Общее название для картин иеронима босха. Иероним Босх

21.02.2019

Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус [собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken], великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (“Искушение святого Антония”, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи “Сад наслаждений”, “Поклонение волхвов” – все в музее Прадо; “Корабль дураков”, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников.

Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников того времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден. Творчество Иеронима Босха одновременно - новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику. «Именитый мастер» - так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. А после смерти она возросла неизмеримо и довольно долго не убывала; живопись мастера нашла ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля Испании. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, - все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков. Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее - в сюрреализме. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины “Искушение святого Антония”.

(Иеронимус Антонисзон ван Акен)
Часть 1

Иероним Босх - выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.

Творчество этого выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени... воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья, исполненное волшебства и чертовщины».

Ни одна из дошедших работ Босха не датирована им самим. Поэтому, предположительно, первые известные его картины, носившие сатирический характер, относятся к середине 1470-х гг. Созданные в 1475-1480гг. картины «Семь смертных грехов», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости») носят ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения.
Немногочисленны они и в картинах «Операция глупости» и «Фокусник», высмеивающих людскую наивность, которой пользуются шарлатаны, в том числе и в монашеском одеянии.

Еще острее Босх. высмеял церковников в картине «Корабль дураков» (1490-1500гг.), где подвыпившие монашкa и монах горланят песню в компании простолюдинов на утлом суденышке, управляемом шутом.
Резко осуждавший развращенность духовенства, Босх все же вряд ли являлся еретиком, как утверждал современный немецкий искусствовед В. Френглер. Хотя свой путь к постижению Бога он искал вне официальной церкви.

Раздел выполнен по материалам:

"100 знаменитых художников 14-18вв.", (Харьков, издательство "Фолио", 2001г)
Лувр-"ОЛМА-ПРЕСС", Москва-2003г
Прадо-"ОЛМА-ПРЕСС", Москва-2003г
Bosch: Between Heaven and Hell (Basic Series: Art) by Walter Bosing. TASCHEN America , 2000.
The Secret Heresy of Hieronymus Bosch by Lynda Harris. Floris Books, 2002.
Hieronymus Bosch: The Complete Paintings and Drawings by Jos Koldeweij, Paul Vandenbroeck. Harry N. Abrams, 2001.
Сайты музеев, где находятся картины

Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус [собственно Хиеронимус ван Акен, Hieronymus van Aeken] (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения


Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
Творчество Иеронима Босха одновременно - новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику. «Именитый мастер» - так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города.


Считается, что это ранняя работа Босха: между 1475 и 1480 годами. Картина «Семь смертных грехов» находилась в Брюсселе в коллекции Де Гевары около 1520 года и была приобретена Филиппом II Испанским в 1670 году. Картина «Семь смертных грехов» висела в личных покоях короля Испании Филиппа II, видимо помогая тому яростно преследовать еретиков.

Композиция симметрично расположенных окружностей и двух разворачивающихся свитков, где цитаты из Второзакония с глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества. В окружностях - первое изображение Босхом Ада и существующая в единственном числе интерпретация Небесного Рая. Семь смертных грехов изображены в сегментах всевидящего Божьего ока в центре композиции, они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе.

Эта работа - одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха и снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Второзакония. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их», - определяют тему этого живописного пророчества.

«Корабль дураков», без всякого сомнения, является сатирой
На картине «Корабль дураков», монах и две монашки беззастенчиво развлекаются с крестьянами в лодке, имеющей шута в качестве рулевого. Возможно, это пародия на корабль Церкви, ведущий души к вечному спасению, а может, обвинение в похотливости и невоздержанности в адрес духовенства.

Пассажиры фантастического корабля, плывущие в «Страну Глупляндию», олицетворяют человеческие пороки. Гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках. Босх и реален, и символичен. Сам по себе созданный художником мир прекрасен, однако в нем царствуют глупость и зло.

Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.

