Дом музея леонардо да винчи. Музей леонардо да винчи

17.03.2019

Осмотр проводится по установленному маршруту, который состоит из семи точек. Чтобы пройти его целиком с аудиогидом (доступным в том числе на русском), понадобится около 25 минут. На входе формируются группы (не более 25 человек), которые заходят в дом в сопровождении персонала каждые 15 минут. Советуем зарание забранировать себе место ‒ желающих очень много.

Дом Ателлани

Особняк эпохи Возрождения находится на корсо Маджента, неподалёку от церкви Санта-Мария-делле-Грацие и её знаменитой трапезной. Семейство придворных и дипломатов Ателлани перебралось в Милан с юга Италии, поступив на службу герцогам Сфорца. В 1490 году герцог Лодовико Моро преподносит в дар главе семьи, Джакометто делла Тела, два соседних здания с садом на улице борго-делле-Грацие - нынешнем корсо Маджента. Наследники первоначальных владельцев жили в особняке вплоть до XVII в. Представители древнего рода похоронены в церкви Санта-Мария-делле-Грацие, в шестой капелле справа.

Наиболее пышный расцвет в истории этого дома приходится на период с 1490 по 1535 гг. Он заканчивается смертью Франческо Сфорцы и переходом Миланского герцогства под власть испанцев.

Фасад дома © Страница «La Vigna di Leonardo» на Facebook

В 1919 г. сенатор Этторе Конти стал новым хозяином здания и поручил архитектору Пьеро Порталуппи переделать его под свою резиденцию. В 1922 г. Порталуппи сносит стену, отделяющую одну постройку от другой, и объединяет их вместе с дворами с помощью атриума с портиком, под которым располагается вход в хозяйские аппартаменты. В глубине первого двора были обнаружены фрески, созданные, по всей вероятности, в 1533 г., по случаю бракосочетания Франческо II Сфорцы и Кристины Датской. В ходе Второй мировой войны здание серьёзно пострадало от обстрелов, и всё тот же Порталуппи внёс ряд изменений в его структуру.

Зал Зодиака

Зал Зодиака © http://www.zoominmilano.com

Этот зал упоминается в документе 1544 года. Он назван по росписям люнетов со знаками Зодиака: на своде изображены повозки планет, а на стенах - карта Италии, роза ветров и аллегории времён года.

В 1922 году Порталуппи расширяет зал, впоследствии ставший знаковым для творчества архитектора: его фирменная манера «смешивать» подлинную старину и подражание ей проявилась здесь во всей красе. Особенно сильно рука Порталуппи коснулась западной стены; восточные же, отреставрированные в том же году, сохранились в подлинном виде. Автор этих фресок неизвестен: есть предположение, что это работа целой семьи художников Авогадро-ди-Традате, активной в XVI веке.

Зал Луини

Люнет с фреской Бернардино Луини, на которой изображена Бьянка Мария Висконти / Wikimedia Commons

Зал портретов, расположенный на первом этаже дома, украшен четырнадцатью круглыми портретами («тондо») мужчин и женщин из династии Сфорца. Автор этих росписей - Бернардино Луини и его четверо сыновей, для атрибуции работ потребовалось расшифровать надпись к каждому из портретов. Луини поместил изображения в люнеты под потолком. Свод зала также полностью расписан арабесками Восточный средневековый орнамент, состоящий из геометрических и растительных элементов и растительными орнаментами. Росписи на своде сохранились в первозданном виде, в то время как портреты - очевидное свидетельство приверженности рода Ателлани миланской герцогской династии - были приобретены администрацией города в 1902 году и перевезены в музей замка Сфорца, где выставляются по сей день. В 20-ые годы появились копии, заменившие оригиналы в люнетах.

Зал парадной лестницы

Экскурсионный маршрут по дому © Страница «La Vigna di Leonardo» на Facebook

В ходе работ по перепланировке особняка в 1922 году Порталуппи затронул также дворы и сад, полностью переделав структуру и интерьер постройки. Лишь неоклассический фасад здания на корсо Маджента остался в нетронутом виде: к несчастью, он был разрушен в ходе бомбардировок в 1943 году и впоследствии реконструирован. Монументальная лестница, спроектированная Порталуппи, вела к просторным парадным салонам второго этажа, также разрушенным в годы войны: залу Омнибус, вестибюлю, бильярдному залу и салону зеркал, а также к единственному уцелевшему помещению из этой части дома - обеденному залу.

