Конспект урока по литературе на тему: "Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным". Тема: Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным

23.03.2019

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ТЕМА: СМЫСЛ СТОЛКНОВЕНИЯ КАЛАШНИКОВА С КИРИБЕЕВИЧЕМ И ИВАНОМ ГРОЗНЫМ (по «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова)

а) образовательные:

Рассмотреть кульминационный эпизод поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

Раскрыть смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и выяснить идейно-композиционное значение этого эпизода.

Показать, что Степан Калашников – носитель лучших черт русского национального характера.

Повторение и обогащение знаний об эпохе Ивана Грозного, обстоятельствах и причинах учреждения опричнины, о некоторых личных качествах самодержца.

Беседа о многообразии и сложности человеческих характеров.

б) развивающие:

Совершенствование выразительного чтения и продуктивного монологического высказывания.

Развитие умения сравнивать героев и на этом основании проникать в глубины их характеров.

Обучение анализу эпизода, сопоставлению параллельных эпизодов.

в) воспитательные:

Побудить учащихся обдумать и пережить конфликт, связанный с защитой чести и человеческого достоинства, выразить своё отношение.

Воспитание высоких нравственных качеств (благородства, уважения к семье, к национальным традициям) в работе с художественным текстом.

Формирование сотруднических отношений.

Оборудование:

Портрет М.Ю. Лермонтова,

Репродукция картины в. Васнецова “Иван Грозный”,

Иллюстрации художника Билибина к поэме М.Ю. Лермонтова.

· репродукции картин А.Васнецова «Отъезд с кулачного боя», «Кремль времен Василия III»

ХОД УРОКА

Высшая и самая характерная черта нашего народа

– это чувство справедливости и жажда ее

Ф.М.Васнецов

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Вступительное слово учителя

История создания произведенияЧто вам известно об Иване Грозном? (Первый русский царь, на престол взошел в 16 лет. 34 года правил. К концу царствования Ивана Грозного Русь окончательно стала единой страной.)Что такое опричнина? (Объявленная цель опричнины - борьба с "боярской изменой" - предполагаемыми заговорами олигархических боярских кланов против целостности государства. Фактическая цель - установление единоличной неограниченной власти царя Ивана Грозного. Методы опричнины - устрашение собственного народа путем государственного террора. Само слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». На опричников не распространялись ни государственные, ни церковные, ни моральные законы. Им было позволено всё, что было угодно царю. Главным критерием опричника была безусловная личная преданность государю. Опричники были фактически личной карательной гвардией Ивана Грозного. Социальный состав опричников - мелкопоместные землевладельцы, исходно ненавидевшие крупную родовую знать.)Что такое домострой?Почему Лермонтов обращается к историческому прошлому страны? (поиск героя). Обратимся к отрывку из стихотворения «Дума»Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию - презренные рабы.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

Жанр произведения (Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. Поэма Лермонтова названа песней, так как поэт создаёт произведение, очень близкое по содержанию, форме и по духу к русским народным историческим песням.)Найдите признаки фольклора в произведении.Почему герои песни расположены в названии в таком порядке?Назовите приметы времени, изображенные в поэме. II. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1.Столкновение Калашникова и Кирибеевича

Что узнаем о Калашникове?Поэма, которая имеет такое длинное название, известна читателям как «Песня про купца Калашникова..». Это не случайно. Главный герой поэмы - Степан Парамонович Калашников. С ним встречаемся во 2-й главе.

Дома он узнает о беде, которая приключилась с его женой, Аленой Дмитриевной. Речь его, обращенная к жене, строгая, даже грубая:

«Уж ты где, жена, жена, шаталася?...»

Степан Парамонович - глава семьи, дома. Он - опора семьи, защитник чести и жены, и всего своего рода, он старший брат. Услышав рассказ Алены Дмитриевны о Кирибеевиче, Калашников понял, что его честное имя, честное имя его жены опозорены.

Что мы узнаем о Кирибеевиче в первой части поэмы?Имя Кирибеевича стоит вторым в названии поэмы, это любимый опричник царя Ивана Грозного. Он из роду Скуратовых и семьей вскормлен Малютиной (Малюта Скуратов- приближенный Ивана Грозного, глава опричников, отличался крайней жестокостью.) С ним мы встречаемся впервые на пиру у Ивана Грозного.

