Что задает ритм. Мелодия и ритм в музыке

14.02.2019

В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм.

Ритм в переводе с греческого означает "мерность" - это равномерное чередование каких-либо элементов, в нашем случае звуков.

Сочетание длинных и коротких звуков в определенном порядке называется ритмическим рисунком.

Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.
Мы можем найти ритм не только в музыке, но и в повседневной жизни.
Например, взгляните на орнамент, его элементы повторяются- значит он ритмичен.

Такие орнаменты сложили мои дети, а какие сложите вы?

Орнаменты мы можем видеть на одежде, посуде, в архитектуре (например решетка и ограды парков)
Все в мире имеет ритм. Наше сердце - сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм-сон и бодрствование, или утро, день, вечер и ночь. Смена времен года - это ритм планеты. Мир наполнен разными ритмами, подумайте, какие примеры ритмов вы могли бы еще привести.

Сегодня нас с вами интересует музыкальный ритм.

Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер . С его помощью музыканты понимают с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и.т.д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и... и так далее, в зависимости от размера. Но про музыкальные размеры мы поговорим немного позже, а сейчас давайте вернемся к ритму.

Для тренировки чувства ритма и во время разучивания мелодий, чтобы все время не считать и не отвлекаться от нот, музыканты и певцы часто пользуются метрономом - это такой приборчик, с помощью которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как "громкие часы". Он помогает музыканту держать определенный ритм длительное время. Четкий ритм придает музыке дополнительную красоту, а если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта. Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Особенно точно попадать в ритм, должны музыканты, которые играют вместе одновременно - например, в ансамбле.

Вот такой онлайн метроном я нашла для вас.

На шкале метронома указаны музыкальные размеры. Передвиньте ползунок по стрелочке (вверх или вниз) и заведите метроном (кликните на ручке сбоку). Вы услышите как четко он застучит. Практически так же выглядит и настоящий.

Хотя современные метрономы могут быть не только механическими, но и электронными, существуют карманные метрономы, и детские метрономы в виде какой нибудь зверюшки.

Человеческий шаг тоже достаточно ритмичен. Особенно если вы в это время поете что-то ритмичное, или читаете про себя стих, то шаги при этом будут четкие, ритмичные.

Практическая часть:

1. Заведите метроном с медленной скоростью (произвольно). На каждый удар метронома извлекайте звук из своего инструмента. Если у вас нет инструмента, отстукивайте по столу рукой или встряхивайте коробок со спичками, или придумайте что-нибудь еще (хлопки в ладоши...). Ваша задача, чтобы ваши звуки, удары или встряхивания точно совпадали с ударами метронома. Справились? Отлично! Заведите метроном быстрее, а потом еще быстрее. Тренируйтесь точно попадать в ритм.

2. Найдите и почитайте любые ритмичные детские стихи на ваш вкус. Прохлопайте их. Промаршируйте, простучите....Фантазируйте!

3. Послушайте ритмичную детскую музыку, обращая внимание ребенка на ритм (марш, вальс, полька)

4. Придумайте свой ритмический орнамент, нарисуйте и сфотографируйте его. Поделитесь с нами.

Позже мы с вами будем тренировать свое чувство ритма с помощью разных упражнений.

Rating 4.32 (45 Votes)

Что необходимо знать для того, чтобы ясно чувствовать ритм музыки?

Если вы проработали предыдущий материал, то можно вас поздравить: основную часть нотного письма вы уже освоили! Теперь мы начинаем изучать не менее важную тему: ритм и всё, что с ним связано. Итак:

Ритм

Вы уже знаете, что у звука (ноты) есть важное для музыки свойство: длительность. Также в предыдущих уроках мы рассматривали в качестве примеров части мелодий. Буквально 1 - 2 такта, но этого достаточно, чтобы убедиться, что ноты играются последовательно, как написаны: слева направо. Последовательное построение длительностей звуков (нот) называют ритмом (прочитайте по очереди, слева направо длительности мелодии, представленной ниже - это и будет ритмом).