Кабинет Этторе Конти

Кабинет Этторе Конти © Страница «La Vigna di Leonardo» на Facebook

Инженер и магнат итальянской электропромышленности Этторе Конти обустроил в одной из комнат дома свой кабинет. Над камином висит герб, символизирующий союз, заключённый благодаря браку Кристины Датской и Франческо Сфорцы; по всей вероятности, Ателлани заказали его, чтобы компенсировать отсутствие Кристины в «портретной галерее» четырнадцати представителей династии Сфорца. Библиотека и стены кабинета украшены кариатидами и покрыты деревянной обшивкой XVII в. мастеров вальтеллинской школы.

Сад наслаждений

Вид на сад

Именно в этом доме и в этом саду, где проходили ужины и праздничные торжества, где протекала миланская светская жизнь, разворачивается действие знаменитых новелл Маттео Банделло, опубликованных в 1554 году. В XIX веке Эрколе Сильва переделал сад, руководствуясь моделью английских романтических садов. Ещё одну перепроектировку провёл позднее Порталуппи, взявший за основу новые правила перспективы и построивший свою композицию вокруг аллеи, усаженной кипарисами, украшенной амфорами и каменными статуями, клумбами и фонтанами.

Виноградник Леонардо

Леонардо да Винчи переезжает в Милан, ко двору Лодовико Моро, в 1482 году. 16 лет спустя герцог дарит ему виноградиник - участок площадью порядка шестнадцати пертик (свыше одного гектара). Часть этого виноградника находилась на территории нынешнего сада дома Ателлани.

В своём завещании Леонардо предписывает поделить виноградник на два равных участка. Один из них должен перейти к Джованбаттисте Виллани, верному слуге, который был с ним до последней минуты, а второй - любимому ученику Джан Джакомо Капротти. Виллани уступил свой участок монастырю, Капротти же построил здесь небольшой дом. Однако 19 января 1524 году он был убит, и последний герцог Милана Франческо Сфорца подарил участок Джован Франческо Стампе, дальнему родственнику Джакометто делла Тела.

Виноградник Леонардо на архивной фотографии © Страница «La Vigna di Leonardo» на Facebook

На протяжении четырёх столетий о винограднике Леонардо позабыли. Лишь когда Порталуппи начал свои работы по перестройке дома, известный специалист по творчеству Леонардо Лука Бельтрами проверил по актам и документам эпохи Возрождения вероятное расположение виноградника и установил, что он находился как раз в глубине этого сада. Более того, искусствовед идентифицировал и заснял виноградник Леонардо и Капротти, удивительным образом сохранившийся вплоть до того времени. Впоследствии он погиб из-за пожара.

Виноградник Леонардо в наши дни © Страница «La Vigna di Leonardo» на Facebook

Однако раскопки на участке, определённом Бельтрами, выявили план виноградника с рядами насаждений, погребёнными под обломками пострадавшего от бомбардировок здания. Был обнаружен органический материал, с помощью которого учёные сумели распознать ДНК виноградной лозы, которую возделывал Леонардо: это оказалась Мальвазия-ди-Кандия-Ароматика. И наконец, в 2015 году семена винограда, который выращивал сам Леонардо, были посажены вновь, и лоза пережила своё второе рождение. Кто знает, может в скором времени у нас полчиться попробовать вино из виноградников самого Леонардо да Винчи.

Шато-дю-Кло-Люсе – один из самых известных замков Средневековья, расположенных в долине Луары. Известность этому небольшому замку принесли проживавшие здесь действующие лица французской истории – король Франциск I и Маргарита Наваррская, его сестра, а также фаворит Генриха III и участник убийства герцога де Гиза Мишель дю Гаст.

Но самым известным жителем этого замка был Леонардо да Винчи – знаменитый художник, ученый и изобретатель. Он провел в Кло-Люсе три последних года своей жизни, приняв приглашение поселиться здесь от монарха Франциска I. В настоящее время в замке размещен дом-музей Леонардо да Винчи.

Замок был возведен в 1477 году, одним из первых его владельцев был королевский повар Этьен Лелу. Однажды здание, стены которого были сложены из красного кирпича с обрамлением из белого камня, приглянулось Карлу VIII и было куплено за 3500 золотых монет. Позднее в королевской резиденции поселился будущий монарх Франциск I. Став королем и помня о проведенных здесь чудесных временах, а также желая расцвета искусств во Франции, в 1516 году он пригласил в Кло-Люсе Леонардо да Винчи. Резиденцию Франциска I замок Амбуаз и Кло-Люсе соединял подземный ход, по которому правитель мог в любое время прийти к мастеру для дружеской беседы.

