Кэссиди об одной особенности менталитета древних греков. Что нужно знать о греческих мужчинах? А теперь о недостатках

16.02.2019

Греки – невероятно оригинальный народ. Их жизнелюбие удивляет до бесконечности. Жизнь в Греции размеренна и увлекательна. Каждый день для греков – неповторимый праздник, и местный календарь – лишнее тому подтверждение. Ни одна страна мира не может похвастаться таким большим количеством красных дней в календаре, как Греция. Один праздник здесь незаметно перетекает в следующий, и порой празднование длится неделями. Именно этим неторопливым ритмом жизни и привлекает Греция постоянно спешащих туристов.

«Я сразу смазал карту будня»

Греки действительно любят ничего не делать. Помимо бесчисленных праздников, здесь постоянно организуются всеобщие забастовки, невыходы на работу по причине внезапных снегопадов, ливневых дождей, пожаров и тому подобных форс-мажоров.

При этом греки успевают работать. Выглядит это так: с утра после бессонной ночи греческий трудящийся пробуждает себя к жизни кофе и сигаретами. После чего работает часов до двух, а потом едет на пляж или домой – поспать пару-тройку часов, ведь с 14:30 до 17:30 в Греции сиеста, иными словами – тихий час. С девяти часов вечера наступает фиеста, когда всё население отправляется в рестораны, бары или на набережные – общаться с друзьями и знакомыми. Нередко такое общение затягивается до утра, при этом греки пьют лишь рецину – недорогое белое вино, разбавленное кока-колой. Зато рано утром они способны сесть за руль и спокойно доехать до дома или места работы.

Ехал грека…

Езда по дорогам Греции заслуживает особого внимания. Общественный транспорт здесь ходит минута в минуту, согласно расписанию. Приятный женский голос сообщает о прибытии автобуса через специальное устройство, которым оборудованы все остановочные пункты. В автобусах расклеены предупреждения о том, что водителя отвлекать нельзя. При этом водитель во время поездки постоянно разговаривает по мобильному телефону, держа его в одной руке, а пальцами другой время от времени поворачивая руль.

Полиция в Греции весьма демократична. Штрафы – очень редкое явление. Обычной практикой является устное замечание нарушителю, хотя таковых здесь предостаточно. Мотоциклисты пронзают пространство на огромной скорости и без глушителя – считается, что это круто. Вообще все участники дорожного движения, едва завидев зелёный сигнал светофора, резко срываются с места с оглушительным рёвом двигателей и визгом шин. Обгон принято совершать на повороте и по встречной полосе, непрерывно при этом сигналя.

Следует отметить, что пьяных водителей здесь нет, поскольку к алкоголю греки равнодушны. Местную водку узо пьют маленькими рюмочками и нечасто. Вин достаточно много – около 500 сортов, но и тут греки знают меру.

Немного о еде

Из местной кухни непременно стоит попробовать следующее:

1) тиро-салат из овощей и брынзы;

2) свежайшую рыбу и морепродукты;

3) стифадо – потрясающе вкусное местное блюдо из ягнятины;

4) вегетарианос – это общее название для всех овощных и бобовых блюд;

5) дзадзики – кефирно-огуречный соус с добавлением чеснока и зелени;

6) долмадос – маленькие голубцы в листьях винограда;

7) сувлаки – небольшие кебабы;

8) и конечно же, оливки, разновидностей которых здесь несколько сотен.

Отдельно стоит упомянуть наваристый суп из потрохов, которого не найти в столичных заведениях. Это блюдо характерно для пригородных кабачков, принимающих посетителей уже с 5 часов утра. Если вдруг какому-нибудь греку всё же случилось выпить слишком много минувшей ночью, такой суп непременно отрезвит и восстановит силы.

Поездка в Грецию будет особенно полезна "профессиональным трудоголикам", ведь полностью расслабиться можно лишь там, где никто не думает о работе, а повсюду царит нескончаемый праздник жизни – и всё это на фоне морских и горных пейзажей под аккомпанемент изумительной средиземноморской кухни.

Отдых в Греции ‹ Еще о Греции ‹ Система ценностей

Система ценностей, поведение, манеры и одержимость греков

Система ценностей

Однова живем!

Греки умеют наслаждаться жизнью в полной мере. Они желают приятно проводить время и жить в свое удовольствие здесь и сейчас, а завтра пусть катится к дьяволу! Грек может растратить месячное жалование на одну-единственную пирушку и провести оставшееся до получки время без гроша в кармане, но зато с довольной ухмылкой на лице.
Греки умудряются получать удовольствие даже в таких ситуациях, которые повергают другие народы в глубокое уныние. Их безудержный оптимизм выражен в расхожей фразе "Бог даст!" и в хорошо всем знакомой концепции "авось".
Рассказывают историю о том, как во времена турецкого владычества один грек заключил с кади (су-
дьей) пари, что через год он научит своего осла читать и писать; в этом случае он должен был получить тысячу золотых монет, а если и через год осел останется неграмотным - потерять голову. Грек занял деньги под будущий выигрыш, женился на славной девушке и жил себе припеваючи. Друг спросил его: "Разве ты не собираешься предпринять что-либо для обучения осла?" "Ба! - ответил грек. - Через год или осел или судья наверняка умрут. Они оба такие старые!"

Если бы я был богатым...

