Краткая биография джона голсуорси.

10.03.2019

«Сага о Форсайтах» считается одним из лучших произведений английской литературы двадцатого века. За эту монументальную работу ее автор получил Нобелевскую премию по литературе. Кроме того, Джон Голсуорси, биография которого будет рассмотрена в данной статье, вместе с Кэтрин Эми Доусон Скотт является основателем ПЕН-клуба. Эта организация действует и по сей день, занимается защитой права людей слова беспрепятственно выражать свои мысли.

Родители

Джон Голсуорси родился в 1867 году недалеко от Лондона, в городе Кингстон-апон-Темс, в семье успешного юриста. Его отец любил литературу и искусство. Он зачитывался Диккенсом, Теккереем и высоко ценил Тургенева. Будучи внуком обычного фермера, Джон Голсуори старший не только сумел стать адвокатом, но основал и возглавил несколько промышленных компаний, в том числе заокеанских. Именно от отца писатель унаследовал литературный дар. Что касается его матери, то она была дочерью крупного фабриканта.

Джон Голсуорси: биография в молодые годы

Еще подростком будущий лауреат Нобелевской премии решил продолжить семейную традицию. Он окончил привилегированную школу Харроу, а затем поступил в Оксфордский университет, чтобы стать адвокатом. В университете Джон Голсуорси был известен как успешный спортсмен. Кроме того, в годы учебы он увлекался чтением Диккенса, Теккерея и Мелвилла, любил слушать Бетховена.

По окончании Оксфорда Голсуорси понял, что не хочет заниматься юриспруденцией и отправился за границу. Там он должен был следить за семейным бизнесом в сфере морских перевозок.

Встреча с Дж. Конрадом

Джон Голсуорси совсем не горел желанием заниматься бизнесом. Вместо этого он увлекся чтением и путешествиями. Во время одной из поездок на рейсе из Австралии Джон встретил никому не известного тогда Джозефа Конрада (Юзеф Корженевски), который в то время служил помощником капитана. Молодые люди быстро подружились на почве общих интересов. Эта встреча оказалась судьбоносной для Конрада, так как Голсуорси убедил его опубликовать свои рассказы.

Судьбоносная встреча

Незадолго до того, как писатель получил диплом Оксфорда, его пригласили на свадьбу двоюродного брата. Майор Артур Голсуорси собирался вступить в брак с Адой Купер. Эта была очень привлекательная девушка, которая, будучи бесприданницей, решила пойти под венец, чтобы избавиться от нищеты.

Семейная жизнь пары не сложилась. Да и как могло быть иначе. Ада была незаконнорожденной, и муж ее матери желал поскорее от нее избавиться. Миссис Купер была вынуждена объехать с дочерью 74 городов в поисках жениха. Однако состоятельные молодые люди не стремились взять в жены девушку без гроша за душой. Единственным претендентом на ее руку оказался Артур, который не вызвал у нее никаких нежных чувств.

Роман длиною в жизнь

Вернувшись в Англию, писатель Джон Голсуорси имел возможность поближе познакомиться с новой родственницей, которая часто посещала его сестер. От них он узнал, что молодая женщина несчастлива в браке, так как кузен Артур ведет себя как мужлан. Именно Ада стала, если так можно выразиться, его крестной матерью в литературе и музой на долгие годы. Во время случайной встречи в Париже миссис Голсуорси посоветовала Джону начать публиковать свои рассказы.

Голсуорси ушел из дома и снял небольшую квартирку, чем вызвал негативную реакцию отца. Однако тот все же решил выделить сыну экипаж и выплачивать ему ежемесячно небольшую сумму. Это позволило Джону спокойно заниматься творчеством. Кроме того, жизнь отдельно от родительской семьи позволила писателю тайно встречаться с Адой, с которой они стали любовниками.

Кстати, то обстоятельство, что молодые люди носили одну фамилию, позволило им путешествовать под видом супругов за рубежом, где их без проблем заселяли в двухместные номера. Однако такие счастливые моменты в их жизни были крайне редкими. Хотя Ада была готова развестись с мужем, Джон понимал, что после того, как она будет свободна, он все равно не сможет на ней жениться, так как такой поступок убьет его отца.

