Контрастные формы. Основы композиции

21.03.2019

Композиция – это соединение и сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Что важно в композиции: целостность, контрасты, новизна, подчиненность всех средств композиции идейному замыслу, соотношение изображения к краям листа, выбор формата и рамы.

Закон целостности - это когда произведение воспринимается как единое и неделимое целое. Все объединено одним смыслом, одним светом, находится в одной среде. То есть плохо если произведение воспринимается как сумма нескольких самостоятельных частей. Ничего не должно быть случайным. Хорошо, когда ничего нельзя было добавить или убрать.

«Явление христа народу» Иванов

Закон контрастов.

В композиции важен контраст, с его помощью можно выделить главное, привлечь внимание зрителя. Самый сильный контраст - это композиционный центр картины. Контрасты бывают разные: большое – маленькое, светлое – темное, ч-б – цвет, круглое – квадратное, плоское- объемное, мягкое- резкое, горизонтальное – вертикальное.

Без контрастов света и тени, контрастов форм, величин, контрастов цветов, человек не увидит ни формы, ни объема. Не будет композиционного центра и все сольется воедино на листе. Человеку будет не интересно и не возможно рассматривать картину.

То есть, к примеру, в абсолютной темноте или при очень слабом свете человек ничего не видит не объем, ни форму. ни цвет. Или если круг зеленого цвета помещен на зеленый фон, то человек тоже ничего не увидит. Если, например, объемный белый гипсовый шар на темном фоне осветить равномерно со всех сторон так, что не будет ни тени, ни полутени, то человек воспримет форму, но не объем. Эти примеры показывают, как важны в жизни контрасты тона и цвета.

В «Девочке с персиками» Серова, на светлом фоне – смуглый силуэт лица. Это контраст.

Контрастный психологически грязный, скорченный на земляном полу цеха рабочий рядом с богато и пышно одетым, сверху вниз оглянувшимся на рабочего фабрикантом, на картине Иогансона «На старом уральском заводе».

Контраст выражается и в противостоянии теплых и холодных цветов или при сочетании дополнительных цветов - красного с зеленым, синего с оранжевым, фиолетового с желтым, белого с черным. Правда ведь, что чем ночь темней – тем ярче звезды?

«Звездная ночь» Ван Гог

А вот в иллюстрации «Слон и моська» отлично виден контраст размеров. Слон на фоне малюсенькой моськи становится еще больше.

«Слон и моська»

Сюжетно-композиционный центр. Центром композиции является та часть, которая ясно выражает главную идею сюжета, привлекает первоначально взгляд зрителя, остальные части подчиняются главной идеи, глаз в идеале идет с композиционно центра далее «блуждая» с элемента на элемент. Если нет композиционного центра или их слишком много, то образуется хаос и зритель «сходит с ума», не зная куда ему смотреть.

На первой работе не присутствует композиционного центра, все раздрызгано, на второй же явно виден композиционный центр.

Сюжетно-композиционный центр можно выразить через контрасты тоновые или цветовые, контрасты величин и форм. Сюжетно-композиционный центр обязательно должен быть.

Пейзаж обладает композиционным центром - это мост. Контраст светлого и темного, контраст цветов.

А вот икона не обладает композиционным центром.

Ритм .

В искусстве ритм не жесткий, не математически точный, он предполагает «перебои», акценты, пустоты.

Ритм проявляется в линейных, тональных и цветовых контрастах. Они влияют на восприятие зрителем картины (настроение), дают ощущение умиротворения или наоборот страха, движения или покоя.

Чередование элементов в композиции заставляет зрителя размышлять, «ползая» по пространству холста глазом от одного элемента к другому, разглядывать, вызывает интерес.

Так же ритм способствует упорядочению, организации всей плоскости картины, ее целостности.

Брюллов в картине «Последний день Помпеи» при помощи пересекающихся ритмических линий создаёт впечатление хаоса, сумятицы, царящих в огромной толпе. По ритмам архитектура повторяет движения людей. Так же здесь использован ритм света и тени. Этот ритм создаёт ощущение напряжения.