Он себя считает недостойным рабом царя, говорит о том, что не дорожит своей жизнью. Кирибеевич хвастлив, никто не может его сбить на кулачном бою. «Не родилась та рука заколдованная ни в боярском роду, ни в купеческом». Но не всю правду сказал Кирибеевич, он не сказал царю, что Алена Дмитриевна замужем.

Критик В.Г.Белинский писал о Кирибеевиче: «Для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть! Он вышел из-под опеки естественной нравственности своего общества, а другой, более высшей, более человеческой, не приобрел: такой разврат, такая безнравственность в человеке с сильною натурою и дикими страстями опасны и страшны. И при всем этом он имеет опору в грозном царе…»

«Власть прежде всего должна быть разумной».(А.де Сент-Экзюпери)

Для чего Кирибеевич выходит на кулачный бой? («Разгуляться для праздника», «потешить царя-батюшку».)Зачем Калашников идет на кулачный бой? (Защитить честь семьи) Учитель (работа с эпиграфом): Ф.М. Достоевский писал: «Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее»

Калашников жаждет справедливости, поэтому идет на кулачный бой – это единственный шанс отстоять эту справедливость.

« Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут... Есть души, лозунг которых- все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы...» (Белинский)

Давайте вспомним правила кулачного боя (Кулачные бои обычно проводились по праздникам с Рождества до Троицы, местами до Петрова дня, а разгул боёв начинался во время Масленицы. По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой - на замёрзших реках и озёрах. Существовали виды кулачного боя: «один на один», «стенка на стенку»). Кто сталкивается в бою, по мнению автора? (Столкнулись в поединке «сын честнова отца» и «басурманский сын».) Почему в бою побеждает Калашников? (Здесь, на поединке, вершится Божий суд. Справедливый суд.) В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова есть такие строки: Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

Литература всегда была тесно связана с христианскими традициями. Кирибеевич преступает христианские законы:«Не создавай себе кумира» – для Кирибеевича кумиром является царь Иван Васильевич. Ему он поклоняется, служит верой и правдой«Не желай жены ближнего твоего». Учитель: Христианский закон на стороне Калашникова, а значит и Бог на его стороне. Купец защищает не только честь жены, но и христианские законы, национальные традиции. Перед боем Калашников кланяется не только царю, но и Кремлю со святыми церквями, как будто прося благословения на честный бой. И Бог помогает купцу. Крест со святыми мощами спасает Калашникова от смертельного удара Кирибеевича. Степан Парамонович выступает орудием в карающей руке Господа.

2. Калашников и Иван Грозный.

Слово учителя:Обратимся к образу царя. «...Взгляд очей его- молния, звук речей его- гром небесный,порыв гнева его - смерть и пытка; но сквозь все это, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего...но сильного и благородного по силе своей духа....»(Белинский)

Кто являлся на Руси хранителем обычаев и христианских законов? Царь, в данном случае – Иван Грозный, так как он православный царь, Помазанник Божий. Царь, конечно, мог наказать того, кто «позорил чужую жену», кто преступил «закон Господний», если бы знал о преступлении Кирибеевича. Но это только с одной стороны. А с другой – именно царь создал опричнину и наделил своих любимцев-опричников безграничной властью, а, следовательно, и возможностью нарушать безнаказанно православные законы. Следовательно, главным разрушителем основ национальной жизни выступает царь.

Вопросы к учащимся:

Как ведет себя Калашников с царем?(Калашников разговаривает с царем, как с равным, потому что выступает не как «слуга царю», а как христианин перед христианином; заявляет, что есть стороны жизни, которые неподсудны царю, а подсудны «только богу единому».)

Учитель: Брак для Калашникова – святыня, узы, которыми он связан с женою, от Бога (браки заключаются на небесах), поэтому не видит необходимости обращаться к царю; Калашников понимает, что нарушил христианскую заповедь: не убивать, не мстить, и в этом его трагедия – он не мог восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианской заповеди. Поэтому Калашников смиренно идет на казнь – это расплата за грех убийства.)

Проблемный вопрос: Мог ли Калашников избежать казни?Спрашивая Калашникова: «Волей вольною...

