Культура в русских землях монгольский период. Анализ исторических условий развития руси времен татаро-монгольского ига

14.03.2019

Ордынское вторжение являет собой особую страницу в развитии русской культуры и формировании ядра культуры - национального менталитета. Монголо – татарское завоевание принесло немало бед русским землям. По подсчетам археологов, из семидесяти четырех русских городов XII-XIII вв., известных по раскопкам, сорок девять были разорены Батыем. Причем четырнадцать городов вовсе не поднялись из пекла и еще пятнадцать постепенно превратились в села.

Сильный удар был нанесен по русскому культурному генофонду. Татары уводили в плен не только красивых и физически сильных людей, но также талантливых мастеров, искусных ремесленников. Не удивительно, что Русь потеряла знание множество технологий, навыков, умений. Не случайно в конце 15 века Ивану III придется пригласить зарубежных, в основном итальянских мастеров для строительства московского Кремля.

Промежуточное положение древней Руси между Западом и Востоком постепенно сменяется предпочтением Востоку. При посредстве татар русские усваивают ценности политической культуры Китая и арабского мира. В Орде русским князьям прививаются прежде неизвестные им ценности самоуничижения, оскорбительные для русского человека формы политического общения (например, «бить челом»). Создавалась генерация покорных князей, для которых закон – это воля хана. Все это приводит к глубоким изменениям русского национального характера и образа мышления. Столь длительное положение национальной зависимости не могло не формировать рабской психологии во всех социальных слоях русского населения.

Ведь степень демократичности всего феодального общества зависела от характера отношений внутри господствующего класса. Естественно, что русские князья – «служебники», обязанные в новых условиях беспрекословно выполнять волю хана, не могли уже примириться с независимостью своей дружины, ее былыми правами.



Монгольское общество было пронизано отношениями жестокого подчинения. Власть верховного правителя была абсолютной, никем и ничем не ограниченной. Становясь «служебниками» ханов, русские князья впитывали этот дух империи: беспрекословную покорность подданных и безграничную власть правителей. В подобные отношения втягивались и жители русских городов, а домонгольский период обладавших своими правами и вольностями. В условиях постоянной внешней опасности роль и значение князя неизменно возрастали, что влекло за собой подавление городских вольностей, да и подавить теперь было легче, так как горожане сами были заинтересованы в сильном князе, способном их защищать. На Руси шел неумолимый процесс формирования особого типа социальных связей - подданства. Подданство, в отличие от западного вассалитета, - это служба недоговорного характера, при которой слуга находится в прямой и безусловной зависимости от господина.

Владычество кочевников принесло на Русь жестокую систему насилия, террористических и грабительских методов управления страной, унижающих человеческое достоинство и национальное самосознание народа. За два с половиной века иноземного господства резко снизилась ценность человеческой жизни и личности, уровень благосостояния страны и каждой семьи, состояние общественной нравственности и социальная активность населения. Можно наблюдать значительную деградацию древнерусского общества. Многие исконно славянские формы и явления культуры стерлись, будучи вытеснены феноменами кочевнической культуры. Несмотря на то, что терпение и покорность народа прерывалось бунтами, сама кочевая монгольская империя воспринималась Русью как эталон государственного могущества.

Особые отношения сложились у татарских ханов с православной церковью. Как и большинство язычников, они чтили «чужих» богов, считая, что это умилостивит их. В результате русские митрополиты получали от ханов «ярлыки», которыми обеспечивалась личная неприкосновенность и привилегии духовенства, а также неприкосновенность имущества церкви. Ханы под страхом смертной казни запрещали своим подданным грабить монастыри.

Многие богатые и знатные русские люди в этот период искали душевного мира за монастырскими стенами, меняя одежду княжескую и боярскую на мантию инока. Всякий, готовясь умереть, часть имущества завещал церкви. Поэтому она чрезвычайно окрепла и разбогатела за два столетия.

Церковь, оставаясь единственным общенациональным институтом, позволяла в условиях татарского ига осознавать свое единство и принадлежность к единой вере, формируя идею богоизбранности русского народа.

Понадобилась, примерно, сотня лет зависимого униженного положения, чтобы в сознании наших предков возникли идеи единства «всей Русской земли». Единство – и в борьбе с «татарами» – вот важнейший итог изменений геополитических представлений русских князей. Расширение политических и владельческих прав московской династии породили общерусский кругозор; без этого качества едва ли можно было победить на Куликовом поле. Не вызывает сомнений, что именно мотив защиты единой Русской земли и христианской веры был наиболее сильным моральным фактором, обуславливающим победу.

