Какая тема не отражается в сказках салтыкова. Сочинение «Особенности сказок М

23.03.2019

Сочинения по литературе: Художественные особенности сказок М. Е. Салтыкова-щедрина

Среди многих литературных произведений, написанных Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным, особняком стоят "Сказки для детей изрядного возраста". Эти сказки были созданы в период с 1869 по 1886 годы. В чем же состоит особенность сказок Салтыкова-Щедрина?

Во-первых, сказки Салтыкова остро социальны. Мы можем определить историческую эпоху, во время которой происходит действие, и социальные слои, действующие в сказке. Например, прочитав сказку "Премудрый пискарь", мы можем сказать, что она написана в период реакции, когда полиция и цензура действовали беспощадно, когда любая здравая мысль воспринималась как крамола. В образе премудрого пискаря автор показал загнанную и забитую интеллигенцию, а в образе щуки (рыбы хищной) - чиновников и полицию, то есть государственный аппарат.

Таким образом, в сказке автор использует еще и такие приемы, как очеловечивание животных и типизация. В сказке "Самоотверженный заяц" писатель продолжает тему власти и народа. Образ зайца символичен. Он символизирует либерального обывателя, во всем послушного кровожадной власти - волку. Волк требует от зайца беспрекословного подчинения. А Заяц готов сидеть под кустом и ждать своей смерти или, что мало вероятно, что волк его "ха-ха, помилует".

Следующей яркой чертой сказок Салтыкова является полное отсутствие положительных героев. Действительно, если в русских народных сказках главной идеей является идея абстрактного добра, правды, справедливости, то в сказках Салтыкова всегда торжествует не добродетель, а порок. Так, через отрицание, Салтыков стремится к утверждению идеала добра, справедливости, истины. Премудрый пискарь на самом деле глуп и труслив; два генерала из "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" бездельники, неумехи, а сам мужик рад стараться, только бы его похвалили. Ему достаточно той ничтожной суммы, которую выслали генералы за его труды ("Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись мужичина!").

Михаил Евграфович постоянно использует внутренние монологи, которые дополняют описываемую картину, полнее раскрывают характер героя. Например, премудрый пискарь думает вслух, в своих снах (в конце сказки) он видит то, о чем может только мечтать: как можно свободно, никого не опасаясь, плавать по реке.

Салтыков располагает своих героев в соответствии со строгой иерархией (в зависимости от социальной принадлежности персонажа): медведь - градоначальник или крупный чиновник, волк - чиновник поменьше рангом или цензор, заяц, пискарь - зависимый от власти народ, проявляющий покорность и начальстволюбие.

Если сравнивать "Сказки" Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками, то следует отметить, что герои Салтыкова статичны. Премудрый пискарь все осознал, но так и не вылез из норы; генералы как ничего не делали, так и вернулись в свое министерство на казенные харчи. В то время, как в народных сказках часто происходит изменение героя к лучшему (Иван-дурак превращается в Ивана-царевича).

В сказках Щедрина нет торжества добра над злом, как в русских народных сказках. Скорее, в них торжествует порок. Зато в "Сказках для детей изрядного возраста" всегда есть мораль, что роднит их с баснями. Удивителен и язык, которым написаны сказки Салтыкова. Это ка кой-то необыкновенный сплав литературного, разговорного и канцелярского языков. Например, так начинается сказка "Дикий помещик": "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот помещик глупый, читал газету "Весть" и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое..." Или начало "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" звучит так: "Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове. Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали..."

Так как сказки Салтыкова - это сатира, высмеивающая недостатки общества, то автор применяет ряд сатирических приемов. Гротеск встречается почти в каждой сказке: необыкновенная покорность зайца, вечный страх пискаря, абсолютное невежество двух генералов, которые думают, что булки на дереве растут. Гротеск применяется и для изображения одичавшего без мужиков помещика: "И вот он одичал... Весь он с головы до ног оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный". Помимо гротеска, писатель использует также сатирическое изображение, иронию (в "Московских ведомостях" генералы читают только про приемы и банкеты, отсюда складывается впечатление об этой газете), аллегорию (во всех сказках поставлена проблема народа и власти), фантастику (превращение помещика в дикого зверя).

