Развитие любовной линии в романе доктор живаго. Изображение любви в романе Пастернака «Доктор Живаго

30.03.2019

Е. А. Латкина . Образ Лары в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

(Вологда)

Перечитывая роман «Доктор Живаго », выявляя персонажную сторону творческого замысла, изучая и сопоставляя образы и прототипы (в особенности образ Лары), можно наметить несколько линий, по которым, на наш взгляд, возможно построить исследование.

Прежде всего, интересно проследить движение, развитие образа Лары в романе: от Лары Гишар - к Ларе Антиповой - к сестре Антиповой - к Ларе в ее взаимоотношениях с Юрием Живаго - к Ларе, стоящей у гроба Юрия Живаго, к ее исчезновению и продолжению Лары в судьбе ее дочери Татьяны. Материала для характеристики этого образа-персонажа в романе предостаточно: есть и очень точные самохарактеристики Лары, о ней говорят и доктор Живаго, и Антипов-Стрельников, и Тоня, жена Юрия Живаго, и персонажи второстепенные, эпизодические, и, наконец, сам автор.

Одна из основных характеристик Лары, которая состоит в том, что «сразу было видно, что она не как все », обозначена автором уже перед первым ее появлением на страницах романа: «Девочка из другого круга » (название второй части). Ее «непохожесть » на других подчеркивается и происхождением: отец - бельгиец, мать - обрусевшая француженка. Лара имела «ясный ум », «легкий характер » и была «очень хороша собой ». Примечательно, что и сама она еще в юности осознавала эту свою необычность, избранность: «За что мне такая участь, что я все вижу и так обо всем болею? ». Позже она эту свою «участь » определила уже более точно: она «тут для того, чтобы разобраться в сумасшедшей прелести земли и все назвать по имени, а если ей это будет не по силам, то из любви к жизни родить себе преемников, которые это сделают вместо нее ».

С самого начала судьба не баловала Лару: отец умер, материальное положение семьи пошатнулось, матери пришлось взяться за дела самой, открыть швейную мастерскую. «После смерти отца мать жила в вечном страхе обнищания. Родя и Лара привыкли слышать, что они на краю гибели », и поэтому «понимали, что всего в жизни придется добиваться своими боками », «знали всему цену и дорожили достигнутым ».

Интересны еще некоторые из юношеских характеристик Лары. Описывая ее знакомство с Никой Дудоровым, автор пишет: «Он был Лариного десятка - прямой, гордый и неразговорчивый. Он был похож на Лару » - и поэтому (!) - «не был ей интересен ». Лара была очень чутка ко всему другому, новому, необычному, яркому. «Каким ничтожеством надо быть, чтобы играть в жизни только одну роль, занимать одно лишь место в обществе, значить всего только одно и то же! » - думает она.

Когда «были дни Пресни » и совсем еще мальчики Антипов и Дудоров «играли в самую страшную и взрослую из игр, в войну, притом в такую, за участие в которой вешали и ссылали », Лара «смотрела на них, как большая на маленьких ». «Мальчики стреляют », - думала Лара. Она думала так не о Нике и Патуле, но обо всем стрелявшем городе. «Хорошие, честные мальчики, - думала она. - Хорошие. Оттого и стреляют ». Уже тогда это ее «мальчики » шло от того материнского чувства, которое Лара всегда носила в себе по отношению к людям вообще, и особенно - к близким и дорогим ей.

Лара «была самым чистым существом на свете », пишет автор, сопровождая эту характеристику таким комментарием: «Грязно только лишнее ». В Ларе не было ничего «лишнего ». Связь с Комаровским, любовником матери, Лара с самого начала воспринимала как нечто запретное, ужасное, мучительное, но ей потребовалось шесть месяцев, чтобы справиться с этим, и, однажды осознав, что это грязное как раз и есть лишнее в ее жизни, оборвать эту связь со свойственной ей решительностью. Следствием этой истории стала та «гордая враждебность к себе самой », которую потом отметит в ней Юрия Живаго: «Ей не хочется нравиться, быть красивой, пленяющей. Она презирает эту сторону женской сущности ». Сама Лара о последствиях этой связи говорит: «Я - надломленная, я с трещиной на всю жизнь ». Но именно с этой историей ее жизни связана и важная авторская идея. Живаго на рассказ Лары о ее отношениях с Комаровским отвечает: «Я думаю, я не любил бы тебя так сильно, если бы тебе не на что было жаловаться и не о чем сожалеть. Я не люблю правых, не падавших, не оступавшихся. Их добродетель мертва и малоценна. Красота жизни не открывалась им ».

Этот эпизод лариной жизни и эта реакция Живаго имеют, на наш взгляд, определенную связь с еще одной линией романа - евангельской. Христос и Магдалина составляют своеобразную параллель к образам Лары и Юрия Живаго. В юности Лара «не была религиозна, в обряды не верила, но иногда для того, чтобы вынести жизнь, требовалось, чтобы она шла в сопровождении некоторой внутренней музыки ». Жизнь вносит свои коррективы и в эту сферу жизни Лары. Однажды именно из рассказа Симы о Магдалине Лара выносит не то чтобы оправдание, но необходимую ей для себя самой надежду: «Завидна участь растоптанных. Им есть, что рассказать о себе. У них все впереди. Это Христово мнение ». У гроба Живаго Лара очень жалеет о том, что его не отпевают «по-церковному »: «Юрочка такой благодарный повод! Он так всего этого стоил, так бы это “надгробное рыдание творящее песнь аллилуйя” оправдал и окупил! »

С образом Лары связан и самый яркий символический образ романа - образ горящей свечи, разворачивающийся и наполняющийся все новыми смыслами на протяжении всего романа. От свечек, которые покупал для Лары Паша Антипов, зная, что она любит разговаривать при свечах, - к свечкам в их руках во время венчания, когда Лара все время следила за тем, чтобы держать свою свечку ниже Пашиной (по примете) - к свече на столе Лары и Паши во время их «рождественского разговора », той самой свече, которую, как Лара узнает потом, увидел с улицы сквозь протаявший на оконном стекле кружок Юрий Живаго и с которой «пошло в его жизни его предназначение », - к словам Лары, обращенным к Живаго: «А ты все горишь, моя свечечка! » - к размышлениям Живаго о судьбе России, которая горит, как «свеча искупления », - и к лучшим строчкам его поэтического дневника: «Свеча горела на столе, свеча горела… ».

Материал романа сопротивляется тому, чтобы рассматривать Лару как тип, образный типаж. Во-первых, самим автором акцентирована нетипичность главных героев: по словам Юрия Живаго, «принадлежность к типу есть конец человека, его осуждение. Если его не подо что подвести, если он не показателен, половина требующегося от него налицо. Он свободен от себя, крупица бессмертия достигнута им ». Эту нетипичность отчасти подчеркивает, на наш взгляд, и фамилия Лары - Антипова (анти - тип). Во-вторых, рассматривать Лару как типичный персонаж мешает высокая степень связанности этого персонажа с его прототипом, а значит, живым и совсем нетипичным человеком - Ольгой Ивинской, о которой Борис Пастернак говорил: «Она и есть Лара моего произведения ». И все же попробуем это сопротивление преодолеть.

Задача рассмотрения образа Лары в контексте русской литературы решается достаточно легко, поскольку связи Лары с ее литературными предшественницами XIX века очевидны. «Ум, глубина, цельность натуры Татьяны Лариной » с ее хрестоматийным «я буду век ему верна », высокая требовательность к чистоте и честности тургеневских девушек, роковая, сводящая с ума мужчин красота и надломленность героинь Ф. М. Достоевского, душевная сила и способность переносить любые испытания некрасовских «русских женщин », любовь как сущность жизни героинь Л. Н. Толстого, отсутствие всякого рода пошлости и интеллигентность в ее чеховском понимании, свойственное блоковской Незнакомке умение оставаться женщиной, манящей и волнующей, в условиях, совершенно к этому не располагающих, - все это есть в Ларе.