«Последний день Помпеи» Брюллов

Ритм мазка также способен создать нужное настроение. Например, в портрете Франса Хальса «Весёлый пьяница» ритм, создаваемый мазками, служит характеристике человека. Мазки на белом воротнике создают ритм раскрытого веера. Энергичные, разной длины, широкие мазки тёмного цвета на рукаве делают контуры одежды неровными, волнистыми. На груди от воротника к поясу идут тонкие длинные мазки, создающие вертикальный ритм. Все ритмы одежды разнонаправленны и создают впечатление подвижности, неорганизованности, которые свойственны характеру этого веселого человека.

«Весёлый пьяница» Франс Хальс

Если нужна динамика, то не нужно делать сюжетно-композиционный центр в самом центре. Если наоборот нужен полный покой и умиротвворение на картине, то это возможно. Так же важно, что бы было равновесие, воздух. Хороша та композиция, от которой нельзя ничего отнять и к которой нельзя ничего прибавить.

Симетрия - уравновешенность частей по массам, по тону, цвету и даже по форме. Часто одна часть почти зеркально похожа на вторую. В симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр. Как правило, он совпадает с центром картинны. Симметричное построение композиции передает состояние покоя.


Асимметрия противоположна симметрии.

Тут равновесие достигается через противопоставление больших и малых форм, контрастов темного и светлого, яркого и приглушенного по цвету.

Иногда в такой композиции равновесие ослабляется или совсем отсутствует.

На картине «Раздолье» бегущие девушки создают впечатление динамики. Композиция ассиметрична, но уравновешена. Цельность и уравновешенье создается чередованием светлых фигур с элементами пейзажа.


«Раздолье» Дайнека

Расположение главного на втором пространственном плане. Иногда главное действующее лицо или группа размещается в композиции на втором плане, в то время как первый план служит как бы подходом к ним. Все остальные пространственные планы осуществляют функцию дополнительную. Вместе с первым планом они создают окружение, обстановку для главного действия, образуют его «декоративное обрамление», так или иначе связанное с происходящим на втором плане.

«Аллегория живописи» Ян Вермеер Делфтский

Портретное расположение. Если вы работаете над психологическим портретом, создавайте интересную композицию. Предположим человек в думе или грусти, поместите его в край. Если это парадный портрет, помещайте фигуру в центр.

Новизна . Вам будет интересно смотреть на обыденное, на то, что давно примелькалось и не вызывает новых эмоций и впечатлений? Художник – это тот, кто находит новое даже в обыденном и показывает его так, что бы зрителю было интересно. Несмотря на то что мы много раз видели произведения великих мастеров разных эпох, они каждый раз заново волнуют нас своей нестареющей красотой и гармонией. Те произведения, в основе которых лежит шаблон или схема не носят новизны и не интересны.

Это вам интересно?

А вот композиция картины Давида «Смерть Марата» была настоящим открытием по неожиданности, невиданности и смелости решения.

Закон соотношения краев картины к ее плоскости.
1) предмет, изображенный на однородном поле близко к «раме», воспринимается лежащим близко к плоскости «рамы» или даже частично слитым с ней.

К примеру, тут и дерево и столб на переднем плане, сливаются с краями листа.

2) предмет, расположенный не близко к «раме», и особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине;

На следующей картине пространство усугубляется еще и перспективой дороги.

3) пересечение дальних и второстепенных предметов (пейзаж) с краями листа нейтрален. Пересечение же предметов и фигур переднего плана с краями картины, особенно нижним краем картины, всегда несет какую-то нагрузку.

Например, в картине Рембрандта «Давид и Урия» Урия уходит вперед, «покидая картинное пространство».

4) движение или статика картины .

На плоском однородном поле, ограниченном «рамой», где не обозначены ни небо, ни земля, предмет, изображенный в верхней части поля, воспринимается падающим, а в нижней - лежащим на горизонтальной плоскости.

падающие предметы

лежащий красный треугольник

Наклонные же отрезки обычно кажутся уходящими в глубину.

Уходящие в глубину

Важный аспект - это вертикали, горизонтали и диагонали в картине.

Вертикали и горизонтали в изображение сообща с прямоугольной рамой создают еще большую устойчивость.

Правило передачи покоя:
- если на картине отсутствуют диагональные направления;
- если перед движущимся объектом нет свободного пространства;
- если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;
- если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной.

Наклонные направления во взаимодействии с вертикалями и горизонталями подчеркивают неустойчивость.

Правило передачи движения :

Если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным;
- эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;
- для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.

Ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры объектов на заднем плане.

От вытянутого вверх формата возникает ощущение стройности, возвышенности.

Для формата, вытянутого в ширину, характерна «распахнутость».

Форматы в круге и квадрате воспринимаются статичными. И в них гораздо труднее вкомпоновывать изображения.

Так же важно помнить о толщине рамы и ее цвете. Это тоже будет воздействовать на общее восприятие произведения.



Наиболее распространенными типами рам являются прямоугольные, круглые и овальные.

Приятного творчества

ПРИЛОЖЕНИЕ

В приложении приводятся задания для практической работы по основам композиции на зависимость эмоциональной оценки формы от ее объективных свойств: размеров, геометрической характеристики, ориентации формы относительно горизонтальной плоскости, светлоты, цвета, фактуры, расчлененности формы и других свойств, рассмотренных в разделе 1.

Задание 1. Силуэт и поле

Тема: Закономерность равновесия как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.1).

1. Изобразить любую правильную геометрическую фигуру в квадрате так, чтобы соблюдалось равновесие фона и фигуры: темный фон – светлая фигура; светлый фон – темная фигура (рис. 19 а).

2. Нарушить равновесие фона и фигуры: фигура стремится занять место за плоскостью квадрата. Два варианта – на темном и светлом фоне (рис. 19 б).

3. Нарушить равновесие фона и фигуры: фигура выглядит маленькой, теряется на фоне. Выполнить два варианта (рис. 19 в).

Примечание: размер квадратов для компоновки фигур 16´16 см.

Материал:

Задание 2. Главное – второстепенное

Тема: Организация доминантных отношений формальных элементов композиции (п. 1.2.2).

Последовательность выполнения задания:

Построить три композиции, в каждой из которых добиться доминирующей композиционной роли: 1) большего элемента, 2) меньшего элемента, 3) зоны пространства – исключительно за счет различных способов их формально-композиционной организации на плоскости (рис. 20, 21).

На втором этапе работы в одной из полученных композиций, не изменяя ее общего композиционного решения, нужно осуществить смещение активной роли доминирующего элемента на противоположный элемент (например, с меньшего на больший или наоборот) за счет изменения внутренних характеристик композиционных элементов (тон, фактура, графическая структура).

Рис. 19. Силуэт и поле:

а) равновесие фона и фигуры. Светлота как объективное свойство может корректировать нашу эмоциональную оценку размеров формы. Благодаря иллюзиям зрения, форма кажется тем больше, чем она светлее. Из двух равновеликих фигур белая кажется больше, чем черная. А масса больше у той из форм, которая темнее;

б, в) нарушение равновесия фона и фигуры


Рис. 20. Организация доминантных отношений формальных элементов композиции:

а) главное – большой элемент;

б) главное – малый элемент;

в) главное – зона в пространстве


Рис. 21. Организация доминантных отношений
формальных элементов композиции:

а) главное – большой элемент;

б) главное – малый элемент;

в) главное – зона в пространстве;

г) изменение главного за счет внутренних характеристик элемента

Примечание:

композиции выполняются с использованием пяти или семи элементов, все характеристики которых должны оставаться постоянными в каждой композиции;

организация плоскости как двухмерного композиционного пространства ведется с активным использованием понятия силовых линий и силовых полей, а также положительного и отрицательного пространства;

в каждой композиции главный элемент должен находиться в различных зонах пространства.

Материал: формат листа А-3, белая и черная бумага, клей ПВА.

Задание 3. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе

Тема: Зависимость эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики (п. 1.2.3).

Последовательность выполнения задания:

1. Изобразить набор из трех фигур, разных по геометрической характеристике и размерам, но близких по эмоциональной оценке массы (то есть приблизительно равных по площади).

2. Преобразить геометрическую характеристику и размеры этих фигур так, чтобы масса каждой фигуры оценивалась более легкой, но в то же время близкой друг другу по эмоциональной оценке. Три формы должны сопоставляться между собой как близкие по массе (рис 22).

Материал:

Задание 4. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе

Тема: Зависимость эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики (п. 1.2.4).

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать произвольную геометрическую фигуру.

2. Постепенно, за 4 этапа, путем изменения ее геометрической характеристики при равной площади, преобразовать ее массу в более легкую. За счет достижения различной геометрической характеристики добиться контрастно различной эмоциональной оценки их массы (рис. 23, 24, 25).

