Наглядные пособия по изучению нотной грамоты дошкольникам. Пояснительная записка обучение дошкольников музыкальной грамоте программа обучения

01.02.2019

№ Занятия

Тема занятия

Цель

Музыкальные и шумовые звуки

научить детей различать шумовые и музыкальные звуки

Высокие и низкие звуки

Клавиши и клавиатура

познакомить детей с клавишами и клавиатурой

Октавы

усвоить расположение октав на клавиатуре

Ноты и нотоносец

раскрыть поэтапно содержание понятий, связанных между собой: нотоносец, ноты, ключ

Скрипичный ключ

познакомить детей со скрипичным ключом

Ноты

познакомить детей с конкретными названиями нот

Такт и тактовая черта

объяснить детям, что такое такт и тактовая черта

Длительности нот

помочь детям усвоить соотношения длительностей нот и счёта

Нота с точкой

объяснить детям, что означает нота с точкой

Размер

на основе полученных знаний о длительностях нот, познакомить детей с музыкальным размером

Паузы

познакомить детей с понятием паузы

Штрихи

научить детей различать музыкальные штрихи: стаккато и легато

Динамические оттенки

запомнить динамические оттенки, как своеобразные музыкальные краски

Мажорный и минорный лады

познакомить детей с музыкальными ладами: мажорным и минорным

Занятие 1

Музыкальные и шумовые звуки

Цель:

  • научить детей различать шумовые и музыкальные звуки.

В стихотворной форме умышленно объясняются шумовые звуки, а музыкальные упоминаются только в конце.

Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают:

Журавлей прощальный клёкот,

Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки – шумовые.

Только есть ещё другие:

Не шуршания, не стуки –

Музыкальные есть звуки.

Задание 1 . Подвести ребёнка к самостоятельному пониманию того, что такое музыкальный звук. По слуху определить, где – шумовые звуки, а где – музыкальные.

Занятие 2.

Высокие и низкие звуки

Цель:

  • научить различать высокий и низкий регистры

Пояснительная записка

Дети дошкольного возраста мыслят образно, у них хорошо развито воображение. Познание окружающего мира, в который они входят, неразрывно с глубоким погружением и в мир сказочный, игрушечный, любимый ими всей душой. Любима игрушка способна оживить занятие, помочь в усвоении нового материала. Разница между высокими и низкими звуками усваивается быстрее, если её проиллюстрировать при помощи машинки, куклы, зайчика, попугая.

1. Объяснение темы

Педагог, показывая, как устроено фортепиано, заостряет внимание на различии высокого и низкого регистров. При этом невольно у ребёнка голос низкого «толстого» звука ассоциируется с толстой струной, а высокого – с «тонкой» струной. Ребёнок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиши становятся всё выше, «тоньше», когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо (в сказке «Про девочку Нину» так движется кошка).

Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино

Жила-была на свете одна девочка. Звали её Нина. Кто-то подарил ей пианино на День рождения, а она играть на нём не умела: вот и давай стучать по клавишам, перепугала даже Мурку-кошку. Рассердилась Нина и спать пошла. Уснула Нина, и приснился ей удивительный сон:

Будто дома она да кошка,

И сидят они у окошка.

А за спиной: «Бум! Бум!»

Обернулась Нина, услышав шум,

Видит – пианино шагает,

Крышку, как рот открывает,

А под крышкой клавиши в ряд,

Словно зубы торчат.

Вот-вот сердитое пианино

Проглотит девочку Нину.

Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.

Но тут кошка на клавиши – прыг!

И чудо случилось вмиг.

Мурка по клавишам идёт,

А пианино поёт, поёт.

Мурка неслышно ступает,

А пианино ей ласково отвечает.

Тут второе чудо случилось –

Кошка вдруг говорить научилось:

«Мяу, всё тебе расскажу.

Хочешь, секрет покажу!» -

Нине она говорит

И заглянуть в пианино велит.

Сама же хвостом виляет,

Клавиши лапками нажимает.

Налево Мурка пойдёт –

А если повернёт правее –

Звуки всё выше, нежнее.

В пианино как заглянула Нина, так и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!

А струн коротких и тонких,

А чем толще, длиннее струна –

Тем ниже звучит она.

Клавишу Мурка нажимает –

Молоточек по струне ударяет:

Струна звенит, поёт,

Думает девочка Нина:

«Совсем не странное пианино.

Надо только его не бить,

Кулаками по нему не колотить,

А бережно клавиши касаться –

Вот оно и не будет кусаться».

Тут наступило утро, и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.

P.S: И наоборот, звуки становятся ниже, “тоньше», когда педагог играет те же звуки в обратном направлении.

2. Закрепление материала

а) Педагог исполняет правой рукой звукоряд, поочерёдно вверх и вниз (кроме звукоряда, по усмотрению педагога, можно воспроизвести короткие (звуки) мотивы, отдалённые звуки и т.п.). Левая рука его, в которой он держит игрушку, движется над клавиатурой в ту же сторону, что и правая, но соответственно звукам: или поднимаясь, или опускаясь.

б) Педагог играет звукоряд. В это время ученик с помощью игрушки показывает направление движения звуков.

3. Повторение

Игрушка здесь не участвует. Педагог играет звукоряд. Ученик, стоя спиной к клавиатуре, отгадывает: с горки или на горку едет машина (идёт кукла), с верхней веточки на нижнюю или наоборот летит попугай.

Закрепить пройденный материал детям поможет задание 2 .

Занятие 3.

Клавиши и клавиатура

Цель:

  • познакомить детей с клавишами и клавиатурой.

Чтобы этот непростой материал был преподнесён детям в занимательной, интересной форме, используем стихи и рисунки.

Чудеса тут, да и только!

Вот ведь клавиш разных сколько!

А имён лишь семь у них.

Как же мне не спутать их?

Видишь чёрных клавиш ряд?

Их то две, то три подряд,

Лишь две чёрненьких нажмёшь,

Между ними ре найдёшь.

Слева – до , а справа – ми,

По порядку их нажми:

До, ре, ми .

Рядышком теперь, смотри,

Видишь, чёрных клавиш три?

От них слева фа живёт,

Песенку свою поёт.

Возле фа – соль, ля сидят

И вдвоём на си глядят.

Ну, а си совсем несложно,

Очень просто найти можно:

Справа от трёх чёрных клавиш

Дома ты её застанешь.

А теперь произнеси:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си,

Друг за дружкой их сыграй

И тихонько повторяй:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си .

Только си ты назовёшь –

Рядом снова до найдёшь.

Если мы от до ушли,

До другого до дошли –

Значит целую ОКТАВУ

Вместе мы с тобой прошли.

Ну-ка, быстро, раз, два, три,

Это слово повтори: ОКТАВА .

Чудеса тут, да и только!

Хоть здесь клавиш разных столько –

Знаю я, как их зовут,

Знаю, где они живут.

Усвоить на практике местонахождение клавиш детям помогут

задания 3 и 4 .

Занятие 4.

Октавы

Цель:

  • усвоить расположение октав на клавиатуре.

Пояснительная записка

Полезно использовать карточки с изображениями животных из задания 2, те которые помогли в изучении регистров. Для этого их надо расположить на клавиатуре в следующем порядке:

  1. Субконтроктава – слон
  2. Котроктава – слонёнок
  3. Большая октава – медведь
  4. Малая октава – медвежонок
  5. Первая октава – кошка
  6. Вторая октава – котёнок
  7. Третья октава – мышка
  8. Четвёртая октава – мышонок

Задания 5 – 6.

Для закрепления материала используется задание 7 , где вводится понятие – до второй октавы.

Занятие 5.

Ноты и нотоносец

Цель:

  • раскрыть поэтапно содержание понятий, связанных между собой: нотоносец, ноты, ключ.

Пояснительная записка

Чтобы усвоение нового материала было более твёрдым, в данной теме сведения о ключе не упоминаются, а раз так, то и ноты объясняются пока просто как знаки, с помощью которых обозначаются музыкальные звуки. Позже, после знакомства детей со скрипичным ключом, будет рассказано о конкретных названиях нот.

При такой последовательности изучения нот педагог ставит цель показать детям, как выглядят знаки-ноты и где они пишутся – на линейках, между линейками, под ними и над ними.