Предваряя дальнейшие размышления над образом Лары, одним из самых ярких женских литературных персонажей, отметим, что русская классическая литература до XX века интересовалась, в первую очередь, все-таки мужчинами. По-видимому, это обусловлено, с одной стороны, господствовавшей в обществе, да и сегодня во многом сохраняющей свои позиции, традиционной, сформировавшейся в недрах патриархального общества гендерной культурой, а с другой - ею же порожденной одной из существенных особенностей русской литературы, которая состоит в том, что она всегда была социально направленной, она была «кафедрой », она стремилась уловить «нарождающиеся современные явления », ее интересовали «герои времени », то есть все то, за что опять же традиционно отвечали и отвечают мужчины.

Женские образы в произведениях русских писателей чаще всего выполняли вспомогательную функцию. В одних случаях они способствовали проявлению характера главного героя (например, женщины в жизни Печорина или те же тургеневские девушки, встреча и отношения с которыми играли роль своеобразного экзамена для героя), в других случаях они могли символизировать собой некие авторские идеи: например, Вера Павловна с ее снами о будущем, Соня Мармеладова с Евангелием, Пелагея Ниловна с прокламациями. Почему в русской литературе так мало самостоятельных женских образов? Что мешало лучшим, талантливым мужским умам создать героинь, равных по своей значимости героям-мужчинам. Скорее всего, сформированные в рамках той же традиционной культуры гендерные стереотипы. Преодолеть их, хотя бы отчасти, в литературе XIX века удалось только гениям - А. С. Пушкину и Л. Н. Толстому. По мнению В. С. Соловьева, «истинно идеальный человек не может быть только мужчиной или только женщиной <…> он должен быть свободным единством мужского и женского начала ». Гениальность А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого вместила в себя эти два начала (здесь будет уместно вспомнить и флоберовское «Эмма Бовари - это я ») и позволила им создать женские образы, которые воспринимаются нами как значимые, самостоятельные, автономные: Татьяна Ларина - «милый идеал » автора, Наташа Ростова, Анна Каренина.

Глобальные социальные изменения XX века протекали так мощно и быстро, что культура (всегда цивилизации сопротивляющаяся в силу одной из своих основных функций - сохраняющей, консервирующей, стабилизирующей) не успевала создавать новые общественно-культурные стереотипы, в том числе и гендерные. Они формируются очень медленно, изменению поддаются очень сложно, поскольку лежат на уровне подсознания и пронизывают собой все сферы общественной и личной жизни человека.

На наш взгляд, в большей степени, чем писателям XIX века, преодолеть гендерные стереотипы традиционной культуры удалось Б. Л. Пастернаку в романе «Доктор Живаго », и основная причина этого заключается в том, что он жил уже совсем в другое время и в совершенно другом мире, общество уже значительно изменилось и новые тенденции в его развитии уже наметились.

Литература, и особенно гениальная русская литература, не могла этих изменений со свойственной ей чуткостью не ощутить и со свойственной ей точностью попадания и яркостью персонажей не отразить. Одно из наиболее заметных и значимых явлений XX века - феминизм, отразивший происходящие изменения в понимании места и роли женщины в жизни общества, во всех его сферах. Теоретически феминизм оформился во второй половине XX века, осмысливаться и принимать разумные (неагрессивные) формы он начинает только сейчас, тогда как продуцируемые сегодня в рамках этого осмысления идеи отразились в художественных образах русской литературы уже к середине прошлого столетия.

Остановимся на этом более подробно, поскольку, на наш взгляд, достаточно продуктивным может стать рассмотрение образа Лары и романа в целом с точки зрения отражения в них общекультурных тенденций XX века, в том числе стремления общества к пересмотру устоявшейся, но и устаревшей гендерной системы, к феминизации культуры и общества в целом. Исследования последних десятилетий показывают, что использование гендерного подхода в социальном и гуманитарном знании предоставляет широкие возможности для осмысления и переосмысления культуры.

Сформировавшаяся в рамках традиционного (патриархального) общества гендерная система - это система власти и доминирования. Два пола конституируются не только как различные, но и как неравные, не только как взаимодополняющие, но и как находящиеся в иерархических отношениях. Мужчина ассоциируется в первую очередь с социальной сферой, женщина - с природной. Мужчина выступает как позитивная культурная норма, женщина как негативное, как отклонение от нормы, как нечто Другое, Иное. Все мужское (черты характера, модели поведения, профессии) воспринимаются как первичные, значимые, доминирующие, все женское - вторичное, незначительное с социальной точки зрения, подчиненное. Отсюда и традиционные культурно-символические смыслы: с мужчиной соотносятся Бог, творчество, сила, свет, активность, рациональность, с женщиной - природа, тьма, слабость, пассивность, подчинение, хаос. Культурная метафора пола такова: мужчина - дух, стремящийся к познанию, обладанию, женщина - природа, познаваемая, подчиняемая и, в результате становящаяся объектом агрессивного акта познания-обладания. Приведем только два (хотя их можно найти намного больше) примера из «Доктора Живаго », вступающие в прямую перекличку с этими позициями.

Первый эпизод - эпизод болезни Юрия Андреевича Живаго: «Всю жизнь он что-нибудь да делал, вечно бывал занят, работал по дому, лечил, мыслил, изучал, производил. Как хорошо было перестать действовать, добиваться, думать и на время предоставить этот труд природе, самому стать вещью, замыслом, произведением в ее милостивых, восхитительных, красоту расточающих руках » (здесь природа - это Лара, и ее руки - это руки Лары, которая ухаживает за Юрием Андреевичем во время болезни).

Второй эпизод - Лара обращается к Живаго: «Окрыленность дана тебе, чтобы на крыльях улетать за облака, а мне, женщине, чтобы прижиматься к земле и крыльями прикрывать птенца от опасности ».

В образе Лары, безусловно, много от традиционного понимания женщины. Лара олицетворяет собой не рожденный в недрах революции и гражданской войны тип новой женщины, чаще всего бесполой - вынужденно или по собственному выбору, - а тип женщины в ее традиционном, классическом понимании, но по-новому проявившейся в новых условиях жизни.

Героиня, на наш взгляд, вместе с двумя другими героинями русской литературы XX века - Незнакомкой А. А. Блока и Маргаритой М. А. Булгакова - представляют собой некие ступени освоения идеального женского образа литературой нового века.

Незнакомка - неземная, дышащая «духами и туманами », безымянная.

Маргарита - совместившая в себе реальность и вымысел, существующая и на земле, и на небе.

И Лара, живущая в жестокой и страшной российской реальности первой половины XX века Лариса Федоровна Антипова.

У Александра Блока - предчувствие беды…

У Бориса Пастернака и Михаила Булгакова - ее страшное лицо и разрушительные для человека последствия совершившегося, по меткой характеристике Лары, «скачка из безмятежной, невинной размеренности в кровь и вопли, повальное безумие и одичание каждодневного и ежечасного, узаконенного и восхваляемого смертоубийства ».

Общее в этих героинях - роль, которую они берут на себя в условиях рушащегося и разрушающего мира. Их назначение - спасти, сохранить самое главное, саму суть жизни. Спасительная, спасающая красота Незнакомки, не подвластная пошлости жизни, хранящая за «темной вуалью » свой «берег очарованный и очарованную даль ». «Верная, вечная любовь » Маргариты и Мастера: «За мной, читатель, кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? ». «Венец совместности » в союзе Лары и Юрия Живаго, когда, «все доставляет радость, все стало душою ».

Об этом очень точно скажет Лара: «Все производное, налаженное, все относящееся к обиходу, человеческому гнезду и порядку, все это пошло прахом вместе с переворотом всего общества и его переустройством. Все бытовое опрокинуто и разрушено. Осталась одна небытовая, неприложенная сила голой, до нитки обобранной душевности, для которой ничего не изменилось, потому что она во все времена зябла, дрожала и тянулась к ближайшей рядом, такой же обнаженной и одинокой. Мы с тобой как два первых человека Адам и Ева, которым нечем было прикрыться в начале мира, и мы теперь так же раздеты и бездомны в конце его. И мы с тобой последнее воспоминание обо всем том, неисчислимо великом, что натворено на земле за многие тысячи лет между ними и нами, и в память этих исчезнувших чудес мы дышим, и любим, и плачем, и держимся друг за друга и друг к другу льнем ».

