Когда за добро злом платятмолдавская народная сказка. За добро плати добром, не будь пустельгой по произведению Телеграмма (Паустовский К.Г.)

05.03.2019

(для детей старшего дошкольного возраста)

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Закреплять представления о различии таких качеств, как послушание – непослушание, дружба – ссора, милосердие – злоба, смелость – трусость.

Учить понимать и использовать пословицы и поговорки: «За добро – добром платят», «Храброму и смерть не страшна».

Учить детей работать с репродукциями картин В.М.Васнецова.

Знакомить с новыми средствами музыкальной выразительности камерной музыки.

Воспитательные задачи:

Воспитывать в детях послушание, милосердие, ответственность за порученные дела.

Учить детей преодолевать трудности на пользу общего дела.

Развивающие задачи:

Помочь детям увидеть зависимость имён героев от их внешнего облика (Сивка-Бурка).

Развивать художественное восприятие.

Материал : текст сказки «Сивка-Бурка», иллюстрации к сказке, записи музыки П.И.Чайковского «Русская народная песня» и «Квартет», цветной пластилин, картонная основа для барельефной лепки, стека.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам прочитаю русскую народную сказку «Сивка-Бурка». Но сначала послушайте музыку П.И. Чайковского «Русская народная песня». (Прослушивание записи). Рассматривание иллюстраций к сказке и беседа по содержанию сказки.

Воспитатель: Кто главные герои сказки?

Дети : Иванушка, конь Сивка-Бурка.

Воспитатель: Расскажите, как случилось, что Иванушка подружился с конём?

Дети: Иванушка стерёг пшеницу, а конь прискакал её топтать. Иванушка поймал коня, а он говорит человеческим голосом: «Отпусти меня, Иван, буду тебе верно служить». Иванушка отпустил коня. Так они подружились.

Воспитатель: Какие волшебные слова сказал Иванушке конь?

Дети: «Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!».

Воспитатель: Опишите Сивку-Бурку?

Дети: Он с золотой гривой, одна шерстинка у него серебряная, другая золотая.

Воспитатель: Посмотрите дети на иллюстрацию, как бежал конь?

Дети: «Бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».

Воспитатель: Скажите, как Иванушке удалось получить перстень Елены Прекрасной?

Дети : Сивка-Бурка ему помог.

Воспитатель: Как царевна нашла своего жениха?

Дети: Она угощала всех вином и увидела у Иванушки под тряпицей своё колечко.

Воспитатель: В сказке говорится: «Прибегал конь к Иванушке и замирал как вкопанный». Как вы понимаете это выражение: «как вкопанный»?

Дети: Конь стоял ровно, не двигался.

Воспитатель: Как вы понимаете это выражение: «Выйди во чисто поле, свистни, гаркни...»

Дети: Громко крикнуть.

Воспитатель: Какой в сказке Иванушка?

Дети: Послушный, смелый, милосердный.

Воспитатель : Как вы думаете, почему он послушный?

Дети: Выполнил просьбу своего отца.

Воспитатель: Почему он смелый?

Дети: Не испугался коня.

Воспитатель: А почему он милосердный?

Дети: Отпустил коня на волю.

Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Квартет».

Воспитатель: Ребята, в сказке есть слова, которые можно сказать по-разному, разными словами. Вот, например: «народ валом повалил к терему». Как можно сказать по-другому «валом повалил»?

Дети : Много идёт народу.

Воспитатель: Иванушка «не кручинился».

Дети: Не грустил, не печалился.

Воспитатель: Поцеловал царевну «в уста алые».

Дети: Уста – это губы.

Воспитатель: Царевна «ахнула».

Дети: Удивилась, не ожидала такого увидеть.

Воспитатель: «Не успел оком моргнуть».

Дети: Глазом моргнуть. Око – это глаз.

(Если дети затрудняются в ответе, воспитатель объясняет значение непонятных слов, встречающихся в сказке).

Воспитатель: Есть такая мудрая пословица: «За добро добром платят». Как вы понимаете?

Дети: Если нам кто-то сделал добро, мы тоже должны отплатить добром.

Воспитатель: О ком так можно сказать в нашей сказке?

Дети: Об Иванушке, о Сивке-Бурке.