Искусство Руси 13 – 15 веков

Монголо – татарское завоевание подорвало экономический потенциал Руси, что привело к стагнации каменной архитектуры, тем не менее, строительство деревянных церквей не прекращается и в период татарского завоевания.

Каменное строительство в Новгороде возрождается уже в 1292 г. Возводится церковь Николы на Липне. Во второй половине 14 века наблюдается расцвет новгородской архитектуры, зодчие сохраняют принципиальную структуру храма: четырехстолпные, одноглавые, одноапсидные. В это время построены церкви Спаса Преображения на Ильине, Федора Стратилата на Ручью, Успения на Волотовом поле. Постепенно возобновляется каменное зодчество и в других городах Руси: Пскове, Владимире, Суздале, Ростове.

Вторжение татар, длительная изоляция Руси от Византии, разобщенность русских городов способствовали созданию региональных художественных школ. Можно говорить об особенностях новгородской, псковской, московской иконописных школ, обладающих своеобразием и неповторимостью. Так, новгородская школа создает краснофонную икону. Иконопись Новгорода тяготеет к повествовательности, ярким красочным пятнам, икона переполнена сюжетными подробностями. Характерными образами второй половины 13 века новгородской школы являются «Спас на престоле», «Св. Георгий с житием», « Иоанн Лествичник, св. Георгий и св. Власий».

В псковской школе иконописи доминирует драматизм, который передается беспокойным линейным ритмом, сочетанием красного и зеленых тонов. Такая напряженность ощущается в иконе «Сошествие в ад».

Рост национального самосознания способствовал такому значительному подъему русской художественной культуры на рубеже XIV – XV вв., что некоторые исследователи проводят параллели между последним и европейским Ренессансом.

Творения мастеров новгородской и, особенно, московской школ обретают и свое уникальное лицо, и высокую степень художественного совершенства. Самые яркие и философски глубокие шедевры русской иконы мы находим в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублева.

Знаменитый Феофан Грек появился в 70-х годах XIV века в Новгороде, где уже сформировалась самобытная художественная школа живописи. Мало того, что он был «преславный мудрец, философ зело хитрый…книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец » (Епифаний Премудрый), он настолько тесно сжился с русскими людьми и настолько вошел в русское искусство, что его имя неотделимо от последнего.

В византийском искусстве, где главенствовал принцип безличного творчества, Феофан был, вероятно, первым и одновременно последним мастером со столь ярко выраженной индивидуальностью. Мир грозовой, тревожный, мир кипящий, огненный, где все в движении и неудержим порыв страстей, открывается нашему взору в феофановской росписи. Трудно представить композиции более динамичными, более властно захватывающими зрителя в свой круговорот. Тут и грозный Пантократор, и лик Серафима, выглядывающий из могучего шестикрылья, и ангел, под чьими крылами, как под шатром, приютился бы, кажется, весь мир, и праотцы Ной, Иов, Мелхиседек, и Макарий Египетский, шесть десятилетий проживший аскетом в пустыне, и отшельники, именуемые столпниками и другие еще подвижники и святые. Формально все как будто бы в соответствии с догмой. Но дух беспокойный, испепеляющий рвется в каждом наружу, рождая тот трагический пафос, ту великую напряженность, которые и являются истинным содержанием феофановской росписи. Суровые и вдохновенные феофановские аскеты – это не царственно мудрые проповедники веры и ревностные обличители зла, а метущиеся, одолеваемые собственными страстями искатели истины.

Общий красно-коричневый тон, темные контуры, складки одежды, под час образующие молниеподобные зигзаги, беличьи «движки» и в результате – нервная, предельно динамичная живопись, передающая во всей их реальности не самих людей. Чьи фигуры условны и кажутся приведениями, а людские страсти, сомнения, раздумья, порывы.

Аскетическая суровость его образов не могла привиться на русской почве, но их психологическая многогранность отвечала стремлению русских художников передать внутренний мир человека.