Заветная мечта всякого современного грека - разбогатеть как можно скорее, желательно пальцем для этого не шевельнув. Но ему никогда не придет в голову запрятать свое богатство в кубышку. "В конце концов, - говорят они, - в саване нет карманов".
Наоборот, деньги им нужны, чтобы их потратить, причем напоказ, чтобы все заметили - на спортивные автомобили, ослепительные драгоценности (настоящие, разумеется), одежду от известных кутюрье, меховые шубы, загородные дома и корзины цветов для исполнителей в ночных клубах, где они являются постоянными клиентами. Все остальное - успешная карьера, удачная женитьба, семья - стоит на втором месте.
Старый критянин, провозглашая тост, резюмировал эту мечту так: "За наши будущие радости, друзья! Пусть нас похитят прелестные девушки - и пусть мы проживем недолгую, но полную жизнь!"

Самоуважение

Philotimo - чувство собственного достоинства -та ценность, которую греки тщательно берегут и
ставят выше всего другого. Оно подразумевает самоуважение, честь, совесть, уважение к другим, честную игру и долг. Обычно, взывая к чувству собственного достоинства, можно заставить грека подняться над обстоятельствами. Проявить неуважение или пренебрежение Kphilotimo равносильно потере лица у восточных народов. Это серьезное оскорбление, требующее отмщения.

Поведение

Никогда не сбрасывай бабушку с поезда!

Греческие семейные узы настолько крепки, что часто можно встретить три или даже четыре поколения, живущих в одном доме или по крайней мере достаточно близко, чтобы можно было в буквальном смысле докричаться друг до друга.
Несмотря на греческий "мачизм", в восьми случаях из десяти жена и мать являются неноминальной главой семьи, особенно в городах.
Глядя на живописные фотографии греческих крестьянок, нагруженных вязанками дров и покорно бредущих за своими мужьями, гордо восседающими на ослах, можно предположить, что жизнь этих женщин ничем не лучше жизни их сестер в мусульманских странах. Однако, как и многое другое в Греции, это внешнее впечатление обманчиво.
Тщательно скрываемая правда состоит в том, что большинство мужчин-греков живут под каблуком у женщин, но они скорее умрут, чем признаются в этом. Даже холостяки среднего возраста, имеющие собственные квартиры, почти ежедневно навещают мамочку, которая их вкусно накормит и безупречно погладит им рубашки.
Для греков материнская стряпня - всегда самая вкусная, и поэтому при выборе жены грек будет искать девушку, похожую на его мать. В конце концов, греческая поговорка утверждает, что жена всегда похожа на свекровь, и греческих женщин с самого детства воспитывают для роли респектабельных тещ и свекровей.
Старшее поколение пользуется в семье традиционным уважением, даже если уже прошло время, когда они держали в руках бразды правления и когда дети выполняли все их прихоти. Возможно, это как-то связано с тем фактом, что старики приносят в дом пенсию (иногда довольно значительную), но скорее всего важно другое: ведь дети получали от них все на тарелочке с золотой каемочкой, пока не стали взрослыми, так что теперь они чувствуют себя обязанными заботиться о престарелых родителях.
Кроме того, что скажут соседи, если они не будут заботиться о родителях? О них будут говорить так, как будто у них совсем нет никакого philotimo.

Царя Ирода и близко не подпустили бы!..

Держитесь подальше от греческих детишек! За их ангельскими личиками скрываются перекормленные, избалованные, хвастливые, требовательные исчадья ада. Эти милые крошки разнесут ваш дом быстрее, чем команда подрывников. Родители могут для вида покричать на них (преимущественно когда все остальные спят сладким сном), но сами ужасно их балуют, уступая самым безрассудным требованиям своих чад.
В результате в большинстве деток развиваются все наихудшие качества греческого характера, и ни одного лучшего. К счастью, здоровая конкуренция среди сверстников, высшее образование, армия, трудовая деятельность и прочая грубая реальность жизни, как правило, обтесывают их, и в них вдруг проявляются такие положительные качества и достоинства, о которых никто и не подозревал.
Мальчики, как более избалованные, намного хуже девочек Им продолжать родовое имя - поэтому для них нет ничего слишком хорошего, не говоря уже о поверье старух, будто отказ в нежном возрасте может сделать из будущего мужчины импотента. Раздаются шлепки, сыплются оплеухи, звучат страшные угрозы ("Я с тебя шкуру спущу!"), но реальная дисциплина встречается редко.
Греки обожают своих детей и безгранично заботятся о них, пока те не найдут себе хорошую стабильную работу или не женятся. Отношения с родителями редко прерываются, что бы ни случилось, и уж во всяком случае не деградируют до уровня вежливого знакомства, такого обычного для остального западного мира.

Прочие мелочи

Греки - одна из самых нерасистских наций в мире. Если они и рассказывают расистские анекдоты, то только потому, что не могут устоять перед изюминкой истории, а не потому, что действительно думают о ком-то плохо.
Древние греки говорили: "Кто не грек - тот варвар". Но, как сказал оратор III века до нашей эры Исократ, "греками мы называем тех, кто разделяет с нами общую культуру". Современные греки думают так же.
В Греции живет и работает (половина - нелегально) очень много иностранцев; среди них - студенты, приехавшие по обмену, политические беженцы и туристы, заехавшие на недельку-другую отдохнуть, но спустя 10 лет все еще сшивающиеся здесь.
Греки не делают различия между отдельными этническими и религиозными группами - скорее наоборот, они готовы из кожи вон лезть, лишь бы "другие" чувствовали себя как дома. Однако это не означает, что привратник ночного клуба впустит вас, если решит, что у вас нет денег или что от вас можно ждать неприятностей.

