Черты реализма в комедии А. Грибоедова "Горе от ума"

09.04.2019

По содержанию "Горе от ума" строго реалистическая комедия. Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы в комедии достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых. Сочувствие закрепощенным народным массам - основа грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет неотъемлемый фон его комедии. В высказываниях Фамусова, Чацкого, других возникает образ старой Москвы. В образах и картинах комедии с исторической верностью воспроизведена русская жизнь. Грибоедовский герой воспринимается нами как реальная личность в свете его биографии. Известно, каким он был в доме Фамусова в юношеские годы, что произошло с ним в три последующих года. Происходят изменения и в характере Софьи, но менее заметные.
Грибоедов запечатлевает самые существенные стороны изображаемой действительности. Быт и нравы фамусовского общества раскрывается не только в их общей помещичье - крепостнической сущности, но и как быт и нравы всего московского дворянского общества.
Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Реализм находит свое подтверждение в том, что прообразами многих ее героев послужили живые люди.
Персонажи "Горя от ума" раскрываются многосторонне. Фамусов не только ненавистник просвещения, но и любящий отец, и важный барин, покровитель своих родственников. Сентиментально настроенная Софья вместе с тем имеет твердый характер и самостоятельна.
В комедии изображены такие черты жизни и людских отношений, которые далеко выходили за рамки начала XIX века. Чацкий явился для последующего поколения символом благородства и свободолюбия.
Реализм комедии проявляется в искусстве речевой индивидуализации персонажей: каждый герой говорит своим языком, обнаруживая тем самым свой неповторимый характер.
Правдивость и яркость изображения комедии московского дворянского быта 20-х годов XIX в., жизненность языка комедии, тонкость и убедительность психологических характеристик - все это говорит о том, что комедия Грибоедова - подлинно реалистическое произведение.


Черты классицизма .

Близок классицизму конфликт между умным героем и "нищетой рассудка". От классицизма и единство места и времени, стихотворная форма комедии, поэтика имен, резонерство Чацкого.

А.С.Грибоедов бесспорно соблюдает три знаменитых единства классической пьесы : действие совершается в течение одних суток, в одном месте и развивается вокруг одного главного героя.

Действие комедии начинается на рассвете в доме Фамусова и заканчивается ровно через сутки, когда гости разъезжаются со званого вечера. Однако единство времени и места не вводится формально, как необходимая условность, а содержательно оправда­но. Не случайно в конце пьесы Чацкий говорит:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день прожить успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Достаточно было одного дня для того, чтобы произошел этот конфликт. Чацкий, с его бескомпромиссным характером, игрой ума, страстью влюбленного и фамусовское общество, с его консерватиз­мом и недоверием к образованному молодому человеку, не могут найти общего языка даже при столь непродолжительном общении. Единство места тоже мотивировано сюжетом и кон­фликтом. Особняк Фамусова является в комедии симво­лом всей Москвы. В репликах Лизы, Фамусова, самого главного героя и других персонажей происходящее в доме осмысляется в масштабе первопрестольной («Как все мос­ковские, ваш батюшка таков...», «На всех московских есть особый отпечаток...» и т. д.). Центральной фигурой действия является Чацкий. Именно с момента его появления в доме Фамусова завязывается конфликт. Заканчивается пьеса отъездом героя из Москвы. Принцип единства действия означает, что в произве­дении все события разворачиваются вокруг фигуры главного героя, и присутствует один, не осложненный побочными сюжет­ными линиями конфликт, который полностью разрешается в конце. В финале классический пьесы окончательно торжествует добродетель и наказывается порок. Автор комедии ни одно из этих требо­ваний не выполняет в точности. Произведение имеет два конфликта и, соответственно, две тесно переплетающиеся сюжетные линии: любовную и общественную. Конфликт сначала завязывается как любовный, затем осложняется противостоянием мнений. Обе линии, тесно переплетаясь, достигают кульминации в 4-ом действии. Любовная линия заканчивается разоблачением Молчалина, жизненной катастрофой Софьи и горечью обманутого чувства для Чацкого. Общественный конфликт не получает развязки на сцене. Зритель может лишь догадываться, куда отправится Чацкий, и какой резонанс получит его посещение дома Фамусова. Вместо предписанной классической композиции, состоящей из 3-х или 5-ти действий, Грибоедов пишет пьесу из 4-х . Открытость финала, отсутствие полного разрешения конфликта, тор­жества добродетели и наказания порока , могут считаться новаторством Грибоедова.