Если творчество Феофана прежде всего связано с художественной школой Новгорода и только последние годы жизни и деятельности с Москвой, то Андрей Рублев – гениальный иконописец московской школы живописи. Как свидетельствуют письменные источники, Рублев вышел из иконописной мастерской Троицкой обители. Он еще застал в живых Сергия Радонежского, любимый ученик которого Никон впоследствии заказал ему знаменитую «Троицу», где царит мир согласия и взаимной любви. Сюжет иконы очень традиционный. Библейскому патриарху Аврааму явилось трое прекрасных юношей, и он заклал тельца, и пышно угостил их, угадав в дивных странниках воплощение троичного начала божества. Рублев все сосредоточил на главном. В чаше, вокруг которой восседают три ангела, - голова жертвенного тельца, прообраза евангельского агнца, символа жертвенного Христа во имя любви и спасения рода человеческого. Среди всех созданий древнерусских художников рублевские ангелы представляются самыми бесплотными. Ничто не отягчает их: ни крылья, ни облачения; они предельно легки, как и вся композиция, в своем чисто плоскостном ритме.

Московская живопись лишена ярко выраженного драматического оттенка, она тихо размышляет над проблемами мира.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Культура Руси во времена татарского ига

Восточные обычаи распространялись неудержимо на Руси во время монголов, принося с собой новую культуру. Изменилась общим образом одежда: от белых длинных славянских рубах, длинных штанов они перешли к золотым кафтанам, к цветным шароварам, к сафьяновым сапогам.

Большое изменение быта внесло то время в положение женщин:

домашний быт русской женщины пришел с Востока. Кроме этих крупных черт повседневного русского быта того времени, счеты, валенки, кофе, пельмени, однообразность русского и азиатского плотнического и столярного инструмента, сходство стен кремлей Пекина и Москвы - все это влияние Востока

Церковные колокола, это специфическая русская особенность, пришли из Азии, оттуда и ямские колокольцы. До монголов в церквях и монастырях применяли не колокола, а "било и клепало". Литейное искусство было развито тогда в Китае, оттуда и могли прийти колокола.

Влияние монгольского завоевания на культурное развитие традиционно в исторических трудах определяется как отрицательное. По мнению многих историков на Руси наступил культурный застой, выразившийся в прекращении летописании, каменного строительства и т.д.

Признавая наличие этих и других отрицательных последствий, следует отметить существование других следствий, которые не всегда можно оценить с негативной точки зрения.

Чтобы понять последствия благотворного влияния монгольского владычества на русскую культуру, необходимо отказаться от взгляда на Монгольскую державу как на государственное образование. Оно обязано своим возникновением и существованием грубой и необузданной силе многочисленной и дикой "орды", у предводителей которой единственным приемом управления покоренными народами был жесточайший террор.

Если говорить по поводу пресловутой "жестокости" монголов, то следует заметить, что в числе приемников Чингис-хана на императорском троне встречались безусловно просвещенные и гуманные монархи. По мнению всех исследователей, изучающих вопрос по первоисточникам, "управление Чингизидов было полезно для их подданных, и Чингизиды по образованию были выше своего века". Сам основатель империи в то жестокое, насыщенное людской кровью время, сумел оставить изречение, которое можно причислить к лучшим достижениям человеческой культуры: "Уважаю и почитаю всех четырех (Будду, Моисея, Иисуса и Магомета) и прошу того, кто из них в правде наибольший, чтобы он стал моим помощником".

Благодаря монгольскому владычеству на огромной территории мусульманские науки и ремесла были перенесены на Дальний Восток, изобретение китайцев и их административное искусство стали достоянием Запада. В опустошенных войной мусульманских землях ученые и зодчие дожили под монголами если не до Золотого, то до Серебряного века, а XIVв. в Китае был веком расцвета литературы и веком блеска - веком Монгольской династией Юань. Этот время можно смело назвать Золотым веком, в особенности при просвещенном императоре Хубилае, внуке Чингис-хана. Только после монгольского завоевания европейские проповедники христианства могли рискнуть показаться в далеких азиатских странах. В XIII в. в Китае впервые появились папские легаты, пользовавшиеся покровительством монгольских монархов. В 1299 г. в Пекине была построена первая католическая церковь, и преступили к переводу на монгольский язык Нового Завета.

В Поволжье остатки домов с облицовкой мрамором, водопроводы, надгробия, части серебряных вещей, венецианское стекло свидетельствуют о жизни монголо-татарских культурных сородичей ХIII-ХIVвв. И отношений с другими народами Востока.