ТЕМА: Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

Защита человеческого достоинства. Сила и цельность характера Калашникова.

ХОД УРОКА

I. Чем по происхождению отличается Калашников от своего противника - Кирибеевича?

1. О знатном происхождении Кирибеевича говорит сам царь: «А из роду ты ведь Скуратовых...». Кирибеевич сам с гордостью называет свое имя Алене Дмитриевне:

Я слуга царя, царя грозного,

Прозываюся Кирибеевичем,

А из славной семьи из Малютиной...

2. Калашников - простой человек, купец, но душевные каче­ства, твердость характера позволяют автору поставить его личность в один ряд не только с молодым опричником, но и самим царем.

3. Царь и именно купец Калашников стоят на страже «закона нашего христианского»: в сцене на пиру у царя и в сцене поединка купца с Кирибеевичем.

Задание. Объяснить смысловую связь между похожими эпитетами, определяющими отношение к Кирибеевичу царя и Калашникова.

Вот нахмурил царь брови черные Горят очи его соколиные,

И навел на него очи зоркие, На опричника смотрят

Словно ястреб взглянул с высоты небес... пристально.

Царь, «словно ястреб», и «соколиные» очи Калашникова одинаково зорко замечают нарушение «закона нашего христианского». Это делает их единомышленниками, что укрупняет масштаб личности купца.

4. Можно провести еще параллель, смысл которой легко улавливается.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич...

Государь ты мой, красно солнышко,

Иль убей меня, или выслушай!

Степан Парамонович - глава семьи, «царь», «красно солнышко».

5. Можно сопоставить обращение к царю Кирибеевича и мужа Алены Дмитриевны: в обоих случаях «просители» ищут милости, справедливости, признавая свою зависимость от власти царя.

Но как с Иваном Грозным разговаривает купец Калашников?

Задание. Чем отличается поведение Калашникова в сцене разговора с царем от поведения Кирибеевича в сцене пира у царя?

Я убил его вольной волею,

Скажу только богу единому.

Прикажи меня казнить - и на плаху несть...

Калашников разговаривает с царем как с равным, потому что выступает не как «слуга царю», а как христианин перед христианином. С чувством собственного достоинства сообщает, что расправился с опричником «вольной волею», самому царю приказывает: «Прикажи меня казнить». Калашников заявляет о своей личной независимости, указывая, что есть стороны жизни, которые не подсудны царю, а сам царь подсуден Богу единому.

Наиболее сложным образом, стоящим несколько в тени, является в «Песне» образ Ивана Грозного.

С одной стороны, «лукавый раб» Кирибеевич обманул царя, не сказал всей правды об Алене Дмитриевне.

С другой стороны, царь казнит Степана Калашникова без расследования, казнит только за то, что купец в честном бою убил верного опричника.

Вспомним пушкинское - слова Пимена из «Бориса Годунова»:

Подумай, сын, ты о царях великих.

Кто выше их? Единый бог.

Кто смеет Противу них? Никто...

Григорий в заключительной реплике в сцене «Келья в Чудовом монастыре»:

И не уйдешь ты от суда мирского,

Как не уйдешь от божьего суда.

А у Лермонтова купец Калашников говорит перед смертью:

Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольной волею,

А за что, про что - не скажу тебе,

Скажу только богу единому.

6. Мог ли спасти себя купец, сказав царю «правду истинную»? Вспомним, чем царь заканчивает свои наставления любимому опричнику:

Как полюбишься - празднуй свадебку,

Не полюбишься - не прогневайся.

Этот закон един для всех на «святой Руси». Алена Дмитриевна и Степан Парамонович «полюбилися», а потом «пред святыми иконами... обручилися», «золотыми кольцами менялися». Царь был обманут «лукавым рабом», не знал, что Алена Дмитриевна «в церкви Божией перевенчана».

Выступая в поэме хранителем обычаев и христианских заповедей, Иван Васильевич («православный царь») мог наказать того, кто «позорил чужую жену», кто преступил «закон Господний».

Почему же Калашников молчит? Брак для Калашникова - святыня («святые иконы»), узы, которыми он связан с женою, от Бога, поэтому он не видит необходимости обращаться к царю.