Святой Антоний

1500-е годы. Музей Прадо, Мадрид.
«Жизнеописание святого Антония», написанное Афанасием Великим, повествует о том, что в 271 году н.э. еще молодой Антоний удалился в пустыню, чтобы жить аскетом. Прожил он 105 лет (ок. 251 - 356).

Босх изобразил «земное» искушение святого Антония, когда дьявол, отвлекая его от медитации, искушал земными благами.
Его круглая спина, поза, замкнутая сплетенными «в замок» пальцами рук, говорят о крайней степени погружения в медитацию.
Даже дьявол в образе свиньи спокойно застыл рядом с Антонием, как прирученная собака. Так видит или не видит святой на картине Босха монстров, которые его окружают?
Они видны только нам, грешникам, ибо «то, что мы созерцаем, - это то, что мы есть

У Босха изображение внутреннего конфликта человека, размышляющего о природе Зла, о лучшем и худшем, о желанном и запретном, вылилось в весьма точную картину порока. Антоний, силой своей, которую он получает по милости Божьей, противится шквалу порочных видений, а сможет ли всему этому сопротивляться обычный смертный?

В картине «Блудный сын» Иероним Босх истолковал свои представления о жизни
Герой картины — тощий, в разорванном платье и разных башмаках, иссохший и словно расплюснутый на плоскости — представлен в странном остановившемся и все же продолжающемся движении.
Он почти списан с натуры — во всяком случае, европейское искусство не знало до Босха такого изображения нищеты, — но в сухой источенности ее форм есть что-то от насекомого.
Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан. Только природа остается чистой, бесконечной. Тусклый цвет картины выражает мысль Босха — серые, почти гризайльные тона объединяют и людей и природу. Это единство закономерно и естественно
.
Босх на картине изображает Иисуса Христа среди беснующейся толпы, плотно заполняя пространство вокруг него злобными, торжествующими физиономиями.
Для Босха образ Христа - олицетворение безграничного милосердия, душевной чистоты, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей.
По своим художественным качествам «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают.
Уродство, как внешнее, так и внутреннее, он переводит в некую высшую эстетическую категорию, которая и спустя шесть столетий продолжает будоражить умы и чувства.

На картине Иеронима Босха «Увенчание терновым венцом» Иисус, окруженный четырьмя мучителями, предстает перед зрителем с видом торжественного смирения. Два воина перед казнью коронуют его голову терновым венцом.
Число «четыре» - число изображенных мучителей Христа - среди символических чисел выделяется особым богатством ассоциаций, оно связано с крестом и квадратом. Четыре части света; четыре времени года; четыре реки в Раю; четыре евангелиста; четыре великих пророка - Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил; четыре темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.
Четыре злобных лица мучителей Христа - это носители четырех темпераментов, то есть все разновидности людей. Два лица наверху считаются воплощением флегматического и меланхолического темперамента, внизу - сангвинического и холерического.

Бесстрастный Христос помещен в центр композиции, однако главный здесь не он, а торжествующее Зло, принявшее образы мучителей. Зло представляется Босху естественным звеном в некоем предусмотренном порядке вещей.

Иероним Босх Алтарь «Искушение святого Антония», 1505-1506
Триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. К изображению рода людского, погрязшего в грехах и глупости, и бесконечного разнообразия адских мук, ожидающих его, присоединяются здесь Страсти Христовы и сцены искушения святого, которому неколебимая твердость веры позволяет противостоять натиску врагов — Мира, Плоти, Дьявола.
Картина «Полет и падение святого Антония» являет собой левое крыло алтаря «Искушение Святого Антония» и повествует о борьбе святого с Дьяволом. К этой теме художник не раз возвращался в своем творчестве. Святой Антоний — поучительный пример того, как нужно противиться земным искушениям, быть все время настороже, не принимать за истину все, что кажется, и знать, что обольщение может привести к Божьему проклятию.