Автор использует говорящие фамилии : Фамусов (от латинского "fama" - молва), Молчалин, Скалозуб, Хлестова, Тугоуховские, Репетилов (от "repeter" - повторять). Однако функция их иная, чем в классицизме. Почти все фамилии соотнесены по значению со словами "говорить", "слышать", "повторять", "молчать", что подводит к важнейшей теме пьесы - мотиву глухоты и сплетни. В фамилиях задан опреде­ленный круг ассоциаций, который в целом не упрощает, а наоборот, осложняет понимание характера, выявляя в нем какую-то новую грань. Имена героев значимы не только по отдельности, но и все вместе: в совокупности они составляют важный символический ключ к понима­нию проблематики «Горя от ума». Такая глубокая символичность не свойственна «говорящим» фамилиям в классицизме.

Не отказался автор от традиционных амплуа : обманутый отец, недалекий военный, горничная, участвующая в любовной интриге своей госпожи, комическая старуха. Эти амплуа определяли комедийный ансамбль классической пьесы, редко превышающий 10-12 действующих лиц. Грибоедов нарушает этот канон, создавая "многолюдную" пьесу и вводя огромное количество второстепенных и внесценических персонажей. Внесценические персо­нажи создают своеобразный исторический фона комедийного действия, позволяют расширить временные и пространственные рамки пьесы, углубляют характери­стики тех главных героев, которые о них рассказывают, и, наконец, убеждают зрителя, что Чацкий одинок только на сцене.

Таким образом, выясняется, что Грибоедов лишь формально сохраняет классицистические рамки, напол­няя их социально-психологи­ческим содержанием . Достоверность характеров сочетается с авторской иронией по отноше­нию к привычному стилю изображения - классицизму.

Черты романтизма .

Монологи Чацкого - это выражение его позиции. Прежде всего это монологи, произнесенные во втором действии. Вся его критика в адрес фамусовского общества вполне может быть представлена как самостоятельные инвективы, направленные против дворянской консервативной помещичьей среды, эти монологи могут быть использованы декабристами как пропагандистские материалы, наряду с гражданской лирикой. Это критика современного общества, в монологах соединяются и черты элегий, и од, и сатир. Так или иначе, это тексты, которые могут выступать самостоятельными лирическими выступлениями. Эти монологи можно определить как монологи гражданско-романтического плана.

Романтизм Чацкого проявляется и в том, что один противопоставлен толпе. Тема одиночества в толпе - типичная для романтизма. Непримиримое противоречие с миром, противоречие между Я и Общество очень характерно для Чацкого. Грибоедов рисует действительно одинокого героя, хотя есть упоминаемые несценические персонажи - «мы, молодые люди», это новое поколение, в котором есть другие, не такие, как Молчалин. Конфликт этот не между «веком нынешним и веком минувшим». Век нынешний отличается от века Екатерины тем, что в этом веке являются новые люди, как Чацкий, которые не гонятся за чинами, а предпочитают занятия науками и искусствами, свободные от карьеристских выступлений, свободные от меркантилизма. Эти люди уже подвергают осмеянию тех, кто готов стучать лбом об пол, лишь бы шли ему чины и деньги. То есть появляются люди с новой позицией. Эти и отличается век Александра от века Екатерины. Фамусов и Максим Петрович остаются в прошлом. Нет напрямую конфликта с веком минувшим. Век нынешний объединяет всех героев, конфликт внутри века, а не между веками. Конфликт между героями с разными мировоззрениями. Место действия - «барская Москва». Москва - это еще и консервативный город, в те годы более консервативный, чем Петербург. Фамусовская Москва - квинтэссенция консерватизма. Человек с новой позицией и новыми предпочтениями является в Москву и осмеивает ее, смеет критически взглянуть на то, что было абсолютным. Этот новый подход и отличает этого героя, и он может считаться персонажем, который близок декабристскому движению. Новый герой с гражданско-романтическими настроениями и чертами, одинокий, противостоит консервативному Фамусовскому обществу. Конфликт этот романтический, романтическое здесь проявляется и в отказе от классицистических требований, и в синтезе жанровых элементах.