В отношениях Мастера и Маргариты, Лары и Живаго сильной стороной становится женщина, или, как точно сформулировал Б. Л. Пастернак, «бездне унижений бросающая вызов женщина ». Само время заставило ее «действовать, добиваться и думать » вместо мужчины или вместе с ним. Лара и Маргарита спасают любимых ими мужчин не только своей любовью, но и своей жизненной силой. Совсем не Духом, познающим Природу, а наоборот, замыслом этой природы, вещью в ее руках чувствует во время болезни себя Юрий Живаго - и как жизненно важно и как сладко ему это ощущать. Рассказывая о своих отношениях с мужем, Лара говорит о том, что он «не оценил материнского чувства », которое было примешано в ее отношение к нему, он даже не догадывался, «что такая любовь больше обыкновенной женской ». Это создавало мучающую обоих искусственность в их отношениях, а Юрию Живаго это материнское чувство Лары нисколько не мешало любить ее, и оттого и была их близость «такой легкой, невынужденной, саморазумеющейся », по словам самой Лары. «Я - поле твоего сраженья! » - запишет Юрий Живаго в своем поэтическом дневнике. Сражается за своего Мастера булгаковская Маргарита.

Если все же попытаться охарактеризовать этот тип, то, пожалуй, самое точное его определение - «подруга Мастера ». В ней все - она и любовница, и жена, и мать, и друг, и муза, и первый читатель, и самый взыскательный и восторженный ценитель творчества своего Мастера. Как удивляет и восхищает Юрия Живаго это умение Лары быть всем: «она читает, точно воду носит или картошку чистит », она и «воду носит, точно читает, легко, без труда », а когда она стирала, «в этом прозаическом и будничном виде <…> она почти пугала своей царственной, дух захватывающей притягательностью ».

Более точная характеристика этой счастливой способности Лары и Маргариты может выглядеть так: она приносит себя в жертву мужчине, но жертвой себя при этом не ощущает. Она сама выбирает этот путь, этот способ любить и жить. «Быть женщиной - великий шаг », - пишет Живаго-Пастернак, как будто женщина может выбирать, быть ею или не быть. Может (!), если речь идет о том, чтобы быть женщиной не только в традиционном (природном) ее понимании - здесь выбора действительно нет, но и в более высоком смысле, раскрывающемся в размышлениях героев «Доктора Живаго » - о равенстве Бога и жизни, Бога и личности, Бога и женщины, а значит, Мужчины и Женщины.

Соответствовать понятию «женщин » в традиционном понимании (устраивать быт мужчины, воспитывать детей) для таких, как Лара, вовсе не труд, ее предназначение и ее основной труд - быть духовной опорой мужчины, спасать его от отчаяния в минуты его слабости. Для этого она должна быть сильной, она должна быть «равной », она должна не только чувствовать, но и понимать, мыслить, быть самоценной, самостоятельной личностью. «Их разговоры вполголоса <…> были полны значения, как Платоновы диалоги ». «Как ты во всем разбираешься, какая радость тебя слушать », - говорит Ларе Живаго. Основная особенность взаимоотношений Мастера и его подруги - ее посвященность в его духовную жизнь. Именно так пишет Борис Пастернак об Ольге Ивинской, прототипе Лары: «Она посвящена в мою духовную жизнь и все мои писательские дела ». Именно это, на наш взгляд, было и одной из причин вообще появления Ольги Ивинской в жизни писателя. Ведь в его отношениях с Е. Н. Нейгауз, в их прошедшей через серьезные испытания любви, ему не хватало как раз этого. Во время одной из первых встреч с Борисом Пастернаком Евгения Николаевна сказала: «Я совершенно не понимаю ваших стихов ». Писатель (всерьез или в шутку) пообещал, что он постарается писать «понятнее », они прожили вместе долгие годы, были счастливы, но стать «посвященной » ей так и не удалось. По поводу жертвы, которая приносится легко и как жертва при этом не ощущается, в том же пастернаковском письме об Ольге Ивинской читаем следующее: «Она - олицетворение жизнерадостности и самопожертвования. По ней не заметно, что она в жизни перенесла ».

Философия пастернаковского романа, его главных персонажей во многом строится не столько на перекличке с традиционными гендерными стереотипами, сколько на их преодолении и переосмыслении. Может быть, это тоже одна из причин (хотя, наверное, не главная) успеха романа «Доктор Живаго » на Западе.

Размышления современных исследователей гендерных отношений привели их к выводу о том, что сохраняющаяся в обществе традиционная гендерная система агрессивна, прежде всего, в отношении самих мужчин: наука фиксирует такие негативные факты, как низкий уровень продолжительности жизни мужчин, снижение защитных сил мужского организма, потерю общей физической и психологической устойчивости мужчин, кризис семейных отношений. Существующая гендерная модель культуры, лимитирующая возможности женщин, негативно влияет на мужчин и на общество в целом, и она должна претерпеть изменения в сторону ее феминизации. Создание теоретической модели гендерной системы, соответствующей сегодняшнему уровню развития общества, воспринимается как насущнейшая, актуальнейшая задача.

И если сегодня на «передовой рубеж феминистской мысли » выступает попытка обрести «политическое и личное понимание того, что означает быть женщиной в современном мире », то поискать ответ на этот вопрос можно в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго ».

Как уже не раз бывало в истории русской литературы, прозрения ее лучших представителей осознаются и осмысливаются, а значит, живут в «большом времени » не только русской, но и мировой культуры. И Лара, безусловно, одно из таких прозрений.

любви в романе «Доктор Живаго»

Действие романа «Доктор Живаго» охватывает полстолетия от лета 1903 года до начала 50-х гг. Пастернак поднял в своей книге целые пласты истории: быт России перед первой мировой войной, революция 1905 года, мировая война, революции 1917 года, гражданская война и голод, нэп, Великая Отечественная война и несколько лет по ее окончании - и создал роман исторический. «Доктор Живаго» - не роман об извращении революционной идеи, «исторической хирургии». Б. Пастернак показал, как первоначальный нравственный смысл революции пришел в противоречие с революционной реальностью».

Круг философских проблем анализируется на примере судьбы русского интеллигента врача и поэта Юрия Живаго, его друзей и близких, ставших очевидцами и участниками всех исторических катаклизмов, выпавших на долю России в первой половине 20 века.

Живаго увидел революционные события в их трагической сложности, во всей противоречивости, так как их увидел Пастернак. Ни герой, ни автор не стремились их истолковать. Задача у Пастернака была иной: пропустить события истории через личное восприятие тонко и обостренно чувствующего героя. И эта задача была гениально выполнена. Роман необычен, он читается на одном дыхании, а стихи Юрия Живаго - прекрасное средство еще более глубокого раскрытия внутреннего мира героя и его отношения к внешнему миру. Жизнь вечна, а человек конечен. И судьба человека, которому довелось жить в переломные эпохи, находиться в самой гуще исторических событий, трагична. Человек - песчинка в море

жизни, но он - и хранитель истории, oн участвует во всех событиях, но не как творец, а лишь как капля в общем водовороте.

В романе присутствует множество мотивов: библейские, философские, судьбы, различных стихий, красоты, родины и др. Но нас в данной работе интересует тема любви .

Мы узнаем жизненную историю сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями страны. Через переплетение множества судеб показывается драматическая история несчастной любви доктора Живаго к двум женщинам, Тоне и Ларе. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, - это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары - это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру (известно, что прообразом ее была Ольга Ивинская, последняя любовь поэта. Он признавался ей в любви и мучился оттого, что у него жена, дети, совсем как Живаго в романе).

Главный герой - Юрий Андреевич Живаго принадлежал к очень богатой семье, но отец его разорился, в кутежах и распутстве, пустив по ветру миллионы. Мальчик рано остался сиротой. Мальчик рос в семье профессора Громеко, вмести с его дочерью Тоней. Родственники помогли ему получить образование и воспитание. Он окончил медицинский факультет Московского университета и стал прекрасным врачом. Но еще в гимназии мечтал о том, чтобы писать художественную прозу, в юности начал писать стихи. Позднее творчество стало главной его страстью. Врач и писатель - сочетание известное в русской литературе. Это сочетание редкостное, предопределяющее личность необыкновенную, особенно если принять во внимание, что Юрий Живаго в романе показан как гениальный поэт, кроме того, еще и религиозный философ.