Все эти художественные приемы делают сказки Салтыкова-Щедрина уникальными произведениями. "Сказки для детей изрядного возраста" нельзя ни с чем перепутать, они всегда узнаваемы, единственны в своем роде. А проблемы, поставленные в них (проблема власти и народа, глупости власти, покорности и раболепия народа), актуальны и по сей день. Главная особенность этих произведений состоит в том, что через отрицание (через отрицательные примеры) писатель стремится к утверждению таких высоких понятий, как честь, совесть, правда, справедливость, мудрость. Невольно вспоминаются строки Некрасова, написанные о другом великом сатирике, Н. В. Гоголе, тоже вставшем на путь "обличителя толпы, ее страстей и заблуждений ":

И веря и не веря вновь

Мечте высокого призванья,

Он проповедует любовь

Враждебным словом отрицанья.

Главная > Документ

Билет 17, вопрос 1 Особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. Большая часть сказок была издана в “страшную эпоху” – так сам Щедрин называл 80- е годы XIX века. Именно в этот период он находит весьма действенный способ борьбы с цензурой, он создает свою политическую сказку – сатиру, сказку – аллегорию. Щедрин выступает в сказках как писатель, зовущий к коренной переделке русской действительности, к преобразованию её, и в этом заключается принципиальное отличие сказок Щедрина от народных рассказов Л. Толстого. Щедрин хорошо знал уничтожающую силу смеха. “Смешное – это всего страшнее”, говорил он. Смех – самое сильное, самое грозное оружие своей сатиры, Щедрин использует в сказках, направленных против “произвола и дикости” самодержавия. Такого искусства иносказания, своеобразия в использовании фольклорных тем и мотивов, острого общественно – политического содержания при предельном лаконизме формы, какие характерны для сказок Щедрина, не знала ранее русская литература. В его сказках все, начиная от заглавия и кончая пословицами и поговорками, как “на то и щука в море, чтоб карась не дремал”, “тише едешь, дальше будешь”, приобретает злободневное политическое звучание. Самые смелые и неблагонамеренные мысли Щедрин умудряется облекать в сказочно – иносказательные формы. Животные с давних пор стали обитателями, активными персонажами народных сказок. Никого не удивляет, как говорят они друг с другом, как по-людски думают, чувствуют и действуют. В сказках Щедрина трудно “разъять” животных и людей: “Карась – рыба смирная и к идеализму склонная”, или “Что касается до ершей, то эта рыба уже тронутая скептицизмом и притом колючая!” Щедрин часто прибегает к фольклорным сказочным зачинам: “…жил – был пискарь”, “…жил – был газетчик”, “в некотором царстве, в некотором государстве жил – был прокурор”. Нередко в его сказках встречаются традиционные сказочные формулы: “по щучьему велению, по моему хотению”, “за тридевять земель, за тридевять морей”, “ни в сказке сказать, ни пером написать”. Употребляет Щедрин и эпические повторы – рефрены: “дрожал, все дрожал”, “спи Богатырь, спи”. Также использует образы из русских народных сказок: бабу – ягу и Иванушку – дурачка. Он постоянно использует в сказках народные пословицы и поговорки: “Поспешишь – людей насмешишь”, “не давши слова – крепись, а давши - держись”, “простота хуже воровства”. Но эти традиционные сказочные формулы, выражения Щедрин наполняет новым смыслом, он придает им иные оттенки, сразу же раскрывающие их связь с определенной политической ситуацией, с современными историческими условиями. Новые черты выступают уже в заглавиях сказок: помещик у него дикий, волк – бедный, заяц - самоотверженный. Щедрин создает образы, неизвестные фольклору: либерал, карась – идеалист, гиена, вяленая вобла, также имеющие определенную социальную окраску. В облике хищных зверей, которые разбойничают и ничего другого по природе своей делать не могут, изображает Щедрин властителей России. Таковы царь зверей – Лев, царь птиц – Орел. В сказках Щедрина они действуют по принципу: управлять – значит опустошать. Их сущность в словах “согнуть в бараний рог”, “… привести к одному знаменателю”. В сказках действуют, не люди, а звери, и это дает право писателю называть вещи своими именами: “Он, собственно говоря, не был зол, а так, скотина”. В сказке “Орел меценат” Щедрин кратко формирует главную идею: “Просвещение для орлов вредно”, и “орлы для просвещения вредны”. Сказка под пером Щедрина превращается в политическую сатиру. Щедрин любил народ “не на словах, а на деле”. Он понимал причины “тяжелого хода” жизни народа, понимал, что его положение может измениться только в результате революционной борьбы. Но он видел и покорность, и политическую темноту крестьянства. Это он отражает в сказке “Как мужик двух генералов прокормил”. С едкой иронией Салтыков пишет: “Служили генералы в какой – то