Художественная деталь и ее роль в создании образа манилова - сочинение. Художественная деталь как средство характеристики персонажа

17.04.2019

Помимо указанных выше художественных деталей, в эпизоде встречаются указания на предметы, которые также имеют важное значение для понимания образа Коробочки.

Важной деталью являются часы: «… стенным часам пришла охота бить. За шипеньем тотчас же последовало хрипенье, и наконец, понатужась всеми силами, они пробили два часа таким звуком, как бы кто колотил палкой по разбитому горшку, после чего маятник пошел опять покойно щелкать направо и налево». Часы - всегда символ времени и будущего. Заторможенность, опять же некоторая старость часов (значит, и времени) в доме Коробочки, подчеркивает такую же заторможенность жизни.

Кроме часов, время представлено и в речи Коробочки. Она не использует календарные сроки для обозначения дат, а ориентируется по церковнонародным праздникам (святки, Филиппов пост), характерным для народной речи. Это свидетельствует не столько о близости жизненного уклада помещицы к народному, сколько о ее необразованности.

Интересны две художественные детали, которые касаются частей туалета Коробочки: чепец на пугале и чулок за зеркалом. если первое характеризует ее с точки зрения только практической направленности и подобия человека (ведь пугало должно изображать человека), то роль второй детали неясна. Можно предположить, судя по ряду «письмо» - «старая колода карт» - «чулок», что это какое-то развлечение или девичье гадание, которое также подтверждает, что жизнь Коробочки осталась в прошлом.

Описание двора и описание комнаты начинаются с упоминания птиц (кур и индеек во дворе, «каких-то» птиц на картинах, «косвенных туч» сорок и воробьев), также дополнительно характеризует сущность хозяйки поместья - душа ее приземлена, практичность является главным мерилом ценностей.

В речи Коробочки встречаются не только просторечные и народные выражения, но и слова, характерные для прошлой эпохи - «авантажный».

В целом можно сказать, что художественная деталь в поэме Гоголя является средством характеристики персонажа, добавляет нюансы или указывает неявно на существенные черты образа.

Коробочка и Чичиков

Поэма Гоголя «Мертвые души» построена таким образом, что при внимательном, вдумчивом чтении понимаешь, что те персонажи, с которыми встречается Чичиков - чиновники и помещики, связаны с героем не только сюжетной линией. Во-первых, история самого Чичикова помещена в самом конце первого тома, значит, он также должен подчиняться законам построения поэмы - восходящей и нисходящей линиям. Во-вторых, Чичиков обладает удивительным свойством - сразу же выбирать именно ту манеру поведения и ту мотивировку предложения о продаже «мертвых» душ, которые наиболее подходят для собеседника. Только ли это природное умение, свойство его характера? Как мы видим из истории жизни Чичикова, эта черта была присуща ему изначально, практически с детства - он всегда угадывал слабое место человека и возможность «лазейки в душу». На наш взгляд, это объясняется тем. что в герое в концентрированном виде присутствуют все эти чиновники и помещики, которых он ловко обманывает, используя их как средство достижения личных целей. И эта мысль более всего подтверждается в эпизоде встречи с Коробочкой.

Почему именно в этой части поэмы, когда согласие с «дубинноголовой» помещицей достигнуто, автор приводит подробное описание дорожной шкатулки Чичикова, причем так, словно читатель заглядывает через плечо и видит что-то сокровенное? Ведь с описанием других вещей героя мы встречаемся уже в первой главе.

Если представить, что эта шкатулка - своеобразный дом (у каждого персонажа в поэме обязательно есть дом, с которого, собственно, и начинается характеристика), а дом у Гоголя, его внешний вид и внутреннее убранство символизируют состояние души человека, всю его суть, то тогда шкатулка Чичикова характеризует его как человека с двойным и даже с тройным дном.

Первый ярус - это то, что видят все: умный собеседник, способный поддержать нужную тему, почтенный человек, одновременно деловой и умеющий разнообразно и прилично проводить время. То же в шкатулке - в верхнем ящике, который вынимается, «в самой средине мыльница, за мыльницею шесть-семь узеньких перегородок для бритв; потом квадратные закоулки для песочницы и чернильницы с выдолбленною между ними лодочкой для перьев, сургучей и всего, что подлиннее; потом всякие перегородки с крышечками и без крышечек для того, что покороче, наполненные билетами визитными, похоронными, театральными и другими, которые складывались на память».