Сила золотоордынской государственной традиции не была исчерпана в "великое столетие" Золотой Орды. Крупным фактором является двукратное возрождение государственно-политической традиции Золотой Орды. Первое из них можно назвать Тимуровым возрождением (конец XIV - начало ХVвв.), второе - Менгли-Гивеевым или крымско-османским ХV-ХVIIIвв. Интересны сведения о жизни и быте золотоордынских столиц. Город у села Селитреного является старым Сараем, город около Царева городища - новым Сараем (основан Узбеком).

Замечательны гидротехнические оросительные сооружения Нового Сарая. Город был пересечен каналами и орошен прудами (вода была проведена также в отдельные дома и мастерские). Одна из систем бассейнов располагалась по склону Сырта. Падение, воды использовалось заводами, устроенными около дамб. Найдены остатки железных приводных колес. Старый Сарай во времена Узбека являлся по преимуществу промышленным центром: развалины горнов, кирпичный завод, целые городки керамических мастерских. Также и в Новом Сарае открыты остатки монетного двора, ювелирных, приводных сапожных, портновских и других мастерских. В торговом квартале обнаружены остатки товаров происхождением из всех концов монголосферы, например, кофе, чем отвергается мнение, что кофе вошел в употребление только в XVII в. В деревянных конструкциях встречаются еловые бревна (ближайшие еловые леса отстоят от Сарая на несколько сот километров). В обоих городах были районы, состоявшие сплошь из кирпичных построек. Технически хорошо оборудованы и благоустроены были жилые дома золотоордынского города: прекрасные полы и любопытная система отопления свидетельствуют о чистоте, теплоте и уюте. В окрестностях был расположены дворцы, окруженные садами. В предместьях размещались шатры прикочевавших к городу степняков.

Влияние Востока наложило свой отпечаток на народное творчество. Значительная часть великорусских народных песен, старинных и свадебных обрядов составлена, в так называемой "пятитонной", или "индокитайской" гамме. Эта гамма существует, как единственная, у тюркских племен бассейна Волги и Камы, у башкир, у сибирских татар, у тюрков Туркестана, у всех монголов. В Сиаме, Бирме, Камбодже и остальном Индокитае она господствует и сейчас. Эта непрерывная линия с Востока обрывается на великороссах.

Такое же своеобразие представляет и другой вид искусства - танцы. В то время как на Западе в танце должно быть наличие пары - кавалера и дамы, в танцах русских и восточных народов это не важно. Танцуют в одиночку, а когда и парой, то присутствие дамы не обязательно, танцевать могут два кавалера вместе или по очереди, так что элемент соприкосновения не играет в них такую видную роль, как в западных танцах. Движениям мужчины дается простор для импровизации. При движении ног заметно стремление к неподвижности головы, особенно у женщин. В чисто восточных танцах ноги движутся на носках, под ритм, а танцуют тело и руки. Красота танца на Востоке заключается в гибкости и пластичности движений корпуса и рук, а не в выплясывании ногами. Подобно восточным танцам, русский танец носит скорее характер состязания в ловкости, гибкости и ритмичности тела.

Стиль русской сказки имеет аналогию со стилем сказок тюрок и кавказцев. Русский эпос по своим сюжетам связан с "туранским" и степным "ордынским" эпосом.

В Новом Сарае обнаружено немало христианских погребений. Там же развалины, приурочиваемые к древней русской церкви. В Сарае существовал целый русский квартал.

Главная доля монгольского ига на Россию относится к области духовных связей. Можно без преувеличения сказать, что православная церковь свободно вздохнула во время владычества монголов.

От платежа тяжелой татарской дани было избавлено все русское духовенство с церковными людьми. Татары относились с полной веротерпимостью ко всем религиям, и русская православная церковь не только не терпела от ханов никаких притеснений, но, наоборот, русские митрополиты получали от ханов особе льготные грамоты, которыми обеспечивались права и привилегии духовенства и неприкосновенность церковных имуществ. В тяжелое время татарского ига церковь стала той силой, которая сохраняла и воспитывала не только религиозное, но и национальное единство русского христианства, противопоставлявшего себя поганству своих завоевателей и угнетателей, послужило впоследствии могучим средством национального объединения и национально-политического освобождения от ига "нечестивых агарян".