Начало писательской карьеры

В 1897-м вышел первый сборник рассказов Голсуорси «Четыре ветра». За ним последовали романы «Джослин», «Вилла Рубейн» и «Серебряная коробочка». Все они были опубликованы под литературным псевдонимом Джон Синджон. Все эти произведения были написаны в популярной тогда стилистике позднего английского романтизма.

Несмотря на их успех, писатель решил отказаться от этого литературного направления. Под влиянием творчества Диккенса, Теккерея, Мопассана, Тургенева и Толстого Джон Голсуорси замыслил создать цикл реалистичных романов, рассказывающих о судьбе большой семьи, принадлежащей к крупной буржуазии.

Брак

В 1904 году умер отец писателя. В результате Джон Голсуорси, книги которого уже более 70 лет издаются у нас в стране, стал финансово независимым. Он уехал в Италию и несколько месяцев открыто жил с Адой как муж и жена. Это вынудило его кузена Артура дать согласие на развод. В 1905 году Голсуорси смог наконец оформить законный брак со своей любимой женщиной. Большинство родственников и знакомых молодоженов отказались от общения с парой, бросившей вызов викторианской морали. Но Ада и Джон Голсуорси (романы писателя и по сей день популярны во всем мире) были так счастливы, что ничто не могло омрачить их радость.

Первая новелла о семействе, на примере которого Джон Голсуорси решил исследовать проблемы английского буржуазного общества, была опубликована в 1901 году под псевдонимом Джон Синджон. Она была озаглавлена как «Спасение Форсайта». В ней писатель впервые познакомил читателя с мистером Джеймсом. Хотя в новелле он показан мельком патриархом рода, чьи дети и внуки стали героями остальных романов, повестей и новелл, получивших общее название «Сага о Форсайтах». Работа над этими произведениями продолжалась 27 лет. В него вошли:

Прототипом одного из героев саги стал кузен Голсуорси Артур. В частности, фрагмент изнасилования жены Сомсом Форсайтом написан на основе событий, произошедших с Адой и ее бывшим мужем.

«Остров Фарисеев» (Джон Голсуорси)

Этот роман является одним из интересных и социально значимых произведений писателя. «Остров Фарисеев» раскрывает пороки английского буржуазного общества. В романе рассказывается о молодом аристократе Дике Шелтоне, кторый после обручения с девушкой из состоятельной семьи вынужден по просьбе ее родителей на время разлучиться с невестой, чтобы проверить свои чувства. По воле случая он знакомится с людьми из народа и узнает об их заботах, тревогах и проблемах.

В результате молодой человек решается отказаться от помолвки и порвать с высшим обществом, которое предстало перед ним в самом неприглядном свете.

Голсуорси-драматург

Писатель создал также несколько пьес, которые с успехом шли на многих сценах Великобритании, Европы и США. В его произведениях поднимались вопросы социального неравенства в британском обществе. В «Серебряной коробочке» писатель прямо говорит, что существуют два закона: для богатых и для бедных.

Много споров вызвала и пьеса «Справедливость», в которой Голсуорси выступал за судебную реформу. Она произвела большое впечатление на Уинстона Черчилля, заставив его пересмотреть свои взгляды на тюремную систему.

Мимолетный роман

В 1911 году, когда Джон Голсуорси уже был знаменитостью, в одном из спектаклей по его пьесе участвовала танцовщица и успешный хореограф Маргарет Моррис. Девушка была намного моложе писателя, однако влюбилась в него с первого взгляда. Ее обожание не могло оставить равнодушным сорокалетнего мужчину. Однако их роман остался лишь платоническим. Джон узнал, что Ада в ужасе от того, что может его потерять, и написал письмо Маргарет, в котором сообщил ей о том, что не желает строить свое счастье на трагедии близкого человека.

Последние годы жизни

Джон Голсуорси, биография которого нашла отражение во многих его произведениях, в 1932 году получил Нобелевскую премию по литературе. На момент церемонии награждения писатель был уже тяжело болен, поэтому не принял в ней участие.

Умер Голсуорси в январе 1933 года в Лондоне в возрасте 65 лет вследствие разрастания опухоли мозга.

Группа самых известных литераторов Великобритании того времени выступила с инициативой похоронить прах писателя в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства. Однако в своих произведениях Голсуорси так часто высмеивал церковь и ее служителей, что в просьбе было отказано. Тогда его останки кремировали и развеяли прах над Англией.