Центральным образом книги (и книги стихов Юрия Живаго, и книги Пастернака о Юрии Живаго) становится образ горящей свечи из стихотворения «Зимняя ночь», той свечи,

с которой начался Юрий Живаго как поэт. Этот символ проведен через весь роман, пламя и свет свечи - стихия огня:

Мело, мело по всей земле,

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

  • («Зимняя ночь»)
  • (Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. И книга стихотворений Юрия Живаго - это его духовная биография, соотнесенная с его земной жизнью, и его видение мира). Любовь может быть как великим счастьем, так и великим бедствием.Это великая страсть, которой подчиняется все вокруг. Она может гореть ровным теплым пламенем свечи, согревая жизнь, а может вспыхнуть и обернуться пожаром, сжечь все вокруг дотла.

Юрий Андреевия женится на дочери профессора химии Громеко. Женитьба на Тоне была его внутренним побуждением. Ему казалось, что лучше Тони - доброй, понимающей, никогда не найти жену-друга. Семья представляет для Юрия наивысшую ценность. Он искренне любит и уважает свою жену (но это любовь, продиктованная разумом, а не сердцем), ценит тестя Александра Александровича, обожает сына Сашеньку.

Тоня отвечает взаимностью. Юрий Живаго - только с виду покорный и безвольный человек, перед лицом жизненных трудностей он способен принять свое собственное решение, отстоять свои убеждения, не сломаться. Его духовную силу чувствует Тоня, она понимает, что отсутствие воли с лихвой покрывает внутренняя сила, одухотворенность, талант Юрия Андреевича, и это для нее намного важнее. Она пишет мужу:

«А я люблю тебя. Ах, как я люблю тебя, если бы ты только мог мог себе представить. Я люблю все особенное в тебе, все выгодное и невыгодное, все обыкновенные твои стороны, дорогие в их необыкновенном соединении, облагороженное внутренним содержанием лицо, которое без этого может быть, казалось бы некрасивым, талант и ум, как бы занявшие место начисто отсутствующей воли. Мне все это дорого, и я не знаю человека лучше тебя» .

С одной стороны, Юрий - безвольный человек, он не противостоит, полностью подчиняется революции, жизни. Но в то же время стойко сносит все испытания судьбы, духовно не меняется, не изменяет в душе своим идеалам, ничто не в силах повлиять на его моральные принципы. Живаго не принимает конкретных однозначных решений, живет сомнениями и колебаниями. Но это - не слабость, а его моральная сила. «В нем есть решимость духа не поддаваться соблазну однозначных решений, избавляющих от сомнений» , - так пишет о Юрии Живаго Д. С. Лихачев в своих «Размышлениях над романом Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Покладистость Юрия не является ни душевной слабостью, ни трусостью. Живаго обладает сильным умом и интуицией, он просто следует, подчиняется тому, что требует от него жизнь. Но он способен отстаивать свою позицию перед лицом опасности или в ситуациях, когда речь идет о его личной чести или убеждениях, сохраняя свою глубинную духовную сущность. Юрий не возражает против решений других людей, особенно дорогих и близких ему, принимая чужие решения как ребенок, который не спорит со своими родителями, принимает их подарки наравне с наставлениями. Живаго не возражает против свадьбы с Тоней, когда Анна Ивановна их «сговорила». Не возражает он и против призыва в армию, против поездки на Урал: «Однако к чему спорить? Вы решили ехать. Я присоединяюсь.» , - говорит Юрий.

Живаго остается верен себе в браке с Тоней Громеко. Их счастливая супружеская жизнь длится недолго - началась война с немцами. Живаго оставляет молодую жену с сыном. Военная действительность ставит Юрия Живаго в условия, которые противоречат его внутренней сути. Первую мировую войну Живаго воспринимает как страшную разрушительную силу, уничтожающую прежде всего физический мир. Гражданская война предстает как массовый психоз, одержимость людей, которые утратили представление о человечности и которые вовлечены в чудовищный процесс взаимоистребления. После Февральской революции супруги Живаго вновь вместе в холодной и голодной Москве. А весной 1918 они уезжают на родину предков Тони, на Урал. И там, чтобы выжить, занимаются сельским хозяйством. Так проходит год, может быть, лучший в жизни Живаго. А потом началась революция, которую Юрий вначале принял как обновление. Но очень скоро понял - каково ее истинное лицо. Ее преобразования оказываются делом чистой политики, результатом борьбы стремящихся к власти людей.

Но именно эта война и революция сближает Юрия Живаго с другой женщиной - Ларой Гишар. Лара - дочь бельгийского инженера и обрусевшей француженки, любовницы адвоката Комаровского, рано оставшаяся без отца. Еще будучи гимназистом Юра случайно оказывается свидетелем попытки самоубийства, предпринятой матерью Лары. И тогда же впервые видит Лару. Юра, еще мальчик, впервые увидевший Лару - девочку в ученическом платье, понял, почувствовал всю ее прелесть, всю ее женственность, всю силу ее любви, ее страстность.

С первой встречи она заронила в него «свет очарования», - как говорит он сам:

«Ты тогда ночью, гимназисткой последних классов в форме кофейного цвета, в полутьме за номерной перегородкой, была совершенно тою же, как сейчас, и так же ошеломляюще хороша... Когда ты тенью в ученическом платье выступила из тьмы номерного углубления, я, мальчик, ничего о тебе не знавший, всей мукой отозвавшейся тебе силы понял: эта щупленькая, худенькая девочка заряжена, как электричеством, до предела, всей мыслимою женственностью на свете. Если подойти к ней близко или дотронуться до нее пальцами, искра озарит комнату и либо убьет на месте, либо на всю жизнь наэлектризует магнетически влекущейся, жалующейся тягой и печалью... Все мое существо удивлялось и спрашивало: если так больно любить и поглощать электричество, как, вероятно, еще больнее быть женщиной, быть электричеством, внушать любовь.» .

Через несколько лет они снова встречаются. Она - девушка с чистой душой, против воли становится, как и ее мать любовницей Комаровского, пытается застрелить его - и подчиняется ему. Лара мечтает об упорядоченной жизни и выходит замуж за Пашу Антипова (сперва гимназического учителя математики, потом жестокого прямолинейного революционера, принявшего псевдоним Стрельников и прозванного Растрельниковым).

Не будь войны, может быть Лара Гишар осталась бы в памяти Юрия той юной девочкой-женщиной, которую он видел всего лишь дважды: в номере гостиницы, когда травилась ее мать, и на елке у Светницких, когда Лара стреляла в Комаровского.

Во время мировой войны Живаго врачом попадает на Юго-Восточный фронт, оказывается ранен и в госпитале в его палату приходит сестрой милосердия Лара. В письме он сообщает об этом жене. Тоня уже тогда, по письму мужа почувствовала, ощутила ту тонкую, прозрачную как паутинка, но уже крепкую внутреннюю связь Юрия и Лары. Одной ей ведомым чутьем женщина поняла, что Юрию и Ларисе суждено быть вместе. Их жизнь связана каким-то стечением обстоятельств. И она знает это и пишет об этом Юрию, который еще не понимает этого, не верит, противится. Живаго поначалу не принял это всерьез. Долг верности и любви еще пересиливает эту связь:

«В этом письме, в котором рыдания нарушали построения периодов, а точками служили следы слез и кляксы, Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечении обстоятельств, с которыми не сравняться ее, Тониному, скромному жизненному пути» .

Незадолго до отъезда из госпиталя Лары и Юрия между ними состоялось неизбежное объяснение. Внешне ничего не изменилось. Он женат, она замужем. У него сын Шурочка, у нее дочь Катенька. Живаго расстается с Ларой вынужденно, и чувства к ней лишь усиливаются.

Юрий старается разобраться, противостоять этому, надеется, что что-то разрушит эту связь, ведь он «... любил Тоню до обожания. Мир ее души, ее спокойствие были ему дороже всего на свете. Он стоял горой за ее честь, больше чем ее родной отец и чем она сама. В защиту ее уязвленной гордости он своими руками растерзал бы обидчика. И вот этим обидчиком был он сам» , - Живаго страдает от раздвоенности. Он ведь женат и любит свою жену Тоню. Но Лара стала для него самой жизнью:

«Они любили друг друга не из неизбежности, не «опаленные страстью», как это ложно изображают. Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья. Их любовь нравилась окружающим еще, может быть больше, чем им самим... Ах вот это, это вот ведь, и было главным, что их роднило и объединяло!» .