Воспитатель: Как вы понимаете пословицу: «Храброму и смерть не страшна».

Дети: Если человек храбрый, он ничего не боится, даже смерти.

Воспитатель: Дети, а если бы вам в жизни повстречался такой Сивка-Бурка, о чём бы вы его попросили?

Дети: Чтобы люди были добрыми, не ссорились, помогали друг другу, любили друг друга.

Воспитатель: А сейчас дети мы с вами поиграем в пальчиковую игру «Лошадка».

Одной рукой я травку рву,

Другой рукой я тоже рву.

Я травкой накормлю коня

Вот сколько пальцев у меня!

Воспитатель: Проходите, пожалуйста, за столы. Давайте вылепим из пластилина Сивку-Бурку.

Воспитатель объясняет и показывает процесс лепки.

Под музыку дети выполняют работу. Затем детские работы выставляются на одном планшете.

Воспитатель: Молодцы, дети! Подарите своего Сивку-Бурку родителям и скажите добрые пожелания.

Наше занятие закончено.

Бугрова С.Н., воспитатель НДОУ

«Православный детский сад

«Рождественский» г. Белгород

Тема занятия

Шел однажды человек по лесу, с работы домой возвращался. Дорога не ближняя, идет он, думу думает и вдруг видит впереди – дерево горит. Бушует пламя, объяло его снизу доверху, только веточки трещат. А на самой вершине змея предлинная корчится, извивается в огне лютом, мается и шипит, что есть мочи, от страшной боли. Заметила змея человека, запричитала жалобно-прежалобно:

– Помоги, добрый человек, спаси меня от смерти лютой.

Совестно стало человеку мимо пройти, не вызволить змею из беды; и она, чай, существо живое, тоже умирать не хочет. Протянул он посох свой длинный, и змея тихонько-легонько спустилась вниз, поползла по руке человека, да негаданно-нежданно и обвилась вокруг него.

Остолбенел бедняга от изумления.

Схватил было змею, крутит ее, рвет, чтоб избавиться, да не тут-то было! Змея только рассвирепела да еще пуще сдавила, чуть не удавила.

– Тьфу, напасть, – мечется человек. – Хотел змее добро сделать, а оно против меня же злом обернулось.

– Так оно и бывает всегда.

– Как это?

– Аль не знаешь ты, что за добро злом всегда платят?

– Откуда ты правило такое выкопала?

– Как это, откуда? Так уж водится, спроси хоть кого, никто не скажет тебе, чтоб за добро добром воздавали; а коль найдется хоть одно существо, которое думает иначе, сползу я с твоей шеи.

– Здравствуй, конь.

– Здравствуй, прохожий.

– Послушай-ка, в какую беду я попал. Проходил я лесом и вот пожалел змею эту, из огня ее вытащил, а она вокруг шеи моей обвилась, и ношу я ее теперь на себе, словно крест тяжкий. Рассуди же нас, правильно ли это, что за добро злом мне платят.

– Эх, бедолага, понятна мне скорбь твоя, ведь и я едва на ногах держусь от горя-горького. В молодости кормил меня хозяин зерном отборным, поил да холил, а потом, бывало, вскочит верхом, и ношу я его по свету вдоль и поперек. Но только я состарился – погнал он меня на все четыре стороны. Нет во мне больше нужды. Вот как бывает на свете! Горе нам, несчастным, за добро нам злом платят.

– Ну что, аль не права я? Слышишь, что конь говорит? – злорадно зашипела змея.

– Здравствуй, пес!

– Здравствуй.

– Подойди-ка поближе и послушай, какое у меня горе. Вот то-то и то-то со мной приключилось. – И поведал он псу все, как было.

– Эх, добрый человек, – могу я тебе только посочувствовать, ведь и на меня несчастье большое обрушилось. В молодости служил я хозяину, и кормил он меня хорошо; ловил я ему зайцев, лисиц, волков загонял; а как постарел и обессилел, прогнал меня хозяин, и теперь слоняюсь я, как неприкаянный, и на помойках роюсь, и мослы глодаю, забыл хозяин все услуги мои. Эгей, что и говорить, за добро злом платят.

– Слышишь, человече, что все говорят?

– Слышу, как же, слышу, но давай еще кого-нибудь спросим.