Ханы выдавали русским митрополитам золотые ярлыки, ставившие церковь в совершенно независимое от княжеской власти положение. Суд, доходы - все это подлежало ведению митрополита, и, не раздираемая усобицами, не обираемая князьями, постоянно нуждавшимися в деньгах для войн, церковь быстро приобрела материальные средства и земельную собственность и могла предоставить убежище многим людям, искавшим у нее защиты от княжеского произвола. Вообще православное духовенство пользовалось у монголов почетом и покровительством. В 1270 г. хан Менгу-Тимур издал следующий указ: "на Руси не дерзнет никто посрамлять церквей и обижать митрополитов и подчиненных ему архимандритов, протоиереев, иереев и т.д." Хан Узбек даже расширил привилегия церкви: "Все чины православной церкви все монахи подлежат лишь суду православного митрополита, отнюдь не чиновников Орды и не княжескому суду. Тот, кто ограбит духовное лицо, должен заплатить ему втрое. Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню тот подлежит смерти без различия, русский он или монгол. Да чувствует себя русское духовенство свободными слугами бога".

Из немногих исторических фактов можно судить об отношении Золотой Орды к православию. Святой Александр Невский, поняв, что России не под силу бороться с монголами, стал служить хану не за страх, а за совесть. Только в союзе с монголами он мог защититься от натиска воинствующего католицизма на православный Восток. Иначе в историю пришлось бы записать факт перехода русских в латинство. В этой исторической роли Золотая Орда явилась не только покровительницей, но и защитницей русского православия. Иго монголов - язычников и мусульман - не только не тронуло душу русского народа, его православную веру, но даже сберегло ее.

Для характеристики отношения монголов к другим религиям подчиненных им народов интересен указ Чингис-хана - родоначальника всех золотоордынских ханов и основателя политики абсолютной веротерпимости. Этот указ был дан на имя главы даосского религиозного учения Чан Чуня, называемого по-духовному цю-шен-сянь. "Святейшее Повеление царя Чингиса, Повеление начальникам всех мест. Какие есть у цю-шен-сяня скиты и дома подвижничества, в них ежедневно читающие книги и молящиеся Небу, пусть молятся о долгоденствии царя на многие лета. Они да будут избавлены от всех больших и малых повинностей, оброков и податей, скиты и дома монахов, принадлежащих цю-шен-сяню во всех местах, да будут избавлены от повинностей, податей и оброков. Вне сего кто будет ложно называть себя монахом, под незаконным предлогом отказываться от повинностей, того доносить властям наказывать по усмотрению и по получении настоящего Повеления, да не осмелится изменить и противиться оному. Для чего и дано это свидетельство".

Отметив это, можно установить как исторический факт, что монгольское владычество в Азии и Европе способствовало не падению, а подъему культуры старого света.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта studentu

Похожие рефераты:

История образования нового западно-монгольского государства.

Великий князь Александр Ярославич Невский. Вопрос о влиянии монголо-татарского нашествия и установления ордынского владычества на историю России.

Разгромленная и опустошенная Русская земля. Сбор дани с русского населения. Восстания против угнетателей.

Монгольское завоевание радикально изменило общественное устройство Древней Руси. Князья обращены в подданных - наместников великого хана Золотой Орды. По монгольскому государственному праву вся завоеванная земля признавалась собственностью хана.

Отношение Руси и кочевого мира. Развитие кочевой культуры, возникновение государства у монголов, их завоевательных походы. Основные идеи евразийства в работах историков. Империя Чингисхана глазами евразийцев. Вернадский и Гумилев о Чингисхане.

Новый этап в истории Руси начался в XIII в., когда Киевская Русь оказалась под игом Золотой Орды. Контакты с кочевниками не были для Киевской Руси новостью - и в предшествующие века ее соседями были хазары, печенеги, половцы.

Томский Политехнический Университет Кафедра истории Реферат-упражнение Особенности позиции Л.Н.Гумилёва по проблеме Русь и татаро-монголы (раздел III, упражнение 34)

Татаро-монгольское нашествие и борьба Руси за свою независимость в XIII в.

