Методика обучения прыжкам. Последовательность обучения в разные периоды. Методическая разработка по физкультуре на тему: теория методики обучения прыжкам

01.05.2019

Упражнения в прыжках положительно влияют на организм ребенка: укрепляют мышцы и связки нижних конечностей, совершенствуют координацию движений, развивают ловкость и смелость. Однако следует помнить, что при неумелом использовании прыжков (неподготовленность места приземления, несоблюдение рекомендуемых требований в отношении высоты прыжка и т. д.), у дошкольников могут возникнуть травмы и плоскостопие.

Прыжок требует согласованной работы многих мышц, сложной координации движений, что возможно лишь при соответствующем уровне развития двигательного анализа тора и подготовленности опорно-двигательного аппарата ребенка. Поэтому детей обучают определенному виду прыжков, исходя из их анатомо-физиологических возможностей и возрастных особенностей.

Прыжок в длину с места

Прыжки в длину с места у дошкольников разных возрастных групп имеют значительное сходство. Исходное положение перед прыжком - «старт пловца» (ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд, руки отведены назад - в стороны). Отталкиваются обеими ногами с одновременным взмахом рук вперед- вверх. В полете ноги сгибаются в коленях и выносятся вперед. Во время приземления ребенок приседает и выносит руки вперед-в стороны, обеспечивая, таким образом, мягкое и устойчивое приземление

Обучение детей 3 лет прыжку в длину с места следует начинать после того, как они овладели подпрыгиванием на обеих ногах на месте и с продвижением вперед («как зайчики», «мячики»). В этом возрасте они уже хорошо понимают словесные указания, которые даются в доступной для них форме, и могут точно повторить показанное им движение. Сначала ребенку предлагают прыгать через ленту или «ручеек» (ширина 10-15 см), выложенный из двух лент (скакалок). Такая конкретизация обусловливает выполнение прыжка не в полную силу, благодаря чему дети точнее дифференцируют мышечные усилия, что является необходимой основой для овладения правильной структурой движения.

Наиболее сложные элементы прыжка для детей данного возраста - сочетание маха руками с одновременным отталкиванием обеими ногами и мягкое приземление. Для правильного и быстрого овладения этими элементами рекомендуется применять подводящие упражнения: махи прямыми руками вперед - вверх, «как птички», с одновременным подниманием на носки; прыжки на месте, «как мячики»; прыжки с продвижением вперед, «как зайчики», и т. д.

Дети 3 лет, прыгая в длину с места, обычно приземляются на пятки с последующим перекатом на всю ступню. Чтобы избежать резких сотрясений и травм, на место приземления (если ребенок выполняет прыжки в помещении) кладут мягкий коврик, а на площадке прыгают в песок.

Дошкольникам 4 лет данное движение уже знакомо. Поэтому перед ними ставится задача добиться более высокого качества прыжка. Как и в предыдущей возрастной группе, ребёнок прыгает через «ручеек», ширину которого увеличивают до 40-50 см. Отдельные элементы прыжка совершенствуют в ходе целостного выполнения движения.

Дети 5 лет совершенствуют прыжок с помощью таких упражнений: прыжок через «ручеек» с постепенным увеличением его ширины до 60-70 см; прыжки с продвижением вперед, «как лягушки» (4-6 подряд). При этом нужно помнить, что движение у ребенка получается лучше, когда он отталкивается не в полную силу. Поэтому расстояние между лентами «ручейка» увеличивают постепенно, регулируя этим усилия детей во время отталкивания.

Для детей 6-7 лет наиболее сложным элементом в данном движении является приземление. Стараясь прыгнуть подальше, ребенок отталкивается с максимальным усилием и, выбрасывая ноги вперед (в заключительной стадии полета), приземляется жестко на пятки, часто с потерей равновесия. Поэтому основное внимание акцентируют на мягком и устойчивом приземлении.

Прыжок в глубину (с невысоких предметов)

Обучать данному прыжку лучше тогда, когда дети уже научились прыгать в длину с места, так как формирование нового навыка опирается на предыдущий двигательный опыт. Прыжок в глубину имеет общую структуру движения с прыжком в длину с места. Различие состоит лишь в характере отталкивания и в степени нагрузки на опорно-двигательный аппарат при приземлении.

Этим видом прыжков дошкольники овладевают очень быстро. Однако следует помнить о том, что неправильное приземление на прямые ноги может привести к травмам и значительному сотрясению организма. Прыжки на твердую опору являются причиной растяжения связок и мышц стопы и ее уплощения. Поэтому приземление должно быть только на мягкую опору (коврик или песок).

Детей 3-4 лет обучают правильно отталкиваться и устойчиво приземляться при выполнении прыжков в глуби ну. Для этого из двух лент (скакалок) выкладывают «дорожку» шириной 20 см на расстоянии 50 см от скамейки или стульчика (высотой 15 см), с которого выполняется прыжок, и предлагают ребенку точно приземлиться на «дорожку». Такое задание требует от детей правильного отталкивания вперед - вверх. В этом возрасте дошкольники должны овладеть общей структурой прыжка, так как дальнейшее совершенствование его продолжается в следующих возрастных группах. У детей 5 лет прыжок в глубину формируется и совершенствуется в такой последовательности: прыжок со скамейки или какого-либо другого возвышения (высота 20 см); прыжок с приземлением в обусловленное место - на «тропинку» или лист бумаги (картон) размером 20x30 см, прыжок с высоты 20-25 см с правильным выполнением всех его элементов.

С детьми 6-7 лет навыки прыжка в глубину совершенствуют в различных условиях. Высота его постепенно увеличивается до 30-40 см. При выполнении данных прыжков широко используют естественные условия: спрыгивать с пеньков, бревна, которое лежит на земле; зимой - со снежных валов и т. д. Постепенно прыжки усложняют: прыжок в обозначенное место или за указанную линию, прыжок с поворотом на 90° влево и вправо.

Прыжок в длину с разбега

Этот прыжок относится к одному из наиболее сложных видов основных движений у дошкольников. Поэтому его начинают изучать с 5-6 лет. В длину с разбега прыгают таким образом: разбег равноускоренный, последний шаг перед отталкиванием не сколько короче; отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вперед - вверх; в фазе полета ноги сгиба ют в коленях и перед приземлением выносят вперед; приземлении на пятки или на всю ступню, для устойчивости выносят руки вперед - в стороны.

Формирование навыка в этом движении осуществляется в такой последовательности: прыжки с одного, двух, четырех, шести шагов; совершенствование отталкивания одной и приземления на две ноги; энергичного маха руками в момент отталкивания; полета (согнув ноги) и устойчиво го приземления. Когда ребенок освоит правильное отталкивание и приземление с ускоренного разбега (6-8 шагов), совершенствуют отдельные элементы прыжка с полного разбега - до 10 м.