Длительности звуков (нот) могут объединяться в так называемые ритмические группы, ">фигуры . В данном примере красными скобками выделены ритмические группы:

Рисунок 1. Ритмические группы

Прослушивая песню, человек часто отстукивает ритм ногой, ритмично покачивает головой, пританцовывает. Человек может двигаться «в такт» музыке, потому что музыка как бы равномерно пульсирует. Звуки (ноты), на которые выпадает такая пульсация (т.е. тот самый момент, когда человек, к примеру, делает одно движение головой под музыку) - это акцентированные ноты. А само такое выделение звуков называется ">акцентом . Часть такта, которая содержит акцентированные звуки, называется сильной ">долей . Части такта, не имеющие акцентов, называются слабыми долями

Как правило, самый сильный акцент приходится на первую долю такта. Второй по силе - на середину такта. Самая слабая доля выпадает на конец такта. На рисунке мы показали сильные и слабые доли такта при размере 4/4. Давайте рассмотрим их

Рисунок 2. Акцентированные ноты

Обратите внимание: под некоторыми нотами есть знаки, которые мы ещё не изучали. Знаком «» обозначают акцентированную ноту. Знаком «» обозначают сильно акцентированную ноту. Вместе с мелодией простучите её ритм. Вы будете отстукивать акцентированные и сильно акцентированные ноты.

Метр

На рисунке 2 сильные и слабые доли равномерно чередуются. Такое чередование называют метром .

Размер

В одном из первых уроков мы вкратце коснулись понятия размер произведения. Напоминаем: размер - это то, что на рисунках данного урока обозначено, как « 4 / 4 » (справа от скрипичного ключа). Сейчас мы можем дать уже вполне научное определение термину «размер произведения».

Снова вернёмся к рисунку 2. Смотрим на ноты слева направо, начиная с самой первой (нота «ре»). Под ней стоит знак «сильно акцентированная нота». Длительность ноты - четверть. Получается, что это сильная доля длительностью в четверть. Далее идёт слабая доля. Длительность - тоже четверть. Затем сильная доля и слабая доля. Длительность каждой составляет четверть. В итоге у нас в один такт укладывается 4 доли длительностью в четверть каждая. Именно это и записано при ключе: 4/4 (первая, то есть верхняя на нотном стане цифра «4» обозначает количество долей в такте, вторая цифра «4» - длительность каждой доли, поэтому мы читаем размер так: «четыре четверти»).

Такт

Вы уже знаете, что такое такт. Обратите внимание, что такт - это ещё и отрезок музыкального произведения от сильной доли до следующей сильной доли. Теперь вы знаете полное определение такта.

Если музыка начинается со слабой доли, то самый первый такт - неполный. Это затакт. Как правило, последний такт будет неполным ровно настолько, чтобы сумма длительностей первого и последнего тактов составляла ровно такт. Заметим, что затакт может встречаться и в середине произведения. Пример затакта:

Рисунок 3. Затакт

Чтобы было проще услышать затакт, мы добавили к музыкальному сопровождению этого рисунка ещё одну дорожку. На рисунке она не отображена. Первый такт - неполный. Общая длина его - четверть (сумма двух восьмых). Это и есть затакт. А последний такт (половина с точкой) дополняет первый так, что суммарная длительность обоих тактов равняется 4/4 (целой ноте).

Итоги

В этой статье мы дали много материала. Если что-то недопоняли - не расстраивайтесь. В дальнейшем мы будем снова использовать изученные понятия и, при необходимости, комментировать их. Так что разберёмся!

Вы теперь знаете такие понятия, как ритм, сильные и слабые доли, затакт

Мелодическая структура в музыке во многом зависит от ритма, именно этому показателю мы подчас обязаны хорошим настроением, когда хочется кивать в такт или отстукивать ногой сильную долю в любимой песне. При этом бывает непросто объяснить, что представляет собой ритм в музыке, это требует специальных познаний, хотя бы начального музыкального образования. Однако если задаться целью и желанием, то можно объяснить этот вопрос и широкой публике, пользуясь популярными понятиями и развёрнутыми определениями. Само по себе слово «ритм» применяется не только в музыке, это обширное понятие, которое настолько прочно вошло в жизнь, что расценивается как нечто само собой разумеющееся.