Черты реализма . Конфликт пьесы отражает важнейшее противоречие действительности, а понимание действительности и порождаемых ею характером проникнуто историзмом. Реализм пьесы сказался и в принципах изображения ее персонажей. При единой сущности фамусовского общества каждый из них дан во всей определенности своего индивидуального облика, причем это полные, многосторонние характеры. Фамусов - не только мракобес, но и строгий начальник и любящий отец и тд.

Реалистичность характером достигается и зачет колоритности их языка, напыщенного просторечием: командирская речь Скалозуба, угоднический язык Молчалина, барская речь полуграмотной Хлестовой. Реализм речевой характеристики направлен на выражение не только профессионального, сословного и культурного облика, но и психологического.

Задачам реалистического изображения подчинен и басенный стих комедии - вольный ямб от одностопного до шестистопного.


Произведение "Горе от ума" считается уникальным творением русской литературы не только за его актуальную проблематику, интересных персонажей и удивительный язык Грибоедова, но и за то, что эта комедия вобрала в себя отличительные черты трёх главных направлений литературы 19 века. "Горе от ума" является великолепно согласованной смесью из вроде бы несоединимых течений- классицизма, романтизма и реализма.

Первую и основную черту классицизма читатель видит в самом начале произведения в списке героев- говорящие имена и фамилии, по которым еще до прочтения у читающего складывается определенное мнение об каждом из персонажей.

Например:

Алексей Степанович Молчалин- по фамилии этого героя сразу становится понятно, что он немногословен и тих, своё мнение в различных ситуациях будет выражать нечасто. Так оно при прочтении и оказывается: Молчалин всегда соглашается с точками зрения окружающих, но не из-за неимения своей, но из личной выгоды. Этим свои качеством, кстати, он покарает сердце Софьи Павловны, для которой его молчание казалась очень таинственным и романтичным.

Молчалин за других себя забыть готов,

Враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело

При дальнейшем чтении выявляется ещё одна черта классицизма: в основе сюжета лежит любовный треугольник.

В комедии главный герой Чацкий испытывает нежные чувства к Софье, но она, увы, вместе с Молчалиным, который на самом деле притворяется, что взаимно влюблен в девушку.

Важной частью течения классицизма, представленного в "Горе от ума", является нравоучение от автора, в котором он показывает все пороки тогдашнего общества и предостерегает последующие поколения от их повторения. Это карьеризм, лживость, малодушие, действие только из корысти и личной выгоды.

Основной чертой романтизма в комедии Грибоедова является противопоставление бунтарской личности главного героя- пылкого, идеально образованного и чувственного Чацкого- порочному обществу- Фамусову, Молчалину, Скалозубу и другим членам "фамусовского общества". По началу, идеи московской элиты просто возмущали Чацкого, который открыто их оспаривал, но к концу произведения они довели его до состояния угнетения, поэтому Александру Александровичу пришлось покинуть Москву. В "Горе от ума" линия Чацкого является главной, его суждениям и внутреннему миру уделяется особое внимание.

Теперь не худо б было сряду

На дочь и на отца

И на любовника-глупца,

И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простяков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором, -

Безумным вы меня прославили всем хором.