регистратуре… следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали”. Попав на остров, генералы – дармоеды, чуть не съели друг друга. Не окажись на острове мужика, бездельники так и умерли бы с голоду. В образе мужика, трудолюбивого, сметливого, умного, умеющего сварить суп в пригоршне, переплыть шутя океан, показан образ народа. А в образе генералов, ничего не умеющих делать, только жить за чужой счет, полагая, что булки растут на деревьях, жалких, беспомощных и глупых, показаны представители правящих классов. Автор не щадит мужика за подчинение и низкопоклонство. Он смеется над тем, что мужик сам вьет веревку, которой его же затем и связывают. Сатирик с болью пишет о генералах, которые вновь насытились, вновь приобретают уверенность в себя. “Вишь, как хорошо генералом быть”, - говорит один из них. Мысль о том, что “явится свет, который победит тьму”, пронизывает все сказки писателя. Он часто обращается к “пестрым людям” – обывателям, трепещущим в своих норках и ожидающим неприятностей отовсюду. В сказке “Премудрый пискарь” автор раскрывает на примере жизни пискаря проблему: хорошо ли прожить много лет, но не живя, а существуя. Главный прием Салтыкова-Щедрина – это гротеск. Гротескный образ возникает, когда есть совмещение двух планов. Здесь это проявляется в самом пискаре, его мыслях, действиях. Иногда он ведет себя, как рыба: “Долбил он носиком эту нору целый год…”, ”…он не женился и детей” не имел.”, ”…а во сне ему снится, что у него выигрышный билет, и он на него 200 тысяч выиграл.”. Своим творчеством Щедрин оказал большой влияние на революционное движение 80–х годов. И поэтому особое уважение вызывает недовольство его собой, поиски новых форм протеста. “Слово мое звучало недаром”, - писал в последние годы своей жизни Щедрин. Время подтвердило справедливость этой мысли.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Идейные и художественные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина наиболее ярко проявилась в жанре сказки. Если бы кроме “сказок” Салтыков-Щедрин ничего не написал, то они одни дали бы ему право на бессмертие. Три сказки – “Повесть о том, как один мужик двух генералов Read More ......
  2. Известно, что Салтыков-Щедрин начал писать свои политические сказки еще в шестидесятые годы и что именно эти небольшие по объему произведения стали вершиной его творчества, итоговым произведением. В “Сказках для детей изрядного возраста” Салтыков отразил все проблемы, волновавшие его как гражданина. Read More ......
  3. Среди многих литературных произведений, написанных Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным, особняком стоят “Сказки для детей изрядного возраста”. Эти сказки были созданы в период с 1869 по 1886 годы. В чем же состоит особенность сказок Салтыкова-Щедрина? Во-первых, сказки Салтыкова остросоциальны. Мы можем определить Read More ......
  4. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своем творчестве избрал верным оружием сатирический принцип изображения действительности. Он стал продолжателем традиций Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя в том, что сделал сатиру своим политическим оружием, борясь с ее помощью с острыми Read More ......
  5. Салтыков-Щедрин был и остается крупнейшим мастером социальной сатиры в русской литературе. Его творчество направлено на обличение пороков общества. М. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для писателя. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д.) Read More ......
  6. Все писатели через свои произведения пытаются донести до нас, читателей, собственные сокровенные мысли. Настоящий писатель, в силу своего таланта и особенностей внутреннего мира, происходящие вокруг события всегда чувствует острее и переживает глубже, чем обыкновенный человек. Выступая своеобразным эмоциональным “индикатором”, он Read More ......
  7. “Сказки” Салтыкова-Щедрина не случайно называют итоговым произведением автора. В них со всей остротой подняты те проблемы России 60-80 гг. XIX века, которые волновали передовую интеллигенцию. В спорах о дальнейших путях России высказывались многие точки зрения. Известно, что Салтыков-Щедрин был сторонником Read More ......
  8. Общеизвестен особый характер таланта М. Е. Салтыкова-Щедрина: все произведения писателя – сатира, доведенная до сарказма. Но зачем же смеяться над тем, над чем плакать хочется? Издревле повелось, что смех – сильнейшее оружие разрушения гнилого, обнаружения подлого и бессмысленного. Осмеять что-либо Read More ......
Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью и т. д.) пронизано все его творчество. Темы сказок: деспотическая власть («Медведь на воеводстве»), господа и рабы («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»), страх как основа рабской психологииПремудрый пескарь»), каторжный труд («Коняга») и др.

Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь народа в ее соотнесенности с жизнью господствующих сословий. Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными? Типичные сказочные зачины («Жили-были два генерала…», «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…»; присказки («по щучьему велению», «ни в сказке сказать, ни пером описать»); характерные для народной речи обороты («думал-думал», «сказано - сделано»); приближенные к народному языку синтаксис, лексика, орфоэпия.

Преувеличения, гротеск, гипербола: один из генералов съедает другого; «дикий помещик», как кошка, в один миг взбирается на дерево; мужик варит суп в пригоршне. Как и в народных сказках, чудесное происшествие завязывает сюжет: два генерала «вдруг оказались на необитаемом острове» ; по милости божьей «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Народной традиции Салтыков – Щедрин следует и в сказках о животных, когда в аллегорической форме высмеивает недостатки общества.

Отличие: переплетение фантастического с реальным и даже исторически достоверным. «Медведь на воеводстве»: среди действующих лиц – – зверей вдруг появляется образ Магницкого, известного в русской истории реакционера: еще до начала появления Топтыгина в лесу были уничтожены Магницким все типографии, студенты отданы в солдаты, академики заточены. В сказке «Дикий помещик» герой постепенно деградирует, превращаясь в животное. Невероятная история героя во многом объясняется тем, что он читал газету «Весть» и следовал ее советам. Салтыков-Щедрин одновременно соблюдает форму народной сказки и разрушает ее. Волшебное в сказках Салтыкова-Щедрина объясняется реальным, читателю не удается уйти от действительности, которая постоянно чувствуется за образами зверей, фантастическими событиями. Сказочные формы позволяли Салтыкову-Щедрину по – новому представить близкие ему идеи, показать или высмеять общественные недостатки.

Тема сказки связана с разгромом народовольцев, когда многие представители интеллигенции, испугавшись, отошли от общественных дел. Создается тип труса, жалкого, несчастного. Эти люди не сделали никому плохого, но прожили жизнь бесцельно, без порывов. Эта сказка о гражданской позиции человека и о смысле человеческой жизни. Вообще автор предстает в сказке сразу в двух лицах: народный сказитель, простачок-балагур и одновременно человек, умудренный жизненным опытом, писатель – мыслитель, гражданин. В описании жизни животного царства с присущими ему деталями вкрапливаются детали реальной жизни людей.

В языке сказки сочетаются сказочные слова и обороты, разговорный язык третьего сословия и публицистический язык того времени.

Демократическая литература второй половины XIX века стремилась пробудить гражданскую совесть в русском обществе, воздействуя поэтическим "словом отрицанья" или острием политической сатиры . Но убедительнее всех эзоповым языком умел с публикой говорить М. Е. Салтыков-Щедрин.

"Сказки" Салтыкова-Щедрина - политические сказки . "Сказки" - это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. В них сплетаются фантастическое и реальное, комическое с трагическим. Писатель широко использует в своих произведениях гротеск, гиперболу. . Появляются образы, взятые из русских народных сказок, при этом в мир сказки вводятся также различные политические мотивы . С помощью привычных сказочных сюжетов и героев Щедрин раскрывает сложные проблемы современности , а фантастика в сказках отражает дух времени . Рядом с традиционными персонажами появляются новые образы: премудрый пискарь, карась-идеалист, вяленая вобла . С их помощью писатель высмеивает всякого рода приспособленчество, несбыточные надежды, которые продиктованы инстинктом самосохранения или наивностью. Особенно беспощадно он показал либералов . Звери, рыбы, птицы ведут научные споры, проповедуют, судят других.

Одна из самых ярких сказок, в которой действуют животные, - "Премудрый пескарь ". С иронией изображает автор в пескаре перепуганного до смерти трусливого обывателя , который "не ест, не пьет, ни с кем дружбу не водит, а все свою распостылую жизнь бережет". В этой сказке, как и во многих других, писатель сочетает фантастику с реалистическим изображением действительности . Перед нами пескарь - маленькая рыбешка, которая боится всего на свете. Мы узнаем, что он "жалованья не получает, прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет...". Таким необычным сочетанием приемов достигается эффект реальности происходящего . Читатели понимают, что пескарь - это художественная метафора, которая помогает охарактеризовать людей-обывателей. Вся биография пескаря сводится к формуле: "Жил - дрожал и умирал - дрожал".