Пошли они своей дорогой, шли все вперед, пока дошли до другого леса.

Тут повстречался им добрый молодец, юный красавец со взором ясным, с палицей на плече и мечом на боку.

– Здравствуй, добрый молодец, – молвит человек.

– Здравствуй, горемыка.

– Послушай-ка про горести мои.

– Говори, что болит.

– Возвращался я с работы, да в лесу одном вытащил из огня-полымя эту змею подколодную, и вот обвилась она вокруг шеи моей, задушить норовит. Рассуди же нас, добрый молодец, скажи, можно ли за добро злом платить.

– Добрый человек, не могу вас рассудить, когда один на другом верхом сидит.

– Как же нам быть?

– Разойдитесь один по эту сторону дороги, другой по ту, тогда и рассужу я вас.

Змея – ни в какую. Сидит на шее человека, словно привороженная.

– Да слезь ты, змея проклятая, пусть рассудит нас добрый молодец, – закричал на нее человек.

Поползла змея вниз, направилась к обочине дороги. Тут добрый молодец засвистел что есть мочи, и вдруг как из-под земли вырос отряд витязей могучих, да стали змею топтать, избивать, на куски рубить, пока с землей не смешали.

Вот каков приговор, когда за добро злом платят.

Перевод: Л. Щетинина

Шел однажды человек по лесу, с работы домой возвращался. Дорога не ближняя, идет он, думу думает и вдруг видит впереди - дерево горит. Бушует пламя, объяло его снизу доверху, только веточки трещат. А на самой вершине змея предлинная корчится, извивается в огне лютом, мается и шипит что есть мочи от страшной боли. Заметила змея человека, запричитала жалобно-прежалобно: - Помоги, добрый человек, спаси меня от смерти лютой. Совестно стало человеку мимо пройти, не вызволить змею из беды: и она, чай, существо живое, тоже умирать не хочет Протянул он посох свой длинный, и змея тихонько-легонько спустилась вниз, поползла по руке человека, да негаданно-нежданно и обвилась вокруг него. Остолбенел бедняга от изумления.

Схватил было змею, крутит ее, рвет, чтоб избавиться, да не тут-то было! Змея только рассвирепела да еще пуще шею сдавила, чуть не удавила.

Тьфу, напасть,- мечется человек.- Хотел змее добро сделать, а оно против меня же злом обернулось.

Так оно и бывает всегда. - Как это?

Аль не знаешь ты, что за добро злом всегда платят?

Откуда ты правило такое выкопала?

Как это, откуда? Так уж водится, опроси хоть кого, никто не скажет тебе, чтоб за добро добром воздавали; а коль найдется хоть одно существо, которое думает иначе, сползу я с твоей шеи.

Здравствуй, конь.

Здравствуй, прохожий.

Послушай-ка, в какую беду я попал. Проходил я лесом и вот пожалел змею эту, из огня ее вытащил, а она вокруг шеи моей обвилась, и ношу я ее теперь на себе, словно крест тяжкий. Рассуди же нас, правильно ли это, что за добро злом мне платят.

Эх, бедолага, понятна мне скорбь твоя, ведь и я едва на ногах держусь

от горя-горького. В молодости кормил меня хозяин зерном отборным, поил да холил, а потом, бывало, вскочит верхом, и ношу я его по свету вдоль и поперек. Но только я состарился - погнал он меня на все четыре стороны. Нет во мне больше нужды. Вот как бывает на свете! Горе нам, несчастным, за добро нам злом платят.

Ну что, аль не права я? Слышишь, что конь говорит?- злорадно зашипела змея.

Здравствуй, пес!

Здравствуй.

Подойди-ка поближе и послушай, какое у меня горе. Вот то-то и то-то со мной приключилось. - И поведал он псу все, как было.

Эх, добрый человек, могу я тебе только посочувствовать, ведь и на меня несчастье большое обрушилось. В молодости служил я хозяину, и кормил он меня хорошо; ловил я ему зайцев, лисиц, волков загонял; а как постарел и обессилил, прогнал меня хозяин, и теперь слоняюсь я, как неприкаянный, и на помойках роюсь, и мослы глодаю, забыл хозяин все услуги мои. Эгей, что и говорить, за добро злом платят.