Собачья жизнь

Нельзя назвать греков такими уж любителями животных, хотя нередко можно встретить пожилых старых дев, тратящих все свои жалкие сбережения на полный дом приблудных кошек и собак. Как правило, держать домашних питомцев - привилегия высшего общества и тех, кто пытается им подражать.
Остальные приберегают свою любовь для тех животных, от которых есть хоть какая-то польза. Но уж если грек заведет себе кота или собаку, он не позволит им спать на кровати или ошалело носиться по всему дому. В больших городах боязнь бешенства (случаев которого не отмечалось вот уже несколько десятилетий) все еще заставляет мамаш предупреждать детей: не подходи к "этим грязным собакам"!

Манеры греков

Своеобразно толкуя слово "свобода", греки часто путают хорошие манеры и подобострастное повиновение, которое они вынуждены были усвоить под турецким игом, чтобы выжить. Вследствие этого они верят, что проявление вежливости годится только для рабов.
Прибавьте к этому абсолютное неприятие дисциплины (к чему их приучают с пеленок), желание поставить на место любого, а также общую склонность к понижению стандартов (так как всегда легче двигаться вниз, чем наверх), - и никого не удивит, что хорошие манеры не являются самой сильной чертой греческого характера.
В Греции нет классовой системы с четко определенными границами; различные классы свободно перемешиваются, поэтому плохие манеры можно встретить в самых неожиданных местах. Рождение и хорошая школа не дают гарантированного права на положение в обществе, и концепции "социального выскочки" для греков не существует.
Поскольку титулы знати запрещены конституцией, то, что греки называют высшими классами, на самом деле - сегодняшние нувориши, переженившиеся на нуворишах вчерашних. Это пышное социальное тесто заквашено на добавках из интеллектуалов, ученых, артистов, менеджеров высшего звена и политиков.
Те немногие представители истинно старых семей, кто еще может позволить себе вращаться в обществе, украшают этот социальный пирог наподобие декоративных вишенок. Но большинство упомянутых в Венецианской Золотой книге старинных семей, чья родословная уходит корнями в Византийский двор и чьими предками были влиятельные землевладельцы и вожди прошлого, в финансовом отношении давно пошли ко дну. Их, может быть, осталось немало, но все же недостаточно много для того, чтобы оказать положительное влияние на безманерное большинство.
И потому греческие манеры лучше всего охарактеризовать как поверхностные. Рукопожатия предназначены лишь для знакомства. Друзья говорят друг другу "Yia soul" и целуются в обе щеки, независимо от пола и возраста. Поклоны и целование рук оставлены для священников Греческой Православной церкви.
Стоять в очереди - практически дело невиданное. Греки двигаются и ездят в агрессивной манере, и их действия абсолютно свободны от какой-либо озабоченности благополучием и спокойствием других. Не ожидайте, что вам все время будут говорить "спасибо" и "пожалуйста", или чего-либо похожего на пунктуальность, а также не ждите от греков, что они будут сохранять спокойствие в кризисной ситуации. Те, кто так поступает, после об этом пожалеют (если доживут, конечно).

За столом

Застольные манеры греков оставляют желать много лучшего. Локти снуют туда-сюда, попадая в соседние тарелки, сосед может заехать вам в плечо в неравной борьбе с неподатливым куском мяса. И даже в дорогих ресторанах не считается зазорным обгладывать кости. В общие блюда с закусками и салатами залезают пальцами и макают индивидуальные кусочки хлеба в общий соус.
При этом все болтают и жуют, не закрывая рта.
Зато то, чего грекам не достает в застольных манерах, они с лихвой компенсируют хорошим настроением и живой общительностью. Если у вас за столом есть хотя бы несколько греков, даже самый формальный ужин будет обязательно звенеть смехом - ко благу всех присутствующих.

Одержимость греков

Страсть к легкой наживе - одна из навязчивых идей греков, о чем свидетельствуют многочисленные государственные лотереи, которые каждую неделю создают парочку миллионеров и заодно обеспечивают казначейство приличным доходом. Для многих греков покупка лотерейного билета - такая же вошедшая в обиход привычка, как чтение утренней газеты, а купив билет, они начинают предаваться мечтам о том, что будут делать со всеми выигранными деньгами. Так в мечтах они проводят время до дня розыгрыша. Приходит день тиража (и, соответственно, разочарования), и все начинается сначала - они покупают новые билеты и снова начинают мечтать.
Греция, может, и бедная страна, но у большинства греков денег больше, чем они могут истратить. Деньги ублажают непомерно раздутое эго новой буржуазии, и та пытается афишировать имеющиее-ся количество денег автомобилями, мехами и другими приобретениями. Это невинное желание повыпендриваться вполне объяснимо - большинство горожан покинуло свои деревни ради больших городов лишь 50-60 лет назад, поэтому их урбанистический менталитет еще не успел сформироваться -понадобится еще по меньше мере два поколения, чтобы они стали настоящим средним классом.
Огромная популярность мыльных опер "Династия", "Дерзкие и красивые" и их греческих подражаний соизмерима лишь с греческой неуверенностью в себе. Через такие фильмы они как бы живут среди всех тех предметов престижа и богатства, которые они не могут или не осмеливаются себе позволить в реальной жизни. Точно так же популярны игровые шоу, которые, предлагая диапазон призов от тостеров до автомашин, утоляют жажду греков к легкому обогащению.
Казалось бы, можно было ожидать от греков, что они будут одержимы своим культурным наследием, но нет. Они к нему равнодушны - как говорится, чем ближе знаешь, тем меньше почитаешь. Греки вспоминают о своих знаменитых предках только тогда, когда их слава может послужить каким-то практическим целям.
А вот кого они почитают более всего - так это героев Войны за независимость. Они также ужасно гордятся тем фактом, что во Второй мировой войне еще продолжали сражаться против стран Оси, когда вся остальная Европа уже капитулировала: "Мы уже не говорим, что греки сражаются как герои, мы говорим, что герои сражаются как греки", - сказал Уинстон Черчилль.
Греческие национальные праздники - 25 марта и 28 октября - отмечают победы в этих двух войнах с флагами и эмоциями. Греки могут быть равнодушны к классической Элладе, но стоит кому-нибудь поставить под вопрос хоть что-то из наследия предков, как современные греки поднимутся все до одного на защиту этого наследия, поскольку они воспринимают любое пренебрежение к своему историческому прошлому как личное оскорбление, как ущемление их собственного philotimo.