Социальная позиция

Всю свою творческую жизнь Джон Голсуорси, книги которого издавались многомиллионными тиражами, половину своих заработков отдавал на благотворительность. Он активно боролся за пересмотр законов о цензуре, избирательном праве для женщин, разводе и минимальной зарплате. По личному распоряжению писателя его Нобелевская премия была передана основанному им ПЕН-клубу. При этом в 1917 году Голсуорси отказался принять от короля Георга Пятого рыцарское звание.

После смерти писателя его произведения стали постепенно терять свою популярность. Интерес к ним был возрожден после того, как было сделано несколько удачных экранизаций «Саги о Форсайтах». Творчество Джона Голсуорси относится к лучшим страницам английской литературы.

Ада Голсуорси пережила супруга на тринадцать лет. Перед смертью она сожгла все любовные письма, которые Джон когда-либо ей писал. Осталось лишь одно стихотворение, которое писатель посвятил своей возлюбленной подруге и жене.

Теперь вы знаете, какую огромную роль сыграла любовь в творчестве Джона Голсуорси, а также историю создания монументальной «Саги о Форсайтах».

John Galsworthy ([ˈɡɔːlzwɜrði] ; 14 августа , Кингстон-апон-Темс , Суррей - 31 января , Лондон ) - английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла « Сага о Форсайтах », лауреат Нобелевской премии по литературе ( ). Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 года в английском городе Кингстон-апон-Темс (графство Суррей, сейчас в составе Большого Лондона), в зажиточной семье. Учился на адвоката в привилегированной школе Харроу , затем в Оксфордском университете . Однако Голсуорси, судя по всему, не видел себя в этой профессии и вместо того, чтобы начать карьеру в юриспруденции, уехал путешествовать за границу, где формально он должен был смотреть за семейным бизнесом в сфере морских перевозок.

Во время своих путешествий он на рейсе из Австралии встретил Джозефа Конрада , который на тот момент был первым помощником капитана и с которым они стали близкими друзьями. Именно Голсуорси убедил Конрада публиковать свои рассказы о путешествиях, став своего рода инициатором литературной карьеры второго.

В 1905 году Голсуорси женился на Аде Пирсон (1864-1956), бывшей жене двоюродного брата. В течение десяти лет до этой женитьбы Голсуорси тайно встречался со своей будущей женой.

В ноябре 1932 года Голсуорси была присуждена Нобелевская премия по литературе. Он в это время страдал от сильных головных болей в результате неуклонно росшей опухоли мозга и английские писатели смогли поздравить коллегу только заочно .

Литературная карьера ]

Первой книгой, опубликованной Голсуорси в 1897 году, стал сборник коротких рассказов От четырёх ветров . За ним последовал «поэтичный в своем трагизме», по отзыву высоко оценившего его Джозефа Конрада , роман Джослин . Эти две и несколько последующих работ были им изданы под именем Джон Синджон. Его первая пьеса Серебряная коробочка вышла в 1906 году и имела успех, за которой в том же году последовал роман Собственник , первая книга из трилогии о Форсайтах. Хотя Голсуорси писал и пьесы, и романы, он в этот период всё-таки предпочитал работать над пьесами, основной темой которых, как и у многих других писателей того времени, были классовые и социальные взаимоотношения.

Однако сейчас Голсуорси лучше известен благодаря своим романам, особенно Саге о Форсайтах , трилогии об одноимённой семье. В этой трилогии, как и в других романах, подробно описана жизнь социальных классов, особенно высшего слоя среднего класса. Несмотря на симпатию к своим героям, Голсуорси показывает их замкнутость, снобизм, жадность и порою сомнительные моральные принципы. Он считается одним из первых писателей Эдвардианской эпохи , который поставил под сомнение идеалы общества, превозносимые в более ранней литературе

Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 г. в Кингстон-Хилле (графство Суррей) в состоятельной буржуазной семье. Он был единственным сыном богатого юриста, директора Лондонской компании.
Будущий писатель получил образование в Харроу-Скул и Нью-колледже Оксфордского университета, где специализировался по мореходному праву. В 1889 г. он получил степень бакалавра юриспруденции и в 1890 г. принят в адвокатуру. Но молодой человек так и не занялся юридической практикой, предпочитая жить в свое удовольствие, много читать и путешествовать. Он отправляется в большое морское путешествие, чтобы усовершенствовать свои знания в сфере морского права, и на борту корабля встречается с капитаном Джозефом Конрадом, уже думавшем тогда о литературной карьере, а впоследствии известным писателем. Они подружились на всю жизнь, и решение о перемене рода занятий Голсуорси принял не без влияния Конрада. Он тоже хочет стать писателем.
В еще большей степени на это решение повлияла Ада, жена двоюродного брата Голсуорси, с которой у Джона начался роман. В 1897 г. он выпускает свою первую книгу – сборник рассказов «Четыре ветра» («From the Four Winds») – под псевдонимом Джон Синджон. Первый роман «Джослин» («Jocelyn») появился годом позже, второй – «Вилла Рубейн» («Villa Rubein») – в 1900 г., а следующий сборник рассказов, вышедший еще через год, уже содержит упоминание о семье Форсайтов, которую ему предстояло увековечить в книгах более позднего времени. Под влиянием Тургенева, Мопассана и Льва Толстого Голсуорси в течение трех лет писал и переписывал свою пятую книгу – «Остров фарисеев» («The Island of Pharisees», 1904). Ее он выпустил уже под своим настоящим именем.
В 1904 г., после смерти отца Голсуорси обретает материальную независимость. К нему переезжает Ада, а в 1905 г., сразу по окончании её бракоразводного процесса, они женятся. Возможность жить вместе, не скрываясь, после девяти лет общественного порицания, резких нападок со стороны родных и друзей вдохновляет Голсуорси на работу над романом «Собственник» («The Man of Property). Он выходит в 1906 г. и приносит Голсуорси репутацию серьезного писателя. «Собственник» явился первым томом трилогии «Саги о Форсайтах» («The Forsyte Saga»). К Форсайтам Голсуорси не возвращался вплоть до конца первой мировой войны, однако в течение 12 лет (с 1907 до 1919) он выпустил 7 романов. В эти же годы написано и поставлено большинство пьес Голсуорси. Наиболее известны: «Серебряная коробка» («The Silver Box», 1906), «Борьба» («Struggle», 1909), «Простофиля» («The Pigeon», 1910), «Толпа» («The Mob», 1914), «Мёртвая хватка» («The Skin game», 1920). Как и многие романы, пьесы посвящены социальным конфликтам: бракоразводным законам, жестокому обращению с животными, скверной работе судебной машины и т.д. Черчилль заявил, что пьеса «Справедливость» («Justice», 1910), осуждающая практику одиночного заключения, оказала серьезное влияние на его программу тюремной реформы
Голсуорси тратит не меньше половины своих доходов на благотворительность, активно выступает за социальные реформы, агитирует за пересмотр законов о цензуре, о разводе, о минимальной зарплате, о женском избирательном праве. Когда в 1917 г. ему от имени короны хотели пожаловать рыцарское звание и титул «сэр», он вежливо отказался, объяснив, что, по его мнению, писатели подобных отличий принимать не должны.
В 1918 г. Голсуорси выпускает сборник новелл «Пять историй» («Five Tales»). В одной из новелл – «Последнее лето Форсайта» (The Indian Summer of a Forsyte) – он возвращается к семье Форсайтов. В 1920 г. появляется второй том «Саги» – «В петле» («In Chancery»), а в 1921 г. – последняя часть трилогии – «Сдается внаем» («To Let»). В следующем году выходит однотомник с полным текстом «Саги». Книга имеет колоссальный успех, а Голсуорси становится ведущей фигурой в англо-американской литературе.
В 1928 г. писатель заканчивает вторую трилогию о Форсайтах – «Современная комедия» («A Modern Comedy»). В нее входят романы «Белая обезьяна» («The White Monkey», 1924), «Серебряная ложка» («The Silver Spoon», 1926) и «Лебединая песнь» («Swan Song», 1928). «Сага о Форсайтах» и «Современная комедия» – это история трёх поколений типичной богатой семьи, эпопея английской жизни конца XIX – начала XX вв.
В 1929 г. Голсуорси награжден британским орденом «За заслуги». А в 1932 г. он получил Нобелевскую премию по литературе. Писатель был тяжело болен (опухоль мозга) и на церемонии награждения не присутствовал. По распоряжению Голсуорси премию передали ПЕН-клубу – международной писательской организации, одним из основателей и первым президентом которой он был.
31 января 1933 г Голсуорси умер в Хампстеде (Лондон).
«Современная комедия» была издана в 1929 г. Последняя трилогия Голсуорси, посвященная семье Чаруэлл, выпущена в 1933 г. женой писателя под заглавием «Конец главы» («End of the Chapter»).
После смерти Голсуорси его слава пошла на убыль. Многие молодые писатели и читатели-интеллектуалы считали его чересчур рациональным, обвиняли в том, что в его книгах много пропаганды и мало эстетических достоинств.