Во время своего пребывания в Кло-Люсе Леонардо да Винчи работал над окончанием картины «Иоанн Креститель», составлял чертежи и придумывал различные механизмы. Макеты его изобретений, которые представляют прототипы автомобилей, вертолетов, велосипедов и других средств передвижения, можно увидеть в составе экспозиции. Она занимает четыре комнаты замка и включает сорок макетов, выполненных по рисункам да Винчи. Что интересно, каждый из макетов можно потрогать и проверить в действии.

В замке поддерживается та обстановка, которая была здесь при жизни гения. У посетителей есть возможность осмотреть кабинет и спальню мастера, роскошно убранный зал для приемов посетителей, залы, служившие мастерскими, замковую кухню с камином XVI века.

Во время Великой Французской революции замок принадлежал семье Амбуаз, которая спасла его от разрушения. В XX столетии и сейчас владельцами замка является семья Сен-Бри, которая заботится о сохранности замка и создании той атмосферы, которая была здесь при жизни Леонардо да Винчи.

Замок окружен парком, который носит название «Сад Леонардо».

Винчи (Vinci) — небольшой городок в северной части итальянской провинции Тоскана, возможно, не стал бы достопримечательностью, если бы 15 апреля 1452 года в его окрестностях не родился ребенок, впоследствии ставший известным как Леонардо да Винчи.

Леонардо покинул родной город в возрасте около 14 лет и больше в него не возвращался. Однако именно этот город более, чем другие города Италии, пропитан духом гения Леонардо.

Городок Винчи совсем крошечный.

На улицах встречаются очень живописные и уютные уголки с остатками средневековых атрибутов.

Старинные дома утопают в зелени.

Местами есть и более современные улицы (жители мегаполисов улыбнутся).

На небольшой площади Свободы (Piazza della Libertà) можно увидеть скульптуру коня, созданную по эскизам Леонардо да Винчи для незавершенного проекта конной статуи кондотьера Франческо Сфорца.

В выходной день центральная улица Винчи превращается в рынок, на котором продают все, что угодно.

В центре городка Винчи, в небольшом старинном замке графов Гуиди (Castello dei Conti Guidi) открыт великолепный музей, где выставлены макеты изобретений Леонардо да Винчи, созданные по эскизам гения, и демонстрируются видеофильмы, иллюстрирующие их в работе.

Фотографировать в музее не разрешено, мы запрет не нарушали, хотя таких «правильных» посетителей было немного.

Это фото я сделала у входа в музей. Здесь тоже установлен один из макетов. В замке также находится библиотека Леонардо, хранящая более 7000 всевозможных изданий, связанных с именем Леонардо да Винчи.

Сам замок выглядит как типичная средневековая крепость. В нем можно подняться на башню.

По местным поверьям те, кто поднимается на башню замка Гуиди, смогут познать тайну бытия. Поднялись, ждем познания…

Виды с башни замка, конечно, великолепные — оливковые рощи, виноградники, кипарисы. Тоскана прекрасна!

Рядом с замком Гуиди расположена церковь Святого креста (Santa Croce), построенная в 13 веке.

Церковь трехнефная, в ней расположены 2 часовни — в честь Святого Причастия и Святого Андрея. В базилике сохранилась старинная купель, возможно та самая, в которой здесь крестили Леонардо да Винчи.

Около замка выставлена деревянная скульптура Марио Чероли, изображающая Витрувианского человека Леонардо (Uomo Vitruviano).

Около скульптуры постоянно кто-то фотографируется, порой забираясь внутрь и уподобляясь деревянному человеку.

Позже, уезжая из Винчи, обнаружили, что в стене, окружающей замок, расположены частные дома. Интересное наблюдение — ни на одном из домов в Винчи мы не увидели объявления о том, что недвижимость продается…

В 3 километрах от городка расположен дом (точнее, его реконструкция), где родился Леонардо да Винчи. К дому ведет аллея из оливковых деревьев.