Взятие Иисуса под стражу и Несение креста

1505—1506 годы. Национальный музей, Лиссабон.
Внешние створки триптиха «Искушение Святого Антония»
Левая внешняя створка «Взятие Иисуса под стражу в Гефсиманском саду». Правая внешняя створка «Несение креста».

Центральная часть «Искушение святого Антония». Пространство картины буквально кишит фантастическими неправдоподобными персонажами.
В ту эпоху, когда существование Ада и сатаны было непреложной реальностью, когда пришествие Антихриста казалось совершенно неминуемым, бестрепетная стойкость святого, глядящего на нас из своей молельни, заполоненной силами зла, должна была ободрять людей и вселять в них надежду.

Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов, использованных в качестве орудий пыток

Жертва становится палачом, добыча — охотником, и это как нельзя лучше передает хаос, царящий в Аду, где перевернуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки.

Иероним Босх Алтарь «Сад земных наслаждений», 1504-1505



Левая створка триптиха «Сад земных наслаждений» изображает последние три дня сотворения мира и носит название «Творение» или «Земной Рай».

Фантастический пейзаж художник населяет множеством реальных, а также нереальных видов флоры и фауны
На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображена не сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая, а их соединение Богом.
Он держит Еву за руку так, как это принято в брачной церемонии. Здесь Босх изображает мистическую свадьбу Христа, Адама с Евой

В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое. тонкое, розовое сооружение, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времен Александра Македонского. Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.

Алтарь «Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший свое название по теме центральной части, посвящен греху сладострастия — Luxuria.
Не стоит считать, что толпа обнаженных любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности. Для средневековой морали половой акт, который в XX веке научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех. Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.

Сотворение Мира

1505-1506. Музей Прадо, Мадрид.
Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений». Босх изображает здесь третий день творения: сотворение земли, плоской и круглой, омываемой морем и помещенной в гигантскую сферу. Кроме того, изображена только что появившаяся растительность.
Этот редчайший, если не сказать уникальный, сюжет демонстрирует всю глубину и силу воображения Босха.

Иероним Босх Алтарь «Воз сена», 1500-1502


Рай, триптих Воз сена

Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Традиционный, культовый характер этой композиции не вызывает сомнений: она включает четыре эпизода из библейской Книги Бытия — низвержение с небес восставших ангелов, сотворение Евы, грехопадение, изгнание из Рая. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа, изображающего Рай.

Воз сена

1500-1502, Музей Прадо, Мадрид.

Мир - это стог сена : каждый хватает, сколько сможет. Род людской предстаёт погрязшим в грехе, полностью отринувшим божественные установления и безразличным к участи, уготованной ему Всевышним.

Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника.
На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада, и среди них — император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Представители иных сословий — крестьяне, горожане, клирики и монахини — хватают охапки сена с воза или дерутся за него. За лихорадочной людской суетой сверху безразлично и отстранённо наблюдает Христос, окружённый золотым сиянием.
Никто, кроме молящегося на верху воза ангела, не замечает ни Божественного присутствия, ни того, что телегу влекут демоны.

Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне — христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося "Граду небесному Иерусалиму". В своей версии Ада Босх опирался на литературные источники, расцвечивая почерпнутые оттуда мотивы игрой собственной фантазии.


Внешние ставни алтаря «Воз сена» имеют свое название «Жизненный путь» и по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха
Путь босховского пилигрима пролегает через враждебный и коварный мир, а все опасности, которые он таит, представлены в деталях пейзажа. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Пляшущие крестьяне — образ иной, моральной опасности; подобно любовникам на верху воза с сеном, они прельстились "музыкой плоти" и покорились ей.

Иероним Босх «Видения загробного мира», часть алтаря «Страшный суд», 1500-1504

Земной Рай, композиция Видения загробного мира

В зрелый период творчества Босх переходит от изображения видимого мира к воображаемому, порожденному его неуемной фантазией. Видения являются ему словно в сновидении, потому образы Босха лишены телесности, в них причудливо соединяются чарующая красота и нереальный, как в ночном кошмаре, ужас: бесплотные фигуры-фантомы лишены земного притяжения и легко взлетают вверх. Главными героями картин Босха становятся не столько люди, сколько кривляющиеся демоны, страшные и одновременно смешные монстры.