Джон Голсуорси, биография которого представлена в этой статье, является английским драматургом и прозаиком 19 века. Он награжден Нобелевской премией по литературе.

Биография

Джон родился в в 1867 году. Его семья не отличалась бедностью, поскольку отец владел крупной компанией, а также был дипломированным юристом, а мать была дочерью серьезного промышленника.

Джон Голсуорси должен был пойти по стопам отца. Учился в престижной школе Харроу, затем поступил в Оксфордский университет. Среди его основных увлечений были спорт и чтение. Голсуорси даже стал мастером по игре в футбол и крикет. Среди литературных предпочтений были Теккерей, Диккенс.

После окончания университета он не начал юридическую практику, а отправился путешествовать. Формально эта поездка носила деловой характер (семейный бизнес), а на деле Джон Голсуорси просто делал вид, что ему это интересно.

В 1904 году умирает отец, и Джон обретает полную свободу действий.

В 1921 году основал и стал президентом ПЕН-клуба.

Вскоре Голсуорси стали мучить жуткие головные боли. Врачи поставили диагноз - опухоль мозга. Джон не смог присутствовать на церемонии вручения Нобелевской премии из-за своей болезни.

Он скончался в 1933 году в Лондоне. Голсуорси пожелал быть кремированным. Его пепел развеяли с самолета над вершиной Бери-Хилл.

Личная жизнь

Джон Голсуорси был женат, но эта женитьба далась ему нелегко. Ада Пирсон, его избранница, была супругой двоюродного брата Артура Голсуорси.

Джон встретил прелестную Аду на ее свадьбе. А после того как она поверила в его литературный талант - влюбился бесповоротно!

Брак Ады и Артура был несчастливым. Взаимная симпатия Джона и девушки все росла. Влюбленные тайно встречались почти десять лет, а в 1905 году наконец-то поженились.

Ада слишком опекала своего супруга, не отпуская его из поля зрения ни на секунду. Наверное, поэтому в возрасте 44 лет Джон Голсуорси встретил молодую танцовщицу Маргарет. Она влюбилась сразу, писатель просто увлекся, но увидев страдания своей жены, которая чувствовала охлаждение с его стороны, порвал с Маргарет.

Между супругами больше никогда не возникало тех трепетных чувств, что были раньше. Ада считала мужа предателем. Но его смерть просто раздавила бедную женщину.

До самой своей кончины она перечитывала два стихотворения, написанных для нее Джоном, и вспоминала свою любовь.

Литературная карьера

В 1987 году был опубликован сборник рассказов Джона Голсуорси. Второй публикацией стал роман "Джослин". Тогда писатель творил еще под псевдонимом, но все знали, что это Джон Голсуорси. Отзывы о его произведениях были несколько противоречивыми, но не отрицательными, что радовало.

В 1906 году вышла пьеса "Серебряная коробочка", которая стала довольно успешной. Темы, которые писатель поднимал в своих произведениях, касались классовых взаимоотношений, неравенства общества. Его драмы начали ставить в театрах Лондона.

На счету Голсуорси двадцать романов, двадцать семь пьес, три поэтических сборника, множество рассказов и эссе. Но самым главным делом его жизни была "Сага о Форсайтах".

"Сага о Форсайтах"

История семейства Форсайт создавалась с 1906 по 1921 год. Основной темой романов является жизнь социальных классов. Автор симпатизирует своим героям, но не может не говорить об их снобизме, жадности и даже аморальности. Большинство этих качеств было характерно высшему слою того времени.

Джон Голсуорси, фотографии которого печатали во всех лондонских газетах после выхода романов, первым поставил под сомнение идеалы современного общества.

Джон пишет о трех поколениях семьи Форсайтов, многое берет из личной жизни и судеб окружающих его людей.