В это же время даются и начальные представления о длительности нот – задание 8 . Объяснить детям, что звуки бывают долгими и короткими, можно на примере какой-либо песни. Для этого необходимо, чтобы дети пропели несколько её строк, одновременно отхлопывая в ладоши ритмический рисунок мелодии.

Надёжней усвоить этот материал поможет задание 9 .

Понятие «нотоносец», о котором дети узнают из стихотворения, следует дополнить другим названием нотоносца – нотный стан.

Вот пятиэтажный дом.

Проживают знаки в нём.

Нотоносец дом зовут,

Знаки-ноты в нём живут.

(Показать иллюстрацию дома с нотами)

Занятие 6.

Скрипичный ключ

Цель:

  • познакомить детей со скрипичным ключом.

Пояснительная записка

После знакомства детей со «Сказкой о мудрой сове», педагог должен пояснить: ключ называют «скрипичным» потому, что он как бы ведает нотами, у которых звучание такое же высокое, как и у скрипки.

Сказка о мудрой сове

Жила в лесу очень мудрая и добрая сова. Всем лесным жителям та сова помогала. И вот…

Как-то прилетела к ней птичка – серенькая невеличка,

Плакать, вздыхать начала и речь такую повела:

– Добрая сова, помоги, от беды меня убереги.

Все знают, что я пою каждое утро песенку свою.

Я с ней солнышко встречаю,

Ему проснуться помогаю,

Но сегодня злые пауки

Спрятали все ноты в сундуки.

И сундуки те на замок закрыли,

А ключи от замков в земле зарыли,

Без песенки я жить не могу.

Как солнышку теперь помогу?

– Не горюй, я выручу тебя из беды, - успокоила сова птичку. Взяла она ветку, начертила на земле нотоносец и начала на нём что-то рисовать, приговаривая:

Я сначала нарисую закорючку вот такую,

На верхушке закруглю,

Ой, какой-то вышел гусь,

Я чуть-чуть его боюсь.

Нет! Я сделаю вот так:

Чтобы был не гусь, а знак,

Быстро линию прямую

Жирной точкой завершу я.

Вот и вышел ключ отличный,

А зовётся он скрипичный .

И второе имя есть,

Напишу его я здесь: ключ соль.

Запомни, птичка – серенькая невеличка,

Он называется так потому,

Что начало завиточка

На второй рисуют строчке, –

Как раз на той самой второй строчке, где пишется нота соль первой октавы. Бери, птичка, этот ключик и лети к паукам сундуки открывать. Как только подлетишь к ним, послушай сначала, в котором из них твои нотки звучат, тогда тот сундук и отпирай.

Поблагодарила птичка – серенькая - невеличка добрую сову и полетела за своими нотами.

Вот так помогла сова птичке вернуть её песенку.

Написание скрипичного ключа дети могут освоить, выполняя задание 10 . Пьесу «Народная прибаутка» сначала следует играть 3-им пальцем правой руки, а затем 3-им пальцем левой руки.

Занятие 7.

Ноты

Цель:

  • познакомить детей с конкретными названиями нот.

Чтобы пьесы исполнять,

Ноты нужно твёрдо знать.

Вот – до, ре Вот ля и си

Выучи названия нот и где каждая живёт.

Есть у радуги семь красок,

А у музыки семь нот.

Только кто же без подсказок

Эти ноты разберёт?

Будто капельки похожи,

Различить мы их не можем.

Вот что: ноты все украсим,

Словно радугу раскрасим.

И запомним сразу мы,

Где тут фа , а где тут ми .

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Облегчит усвоение этого материала задание 11 .

Сказка про петушка

(Прочитай сказку, называя ноты вместо пропущенных слогов).

Жил да был петух на свете

чего хорош был Петя!

Утром солнце лишь проснётся,

Петя гом вст пенётся,

Песню звонкую споёт

И гу ть на луг идёт

мо ма, мо сада,

Мо сломанной ограды,

Погу ет и вернётся,

За дела свои возьмётся.

Приведёт в порядок м,

Печь затопит, а потом

Сходит Петя в огород.

Там,горох сорвёт,

Да нако т колосков –

Вот уж завтрак и готов.

Чистый ртучек наденет,

На столе он скатерть сменит,

Поставит, угощенья.

Ай, да, Петя! Заг денье!

Тут друзья в окно стучат.

– Заходите, я вам рад!

Занятие 8.

Такт и тактовая черта

Цель:

  • объяснить детям, что такое такт и тактовая черта.

Пояснительная записка

К этой теме не требуется дополнительных комментариев, так как материал в заданиях 12 – 15 изложен довольно полно. Для закрепления темы дана «Перемена»: соотнеся изображение комнат в доме с изображением нотоносца, дети сосчитают количество комнат в доме и легко определят количество «комнат – тактов» на нотоносце.

Занятие 9.

Длительности нот

Цель:

  • помочь детям усвоить соотношения длительностей нот и счёта.

Пояснительная записка

При изучении этой темы дети испытывают определённые трудности. Чтобы облегчить усвоение данного материала, предлагается сказка «Дружная семья».

Как известно, у детей и взрослых динамика разная (дети намного подвижней взрослых). На основе данного принципа и построена эта сказка: в ней восьмые ноты названы ребятами, четвертные – мамами и папами, половинные – бабушками, а целая – прабабушкой. Всё это наглядно объясняет соотношение длительности и счёта.

Дружная семья

Жила-была дружная семья:

Прабабушка, две бабушки

Мамы с папами

И ребятишки

Они часто все вместе ходили в парк на прогулку. И вот однажды, чтобы веселей было гулять, придумали ребята себе занятие: считать свои шаги. Аллея в парке была длинная, им приходилось делать много шагов, а считать они умели только до четырёх.

Думали они, думали, как им удлинить счёт, и придумали: после каждой цифры 1,2,3,4 решили ребята добавлять букву «и». Сказано – сделано.

По дороге бегут ребятишки

И считают шаги шалунишки,

А выходит у них вот так:

Видишь, как быстро они бегут.

Мамы с папами их услыхали

И шаги свои вмиг сосчитали:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раз и, два и, три и, четыре и

Вот у них и получилось!

Ну, и бабушки, чтоб не отстать,

Вот так:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раз и, два и, три и, четыре и

Тут прабабушка тихо сказала:

– А я тоже шаги сосчитала:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раз и, два и, три и, четыре и

Ой, как медленно шла она!

Гуляли они, гуляли,

И пошли домой отдыхать.

Значит, сказку пора кончать.

P.S.: Не следует на начальном этапе обучения огорчаться из-за того, что дети иногда вместо конкретного названия длительности ноты (например, половинная) называют её «бабушкой». В этом случае важно попросить ребёнка вспомнить настоящее название длительности данной ноты. От употребления и того, и другого названия длительностей («бабушка», половинная) постепенно можно перейти к использованию только настоящего названия.

После ознакомления с предложенным материалом через чтение сказки переходим к заданиям 16 – 18 – всё это и составит занятие.

Занятие 10.

Нота с точкой

Цель:

  • объяснить детям, что означает нота с точкой.

Пояснительная записка

Стихи и задание 19 облегчат детям усвоение этой довольно непростой темы. Но для того, чтобы этот материал воспринимался проще, полезно на начальном этапе у точки подрисовать штиль так: или так:

Занятие 11.

Размер

Цель:

  • на основе полученных знаний о длительностях нот, познакомить детей с музыкальным размером.

Пояснительная записка

Тема не требует дополнений. Для лучшего усвоения материала полезно использовать задание 20 – «Музыкальное лото».

Занятие 12.

Паузы

Цель:

  • познакомить детей с понятием паузы.

Пояснительная записка

Для знакомства с понятием паузы предлагается сказка «Неразлучные друзья». Читая её, следует заострить внимание детей на том, что паузы в музыке надо так же слушать и считать, как и ноты.

Неразлучные друзья

Жил-был на свете мальчик Коля.

Учился он в музыкальной школе,

И была у него книжка.

И вот однажды ночью, когда Коля уснул, случилось такая история.

Только часы двенадцать пробили,

Вдруг эту книжку быстро открыли.

И кто бы вы думали, её открыл?

Ноты!