Примечания:

1. Фигуру можно делить на части, но так чтобы площади всех частей были приблизительно одинаковыми.

2. Формы не должны изображать конкретные предметы во избежание воздействия содержания на эмоциональную оценку массы.

Типичные ошибки:

неравенство площадей фигур после преобразования;

нет постепенности преобразования, резкий переход от одной стадии к другой;

нет стилевого единства членений.

Материал: формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА.


Рис. 22. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе.

Преобразование массы фигур в более легкую за счет изменения их геометрической характеристики и размеров.
Площади всех фигур приблизительно равны

Рис. 23. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.

Рис. 24. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.

Преобразование массы фигуры в более легкую за счет изменения ее геометрической характеристики за 4 этапа


Рис. 25. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе.

Преобразование массы фигуры в более легкую за счет изменения ее геометрической характеристики за 4 этапа

Задание 5. Членение формы на элементы статические и динамические

Тема: Зависимость эмоциональной оценки статичности или динамичности формы от ее расчлененности на элементы, составляющие единое целое (п. 1.2.5).

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать три простые геометрические фигуры с различными геометрическими характеристиками.

2. Расчленить их статически, соблюдая целостность.

3. Расчленить их динамически. Сформулировать любое динамическое состояние во всех трех фигурах. Например: кручение, растяжка, сжатие, вспышка, излучение, волна и т. д. (рис. 26, 27, 28).


Рис. 26. Членение формы на элементы статические и динамические.

Динамическое состояние “сжатие”

Рис. 27. Членение формы на элементы статические и динамические.

Динамическое состояние “кручение”


Рис. 28. Членение формы на элементы статические и динамические.

Динамическое состояние “поворот”

Цель задания: Показать, каким образом расчлененность формы может корректировать ее эмоциональную выразительность, а также целостность.

Типичные ошибки:

фигура распадается на два элемента;

направление динамичности масс в прямо противоположных направлениях, что разрушает форму;

элементы очень крупны по отношению к целому, слишком самостоятельны, форма распадается, нет целостности.

Материалы: формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА.

Задание 6. Организация плоскости с помощью подобных элементов

Тема: Пропорции и отношения (п. 1.2.6).

Последовательность выполнения задания:

1. Выбрать простую геометрическую фигуру.

2. Используя различные виды пропорционирования (арифме­тическую, геометрическую прогрессию, золотое сечение, пропорциональное деление), выполнить построение ряда геометрических фигур, связанных полученным отношением.

3. Выполнить композицию с использованием различных видов спропорционированных фигур (рис. 29, 30).

Материалы: Формат листа А-3; черная бумага, клей ПВА.

Задание 7. Организация плоскости с помощью метра и ритма

Тема: Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.7).

Последовательность выполнения задания:

1. Разделить лист на две части. В первой части листа закомпоновать шесть квадратов размером 6х6 см. Изобразить в них метрические и ритмические композиции.

2. На второй половине листа из простых геометрических фигур построить выразительную композицию. Выбрать один из вариантов:

а) на основе взаимного проникновения трех или более встречных ритмических рядов;

б) на основе сочетания метрических и ритмических рядов.

Примеры выполнения данной работы показаны на (рис. 31, 32, 33).

Материалы: Формат листа А-3, цветная бумага, клей ПВА, тушь, рапидограф, ножницы.

Задание 8. Организация плоскости с помощью контрастных и нюансных отношений

Тема: Закономерности контраста, нюанса как средство организации элементов в единую устойчивую систему (п. 1.2.8).

Последовательность выполнения задания:

Лист условно разделить на две части. В первой части листа:

1. Выполнить композицию в черно-белой графике путем наложения простых элементов (геометрических фигур) друг на друга с использованием контраста по размеру и форме.


Рис. 29. Организация плоскости с помощью подобных элементов

Рис. 30. Организация плоскости с помощью подобных элементов

Рис. 31. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему

Рис. 32. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему

Рис. 33. Закономерности метра и ритма как средство организации элементов в единую устойчивую систему


2. Выполнить композицию в черно-белой графике путем наложения элементов друг на друга с использованием нюансных отношений по размеру и форме.