Чацкий за все произведение несколько раз говорил о том, что в России есть ужасная тенденция на слепое подражанье Европе, люди повсеместно заменяют родную речь французской и приглашают немецких учителей. Это также можно отнести к чертам романтизма, поскольку через эти строки автор призывает читателей не глупо равняться на другие страны, а вернуться к своим славянским корням, развивать свою, русскую, самобытную культуру.

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!

Приехал - и нашел, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Своя провинция. Посмотришь, вечерком

Он чувствует себя здесь маленьким царьком;

Такой же толк у дам, такие же наряды...

Немалая часть основных черт произведения относится к реализму. Вообще, на мой взгляд произведения "Горе от ума" наиболее относится именно к этому направлению, поскольку и персонажи, и ситуация наиболее приближены к реальной жизни.

Персонажи Грибоедова, как бы сначала читателю не казалось, не имеют четко отрицательных или положительных характеров. Они, как и в реальной жизни, являются обычными людьми, а не героями каких-либо важных событий, которые способны делать как добро, так и зло, и каждый из них выбирает то, что считает нужным. Ярчайшим примером этого является характер Чацкого. Да, он умен, честен, благороден, он понимает нынешние проблемы общества, но он по молодости своей абсолютно не сдержан и всегда говорит человеку прямо в лицо то, что о нём думает.

Еще одной чертов реализма считаются типичные характеры героев (с выраженной индивидуальностью) для определенного периода времени. К примеру, в России 19 века типаж "фамусовского" дворянина был основным для всего сословия. Это излишний вес, необразованность, жесткие устаревшие стереотипы, неприятие всего нового, особенно просвящения, как в высших, так и в низших слоях общества.

Также реализму характерно то, что персонажи произведения попадают в типичные для того времени ситуации и конфликты. Самый явный пример: конфликт Чацкого и "фамусовского" общества.

Грибоедов в "Горе" четко показал читателям свой нравственный идеал, воплотив его в Чацком.

Черты классицизма, реализма и романтизма в комедии А. С. Грибоедова *Горе от ума»

Комедия А. С. Грибоедова еГоре от ума» была написана в 1820-1824 годах, именно в то время, когда на сцене господствовал классицизм, но в литературе уже появился реализм и активно раз­вивался романтизм. Поэтому в комедии присут­ ствуют как черты классицизма, так и черты ро­ мантизма, а, кроме того, *Горе от ума» по праву считают первым реалистическим произведением.

В своей комедии Грибоедов руководствуется эстетическими принципами классицизма, твор­ чески изменяя их. Так, в основном соблюдается принцип трех единств. Действие происходит только в доме Фамусова и укладывается в сутки: события начинают развиваться рано утром и за­ канчиваются поздно вечером, когда гости разъез­ жаются после бала. Однако единство действия нарушается: помимо сюжетной линии Софья - Молчалин - Чацкий, в комедии присутствует общественный конфликт, который не укладыва­ ется в рамки любовного сюжета. Количество дей­ ствующих лиц также не соответствует класси­ цистическому канону: в «Горе от ума» их более двадцати. Кроме того, для типизации введены внесценические персонажи, что недопустимо в классицистическом произведении, так как нару­шается единство действия.

Грибоедов сохраняет традиционную «систему амплуа». Сюжет основан на развитии «любовно­ го треугольника». В комедии есть героиня, два любовника (герой-любовник и второй любовник), а также горничная, устраивающая их свидания, и отец, не догадывающийся об увлечении собст­ венной дочери. Однако есть и отступления от традиции. Чацкий не совсем герой-любовник, так как терпит крах в любви, а также выполняет функцию резонера. Следует отметить, что и Мол- чалин не подходит под амплуа второго любовни­ ка, ведь он удачлив в любви, но и амплуа первого он тоже не соответствует, так как не является идеальным героем и изображен с негативной ав­ торской оценкой. Выходят за рамки традицион­ных характеров и второстепенные персонажи в этой любовной интриге. Лиза не только субретка, но и своеобразный второй резонер. Она дает мет­ кие характеристики действующим лицам: в экс­ позиции комедии говорит про Фамусова, что, как все московские отцы, хотел бы «зятя он с звездами да с чинами», и с деньгами, «чтоб мог давать он балы*. Также Лиза метко подмечает, что Чацкий «чувствителен, и весел, и остер*. Та­ ким образом, характеры не укладываются в рам­ ки традиционных амплуа, они шире.