Да-да, ноты – невелички,

Которые жили на первых страничках.

Заплакали они, загоревали,

Что-то друг другу рассказывать стали.

Потом побежали по книжке без оглядки,

Только засверкали пятки.

Далеко убежали от нотоносца родного,

Остановились на одной странице, смотрят,

А место им незнакомо.

Какие-то знаки навстречу идут,

Спрашивают у нот: «Как очутились вы тут?»

Ноты наперебой рассказывать стали:

Ох, вы знаете, мы чуть совсем не пропали.

Мальчик, который занимается по этой книжке,

Заставляет нас петь без передышки.

Вы бы только знали,

Как мы устали!

Ведь нельзя же нам всё время звучать,

Должны и мы иногда отдыхать.

Посмотрите, что с нами случилось,

Какая беда приключилась:

Половинная нота, бедная,

Стала ужасно бледная.

Целая так долго пела,

Что даже вся поседела.

Четвертная нота почернела от работы.

А мы, ноты восьмые, весёлые, озорные,

До того пели, старались,

Выслушали их знаки незнакомые и говорят:

Ну, об этом не стоит горевать,

Слёзы горючие проливать.

Мы как раз знаки молчания,

Обозначаем перерыв в звучании.

Паузы нас зовут.

Вот мы все тут.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Целая пауза Половинная Четвертная Восьмая

Раз и, два и, три и, четыре и. Раз и, два и Раз и Раз

Вот и познакомились мы с вами, ноты.

Теперь вы по-другому запоёте.

Забирайтесь к нам на нотоносец,

Будем вместе жить,

Больше не о чем вам тужить.

Станем мы с вами неразлучными друзьями.

Обрадовались нотки, забрались к паузам и стали жить - поживать, горя не знать.

Обращение к «забавным картинкам» поможет детям быстро и прочно запомнить, как выглядят паузы. Им легко вообразить, что целая пауза, как табличка, висит на линейке; половинная, будто сундучок на полке, лежит на линейке; четвертная похожа на змейку; а восьмая напоминает фигуристку.

Занятие 13.

Штрихи

Цель:

  • научить детей различать музыкальные штрихи: стаккато и легато.

Пояснительная записка

Тема наглядно раскрывается в стихах и рисунках, приведённых в задании 27 . Необходимо выучить:

Точка над нотой и точка под нотой,

Скажи-ка нам, точечка, кто ты?

Знайте, ребята, зовусь я стаккато ,

Плясать заставляю я ноты.

Стаккато – коротко, отрывисто.

Лига

Ой, дуга, какая тут!

Как, скажи, тебя зовут?

Лига называюсь я.

И запомните, друзья,

В пьесах роль моя важна,

Нотам очень я нужна

Для того, чтоб их учить

Плавной поступью ходить.

Ну, а поступь та, ребята,

Называется легато .

Легато – плавно, связно .

Занятие 14.

Динамические оттенки

Цель:

  • запомнить динамические оттенки, как своеобразные музыкальные краски.

Пояснительная записка

Усвоению темы помогут рисунки и прослушивание пьесы Д.Г. Тюрка «Я так устал» в разной манере исполнения из задания 28 .

Первый раз педагог играет невыразительно, ровным звуком, а второй раз – точно выполняя все динамические оттенки для того, чтобы дети отдали предпочтение не монотонному, а красочному исполнению, полностью раскрывающему смысл пьесы.

После этого можно перейти непосредственно к знакомству с названиями и назначениями динамических оттенков. Распределение цветовой яркости красок на палитре будет способствовать лучшему восприятию сути динамических оттенков.

Занятие 15.

Мажорный и минорный лады

Цель:

  • познакомить детей с музыкальными ладами: мажорным и минорным.

Пояснительная записка

Известно, насколько эта тема сложна для объяснения маленьким детям и как трудно они воспринимают её. Сказка «Два брата» облегчит её восприятие.

ДВА БРАТА

В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-дон-Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.

Бывало сядет он на свой трон и скучает.

От скуки ногами поболтает,

От скуки прикажет печенье подать,

А солдатам песню запевать.

Солдаты были у него необычные –

Все, как один, певцы отличные.

И за это, кстати сказать,

Стал Дин-Дон их Звуками звать.

Споют Звуки королю одну песню, другую,

Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.

Спят себе до утра.

Утром встанут, крикнут: «Ура!»

Король проснётся, с боку на бок повернётся,

И всё заново начнётся:

Скука, печенье, солдатское пение.

От этой жизни Звуки до того обленились,

Что петь как следует совсем разучились.

Король был ужасно огорчён.

Даже скучать перестал он.

Заставляет их петь и так, и сяк,

А они не хотят никак.

Но вот однажды прибыли в Звукляндию из далёкой страны Ладии два брата – Лада. Один был весёлый плясун-хохотун, другой грустный, задумчивый. Весёлого звали МАЖОР , а грустного – МИНОР . Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.

Во дворец явились,

Королю, как положено поклонились.

Здравствуй, Дин-Дон, – говорят. –

Хотим послушать твоих солдат.

А ну, – скомандовал Звукам король, –

Запевать все изволь!

Раз, два! Раз, два!

Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.

Не выдержали этой музыки братья,

Давай, – говорят, – Дин-Дон, мы тебе поможем,

Из звуков твоих песню ладную сложим.

Выстроил Мажор Звуки в ряд –

Получился ЗВУКОРЯД .

Скомандовал им Мажор: «На тон, полутон рассчи-и-тайсь!»

Звуки быстренько рассчитались:

Тон, тон, полутон,

Тон, тон, тон, полутон.

Запевай! – скомандовал Мажор. Звуки запели:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Все мы дру - жно вста – ли в ряд, по – лу – чил - ся зу – ко - ряд.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Не про – стой ма – жор – ный, ра – дост – ный, за – дор – ный!

Закончили Звуки петь – шагнул вперёд Минор. Скомандовал: «На тон, полутон рассчи – и – тайсь!». Звуки сразу почему – то загрустили, нехотя рассчитались:

Тон, тон, полутон,

Тон, тон, полутон,

Тон, тон.

Запевай! – скомандовал Минор. Звуки запели.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы ми – нор – ный зву – ко – ряд груст – ных зву – ков длин – ный ряд

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пес – ню груст – ну – ю по – ём и сей – час мы за – ре – вём.

С тех пор наступил порядок в Звукляндии.

Дин-Дон по-другому жить стал,

Под новую музыку спать перестал.

Загрустит он – Минор явится,

Захочет веселиться – Мажор появится.

Стали Звуки жить ладно,

И песни зазвучали складно!


Статья посвящена проблеме обучения дошкольников основам нотной грамоты и развития творческих способностей, приобщении их к музыкальному искусству. В рамках опыта работы был обобщен материал многих авторов, созданы авторские видеопроекты, направленные на развитие творческого потенциала детей . Опыт апробирован на практике в течение 2011-2017г. и результаты мониторинга подтвердили, что внедрение в работу ДОУ представленного опыта позволили достичь устойчивых качественных результатов освоения содержания программы музыкального воспитания дошкольников. Материалы опыта могут быть рекомендованы к использованию педагогами дошкольного образования в практической деятельности с детьми дошкольного возраста.

Актуальность данной дополнительной деятельности продиктована самой жизнью. Современные дети с рождения окружены музыкой, которую они постоянно слышат из телевизора, радиоприемников, аудиоаппаратуры. Еще не научившись ходить, малыши уже пытаются двигаться в такт и напевать простую мелодию. Современные дети испытывают большую потребность в пении, но часто не способны правильно брать дыхание, чисто интонировать, произносить отчетливо слова, реагировать на изменение темпа, динамики. Перечисленные проблемы вызывают затруднения при организации музыкальной деятельности и объясняют актуальность разработки дополнительной системы работы по обучению дошкольников основам нотной грамоты.

В условиях перехода школ на новые ФГОС (Федеральные Государственные стандарты) желательно, чтобы дети приходили в музыкальные школы уже с определённым багажом знаний, умений по музыкальным предметам. Это нужно для лучшего усвоения программ, направленных на предпрофессиональное образование. В результате дополнительной образовательной деятельности ребёнок учится читать ноты и чисто интонировать, что является необходимой базой для обучения в музыкальной школе, вокально – хоровых кружках, непременным условием для достижения более глубоких задач.