  • Глава 04. Субъективное отношение к цвету
  • Глава 05. Цветовое конструирование
  • Глава 06. Двенадцатичастный цветовой круг
  • Глава 07. Семь типов цветовых контрастов
  • Глава 08. Контраст по цвету
  • Глава 09. Контраст светлого и темного
  • Глава 10. Контраст холодного и теплого
  • Глава 11. Контраст дополнительных цветов
  • Глава 12. Симультанный контраст
  • Глава 13. Контраст по насыщенности
  • Глава 14. Контраст по площади цветовых пятен
  • Глава 15. Смешение цветов
  • Глава 16.
  • Глава 17. Цветовые созвучия
  • Глава 18. Форма и цвет
  • Глава 19. Пространственное воздействие цвета
  • Глава 20. Теория цветовых впечатлений
  • Глава 21. Теория цветовой выразительности
  • Глава 22. Композиция
  • Послесловие
  • Контраст по площади цветовых пятен

    Контраст по площади цветовых пятен характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми пятнами. Его сущность-противопоставление между «много» и «мало»,«большой» и «маленький».

    Цвета могут компоноваться друг с другом пятнами любого размера. Но нам хотелось бы выяснить, какие количественные или пространственные отношения между двумя или несколькими цветами могут считаться уравновешенными и при каких условиях ни один из них не будет выделяться больше, чем другой. Силу воздействия цвета определяют два фактора. Во-первых, светлота цвета и, во-вторых, размер цветового пятна. Для того чтобы определить светлоту тех или иных цветов, необходимо сравнить их между собой на нейтральносером фоне. При этом мы убедимся, что интенсивность действия или степень светлоты отдельных цветов различны.

    Гёте установил простые числовые соотношения, очень удобные в нашем случае. Эти соотношения приблизительны, но кто станет требовать точных данных, если имеющиеся в продаже краски, изготовленные на разных фабриках и продающиеся под одним и тем же названием, так сильно разнятся между собой? В конечном счете решать должен глаз. Помимо того, цветовые участки в картине часто фрагментарны и сложны по форме, и было бы весьма трудно привести их к простым числовым отношениям. Глаз заслуживает большего доверия, но при условии, что он обладает развитой чувствительностью к цвету.

    По Гёте степень светлоты основных цветов можно представить системой следующих соотношений:

    Приведем соотношения светлоты следующих пар дополнительных цветов:

    • желтый: фиолетовый = 9:3 = 3:1 = 3/4: 1/4
    • оранжевый: синий = 8:4 = 2:1 = 2/3: 1/3
    • красный: зеленый = 6:6 = 1:1 = 1/2: 1/2

    Если для гармонизации размеров цветовых пятен опираться на эти данные, то необходимо использовать эквиваленты, обратные соотношению световых величин. То есть желтый цвет, будучи в три раза светлее, должен занимать лишь одну треть пространства, занимаемого дополнительным фиолетовым цветом.

    Как показано на рисунке 42-44, для гармоничных соотношений пятен, заполненных дополнительными цветами, характерны следующие пропорции:

    • желтый: фиолетовый = 1/4: 3/4
    • оранжевый: синий = 1/3: 2/3
    • красный: зеленый = 1/2: 1/2

    Таким образом, гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цветов могут быть выражены следующими цифровыми соотношениями:

    • желтый: оранжевый = 3: 4
    • желтый: красный = 3: 6
    • желтый: фиолетовый = 3: 9
    • желтый: синий = 3: 8
    • желтый: красный: синий = 3: 6: 8
    • оранжевый: фиолетовый: зеленый = 4: 9: 6

    Соответствующим образом можно представить также и все другие цвета в их соразмерной связи между собой.

    На рисунке 45 представлен круг гармоничного соотношения основных и дополнительных цветов в их пространственных характеристиках. Он построен следующим образом:

    • сначала весь круг делится на три равные части, затем каждая из них, в свою очередь, делится пропорционально числовым отношениям двух дополнительных цветов:

      • одна треть круга для желтого и фиолетового цвета делится в соотношении 1/4: 3/4,
      • другая треть для оранжевого и синего, как 1/3: 2/3,
      • и последняя треть для красного и зеленого представлена соотношением 1/2: 1/2.

    Когда эти пропорции найдены, рисуется другой, того же размера круг, где в соответствии с найденными пропорциями создается цветовой ряд согласно последовательности цветового круга: желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зеленый.