Это мир неподвластный здравому смыслу, царство Антихриста. Художник перевел пророчества, распространившиеся в Западной Европе к началу XVI века - времени, когда был предсказан Конец света,

Вознесение в Эмпирей

1500-1504, Дворец Дожей, Венеция.

Земной Рай находится прямо под Раем Небесным. Это некая промежуточная ступень, где праведники очищаются от последних пятен греха, до того как предстанут перед Всевышним.

Изображенные в сопровождении ангелов шествуют к источнику жизни. Те, кто уже спаслись, устремляют взор к небесам. В «Вознесении в Эмпирей» избавившиеся от всего земного бестелесные души устремляются к яркому свету, сияющему у них над головами. Это последнее, что отделяет души праведников от вечного слияния с Богом, от «абсолютной глубины открывшейся божественности».

Низвержение грешников

1500-1504, Дворец Дожей, Венеция.

«Низвержение грешников» грешники, увлекаемые демонами, летят во тьме вниз. Контуры их фигур едва высвечиваются вспышками адского пламени.

Многие другие видения Ада, созданные Босхом, тоже кажутся хаотичными, но только на первый взгляд, а при внимательном рассмотрении в них всегда обнаруживается логика, четкая структура и осмысленность.

Адская река,

композиция Видения загробного мира

1500-1504, Дворец Дожей, Венеция.

В картине «Адская река» с вершины крутого утеса в небо бьет столб огня, а внизу, в воде беспомощно барахтаются души грешников. На переднем плане - грешник, если еще не раскаявшийся, то, по крайней мере, задумавшийся. Он сидит на берегу, не замечая демона с крыльями, который тянет его за руку. Страшный суд - главная тема, проходящая через все творчество Босха. Он изображает Страшный суд как мировую катастрофу, ночь, озаряемую всполохами адского пламени, на фоне которой чудовищные монстры истязают грешников.

Во времена Босха ясновидящие и астрологи утверждали, что, перед тем как произойдет второе пришествие Христа и Страшный суд, миром будет править Антихрист. Многие тогда считали, что это время уже наступило. Чрезвычайно популярен стал Апокалипсис - Откровение апостола Иоанна Богослова, написанный в период религиозных гонений в Древнем Риме, видение ужасающих катастроф, которым Бог подвергнет мир за грехи людей. Все погибнет в очистительном пламени.

Картина «Извлечение камней глупости», где иллюстрируется процедура извлечения из мозга камня безумия, посвящена людской наивности и изображает типичное шарлатанство целителей того времени. Изображено несколько символов, вроде воронки мудрости, в насмешку надетой на голову хирургу, кувшина у него на поясе, сумки пациента, пронзенной кинжалом.

Браке в Кане

В традиционный сюжет первого чуда, сотворенного Христом, - превращение воды в вино - Босх вводит новые элементы мистерии. Псаломщик, который стоит, воздев руки, перед женихом и невестой, музыкант на импровизированной галерее, церемониймейстер, показывающий на выставленную парадную посуду тонкой работы, слуга, который падает в обморок, - все эти фигуры в полной мере неожиданны и необычны для изображаемого сюжета


Фокусник

1475 - 1480-е годы. Музей Бойманс ван Бейнинген.

Доска Иеронима Босха «Фокусник» - исполненная юмора картина, где смешны сами лица персонажей и, конечно, поведение главных действующих лиц: коварного шарлатана, простака, поверившего, что он выплюнул лягушку, и вора, с безучастным видом тащащего у него сумку.

Картина «Смерть и скупец» написана на сюжет, возможно, навеянный хорошо известным в Нидерландах назидательным текстом «Ars moriendi» («Искусство умирать»), где описана борьба чертей и ангелов за душу умирающего.