Если в дошкольном возрасте у ребенка будет развита способность вслушиваться, сравнивать и различать звуки, то есть усвоить простейшие элементы нотной грамоты, то и обучение в школе будет идти успешнее. Углубленное ознакомление с музыкальной грамотой воздействует на развитие всех видов памяти: зрительную, моторную, образную; развивает все виды восприятия: слуховое, зрительное, ассоциативное, чувственное.

Имея опыт работы преподавания теории музыки и сольфеджио в детской музыкальной школе, для детей подготовительной к школе группы организовала кружок «До, ми, солька» по обучению основам нотной грамоты.

Одной из проблем в современном музыкальном развитии в дошкольном учреждении является проблема преподнесения сложного музыкально – теоретического материала максимально просто и доступно. Поэтому перед собой поставила цель - помочь детям понять особенности музыкального языка, развить музыкальный слух, чувство ритма и творческие способности, т. к. дополнительное образование направлено для дальнейшего обеспечения преемственности детского сада и социума. Создавая обстановку общей увлечённости и творчества, стимулировать желание детей использовать приобретённые навыки и умения в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжить дальнейшее музыкальное образование.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет мне делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие дидактического, литературного материала для кружковой работы, использование ИКТ в работе, помогают ребёнку качественнее усвоить материал.

Принципы, направления, правила работы.

  • «Учить, строго соблюдая правило: от простого – к сложному» - Х. Хайнер.
  • Игра – единственно верный способ обучения и воспитания маленького человека.

Игра для детей дошкольного возраста остаётся одним из главных средств познания окружающего мира, поэтому необходимо широко использовать игру в образовательной деятельности, поскольку она является одним из наиболее важных методов работы с детьми. Игры могут быть развивающие, обучающие, творческие, закрепляющие определённые умения и навыки.

Игра естественно включает ребёнка в процесс познания музыки, позволяет моделировать любые изучаемые музыкальные явления и процессы, познаёт их изнутри, вначале постигая их суть, а затем терминологию. Поэтому чем больше будет различных образов, ассоциаций и аналогий, тем легче будет восприниматься теоретический материал.

Чтобы добиться развивающего эффекта музыкальности детей активно использую информационно коммуникационные технологии, активизирующие и развивающие детей. Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет повысить эффективность обучения по той причине, что материал подаётся ярко, образно, в доступной для дошкольников игровой форме, следовательно, вызывает у детей огромный интерес, т. к. это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре. Движение, звук, анимационные эффекты привлекают внимание ребенка, игровая форма предъявления информации вызывает у детей огромный интерес, наглядность, зрелищность, выразительность, комфортность восприятия за счет дизайна являются стимулом познавательной активности детей. Видео материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к образовательному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания. Использование видеопроектов эффективно способствует решению этой задачи.

Внимание необходимо уделить и сказке. Сказка, сказочные образы и символика, близкие и понятные детям: ведь ребёнок живёт в мире сказки. Сказка – тоже своего рода игра, со своими правилами. Через систему привычных сказочных образов легко ввести ребёнка в мир музыки – музыкальной сказки.

На маленького ребёнка обрушивается большое количество новой информации, которую ему необходимо осознать и запомнить. Скажем, такие понятия, как «высокий - низкий» , «длинный – короткий» в обыденной жизни имеют совершенно иное толкование, в этой связи будет правильным вводить как можно больше всевозможного игрового и наглядного материала, который является как бы связующим звеном между сложными терминами музыкальной теории и обыденными представлениями ребёнка о жизни. Поэтому чем больше будет в это время стихов, картинок, сказок, чем больше будет различных образов, ассоциаций и аналогий, тем легче будет восприниматься теоретический материал, тем самостоятельней и осмысленней будут выполняться задания.

Сказки, рассказанные на музыкальную тему, стихи, в которых зарифмованы правила, картинки, помогающие усилить вербальный образ, - всё это помогает ребёнку создать некую связь из привычных, обыденных, бытовых образов и сложного музыкально – теоретического материала, с которым ранее он никогда не сталкивался. Малышу совершенно необходимы такие аналогии, так как его абстрактное мышление находится только на начальном этапе формирования и память способна удерживать долго и надёжно лишь положения, подкреплённые понятными и привычными образами.

Опытный педагог умело использует различные формы работы, чтобы добиться от детей хорошего понимания и умения пользоваться теоретическим материалом. Любым способом он должен поддерживать в ребёнке потребность «творить» . Из даже самых обыденных и скучных заданий пытаться создать «приключение» , «театр» , «игру» . И любой сказочно – игровой иллюстрированный материал оказывает в этом просто неоценимую помощь.

Сказки, стихи и истории хорошо подходят и для домашних занятий. Можно предложить детям нарисовать собственные иллюстрации, придумать свои собственные музыкальные рассказы и сказки. Как правило, фантазия детей сразу же начинает работать, и часто результат этого «детского творчества» превосходит все ожидания.

В педагогической практике ощущается огромный дефицит на интересный, современный и доступный детям наглядно-практический материал. В рамках опыта работы мной было создано более 50 видеопроектов, на все виды детской музыкальной деятельности (восприятие музыки, вокальные навыки, музыкально-ритмические движения, музыкально-сенсорное развитие, игра на детских музыкальных инструментах) . Разработано методическое пособие «Развитие музыкальных способностей детей, приобщение их к музыкальному искусству через использование информационно-коммуникационных технологий» , в котором есть описание видеопроектов, состоящее из программных задач, хода игры.

Музыкальный материал не совпадает с программным, а расширяет и углубляет знания в работе по освоению музыкальной грамоты.

В результате дополнительной образовательной деятельности дети научатся читать ноты и чисто интонировать, придут в музыкальные школы уже с определённым багажом знаний, умений по музыкальным предметам. Это нужно для лучшего усвоения программ, направленных на предпрофессиональное образование.

Литература:

  • Светличная Л. В. «Сказка о музыке» «Сфера» , Москва 2003г.
  • Светличная Л. В. «Новая сказка о музыке» обучение нотной грамоте в детском саду и начальной школе. Творческий центр «Сфера» , Москва 2004г.
  • Ларионова Г. П. «Я учу нотную грамоту» Издательский Дом «Нева» 2002г.
  • Иванова О. Н., Кузнецова И. В. «Новый музыкальный букварь для самых маленьких» Феникс, Ростов-на-Дону 2006г.
  • Алексеева Л. Н. «Игровое сольфеджио для малышей» Москва 2004г.
  • Жакович В. В. «Музыкальная грамота для самых маленьких» / Ростов-на-Дону «Феникс» 2015г
  • Леоненко О.Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2009. -№4.
Данные об авторе

Калиберда Елена Ивановна

Место работы, должность:

МБОУ ДОД ДШИ г. Ессентуки, преподаватель

Ставропольский край

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Дополнительное образование детей

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Класс(ы):

Предмет(ы):

Целевая аудитория:

Педагог дополнительного образования

Ресурс для профильной школы:

Ресурс для профильной школы

Тип ресурса:

Программа

Краткое описание ресурса:

Программа предназначена для упрощённого освоения нотной грамоты в игровой форме. Программа ориентирована на детей 5-6 лет, выполнена в виде мультика-сказки, что отвечает запросам ребенка данного возраста. Главный персонаж - мультипликационная нотка путешествует по нотному стану с участником и по-дружески отреагирует на его ответы. Сюжет сказки основан на прохождении уровней от простого - к сложному. В программе заложено 12 уровней. Всевремяпрохожденияпрограммазвучитклассическаямузыка.

1. Введение.

Работая преподавателем по классу фортепиано в ДШИ, мне приходится сталкиваться с определенными сложностями в освоении детьми нотной грамоты. Родители часто задают вопрос: «Почему мой ребенок не бежит с радостью заниматься к инструменту?». Преподаватель в свою очередь задается другими вопросами: «Кто виноват?» и «Что делать?», а также: «Почему нынешнее поколение детей с большим трудом усваивает азы нотной грамоты?». Еще совсем недавно, анализируя жалобы родителей на то, что их ребенок часами проводит время за компьютерными играми, получая удовольствие от виртуального уничтожения животных, людей, других вымышленных персонажей, я выступала активной противницей информационных компьютерных технологий (далее ИКТ). Сегодня я диаметрально изменила свою позицию в этом вопросе. В 21 веке приобщение современного ребенка к вопросам музыкального искусства происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и электронных знаков. Использование компьютерных технологий значительно расширяет активность учащихся.