Извечный любовный треугольник, приносящий страдания всем троим. Из-за любви страдает Тоня, которая, переживая измену любимого, не в силах его разлюбить:

«Из одного страха перед тем, какое унизительное, уничтожающее наказание нелюбовь, я бессознательно остереглась бы понять, что не люблю тебя. Ни я, ни ты никогда этого бы не узнали. Мое собственное сердце скрыло бы это от меня, потому что нелюбовь почти как убийство, и я никому не в силах была бы нанести этого удара» .

Страдает Юрий: как человек чести он не может простить себе измены жене, но и не в силах оставить Лару. Страдает и сама Лара, ставшая причиной разрыва, понимающая и ощущающая причиняемую боль. Любовь приносит страдания, дает минуты радости, но потом сторицей заставляет платить за них, посылая испытания. Тоня и Лара любят одного и того же человека, но они - полная противоположность друг другу.

«Должна искренне признать, она хороший человек, но не хочу кривить душой, - полная мне противоположность. Я родилась на свет, чтобы упрощать жизнь и искать правильного выхода, а она, чтобы осложнять ее и сбивать с дороги» , - так пишет о Ларе в своем прощальном письме мужу Тоня.

Любовь Лары и Юрия осложняет им жизнь, но они живут этой любовью:

«Их любовь была велика. Но любят все, не замечая небывалости чувства. Для них же, - и в этом была исключительность, - мгновения, когда подобно веянью вечности, в их обреченное человеческое существование залетало веянье страсти, были минутами откровения и узнавания всего нового о себе и о жизни» , - пишет Пастернак.

Именно трепетная любовь Юрия Живаго и Лары Гишар - сердцевина романа, его душа.

Она - вершина трагической жизни Юрия Живаго, взлет всех его чувств. Описание этой любви - лучшие места в романе. Пастернак одаривает своего героя страстной любовью к Ларе. Именно в любви к женщине находит он своё искреннее призвание:

А я пред чудом женских рук,Спины, и плеч, и шеиИ так с привязанностью слугВесь век благоговею.

(«Объяснение»)

Лара и Юрий встретились так, как встречаются один раз в жизни и навсегда, и неважно, останутся они вместе или нет. Это была любовь метафизическая, на каком-то ином, непостижимом для человеческого разума уровне. В романе есть потрясающие строки о любви, ставшие ее формулой:

«Никогда, никогда, даже в минуты самого дарственного, беспамятного счастья не покидало их самое высокое и захватывающее: наслаждение общей лепкою мира, чувство отнесенности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной» .

У героев разные характеры, но родственные души. Лара - единственная женщина, которая так близка Живаго, так похожа на него, так одинаково с ним мыслит. Хотя она - по крови полуфранцуженка, но - русская по духу и чувствам. У Лары высшее образование. Она тонко чувствует искусство, очень женственна. Лариса почти боготворит Юрия Живаго.

«Лара была самым чистым существом на свете» ,- так говорит о ней Б. Пастернак.

«Мы с ним [с Павлом Антиповым] люди настолько же разные, насколько я одинаковая с тобою» , - это говорит сама Лара. Юрий и Лара абсолютно безразлично относятся к материальным благам, внутренне от природы свободны и щедры. Автор так пишет об этом:

«Еще более, чем общность души, их объединяла пропасть, отделявшая их от остального мира. Им обоим одинаково немило все фатально типическое в современном человеке, его заученная восторженность, крикливая приподнятость и та смертная бескрылость, которую так старательно распространяют неисчислимые работники наук и искусств для того, чтобы гениальность продолжала оставаться большой редкостью.» .

Но, в отличие от Юрия, Лара тверда и решительна, она противостоит жизни, не принимает ее условий, борется сама с собой: понимая грязь своих отношений с Комаровским, она до поры до времени не в силах порвать с ним. Но, решив изменить свою жизнь, Лара совершает отчаянный поступок - она покушается на него. Она сама принимает решения, и порой даже диктует свою волю более слабым. Лара решается выйти замуж за Патулю Антипова, тогда еще милого, застенчивого, безвольного юношу, и, когда муж пропадает без вести, она, оставив дочь, сама отправляется на его поиски.

Лара оказывает огромное влияние на Юрия. Живаго любит жизнь, ему кажется дикой даже сама идея переделывать ее. Жизнь, по его понятию, не материал, а действующее начало. Лара - воплощение этой жизни.

Любовь для героев не была чем-то обыденным, чем-то земным, тем, она роднит, объединяет. Любовь для Юры и Лары - это своего рода искусство, причем, высокое искусство. Юрий боготворит Лару, и даже ревность у него может вызвать лишь что-то низкое и далекое. Он принимает любовь только близких по духу людей, любовь порочную, низменную он отвергает:

Мне кажется, сильно, смертельно, со страстью я могу ревновать только к низшему, далекому. Соперничество с высшим вызывает у меня совсем другие чувства. Если бы близкий по духу и пользующийся моей любовью человек полюбил ту же женщину, что и я, у меня было бы чувство печального братства с ним, а не спора и тяжбы. Я бы, конечно, ни минуты не мог делиться с ним предметом моего обожания. Но я бы отступил с чувством совсем другого страдания, чем ревность, не таким дымящимся и кровавым. То же самое случилось бы у меня при столкновении с художником, который покорил бы меня превосходством своих сил в сходных со мною работах. Я, наверное, отказался бы от своих поисков, повторяющих его попытки, победившие меня , -

эти слова показывают силу и высоту чувств Юрия к Ларе. Живаго не ревнует ее к Антипову, он понимает, принимает, и, самое главное, разделяет ее чувства - чувства долга, ответственности, и нежной привязанности. Лара говорит Юрию, что если бы Стрельников «снова стал Пашенькой Антиповым», то: «...Я бы не устояла против зова прошлого, зова верности. Я пожертвовала бы всем, даже самым дорогим. Тобою. И моею близостью с тобой, такой легкой, не вынужденной, саморазумеющейся... Это тот же голос долга, который гонит тебя к Тоне.» .

Через любовь Юрия и Лары, автор раскрывает многие прекрасные черты характера героев. Он показывает их внутреннюю силу, готовность пожертвовать своей любовью, своим счастьем ради спасения, ради покоя и благополучия друг друга. Юрий и Лара не могли не любить (Так, Живаго отказывается от заманчивого предложения Комаровского, жертвуя своей любовью к Ларе. Он не может поступиться своими убеждениями, поэтому не может ехать с ней. Юрий готов отказаться от своего счастья ради спасения и спокойствия любимой женщины, и ради этого он идет даже на обман).

В тот момент, когда доктор Живаго решает открыться Тоне и порвать с Ларой, его забирают в партизанский отряд. Юрий в плену у партизан, в неволе, в смертельном страхе за близких людей. Но его, все равно, охватывает счастье при виде леса, пронизанного лучами и отсветами вечерней зари. И все его существо направлено к одному: к Ларе. Она для него все: его жизнь, вся Божья земля, все простирающееся перед ним, солнцем озаренное пространство.

Пока Живаго находится в плену у партизан, его жена родила дочь Машу, вся семья вернулась в Москву, а оттуда вместе со многими представителями старой либеральной интеллигенции была выслана из Советской России. Антипов - Стрельников попал в немилость у революционных властей и, спасаясь от казни, где-то затаился. Живаго бежит от партизан к своей Ларе, и в полузабытье тяжелой болезни обретает счастье:

«О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О как всегда тяне сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо!

Вот это-то и есть Лара. С ними нельзя разговаривать, а она их представительница, их выражение, дар слуха и слова, дарованный безгласным началом существования!» , - думает

о Ларе Юрий, вернувшись из партизанского отряда. Лара - его жизнь, его любовь. Она захватила душу героя, и он не в силах сопротивляться ее влиянию.

