это один из основных художественных приёмов. По контрасту дается воспоминание о доме детства, где всё было согрето настоящей любовью, где каждая вещь многое говорит сердцу: «задвижка, косая половица, ларь, старый подсвечник», всё, что «так дружно между собой» в старом доме, где постоянно живёт память о матери. Эти воспоминания но-настоящему поэтичны, окрашены истинным чувством.

Многое из того, что раскрыто или ещё только намечено в « Юности», разовьётся затем, наполнится новым смыслом и художественным обобщением в последующих произведениях Л.Н. Толстого. Его трилогия — это замечательное начало большой писательской жизни и одновременно — весомая заявка на будущее.



Похожие статьи
 
Категории