Вообще, точное место рождения Леонардо неизвестно. Но, вероятнее всего, это был подобный загородный дом. В доме можно увидеть ту самую запись о рождении внука, оставленную нотариусом Антонио да Винчи: «Родился у меня внук от моего сына Пьеро, 15 апреля 1452 года, в субботу, в третьем часу ночи. Назван был Леонардо…” Ночное время тогда отсчитывали от заката, то есть родился Леонардо примерно в 22.30.

Малыш был рожден незаконнорожденным, плод любви молодого нотариуса Пьеро да Винчи и красавицы-крестьянки Катарины. Этой связи не суждено было перерасти в брак, вскоре нотариус женился на богатой девушке, а крестьянка вышла замуж за местного гончара. Однако, рожденного от этой любви ребенка семья да Винчи признала, полное имя гения звучит как Леонардо ди сер Пьеро да Винчи.

Не люблю подобные «вымышленные» объекты. Но именно этот дом интересен тем, что дает возможность увидеть и почувствовать окружающую природу, энергетику этих мест.

Дом расположен на холме, откуда открываются прекрасные виды на Тоскану и городок Винчи.

Будущий гений появился на свет в чудесных местах…

Кло – Люссе-замок юности Франциска 1

Вот так и проходит вся слава земная, -
Как листья с дерев, облетает, шурша.
А время неспешно наш мир изменяет,
Суровый свой суд равнодушно верша.


В долине крепостей и замков, долину Луары, которую много веков назад облюбовали французские короли и выстроили прекрасные произведения искусства, которыми можно восхищаться по сей день.





Первым был замок Кло-Люссе где провел свою юность будущий король Франции Франциск I, а в начале 1516 года приехал и творил Леонардо да Винчи, большая часть замка посвящена деятельности великого художника и изобретателя, висят его чертежи, макеты изобретений Леонардо, на стене одной из комнат висит копия «Моны Лизы».




Именно в этом замке Леонардо изобрел большую часть своих творений, недалеко от этих мест он и обрел покой. Входы в замки платные в среднем 10 евро с человека. Рядом с замком разбит красивый сад.
Первый дом на этом участке из розового кирпича был построен во времена правления Людовика XI. В1107-1115 годах он был возведён по приказу Гуго Амбуазского (Hugues d’Amboise) на месте галло-римскогопоселения.

Людовик XI
Сульпиций III из дома Амбуазов в 1214 году отдал монахиням Монсе землю, где впоследствии поднимется замок Кло-Люсе.

И действительно за время правления Людовика XI на фундаменте галло-романского строения было построено здание из розового и белого камня.
Маргарита Наваррская
В 1477 г. построили небольшой усадебный дом, ставший собственностью Этьена Лелу, фаворита короля, помощника повара королевской кухни замка Плесси-ле-Тур.




Замок Кло-Люсе был приобретён Карлом VIIIза 3500 золотых экю и превращён в королевскую резиденцию. Акт продажи, который датирован 2 июля 1490 годаи записан на пергаменте, хранится в Кло-Люсе.




Поместье было окружено целой системой оборонительных сооружений, куда входила также квадратная сторожевая башня, которую мы можем видеть и сегодня. Ее стены были прорезаны узкими окнами как и те, что выходили на старую дорогу.




Здесьбыли также потайной ход, галерея, подъемный мост. И если сегодня в этой средневековой архитектуре, облагороженной резным камнем, звучит нота Возрождения, то это только благодаря тому, что Кло-Люсе было приобретено Карлом VIII и стало королевским домом




Акт продажи, датированный 2 июля 1490 года и записанный на пергаменте, в настоящее время хранится в Кло-Люсе, которое было приобретено за 3500 золотых экю.








Карл VII сделал из замка Кло-Люсе настоящую королевскую резиденцию, пригласив для этой цели из Неаполя архитекторов, художников, резчиков по камню. Он приказал также построить для королевы Анны Бретанской капеллу из белого песчаника.






Позднее молодой герцог Ангулемский, будущий Франциск I, приезжал сюда вместе со своей сестрой Маргаритой Наваррской, написавшей здесь сборник своих новелл "Гептамерон". самым великим из всех, кто вступал под своды Кло-Люсе, был несомненно Леонардо да Винчи.






Затем здесь жили прекрасная Бабу де ла Бурдезьер, фаворитка короля, и Мишель дю Гаст, капитан гвардейцев Генриха 111, который принимал участие в убийстве кардинала де Гиза.