Любовь Лары и Юрия является как бы и благословением их жизни, и грозной стихией, грозящей разрушить эту жизнь. Но любовь героев ниспослана им свыше, они предназначены друг другу решением небес:

«Дар любви, - говорит Лара, - как всякий другой дар. Он может быть и велик, но без благословения он не проявится...» . Юрий и Лара остались наедине. Посреди всеобщего голода и разрухи они дышат и любят, и плачут, и держатся друг за друга. Они - почти одно целое Вот почему так единственна, так пронзительна их любовь:

Мне ли, слабой женщине, объяснять тебе, такому умному, что делается сейчас с жизнью вообще, с человеческой жизнью в России и почему рушатся семьи, в том числе твоя и моя? - говорит Лара Юрию. - Ах, как будто дело в людях, в сходстве и несходстве характеров, в любви и нелюбви. Все производное, налаженное, все относящееся к обиходу, человеческому гнезду и порядку, все это пошло прахом вместе с переворотом всего общества и его переустройством. Всё бытовое опрокинуто и разрушено. Осталась одна не бытовая, непреложная сила голой, до нитки обобранной душевности, для которой ничего не изменилось, потому что она во все времена зябла, дрожала и тянулась к ближайшей рядом, такой же обнаженной и одинокой. Мы с тобой как два первых человека Адам и Ева, которым нечем было прикрыться в начале мира, и мы теперь так же раздеты и бездомны в конце его. И мы с тобой последнее воспоминание обо всем том неисчислимо великом, что натворено на свете за многие тысячи лет между ними и нами, и в память этих исчезнувших чудес мы дышим и любим, и плачем, и держимся друг за друга и друг к другу льнем .

В заброшенном, полуразрушенном, заметенном снегами доме Лариса страдает, мысли ее мечутся в поисках несуществующего выхода из ловушки, в которую загнала жизнь и ее, и ее маленькую дочь, и ее любимого (Лара просит Юрия записать те стихи, которые он прежде читал ей на память, таким образом, мы, читатели, получаем уникальный своей целостностью цикл «Стихотворения Юрия Живаго», которым Б. Пастернак завершил свой философский роман «Доктор Живаго», который занял в сокровищнице мировой поэзии ХХ столетия особое место. Каждое из этих стихотворений завораживает нас своей поэтической красотой, глубиной смысла, мелодичностью, буйством стихий и философией бытия человеческого).

Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем эпического и лирического начал. Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Женские образы. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа. Традиции русской и мировой классической литературы в творчестве Пастернака. Теория литературы. Лирический герой. Поэтика. Эпическое и лирическое. Стихотворный цикл. Развитие речи. Подготовка плана сочинения и подбор цитат по одной из «вечных» тем. Анализ интертекстуальных связей стихотворения «Гамлет». Доклад по творчеству Б. Л. Пастернака. Внеклассное чтение. Б. Л. Пастернак. «Нобелевская премия».


Антиромантической

в повседневном, обыкновенном выражении

в сугубо будничном виде, при помощи бытовых деталей, зарисовок

облик Лары глазами Юрия Живаго

Как хорошо всё она делает. Она читает так, точно это

не высшая деятельность человека, а нечто простейшее... Точно она воду носит или чистит картошку”

И наоборот, воду она носит, точно читает, легко, без труда”

Какой показана любовь?

Антиромантической: в повседневном, обыкновенном выражении. Любовь, красота обрисованы писателем в сугубо будничном виде, при помощи бытовых деталей, зарисовок. Вот, к примеру, как видится нам облик Лары глазами Юрия Андреевича:

1) “Как хорошо всё она делает. Она читает так, точно это не высшая деятельность человека, а нечто простейшее... Точно она воду носит или чистит картошку” (ч. 9, гл. 12, с. 302).

2) “И наоборот, воду она носит, точно читает, легко, без труда” (ч. 9, гл. 13, с. 305).

3) “Он возвращался со всех этих должностей к ночи, измученный и проголодавшийся, и заставал Ларису Фёдоровну в разгаре домашних хлопот, за плитой или перед корытом. В этом прозаическом виде... она почти пугала своей царственной, дух захватывающей притягательностью, более, чем если бы он вдруг застал её перед выездом на бал, ставшею выше и словно выросшею на высоких каблуках, в открытом платье с вырезом и широких, шумных юбках” (ч. 13, гл. 16, с. 411).

4) Юра и Тоня на ёлке у Свентицких (ч. 3, гл. 4, с. 97).

Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им в даренье .

2) Символика имени. Лариса Фёдоровна Гишар: Лариса - “Чайка” (ассоциация с чеховской чайкой), Фёдор - “Божий дар”, Гишар - “решётка” (франц.). Имя поддерживает метафору “Лара - Россия”: Россия одухотворённая, униженная, гибнущая за решёткой .

“… заставал Ларису Фёдоровну в разгаре домашних хлопот,

за плитой или перед корытом. В этом прозаическом виде... она почти пугала своей царственной, дух захватывающей притягательностью, более,

чем если бы он вдруг застал её перед выездом на бал,

ставшею выше и словно выросшею на высоких каблуках,

в открытом платье с вырезом и широких, шумных юбках”


С жизнью дома, семьи, брачного союза и с Тоней, и с Ларой

Трепетное, бережное. Как возрождение к жизни

Первым истинным событием после долгого перерыва было

это головокружительное приближение в поезде к дому,

который цел и есть ещё на свете и где дорог каждый камушек.

Вот что было жизнью, вот что было переживанием,

вот за чем гонялись искатели приключений,

вот что имело в виду искусство - приезд к родным,

возвращение к себе,

возобновление существования”

С чем связана любовь для Юрия Живаго?

С жизнью дома, семьи, брачного союза (и с Тоней, и с Ларой).

Каково отношение Живаго к дому?

Трепетное, бережное. Как возрождение к жизни: “Первым истинным событием после долгого перерыва было это головокружительное приближение в поезде к дому, который цел и есть ещё на свете и где дорог каждый камушек. Вот что было жизнью, вот что было переживанием, вот за чем гонялись искатели приключений, вот что имело в виду искусство - приезд к родным, возвращение к себе, возобновление существования” (ч. 5, гл. 16, с. 174).


Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им в даренье .

Ю.Живаго (из стих-я № 11)

Что значит любовь к женщине в понимании Пастернака?

Благоговение перед другим человеком. Из стихотворения (№ 11) Ю.Живаго «Свадьба»:

Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других, Как бы им в даренье .

Интересно, что Юрий Андреевич одинаково любит Тоню и Лару. Почему? Возможно ли такое?

Тоня олицетворяет собой семейный очаг, семью, родной для человека круг жизни. С появлением Лары этот жизненный круг раздвигается, сюда входят размышления о судьбе России, о революции, природе. Сама Тоня пишет Юрию в письме: “Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечений обстоятельств, с которыми не сравняться её, Тониному, скромному жизненному пути” (ч. 5, гл. 2, с. 142).


Особой лирической теплотой согреты главы, посвящённые Ларе. Что значила эта женщина для Юрия Андреевича?

1) Из письма Б.Л. Пастернака к писательнице Р.Швейцер: “После второй мировой войны я познакомился с молодой женщиной Ольгой Всеволодовной Ивинской и вскорости, не будучи в силах вынести раздвоения и тихого, полного грусти, упрёка моей жизни, пожертвовал едва начинавшейся близостью и с болью порвал с Ольгой Всеволодовной. Вскорости она была арестована и провела пять лет в тюрьме, в концентрационном лагере. Её взяли из-за меня, и поскольку в глазах тайных агентов она ближе всех ко мне, по-видимому, рассчитывали путём жестоких допросов и угроз добиться от неё показаний, достаточных для того, чтобы погубить меня на суде. Её героизму, стойкости я обязан тем, что меня не тронули в те годы. Она - Лара того романа, который я как раз начал писать в то время... Она - олицетворение радости жизни и самоотдачи”.


Ольга Ивинская и Борис Пастернак

После возвращения Ольги Ивинской из лагеря в 1954 году возобновились

её личные и деловые отношения с Пастернаком.

Она стала его помощницей, взяла на себя издательские хлопоты, поддерживала его во время травли,

развернувшейся после публикации за рубежом «Доктора Живаго».