Давно уже хрестоматийной называют сказку "Как один мужик двух генералов прокормил". Кажется, все здесь ясно. Но это только кажущаяся простота. Да, конечно, речь идет о генералах, ни к чему не приспособленных: и накормить-то себя они не могут (а сколько дичи, рыбы рядом - только руку протяни), и не могут определить части света. Никчемность, с одной стороны, и страстное презрение к простому человеку, с другой, хорошо выражаются такими художественными приемами, как сатира и сарказм . Сатира легко угадывается в тупоголовости генералов, уверенных, что их должны накормить, что "булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают". Случай свел их с мужиком. Какая скрытая ирония: "...спал громаднейший мужчина...", спал, "уклонялся от работы". И вот немощные и толстые генералы заставили такого мощного мужчину работать на них. Особенностью стиля этой сказки является едкий сарказм: мужик-умелец накормил генералов, да не как-нибудь -рябчика поймал для чуть не съевших друг друга генералов.

Мужик-то, "мужичина" огромный, накормив генералов яблоками, себе берет одно, причем кислое. Позже он безропотно готовит по требованию генералов веревку, и той же веревкой "генералы привязали мужичину к дереву, чтобы не убег...". Потом этот "тунеядец" (так его звали генералы) и корабль построил, и доставил своих грозных пассажиров на Подьяческую (что в Петербурге). Те "не забыли про мужика, выслали ему рюмку водки и пятак серебра: веселись, мужичина" . Салтыков-Щедрин высмеивает и господ, и народ . Здесь использованы и элементы фантастики (внезапное перенесение на необитаемый остров), и сарказм - злой, обличительный смех.

Салтыков-Щедрин - мастер тонкой, скрытой иронии . В борьбе с цензурой он использовал эзопов язык. Эзопова манера, по словам писателя, - "это манера, обнаруживающая замечательную изворотливость в изображении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств "

Салтыков-Щедрин довел язык иносказаний до совершенства: он выработал целую систему выражений, эпитетов, метафор.

Сказка "Карась-идеалист" раскрывает заблуждения русской интеллигенции. Используя эзопов язык, Щедрин высмеивает либералов, которые считают социальное зло простым заблуждением умов. Карасю-идеалисту кажется, что и щуки к добру не глухи. Он верит в достижение социальной гармонии через нравственное перерождение, перевоспитание щук. И вот карась развивает перед щукой свои социалистические утопии. Два раза ему удается побеседовать с хищницей, отделавшись небольшими телесными повреждениями. В третий раз случается неизбежное: щука проглатывает карася, причем важно, как она это делает. Первый вопрос карася-идеалиста: "Что такое добродетель?" - заставляет хищницу разинуть пасть от удивления, машинально потянуть в себя воду, а вместе с ней так же машинально проглотить карася. Этой деталью Салтыков-Щедрин подчеркивает, что дело не в "злых" и неразумных щуках: сама природа хищников такова, что они проглатывают карасей непроизвольно - у них "комплекция каверзная".

Стремясь сатирически изобразить современную ему действительность, Салтыков-Щедрин использовал традиционные образы и сюжеты русской сказки, различные средства сатирической иносказательности: аллегорию, гротеск, иронию, алогизм. Все многообразие средств художественной изобразительности позволило автору заострить в своих произведениях проблемы современного ему общества.

Самое начало "Дикого помещика" вводит нас в мир сказки: "В некотором царстве, в некотором государстве жил-был..." Сохраняя дух и стиль народной сказки , сатирик говорит о реальных событиях современной ему жизни. Живя за счет народного труда, ничего не зная и не умея, но считая себя опорой государства, герой Щедрина ненавидит людей, которые кормят и поят его, создавая комфортные условия существования. Он не может выносить даже "холопского духа". Его страстная мечта - лишиться всех мужиков . Но когда это желание осуществляется, помещик, ни к чему не приспособленный, терпит голод, холод, нужду, совершенно дичает, превращаясь в животное.

Совсем иначе рассказывает писатель о народе. Он у автора бессловесный и безропотный, и поэтому обличение помещиков соседствует у Щедрина с чувством горечи о трагической безысходности судьбы простого русского человека.



Похожие статьи
 
Категории