Но Калашников решает биться за святую правду-матушку «на смерть» при царе. Это придает его поступку еще и общественный смысл: он отстаивает справедливость и право.

7. Что спасает Калашникова в кулачном бою от смертельного удара Кирибеевича?

Сам Господь приходит на помощь удалому купцу, когда ему необходима защита. Но Калашников совершает «грех», поэтому сам смиренно идет на казнь.

8. Удалой припев в конце лишь придает еще больший драматизм финалу песни. Горечь не уменьшается, так же как не уменьшится скорбь Алены Дмитриевны, получившей последний наказ от мужа:

Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,

Закажите ей меньше печалиться.

В поэме простой человек - купец Калашников - выступает защитником традиционных национальных форм жизни. По авторской мысли, именно уклад русской жизни укрепляет личность, делает ее твердой и сильной из-за ответственности перед семьей, родом и т. д.

Темы для домашних сочинений.

1. Калашников - носитель лучших черт русского национального характера.

2. В чем смысл столкновения Степана Калашникова с Кирибеевичем?

Макарова Н.А

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

8 класс

ТЕМА: СМЫСЛ СТОЛКНОВЕНИЯ КАЛАШНИКОВА С КИРИБЕЕВИЧЕМ И ИВАНОМ ГРОЗНЫМ (по «Песне про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова)

Цели:

а) образовательные:

Рассмотреть кульминационный эпизод поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”.

Раскрыть смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и выяснить идейно-композиционное значение этого эпизода.

Показать, что Степан Калашников – носитель лучших черт русского национального характера.

Повторение и обогащение знаний об эпохе Ивана Грозного, обстоятельствах и причинах учреждения опричнины, о некоторых личных качествах самодержца.

Беседа о многообразии и сложности человеческих характеров.

б) развивающие:

Совершенствование выразительного чтения и продуктивного монологического высказывания.

Развитие умения сравнивать героев и на этом основании проникать в глубины их характеров.

Обучение анализу эпизода, сопоставлению параллельных эпизодов.

в) воспитательные:

Побудить учащихся обдумать и пережить конфликт, связанный с защитой чести и человеческого достоинства, выразить своё отношение.

Воспитание высоких нравственных качеств (благородства, уважения к семье, к национальным традициям) в работе с художественным текстом.

Формирование сотруднических отношений.

Оборудование:

Портрет М.Ю. Лермонтова,

Репродукция картины в. Васнецова “Иван Грозный”,

Иллюстрации художника Билибина к поэме М.Ю. Лермонтова.

· репродукции картин А.Васнецова «Отъезд с кулачного боя», «Кремль времен Василия III»

ХОД УРОКА

Высшая и самая характерная черта нашего народа

это чувство справедливости и жажда ее

Ф.М.Васнецов

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Вступительное слово учителя

2. Беседа

    История создания произведения

    Что вам известно об Иване Грозном? (Первый русский царь, на престол взошел в 16 лет. 34 года правил. К концу царствования Ивана Грозного Русь окончательно стала единой страной.)

    Что такое опричнина? (Объявленная цель опричнины - борьба с "боярской изменой" - предполагаемыми заговорами олигархических боярских кланов против целостности государства. Фактическая цель - установление единоличной неограниченной власти царя Ивана Грозного. Методы опричнины - устрашение собственного народа путем государственного террора. Само слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». На опричников не распространялись ни государственные, ни церковные, ни моральные законы. Им было позволено всё, что было угодно царю. Главным критерием опричника была безусловная личная преданность государю. Опричники были фактически личной карательной гвардией Ивана Грозного. Социальный состав опричников - мелкопоместные землевладельцы, исходно ненавидевшие крупную родовую знать.)

    Что такое домострой?

    Почему Лермонтов обращается к историческому прошлому страны? (поиск героя). Обратимся к отрывку из стихотворения «Дума»

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию - презренные рабы.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

    Жанр произведения (Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. Поэма Лермонтова названа песней, так как поэт создаёт произведение, очень близкое по содержанию, форме и по духу к русским народным историческим песням.)

    Найдите признаки фольклора в произведении.

    Почему герои песни расположены в названии в таком порядке?

    Назовите приметы времени, изображенные в поэме.

II. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1.Столкновение Калашникова и Кирибеевича

    Что узнаем о Калашникове?