Основные ошибки у детей на начальном этапе разучивания данного прыжка - неумение совместить разбег с энергичным отталкиванием; быстро подтянуть толчковую ногу к маховой; неустойчивость приземления.

Первой ошибки можно избежать, если начальные по пытки прыжка выполнять со средней скоростью (быстрый разбег при недостаточно сформированном навыке нарушает координацию движения и не позволяет ребенку правильно оттолкнуться).

Неустойчивость приземления у некоторых детей вызвана слабостью мышц опорно-двигательного аппарата. Они не могут противостоять довольно высокой нагрузке во время приземления и вынуждены делать шаг вперед, чтобы не потерять равновесия. Когда дошкольники приземляются на мягкую опору, этих ошибок у них обычно не бывает. Вот почему нужно подготовить специальное место для приземления после прыжка. На площадке можно использовать яму с песком или песочницу длиной 2-2,5 м, одна сторона которой не имеет барьера.

Учитывая, что дети 7 лет уже умеют прыгать в длину с разбега, способом согнув ноги (их обучали данному движению раньше), основной задачей для них является совершенствование качества прыжка и стабильности в правильном выполнении движения. Они могут прыгать с полного разбега - 10-12 м. Это расстояние следует считать оптимальным, так как на данном отрезке дошкольники развивают скорость, близкую к максимальной, и увеличение раз бега нежелательно.

Прыжок в высоту с разбега

По своей структуре данное движение сходно с прыжком в длину с разбега. Его выполняют также способом, согнув ноги. Некоторая разница заключается лишь в характере отталкивания.

Дошкольникам не рекомендуют приземляться на одну ногу, как этого требуют другие способы прыжков (перешагивание, перекат, перекидной), так как при этом возникает большая нагрузка на опорно-двигательный аппарат во время приземления. Поэтому прыжок в высоту с разбега, согнув ноги, является самым приемлемым для детей 5-7 лет, так как при этом способе они приземляются на обе ноги.

В этом прыжке разбег выполняется перпендикулярно к препятствию (веревочка или резиновая бельевая тесьма, натянутая между двух стоек), отталкиваются одной ногой с одновременным махом рук вверх; в фазе полета ноги максимально сгибают в коленях; приземляются на обе ноги, руки выносят вперед - в стороны (рис. 16). Детей 5-6 лет обучают прыжку в высоту с разбега в такой последовательности: прыжок через веревочку вы сотой 10-15 см с одного шага толчком одной ноги и махом другой с приземлением на обе ноги; то же с двух-трех шагов с одновременным махом рук вверх; прыжок с 3-5-метрового разбега с правильным выполнением всех его элементов: равноускоренный разбег, энергичное отталкивание, полет, согнув ноги, устойчивое и мягкое приземление; прыжок через веревочку высотой 30-35 см с 6-метрового разбега.

На начальном этапе обучения ставится задача - научить ребенка отталкиваться одной ногой вблизи препятствия и приземляться на обе ноги. Разбег и отталкивание обычно не вызывают у дошкольников особых трудностей, самое сложное для них - четкое и мягкое приземление (на полусогнутые ноги).

В отличие от прыжка в длину при выполнении данного движения не следует требовать от ребенка максимальной скорости разбега, а наоборот, ему советуют разбегаться медленнее. Быстрый разбег не дает возможности правильно оттолкнуться, траектория полета при этом будет низкая и, приземляясь, ребенок теряет равновесие, переступает ногами вперед.

Дети 7 лет совершенствуют прыжок, постепенно усложняя его. Длину разбега увеличивают до 8-10 м, а высоту- до 50-55 см. Совершенствуя прыжки в высоту в этой возрастной группе, обращают внимание на правильное выполнение всех элементов движения. Это помогает детям быстрее овладеть техникой.

Прыжки со скакалкой. Упражнения в прыжках со скакалкой вызывают большой интерес у детей 5-7 лет. Скакалку подбирают в соответствии с ростом ребенка. Став обеими ногами на середину скакалки (ноги на ширине плеч), подтягивают ее за ручки вверх вдоль туловища. При оптимальной длине скакалки ручки должны быть немного выше пояса ребенка.

Вначале скакалку вращают только вперед, для того чтобы ребенок мог ее лучше видеть и ему было легче выполнять прыжки. Вращают скакалку кистями рук, ноги во время прыжков немного согнуты, туловище прямое. На начальном этапе формирования навыка прыжки выполняют в медленном темпе, затем темп вращения скакалки постепенно ускоряется. Ребенку напоминают о том, чтобы он прыгал на обеих ногах или поочередно на правой и левой. Все это способствует гармоничному развитию силы обеих ног.

Во время прыжков у детей должны быть небольшие паузы для отдыха (1-2 мин). Длительность непрерывных прыжков со скакалкой у старших дошкольников может быть доведена до 1 мин.

Упражнения для детей 3 лет

1. Прыжки на месте на обеих ногах, «как зайчик».

2. Перепрыгивание толчком обеих ног через скакалку (ленту), которая лежит на коврике возле носков ног.

3. Прыжки в обруч с плоским ободом, который лежит на коврике (траве), и выпрыгивание из него.

4. Прыжки в длину с места толчком обеих ног через «ручеек» (ширина 20-35 см), который выложен из двух скакалок (лент).

Упражнения для детей 4 лет

1. Прыжки на месте на обеих ногах, поворачиваясь постепенно вокруг себя на 360°, руки на поясе.

2. Прыжки на месте - ноги вместе, ноги врозь.

3. Прыжки на обеих ногах, продвигаясь вперед на 1,5-2 м.

4. Прыжки в длину с места толчком обеих ног через «ручеек» (шириной 35-50 см).

5. Прыжки в глубину с невысоких предметов (10- 15 см).

Упражнения для детей 5 лет

1. Прыжки на месте на обеих ногах, руки на поясе, поворачиваясь на 90° за один прыжок.

2. Прыжки на месте - ноги скрестно и с ноги на ногу.

3. Прыжки на месте, энергично отталкиваясь обеими ногами и пытаясь достать предмет (шарик, погремушку), подвешенный на 5-8 см выше поднятой вверх руки ребенка.

4. Прыжки последовательно через 2-3 веревочки, которые лежат параллельно на расстоянии 30 см друг от друга, или из обруча в обруч с плоским ободом (3-4-обруча).

5. Прыжки на обеих ногах, продвигаясь вперед на 2,5-3 м.

6. Прыжки в длину с места толчком обеих ног через «ручеек» (шириной 50-70 см), приземляясь на мягкую опору (коврик, песок).

7. Прыжки с бревна (скамейки, куба) высотой 15- 20 см, приземляясь мягко и устойчиво.

8. Прыжки на обеих ногах через неподвижную скакалку прямо и боком.

9. Прыжки в длину (80-100 см) с разбега 4-5 м.

10. Прыжки в высоту (30-35 см) с разбега 3-4 м.