Жизнь в Греции размеренна и увлекательна. Каждый день для греков - неповторимый праздник, и местный календарь - лишнее тому подтверждение. Ни одна страна мира не может похвастаться таким большим количеством красных дней в календаре, как Греция. Один праздник здесь незаметно перетекает в следующий, и порой празднование длится неделями. Именно этим неторопливым ритмом жизни и привлекает Греция постоянно спешащих туристов.

«Я сразу смазал карту будня»

Греки действительно любят ничего не делать. Помимо бесчисленных праздников, здесь постоянно организуются всеобщие забастовки, невыходы на работу по причине внезапных снегопадов, ливневых дождей, пожаров и тому подобных форс-мажоров.

При этом греки успевают работать. Выглядит это так: с утра после бессонной ночи греческий трудящийся пробуждает себя к жизни кофе и сигаретами. После чего работает часов до двух, а потом едет на пляж или домой - поспать пару-тройку часов, ведь с 14:30 до 17:30 в Греции сиеста, иными словами - тихий час. С девяти часов вечера наступает фиеста, когда всё население отправляется в рестораны, бары или на набережные - общаться с друзьями и знакомыми. Нередко такое общение затягивается до утра, при этом греки пьют лишь рецину - недорогое белое вино, разбавленное кока-колой. Зато рано утром они способны сесть за руль и спокойно доехать до дома или места работы.

Ехал грека…

Езда по дорогам Греции заслуживает особого внимания. Общественный транспорт здесь ходит минута в минуту, согласно расписанию. Приятный женский голос сообщает о прибытии автобуса через специальное устройство, которым оборудованы все остановочные пункты. В автобусах расклеены предупреждения о том, что водителя отвлекать нельзя. При этом водитель во время поездки постоянно разговаривает по мобильному телефону, держа его в одной руке, а пальцами другой время от времени поворачивая руль.

Полиция в Греции весьма демократична. Штрафы - очень редкое явление. Обычной практикой является устное замечание нарушителю, хотя таковых здесь предостаточно. Мотоциклисты пронзают пространство на огромной скорости и без глушителя - считается, что это круто. Вообще все участники дорожного движения, едва завидев зелёный сигнал светофора, резко срываются с места с оглушительным рёвом двигателей и визгом шин. Обгон принято совершать на повороте и по встречной полосе, непрерывно при этом сигналя.

Следует отметить, что пьяных водителей здесь нет, поскольку к алкоголю греки равнодушны. Местную водку узо пьют маленькими рюмочками и нечасто. Вин достаточно много - около 500 сортов, но и тут греки знают меру.

Немного о еде

Из местной кухни непременно стоит попробовать следующее:

1) тиро-салат из овощей и брынзы;

2) свежайшую рыбу и морепродукты;

3) стифадо - потрясающе вкусное местное блюдо из ягнятины;

4) вегетарианос - это общее название для всех овощных и бобовых блюд;

5) дзадзики - кефирно-огуречный соус с добавлением чеснока и зелени;

6) долмадос - маленькие голубцы в листьях винограда;

7) сувлаки - небольшие кебабы;

8) и конечно же, оливки, разновидностей которых здесь несколько сотен.

Отдельно стоит упомянуть наваристый суп из потрохов, которого не найти в столичных заведениях. Это блюдо характерно для пригородных кабачков, принимающих посетителей уже с 5 часов утра. Если вдруг какому-нибудь греку всё же случилось выпить слишком много минувшей ночью, такой суп непременно отрезвит и восстановит силы.

Поездка в Грецию будет особенно полезна «профессиональным трудоголикам», ведь полностью расслабиться можно лишь там, где никто не думает о работе, а повсюду царит нескончаемый праздник жизни - и всё это на фоне морских и горных пейзажей под аккомпанемент изумительной средиземноморской кухни.

Скудные природные условия древней Греции наложили неизгладимый отпечаток на формирование менталитета древнего эллина. «Бедность – сводная сестра Эллады». Эти слова Геродота особенно точно характеризуют жизнь греческого крестьянства, которое в V в. до н.э., когда жил историк, ещё составляло подавляющую массу населения страны. В таких бедных плодородными землями районах греческого мира, как Аттика или соседняя с ней Мегарида, жизнь крестьянина-земледельца была сущим мучением. Ему приходилось постоянно очищать свой маленький земельный надел от зарослей кустарников и сползающих с окрестных гор каменных осыпей, бороться с засухой и паводками, таскать землю на склоны гор для устройства террас, на которых можно было выращивать оливы. Скудного урожая, полученного ценой всех этих тяжких трудов, обычно едва хватало, чтобы дотянуть до весны. Поэт Алкман, живший не в бедной Аттике, а в богато плодородной землями Лаконии, в одном из дошедших до нас стихотворных отрывков ругает весну, как самое скверное время года, когда иссякают запасы пищи, накопленные с осени, и надвигается угроза голода.