Личность учителя, безусловно, остается стержневой направляющей в обучении и ведущей на всех этапах урока, а компьютер при этом выступает как средство, помогающее в решении поставленных задач.

Учитель перестает быть единственным источником информации, а становится организатором учебно-познавательной деятельности учащихся.

Сегодня учитель должен владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с детьми на одном языке.

По моему мнению, активизация использования современных образовательных технологий для освоения содержания образования и развития детей, применение информационных технологий в системе занятий для развития познавательной и творческой деятельности учащихся являются одной из важнейших задач современного образования.

Размышляя о современном уроке музыки, я определила для себя некоторые ведущие идеи:

1.Учебным планом предусмотрено лишь два урока с преподавателем по специальности в неделю, а в домашних условиях ребенок предоставлен сам себе, что снижает его интерес и усложняет процесс обучения. Учитывая привязанность ребенка к компьютеру и его навыки владения информационными технологиями, я решила соединить реализацию своих педагогических задач с желанием ребенка играть на компьютере.

2.Одним из условий успешного обучения в домашних занятиях, несомненно, является использование аудио- и видеоматериалов.

3.Одной из важнейших составляющих является мотивация ученика. Использование информационных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста.

Все вышеперечисленное позволило мне органично включить ИКТ в занятия музыкой дома.

Это помогает эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Следует заметить, что идея использования обучающих компьютерных программ сама по себе не нова. Однако, существующие программы имеют ряд недостатков применительно к обучению на инструменте «фортепиано». Есть программы, которые используют звуко-высотное соотношение звуков, что более применительно для уроков «сольфеджио» (например Fruit Lines), или программы, требующие дополнительных аппаратных средств в виде электронной клавиатуры (например NoteTrainer).

2. Описание программы.

Реализация вышеупомянутых задач обусловила создание данной компьютерной программы «Приключения нотки».

Суть программы заключается в более легком освоении нотной грамоты в игровой форме.

Программа ориентирована на детей 5-6 лет, выполнена в виде мультика-сказки, что отвечает запросам ребенка данного возраста.

Главный персонаж - мультипликационная нотка, которая путешествует по нотному стану. Сюжет сказки основан на прохождении уровней от простого к сложному. В программе заложено 12 уровней, из которых с 1-го по 6-ой уровень написаны для скрипичного ключа, с 7-го по 12ый - для басового ключа.

1. Начальное окно - «Меню» - Название программы с изображением нотки.

Кнопка «Старт» - для запуска программы.

Кнопка «Правила» для выхода в справочное окно, в котором описаны правила игры для ребенка.

2. Окно «Уровень 1» открывается автоматически при нажатии кнопки «Старт» из окна «Меню».

Первоначально все кружочки с номером уровня неактивны, кроме 1-го. Если уровень пройден, то он становится жёлтым. При выходе из программы прохождение уровней запоминается. На фоне картинки перед началом помещены ребусы, которые ребенок должен угадать. Все время прохождения уровня звучит музыка классического направления (список использованных музыкальных произведений смотреть на странице 15). Затем нажимается кнопка «Старт», и на нотном стане появляются нотки и поочерёдно движутся слева направо по своей позиции, согласно, уровня сложности. За один уровень появляется нота на соответствующей линейке и движется слева направо с разной скоростью (8сек, 6сек, 4сек). На каждом уровне движется разное количество нот, в зависимости от уровня сложности.

УРОВНИ

2. ФА, СОЛЬ

УРОВНИ

8. СОЛЬ, ФА.

9. МИ, РЕ, ДО (малой октавы).

11. СИ, СОЛЬ, МИ, ДО (малой октавы).

За время движения ноты нужно успеть щёлкнуть мышкой на нужную клавишу на нарисованной клавиатуре (при подведении курсора клавиша по контуру подсвечивается). Если нота угадана правильно - клавиша становится синей, а рожица улыбается на 2 секунды, если неправильно - клавиша становится красной, грустит на 2 с. Пока не нажал клавишу - рожица нейтральна. При прохождении уровня без ошибок появляется красочная оценка «5» и переход на новый уровень - подсвечивается соответствующий номер уровня внизу окошка.

При неудачном прохождении появляется фраза «Попробуй ещё раз», и уровень начинается заново.

Если программа уже запускалась и пройдено несколько уровней, то программа открывается на том уровне, на котором закончилось успешное прохождение. С этого уровня можно перейти на любой успешно пройденный уровень, щёлкнув по соответствующей звёздочке, например. При наведении курсора кнопка подсвечивается.

С любого уровня можно вернуться в «Меню», щёлкнув по картинке. Если программа успешно пройдена, все пройденные уровни в ней сохранены. К игре приступает новый ребёнок, в этом случае прохождение уровней может быть обнулено при помощи кнопки

3. Список использованной музыки в программе «Приключения нотки».

Заставка «Меню» - А. Вивальди - Концерт для двух мандолин и оркестра

1. В. А. Моцарт - 2 часть струнного квартета

2. А. Вивадьди - Концерт для виолончели с оркестром

3. В. А. Моцарт - опера «Волшебная флейта» Дуэт Папагено и Папагены.

4. Ф. Шопен - Этюд соль-бемоль мажор ор.10 №5

5. Л. Бетховен - Немецкий Танец Рондо.

6. A. Вивальди- Концерт для скрипки с оркестром ля минор

7. Н. Паганини - Кантабиле

8. Л. Бетховен - Концерт для ф-но с оркестром №3 с-moll-op37--III-Rondо.

9. В. А. Моцарт - опера «Дон Жуан» K. 527

10. И. С. Бах - Шутка.

11. В. А. Моцарт - «Маленькая ночная серенада».

12. В. А. Моцарт - Турецкий марш.

Заставка «Пятёрка» - Д. Россини - увертюра «Сорока-воровка» (фрагмент).

Заставка «Ура!!» - П. И. Чайковский - Концерт для скрипки с оркестром,

Ор.35 ре-мажор (фрагмент).

4. Минимальные системные требования к ПК

ОС: Windows XP, Vista, 7 (32- или 64-разрядная) и DirectX 9.0c или поздняя версия.
Системная память: 1Гб
Видеокарта: совместимая с DirectX 9.0 версией, поддержка шейдерной модели 3.0

5. Резюме

Создавая данную игру, я преследовала определенные цели и задачи:

· Изучение нотной грамоты

· Развитиепознавательной активности

· Развитие эстетического вкуса

· Развитие памяти, мышления и внимания

· Формирование позитивного настроя, программа «Успешный ребенок».

Изучение нотной грамоты

Программа создана для домашних занятий. Объяснив ребенку на уроке расположение нот на нотном стане и их название, учитель задает в качестве домашнего задания тренинг, (например, на 1-ом уровне прохождение нот До, Ре, Ми). Следующий урок предполагает тренинг с прохождением следующего уровня. Переход с уровня на уровень происходит под строгим контролем преподавателя, в зависимости от усвоения данного материала.

Познавательная активность

Развивающие игры, в которых ребёнку необходимо отгадывать загадки, расшифровывать ребусы и головоломки, безусловно, любят все дети. Одной из самых популярных и занимательных головоломок является ребус. Увлекательные ребусы для детей - это отличная гимнастика для развития интеллекта.

Музыкальные ребусы, к тому же, помогают запомнить название нот (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си).

Разгадывание ребусов — прекрасное развивающее и, в то же время, веселое занятие, отличная гимнастика для развития внимания, гибкости мышления у ребенка.

Ребус - вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с нотами и слогами.

В отличие от простой загадки, где основа - словесное описание, ребус развивает еще и образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память. Ребусы очень хорошо развивают находчивость, сообразительность, умение логично рассуждать.

Если ребенок научился узнавать буквы, то вполне можно начать с самых легких ребусов. В таких заданиях всего одна или две буквы и нотка на нотном стане.