В последнее время в отечественной исторической литературе ярко проявились две различные тенденции. Смысл одной из них выражается в отрицании присутствия тюркоязычного фактора на территории Средней Азии и Казахстана до VI н.э.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1. Культура Руси до монголо-татарского нашествия…………………..….4

2. Культура России XVII XVIII вв……………………………………….…7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....9

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….…10

ВВЕДЕНИЕ

Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и.т.д, далее в работе рассматривается вопрос о Культуре России XVII – XVIII вв, в которой говорится начало нового периода в русской истории и новым этапом в истории русской культуры. Русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Это была культура переходного времени, новые тенденции четко обозначились лишь к концу века.

1. Культура Руси до монголо-татарского нашествия.

Культура Руси до монголо-татарского нашествия включает в себяустное народное творчество, где рассказывается о большинстве былинных сюжетов связанных со временем княжения Владимира Святославича - временем единства и могущества Руси, успешной борьбы со степными кочевниками. Истинный герой былинного эпоса - герой-богатырь, олицетворявший сам народ. Любимейший народный герой - Илья Муромец, крестьянский сын, воин-патриот, защитник «вдов и сирот». Народ воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича. Устная поэзия существовала и в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. Устное народное творчество продолжало жить и развиваться и после появления письменной литературы.
Письменность, создание славянской азбуки, так же описывается в культуре Руси, которую связывают с именем византийских монахов-миссионеров Кирилла и Мефодия. По мнению ряда исследователей, на рубеже IX–Х веков на территории Болгарского царства, в результате синтеза греческого письма и элементов глаголицы, возникла азбука, получившая позднее название «кириллица». Более легкий и удобный алфавит со временем вытеснил глаголицу и стал единственным у
южных и восточных славян. Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание - ежегодные записи событий.
Летописания включали в себя библейские сюжеты, сказания, тексты дипломатических документов. Одним из первых памятников летописания
является «Повесть временных лет» (предположительно 1113 год), написанная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором («Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуда Русская земля стала есть»). Нестор повествует историю Русской земли, начиная с расселения славян и легендарных князей Кия, Щека и Хорива. Появление житийной литературы. Образцом такой литературы является «Сказание о Борисе и Глебе».

Жанр, является одной из главной части в писания русской Руси. Образец: «Хожение игумена Даниила на Восток» (1107 год) -
авторское описание путешествия первого известного нам русского паломника. Известно как «Хожение в Иерусалим» или «Поломник». Даниил посетил святые места в Иерусалиме.
Большинство памятников письменности домонгольского времени погибло во время пожаров и иноземных нашествий. Сохранилась лишь незначительная часть книжных богатств Древней Руси - всего около 150 книг. Древнейшие литературные памятники - «Остромирово евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 году и два «Изборника» князя Святослава Ярославича (1073 и 1076 годы). Одним из древнейших памятников русской литературы является «Слово о законе и благодати». Оно написано в 30–40-х годах XI
века священником Илларионом, который стал позднее первым русским митрополитом.

Живопись.
От живописи Владимиро-Суздальской Руси до монгольского времени до
нас дошли фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Наилучшей сохранностью отличается фреска Дмитриевского собора с изображением «Страшного Суда».

Архитектура
. До конца X века на Руси не было монументального каменного
зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства.
Некоторые формы деревянного зодчества (шатровые церкви, колокол) впоследствии оказали влияние на каменную архитектуру. После крещения Руси начинается возведение каменных храмов - в основе по образу и подобию визайнтийских. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма. Внутреннее пространство здания расчленялось массивными столбами, соединенными попарно арками; возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом. Первой
каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X века греческими мастерами. Церковь была разрушена монголо-татарами в 1240 году. В 1031–1036 годах в Чернигове, также греческими зодчими, был воздвигнут Спасо-Преображенский собор - самый «византийский», по мнению специалистов, храм Древней Руси. Вершиной зодчества XI века является Софийский собор в Киеве, построенный в 1037–1054 годах греческими и русскими мастерами. Вслед за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородские постройки начала XII века: Николо-Дворищенский собор (1113 год), соборы Антониева (1117–1119 годы) и Юрьева (1119 год) монастырей, церковь Иоанна на Окопах (1127 год), Шатровые церкви, звонницы. Каменное строительство во Владимиро-Суздальской земле на рубеже XI–XII веков началось с возведения собора в Суздале Владимиром Мономахом. Строительство во Владимире большого подъема достигло при Андрее Боголюбском. Возводились городские укрепления, от которых сохранились белокаменные Золотые Ворота. В загородной княжеской резиденции Боголюбове был сооружен замок, состоявший из комплекса построек, окруженных стенами с белокаменными башнями. Центром всего ансамбля являлся собор Рождества богородицы. В 1158–1161 годах был построен Успенский собор, богато декорированный резным камнем. Шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165), которая отличается совершенством и легкостью пропорций, стройностью и устремленностью ввысь.