Постоянная борьба за выживание выработала в греческом характере такую важную черту, как бережливость. Впрочем, у многих она незаметно превращалась в самую настоящую скупость. Вот несколько наставлений из уже упоминавшейся поэмы Гесиода «Труды и дни», ярко характеризующих и личность самого поэта, и то общество, среди которого довелось ему жить:

Только дающим давай: ничего не давай не дающим.

Всякий дающему даст, не дающему всякий откажет.

Если и малое даже к малому прикладывать будешь,

Скоро большим оно станет, прикладывай только почаще.

Жгучего голода тот избежит, кто копить приучился.

Природа была суровой нянькой и воспитательницей греческого народа. Она приучила его довольствоваться немногим. Нам, людям начала XXI века, живущим в так называемом «потребляющем обществе» и выше всего ценящем житейский комфорт, трудно себе представить, насколько простой, убогой, лишённой самых элементарных удобств была жизнь даже высших слоёв греческого общества, тех, кого их соотечественники считали аристократами и богачами, не говоря уже обо всей остальной его массе. Ежедневный рацион зажиточного афинянина времён Платона и Сократа показался бы нам голодной диетой. Он включал в себя хлеб, чаще всего ячменный (белый, пшеничный хлеб даже богатые греки ели очень редко), овощи, бобы, маслины, немного рыбы с приправой, немного сыра из козьего или овечьего молока. Мясо считалось деликатесом. В основном его ели по праздникам во время жертвоприношений богам, которые тоже получали свою долю от трапезы в виде костей. Каждая трапеза, утренняя или вечерняя, сопровождалась у греков вином, но его пили сильно разбавляя водой.



Но греки очень быстро научились извлекать максимальную выгоду из того скудного достояния, которым их могла наделить их нищая страна. Страдая от постоянной нехватки земли, они научились обрабатывать свои карликовые наделы с каменистой, почти бесплодной почвой с такой удивительной тщательностью и старанием, что производимые ими сорта вин и оливкового масла вскоре были признаны лучшим в мире, и в дальнейшем никто уже не решался конкурировать с ними на внешних рынках. Конкуренция шла лишь между самими греческими виноделами и маслоделами: каждый стремился придать своей продукции какой-то особый, необыкновенно тонкий, доступный лишь подлинным знатокам вкусовой оттенок, чтобы его вино или его масло можно было бы всегда отличать от всех остальных. Такая же борьба оттенков велась и между различными ремесленными мастерскими, производящими глиняную расписную посуду, ткани, оружие, разнообразные изделия из бронзы, золота и серебра. И здесь победа над соперником могла быть достигнута только за счёт огромнейшей изощрённости технического умения и очень высокого художественного вкуса. И здесь простейшие материалы, нередко сами по себе не представляющие особой ценности, как, например, гончарная глина, камень или дерево, превращались в подлинные произведения искусства, с которыми трудно было сравнивать произведения чужеземных мастеров.

«Нужда – мать изобретательности» - гласит древне изречение. История греческой цивилизации вполне оправдывает этот афоризм. Именно непрерывная борьба с нуждой сделала греческий интеллект необыкновенно изобретательным, изворотливым, способным найти выход из любого самого затруднительного положения. Недаром в Греции пользовались такой огромной популярностью великие изобретатели и вместе с тем великие хитрецы, плуты и обманщики: Прометей Сизиф, Дедал, Одиссей. Можно даже сказать, что эти мифические персонажи стали наглядным воплощением некоторых очень важных особенностей греческого менталитета. Греки всегда ценили в людях такие качества, как хитроумие, ловкость, умение одурачить другого. Во всем этом они видели проявление особой одарённости или даже своего рода артистизма человеческой натуры. Хитроумие мастера-художника, озабоченного усовершенствованием своих изделий и хитроумие вора-обманщика, думающего лишь о том, как бы половчее надуть попадающихся ему навстречу простаков, ставились ими практически на одну доску. «Отец истории» Геродот, захлёбываясь от восторга, рассказывает читателям об одном поистине гениальном воре, сумевшим провести самого царя Радаманта.



Даже своим богам греки не стеснялись приписывать явно мошеннические наклонности, которые в их характере причудливо и для грека вполне естественно и закономерно соединялись с различными проявлениями художественной и технической одарённости. Так, например, вестник богов Гермес. В одном из т.н. «Гомеровских гимнов» рассказывается о том, как только что появившийся на свет Гермес, едва выбравшись из пелёнок, совершил два замечательных дела: изобрёл лиру, соорудив её из панциря пойманной им черепахи, и украл целое стадо коров у самого Аполлона, причём чтобы сбить с толку преследователя нарочно гнал их хвостами вперёд. Оба этих подвига «божественного младенца» вызывают у поэта чувство неподдельного восторга и умиления. Сам Аполлон, наконец, разыскавший своё стадо и его похитителя, не может сдержать своего восхищения и предрекает проказнику-мальчишке великое будущее.

Плутовская ловкость и предприимчивость греков были хорошо известны близко соприкасавшимся с ними племенам и народам варварской периферии. Они охотно вступали с греками в коммерческие сделки, покупали у них их превосходные вина, разнообразные ремесленные изделия, даже приглашали их к себе на службу, когда возникла потребность, когда возникала потребность в квалифицированных мастерах, художниках или строителях, но в то же время склонны были смотреть на них свысока как на достойную всяческого презрения породу профессиональных торгашей и мошенников. Это общее мнение о греках, бытовавшее среди варварских народов, удачно выразил Геродот, вложивший в уста персидского царя Кир Старшего такую оценку эллинов: «Я не страшусь людей, у которых посреди города есть определённое место, куда собираются народ, обманывая друг друга и принося ложные клятвы». В этих словах заключён прямой намёк на греческую агору – место, где устраивались народные собрания, вершилось судопроизводство, и в то же время занимались торговлей. Здесь важна та репутация, которая закрепилась за греками среди их соседей по ойкумене. Однако если перевести эту оценку из негативного в позитивный план, придётся признать, что среди других народов древности греков выделял высокоразвитый интеллект, предприимчивость и необычная для той исторической эпохи жизненная активность.