Развитие эстетического вкуса.

В жизни детей должна быть музыка, так же как сказка, игра. С помощью музыки можно показать красоту окружающего мира, развить духовные силы и творческую активность маленького человека.

Умение воспринимать музыку органично связано с духовно-эстетической стороной личности. Замечено, что малыши перестают плакать, прислушиваясь к музыке.

Японская корпорация «Сони» на базе своего детского сада провела исследование, пытаясь выяснить, какая именно музыка нравится маленьким детям. Данное исследование дало довольно неожиданные результаты - детские песенки оказались на последнем месте. Популярные песни заняли второе место, больше всего понравилась малышам и заняла первое место 5 симфония Бетховена. Сложное музыкальное произведение оказалось самым привлекательным для малышей.

Также специалисты утверждают, что классическая музыка благотворно воздействует на нервную, сердечнососудистую и пищеварительную системы человека.

Мы по себе знаем, как порой просто необходимо послушать любимую музыку, благотворно влияющую на наше душевное состояние. Это же можно отнести и к детям.

Музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе, ко всему окружающему. Это помогает формированию полноценной личности человека, способного чувствовать и сострадать.

Поэтому приоритетным направлением в музыкальном развитии современных детей является обогащение духовного мира через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Знакомство с ними вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, определяет нормы поведения и взаимоотношений.

Современные психолого-педагогические исследования убедительно показали, что только благодаря соприкосновению с подлинным искусством становится возможным воспитать у ребенка любовь к музыке, умение воспринимать ее, развить способность чувствовать и понимать ее содержание, развить фантазию и воображение.

Подбор музыки в данной программе осуществлялся мною с учетом возраста (5-6 лет). В программу включены шедевры мирового музыкального искусства, музыка В.А. Моцарта, И.С. Баха, А. Вивальди, Ф. Шопена,

Л. Бетховена, П.И. Чайковского. В музыкальном оформлении я использовала музыку, написанную для разных инструментов: скрипки, виолончели, фортепиано, мандолины, а также вокальную оперную и оркестровую музыку.

Развитие памяти, мышления и внимания

Играя в игру-сказку, ребенок развивается сразу в нескольких направлениях:

· Задача №1 - запомнить названия нот и их расположение на нотном стане.

· Задача №2 - знать расположение нот на клавиатуре.

· Задача №3 - найти соответствие между нотным станом и клавиатурой.

· Задача №4 - развить быстроту реакции в работе с «мышкой» компьютера, а в перспективе скорость работы с клавиатурой фортепиано и хорошую читку с листа.

Формирование позитивного настроя, программа «Успешный ребенок».

В программе использована система поощрения ребенка. Всем известно, как ребенок любит получать «пятерки». Отличная оценка влияет на позитивное настроение ребенка, похвалу и поощрение со стороны родителей и преподавателя, что влечет за собой его самоутверждение и желание добиться большего. В связи с этим, в программе не используются оценки ниже «пятерки». Если ребенок не справился с прохождением уровня, ему предлагается пройти уровень заново.

Кроме того, для создания позитивного настроя при прохождении программы, на каждом уровне ребёнку встречаются любимые персонажи сказок и мультфильмов: Белоснежка, Чип и Дейл, кот Леопольд, кот Матроскин, персонажи мультфильмов «Мадагаскар» и «Ледниковый период». Оказавшись в кругу друзей, ребёнок смело разгадывает поставленные перед ним загадки и преодолевает трудности. В качестве ведущего в программе использован ещё один герой - вымышленный персонаж Нотка. Его мультипликационное изображение и задорный вид быстро располагает к себе. Нотка проводит ребёнка через все испытания и по-дружески отреагирует на его ответы.

Программа успешно была апробирована учащимися моего класса.

Игра «Приключения нотки» с восторгом принята детьми и их родителями. Используя данную программу, я реализовала поставленные цели и задачи: дети легко и быстро запомнили название и расположение нот на нотном стане.

Методическая разработка мастер-класса «Обучение детей 5-7 лет нотной грамоте и игре на металлофонах (ксилофонах)"

Цель:
Обучение участников мастер-класса игре на музыкальных инструментах с помощью нотной грамоты в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приемами игры в обучении детей игре на детских музыкальных инструментах используя нотную грамоту.
2. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.

Ход мастер-класса:

Здравствуйте, уважаемые педагоги, сегодня я хотела бы рассказать в своей методике о системе обучения нотной грамоты и об игре на музыкальных инструментах – металлофонах или ксилофонах. В детский садах на музыкальных занятиях в основном обучают либо методом «подыгрывания» по принципу Карла Орфа, или повторов ребенком за педагогом, сколько раз стучать и по каким пластинкам на металлофонах. А между тем обучение детей нотной грамоте прежде всего идет осмысление в игре на металлофонах. Развивается мелодический и звуковысотный слух,развивается чувство ритма. Игре на детских музыкальных инструментах способствует развитию музыкальной памяти, внимания, это помогает особенно когда дети играют в оркестре чувства ответственности и товарищества. Ведь каждый отвечает за свою партию в оркестровке исполняя русские народные мелодии. Свою работу я построила от простого к сложному. Я разработала свою программу по обучению детей нотной грамоте «Цветные горошенки». Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Мною был подобран материал из русских народных попевок. На каждую нотку с детьми разучивалась определенная попевка, таким образом дети запоминали ноты и разучивали партии на металлофонах и ксилофонах. Определенный цвет на пластинках тоже помогал в обучении игре на музыкальных инструментах. Например: нотка «до»-красного цвета, дети играют попевку «Андрей-воробей»,«ре»-розовая, дети уже знали попевку «Петушок» и так далее по выбору музыкального руководителя.

Когда дети свободно будут играть по звукоряду можно уже раздавать карточки с двумя или тремя нотами. Дети уже знают ноты и самостоятельно сами могут разучивают песенки. Это очень удобно так как детей в подгруппах по десять человек, и от педагога требуется небольшая помощь если кто не справляется из детей.Это очень удобно не надо стоять над каждым и показывать где и по каким пластинкам надо стукнуть, дети сами разучивают свою партию. А звучать она будет по мелодии. Это очень красиво! Например, всем известно русская народная мелодия «Я на горку шла» и ваши дети не просто ударяют по любым пластинкам, а играют по нотам с мелодией. Вот в чем красота, мелодию слышно! Вот вам дорогие педагоги и номер на утренник, десять человек выигрывают основную мелодию, а другие дети играю на звенящих, ударных и шумовых инструментах. Таким образом участвуют все дети! А не только одни и те же, «одаренные», это помогает преодолению излишней застенчивости, скованности у некоторых ребят когда наконец ребенка тоже заметили и пригласили вместе со всеми быть равноправными участниками исполнительства! Цветовое решение во многом облегчило задачу по обучению детей нотной грамоте и позволило охватить большое количество детей. У детей в процессе занятий накапливается большой опыт исполнительства разных песенок построенных на разных звуках.Мною было замечено, что дети могли подбирать по слуху песенки самостоятельно. Они осмысленно вслушивались в мелодию и ритм и играли на металлофонах - формируется навык слуховой ориентации в мелодии.Начинать занятия лучше в старшей группе, пусть это будут небольшие оркестровки, но дети чтоб уверенно играли на трубочках металлофонах. Можно использовать песенки «Динь-дон», «Василёк», «Дождик» любые по усмотрению педагога. Тогда как в подготовительной группе можно перейти более сложным оркестровкам. Это может быть и «Турецкий марш» или «Шарманка» композитора Моцарта. Игра на детских музыкальных инструментах оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера; совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве жизни.
Карточки с нотами и ритмическими рисунками.


Музыкальные инструменты с разноцветным звукорядом

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-10

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">МДОУ ЦРР –Д/С №5 «Сказка» г. Озеры Московской области.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Методическая разработка.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Обучение игре на детских музыкальных инструментах»

Программа обучения дошкольников младшей, средней, старшей групп игре на ДМИ. Срок обучения 3 года.

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Исполнитель:

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Музыкальный руководитель

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> МДОУ ЦРР –Д/С №5 «Сказка»

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Герасимова Валентина Викторовна

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">г. Озеры

;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2008 год

;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Пояснительная записка

;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">« ;font-family:"Times New Roman"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обучение дошкольников музыкальной грамоте ;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">» Программа обучения.