Поэма, которая имеет такое длинное название, известна читателям как «Песня про купца Калашникова..». Это не случайно. Главный герой поэмы - Степан Парамонович Калашников. С ним встречаемся во 2-й главе.

Дома он узнает о беде, которая приключилась с его женой, Аленой Дмитриевной. Речь его, обращенная к жене, строгая, даже грубая:

«Уж ты где, жена, жена, шаталася?...»

Степан Парамонович - глава семьи, дома. Он - опора семьи, защитник чести и жены, и всего своего рода, он старший брат. Услышав рассказ Алены Дмитриевны о Кирибеевиче, Калашников понял, что его честное имя, честное имя его жены опозорены.

    Что мы узнаем о Кирибеевиче в первой части поэмы?

Имя Кирибеевича стоит вторым в названии поэмы, это любимый опричник царя Ивана Грозного. Он из роду Скуратовых и семьей вскормлен Малютиной (Малюта Скуратов- приближенный Ивана Грозного, глава опричников, отличался крайней жестокостью.) С ним мы встречаемся впервые на пиру у Ивана Грозного.

Он себя считает недостойным рабом царя , говорит о том, что не дорожит своей жизнью. Кирибеевич хвастлив, никто не может его сбить на кулачном бою. «Не родилась та рука заколдованная ни в боярском роду, ни в купеческом». Но не всю правду сказал Кирибеевич, он не сказал царю, что Алена Дмитриевна замужем.

Критик В.Г.Белинский писал о Кирибеевиче: «Для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть! Он вышел из-под опеки естественной нравственности своего общества, а другой, более высшей, более человеческой, не приобрел: такой разврат, такая безнравственность в человеке с сильною натурою и дикими страстями опасны и страшны. И при всем этом он имеет опору в грозном царе…»

«Власть прежде всего должна быть разумной».(А.де Сент-Экзюпери)

    Для чего Кирибеевич выходит на кулачный бой? («Разгуляться для праздника», «потешить царя-батюшку».)

    Зачем Калашников идет на кулачный бой? (Защитить честь семьи)

Учитель (работа с эпиграфом): Ф.М. Достоевский писал: «Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее»

Калашников жаждет справедливости, поэтому идет на кулачный бой – это единственный шанс отстоять эту справедливость.

« Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачи дадут... Есть души, лозунг которых- все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы...» (Белинский)

    Давайте вспомним правила кулачного боя (Кулачные бои обычно проводились по праздникам с до , местами до Петрова дня, а разгул боёв начинался во время . По количеству участников они делились на: «улица на улицу», «деревня на деревню», «слобода на слободу». Летом бой проходил на площадях, зимой - на замёрзших реках и озёрах. Существовали виды кулачного боя : «один на один», «стенка на стенку»).

    Кто сталкивается в бою, по мнению автора? (Столкнулись в поединке «сын честнова отца» и «басурманский сын».)

    Почему в бою побеждает Калашников ? (Здесь, на поединке, вершится Божий суд . Справедливый суд.)

    В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова есть такие строки:

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждет;

Он не доступен звону злата,

И мысли, и дела он знает наперед.

    Литература всегда была тесно связана с христианскими традициями. Кирибеевич преступает христианские законы:

    «Не создавай себе кумира » – для Кирибеевича кумиром является царь Иван Васильевич. Ему он поклоняется, служит верой и правдой

    «Не желай жены ближнего твоего» .

Учитель: Христианский закон на стороне Калашникова, а значит и Бог на его стороне. Купец защищает не только честь жены, но и христианские законы, национальные традиции. Перед боем Калашников кланяется не только царю, но и Кремлю со святыми церквями, как будто прося благословения на честный бой. И Бог помогает купцу. Крест со святыми мощами спасает Калашникова от смертельного удара Кирибеевича. Степан Парамонович выступает орудием в карающей руке Господа.

2. Калашников и Иван Грозный.