Босх запечатлевает кульминационный момент. Смерть пересекает порог комнаты, ангел взывает к образу распятого Спасителя, а дьявол пытается овладеть душой умирающего скряги.



Картина «Аллегория чревоугодия и любострастия» или иначе «Аллегория обжорства и похоти», по-видимому, эти грехи Босх считал одними из самых омерзительных и присущих прежде всего монахам.

Картина «Распятие Христа». Для Босха образ Христа - олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди.

Картина «Молитва святого Иеронима». Святой Иероним был святым покровителем Иеронима Босха. Может быть, поэтому отшельник изображается достаточно сдержанно

Святой Иероним или Блаженный Иероним Стридонский — один из четырех латинских отцов Церкви. Иероним был человеком могучего интеллекта и огненного темперамента. Он много путешествовал и в молодости совершил паломничество в Святую Землю. Позже он удалился на четыре года в Халкидскую пустыню, где жил отшельником-аскетом.

На картине «Святой Иоанн на Патмосе» Босхом изображен Иоанн Богослов, который на острове Патмос пишет свое знаменитое пророчество.

Около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В ней, по мнению христиан, раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

В этой работе Иероним Босх иллюстрирует слова святого: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира".

Иоанн Креститель или Иоанн Предтеча — согласно Евангелиям, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. Жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев. Крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи.

Святой Христофор

1505. Музей Бойманс ван Бейнинген, Роттердам.

Святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благославляющего Младенца — эпизод, непосредственно вытекающий из его жития

Святой Христофор — святой мученик, почитаемый католической и православной церквями, живший в III веке.

Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой всю тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя — Христофор, «несущий Христа». Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель, заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину

В композиции Босх значительно усиливает роль окружающих Христа отрицательных персонажей, выдвигая на передний план изображения разбойников. К мотиву спасения полного зла мира через самопожертвование Христа художник обращался постоянно. Если на первом этапе творчества главной темой Босха была критика человеческих пороков, то, будучи зрелым мастером, он стремится создать образ положительного героя, воплощая его в изображениях Христа и святых.

Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Она показывает младенца волхвам, облаченным в роскошные одежды. Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придает поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из "восточных царей" Валтазар возлагает к ногам Марии — маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака; это — предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте.

Иероним Босх часто избирал темой своих картин жития святых. В отличие от традиций средневековой живописи Босх редко изображает сотворённые ими чудеса и выигрышные, зрелищные эпизоды их мученичества, которые приводили в восторг людей того времени. Художник прославляет "тихие" добродетели, связанные с самоуглубленной созерцательностью. У Босха нет ни святых воителей, ни нежных дев, отчаянно защищающих свое целомудрие. Его герои — отшельники, предающиеся благочестивым размышлениям на фоне пейзажей.


Мученичество святой Либераты

1500-1503, Дворец Дожей, Венеция.

Святая Либерата или Вильгефортис (от лат. Virgo Fortis — Стойкая Дева; II век) — католическая святая, покровительница девушек, стремящихся избавиться от назойливых воздыхателей. Согласно легенде, она была дочерью португальского короля — закоренелого язычника, который хотел выдать ее за короля Сицилии. Однако она не желала идти замуж ни за каких королей, поскольку была христианкой и дала обет безбрачия. Стремясь соблюсти свой обет, принцесса взмолилась к небесам и обрела чудесное избавление — у нее выросла густая длинная борода; сицилианский король не захотел жениться на такой страхолюдине, после чего разгневанный отец велел ее распять.

С трасти Христовы во всей своей жестокости представлены на картине «Ecce Homo» («Сын человеческий перед толпой»). Босх изображает, как Христа выводят на высокий подиум солдаты, чьи экзотические головные уборы напоминают об их язычестве; негативный смысл происходящего подчеркивается традиционными символами зла: сова в нише, жаба на щите одного из воинов. Толпа выражает свою ненависть к Сыну Божьему угрожающими жестами и страшными гримасами.

Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, - все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи.

Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее - в сюрреализме.