;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Срок обучения-3 года.

;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Виды деятельности: обучение музыкальной грамоте, индивидуально-подгрупповая работа.

;font-family:"Times New Roman";color:#000080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">За время обучения дети усваивают ряд понятий музыкальной грамоты: звуки шумовые и музыкальные, длинные и короткие, высокие
и низкие, направление движения мелодии, динамические оттенки, постепенное усиление и уменьшение звучности, темп, ускорение и
замедление темпа, пауза, аккомпанемент, форма и строение музыкального произведения (2-х и 3-х частная форма), реприза, музыкальные жанры, мелодия, фраза, акцент, характер и настроение музыки. Учатся записывать ритмический рисунок и мелодию с помощью условных знаков на «нитке» и на нотоносце, знакомятся с
названием нот.

;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Курс обучения рассчитан на 3 года. Год от года требования к игре детей на детских музыкальных инструментах повышаются, увеличивается число и разновидности осваиваемых инструментов.

;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1-й год обучения (младшая группа)

;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На первом году обучения дети знакомятся с детскими музыкальными инструментами (изучают строение, звучание, приемы игры). Закрепляются знания детей о музыкальных игрушках (неваляшки, шарманки, музыкальные волчки, органчики). Знакомятся с металлофоном (слушают пьесы в исполнении взрослых).

;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2-й год обучения (средняя группа)

;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На втором году обучения расширяется объем ударно-шумовых инструментов (добавляются музыкальные кубики, музыкальные молоточки, музыкальные палочки, треугольник), углубляются знания об изученных инструментах. Дети знакомятся с музыкальными терминами.

;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">З-й год обучения (старшая группа). ;font-family:"Times New Roman";color:#808080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman";color:#008080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">На третьем году обучения ставятся новые, более сложные задачи. Дети овладевают практическими навыками игры ни ксилофонах. Добавляются другие ударно-шумовые инструменты (треугольник, бубенцы, коробочки, колотушки, ложки, тарелки, маракасы, румба, кастаньеты). Дети учатся воспроизводить не только ритмический рисунок, но и мелодическую линию учатся соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. Дети знакомятся со струнно-щипковыми инструментами (арфа, цитра, гусли), с электронно-музыкальными («Чижик», «Пиле»), клавишно-язычковыми (аккордеон, баян, гармонь).

;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1-й год обучения
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема: ;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Детские ;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">музыкальные инструменты».

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Название темы

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Содержание темы

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Репертуар

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Период

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кол-во

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">прохождения

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">..

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">занятии

1. Организационное

Беседа с детьми о предстоящей

Сентябрь

занятие.

деятельности.

2. «Погремушка как

Строение и устройстве погремушки:

1.Песенка «Погремушка»

Сентябрь

музыкальный

ножка, наполнитель, футляр-емкость для

Ю.Антенева

инструмент»

горошин

2.Пляска с погремушками

3.Игра «Кто. скорее?»

3. «Разновидности

Показ различных видев погремушек: с

1.Свебедные пляски с

Сентябрь

погремушек»

ножкой и без ножки, различной фермы,

погремушками

металлические, деревянные,

2.Подвижные игры

пластмассовые и др. Определение на слух

3. «Догонялки»

различных погремушек.

4.Свобедные игры с

погремушками

4. «Тембр.

Слушание звучания разнотембровых

1.Музыкально.- дидактическая

октябрь

Разнотембровые

погремушек: гремящих, звенящих,

игра «Угадай-ка»

погремушки»

шуршащих и др., в зависимости от

2.Игра на различных

материала. Определение на слух звучания

погремушках с использованием

всех этих погремушек.

р.н.м.

5. «Бубен.

Рассказ об устройстве бубна: корпус,

1.Игра «Кто скорее?»

Ноябрь

Строение бубна»

донце, ямка, металлические пластинки,

2.«Угадай-ка»

бубенчики.

6. «Разновидности

Беседа о разных видах бубнов: малые,

[.Свободная игра на всех видах

Ноябрь

бубнов»

средние, большие концертные, с

бубнов

бубенчиками и без бубенчиков.

2. Игра «К то скорее?»

3 .Игра «Бубен» Фрида

бубнов, показ,

7. «Разновидность

Беседа о зависимости громкости звука,

1. «Тихо-громко в бубен бей»

Ноябрь

бубнов. Динамика,

извлекаемого бубном, от его размера,

2.« Угадай- ка»

слуховое

количества бубенчиков и силы удара.

восприятие»

8. «Колокольчик.

Рассказ о строении колокольчика: юбочка,

1.Свободные игры

Декабрь

Его строение»

язычок, ушко. Показ.

2. «Угадайки» (бубен,

колокольчики, погремушки)

9. «Разновидности

Показ различных колокольчиков: малые,

1. «Игра с колокольчиками»

Декабрь

колокольчиков»

большие, средние, валдайские.

2. Свободная игра на

колокольчиках

10. «Тембр.

Определение на слух звучания различных

1. «Тихие и громкие звоночки»

Декабрь

Различие в

колокольчиков: громко, тихо, нежно,

2.Слуховая «Угадай-ка»

звучаниях

звонко, мелодично, протяжно - в

колокольчиков»

зависимости от вида и приема игры

(«трель», удар палочкой, пальцем,

встряхивание).

11. «Барабан.

Показ барабана. Рассказ о его строении:

1.Песня «Барабан»

Строение

корпус, два донца, палочки, ремешок.

2.«Маленъкий марш» Парлова

Январь

барабана»

Звукоизвлечение. Слушание музыки.

3.Марширование под барабан

12. «Разновидности

Показ различных барабанов: большого,

1.Упражнение «Гулять-отдыхать»

барабана»

малого, железного. Беседа о том, чем они

2.Песня «Барабан»

Январь

отличаются друг от друга.

3.Марширование под все

барабаны

13. «Тембр.

Восприятия на слух звучания различных

1.Иrры «Угадайки»

Различие в

барабанов. Различать звучание больших,

2.Музыкально-ритмическая игра

Январь

звучании разных

малых и железного барабана.

«Труба и барабан»

барабанов»

14. «Музыкальные

Показ музыкальных игрушек: неваляшек,

1. Свободные пляски, игры,

Февраль

игрушки»

музыкальных волчков, органчиков,

подвижные игры

музыкальных открыток, шкатулок,

2. «Угадай-ка»

коробочек. Закрепление знаний детей о

музыкальных игрушках.

15. «Ложки

Ложка - музыкальный инструмент.

1.Песня «Ложкари»

Март

деревянные как

Описание лодки: расписные, деревянные,

2.«Лошадка» Потоловско (прямой

музыкальный

металлические, большие, маленькие,

галоп)

инструмент»

пластмассовые.

16. «Строение

Беседа о строении ложки: палочка-ручка,

1.Показ приемов игры на ложках

Март

ложки»

пяточка. Как извлекается звук.

2. Свободные игры, пляски

17. «Тембр.

Слушать звучание различных ложек,

1. Определение на слух

Март

Слуховое

определять на слух большие и маленькие,

2. «Угадай-ка»

восприятие

деревянные, металлические и

3. Свободные игры, пляски

звучания ложки

пластмассовые.

18. «Металлофон.

Показ металлофона. Беседа о его

1.Исполнение взрослым

Апрель

Строение

строении: корпус, металлические

различных пьес на металлофоне

металлофона»

пластиночки разного размера, молоточек.

19. «Звуки

Беседа о шумовых звуках и музыкальных с

1. « Угадайки»

Апрель

музыкальные и

показом звучания различных

2 .Исполнение взрослым

немузыкальные»

инструментов. Определение на слух.

знакомых песенок, подпевание

детьми

20. «Высокие и

Определение на слух звучания

1. «Птица и птенчики»

Май

низкие звуки»

металлофона в высоком и низком

2.Упраднения «Дождик»,

регистре. Узнавание приемов удар и

«Дятел», «Ручеек»

g lissando.

21. «Звуки громкие

Определить на слух громкость звучания

1. «Мышка-речка»

Май

и тихие»

металлофона.

2. «Дождик-дятел»

3. «Угадайки»

;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Музыкальная грамота в детском саду.