Упражнения для детей 6 лет

1. Прыжки на месте на обеих ногах, руки на поясе, поворачиваясь на 90 и 180° за один прыжок.

2. Прыжки с ноги на ногу, продвигаясь вперед до 3 м.

3. Прыжки на месте, стараясь достать предмет, подвешенный на 10-12 см выше поднятой вверх руки ребенка.

4. Прыжки в длину с места на мягкий грунт толчком обеих ног через «ручеек» (шириной 70-80 см).

5. Прыжки на обеих ногах, продвигаясь вперед до 4 м.

6. Прыжки с высоты 30-35 см (бревно, скамейка, куб) в обозначенное место (лист бумаги или лента, положенная на коврик в 50 см от места отталкивания).

7. Прыжки на обеих ногах через длинную скакалку, которая качается, прямо и боком.

8. Прыжки через короткую скакалку толчком обеих ног и поочередно-на правой и левой.

9. Прыжки в длину (130-150 см) с разбега 6-8 м.

10. Прыжки в высоту (35-40 см) с разбега 4-6 м.

Упражнения для детей 7 лет

1. Прыжки на месте, руки на поясе, поворачиваясь на 180° за один прыжок.

2. Прыжки на месте и с разбега, стараясь достать предмет, подвешенный на 15-20 см выше поднятой вверх руки ребенка.

3. Прыжки на обеих ногах, продвигаясь вперед до 5 м

4. Прыжки в длину с места на мягкий грунт толчком обеих ног через «ручеек» (шириной 90-100 см).

5. Прыжки с высоты 40-45 см прямо и поворачиваясь на 90° (приземляясь боком к бревну, скамейке).

6. Прыжки через длинную скакалку, которая вращается.

7. Прыжки через короткую скакалку произвольным способом.

8. Прыжки в длину (150-180 см) с разбега 8-10 м.

9. Прыжки в высоту (40-50 см) с разбега 6-8 м.

Детям дошкольного возраста доступны разные виды прыжков.

Подпрыгивание ритмичные прыжки на месте или с продвижением вперед. Главная техническая особенность подпрыгивания — совмещение двигательных действий: окончание предыдущего прыжка является началом пос­ледующего.

Выполняется подпрыгивание по-разному: на двух но­гах, на одной ноге, с ноги на ногу; в одной плоскости и с поворотом вокруг; может сочетаться с различными дви­жениями рук, а также с их фиксированным положени­ем, например на поясе; перемещаться можно прямо и боком, через линию вперед-назад и из стороны в сторо­ну, приземляться можно произвольно или в обозначен­ное место (квадраты, кружочки).

Прыжки в высоту с места характеризуются энергич­ным отталкиванием, обеспечивающим вертикальное дви­жение туловища. Различают прыжок с места …
вверх (типа "подпрыгни и достань"), напрыгивание (на скамейку, на ступеньку), перепрыгивание (через планки, веревочку).

Выполняются прыжки толчком обеих ног, толчком од­ной с приземлением на обе ноги; направлены прямо, боком, спиной вперед.

Спрыгивание - прыжок с высоты или в глубину. Ис­пользуется как самостоятельное движение и как двига­тельное действие в продолжение другого, соскок в конце бега по скамейке.

Прыжок в длину с места выполняется на двух ногах, на одной йоге; в разных направлениях - прямо, боком, спиной вперед, с поворотом на 90° и 180°.

Прыжки с разбега в длину и высоту.

Прыжки со скакалкой (короткой и длинной).

Прыжок — ациклическое движение. В каждом прыж­ке различают четыре фазы - поступательные движения, последовательно сменяющие одно другое.

Первая фаза - подготовительная - сгибание ног (в прыжке в глубину), разбег (в прыжках с разбега); вто­рая фаза — толчок; третья — полет и четвертая — при­земление. Прыжки выполняются слитно, единым дви­жением. Однако знание структуры прыжка — важный фактор, помогающий воспитателю наметить стратегию педагогического руководства в зависимости от вида прыж­кового упражнения, возраста и двигательной подготов­ленности детей.

Требования к младшим детям элементарны. Они по­вторяют действия воспитателя в самом общем виде, а в средней группе необходимо добиваться от детей опреде­ленной четкости действий, наиболее характерных для каждой фазы.

Конкретные двигательные действия в разные фазы, несмотря на общность названия, зависят от вида прыж­ка. Так, приземление в подпрыгивании и спрыгивании, а также в прыжках в высоту с разбега выполняется на носки, а в прыжках в длину с места и с разбега — перека­том с пятки на всю ступню. В прыжках с места в высоту через предмет надо приземляться с носка, а в направле­нии на предмет (скамейку, ступеньку) - жестко на всю ступню. Запомнить эту принципиальную разницу помо­гает примета: если туловище в фазе полета движется вер­тикально - приземление выполняется с носков. Там, где ноги выбрасываются вперед, опережают движение туло­вища, — приземление выполняется перекатом с пятки.

Но во всех прыжках приземление должно быть мяг­ким, пружинистым, для чего необходимо согнуть колени. Этот навык нужно формировать у дошкольников в первую очередь.

Требования к технике выполнения разных прыжков конкретизируются в зависимости от возраста детей.

В младшей группе обучение малышей начинается с подпрыгивания, как самого доступного из всех прыж­ков. Главное внимание педагог должен обратить на обу­чение отталкиванию. Па первом этапе дети не умеют от­талкиваться двумя ногами. Даже на предложение воспи­тателя попрыгать, как мячики (зайчики, воробышки) многие малыши выполняют только "пружинку", сгибая ноги в коленях. Некоторые поднимают одну ногу, кое-кто приподнимает пятки. Внимательный воспитатель всячески способствует тому, чтобы эти действия повто­рялись. Они — начало прыжков.

Игровые задания, например "Позвони в колокольчик", "Достань, какой хочешь шар", "Испугай бабочку" и дру­гие двигательные задания с привлекательными атрибу­тами, вызывают желание действовать. Предметы разме­щаются на 5-10 см выше вытянутой руки ребенка в удоб­ных местах в групповой комнате, на игровой площадке и провоцируют, в хорошем смысле этого слова, выполне­ние движений без специальных приглашений со стороны воспитателя.

Первоначально детей учат спрыгииванию с высоты 5-10 см, а к концу года уже с высоты — 15-20 см. В этом виде прыжков главное — учить малышей мягко призем­ляться.

Небольшая высота предметов для спрыгивания — фак­тор принципиальный. Дело не только в том, что у малы­шей еще не сформировалась ступня и прыжки с большой высоты могут быть травмоопасными, а в другом. Важно проследить, чтобы в подготовительном движении дети согнули колени. Поскольку высота небольшая, то в фазе полета они не успевают разогнуть ноги и приземляются на согнутые, амортизируя естественно. Возникающие при этом ощущения становятся основой нужных умений. Спрыгивать надо на мягкую поверхность, например на поролоновый или резиновый коврик.