В «Горе от ума» также сохраняется принцип «говорящих фамилий » , среди которых можно выделить несколько типов, К первому относятся собственно говорящие фамилии, которые указы­ вают на одну важную черту героя. Например, фа­милия Фамусов, возможно, происходит от латин­ского слова «Гата» - молва. Следовательно, об­ ладатель этого имени - человек, преклоняю­ щийся перед общественным мнением, бо-ящийся сплетен. Но это не единственное качество, на ко­ торое указывает эта фамилия. Ю. Тынянов пред­ положил, что «Фамусов» имеет отношение к анг­ лийскому *^апкшзэ - известный. И действи­ тельно, Павел Афанасьевич достаточно извест­ ный в Москве человек: все наперебой зовут его в гости, на погребенье, на крестины. Фамилия Ту-гоуховский указывает на физический порок пер­сонажа: князь, действительно, был тугим на ухо, Фамилия Репетилов происходит от французского слова «гере^ега - повторять. И на самом деле этот герой не имеет собственных мыслей, а по­ вторяет то, что говорят другие, часто искажая первоначальный смысл услышанного, Молча- лин же не просто молчаливый, но как человек, зависящий от других, не считает возможным свободно выражать свое мнение.

Второй тип - фамилии оценивающие, К ним можно отнести фамилии Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, в которых явно выражено негативное отношение автора к их носителям.

Имя Чацкого ассоциируется с именем Чаада­ ева, философа и общественного деятеля. Другой возможный смысл его фамилии- то, что он в чаду.

Однако ни одна фамилия не раскрывает полно­ стью характера героя, так как характер часто не­ однозначен и не исчерпывается одной чертой.

Композиция комедии в основном соответству­ ет классицистическим канонам. В комедии четы­ре действия: в первом- экспозиция и завязка, во втором - развитие сюжетной линии, в тре­ тьем - кульминация, а в четвертом - развязка. Действие комедии начинают второстепенные персонажи: Лиза и Фамусов, которые вводят зрителя в курс дела.

Также в комедии присутствуют и черты ре­ ализма. По словам Гончарова, Грибоедов умело с помощью группы из двадцати лиц отобразил, как случ света в капле воды, всю прежнюю Москву, ее дух, исторический момент и нравы», что указывает на типичность характеров и обсто­ ятельств, показанных в произведении. Кроме то­го, писатель точен в подборе деталей.

Можно еще отметить, что герои этого произве­ дения не только типы, но и индивидуальности. Фамусов, например, не только служащий в ка зенном месте, но и человек, обладающий своими взглядами и убеждениями, а кроме того - любя­ щий отец и легкомысленный барин, заигрываю­ щий с горничной своей дочери. А Софья способна как на глубокие чувства, так и на подлость. Она беззаветно любит Молчалина и в то же время пускает сплетню о сумасшествии Чацкого.