    Сгармонизованные в своих размерах цветовые пятна производят впечатление спокойствия и устойчивости. Контраст по площади цветовых пятен в этом случае нейтрализуется благодаря гармонично составленным цветовым пятнам.

    Представленная здесь система количественных соотношений имеет силу только при использовании цветов в их максимальной насыщенности. При ее изменении меняются и соответствующие размеры цветовых пятен. Оба фактора - и насыщенность, и размер цветового пятна самым тесным образом связаны между собой.

    На рисунке 46 красный и зеленый цвет даны в равных пространственных соотношениях. Красный и зеленый как дополнительные цвета, обладая равными пространствами своего цветового поля, создают ощущение устойчивой, прочной гармонии. Но в том случае, когда эти пространственные соотношения нарушены, возникает иррациональное беспокойство.

    Если в цветовой композиции вместо гармоничных пространственных отношений между цветами доминирует какой-то один цвет, композиция приобретает особо экспрессивную активность. Конкретность выбранных соотношений определяется поставленной целью и зависит от темы картины, художественного чутья и вкуса художника.

    При резко выраженном контрасте цветов по площади они начинают производить совершенно новое впечатление.

    На рисунке 47 красный цвет представлен в предельно минимальном количестве. Зеленый по отношению к нему занимает огромную площадь, в связи с чем по закону симультанного контраста красный, наоборот, начинает звучать сильнее.

    В разделе, посвященном симультанному контрасту, было установлено, что глаз требует дополнения к каждому данному цвету. До настоящего времени причина этого явления не выяснена. По всей вероятности, мы подчинены какому-то всеобщему стремлению к равновесию и самозащите. Этому же стремлению обязан своим особым действием и контраст по площади цветовых пятен. Оказавшийся в меньшем количестве и занимающий меньшую площадь, попавший, так сказать, «в беду», цвет реагирует, обороняется и производит относительно более сильное впечатление, чем если бы он был использован в сгармонизованных пропорциях, как на рисунке 46. Этот факт известен как биологу, так и садоводу. Когда растение, животное или человек в результате тяжелых условий жизни попадает в бедственное положение, то в тех же растениях, животных и людях просыпаются силы сопротивления, которые при счастливом стечении обстоятельств позволяют достичь больших результатов. Если при длительном созерцании картины сосредоточить свое внимание на каком-либо цвете, занимающем незначительную площадь, то этот цвет начинает казаться все более и более интенсивным и действует возбуждающе.

    Благодаря применению двух взаимно усиливающих друг друга контрастов можно придать картине необыкновенную живость и редчайшую цветовую экспрессию. Здесь проявляется исключительная особенность контраста по площади цветовых пятен - его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов. В разделе, посвященном контрасту светлого и темного, уже немного говорилось о цветовом пропорционировании. Но в сущности именно только контраст по площади в полном смысле является контрастом пропорций. Если в композиции, основанной на контрасте светлого и темного, большая темная часть контрастирует с меньшей светлой, то благодаря этому противопоставлению произведение может приобрести особо углубленный смысл. Так, например, в картине Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом» контрастное сопоставление совсем небольшого светлого пятна на его плече с общим объемом головы мужчины невольно заставляет проникнуться ощущением особой значительности образа. В работах Мондриана композиционные структуры из полос красного, желтого и синего цвета держат общие размеры полотен. А у Брейгеля в его картине «Падение Икара» контрастное сопоставление сине-зелено-коричневого колорита пейзажа и вкрапленных в него небольших красно-оранжевых пятен рукава и воротника пахаря выполняет уже иную роль, обеспечивая изобразительную целостность картины. Согласование размеров цветовых пятен, по меньшей мере, столь же важно в работе над живописным произведением, сколь и сам выбор цветовой гаммы, поскольку каждая цветовая композиция должна исходить и развиваться из соотношений цветовых пятен.

    Формы, размеры и очертания цветовых пятен должны определяться характером цвета и его интенсивностью, а не предрешаться собственно рисунком.