Изобретательность и предприимчивость были тесно переплетены в характере греков с другой не менее важной чертой – необыкновенной непоседливостью, предрасположенностью к вечной перемене мест. Иногда в одиночку, иногда небольшими компаниями-гетериями, иногда даже целыми общинами-полисами они удивительно легко снимались с насиженных мести отправлялись куда-нибудь за тридевять земель в поисках удачи или ещё чаще просто хлеба насущного. Очень легко можно было обвинить их на том основании в недостатке патриотизма. Как и многие другие народы древности средневековья, греки жили по принципу: отечество там, где лучше. Они никогда не были намертво привязаны к той земле, на которой они родились и выросли, тем более, что эта земля, как мы видели, не редко становилась для них не матерью, а злою мачехой. Как хорошо заметил А.Боннар: «Греки сделались мореплавателями в силу необходимости. Вопль голодного брюха оснащал корабли и направлял их в море». Разумеется, здесь сыграла свою роль и исключительная, пожалуй, не знающая себе равных во всем Средиземноморье приспособленность Эгейского бассейна для занятий мореплаванием в те времена, когда искусство кораблевождения делало ещё только первые робкие шаги. Море плескалось буквально «у порога» чуть ли не каждого греческого городка и было бы просто безрассудно не использовать те заманчивые возможности, которые оно открывало перед смелыми и хоть немного склонными к авантюрам людьми.

Тем не менее, даже попадая в самые отдалённые концы тогдашней ойкумены, оказавшись то в устье Днепра или Дона среди диких степных кочевников, то на побережье Галлии среди не менее диких кельтских племён, далеких предков теперешних французов, греческие купцы и колонисты никогда не забывали о своей причастности к эллинскому миру, к его культуре и языку, к его общим для всех греков святыням. Более того, именно здесь среди чуждых языков и наречий, среди диковинных, а иногда и отвратительных для эллина варварских обычаев и нравов, это чувство кровной связи со своей далёкой родиной, со своим народом переживались особенно остро и напряженно. Можно сказать, что греки всюду возили за собой своё отечество, как улитка таскает за собой свою раковину. Ведь представление о родине у каждого из них было связано прежде всего с его родным полисом и его ближайшими окрестностями. А воссоздать эту малую родину где-нибудь на новом месте, хотя и в сильно уменьшенной копии, было делом, в общем, не таким уж сложным. Все греческие полисы были стандартны по своей планировке и по своему внутреннему устройству. Почти все они включали в себя один и тот же набор основных элементов: агору, городскую цитадель-акрополь а расположенными на нём храмами богов, гавань с верфями и причалами, в более поздние времена – театр, гимнасий, стадион – место для атлетических упражнений молодёжи.

Массовые миграции населения, в которых участвовали отдельные общины и целые племена, были в древности, и в эпоху раннего средневековья в общем довольно обычным явлением. Но что было характерно именно для греческого мира и чему трудно было подобрать сколько-нибудь близкие аналогии в жизни других народов – это чрезвычайно высокая подвижность отдельных индивидов. В странах Древнего Востока свобода пространственного передвижения личности всегда была крайне ограничена. Почти каждый человек, особенно находившийся на одном из нижних этажей социальной лестницы, крестьянин-земледелец или ремесленник, был чаще всего пожизненно прикреплён к свому месту жительства, к своей сельской общине, с другими словами которой он был связан своеобразной круговой порукой. Те же купцы на Востоке чаще всего были агентами какого-либо храма или же непосредственно зависели от царской власти.

В Греции, начиная с гомеровских времён всё обстояло совершенно по иному. Любой свободный человек, будь он аристократом или простолюдином, богачём или бедняком – безразлично, мог в любой момент, не спрашивая ни у кого разрешения, снарядить корабль или повозку, или просто взять в руки посох, надеть дорожные сапоги с толстыми подошвами и отправиться куда угодно с какой угодно целью, будь то поездка по торговым делам, пиратский набег, посещение какого-либо особо святого места или просто поиски работы или куска хлеба. История Греции полна подобными примерами. Постоянно странствуют по суше и морю герои гомеровских поэм. Постоянно передвигались с места на место ремесленники-демиурги. Постоянно странствовали известные поэты, философы, художники. Среди них мы видим поэта Архилоха – великого законодателя и поэта Солона, выдающегося греческого историка Геродота и т.д.

Диапазон передвижений греческих путешественников все время расширялся и нередко выходил далеко за пределы давно обжитого греками Эгейского бассейна и даже Средиземноморья. Ещё в VII в. до н.э. корабельщик Колей с о. Самоса в Эгейском море проплыл через Столпы Геракла (так греки называли Гибралтарский пролив) в Атлантический океан, побывал на юго-западном побережье Испании и вернулся на родину с большим грузом серебра. В том же столетии странствующий поэт и прорицатель Аристей уроженец о. Проконнеса на Пропонтиде, проник в глубинные районы Северного Причерноморья, долго скитался среди населявших их диких племён и, возможно, добрался до Уральских гор, или, по крайней мере, до Поволжья. Если в гомеровские времена путешествие в Египет или Сирию считалось смелым предприятием, то уже в VII-VI вв. до н.э. такие путешествия стали обычным делом. Так, в начале VI в. Египет посетил Солон.