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2-й ;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> год обучения
Тема:
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Детские ;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">музыкальные инструменты».

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Название темы

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Содержание темы

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Репертуар

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Период

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кол-во

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">прохождения

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">занятий

1.Организационное

занятие

Беседа с детьми о предстоящей работе.

Сентябрь

2. «Ритм»

Проверка чувства ритма, чувства динамики,

реакции на начало и конец мелодии.

1. «Андрей-воробей», р.Н.м.

Сентябрь

2.«Тихо-громко в бубен бей»

Тиличеевой

3. «Бубен.

Строение бубна»

Повторение строения бубна. Разновидности

бубнов.

1.Игра «Бубен» Фрида

Сентябрь

2 .. «Тихо-громко в бубен бей»

Тиличеевой

4 .. «Короткие и

длинные звуки»

Беседа о коротких и длинных звуках.

1. «Андрей-воробей» 1 ч.

Сентябрь

Графическое изображение. Прохлопывание

попевок.

5. «Короткие и

длинные звуки»

Графическое изображение на фланелеграфе.

1. Слушание «Мишка с куклой»

Октябрь

Пропевание песенок.

2. «Андрей-воробей»

6. «Короткие и

длинные звуки»

Определение на слух коротких и длинных

1.Игра «Шагать и бегать»

Октябрь

звуков. Выполнение упражнений.

2. «Бег» Магиденко

7. «Металлофон,

Строение

металлофона»

Определение на слух приемов игры на

1. «Ручейки», «Мышки»

Ноябрь

металлофоне. Начинать и заканчивать с

2.Игра «Успевай-ка»

аккомпанементом. Упражнения на развитие

3. «дождик», «Дятел»

воображения и фантазии.

4.Подвижные игры

5.ПридумываЙ свою музыку

8. «Настроение в

Определение характера, динамики, темпа в

1. «Полька» Красева

Декабрь

музыке»

незнакомых произведениях, выбор

соответствующих инструментов.

9. «Музыкальные

Марш-танец. Слушание произведений в

1.Марши

Январь

жанры»

этих жанрах, определение на слух.

2.Польки

3. Свободные маршировки и

танцы

1 о. «Средства

Беседа о средствах выразительности музыки

1. «Колокольчики звенят»

Январь

музыкальной

(характер, темп и т.д.).

выразительности»

11. . «Средства

Вслушиваться в музыку. Определять

1. «Мы запели песенку»

Февраль

музыкальной

характер и регистр в незнакомых

2. «Праздник птиц»

выразительности»

произведениях.

3. «Скворцы и вороны»

4. «Плачь куклы»

12. «Ударно-

Состав ударно-шумового оркестра, показ

1. «Мы запели песенку»

Март

шумовой оркестр»

инструментов, слушание произведений для

2. «Марши»

ударно-шумового оркестра.

3. «Пойду ль я»

4. подвижные игры

13. «Ударно-

Повторение строения ложек, разновидности

1. «Топотушки»

Март

шумовой оркестр.

ложек. Знакомство с музыкальными

2. Подвижные игры и танцы на

Ложки»

палочками.

дробном шаге

14. «Ударно-

Слушание музыкальных произведений.

1. «Топотушки» (др. шаг)

Апрель

шумовой оркестр.

Выбор соответствующих музыкальных

2. «Моя лошадка» (галоп)

Музыкальные

инструментов. Исполнение по подгруппам

3. свободные танцы под оркестр

палочки и

оркестра и движений.

(по подгруппам)

кубики»

15. «Ударно-

1. «Лесная песенка»Филиппенко

Май

шумовой оркестр.

2. «Звенящий треугольник»

Состав оркестра.

3. «Колокольчики звенят»

Треугольники»

4. «Мы запели песенку»

;font-family:"Times New Roman";text-decoration:underline;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Музыкальная грамота в детском саду.

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3-й год ;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> обучения
Тема:
;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Детские ;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">музыкальные инструменты».

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Название темы

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Содержание темы

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Репертуар

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Период

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кол-во

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">прохождения

;font-family:"Times New Roman";color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">занятий

1. Организационное

Беседа о предстоящей деятельности.

Сентябрь

занятие

2. «Мелодия.

Определение мелодии. Слушание отдельных

1. «Лесенка»

Сентябрь

Поступенность

фраз, определение поступенного движения

2. «Горка»

движения мелодии.

мелодии вверх и вниз.

3. «Ручейки»

3. «Ритм. Короткие и

Работа на фланелеграфе, выкладывание

1. «Андрей-воробей»

Октябрь

длинные звуки»

полосками коротких и длинных звуков.

2. «Лесенка»

3. «Горка»

4. «Музыкальные

Характеристика жанра. Слушание различных

1. Грамзаписи различных

Ноябрь

жанры. Вальс»

вальсов в грамзаписи. Определение

вальсов

характера музыки, подыгрывание.

2. Валъс«Осенний сон»

5. «Разновидности

Беседа о разновидностях вальсов

1. Вальс «Осенний сон»

Декабрь

вальсов»

(праздничных, лирических, танцевальных).

2. «Над волнами»

Слушание различных вальсов в исполнении

3. «На сопках

на фортепиано. Определение характера

Маньчжурии»

звучания, подыгрывание на самостоятельно

4. «Маленький вальс»

выбранных инструментах.

5 . «Березка»

6. «Вальс конькобежцев»

6. Музыкальные

Разновидности танцев. Различные польки,

1. «Мишка с куклой»

Январь

жанры. Полька»

слушание их в исполнении на фортепиано,

2. «Полька» Лядовой

характеристика музыки.

3. «Полька» латв. н.м.

7. «Музыкальные

Устройство ксилофона. Показ приемов игры

1. Знакомые пьесы

Январь

инструменты.

на ксилофоне. Слушание в исполнение

2. упражнения для детей

Ксилофон»

взрослого знакомых песенок в звучании

ксилофонов.

8. «Форма

Куплетная форма. Двухчастная форма.

1. Знакомые песни

Февраль

музыкального

Определение формы. Слушать начало

2. Вальсы

произведения»

припева и второй части. Слушание

3. Польки

произведений в куплетной и двухчастной

форме.

9. «Русская народная

Слушание русских народных мелодий.

1. р.. Н.м. «Я на горку шла»

Март

песня»

Сравнение характера, настроения, формы.

2. «Во саду ли»

Определение движения мелодии,

3. «Во поле береза»

определение длинных и коротких звуков.

10. «Ударно-шумовой

Знакомство с ударно-шумовым оркестром,

1. Грамзаписи,

Апрель

оркестр»

его составом и инструментами: трещотки,

фонограммы, пьесы в

бубенцы, коробочка, колотушка, рубель,

исполнении на фортепиано.

маракасы, кастаньеты.

11. «Современная

Слушание произведений в современных

1. Музыка Р. Паулса

Май

музыка»

ритмах в эстрадных обработках.

2. «Регтайм»

Определение характера, ритма, настроения,

динамики, регистра и т.д.

15. «Ударно-

Строение и извлечение звука треугольника.

1. «Лесная песенка» Филиппенко

Май

шумовой оркестр.

Сравнение на слух звучания различных

2. «Звенящий треугольник»

Состав оркестра.

треугольников (большого, оркестрового,

3. «Колокольчики звенят»

Треугольники»

малого, среднего). Слушание новой пьесы.

4. «Мы запели песенку»

Выбор соответствующих инструментов.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Литература.

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1.Т.Н.Девятова. Программа «3вук- волшебник».(Линка-пресс Москва 2006).

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Т. Тютюнникова. Программа ;color:#808080" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">«Элементарное музицирование с дошкольниками.»(Дошкольное воспитание,1988г.)

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Н.Г.Кононова «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Книга для воспитателя и
муз. руководителя детского сада. (Москва «Просвещение» 1990г.)

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4.С.Бублей: «Детский оркестр».Пособие для муз. руководителей детских дошкольных учреждений(Ленинград «Музыка» 1983 г)

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. Т. Тютюнникова «Музыкальные инструменты». Из опыта работы. (Дошкольное воспитание,1997г.)

;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">6. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / М. Б. Зацепина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.



Похожие статьи
 
Категории