Для успешной медитации тоже необходимо подключиться к ритму, останется только выбрать, какой именно больше подходит для вхождения в резонанс с окружающим миром. Кому-то больше нравится ритм волн, другим — биение человеческого сердца. Ритм сам по себе очень важен для достижения гармонии, и музыка помогает достичь этой цели.

Rhytmos - согласованность, мерность. Под ритмом в целом подразумевается закономерное и размеренное чередование каких-либо элементов: звуков, движений и т.д. Примеры: дыхание, биение сердца, колебания маятника, смена времен года, дня и ночи. Понятие ритма тесно связано с понятием цикла, цикличности, т.е. повторения.

Обычно слово «ритм» в первую очередь ассоциируется с музыкой и танцами. Музыкальный ритм - это чередование в определенном порядке коротких и длинных звуков. Другими словами, это чередование длительностей нот в их последовательности (или ритмический ). Музыканты во время разучивания произведений для слежения за ритмом часто пользуются метрономом (специальный прибор). Для музыкальных традиций разных характерны свои ритмы. В звучании барабанов ритм выходит на первый план. В есть ритм-секции, ансамбля, в который входят ударные, ритм-гитара и бас-гитара, задающие основной ритм.

Понятие ритма также важно в поэзии, это основа стихосложения. Именно в его наличии отличие стихов от прозы. В поэзии выделяют ритмические единицы: слог, (основана на чередовании ударных и безударных слогов) и строку (фразу). В рифмующихся строках количество слогов должно быть одинаковым, а ударения - согласованными, иначе происходит сбой ритма. Существуют разные стихотворные размеры, которым свойственен индивидуальный ритм: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.

Еще одно распространенное - «природные ритмы». В все обладает цикличностью: день сменяет ночь, а весну - лето. В природе имеют место пульсации геомагнитного поля, частота излучений ионосферы, циклы солнечной . С природными ритмами тесно связаны биоритмы . Так, например, большинство людей проявляют пик активности в дневное время, а пассивность - в ночное. У каждого биоритмы индивидуальны, но у всех они связаны с физиологическими процессами в организме и влияют на выносливость, активность и т.д.

греч. rhythmуs - размеренность, стройность, соразмерность, от rhй? - теку) - чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой и т.д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РИТМ

форма организации временных искусств, а шире - восприятия протекающих во времени процессов. Распространяясь на литературу, музыку и пластические искусства, ритм демонстрирует общие закономерности: возможность восприятия в каждом из указанных случаев обусловлена чередованием напряжений и разрешений (соответственно восходящих и нисходящих фаз ритма), которые, группируясь в периоды или отрезки, приводят к установлению различия между ними и создают у воспринимающего определенный род антиципации, Именно это порождаемое ритмическим повтором ожидание может быть оправдано иди, напротив, обмануто, приводя к различного рода эмоциональным реакциям воспринимающего, в которые окрашивается художественный прием. Философия и эстетика 20 в. демонстрируют образцы переосмысления ритма. Так, брехтовская теория (социального) жеста применительно к театру отводит заметное место влиянию движения и темпа на производство смысла высказываний и действий. Современный французский философ Ф. Лаку-Лабарт исследует ритм в контексте становления субъективности. Его интересует ритм как интонация, как то, что аффицирует язык, не принадлежа при этом лингвистическому порядку, а, следовательно, ускользая как от лингвистических (типа семиотика/семантика и проч.), так и от метафизических оппозиций, лежащих в их основе (чувственное/умопостигаемое, форма/материя, душа/тело и т. д.). Ритм, иначе говоря, есть область проявления невыразимого, то «место», где стирается грань прежде всего между реальным и воображаемым. Это область коллапса «первичного нарциссизма», но также, как говорит Лаку-Лабарт, «условие возможности субъекта». Т. о., конституирование субъекта мыслится им с помошью ритма в терминах его (де Конституции.



Похожие статьи
 
Категории