Этот монументальный труд включает в себя новеллу "Спасение Форсайтов", опубликованную в 1901 году.

  1. Собственник (1906)
  2. В петле (1920)
  3. Сдается внаем (1921).

Между ними притулились интерлюдии 1918 года "Последнее лето Форсайта" и 1920 года "Пробуждение".

В 1929-1930 годах Голсуорси публикует сборник рассказов "На форсайтской бирже", а в предисловии указывает, что без прочтения "Саги" смысл будет не ясен.

Несколько раз романы экранизировались. Одной из лучших работ является телевизионный фильм ВВС (1967), после которого имя Джона Голсуорси снова стало на слуху.

Голливудская версия 1949 года была создана компанией "Метро Голдвин Майер".

Английский прозаик, драматург и поэт Джон Голсуорси родился в городке Куме, графстве Суррей, в состоятельной буржуазной семье. Единственный сын Джона Голсуорси, богатого юриста, директора Лондонской компании, и Бланш (Бартлит) Голсуорси, он получил образование в Харроу и Оксфордском университете.


Став в 1890 г. адвокатом, он так и не занялся юридической практикой, предпочитая жить в свое удовольствие, много читать и путешествовать. Во время кругосветного путешествия, которое будущий писатель предпринял для углубления знаний в морском праве, Г. встретил Джозефа Конрада, с которым подружился на всю жизнь.

В возрасте 28 лет под влиянием Ады Голсуорси, жены его двоюродного брата Артура, с которой у Г. начался роман, молодой человек решает стать писателем и в 1897 г. под псевдонимом Джон Синджон выпускает свою первую книгу – сборник рассказов «Четыре ветра» («From the Four Winds»). Первый роман писателя «Джослин» («Jocelyn») появился годом позже, второй – «Вилла Рубейн» («Villa Rubein») – в 1900 г., а следующий сборник рассказов, вышедший еще через год, уже содержит упоминание о семье Форсайтов, которую ему предстояло увековечить в книгах более позднего времени. Под влиянием Тургенева, Мопассана и Льва Толстого Г. в течение трех лет писал и переписывал свою пятую книгу – «Остров фарисеев» («The Island of Pharisees», 1904), первый роман, который Г. выпустил под своим настоящим именем.

После смерти отца (1904) Г. обрел материальную независимость, Ада переехала к нему, а когда через год закончился ее бракоразводный процесс, молодые люди поженились. Возможность жить вместе, не скрываясь, после девяти лет общественного порицания, резких нападок со стороны родных и друзей вдохновила Г. на роман «Собственник» («The Man of Property»), который был закончен в 1906 г. и в котором описан неудачный брак Ады на примере отношений Сомса и Ирен Форсайт. Это роман, принесший Г. репутацию серьезного писателя, стал самым известным из его произведений. По словам Дадли Баркера, Г. утверждал, что «на этих страницах он высек крупную буржуазию». «Собственник» явился первым томом трилогии «Саги о Форсайтах» («The Forsyte Saga»). К Форсайтам Г. не возвращался вплоть до конца первой мировой войны, однако за это время выпустил «Усадьбу» («The Country House», 1907) – роман о мелкопоместном дворянстве, «Братство» («The Fraternity», 1909) – об интеллигенции, и «Патриций» («The Patrician», 1911) – об аристократии.

В результате постановки первой законченной пьесы Г. «Серебряная шкатулка» («The Silver Box», 1906) писатель получил признание и как драматург. Самыми удачными пьесами, написанными Г. до первой мировой войны, кроме «Серебряной шкатулки», были «Борьба» («Strife», 1909) и «Справедливость» («Justice», 1910). Все три пьесы реалистические и разоблачают социальные злоупотребления; последняя же («Справедливость») осуждает практику одиночного заключения, в связи с чем Уинстон Черчилль заявил, что эта пьеса оказала серьезное влияние на его программу тюремной реформы.

Г. тратил не меньше половины своих доходов на благотворительность и активно выступал за социальные реформы, агитировал за пересмотр законов о цензуре, разводе, минимальной зарплате, женском избирательном праве. Даже смертельно больной, писатель распорядился, чтобы Нобелевская премия была передана ПЕН-клубу (поэты, эссеисты, новеллисты) – международной писательской организации, которую Г. основал в октябре 1921 г.