После возвращения О.Ивинской из лагеря в 1954 году возобновились её личные и деловые отношения с Пастернаком. Она стала его помощницей, взяла на себя издательские хлопоты, поддерживала его во время травли, развернувшейся после публикации за рубежом «Доктора Живаго».

) Символика имени. Лариса Фёдоровна Гишар: Лариса - “Чайка” (ассоциация с чеховской чайкой), Фёдор - “Божий дар”, Гишар - “решётка” (франц.). Имя поддерживает метафору “Лара - Россия”: Россия одухотворённая, униженная, гибнущая за решёткой .

3) Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: “А что сама Лара?.. В традициях русского классического романа есть несколько образов, как бы олицетворяющих собою Россию” .

4) В.Шаламов: “...Чистейшая, как хрусталь, сверкающая, как камни её свадебного ожерелья, - Лара Гишар. Очень вам удался её портрет, портрет чистоты, которую никакая грязь «не очернит и не запачкает». Она живая в романе. Она знает что-то более высокое, чем все другие герои романа, включая Живаго, что-то более настоящее и важное”.

5) “И эта даль - Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо! Вот это-то и есть Лара” (ч. 13, гл. 7, с. 397).


В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак изобразил удивительную историю любви. Эта любовь судьбоносна, предназначена героям свыше. Это чувство стало выражением настоящей радости, превозмогающей страх смерти. Примечательно, что вначале роман назывался «Мальчики и девочки». Действительно, с первых же эпизодов появляются мальчики: Юра Живаго, Миша Гордон, Ника Дудоров, Паша Антипов — и девочки: Надя, Тоня.

Вторая часть открывается главой «Девочка из другого круга» — это Лариса Гишар. «Лара была самым чистым существом на свете», — говорит об ней автор. Вместе с мальчиками и девочками в роман входит темы подросткового восприятия жизни, чуткого, наивного, ранимого, максималистски нетерпеливого к фальши и несправедливости. Героев разделяют расстояния, социальное положение, но им просто суждено встретиться.

Лара воспитывается в небогатой семье. Она вынуждена давать уроки, ухаживать за матерью, терпеть ласки наглого богача. Юра Живаго рано остался без матери. С детства он чувствовал недостаток тепла, любви. Поэтому так дорожил заботой и дружбой. Герои пока еще встречаются лишь мимолетно, вскользь, случайно, не замечая друг друга. Причем, каждая новая встреча происходит на новом жизненном этапе героев. Проходит время. Оказывается, что «мальчики выросли и все — тут, в солдатах». Уже повзрослев, они встречаются на званном вечере. Знаменателен момент, когда снежною, морозной зимой Юра видит в незнакомом окне свечу и не может оторвать от нее глаз. Это была комната Лары. А свеча впоследствии станет символом их любви — знаком вечного духовного, спасительного огня, священной страсти двух душ. Поэтому рефреном всего романа являются строки из стихотворения Юры: «Свеча горела на столе, свеча горела». Во время встречи с Ларой на балу Юра шокирован ее поступком: измученная девушка стреляет не только в ненавистного ей богача, но и в ненавистное ей, навязанное извне существование. Герои сразу же оказываются втянутыми в широкие исторические события. Первая мировая война, три революции, гражданская война — это эксперименты, которые затевались во имя самых чистых, благородных идеалов. Но по отношению к обычной человеческой жизни они искусственны и надуманы. У Пастернака они ассоциируются с играми — повзрослевшие мальчики продолжают играть. Например, Юрий Живаго по-мальчишески восторженно говорит Ларисе о революции: «Вы думаете, какое сейчас время! И мы с Вами живем в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумаете: со всей России сорвало крышу, и мы все народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода!». Душа Юрия восприимчива к добру, гармонии, красоте, и вместе с тем он чутко реагирует на исторические события. Творчески одаренный герой романа стремится к занятию своим делом (врачеванием не только человеческих тел, но и сердец). Его взгляд силою обстоятельств становится мерой и трагической оценкой обстоятельств. Стихотворения Юрия — это поддержка и подтверждение надежд и веры в долгожданное просветление и освобождение личности. Духовную свободу и освобождение от мучительных земных противоречий он обретает в чувстве любви к Ларе. Оба героя несвободны: у Юрия своя семья, дети, которых он нежно любит. Лара замужем. Но их соединение неизбежно, их души тянутся друг к другу в поисках спасения от ужасов и катастроф страшного мира. О днях Февральской революции Пастернак пишет следующее: «Каждый день без конца как грибы, вырастали новые должности. И на все их выбирали. Они замещали посты в городском самоуправлении, служили комиссарами на мелких местах в армии по санитарной части и относились к чередованию этих занятий, как к развлечению на свежем воздухе, как к игре в горелки». Людям в годы революции стало казаться, что они могут отступить от христианских заповедей, они жаждали управлять собственной жизнью. На самом деле они верят ложным, временным ценностям, находятся во власти преходящих соблазнов. Но игры взрослых людей имеют серьезные последствия.

Это доказывает судьба Стрельникова — вестника и активного участника революции. Его идеи и действия губительны. В них отражаются настроения эпохи: пренебрежение к личности человека, потеря значения духовных идеалов во имя умозрительного равенства, искусственного единства. Эти игры несут кровь и смерть все тем же мальчикам, на какой бы стороне они ни сражались. Проекты переделки мира превратились в жестокие эксперименты. В результате образовалась жуткая реальность, которая враждебна не только духовной жизни, но и самому человеческому существованию. Таковы результаты игры с историей. «Игра в людей» противоестественна, — утверждает Борис Пастернак. Она не может заменить нормальную, обычную жизнь. Отдушину герой обретает в любви к Ларе. Она дает ему свет, поддерживает, горит, не угасая, как та свеча, которую он видел много лет назад. Герои во многом изменились, многое поведали. Но сердца их не потускнели, они почувствовали, узнали друг друга. Их встреча после революции в библиотеке маленького захолустного городка далеко не случайна. Большая часть романа наполнена ожиданием любви, изображению ее разных ипостасей. Но вот, наконец, они встречаются глазами. …И больше не могут расстаться ни на минуту. Оба героя шли к этому свету всю свою жизнь. И надежда не обманула их. Они рождены друг для друга. В их словах, поступках нет игры, лжи, насилия. Наоборот, они словно укрылись от темных смутных дней. Их отношения очень гармоничны, потому что любовь Юры и Лары окрашена нежностью, заботой, взаимопониманием. Только теперь герои начинают жить истинной жизнью. Лишь сейчас они сполна ощущают весь аромат жизни. Их любовь — это свет, тепло, умиротворение. Она являет собой органичное соединение биологического, духовного и вечного. Лишь в любви, в жизни во имя другого они находят утешение и смысл. В этом заключается истинное блаженство и великое предназначение человека. Юра и Лара вместе лепили огромный светлый мир. Именно он помог им спасти свои души. Отношения героев были тайными, но именно в них был заключен весь смысл жизни героев. Насильственное вмешательство человека в природу и историю имеет тяжелые последствия. Юре и Ларе чужды себялюбие, ограниченность, пошлость окружающего мира.

Любовь в романе Пастернака теснейшим образом связана с историей. С одной стороны автор показывает насилие и смуту, а с другой простую, но священную жизнь в любви и созидании. Он показывает, что власть идеологической схемы, надуманной системы губит всех, оборачиваясь трагедией и для того, кто ее исповедует и применяет. Подлинные, земные, человеческие заботы людей намного важнее революционных игр. Таким образом, значимость социальной истории снижается, и высокий вечный смысл приобретает жизнь человека, его любовь, его большие деяния и мелкие хлопоты, без которых невозможна жизнь человека. Любовью дышит весь подтекст романа. Символом любви и гармонии является здесь не только свеча, но и природа. Природа в романе есть воплощенное чудо, чудо жизни: «Чудо вышло наружу. Из-под сдвинувшейся снеговой пелены выбежала вода и заголосила». Истинным чудом в мире является сам человек, в сердце которого живет мудрая, всепроникающая любовь.