Необходимо разными средствами вызывать у детей желание повторить действие. Бели детей приглашают поскакать, "как зайчики", нужно дать им маски-шапоч­ки, пусть они почувствуют себя "зайчиками". Если мес­та приземления обозначить яркими картинками, то "зайчики" будут многократно прыгать на "капусточку", «птич­ки» - на "ягодки". Никого не придется уговаривать.

Прыжки в длину с места синтезируют приобретенные умения отталкиваться двумя ногами, приземляться, сгибая колени, учат реагировать на ориентиры. Даже от самых маленьких можно добиться элементарной точнос­ти действий, особенно если интересно обыграть эти требования: "Не становитесь в ручеек, чтобы не замочить ножки…"

Во время выполнения прыжков не следует обращать внимание на положение рук малышей, потому что дети, еще не умеют согласовывать одновременные действия ног и рук. Размахивая руками, они будут перешагивать "через ручеек", а не прыгать. Но воспитатель должен показать прыжок правильно, ничего не утрируя: отвести руки: назад в подготовительном движении, взмахнуть ими в момент отталкивания, вынести вперед при приземлении.

Показ дети должны наблюдать сбоку. Во время выполнения упражнения детьми воспитатель стоит в месте приземления с правой стороны.

В средней группе возросшие объективные возможности и приобретенный дошкольниками двигательный опыт позволяют и количественно и качественно усложнить все прыжковые упражнения.

Подпрыгивание на месте проводится с разным положением рук, в том числе детям могут быть предложены задания на координацию движений (однонаправленные действия). Упражнения выполняются и прямо, и с поворотом вокруг. Во второй половине учебного года можно чередовать прыжки на двух ногах с прыжками на одной, сочетать с ходьбой во вводной части физкультурных за­нятий и на утренней гимнастике. Необходимо чаще ис­пользовать природное окружение, совершенствовать прыжковые движения в подвижных играх.

В игровых заданиях типа "Подпрыгни и достань" пред­меты подвешиваются выше вытянутой вверх руки на 15-20 см, что требует от ребенка не только сильного толчка ногами, но и взмаха руками.

Новым и важным этапом в освоении прыжков является называние необходимых действий в каждой фазе движе­ния. Разучивая спрыгивание (например, со скамейки), вос­питатель сопровождает свои действия примерно таким объяснением: «Сначала надо приготовиться: встать на скамейку так, чтобы носки немного выступали вперед и помогали упираться в край скамейки; замахнуться: сги­бая ноги» слегка наклониться, руки отвести назад, смот­реть перед собой; прыгнуть; ноги выпрямить толчком, руки вынести вперед и приземлиться на носочки, согнув коле­ни. Посмотрите, как это нужно сделать без остановки…» — показ повторяется слитно, воспитатель только называет фазы. В результате дети учатся соответствующим образом реагировать на распоряжения "приготовиться!.., замахнуть­ся!.., прыгнуть!..", необходимые на занятиях.

Стимулирует проявление различных физических ка­честв задание приземлиться за начерченной линией (не дальше 30 смот скамейки) в круг, квадрат.

Дети должны согласно программе прыгать в длину с места на расстояние до 70 см. Увеличение дальности прыжка в два раза по сравнению с младшей группой тре­бует энергичных действий. Дети учатся сочетать оттал­кивание с резким взмахом рук, удерживать равновесие при приземлении, вынося руки вперед. Поэтому логично примерно с середины года учить детей начинать прыжок не с «позы пловца», а с замаха руками спереди, а позднее и сверху — назад с одновременным сгибанием ног.

В старшей группе педагогическая направленность работы с дошкольниками (развитие двигательной ини­циативы и самостоятельности) влияет на подбор прыж­ковых упражнений и технику прыжков: стимулируются энергичные действия, часто практикуются упражнения соревновательного типа.

Дети начинают понимать взаимозависимость двига­тельных действий: чем сильнее оттолкнешься, тем даль­ше прыгнешь.

В подпрыгивании активно участвуют руки, причем используются как однонаправленные, так и разнонаправленные действия. В подпрыгивании с продвижением вперед чаще применяется приземление в определенное место — стимулируются сильные, точные и ритмичные движения. Используются задания, приучающие детей контролировать и оценивать свои действия, сравнивать их сдействиями других детей: "Кто сделает меньше прыжков до …", "Кто быстрее доскачет на одной ноге до …

Со старшими детьми можно использовать все виды прыжков с места в высоту, также зачастую приобретающих соревновательный оттенок: "Кто достанет шар, висящий выше".

Воспитатели практикуют и комбинированные задания, приучающие детей целесообразно использовать приобретенные навыки, менять способы действий в зависимое от ситуации, например на прыгнуть на скамейку и спрыгнуть с нее. Напрыгивание требует жесткого приземления на всю ступню, спрыгивать нужно мягко на носки. Оба прыжка могут совершаться в одном направлении, можно спрыгивать и назад (спиной вперед), не разворачиваясь.

При спрыгивании нужно уметь приземляться не просто в круг, а в центр круга («Кто точнее приземлится»). Спрыгивать можно по-разному: вперед, в сторону, спиной вперед, с поворотом в полете. Педагогу следует помнить, что, несмотря на уверенные действия старших детей, страховка необходима. Поэтому место для приземления надо готовить тщательно. В зале нужен толстый мат, на участке песок в прыжковой яме надо обязательно взрыхлять.

В прыжках в длину с места , опираясь на естественное стремление старших ребят прыгнуть дальше, надо стимулировать высокие прыжки, учить группироваться в полете и выбрасывать ноги вперед. Поскольку словесные инструкции на этот счет затруднительны, лучше прибегнуть к уже полюбившимся детям заданиям соревновательного типа: "Кто прыгнет до зеленого кубика хорошо, кто прыгнет до желтого — очень хорошо, а кто прыгнет до красного — отлично!.."

В старшей группе начинается обучение детей прыжкам с разбега в длину и в высоту . Главная трудность в освоении этих движений состоит в том, что отталкиваться после разбега надо одной ногой. Приобретенные в предыдущих прыжках стереотипы (отталкивание двумя ногами) являются некоторое время тормозом для появ­ления новых навыков и даже причиной падении. Поэто­му нужно позаботиться о создании необходимых усло­вий для успешного и безопасного обучения (маты — в зале, прыжковая яма с песком или опилками - на учас­тке, умелая страховка воспитателя).

Прыжки с разбега осваиваются на протяжении несколь­ких занятий. На каждом из них ребята выполняют пры­жок в целом, но требования к выполнению определяются конкретными задачами, сложность которых возрастает по мере того, как дети осваивают предыдущую.