В 1917 г. Г. отказался от рыцарского звания, полагая, что писатели и реформаторы принимать титулы не должны. В начале следующего года писатель выпустил сборник из новелл, озаглавленный «Пять историй» («Five Tales»); в одной из новелл – «Последнее лето Форсайта» («The Indian Summer of a Forsyte») – Г. вновь возвращается к семье Форсайтов. «В петле» («In Chancery»), второй том «Саги о Форсайтах», появился в 1920 г., а «Сдается внаем» («To Let»), последняя часть трилогии, – в 1921 г. Однотомник «Саги о Форсайтах», вышедший в 1922 г., имел колоссальный успех, благодаря которому Г. стал ведущей фигурой в англо-американской литературе.

Неукоснительно соблюдая правило писать каждое утро, Г. создал внушительный объем литературной продукции, куда входят 20 романов, 27 пьес, 3 сборника стихотворений, 173 новеллы, 5 сборников эссе, по меньшей мере 700 писем и множество очерков и заметок различного содержания.

Вторую трилогию о Форсайтах, озаглавленную «Современная комедия» («A Modern Comedy»), писатель закончил в 1928 г.; «Современная комедия» была издана посмертно в одном томе в 1929 г. Последняя трилогия Г., посвященная семье Чаруэлл, была выпущена в 1933 г. женой писателя под заглавием «Конец главы» («End of the Chapter»).

В 1929 г. Г. был награжден британским орденом «За заслуги», а в 1932 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за высокое искусство повествования, вершиной которого является "Сага о Форсайтах"». «Автор проследил историю своего времени на протяжении трех поколений, – сказал представитель Шведской академии Андерс Эстерлинг, – и то, что писатель с таким успехом овладел чрезвычайно сложным как по объему, так и по глубине материалом, делает ему честь. «Сага о Форсайтах» – заметное явление в английской литературе». Эстерлинг поздравил Г. с тем, что ему удалось разглядеть за судьбами отдельных персонажей «исторический фон», «трансформацию и распад викторианской эпохи вплоть до наших дней». Эстерлинг сравнил мастерство Г.-новеллиста с тургеневским, особо отметив его иронию, «синоним жизнелюбия и человечности». Г. был тяжело болен (опухоль мозга) и на церемонии награждения не присутствовал; меньше чем через два месяца после вручения ему Нобелевской премии писатель скончался.

После смерти Г. его слава пошла на убыль. Самыми непримиримыми из его критиков были Д.Г. Лоуренс и Вирджиния Вулф . Обвиняя Г. и его современников Арнольда Беннетта и Герберта Уэллса в пропаганде, Вулф писала: «Чтобы их романы закончились, герою нужно что-то сделать – вступить в какое-то общество или, что еще ужаснее, выписать чек». На страницах «Спектейтора» («Spectator») в 1963 г. английский критик Бернард Бергонци заметил, что, «нарушив светские условности, Г. стал писателем, но стоило ему утвердиться в этом качестве, как он тут же вновь стал жертвой предрассудков своего класса и воспитания... Г. продолжал оставаться великолепным рассказчиком... Но как только он перестал быть сатириком, его творчество утратило свой эмоциональный стержень». Английский прозаик Энтони Бёрджесс в своей статье в «Нью-Йорк Тайме Мэгэзин» («New York Times Magazine») (1969) также отмечал, что Г. умел завоевывать читателя, однако писал рассудком, а не сердцем. «Он оказал влияние на таких гигантов, как Томас Манн , его читали во Франции и боготворили в России, – писал Бёрджесс, – однако у себя на родине, в Англии, он завоевывал сердца посредственностей. Интеллектуалы его отвергали». Для Бёрджесса Г. остается одним из многих английских писателей своего поколения, который «меньше заботился о словах, чем о том, что за словами кроется». Хотя моральные ценности и литературное мастерство Г. могут показаться старомодными в эпоху, когда доминирующими темами являются отчуждение и социальный нигилизм, он «останется в истории литературы последним крупным прозаиком викторианской эпохи», – утверждает американский критик Эрл Э. Стивенс.

При жизни Г. удостоился почетных степеней Тринити-колледжа, Дублинского университета, а также почетных степеней Кембриджского, Оксфордского и Принстонского университетов, университетов Манчестера и Шеффилда.



Похожие статьи
 
Категории