Стихия. Любовь Юрия и Тони - это сдерживаемая стихия, это как пламя свечи - светит и согревает. Возле нее тепло и уютно. Юрий Андреевич по-своему любит Антонину Александровну, он привязан к ней. Но вот это пламя вырывается на волю и захватывает героя. Причем он начинает пылать страстью не к жене, а к Ларе - постороннему человеку. Извечный любовный треугольник, приносящий страдания всем троим. Из-за любви страдает Тоня, которая, переживая измену любимого, не в силах его разлюбить. Страдает Юрий: как человек чести он не может простить себе измены жене, но и не в силах оставить Лару. Страдает и сама Лара, ставшая причиной разрыва, понимающая и ощущающая причиняемую боль. И все потому, что стихия вырвалась наружу, теперь это не маленький огонек свечи, любовь Юрия и Лары - это бушующая стихия, пламя вырвавшееся на волю,

грозящее погубить, сжечь все и вся. Любовь - стихия, приносящая страдания, она дает минуты радости, но потом сторицей заставляет платить за них, посылая испытания. Но любви, как и любой другой стихии нельзя избежать. Она все равно придет, захватит, закружит в своем водовороте, смешает вместе горе и радость. Эта стихия сталкивает совершенно разных людей, словно желая

узнать, что из этого получится. Тоня и Лара любят одного и того же человека, но они полная противоположность друг другу. «Должна искренне признать, она хороший человек, но не хочу кривить душой, - полная мне противоположность. Я родилась на свет, чтобы упрощать жизнь и искать правильного выхода, а она, чтобы осложнять ее и сбивать с дороги», - так пишет о Ларе Юрию Андреевичу в своем прощальном письме Антонина Александровна.

И все-таки любовь освещает и согревает жизненный путь героев, особенно Лары и Юрия. Да, она осложняет им жизнь, но они живут этой любовью.

«Их любовь была велика. Но любят все, не замечая небывалости

чувства. Для них же, - и в этом была исключительность, - мгновения, когда подобно веянью вечности, в их обреченное человеческое существование залетало веянье страсти, были минутами откровения и узнавания всего нового о себе и о жизни».

Да, любовь для героев не была чем-то обыденным, чем-то земным. Любовь для Юры и Лары - это своего рода искусство, причем высокое искусство. Юрий Андреевич боготворит Ларису Федоровну, и даже ревность у него может вызвать лишь что-то низкое и далекое. Он принимает любовь только близких по духу людей, любовь порочную, низменную он отвергает. «Мне кажется, сильно, смертельно, со страстью я могу ревновать только к низшему, далекому. Соперничество с высшим вызывает у меня совсем другие чувства. Если бы близкий по духу и пользующийся моей любовью человек полюбил ту же женщину, что и я, у меня было бы чувство печального братства

с ним, а не спора и тяжбы. Я бы, конечно, ни минуты не мог делиться с ним предметом моего обожания. Но я бы отступил с чувством совсем другого страдания, чем ревность, не таким дымящимся и кровавым. То же самое случилось бы у меня при столкновении с художником, который покорил бы меня превосходством своих сил в сходных со мною работах. Я, наверное, отказался бы от своих поисков, повторяющих его попытки, победившие меня».

Мне кажется, эти слова очень хорошо показывают силу и высоту чувств Юрия к Ларе. не ревнует ее к Антипов, он понимает, принимает, и, самое важное, разделяет ее чувства. Чувства долга, ответственности, и нежной привязанности. Лариса Федоровна говорит Юрию Андреевичу, что «если бы Стрельников снова стал Пашенькой Антиповым», то она бы «на ко-

ленях ползком приползла» в их дом. «Все бы встрепенулось во мне. Я бы не устояла против зова прошлого, зова верности. Я пожертвовала бы всем, даже самым дорогим. Тобою. И моею близостью с тобой, такой легкой, не вынужденной, саморазумеющейся... Это тот же голос долга, который гонит тебя к Тоне».

Юра, еще мальчик, впервые увидевший Лару, еще девочку в ученическом платье, понял, почувствовал всю ее прелесть, всю ее женственность, всю силу ее любви, ее страстность, стихийность. С первой встречи она заронила в него «свет очарования», - как говорит сам Юрий Андреевич. «Когда ты тенью в ученическом платье выступила из тьмы номерного углубления, я, мальчик, ничего о тебе не знавший, всей мукой отозвавшейся тебе силы понял: эта щупленькая, худенькая девочка заряжена, как электричеством, до предела, всей мыслимою женственностью на свете. Если подойти к ней близко или дотронуться до нее пальцами, искра озарит комнату и либо убьет на месте, либо на всю жизнь наэлектризует магнетически влекущейся, жалующейся тягой и печалью... Все мое существо удивлялось и спрашивало:

если так больно любить и поглощать электричество, как, вероятно, еще больнее быть женщиной, быть электричеством, внушать любовь».

Лариса Федоровна освещает путь Юрия Андреевича. С детства она заронила в его душу «свет очарования», она разделила с ним тяготы жизни в его зрелые годы, и она же стояла у «конца его жизни» - Лара пришла проводить Юрия в последний путь.

Любовь Ларисы Федоровны и Юрия Андреевича и была тем, что их объединяло, роднило. Их любовь была «вольная, небывалая, ни на что не похожая!..»

Через эту стихию, через любовь Юрия и Лары, автор раскрывает многие прекрасные черты характера героев. Он показывает их внутреннюю силу, готовность пожертвовать своей любовью, своим счастьем ради спасения, ради покоя и благополучия друг друга. Герои не могли не любить. Нелюбовь - это болезнь. Юрий, Лара, Тоня - они остерегаются, боятся этой болезни?

«Из одного страха перед тем, какое унизительное, уничтожающее наказание нелюбовь, я бессознательно остереглась бы понять, что не люблю тебя. Ни я, ни ты никогда этого бы не узнали. Мое собственное сердце скрыло бы это от меня, потому что нелюбовь почти как убийство, и я никому не в силах была бы нанести этого удара», - пишет в письме Юрию Андреевичу Антонина Александровна.

Но Юрию, Ларе, Тоне, Марине не страшна эта болезнь. Такие богатые душой личности, как они, не любить не могут, любовь у героев в крови. Для них любовь - это жизнь. Их любовь - высокое, горящее, жертвенное чувство. Она облагораживает их самих и предмет их любви. Страницы, на которых изображена любовь Юрия, Тони и Лары, являются, как мне кажется, одними из самых прекрасных, трогательных, захватывающих страниц романа.

Но любовь не единственная стихия в «Докторе Живаго». В самом начале мы уже говорили о природных стихиях - вьюге, метели, буране. Эти стихии проходят через все произведение, и им противостоит стихия огня, свеча. Они возникают в самом начале романа (буря после похорон матери Юрия, манящая свеча в окне Камергерского переулка) и сопровождают героев до конца (гроза в момент гибели Живаго, образ свечи в стихотворении Юрия, переживший и воскресивший его). Андрей Вознесенский в своей статье «Свеча и метель» пишет: «Мы видим, как в процессе жизни, в душевной смуте автора, героя романа, сначала брезжит пламя свечи, увиденное сквозь морозное окно... Затем ночная, чувственная свеча становится символом его любви к Ларе. Метель, символ истории, задувает этот одинокий огарок, гибнет личность, одухотворенность, интеллигент - и, наконец, в финале романа расцветает чудо классического стихотворения «Свеча горела», без света которого уже нельзя представить нашей духовной культуры».

На протяжении всего произведения идет как бы противопоставление: свеча - метель, свет - тьма, жар - холод, жизнь - смерть. Свет свечи, как символ страсти, - это стихия огня, несущего тепло, добро, свет, жизнь, любовь. Снег, вьюга, метель - стихия холода, несущего зло, тьму, страдания, смерть.

Революция - стихия. Ее нельзя избежать, нельзя вмешаться в ее события, ибо все равно ничего нельзя изменить. Неизбежность делает людей безвольными. Стихия подчиняет себе всех и вся, она ничего не выпускает из своей снежной круговерти. Действительно, основным символом революционной стихии является метель. Метель, сметающая, заметающая все вокруг. Снежинки - словно люди, летящие на свет неведомого очага и гибнущие бесчисленно.

Мело, мело по всей земле

Во все пределы...

Мело... Метель. Именно метель является символом революции и у Блока в «Двенадцати».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Любовь в романе Пастернака «Доктор Живаго» . И в закладках появилось готовое сочинение.

Похожие статьи
 
Категории