Затем замок Кло-Люсе принадлежал семье д"Амбуаз, которая спасла его от разрушения во время Революции. Он был на протяжении нескольких поколений собственностью семьи Сен-Бри, которая сохранила его до наших дней. Настоящие собственники замка пытаются с помощью Академии Изящных Искусств восстановить это здание с тем, чтобы вернуть ему тот облик, который он имел во времена Леонардода Винчи.






Работы поручены г-ну Бернару Витри, архитектору Исторических Памятников и будут выполняться художниками-реставраторами, которые теми же методами, что и их предки в XV и XVI вв., будут работать с деревом, камнем и стеклом.






Благодаря их труду дом Леонардо да Винчи день за днем начнет возрождаться к новой жизни в мельчайших характерных деталях прошлых столетий: вначале кухня Леонардо (бывший Зал Гвардейцев), затем Большой зал Совета, залы подвальных этажей, где выставлены созданные им машины, затем комната Маргариты Наваррской и наконец комната Леонардо да Винчи.




Считается неоспоримым фактом, что в начале 1516 года Леонардо принял приглашение Франциска I посе-литься во Франции. Осенью, еще до того как выпал снег, он отправился в дорогу в сопровождении ученика Фран-ческо Мельци и своего слуги Баттисты де Вилланиса. Преодолев снежные громады Альп, он спустился в Савойю, унося с собой три свои картины: Джоконду, Св. Анну и Св. Иоанна Крестителя.




Франциск I встретил его с почестями, предоставил ему замок Де Клу, возле Амбуаза, и взамен почтительно просил его только об удовольствии разрешить беседовать с ним, удовольствии, которым он наслаждался почти каждый день. По свидетельству Челлини, Леонардо полу-чал от Франциска I твердое жалованье в размере 700 золотых экю в год, а расплачивался с ним, в свою очередь, произведениями, которые он создавал.






Леонардо стал непревзойденным организатором увеселительных зрелищ двора. Чтобы отблагодарить короля за его благодеяния, он устроил 17 июня 1518 года для Франциска I и его приближенных блестящую феерию. Среди гостей был некий Галеаццо Висконти, который оставил нам детальное описание этого праздника. Однако, без сомнения, Леонардо занимался в Кло-Люсе не только организацией праздников.




Существует огромное число рукописных работ Леонардо, датируемых временем после октября 1517 года, среди которых страница из Кодекса Атлантикус с пометкой "во дворце Де Клу в Амбуазе, 24 июня 1518 года".





Он сделал чертежи для замка Роморантэн, разработал проект осушения района Солонь и изобрел способ изготовления разборных домиков для свиты двора, находившегося в постоянных перемещениях.







Сохранилось также большое количество рисунков Леонардо в Королевской библиотеке Виндзорского замка: головы стариков, эскизы праздничных зрелищ и аттракционов, а также наброски замка Амбуаз со стороны Кло-Люсе. 23 апреля, накануне Пасхи 1519 года, Леонардо да Винчи сделал свое завещание, составленное нотариусом Королевского двора.










Вот его основные распоряжения: он завещал Франческо Мельци "в благодарность за его верную службу книги, инструменты и рисунки, относящиеся к его живописному искусству", Баттисту Вилланису, своему слуге, "половину сада, которым он владел на территории Милана, а другую половину Салаино", своему ученику, который там уже построил дом, а своей стряпухе Матурине - "платье доброго черного сукна, подбитое мехом, штуку сукна и дукаты".







2 мая 1519 года он скончался в возрасте 67 лет и был похоронен в Амбуазе в королевском монастыре Св. Флорентина. Впоследствии его прах был перенесен в капеллу Св. Губерта замка Амбуаз.

Зал с образцами механических устройств, изобретенных Леонардо да Винчи

Изобретения Леонардо да Винчи: катапульта и митральеза

Кровать, на которой умер Леонардо да Винчи



























Посетив музей в городе Винчи, лю­бой может увидеть, как бы выгляде­ли идеи великого художника, будь они воплощены на практике. Музеев и институтов, посвященных творчеству Леонардо, в мире несколько. В Милане есть На­циональный музей науки и техники «Леонардо да Винчи» - в нем Леонардо представлен, преж­де всего как изобретатель. Во Франции это усадьба Клу, где художник провел последние го­ды, и где все сохранилось почти в том же виде, как и при его жизни.