    Соблюдение этого правила особенно важно для определения цветовых масс. Размеры цветовых пятен ни в коем случае не могут быть установлены с помощью линейных контуров, ибо эти размеры определяются лишь интенсивностью красок, характером цвета, его светлотой и силой воздействия, которая во многом зависит от контрастного сопоставления цветов. Если желтое пятно должно выделяться среди светлых тонов, то оно должно занимать значительно большую площадь, чем в том случае, когда это же пятно находится в окружении темных тонов. Здесь достаточно небольшого желтого пятна, поскольку его светлота усиливается самим окружением.

    Подобным же образом отношения всех цветовых масс должны выстраиваться в соответствии с силой их воздействия.

    Основная цель правил композиции - привлечь внимание зрителя и выделить смысловой элемент на фотографии. Человеческий глаз инстинктивно ищет на снимке самый яркий и резкий элемент.

    Контраст - это, прежде всего, различие между участками изображения во всевозможных их характеристиках. Оно может быть выражено в большей или в меньшей степени и придает фотографии эмоциональное звучание. Различают несколько типов контраста в фотографии:

    ТОНОВЫЙ (ИЛИ ТОНАЛЬНЫЙ) КОНТРАСТ

    Он представляет собой разницу от наиболее светлого к наиболее темному. Тоновый контраст характерен для ахроматических цветов. Ахроматические цвета - это оттенки серого в диапазоне от белого к черному. Наиболее ярким (светлым) является белый цвет, а наиболее темным - черный.

    Эмоциональная выразительность ахроматической композиции зависит от шкалы использованных тонов. Композиция, построенная в светло-серых тонах, будет выглядеть легкой, воздушной, умиротворенной.

    Колорит композиции, решенной в темно-серых тонах, выглядит мрачноватым, суровым, даже трагичным. Наиболее сильный, динамичный и жесткий контраст - контраст черного и белого. Черный с белым - это классика, не требующая дополнений. Белый с серым, серый с серым, серый с черным - идеальный фон для ярких цветовых акцентов.

    Под тональным контрастом понимается также намеренное затемнение переднего плана и высветление, подсвечивание заднего. Или наоборот. Таким образом светлые и темные участки изображения на фотографии сопоставляются между собой так, что картинка начинает передавать глубину пространства, его объем. На фотографии создается так называемая тональная перспектива . Тональная перспектива это изменение цвета и контраста объектов при их удалении вглубь пространства фотоснимка. Ощущение иллюзии пространства ещё больше усиливается, когда объекты переднего плана переданы в естественном цвете, а те, что на дальнем плане фотографии, переданы в оттенках синего.

    При помощи тонального контраста принято изображать силуэты людей, которые расположены на переднем плане картинки. Основной объект в кадре изображается темным на ярком, хорошо освещенном фоне. Внимание зрителя всегда привлекает объект, освещенность которого заметно отличается от освещенности фона, или остальных объектов в кадре. Причем, как в одну, так и в другую сторону (светлее или темнее). Силуэт на фотографии получается, если есть достаточно большая разница в освещенности фона и снимаемого объекта. Например, съемка портрета на фоне ярко освещенного окна или против ярких источников света (съемка в контражуре).

    В своих фотографиях Карлоса Готея из Пуэрто-Рико очень органично сочетает и интересный фон, и «силуэтно-сюжетную» линию.


    ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ

    Он подразумевает наличие на фотографии противоположных (конкурирующих) цветов. Этот вид контраста использовать несколько сложнее, чем тот, который мы описали выше. Но если он применен грамотно и правильно, то снимок сразу бросается в глаза зрителю. Так уж устроен наш мозг, что человек сразу выделяет из множества других изображений изображение контрастное по цветам.

    Конкурирующие цвета легко определить, используя цветовой круг. Если линейный спектр луча света, состоящий из 7 основных (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и 5 переходных цветов расположить по окружности, мы получим цветовой круг. Впервые это сделал Исаак Ньютон.

    Первое сочетание - диаметрально удаленная пара .

    Например, желтый и синий, красный и зеленый. Эти сочетающиеся цвета находятся на концах диаметра цветового круга. Но данное сочетание таит в себе много подводных камней. При использовании этих цветов рядом и в равном количестве они даже на небольшом расстоянии сольются в серое пятно. Чтобы смягчить контраст, нужно один из них использовать как отдельные вкрапления на фоне другого, так как цветовой контраст работает лучше с меньшими и большими цветовыми массами.