    Слово учителя :

Обратимся к образу царя. «...Взгляд очей его- молния, звук речей его- гром небесный,порыв гнева его - смерть и пытка; но сквозь все это, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего...но сильного и благородного по силе своей духа....»(Белинский)

Кто являлся на Руси хранителем обычаев и христианских законов? Царь, в данном случае – Иван Грозный, так как он православный царь, Помазанник Божий. Царь, конечно, мог наказать того, кто «позорил чужую жену», кто преступил «закон Господний», если бы знал о преступлении Кирибеевича. Но это только с одной стороны. А с другой – именно царь создал опричнину и наделил своих любимцев-опричников безграничной властью, а, следовательно, и возможностью нарушать безнаказанно православные законы. Следовательно, главным разрушителем основ национальной жизни выступает царь.

Вопросы к учащимся:

    Как ведет себя Калашников с царем?

(Калашников разговаривает с царем, как с равным, потому что выступает не как «слуга царю», а как христианин перед христианином ; заявляет, что есть стороны жизни, которые неподсудны царю, а подсудны «только богу единому».)

Учитель: Брак для Калашникова – святыня, узы, которыми он связан с женою, от Бога (браки заключаются на небесах), поэтому не видит необходимости обращаться к царю; Калашников понимает, что нарушил христианскую заповедь: не убивать, не мстить , и в этом его трагедия – он не мог восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианской заповеди. Поэтому Калашников смиренно идет на казнь – это расплата за грех убийства.)

    Проблемный вопрос: Мог ли Калашников избежать казни?

Спрашивая Калашникова: «Волей вольною или нехотя ты убил насмерть мово верного слугу…?», царь будто дает купцу право выбора.

В.Г. Белинский: «Калашников мог бы еще спасти себя ложью, но для этой благородной души, дважды так страшно потрясенной – и позором жены, разрушившим его семейное блаженство, и кровавою местью врагу, не возвратившею ему прежнего блаженства, - для этой благородной души жизнь уже не представляла ничего обольстительного, а смерть казалась необходимою для уврачевания ее неисцелимых ран… Есть души, которые довольстуются кое-чем – даже остатками бывшего счастья; но есть души, лозунг которых – всё или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы: такова была и душа удалого купца, статного молодца, Степана Парамоновича Калашникова!».

    Вы согласны с оценкой Белинского?

4. Вывод

Учитель: Давайте теперь ответим на вопрос, поставленный в начале урока? В чем смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным?

Ответ: столкновение силы власти и силы правды.

И побеждает в этом столкновении правда. Даже после смерти подвиг купца Калашникова помнят и чтут. Почему? Потому что сила в правде.

Вот скажи мне, американец, в чём сила? Разве в деньгах? Вот и брат говорит, что в деньгах. У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда - тот и сильней. («Брат2»)

Похоронили купца Калашникова как разбойника, за кладбищем, в безымянной могиле.

Простые люди считают поступок купца правильным, поэтому, проходя мимо его могилы, люди вспоминают о Калашникове. По преданиям восточных славян клен – дерево, в которое превращен («заклят») человек. Кленовый крест на могиле купца – символ того, что смерть во имя справедливости не забывается.

IV. ИТОГИ УРОКА

V.Д/З Отрывок наизусть

Мысл столкновения калашникова с кирибеевичем и иваном грозным

М. Ю. Лермонтов всегда проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней ярких личностей, богатырство духа, которого так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было героев, поэтому поэт искал их в русской истории, которая была для него неиссякаемым источником богатства и красоты души человека.

Поэма «Песня про.. . удалого купца Калашникова» - это историческая песня, написанная в фольклорной традиции. В ней рассказывается о любимом опричнике Ивана Грозного, который полюбил Алену Дмитревну, жену «удалого купца» Степана Парамоновича Калашникова, и своими признаниями, поступками бросил тень на честное имя женщины и ее семьи.

Народная правда воплотилась в образе простого человека - купца Калашникова. Это русский национальный характер - цельный, героический, это человек правды и чести. Верный муж и добрый отец, охраняющий святость народных обычаев.

Стремясь защитить от позора честь своей жены, обращается Степан Парамонович к своим младшим братьям, просит их о помощи:

Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе Да не вынести сердцу молодецкому.

«На Москве-реке при самом царе» собирается он «выйти на опричника» , в кулачном бою «насмерть биться, до последних сил - за святую правду-матушку» .