НОВЫЙ МУЗЕЙ ЛЕОНАРДО В США

Центр по изучению творчества Леонар­до является подразделением Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе. Основателем это­го исследовательского института был американ­ский нефтепромышленник и коллекционер Ар­манд Хаммер (1898-1990). В 1980 году, на аукционе в Лондоне, Хаммер приобрел мануск­рипт Леонардо за 2,4 миллиона фунтов стерлин­гов. Его 72 страницы содержат мысли Леонардо по гидравлике и космологии. Этот текст после аукциона получил название Кодекса Хаммера. Сегодня он известен как Кодекс Гейтса, посколь­ку был перекуплен на нью-йоркском аукционе 1994 года Биллом Гейтсом, владельцем гигант­ской корпорации «Майкрософт». Цена покупки снова оказалась рекордной - 30 миллионов дол­ларов.

Калифорнийский Центр по изучению творче­ства Леонардо спонсирует новый музей Леонар­до - так называемый «Музей идей Леонардо да Винчи», - открытый в родном городе художни­ка, Винчи, в 1993 году: Он расположен в средне­вековом замке, центральная башня которого давно стала одной из главных городских досто­примечательностей.

МАШИНЫ И ИДЕИ

Новый музей стал «Музеем идей», поскольку в большей степени ориентирован не на мумифи­кацию прошлого, а на реализацию творческих идей Леонардо. Экспозиция содержит и работы современников Леонардо, но главное внимание посетителей привлекают не они, а многочислен­ные модели машин, выполненные по чертежам великого ученого, которые он сам называл «синьками».

Дом Леонардо

На окраине города Винчи, в маленькой деревушке Анкиано, стоит старин­ный сельский дом. В нем, согласно свидетельствам, родился Леонардо да Винчи. Достоверно известно, что этот дом принадлежал семье отца худож­ника и что Леонардо провел свои ранние годы именно здесь. Само рожде­ние гения его дед отметил в своем дневнике следующим образом: «В суббо­ту, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Лионардо (написано именно так!). Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео».

Среди этих моделей много оружия. Тут есть своя стран­ность - Леонардо, отличавшийся, если верить свидетель­ствам знавших его людей, мягким характером и нежным сердцем (он даже был вегетарианцем), питал явную при­вязанность к орудиям убийства. Именно военным инже­нером он рекомендовал себя, собираясь поступить на службу к герцогу Миланскому Лодовико Сфорца. В своем письме, адресованном Лодовико, он писал: «У меня есть проекты мостов, очень легких и прочных, которые легко переносить с места на место. У меня есть проекты орудий, способных забрасывать противника градом камней. Я мо­гу сделать повозки, безопасные и неуязвимые, - они будут двигаться по полю боя, и не найдется ни оружия, ни чело­века, который смог бы уничтожить их». Многие из этих проектов представлены в Музее Леонардо. Впрочем, не менее интересны и «мирные» модели - на­пример, часы и ткацкий станок.

Музей проводит большую работу по популяризации творчества великого Леонардо. В эту работу входят орга­низация передвижных выставок (таких, как «Леонардо и воздухоплавание», «Леонардо и Восток», «Леонардо и То­скана»), выпуск печатной и видео - продукции, проведение международных соревнований для школьников и многое другое.

ЭТА МЕСТНОСТЬ ВОШЛА В ИСТОРИЮ

Местность, где расположен Винчи, и сам город позволя­ют посетителю непосредственно погрузиться в эпоху Леонардо. Например, в церкви Санта-Кроче, находя­щейся поблизости, есть купель, в которой, как утвер­ждают, крестили художника. Шпиль церкви и очерта­ния замка возвышаются над городом, то есть и его контуры на фоне неба сохранились такими же, как при жизни Леонардо.

Сам город Винчи расположен на склоне горы Альбано в 30 километрах к западу от Флоренции. От открывающе­гося вида захватывает дух, а в ясные дни с вершины горы можно увидеть синеющее вдали Средиземное море. Лео­нардо говорил о том, что с детства любил этот ландшафт, и именно он не в последней степени вдохновил художни­ка на создание его знаменитых дымчатых пейзажей. Природная красота этих мест подчеркнута благодаря усилиям садовников музея. В центре внимания находится огромный узел - непременный атрибут Леонардо, обо­жавшего узлы и затейливые орнаменты-ла­биринты. О возможном объяснении этой привязанности у нас уже шла речь.



Похожие статьи
 
Категории