Но едва ли не самой подвижной частью греческого общества, его авангардом, были греческие наёмники. Задолго до походов Александра Македонского наёмники, завербованные в армию «царя царей», обследовали чуть ли всё огромное пространство Персидской державы от Малой Азии до северной Индии. Скорее всего, именно от них получали необходимую информацию о глубинных районах этого огромного государства не только греческие купцы, но и учёные: географы, историки, натуралисты. Среди скитавшихся по варварским станам греков было также немало мастеров-ремесленников и художников порой самого высокого класса.

Весьма показательно, что при таком обили информации об освоении греками стан Востока и других регионов варварской периферии, свидетельств противоположного рода о посещении Греции выходцами из этих стран сохранилось в наших источниках на удивление мало. Основная масса чужеземцев, побывавших в Элладе в период с VIII по III в. до н.э., т е. в эпоху становления и расцвета греческой цивилизации попадали туда в качестве военнопленных и рабов.

В целом же это сопоставление лишний раз свидетельствует об исключительном динамизме и открытости греческого общества так же, как и о крайней инертности, статичности и замкнутости противостоящих ему варварских обществ. Следует иметь в виду и ещё одно немаловажное обстоятельство: подвижность пространственная вполне естественным образом соединялась в жизни древних греков с подвижностью передвижения по социальной лестнице. Одно здесь плавно переходило в другое. Так, человек, которому долго не везло у себя на родине, скажем, в Афинах или Милеете, мог быстро разбогатеть, поменяв место жительства, перебравшись в одну из отдалённых колоний и занявшись там, допустим, транзитной торговлей – скупкой или перепродажей хлеба, вина, рабов или чем-либо ещё. Дело было сопряжено с определённым риском, но приносило в случае удачи хорошие барыши. Нажив большое состояние, такой купец мог стать одним из первых богачей своей колонии, но мог и вернуться назад в своё отечество, купив дом или земельный надел, пользоваться влиянием и почётом. Конечно, сделать это удавалось далеко не каждому. Иначе в греческих полисах не было бы ни бедноты, ни простонародья, а все были бы богачами и аристократами. Тем не менее, путь к жизненному успеху был в принципе открыт перед любым человеком, от природы наделённым отвагой, предприимчивостью или деловой хваткой.

В связи с этим нельзя не заметить, что греки с удивительной лёгкостью меняли не только место жительства, но и род занятий. И источники средств существования, а вместе с ними, образ жизни и социальный статус. Так, Солон, человек знатного происхождения, и как все афинские аристократы – землевладелец, вынужден был заняться морской торговлей, чтобы таким способом поправить своё пошатнувшееся материальное положение своей семьи. Отец поэта Гесиода, напротив, сменил скитальческую жизнь мореплавателя и погоню за наживой на более размеренное и спокойное существование крестьянина-земледельца. Классическим образцом греческой предприимчивости и умения приспосабливаться к быстро меняющейся обстановке, находить выход из самых трудных положений может считаться жизненный путь одного из самых популярных греческих писателей IV в. до н.э. Ксенофонта, биография которого известна по его же сочинениям. Выходец из богатой и знатной семьи, он почти до тридцатилетнего возраста прожил в Афинах, занимаясь философией под руководством мудрого Сократа и в тоже время увлекался охотой и верховой ездой. Однако обстоятельства круто изменили его жизнь. В 401 г., после окончания длительной и опустошительной Пелопоннесской войны, в которой Афины потерпели поражение, он был вынужден покинуть родной город и променять спокойную жизнь землевладельца на опасное ремесло наёмного солдата. Ксенофонту удалось завербоваться в армию персидского наместника Малой Азии царевича Кира Младшего и в составе десяти тысяч наёмников совершить поход через внутренние области Персидской державы, позже описанный им в его произведении «Анабасис». В благодарность за услуги, оказанные Спарте, он получает от спартанцев большой земельный надел в Элиде и около 12 лет живёт там, мирно занимаясь литературой и сельским хозяйством. Но затем его жизнь вновь делает резкий поворот: в Элид вторгаются войска враждебного Спарте Беотийского союза и оставаться здесь ему стало смертельно опасно. Он был вынужден бежать в Коринф, где видимо, и окончил свои дни в положении политического изгнанника. Главная и наиболее примечательная черта его карьеры – ясно выраженная активность и самостоятельность в выборе путей и способе устройства своего жизненного благополучия в сочетании с явным недостатком нравственной щепетильности.

Такими образом, некоторые достаточно важные черты менталитета древних греков, как бережливость, умеренность, изобретательность, предприимчивость, склонность к передвижениям могут быть объяснены особенностями их образа жизни, в свою очередь обусловленного природной средой их родной страны. В данном случае оправдывается старая марксистская формула: «Бытие определяет сознание», хотя далеко не всё богатство духовного мира греков и их психической жизни выводится прямо и непосредственно из их бытового уклада или форм хозяйственной деятельности. Во многих случаях их сознание оказывало ощутимое обратное воздействие на их индивидуальное и общественное бытие.

Менталитет Греков.

Характер древних греков познавать мир, видеть красоту, сохранять достоинство .

История Древней Греции насчитывает не один десяток веков, ее территорию населяли разные племена, но сохранившиеся памятники ее культуры в большинстве своем раскрывают перед современным человеком типические черты древних греков. Это полноценное восприятие жизни, стремление познать окружающий мир, искреннее любопытство ко всему новому и необычному, чувство собственного достоинства, умение видеть красоту во всех, даже трагических, проявлениях жизни, стремление к гармонии, соразмерности, развитое чувство юмора, внутренняя раскрепощенность, а самое главное открытость и дружелюбие в общении с другими государствами и народами.