Ерун Антонисон ван Акен, более известный как Иероним Босх, - нидерландский художник эпохи Возрождения, который соединил в своих картинах фантастические, фольклорные, философские и сатирические мотивы.

Детство и юность

Иероним Босх родился около 1453 года в Хертогенбосе (провинция Брабант). Его семья, происходившая из немецкого города Ахен (откуда и получила фамилию), издавна была связана с творческим промыслом. Дед Иеронима, Ян ван Акен, а также четверо из пяти его сыновей, в том числе отец будущего художника Антоний, были живописцами.

Фамильная мастерская ван Акенов выполняла заказы по росписи стен, золочению деревянных скульптур и изготовлению церковной утвари. Вероятно, в этой кузнице живописи Иероним Босх и получил первые творческие уроки. В 1478 году, когда умирает отец, Босх становится владельцем художественной мастерской.

Первое упоминание об Иерониме датировано 1480 годом. Тогда он, желая начать собственное дело и обособиться от фамилии Акен, взял псевдоним Хиеронимус-живописец по фамилии Босх, что происходит от названия его родного города.


Гравюра Иеронима Босха

В 1486 году в биографии Иеронима Босха наступает переломный момент: он вступает в Братство Богоматери - религиозное общество, посвященное культу . Он выполняет творческую работу - оформляет праздничные шествия и обряды, расписывает алтарь для капеллы Братства в соборе св. Иоанна. С этого момента религиозные мотивы проходят красной нитью по творчеству Иеронима.

Живопись

Первые известные картины Босха, которые носят яркий сатирический характер, предположительно относятся к середине 1470-х годов. Так, например, в период 1475-1480 годов создаются работы «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», «Брак в Кане», «Фокусник» и «Удаление камней глупости» («Операция глупости»).


Эти произведения гипнотизируют современников. Например, король Испании Филипп II даже вешает картину «Семь смертных грехов...» в своей спальне, чтобы размышления о греховности человеческой натуры ощущались более остро.

В первых картинах Иероним высмеивает людскую наивность, их уязвимость перед шарлатанами, в том числе в монашеском одеянии. В 1490-1500 годах Босх создает еще более жестокую картину «Корабль дураков», на которой изображены монахи. Они распевают песни в окружении простолюдинов, а судном правит шут.


Имеет место в творчестве Босха и пейзаж. Например, в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним изображает мир на третий день Творения Божьего. В центре картины - обнаженные люди, замершие в блаженном полусне, а вокруг них - животные и птицы, поражающие своими размерами.


Самым масштабным из уцелевших произведений Босха считается триптих «Страшный суд». В центральной части изображен непосредственно Страшный суд, где праведникам на голубеющем небе противопоставлены проткнутые стрелами и копьями грешники. На левой створке - Рай в динамике. На переднем плане показано сотворение Евы, на среднем - сцена искушения и яблоком раздора, а на заднем - херувим, который изгоняет их из Эдема. На правой створке триптиха изображен Ад.


Босх тяготел к подаче творчества через триптих. Например, картина «Воз сена» также состоит из трех частей. В центральной части изображена обезумевшая толпа, разбирающая на пучки большой воз сена. Таким образом художник обличает алчность.

Кроме того, на полотне можно найти гордыню в образе светских и духовных владык, любострастие во влюбленных парах и чревоугодие - в располневшем монахе. Левую и правую створки украшают уже знакомые мотивы - Ада и грехопадения Адама и Евы.


По картинам Босха нельзя сказать, что он тяготел к определенному жанру живописи. В его полотнах находили отражение портреты, пейзажи, архитектурная живопись, анималистика и декор. Тем не менее, Иеронима считают одним из прародителей пейзажной и жанровой живописей в Европе.

Отличительная особенность творчества Иеронима Босха заключается в том, что он стал первым из соотечественников, кто создавал этюды и эскизы прежде, чем перейти к полноценному творению. Некоторые наброски так и увидели свет в виде картин и триптихов. Часто зарисовки являлись плодом воображения живописца, вдохновленного образами готических чудовищ, которых он видел на гравюрах или церковных фресках.