На другой день рано утром собрались «удалые бойцы московские» на берегу Москвы-реки на кулачный бой, «разгуляться для праздника, потешиться» . Царь приехал с дружиной, с боярами и опричниками, «оцепили место в двадцать пять сажень, Для охотницкого бою, одиночного» . И состоялся бой между молодым царским опричником и «удалым купцом Калашниковым» , в котором купец побеждает бесчестного врага.

Отстаивая правду, честь и «закон господний» , Степан убил Кирибеевича и с дерзкой смелостью заявил царю:

Я убил его вольной волею,

А за что, про что - не скажу тебе,

Скажу только Богу единому.

Душевное величие, истинная человечность слышатся в прощальных словах Степана Парамоновича:

Поклонитесь от меня Алене Дмитревне

Закажите ей меньше печалиться,

Про меня моим детушкам не сказывать.. .

Иначе изображен опричник Кирибеевич. Автор не скрывает, что и у него есть некоторые положительные качества. Это «удалой боец» , преданный царю, человек сильных страстей. Но при этом он самонадеянный и чванливый «буйный молодец» , самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. «Лукавый» Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитревна «в церкви божией перевенчана» с молодым купцом.

Мы видим, что Степан Калашников - цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калашников руководствуется народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не поступается даже перед лицом сме, которыми не поступается даже перед лицом смерти. И народ помнит и «величает» удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равно-Душным.

Добрая память о Калашникове - это осуждение Ивана Грозного и его слуг, подобных Кирибеевичу, а смысл самой песни - защита чести, права, достоинства человека и призыв к свободе.

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (по поэме М. Лермонтова «Песня про.. Лермонтов«Песня про.. На Москве- реке оцепили место в 2. Приехал и царь с дружиною, боярами и опричниками. Кто побьет кого, того царь наградит,А кто будет побит, тому Бог простит, -приглашают бойцов на кулачный бой звонким голосом царские слуги.

И никто не знал, что начинается необычный бой. Степан Парамонович Калашников решил биться с царским опричником Кирибеевичем не потехи ради, а за святую правду- матушку. Опозорил семью нашу честную. Злой опричник царский Кирибеевич; А такой обиды не стерпеть душе. Да не вынести сердцу молодецкому, -говорит Степан Парамонович младшим братьям. Степан Калашников вышел на кулачный бой, чтобы исполнить свой долг: защитить честь семьи, честь имени, честь рода. А родился я от честнова отца,И жил я по закону Господнему: Не позорил я чужой жены,Не разбойничал ночью темною, -заявляет Калашников своему сопернику.

На стороне купца правда, народное представление о чести, о нравственности. И Кирибеевич признает его правоту, еще до поединка. На глазах у грозного царя Калашников убивает своего обидчика и признается, что убил его «вольной волею», зная, что его за такой поступок ждет смертная казнь. Материал с сайта http: //i.

Essay. ru. Присутствие царя на поединке придает поступку Калашникова особое значение. Купец не просто мстит обидчику, он выступает против произвола, несправедливости, вседозволенности, насаждаемых самодержавием. На глазах многолюдной толпы, перед лицом народа, как бы призванного стать судьею между сторонами, происходит поединок чести с бесчестием, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом. И потому живет в памяти народной его поступок, могила его «промеж трех дорог» не забыта людьми: И проходят мимо люди добрые: Пройдет стар человек - перекрестится,Пройдет молодец - приосанится,Пройдет девица - пригорюнится,А пройдут гусляры - споют песенку.. На этой странице материал по темам: в чём смысл столновения калашникова и кирибеевича. РАСКРЫТЬ СМЫСЛ СТОЛКНОВЕНИЯ КАЛАШНИКОВА С КИРИБЕЕВИЧЕМ И ИВАНОМ ГРОЗНЫМкирибеевич и калашников в чем смысл отомщентиялитературные аргументы к проблеме - М.

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за . Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (по поэме М. Лермонтова «Песня про. RU::Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого . Цель урока: Рассмотреть кульминационный эпизод поэмы М.Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова", раскрыть смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и выяснить идейно-композиционное значение.


RU::Сравнительная характеристика опричника Кирибеевича и купца Калашникова Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого. Лермонтов Михаил Юрьевич - Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (по поэме М. Лермонтова «Песня про.



Похожие статьи
 
Категории