Буйная фантазия и изобретательность греков сочетались с рациональным реалистическим мышлением, что хорошо прослеживается в их религии, которая практически лишена иррациональности, мистицизма, ориентирована на человека. Недаром греческие божества похожи на людей, наделены всеми человеческими чувствами и эмоциями. Тот же аспект мировосприятия прослеживается и в греческой науке, литературе, искусстве.

Дух состязательности - основа развития.

Одной из важнейших черт характера древних греков была потребность проявить себя в соревновании. Агонистика (греч. борьба) - принцип противоборства, состязательности пронизывал практически все сферы деятельности. Его проявлением, в частности, были игры, которые устраивали в честь определенных богов: Пифийские игры - спортивные и музыкальные состязания проводимые в Дельфах в честь Аполлона (каждые четыре года), Истмийские игры устраивали в честь Посейдона раз в два года под Коринфом. Особой популярностью пользовались Олимпийские игры - посвященные Зевсу спортивные состязания (борьба, конные соревнования, бег и кулачный бой). Начиная с 776 г до н. э., эти игры проводились один раз в четыре года в Олимпии, в них могли принимать участие только свободные мужчины, полноправные граждане полисов Атлеты состязались обнаженными, победителю надевали на голову венок из ветвей оливы. Олимпийские игры воспринимались как символ единения и взаимного согласия полисов, не случайно на время игр объявлялся священный мир, а с эпохи эллинизма греческое летоисчисление велось по олимпиадам Наряду со спортивными и смешанными состязаниями существовали и чисто музыкальные (агоны), проводившиеся на больших праздниках.

Дух состязательности присутствовал и в греческом театре при постановке пьес между авторами проводилось соревнование, по окончании которого назывались победители, вручались призы. Некоторые элементы агонистики проявлялись и в самих пьесах. Так, обязательным элементом классических комедий был агон - спор двух частей хора К тому же принципу противоборства восходит, вероятно, и форма диалога, довольно широко распространенная в греческой философии.

Состязания, игры сопровождали греков и в повседневной жизни: популярны были петушиные бои, игры в мяч, часто сочетавшиеся с танцами и пением, есть сведения о существовании командной игры в мяч с помощью изогнутых клюшек, женщины и дети любили играть в бабки. Для детей специально изготавливались игрушки - кубики, погремушки, куклы, настольные игры.

Женщины - замужние и свободные. Положение женщины в Древней Греции менялось с течением времени. На Крите они играли очень важную роль, в эпоху архаики пользовались лишь некоторой самостоятельностью, в этот период сложился обычай наделять невесту приданым. В классическую эпоху женщины в большинстве полисов играли подчиненную роль: браки заключались преимущественно на основе соглашения родственников жениха и невесты; и замужние женщины и девушки редко покидали дом, не участвовали в общественной жизни. Исключение составляли гетеры - образованные женщины, ведущие свободный образ жизни. В эпоху эллинизма вы¬росла самостоятельность женщин, в том числе и экономическая, они стали более активно получать образование, приобретать профессии

Мужчины - активные участники общественной жизни. Мужчины принимали деятельное участие в общественной жизни (особенно в классическую эпоху), много времени проводили, занимаясь физическими тренировками в специальных спортивных сооружениях - палестрах, а также в гимнасиях, которые примерно с IV в. до н.э превращаются в школьные здания. Очень часто проводили симпосионы - пирушки для друзей, на которых пели песни, иногда даже мерились силами в красноречии, поэзии, вели философские споры, нередко для развлечения приглашали флейтисток, других музыкантов, гетер Пирующие располагались на ложах, украшали себя цветами.

Пища должна быть простой. Пища древних греков была простой, ее основу составляли хлеб (особенно ячменный, пшеничный), каши (пшенная, ячневая), сыр, овощи, фрукты, рыба. Мясо греки ели редко - в основном во время жертвоприношений, когда часть пищи сжигалась, а другая съедалась жертвующими. Пили в основном молоко, воду, вино, которое изготавливалось не только из винограда разных сортов, но и из яблок, груш, других фруктов Обычно вино разбавляли водой, лучшим среди греческих вин считалось хиосское. В Греции широко использовалось оливковое масло, причем не только в кулинарии, но и для умащения тела - на эти цели шло масло более низкого качества, в него добавлялись ароматические вещества.

Хитон - основной вид одежды . Прически

Основным видом одежды у треков был хитон - обычно короткий у мужчин, длинный у женшин; штаны считались одеждой варваров. Хитон закрепляли на плечах, подпоясывали на (гиматий, хламида); женщины часто надевали на голову покрывало.

Женские прически делались из длинных волос (всевозможные пучки, узлы, локоны), использовались сетки, платки, металлические обручи. У мужчин долгое время популярностью пользовались длинные волосы, прически были даже более разнообразны, чем женские. Короткая стрижка распространяется с VI в. до н.э., а в V в. до н.э. становится самой популярной. В отличие от критян греки носили усы и бороду, но со времен Александра Македонского распространился обычай бриться.

Поэтому , культура Древней Греции сохранилась и осталась в памяти человечества и по сей день. Мы смотрим на нее, как на совершенный образец чистоты и гармонии. Этот талантливый народ сумел непостижимым образом объединить в этом мире, казалось бы несовместимые вещи: материальное и идеальное, чувства и рациональность и, конечно же, общество и индивидуализм.



Похожие статьи
 
Категории