    Классическая триада - цвета, которые расположены на вершинах треугольника с равными сторонами, вписанного в цветовой круг. Сочетание трех основных тонов (желтый, красный, синий) считается очень жестким. Три дополнительных цвета (оранжевый, сиреневый, зеленый) считаются более уравновешенными, а воздействие цветов третьего порядка ещё менее явно.

    СОВЕТ: Краски, входящие в три основных цвета, не должны браться в равном количестве. Их насыщенность тоже должна быть различна. Тогда вы получите гармоничную картину, радующую глаз и не раздражающую.

    Аналогичная триада. Цвета, которые размещены по соседству друг с другом в цветовом круге в пределах одной четверти, образуют аналогичную триаду. Они очень замечательно смотрятся вместе, потому что имеют общий главный цвет в своем составе (например, желтый), но не создают никакого контраста.

    Если вы хотите, чтобы ваша работа вызвала у человека ощущение комфорта и умиротворения, используйте цвета, которые находятся по соседству друг с другом. Сама природа создала такую гармонию. Приятные глазу градиенты создают общую радужную картину.

    Теплые и холодные цвета. Стоит помнить еще об одной особенности. Все цвета делятся на теплые и холодные. К теплым можно отнести оттенки красного, желтого, зеленого, а к холодным - оттенки фиолетового, синего, голубого.

    Работа участника Ivan777 (Иван Седловский), занявшая призовое место в конкурсе на нашем сайте.

    Вам, как фотографу, остается посмотреть на ситуацию и определить, какой из видов контраста в данной конкретной композиции более уместен. И проследить за тем, чтобы контрастные элементы изображения перекликались с его сюжетной составляющей.

    Больше фотографируйте и экспериментируйте.

    Дизайн-макет любого сайта предполагает наличие определенного набора элементов, из которого и складывается интерфейс).

    Все эти элементы, исходя из задач интерфейса и потребностей пользователей, должны быть расположены в макете. Понятно, что пользователи, решая свои задачи, последовательно будут обращать внимание на разные элементы. Понятно, что есть, элементы более важны, есть менее важные. Для решения как раз этой задачи – управление вниманием пользователей – и необходимо знать и уметь применять базовые правила контрастов.

    Ваши пользователи:

    • Мало кликают по кнопке?
    • Не видят важную информацию?
    • Не понимают куда нажимать?
    • Уходят не совершив целевые действия?
    А может быть дело в контрасте? Просто они не обращают внимания на важные элементы?

    Прочитайте простые правила контрастов и посмотрите на свой сайт, уверен -вы сможете найти варианты улучшения своих интерфейсов.

    И так: контрастные элементы на сайте способны привлечь больше внимания пользователей. Рассмотрим основные виды контрастов.

    Контраст размера

    Более крупные объекты на сайте воспринимаются пользователями лучше, они привлекают больше внимания, чем маленькие.


    Примером использования контраста размера являются разные шрифты. Более важная информация выделяется большим шрифтом.

    На примере заголовок большего шрифта, поэтому более заметен и читаем, чем остальной текст. Еще один пример контраста размера можно увидеть на этом же примере. Важно целевое действие, реализовано кнопкой «Да», более крупного размера, чем «Отмена». Это усиливает желание нажать на неё. Варианты отказа правильнее делать менее контрастными, в том числе и за счет меньшего размера.

    Контраст цвета

    Контраст цвета – это разница между яркостью цветов. Контраст показывает насколько цвет светлый или темный.


    Контрастный цвет на сайтах используют для выделения основного действия.
    На картинке первый экран главной страницы сайта AskUsers, кнопка «Зарегистрироваться» выделена красным цветом, она является контрастной основным цветам первого экрана – зеленому, черному и белому.

    Контраст формы

    Сложные объекты вызывают больше нашей реакции, чем простые. На сложных объектах мы дольше фокусируем свой взгляд.

    Если нужно сконцентрировать внимание на объекте можно сделать его сложнее других, и его обязательно заметят!

    Пример использования контрастов цвета и формы:

    Контраст движения

    Движущиеся объекты привлекают больше внимания пользователей и никогда не останутся незамеченными. Для управления вниманием пользователя эффективно использовать анимацию.


    Примером может служить «прыгающая трубка» обратного звонка, которую вы наверняка встречали на коммерческих сайтах, подталкивает пользователей нажать на неё.

    Похожие статьи
     
    Категории