Второй слой личности Чичикова - делец, расчетливый и ловкий покупатель «мертвых душ». И в шкатулке - «находилось пространство, занятое кипами бумаг в лист».

И наконец, то, что скрыто в самой глубине и неизвестно большинству людей, имевших дело с героем, - главная цель жизни героя, его мечта о деньгах и том, что эти деньги дают в жизни - благосостояние, почет, уважение: «потом следовал потаенный ящик для денег, выдвигавшийся незаметно сбоку шкатулки. Он всегда так поспешно выдвигался и задвигался в ту же минуту хозяином, что наверно нельзя сказать, сколько было там денег». Вот она, истинная суть героя - выгода, доход, от которого зависит его будущее.

То, что это описание находится именно в главе, посвященной Коробочке, подчеркивает важную мысль: Чичиков тоже немного Коробочка, как, впрочем, и Манилов, и Ноздрев, и Собакевич, и Плюшкин. Потому он и разбирается так хорошо в людях, потому он и умеет подстроиться, подладиться под другого человека, что он сам немного этот человек.

Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора.

Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю показать различные стороны действительности: быт, нравы, характеры, пейзажи. В первой главе автор дает короткие характеристики основным действующим лицам, в том числе и помещикам. Далее пять глав, со второй по шестую, посвящены каждому из помещиков, у которых Павел Иванович Чичиков собирается приобрести «мертвые души», чтобы заложить их в банке как живых.

Содержание глав строится по одному и тому же плану. Вид усадьбы, общее состояние хозяйства, господский дом и его убранство, характеристика помещика, описание его взаимоотношений с Чичиковым. Особое место занимает изложение торга, сама сделка по покупке ревизских душ. Также не случаен порядок появления в поэме помещиков. Сам автор в «Выбранных местах из переписки с друзьями» отмечал, что «один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».

Первым Чичиков посещает Манилова. Этот помещик не вполне утратил черты человечности. Ему свойственны мечтательность, прекраснодушие, желание «следить какую-нибудь этакую науку». В поэме Гоголь так передает образ Манилова: «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

Обстановка дома Манилова представляет странную смесь прекрасных вещей и поломанной мебели. Можно вспомнить, например, кресла, которые все еще были «обтянуты просто рогожею», и хозяин несколько лет говорил гостям, что эти кресла «еще не готовы».

Безответственность Манилова подтверждает еще и то, что он не только не знает, сколько у него умерло крестьян, но, кажется, не очень хорошо представляет себе, каково положение дел в его поместье, равнодушно подтверждает ответ приказчика, что «умерших никто не считал». Этот персонаж проводит время в пустых мечтаниях, например, о том, что «хорошо было бы построить каменный мост», на котором по обеим сторонам были бы лавки, где торговали бы нужными товарами.

Достаточно точно привычки Манилова зарактеризуют такие детали, как «… какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года» и расположенные на подоконниках «… горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками…».

Хотя Манилов в первые секунды и был поражен предложениями Чичикова продать «мертвые души», но, успокоенный лучшим другом Павлом Ивановичем, что это не противоречит интересам государства, даже предлагает совершить купчую за свой счет. Автор дает точную характеристику этому герою: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се… Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова».

Мастерство автора проявилось не только в типизации, но и индивидуализации образов. Гениальность Гоголя нашла отражение в искусстве использования художественных деталей. Одна и та же деталь, присущая определенному образу, повторяется, усиливается. Такова, например, приторность Манилова, которая сказалась и в преувеличенно-учтивой, слащавой речи персонажа. Автор поэмы «дерзнул» описать «раздробленные, повседневные характеры», представил их «на всенародные очи». Вероятно, именно это свойство произведения и привлекает внимание все новых поколений читателей, доставляет им не только эстетическое наслаждение, но и преподносит нравственный урок.

Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора.

Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю показать различные стороны действительности: быт, нравы, характеры, пейзажи. В первой главе автор дает короткие характеристики основным действующим лицам, в том числе и помещикам. Далее пять глав, со второй по шестую, посвящены каждому из помещиков, у которых Павел Иванович Чичиков собирается приобрести «мертвые души», чтобы заложить их в банке как живых.

Содержание глав строится по одному и тому же плану. Вид усадьбы, общее состояние хозяйства, господский дом и его убранство, характеристика помещика, описание его взаимоотношений с Чичиковым. Особое место занимает изложение торга, сама сделка по покупке ревизских душ. Также не случаен порядок появления в поэме помещиков. Сам автор в «Выбранных местах из переписки с друзьями» отмечал, что «один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».

Первым Чичиков посещает Манилова. Этот помещик не вполне утратил черты человечности. Ему свойственны мечтательность, прекраснодушие, желание «следить какую-нибудь этакую науку». В поэме Гоголь так передает образ Манилова: «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

Обстановка дома Манилова представляет странную смесь прекрасных вещей и поломанной мебели. Можно вспомнить, например, кресла, которые все еще были «обтянуты просто рогожею», и хозяин несколько лет говорил гостям, что эти кресла «еще не готовы».

Безответственность Манилова подтверждает еще и то, что он не только не знает, сколько у него умерло крестьян, но, кажется, не очень хорошо представляет себе, каково положение дел в его поместье, равнодушно подтверждает ответ приказчика, что «умерших никто не считал». Этот персонаж проводит время в пустых мечтаниях, например, о том, что «хорошо было бы построить каменный мост», на котором по обеим сторонам были бы лавки, где торговали бы нужными товарами.

Достаточно точно привычки Манилова зарактеризуют такие детали, как «… какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года» и расположенные на подоконниках «… горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками…».

Хотя Манилов в первые секунды и был поражен предложениями Чичикова продать «мертвые души», но, успокоенный лучшим другом Павлом Ивановичем, что это не противоречит интересам государства, даже предлагает совершить купчую за свой счет. Автор дает точную характеристику этому герою: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се… Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова».

Мастерство автора проявилось не только в типизации, но и индивидуализации образов. Гениальность Гоголя нашла отражение в искусстве использования художественных деталей. Одна и та же деталь, присущая определенному образу, повторяется, усиливается. Такова, например, приторность Манилова, которая сказалась и в преувеличенно-учтивой, слащавой речи персонажа. Автор поэмы «дерзнул» описать «раздробленные, повседневные характеры», представил их «на всенародные очи». Вероятно, именно это свойство произведения и привлекает внимание все новых поколений читателей, доставляет им не только эстетическое наслаждение, но и преподносит нравственный урок.

Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора.

Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю показать различные стороны действительности: быт, нравы, характеры, пейзажи. В первой главе автор дает короткие характеристики основным действующим лицам, в том числе и помещикам. Далее пять глав, со второй по шестую, посвящены каждому из помещиков, у которых Павел Иванович Чичиков собирается приобрести «мертвые души», чтобы заложить их в банке как живых.

Содержание глав строится по одному и тому же плану. Вид усадьбы, общее состояние хозяйства, господский дом и его убранство, характеристика помещика, описание его взаимоотношений с Чичиковым. Особое место занимает изложение торга, сама сделка по покупке ревизских душ. Также не случаен порядок появления в поэме помещиков. Сам автор в «Выбранных местах из переписки с друзьями» отмечал, что «один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».

Первым Чичиков посещает Манилова. Этот помещик не вполне утратил черты человечности. Ему свойственны мечтательность, прекраснодушие, желание «следить какую-нибудь этакую науку». В поэме Гоголь так передает образ Манилова: «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».

Обстановка дома Манилова представляет странную смесь прекрасных вещей и поломанной мебели. Можно вспомнить, например, кресла, которые все еще были «обтянуты просто рогожею», и хозяин несколько лет говорил гостям, что эти кресла «еще не готовы».