2. Культура России XVII XVIII вв.

В XVII в. в истории России завершается период Средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной, хотя уже появились зачатки промышленности - первые мануфактуры. Утвердилась новая царствующая династия Романовых. В России сложилась сословно-представительная монархия.

Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русской культуры. В XVII в. русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Это была культура переходного времени, новые тенденции четко обозначились лишь к концу века.

Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Постепенно происходит взаимопроникновение различных диалектов, складывается единый русский язык.
XVIII в. характеризуется на Руси поздним феодализмом. Делаются попытки преодолеть отставание России от стран Западной Европы, происходят существенные перемены во всех областях жизни. Их начало связано с реформами Петра I (I672-1725). В России утверждается самодержавная власть - абсолютная монархия.
В XVIII в. развиваются внешние экономические и культурные связи России с западными странами, способствующие вхождению ее в мировой историка- культурный процесс. Во второй половине XVIII в. в недрах феодальной экономики формируется капиталистический уклад.
К концу XVIII в. завершается процесс складывания русской нации на базе уже сложившейся русской народности с высоким уровнем культуры и чувством национального единства.
Основным содержанием историко-культурного процесса в этот-период были формирование и развитие национальной русской культуры. Появляются новые сферы культуры - наука, художественная литература, светская живопись, общедоступный театр и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Судьба русской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без «Слова о полку Игореве», рублевской «Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого.

Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура средневековья исторически была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни, русская архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать западный художественный опыт. Получила развитие скульптура, почти неизвестная в Древней Руси. Изменился облик городов. Да и сами горожане преобразились - стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы повеления.

Монголо-татарское нашествие нанесло большой урон русскому государству. Был нанесен громадный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Массовому разорению подверглись русские города. Упростилось, а порой и исчезли многие ремесла. Десятки тысяч людей были убиты или угнаны в рабство. Разоренные монголо-татарами русские земли были вынуждены признать вассальскую зависимость от Золотой Орды. Постоянная борьба, которую вел русский народ с захватчиками, заставило Монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. Этому способствовало и наличие на Руси собственной администрации и церковной организации, а также более низкий уровень культурно-исторического развития татар. Кроме того, русские земли были непригодны для разведения кочевого скотоводства. Основной смыслом порабощения было получения дани с покоренного народа.

Относительно легкое завоевание Руси монголо-татарами объясняется раздробленностью и разобщенностью русских княжеств, а также превосходством боевого искусства монголов.

До нашествия Развитие русской культуры в XI - начале XIII века представляет собой непрерывный поступательный процесс, который накануне татаро-монгольского нашествия достиг своего наивысшего уровня: в живописи - новгородские фрески, в архитектуре - владимиро-суздальское зодчество, в литературе - летописи и «Слово о полку Игореве».

В период татаро-монгольского ига возникло новое психологическое состояние народа, которое можно было бы назвать «национальной депрессией». Это национальное настроение породило довольно обширную литературу - «татарские» эпизоды летописи, сказания о различных событиях татарского нашествия, частью также вошедшие в летопись особыми статьями, - из времен Батыя, потом Мамая, Тохтамыша, Тамерлана. Эпоха татарского владычества породила и народный эпос с новым былинным персонажем - «собакой-татарином». Это время стало порой всеобщего упадка на Руси, временем узких чувств и мелких интересов, мелких, ничтожных характеров. Среди внешних и внутренних бедствий люди становились робки и малодушны, впадали в уныние, покидали высокие помыслы и стремления... Люди замыкались в кругу своих частных интересов и выходили оттуда только для того, чтобы попользоваться в счет других

10. Предпосылки объединения русских земель под началом Москвы. Процесс централизации русских земель.

Борьба за свержение золотоордынского ига стала в XIII-XV вв. главной национальной задачей. Восстановление экономики страны и ее дальнейшее развитие создали предпосылки для объединения русских земель. Решался вопрос - вокруг какого центра объединятся русские земли.

Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель. С юга и востока ее прикрывали от ордынских вторжений Суздальско-Нижегородское и Рязанское княжества, с северо-запада - Тверское княжество и Великий Новгород. Леса, окружавшие Москву, были труднопроходимыми для монголо-татарской конницы. Все это вызвало приток населения на земли Московского княжества. Москва являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли. Она оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий. Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь.

Первым "старшим князем", получившим ярлык от Батыя, стал Александр Невский. Несмотря на свои заслуги в прошлом, Александр Невский умело проводил политику монголо-татар, особенно в вопросах сбора дани, подавляя силой выступления других удельных князей, недовольных его политикой и новой системой власти. В то же время Батый, вплоть до своей смерти в 1255 г., всячески способствовал укреплению единоличной власти Александра Невского в качестве единого великого князя Руси и ставленника Золотой Орды.

После смерти Александра Невского в 1263 г. процесс централи­зации русских земель шел путем:

Превращения ярлыка на великое княжение из выборного в наследственный и его постепенного закрепления за потомками Александра Невского;

Возвышения Москвы, где княжили потомки Александра Невского;

Постепенной экспансии Москвы, включения в состав Московского княжества во главе с потомками Александра Невского других удельных княжеств;

Превращения удельного Московского княжества в Московское государство, доминирующее над всеми княжествами северо-восточной Руси.

Вопрос:

Культура Руси в период монголо-татарского ига (XIII–XV вв.).



Ответ:

Культура Руси в период монголо-татарского ига (XIII-XV вв.)

В историко-культурном процессе XIII - XV вв. выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до середины XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры (в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, шведских, датских, венгерских, литовских и польских феодалов). Иноземные вторжения особенно пагубными оказались для южных и западных земель.

Второй период (со II половины XIV в.) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры.

Борьба против монголо-татар - главная тема фольклора II половины XIII-XV вв. Ей посвящены традиционные жанры (былины, сказания).

Ведущий жанр этого времени - воинская повесть. Идея общерусского единства, возникнув еще в домонгольский период, усилилась в тяжелые годы монголо-татарского нашествия.

После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей по существу были уничтожены, была подорвана и техническая преемственность. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь).

Первые каменные постройки в Московском Кремле, не сохранившиеся до наших дней, появились на рубеже XIII-XIV вв. (Кафедральный храм Успения Богородицы, 1326 г.).

Художественные центры переместились с юга на север, в города, избежавшие разорения (Ростов, Ярославль, Новгород и Псков), где имелось много памятников старого искусства и сохранились живые носители культурных традиций.

В XIII в. произошла окончательная кристаллизация новгородской и ростовской школ живописи, а в XIV в. - тверской, псковской, московской и вологодской.

XIV в. - время блестящего расцвета монументальной живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал великий византиец Феофан Грек, приехавший на Русь в 70-х годах XIV в. Произведения Ф. Грека - фрески, иконы - отличает монументальность, драматическая выразительность, смелая живописная манера. Им расписана церковь Спаса на Ильине, фрески которой дошли до нас лишь частично.

В Москве Феофан Грек расписывает церковь Рождества Богородицы с приделом Лазаря, Архангельский и (вместе со старцем Прохором и Андреем Рублевым) Благовещенский соборы Московского Кремля и др. Сохранился ряд великолепных икон, созданных в кругу Феофана. Лучшая из них - «Богоматерь Донская» из Успенского собора с «Успением Богородицы» на обороте.

Первые 7 икон праздничного ряда («Благовещенье», «Преображение» и др.) из иконостаса Благовещенского собора традиционно связывают с именем величайшего художника Древней Руси Андрея Рублева (ок. 1360/70 - 1427/30) - монаха Андроникова монастыря, достоверных сведений о жизни и творчестве которого сохранилось немного. Самое совершенное произведение Рублева - икона «Троица», созданная для Троице - Сергиева монастыря. Стиль московского мастера, глубоко национальный по своей сущности, отличающийся неповторимой индивидуальностью, надолго определил стилистику не только московской школы живописи, которая при нем достигла своего расцвета, но и всей русской художественной культуры.

Рост народного самосознания, идея единства, тенденция к преодолению областнических тенденций в общественной мысли, литературе, искусстве - все это свидетельствовало о зарождении общерусской (великорусской) культуры.

Культурология
Суперека С.В.
2007 год



Похожие статьи
 
Категории