При обучении прыжкам в длину с разбега очень важ­но вызвать интерес детей: "… Прыгнуть с разбега можно гораздо дальше, чем с места. Посмотрите…" После пока­за воспитатель отдельно демонстрирует главный элемент прыжка — отталкивание одной ногой, а приземление на две. Затем повторно показывается слитный прыжок в целом, после чего начинают прыгать дети. Так осваива­ется первая и главная задача: учить отталкиваться одной ногой, а приземляться на две.

Важно, чтобы дети видели все элементы прыжка и не боялись прыгать. Имеет значение каждый элемент орга­низации: размещение детей, разметка, место и поза вос­питателя, готового подхватить теряющего равновесие ребенка.

На следующем занятии, когда движение повторяется, можно поставить перед детьми задачу: «Отталкивайтесь сильнее, чтобы прыгнуть дальше». Когда этот навык ос­воен, детей учат отталкиваться, не переступая черту. Конечно, в дошкольном возрасте невозможно добиться в полном смысле слова техничного прыжка с разбега не следует требовать от детей максимальных результатов. Важно заложить лишь основы техники. Поэтому нужно просто приучать детей контролировать свои действия. Черту надо обозначить выразительно, а дощечку перед прыжковой ямой тщательно вымыть.

Очень важно учить детей правильно разбегаться. Не случайно техника разбега совершенствуется на заключительном этапе. В предыдущих упражнениях каждый ребенок приобрел конкретный опыт и теперь точно знает, какую ногу выставлять вперед, готовясь к разбегу. В этом случае можно прибегнуть к распоряжениям, которые должны вызывать соответствующие двигательные реакции: "Приготовиться!" — выставить вперед одну ногу, слегка согнув ее, податься вперед, руки согнуть в локтях; «Можно!» — ребенок разбегается и прыгает. Упражнение выполняется поочередно, так как требует страховки. Следующий разбегается, когда мат свободен. По возможности дети должны выполнять конкретные требования к разбегу: скорость бега постепенно возрастает, пи становятся короче, махи в направлении вперед — вверх короткие и энергичные.

Прыжок в высоту с разбега осваивается дошкольниками аналогично. Но в нем специфические сложности надо преодолеть препятствие в виде веревочки на прыжковых стойках или планку. Кстати, веревочку не привязывать, обеспечить ее натяжение должны пришитые к концам мешочки с песком.

Перед началом обучения прыжкам в высоту с разбега больше внимания следует уделить подводящим упражнениям — напрыгиванию с места на маты после толчка одной ногой, прыжкам с места через веревочку, планку, прутик. Те же упражнения следует проделать с небольшого (2-3 шага) разбега. Эти и похожие препятствия можно пробовать преодолевать сбоку стилем «ножницы» для последующего индивидуального обучения детей прыжку с бокового разбега.


Обучение прыжкам идет целостным методом, т. е. прыжок каждый раз выполняется без выделения составляющих его двигательных действий. Но воспитатель обращает внимание детей на тот элемент, который еще плохо получается, например отталкивание одновременно обеими ногами или приземление на носки.
Овладению сложными видами прыжков с разбега помогают подводящие упражнения. Так, выработке энергичного отталкивания способствует прыжок вверх с доставанием высоко подвешенного предмета, прыжки через линии, прыжок с разбега на возвышение - впрыгивание.
Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление. Поэтому важно как можно раньше научить ребенка мягко приземляться, что предупреждает появление травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий, порой довольно высоких; предохраняет от развития плоскостопия.
На первых этапах обучения большое значение приобретает показ прыжка, при этом особое внимание уделяется мягкому приземлению. Не следует требовать от детей прыгнуть как можно дальше или выше. Главное - правильно приземлиться, не потерять равновесие. В процессе обучения малышей используется близкий им образ - зайчики, мячик, воробышки. Детям 5- 6 лет уже можно объяснить, почему надо приземляться мягко. Впоследствии они убеждаются, что спрыгивать на прямые ноги неудобно. Поэтому старшие дети должны выполнять приземление легко, уверенно, одним слитым движением. Мягко опустившись сначала на носки, перейти затем на всю стопу и выпрямить ноги.
Воспитатель варьирует задания, добиваясь от детей правильного приземления во всех упражнениях: подскоках на месте и в движении, прыжках в высоту и в длину.
Важным элементом прыжка является отталкивание от опоры. Оно должно быть достаточно сильным, энергичным, а главное - своевременным, быстрым, иначе даже большая мощность толчка, но в замедленном темпе не приведет к нужному результату - ребенок не перепрыгнет палку, канавку.
Основная ошибка при овладении прыжком с места - отталкивание последовательно одной и другой ногой. Наблюдается также отталкивание одной ногой и подтягивание к ней другой в момент приземления. Не следует сразу добиваться от ребят сильного толчка. Надо прежде повысить физическую подготовку детей, развить силу мышц и умение регулировать мышечное усилие. Частое выполнение упражнений в прыжках убеждает детей, что при спрыгивании оказывается достаточным небольшой толчок, направленный вверх-вперед; перепрыгивание пенька, канавки требует более сильного отталкивания.
В прыжках с разбега главное внимание следует уделять хорошему сочетанию разбега, толчка одной ногой (правой или левой) и приземлению одновременно на обе ноги. Дети должны научиться основам техники прыжка, и только после этого воспитатель может сказать о длине шагов при разбеге, точности отталкивания. Ребенок выполняет прыжок с разбега в привычном для него темпе, с более удобного для себя расстояния при разбеге, свободно взмахивая руками. Если направлять внимание ребят на положение рук при разбеге, то, как правило, качество прыжка ухудшается. Для ребенка создаются дополнительные трудности, он не может сразу овладеть хорошей координацией различных мышечных групп. Только после появления уверенного энергичного отталкивания и мягкого приземления можно напомнить детям о взмахе-рук. Однако при показе прыжка даже маленьким детям воспитатель должен выполнить прыжок правильно, со всеми составляющими его элементами: предварительно отвести руки назад, взмахнуть ими в момент отталкивания, вынести их вперед при приземлении и опустить. Движения рук постепенно появляются у детей при систематических упражнениях в прыжках, естественности их выполнения, свободного и непринужденного отталкивания, увеличении длины прыжка.
При выполнении упражнений в прыжках необходимо обеспечить место приземления. Малыши могут спрыгивать на песок, взрыхленную землю, снег. Для старших детей, особенно в прыжках с разбега, следует иметь на участке или физкультурной площадке прыжковую яму, в зале - гимнастический мат, так как дети прыгают далеко и при этом приземляются на пятки. Спрыгивать на траву небезопасно - можно поскользнуться. Желательно использовать и близлежащую школьную спортплощадку.
Хорошо спрыгивать с невысоких пеньков. Надо только убедиться в том, чтобы рядом не было сильно выступающих над землей корней. Детям нравится спрыгивать с лежащего дерева, но оно не должно быть сгнившим, трухлявым (часто бывает под хорошей на первый взгляд корой березы прогнившая древесина). Для спрыгивания, перепрыгивания можно использовать и камни с плоской поверхностью, но предварительно надо проверить их устойчивость. Не рекомендуется прыгать с мокрых камней, особенно в обуви. Любят дети спрыгивать с невысокого бережка в мелкую воду, поднимая брызги. Но при этом надо проверить дно, убедиться в отсутствии острых предметов. В зимнее время полезно спрыгивать со снежных валов, бугорков высотой, соответствующей данной возрастной группе.
Для прыжка в длину необходимы наглядные ориентиры, конкретные препятствия - бумажная полоса, две палочки, небольшая канавка и т. п. Их введение активизирует детей. Постепенное увеличение препятствия в соответствии с возрастающими силами ребенка вызывает у малыша стремление правильно прыгнуть, придает ему уверенность, развивает смелость, решительность.
Прыгать со скакалкой следует на свободном от травы месте. Прыжки с разбега хорошо использовать при перепрыгивании кустика травы, земляного бугорка, снежного кома, канавки, дерева.