Безответственность Манилова подтверждает еще и то, что он не только не знает, сколько у него умерло крестьян, но, кажется, не очень хорошо представляет себе, каково положение дел в его поместье, равнодушно подтверждает ответ приказчика, что «умерших никто не считал». Этот персонаж проводит время в пустых мечтаниях, например, о том, что «хорошо было бы построить каменный мост», на котором по обеим сторонам были бы лавки, где торговали бы нужными товарами.

Достаточно точно привычки Манилова зарактеризуют такие детали, как «… какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года» и расположенные на подоконниках «… горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками…».

Хотя Манилов в первые секунды и был поражен предложениями Чичикова продать «мертвые души», но, успокоенный лучшим другом Павлом Ивановичем, что это не противоречит интересам государства, даже предлагает совершить купчую за свой счет. Автор дает точную характеристику этому герою: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се… Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова».

Мастерство автора проявилось не только в типизации, но и индивидуализации образов. Гениальность Гоголя нашла отражение в искусстве использования художественных деталей. Одна и та же деталь, присущая определенному образу, повторяется, усиливается. Такова, например, приторность Манилова, которая сказалась и в преувеличенно-учтивой, слащавой речи персонажа. Автор поэмы «дерзнул» описать «раздробленные, повседневные характеры», представил их «на всенародные очи». Вероятно, именно это свойство произведения и привлекает внимание все новых поколений читателей, доставляет им не только эстетическое наслаждение, но и преподносит нравственный урок.

Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора.
Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю показать различные стороны действительности: быт, нравы, характеры, пейзажи. В первой главе автор дает короткие характеристики основным действующим лицам, в том числе и помещикам. Далее пять глав, со второй по шестую, посвящены каждому из помещиков, у которых Павел Иванович Чичиков собирается приобрести «мертвые души», чтобы заложить их в банке как живых.
Содержание глав строится по одному и тому же плану. Вид усадьбы, общее состояние хозяйства, господский дом и его убранство, характеристика помещика, описание его взаимоотношений с Чичиковым. Особое место занимает изложение торга, сама сделка по покупке ревизских душ. Также не случаен порядок появления в поэме помещиков. Сам автор в «Выбранных местах из переписки с друзьями» отмечал, что «один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».
Первым Чичиков посещает Манилова. Этот помещик не вполне утратил черты человечности. Ему свойственны мечтательность, прекраснодушие, желание «следить какую-нибудь этакую науку». В поэме Гоголь так передает образ Манилова: «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».
Обстановка дома Манилова представляет странную смесь прекрасных вещей и поломанной мебели. Можно вспомнить, например, кресла, которые все еще были «обтянуты просто рогожею», и хозяин несколько лет говорил гостям, что эти кресла «еще не готовы».
Безответственность Манилова подтверждает еще и то, что он не только не знает, сколько у него умерло крестьян, но, кажется, не очень хорошо представляет себе, каково положение дел в его поместье, равнодушно подтверждает ответ приказчика, что «умерших никто не считал». Этот персонаж проводит время в пустых мечтаниях, например, о том, что «хорошо было бы построить каменный мост», на котором по обеим сторонам были бы лавки, где торговали бы нужными товарами.
Достаточно точно привычки Манилова зарактеризуют такие детали, как «… какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года» и расположенные на подоконниках «… горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками…».
Хотя Манилов в первые секунды и был поражен предложениями Чичикова продать «мертвые души», но, успокоенный лучшим другом Павлом Ивановичем, что это не противоречит интересам государства, даже предлагает совершить купчую за свой счет. Автор дает точную характеристику этому герою: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се… Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова».
Мастерство автора проявилось не только в типизации, но и индивидуализации образов. Гениальность Гоголя нашла отражение в искусстве использования художественных деталей. Одна и та же деталь, присущая определенному образу, повторяется, усиливается. Такова, например, приторность Манилова, которая сказалась и в преувеличенно-учтивой, слащавой речи персонажа. Автор поэмы «дерзнул» описать «раздробленные, повседневные характеры», представил их «на всенародные очи». Вероятно, именно это свойство произведения и привлекает внимание все новых поколений читателей, доставляет им не только эстетическое наслаждение, но и преподносит нравственный урок.



Похожие статьи
 
Категории