Слышишь, человече, что все говорят?

Слышу, как же, слышу, но давай еще кого-нибудь спросим.

Пошли они своей дорогой, шли все вперед, пока дошли До другого леса.

Тут повстречался им добрый молодец, юный красавец со взором ясным, с палицей на плече и мечом на боку.

Здравствуй, добрый молодец,- молвит человек.

Здравствуй, горемыка.

Послушай-ка про горести мои.

Говори, что болит.

Возвращался я с работы, да в лесу одном вытащил из огня-полымени эту змею подколодную, и вот обвилась она вокруг шеи моей, задушить норовит. Рассуди же нас, добрый молодец, скажи, можно ли за добро злом платить.

Добрый человек, не могу вас рассудить, когда один на другом верхом сидит.

Как же нам быть?

Разойдитесь один по эту сторону дороги, другой по ту, тогда и рассужу я вас.

Змея - ни в какую. Сидит на шее человека, словно привороженная.

Да слезь ты, змея проклятая, пусть рассудит нас добрый молодец,-закричал на нее человек.

Поползла змея вниз, направилась к обочине дороги. Тут добрый молодец засвистел что есть мочи, и вдруг как из-под земли вырос отряд витязей могучих, да стали змею топтать, избивать, на куски рубить, пока с землей не смешали.

Вот каков приговор, когда за добро злом платят.

(с)

P.S. В нашей жизни всё именно так - не делай добра, не получишь.... Хотят люди хорошего отношения к себе – с себя и начни …. Хотят мужчины заботы и внимания от женщины – учитесь ценить и уважать. А уж если посадили змею к себе на шею, сами посадили – то и нечего винить всё и всех – начните с себя, будьте хоть перед собой правдивы, научитесь быть мужчинами. Учиться никогда не поздно - поздно потерявши.... Помните, добром лишь за добро платят.

За добро добром и платят (прибавка: а за худо худом) .
См. ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ

  • - Предложение сесть...

    Словарь народной фразеологии

  • - Жарг. мол. Шутл. О человеке, повторяющем чужие слова. Максимов, 236...

    Большой словарь русских поговорок

  • - нареч...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ДОБРО́М, нареч. . 1. По доброй воле, без принуждения. Лучше д. отдай. 2. По-хорошему, без ссоры. Д. прошу...

    Толковый словарь Ожегова

  • - См. БЫЛОЕ -...
  • - Делай добро, и тебе будет добро...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Доброхотна дателя любит Бог. См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Добро-добро, а ноги кривы...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - За постой деньги платят, а посиделки даром. См. БРАНЬ - ПРИВЕТ За постой деньги платят, а посиделки даром. См. ГОСТЬ - ХЛЕБОСОЛЬСТВО За постой деньги платят, а посиделки даром...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ГОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - За доброе жди добра, за худо худа! См. ВИНА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СВОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ХОРОШО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. НЕПРАВДА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Стоит добро, в добре добро; я взял добро да выгнал добро...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Хвалят, да не платят...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

"За добро добром и платят." в книгах

автора Панов Евгений Николаевич

Неверному супругу платят тем же…

Из книги Бегство от одиночества автора Панов Евгений Николаевич

Неверному супругу платят тем же… Сейчас орнитологам известно свыше 100 видов моногамных птиц, у которых самки в силу тех или иных причин зачастую оказываются неспособными сохранить верность своим супругам. Большинство из этого обширного перечня составляют виды, которым

Боссам платят за молчание

Из книги автора

Боссам платят за молчание В девяностые, да и сейчас не меняется дело к лучшему в родном мне «Спартаке». Не могу замалчивать это. В главную спартаковскую команду по окончании игровой карьеры меня не звали ни в каком качестве и сам туда не рвался. Уже пришли великие люди,

Шпионам платят золотом

Из книги Архипелаг приключений автора Медведев Иван Анатольевич

Шпионам платят золотом Шульмейстер провел еще целый ряд блистательных шпионских операций, которыми в значительной степени обеспечил победу Наполеона под Аустерлицем и скоротечный разгром Пруссии, выполнял секретные миссии в Англии и Ирландии, добыл обширные сведения

Глава 6 За что вам платят?