Е.Н.Вавилова, "Учите бегать, прыгать, лазать, метать", М., 1983 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
.

Обучение прыжкам начинается с первого класса. В младших классах начинается интенсивное обучение учащихся прыжкам на месте, через препятствие, в длину с места, высоту с шага (небольшого разбега), с прямого разбега в длину, высоту способом перешагивания, согнув ноги и на результат. При этом основное внимание учитель должен уделить технике выполнения прыжка и, конечно же, качеству. Общее требование – правильное приземление: без потери равновесия, мягкое. Чтобы ребенок мог выполнить приземление, правильно «падать», вначале надо обучить его прыжкам с небольшой высоты, «в глубину». Это будет способствовать преодолению страха.

Как подготовительные упражнения к любому прыжку (в длину, высоту, опорному) можно использовать прыжки на одной и двух ногах на месте, в движении, развивая тем самым у детей прыгучесть, силу отталкивания.

При обучении прыжку в длину и в высоту с разбега, надо обратить внимание на сам разбег и отталкивание.

При этом следует осторожно подходить к детям, у которых имеются сопутствующие отклонения в состоянии здоровья и нарушения в опорнодвигательном аппарате (сколиоз, лордоз, плоскостопие) и нарушения соматического характера.

Прыжки, которым обучают детей в младших классах, можно разделить на два вида: через вертикальное препятствие (прыжок в высоту) и через горизонтальное (прыжок в длину). Основная задача при этом – создать правильное представление о конкретном виде прыжка, что является основой в обучении прыжкам. Для этого прыжок делят на элементы: правильный разбег, сильное отталкивание, координация движений в полете, мягкое приземление. Обучают разбегу с 3-5 шагов, постепенно приближая место отталкивания к постоянной зоне отталкивания.

Приложение

1. Прыжки на месте: подскоки на двух и на одной (с открытыми и закрытыми глазами), выпрыгивания вверх из полуприседа и приседа, с различными движениями ног (в стороны, скрестно, с разведением в полете), на двух и одной, с поворотами (на 90°, 180°, 270°, 360°), «в разножке».

2. Прыжки в длину с места: стоя лицом, спиной, боком к месту приземления, с выпрыгиванием вверх (рис.1), прогнувшись (рис. 2), на заданную длину по ориентирам (рис. 3).

Рис.1 Рис. 2 Рис. 3

3. Прыжки с высоты от 30 до 70 см (рис. 4) выполняются прыжком вперед, назад, вправо, влево, с поворотами, на точность приземления (в круг диаметром 30-40 см) и т. д.

Последовательность обучения:

Обучение положению правильного приземления: полуприсед на носках, ноги на ширине стопы, руки вперед ладонями вниз, спина прямая.

Из полуприседа, руки вперед, толчком небольшой прыжок с места в то же положение с сохранением равновесия.

Прыжки с гимнастической скамейки: из полуприседа, руки вперед, не выпрямляясь, стараться не терять равновесие; прыжок прогнувшись из упора присев.

Прыжки, стоя боком на 2-3-й рейке гимнастической стенки на одной ноге, держась рукой за рейку на уровне пояса, спрыгнуть на мат и приземлиться на обе ноги в положение полуприседа боком к стенке; то же, но с поворотом на 90°, с приземлением спиной к стенке;

Прыжки с высоты различными способами: шагом, сгибая ноги, ноги врозь.

Разбег выполняется с ускорением. Во время отталкивания маховая нога сгибается и выносится вперед-вверх, а толчковая выпрямляется. В полете, толчковая нога подтягивается к маховой, руки вверх-вперед. Приземление мягкое на две ноги.

6. Прыжки с места с преодолением разнообразных препятствий (рис. 5).



7. Обучение прыжкам через длинную скакалку (рис. 6).

Прыжки через длинную скакалку осваиваются после того, как учащиеся научатся прыгать на месте на одной и двух ногах.

Прыжки на обеих ногах через неподвижную скакалку (высота 10-15 см), стоя лицом (а) или боком (б).

Прыжки через качающуюся скакалку (3-5 прыжков), перепрыгивание через качающуюся скакалку с шага вперед, с промежуточным подскоком и без него; с различными положениями рук, с поворотами в прыжке в стороны; прыжки вдвоем, втроем, держась за руки.

Прыжки с вращающейся скакалкой. Последовательность обучения.

1. Пробегание под скакалкой, вращающейся сверху навстречу бегущему: по одному, вдвоем, втроем (в).

2. Прыжки через вращающуюся скакалку (г).

3. Вбегание под вращающуюся скакалку (д).

4. Прыжки через вращающуюся скакалку с междускоком (е).

Рис. 6

Методика обучения прыжкам. Последовательность обучения в разные периоды.

Детям дошкольного возраста доступны разные виды прыжков.

Подпрыгивание - ритмичные прыжки на месте или с продвижением вперед. Главная техническая особенность подпрыгивания - совмещение двигательных действий: окончание предыдущего прыжка является началом пос­ледующего.

Выполняется подпрыгивание по-разному: на двух но­гах, на одной ноге, с ноги на ногу; в одной плоскости и с поворотом вокруг; может сочетаться с различными дви­жениями рук, а также с их фиксированным положени­ем, к примеру на поясе; перемещаться можно прямо и боком, через линию вперед-назад и из стороны в сторо­ну, приземляться можно произвольно или в обозначен­ное место (квадраты, кружочки).

Прыжки в высоту с места характеризуются энергич­ным отталкиванием, обеспечивающим вертикальное дви­жение туловища. Различают прыжок с места вверх (типа "подпрыгни и достань"), напрыгивание (на скамейку, на ступеньку), перепрыгивание (через планки, веревочку).

Выполняются прыжки толчком обеих ног, толчком од­ной с приземлением на обе ноги; направлены прямо, боком, спиной вперед.