Таким образом, в произведении, помимо геро­ ев, изображенных с преимущественно отрица­ тельной или положительной оценкой, есть герои, пафос изображения которых неоднозначен, В от­личие от классицистических пьес в комедии Гри­боедова порок не наказан, а добродетель не тор­ жествует. Молчалин скрывается в своей комна­ те до того, как Фамусов появляется на сцене, Чацкий же вынужден бежать из Москвы, «ис­ кать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

Можно отметить, что характер конфликта в произведении отчасти романтический, так как одинокая сильная личность противостоит целому обществу, Гончаров писал, что в «Горе от ума* присутствуют два лагеря; с одной стороны, ла­ герь Фамусовых и всей партии «отцов и стар­ ших*, с другой - один пылкий и отважный бо­ ец, «враг исканий». Чацкий единственный из сценических персонажей противостоит всему об­ ществу* Также Гончаров называет роль Чацкого «страдательной*, так как герой «сломлен коли­ чеством старой силы* и вынужден бежать из Москвы, В пьесе присутствуют мотив одиночест­ ва и мотив путешествия, характерные для роман­ тизма. Чацкий пускается в дорогу, спасаясь от прошлого, в надежде избавиться от «мильона терзаний *.

Таким образом, можно сказать, что в пьесе присутствуют элементы трех направлений - классицизма, романтизма и реализма. Слож­ ность творческого метода, которым была написа на комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума*», объ­ ясняется эпохой, когда в литературе одновремен­ но существовало несколько направлений.

И полный текст) вполне ясна: прежде всего, сама жизнь, освещенная с точки зрения авторского миросозерцания, дала богатый материал для этого произведения. Русская реалистическая литература тоже дала ему немало образцов. В сказках Дмитриева , Измайлова, в баснях Крылова мог Грибоедов найти и выработанный стиль, и ряд сатирических картин из современной русской жизни. Можно, кроме этих произведений, указать и другие, приближающиеся, по содержанию, к «Горю от ума». Так, для характеристики московского общества этой же эпохи очень интересен журнал профессора Страхова «Сатирический Вестник» (1790 – 1793).

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Таким образом, еще до Грибоедова Страхов в легких эскизах и намеках нарисовал всю грибоедовскую Москву, – в его журнале есть уже очертания Фамусова , Молчалина , Загорецкого.

Любопытны для сравнения с комедией Грибоедова также некоторые страницы романа А. Измайлова «Евгений».

Здесь мы опять в атмосфере столичной жизни: перед нами «новые» дворяне из приказных, облагороженных чином и деньгами, перед нами студенты Московского университета, – «вольтерьянцы » и просто прощелыги-распутники, гвардейская молодежь столицы, «свет», состоящей из добродетельных шулеров, сплетников, Лицемеркиных, Тысячниковых и др.

Вот, наудачу взятая, характеристика г. Подлянкова: это – титулярный советник, который на службу ходит «при окончании каждого месяца, а к своим командирам каждый праздник». «Он собственным своим опытом знает, что некоторые начальники примечают подчиненных более в своей передней, нежели у должности, во время часов присутствия. Не одним только своим начальникам, но и всем тем, которых благосклонность могла ему быть полезна, оказывал он свое почтение, преданность и раболепство, хотя бы то был подлый придверник, или камердинер его покровителя и милостивца (ср. Молчалина). Будучи вхож во многие дома, во многих из них обедывал и ужинывал поочередно. Он глядел каждое утро в календарь собственного сочинения, в котором внесены были дни тезоименитства и рождения знакомых ему особ, супруг и детей их (ср. календарь Фамусова). Когда кто роняет нечаянно что-нибудь близ него, он упадал мгновенно одним коленом на пол и поднимал упавшую вещь с удивительным проворством (ср. Молчалина). Хотелось ли кому достать чего? Надлежало о сем сказать г. Подлянкову, – он тотчас с радостью все найдет, все сыщет (ср. Загорецкого). Надобно ли кому купить лошадь? человека? Он купит, да еще хороших. Надобно ли нанять карету, ложу, дом? Он наймет, и самых удобных. Надобно ли кому узнать внутреннее состояние какого семейства, его тайны? Он откроет и самые сокровенные...» и т. д.

Из этой цитаты видно, как в одном типичном образе Подлянкова соединились черты, которые впоследствии, в произведении Грибоедова, развились в нескольких образах – Фамусова, Молчалина и Загорецкого, этого комиссионера по призванию и убеждению...



Похожие статьи
 
Категории