Из книги Библия личных финансов автора Евстегнеев Александр Николаевич

Глава 6 За что вам платят? Один доллар за вечное счастье?.. Я был бы более счастлив с долларом. Барт Симпсон, м/с «Симпсоны» Определить свою профессиональную стоимость (или, другими словами, свою ценность для рынка) довольно сложно. Причина проста: эта стоимость не выражена в

Добром за добро

Из книги Привычки на миллион автора Рингер Роберт

Добром за добро Концепция «добром за добро» является основой всех здоровых гармоничных человеческих взаимоотношений. «Добром за добро» – это еще один способ сказать «взаимовыгодно». Трагедия, которую постоянно открывают нам социологические опросы, состоит в

[Лекция 2], часы 3, 4 Добро не вещь и не смысл. Добро как душевное состояние. Разъяснение кватерниев. Добро как ценность, норма, цель

Из книги Философия как духовное делание (сборник) автора Ильин Иван Александрович

[Лекция 2], часы 3, 4 Добро не вещь и не смысл. Добро как душевное состояние. Разъяснение кватерниев. Добро как ценность, норма, цель Местонахождение нравственного1) Начнем с выяснения той сферы, в которой можно и должно искать общее и первоначальное местонахождение

Не платят зарплату?

Из книги Опоздания и невыполненные обещания автора Красникова Ольга Михайловна

Не платят зарплату? Иногда при невыполнении обещаний важно действовать, но действовать конструктивно. Вот, например, людям не выплачивают вовремя зарплату – тоже, между прочим, невыполнение обещаний. Что делать?Вообще обязательства существуют не только у работника

Чем платят за выбор

Из книги Без буржуев автора Ефимов Игорь Маркович

Чем платят за выбор На историческом пути каждого народа бывают подъемы и спуски, бывают ровные участки, свернуть с которых кажется невозможно, но бывают и поворотные точки, развилки, где все висит на волоске, где народ держит судьбу в своих руках, и где в результате

150. Кому платят?

Из книги Картины Парижа. Том I автора Мерсье Луи-Себастьен

150. Кому платят? В наш век, именуемый просвещенным, искусство и наука вознаграждаются обыкновенно в порядке, обратно пропорциональном приносимой ими пользе. Так, некий оперный танцор получает больше, чем все учителя какого-нибудь коллежа вместе взятые. Жалованье

Урок молитвы: Как может вас обидеть зло, где найдет лазейку (пу на ври тропо), если добро в вас, ведь добро непобедимо!

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

Урок молитвы: Как может вас обидеть зло, где найдет лазейку (пу на ври тропо), если добро в вас, ведь добро непобедимо! Вы не станете святыми, охотясь за злом. Оставьте зло. Взирайте на Христа, и Он спасет вас. Вместо того чтобы стоять за дверью и прогонять врага, презирайте

Как можно «победить зло добром» (Рим.12:21), если зло разрушает, а добро созидает?

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Как можно «победить зло добром» (Рим.12:21), если зло разрушает, а добро созидает? Иеромонах Иов (Гумеров)Христиане должны удерживаться от всех замыслов о мщении. Кто снизойдет до мести, тот живёт не по христианскому, а по демоническому уставу. Зло никогда не может уничтожить

Глава седьмая Третий этап: как платить добром за добро

Из книги Как дарить любовь. О расширении круга взаимоотношений, основанных на любви автора Гьяцо Тензин

Глава седьмая Третий этап: как платить добром за добро Неоплаченный долг доброты тяжелее Великой горы, тяжелей океана. Цонкапа. «Великий трактат об этапах пути» Когда вы успешно преодолеете первые этапы и научитесь узнавать во всех живых существах тех, кто был вам другом

20. Горе тем, которые зло называют добром, н добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким!

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

20. Горе тем, которые зло называют добром, н добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое -

За что платят в бурении

Из книги Покорители земных недр автора Блинов Геннадий Александрович

За что платят в бурении Прежде всего, поисково-разведочное бурение подобно любому другому производству, будь то небольшая мастерская или станкостроительный гигант, должно быть рентабельным и экономически оправданным, во всяком случае неубыточным.Казалось бы, странно



Похожие статьи
 
Категории