Спрыгивание - прыжок с высоты или в глубину. Ис­пользуется как самостоятельное движение и как двига­тельное действие в продолжение другого, соскок в конце бега по скамейке.

Прыжок в длину с места выполняется на двух ногах, на одной йоге; в разных направлениях - прямо, боком, спиной вперед, с поворотом на 90° и 180°.

Прыжки с разбега в длину и высоту.

Прыжки со скакалкой (короткой и длинной).

Прыжок - ациклическое движение. В каждом прыж­ке различают четыре фазы - поступательные движения, последовательно сменяющие одно другое.

Первая фаза - подготовительная - сгибание ног (в прыжке в глубину), разбег (в прыжках с разбега); вто­рая фаза - толчок; третья - полет и четвертая - при­земление. Прыжки выполняются слитно, единым дви­жением. При этом знание структуры прыжка - важный фактор, помогающий воспитателю наметить стратегию педагогического руководства исходя из вида прыж­кового упражнения, возраста и двигательной подготов­ленности детей.

Требования к младшим детям элементарны. Οʜᴎ по­вторяют действия воспитателя в самом общем виде, а в средней группе крайне важно добиваться от детей опреде­ленной четкости действий, наиболее характерных для каждой фазы.

Конкретные двигательные действия в разные фазы, несмотря на общность названия, зависят от вида прыж­ка. Так, приземление в подпрыгивании и спрыгивании, а также в прыжках в высоту с разбега выполняется на носки, а в прыжках в длину с места и с разбега - перека­том с пятки на всю ступню. В прыжках с места в высоту через предмет нужно приземляться с носка, а в направле­нии на предмет (скамейку, ступеньку) - жестко на всю ступню. Запомнить эту принципиальную разницу помо­гает примета: если туловище в фазе полета движется вер­тикально - приземление выполняется с носков. Там, где ноги выбрасываются вперед, опережают движение туло­вища, - приземление выполняется перекатом с пятки.

Но во всœех прыжках приземление должно быть мяг­ким, пружинистым, для чего крайне важно согнуть колени. Этот навык нужно формировать у дошкольников в первую очередь.

Требования к технике выполнения разных прыжков конкретизируются исходя из возраста детей.

В младшей группе обучение малышей начинается с подпрыгивания, как самого доступного из всœех прыж­ков. Главное внимание педагог должен обратить на обу­чение отталкиванию. Па первом этапе дети не умеют от­талкиваться двумя ногами. Даже на предложение воспи­тателя попрыгать, как мячики (зайчики, воробышки) многие малыши выполняют только "пружинку", сгибая ноги в коленях. Некоторые поднимают одну ногу, кое-кто приподнимает пятки. Внимательный воспитатель всячески способствует тому, чтобы эти действия повто­рялись. Οʜᴎ - начало прыжков.

Игровые задания, к примеру "Позвони в колокольчик", "Достань, какой хочешь шар", "Испугай бабочку" и дру­гие двигательные задания с привлекательными атрибу­тами, вызывают желание действовать. Предметы разме­щаются на 5-10 см выше вытянутой руки ребенка в удоб­ных местах в групповой комнате, на игровой площадке и провоцируют, в хорошем смысле этого слова, выполне­ние движений без специальных приглашений со стороны воспитателя.

Первоначально детей учат спрыгииванию с высоты 5-10 см, а к концу года уже с высоты - 15-20 см. В этом виде прыжков главное - учить малышей мягко призем­ляться.

Небольшая высота предметов для спрыгивания - фак­тор принципиальный. Дело не только в том, что у малы­шей еще не сформировалась ступня и прыжки с большой высоты бывают травмоопасными, а в другом. Важно проследить, чтобы в подготовительном движении дети согнули колени. Поскольку высота небольшая, то в фазе полета они не успевают разогнуть ноги и приземляются на согнутые, амортизируя естественно. Возникающие при этом ощущения становятся основой нужных умений. Спрыгивать нужно на мягкую поверхность, к примеру на поролоновый или резиновый коврик.

Необходимо разными средствами вызывать у детей желание повторить действие. Бели детей приглашают поскакать, "как зайчики", нужно дать им маски-шапоч­ки, пусть они почувствуют себя "зайчиками". В случае если мес­та приземления обозначить яркими картинками, то "зайчики" будут многократно прыгать на "капусточку", ʼʼптич­киʼʼ - на "ягодки". Никого не придется уговаривать.

Прыжки в длину с места синтезируют приобретенные умения отталкиваться двумя ногами, приземляться, сгибая колени, учат реагировать на ориентиры. Даже от самых маленьких можно добиться элементарной точнос­ти действий, особенно если интересно обыграть эти требования: "Не становитесь в ручеек, чтобы не замочить ножки..."

Во время выполнения прыжков не следует обращать внимание на положение рук малышей, потому что дети, еще не умеют согласовывать одновременные действия ног и рук. Размахивая руками, они будут перешагивать "через ручеек", а не прыгать. Но воспитатель должен показать прыжок правильно, ничего не утрируя: отвести руки: назад в подготовительном движении, взмахнуть ими в момент отталкивания, вынести вперед при приземлении.

Показ дети должны наблюдать сбоку. Во время выполнения упражнения детьми воспитатель стоит в месте приземления с правой стороны.

В средней группе возросшие объективные возможности и приобретенный дошкольниками двигательный опыт позволяют и количественно и качественно усложнить всœе прыжковые упражнения.

Подпрыгивание на месте проводится с разным положением рук, в т.ч. детям бывают предложены задания на координацию движений (однонаправленные действия). Упражнения выполняются и прямо, и с поворотом вокруᴦ. Во второй половинœе учебного года можно чередовать прыжки на двух ногах с прыжками на одной, сочетать с ходьбой во вводной части физкультурных за­нятий и на утренней гимнастике. Необходимо чаще ис­пользовать природное окружение, совершенствовать прыжковые движения в подвижных играх.

В игровых заданиях типа "Подпрыгни и достань" пред­меты подвешиваются выше вытянутой вверх руки на 15-20 см, что требует от ребенка не только сильного толчка ногами, но и взмаха руками.

Новым и важным этапом в освоении прыжков является называние необходимых действий в каждой фазе движе­ния. Разучивая спрыгивание (к примеру, со скамейки), вос­питатель сопровождает свои действия примерно таким объяснением: ʼʼСначала нужно приготовиться: встать на скамейку так, чтобы носки немного выступали вперед и помогали упираться в край скамейки; замахнуться: сги­бая ногиʼʼ слегка наклониться, руки отвести назад, смот­реть перед собой; прыгнуть; ноги выпрямить толчком, руки вынести вперед и приземлиться на носочки, согнув коле­ни. Посмотрите, как это нужно сделать без остановки...ʼʼ - показ повторяется слитно, воспитатель только называет фазы. В результате дети учатся соответствующим образом реагировать на распоряжения "приготовиться!.., замахнуть­ся!.., прыгнуть!..", необходимые на занятиях.

Стимулирует проявление различных физических ка­честв задание приземлиться за начерченной линией (не дальше 30 смот скамейки) в круг, квадрат.

Дети должны согласно программе прыгать в длину с места на расстояние до 70 см. Увеличение дальности прыжка в два раза по сравнению с младшей группой тре­бует энергичных действий. Дети учатся сочетать оттал­кивание с резким взмахом рук, удерживать равновесие при приземлении, вынося руки вперед. По этой причине логично примерно с середины года учить детей начинать прыжок не с ʼʼпозы пловцаʼʼ, а с замаха руками спереди, а позднее и сверху - назад с одновременным сгибанием ноᴦ.

В старшей группе педагогическая направленность работы с дошкольниками (развитие двигательной ини­циативы и самостоятельности) влияет на подбор прыж­ковых упражнений и технику прыжков: стимулируются энергичные действия, часто практикуются упражнения соревновательного типа.

Дети начинают понимать взаимозависимость двига­тельных действий: чем сильнее оттолкнешься, тем даль­ше прыгнешь.

В подпрыгивании активно участвуют руки, причем используются как однонаправленные, так и разнонаправленные действия. В подпрыгивании с продвижением вперед чаще применяется приземление в определœенное место - стимулируются сильные, точные и ритмичные движения. Используются задания, приучающие детей контролировать и оценивать свои действия, сравнивать их сдействиями других детей: "Кто сделает меньше прыжков до...", "Кто быстрее доскачет на одной ноге до...

Со старшими детьми можно использовать всœе виды прыжков с места в высоту, также зачастую приобретающих соревновательный оттенок: "Кто достанет шар, висящий выше".

Воспитатели практикуют и комбинированные задания, приучающие детей целœесообразно использовать приобретенные навыки, менять способы действий в зависимое от ситуации, к примеру на прыгнуть на скамейку и спрыгнуть с нее. Напрыгивание требует жесткого приземления на всю ступню, спрыгивать нужно мягко на носки. Оба прыжка могут совершаться в одном направлении, можно спрыгивать и назад (спиной вперед), не разворачиваясь.

При спрыгивании нужно уметь приземляться не просто в круг, а в центр круга (ʼʼКто точнее приземлитсяʼʼ). Спрыгивать можно по-разному: вперед, в сторону, спиной вперед, с поворотом в полете. Педагогу следует помнить, что, несмотря на уверенные действия старших детей, страховка необходима. По этой причине место для приземления нужно готовить тщательно. В зале нужен толстый мат, на участке песок в прыжковой яме нужно обязательно взрыхлять.

В прыжках в длину с места , опираясь на естественное стремление старших ребят прыгнуть дальше, нужно стимулировать высокие прыжки, учить группироваться в полете и выбрасывать ноги вперед. Поскольку словесные инструкции на данный счёт затруднительны, лучше прибегнуть к уже полюбившимся детям заданиям соревновательного типа: "Кто прыгнет до зелœеного кубика хорошо, кто прыгнет до желтого - очень хорошо, а кто прыгнет до красного - отлично!.."

В старшей группе начинается обучение детей прыжкам с разбега в длину и в высоту . Главная трудность в освоении этих движений состоит в том, что отталкиваться после разбега нужно одной ногой. Приобретенные в предыдущих прыжках стереотипы (отталкивание двумя ногами) являются неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время тормозом для появ­ления новых навыков и даже причиной падении. Поэто­му нужно позаботиться о создании необходимых усло­вий для успешного и безопасного обучения (маты - в зале, прыжковая яма с песком или опилками - на учас­тке, умелая страховка воспитателя).

Прыжки с разбега осваиваются на протяжении несколь­ких занятий. На каждом из них ребята выполняют пры­жок в целом, но требования к выполнению определяются конкретными задачами, сложность которых возрастает по мере того, как дети осваивают предыдущую.

При обучении прыжкам в длину с разбега очень важ­но вызвать интерес детей: "... Прыгнуть с разбега можно гораздо дальше, чем с места. Посмотрите..." После пока­за воспитатель отдельно демонстрирует главный элемент прыжка - отталкивание одной ногой, а приземление на две. Далее повторно показывается слитный прыжок в целом, после чего начинают прыгать дети. Так осваива­ется первая и главная задача: учить отталкиваться одной ногой, а приземляться на две.

Важно, чтобы дети видели всœе элементы прыжка и не боялись прыгать. Имеет значение каждый элемент орга­низации: размещение детей, разметка, место и поза вос­питателя, готового подхватить теряющего равновесие ребенка.

На следующем занятии, когда движение повторяется, можно поставить перед детьми задачу: ʼʼОтталкивайтесь сильнее, чтобы прыгнуть дальшеʼʼ. Когда данный навык ос­воен, детей учат отталкиваться, не переступая черту. Конечно, в дошкольном возрасте невозможно добиться в полном смысле слова техничного прыжка с разбега не следует требовать от детей максимальных результатов. Важно заложить лишь основы техники. По этой причине нужно просто приучать детей контролировать свои действия. Черту нужно обозначить выразительно, а дощечку перед прыжковой ямой тщательно вымыть.

Очень важно учить детей правильно разбегаться. Не случайно техника разбега совершенствуется на заключительном этапе. В предыдущих упражнениях каждый ребенок приобрел конкретный опыт и теперь точно знает, какую ногу выставлять вперед, готовясь к разбегу. В этом случае можно прибегнуть к распоряжениям, которые должны вызывать соответствующие двигательные реакции: "Приготовиться!" - выставить вперед одну ногу, слегка согнув ее, податься вперед, руки согнуть в локтях; ʼʼМожно!ʼʼ - ребенок разбегается и прыгает. Упражнение выполняется поочередно, так как требует страховки. Следующий разбегается, когда мат свободен. По возможности дети должны выполнять конкретные требования к разбегу: скорость бега постепенно возрастает, пи становятся короче, махи в направлении вперед - вверх короткие и энергичные.

Прыжок в высоту с разбега осваивается дошкольниками аналогично. Но в нем специфические сложности нужно преодолеть препятствие в виде веревочки на прыжковых стойках или планку. Кстати, веревочку не привязывать, обеспечить ее натяжение должны пришитые к концам мешочки с песком.

Перед началом обучения прыжкам в высоту с разбега больше внимания следует уделить подводящим упражнениям - напрыгиванию с места на маты после толчка одной ногой, прыжкам с места через веревочку, планку, прутик. Те же упражнения следует проделать с небольшого (2-3 шага) разбега. Эти и похожие препятствия можно пробовать преодолевать сбоку стилем ʼʼножницыʼʼ для последующего индивидуального обучения детей прыжку с бокового разбега.

Методика обучения прыжкам. Последовательность обучения в разные периоды. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методика обучения прыжкам. Последовательность обучения в разные периоды." 2014, 2015.



Похожие статьи
 
Категории