Характерно и то, что Иероним Босх не подписывал и не датировал свои произведения. По данным искусствоведов, лишь семь картин были подписаны рукой мастера. Те названия, которые полотна имеют сегодня, возможно, были придуманы вовсе не самим автором, а сохранились по музейным каталогам.

Иероним Босх творил в технике а ля прима (от ит. а la prima - «в один присест»), которая заключается в том, что слой масла заканчивают накладывать до его полного высыхания. В традиционном методе рисования художник ждет, пока высохнет слой краски, прежде чем положить следующий.

Личная жизнь

При всем безумии художественных замыслов Иероним Босх не был одинок. В 1981 году он женился на Алейт Гойартс ван дер Меервене, с которой, по предположениям, был знаком еще с детства. Она была из богатой и знатной семьи и принесла супругу солидное состояние.


Брак не оставил потомков, однако обеспечил Иерониму денежное благополучие. С момента его женитьбы на Алейт он брался за те заказы, которые приносили ему моральное, а не материальное удовольствие.

Смерть

Живописец умер 9 августа 1516 года. Отпевание состоялось в той самой капелле собора св. Иоанна, которую Босх расписывал, будучи приверженцем идеи Братства Богоматери. Причину смерти, в отличие от творчества Иеронима, мистической назвать нельзя - на тот момент художнику шел 67 год. Однако спустя столетия после погребения историки свидетельствуют об удивительных событиях.


В 1977 году могила была вскрыта, но там не оказалось никаких останков. Историк Ханс Гаальфе, который руководил раскопками, рассказал, что в могиле нашли осколок камня. Когда его положили под микроскоп, он начал нагреваться и светиться. Из-за этого интересного факта раскопки было решено прекратить.

Произведения

Работы Босха хранятся в галереях и музеях по всему миру - в Нидерландах, Испании, Франции, Италии, Португалии, Бельгии, Австрии и др.

  • 1475-1480 - «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи»
  • 1480-1485 - «Распятие с донатором»
  • 1490-1500 - «Аллегория чревоугодия и любострастия»
  • 1490-1500 - «Увенчание терновым венцом»
  • 1490-1500 - «Сад земных наслаждений»
  • 1495-1505 - «Страшный суд»
  • 1500 - «Смерть скупца»
  • 1500-1502 - «Воз сена»
  • 1500-1510 - «Искушение святого Антония»
  • 1505-1515 - «Блаженные и проклятые»

Иероним Босх (недерл. Jheronimus Bosch , лат. Hieronymus Bosch ; около 1450—1516, родился и умер в городе Хертогенбос) — ярчайший представитель Северного Возрождения, художник, чья личность не перестаёт оставаться загадкой и через 500 лет после его смерти, а творчество — источником вдохновения для современных художников, дизайнеров, кинематографистов .

Особенности творчества художника Иеронима Босха : густонаселенность картин; смелая, безудержная фантазия в изображении монстров и ада реализована в канонических религиозных сюжетах; ловкое сочетание яркого визуального ряда с нравоучительным содержанием.

Известные картины и триптихи Иеронима Босха: «Сад земных наслаждений », «Искушение святого Антония ». «Несение креста ».

Хертогенбос — город, в честь которого художник Иероним ван Акен взял себе псевдоним Босх, — издавна славился производством колоколов и органов. В XV веке колокола и органы заглушали здесь все. Каждый шестой житель Хертогенбоса состоял в какой-нибудь религиозной общине. Если, здороваясь на улице с прохожим, вы улыбались, это считалось тяжким грехом. Смерть, страдание, бремя католической вины — вот« тренды» тех лет, которые безраздельно владели благочестивыми умами Хертогенбоса. А если кто-то сбивался с праведного пути, дорогу во мраке ему освещали костры инквизиции.

Отчасти все это объясняет появление столь своеобразного и пугающего гения, как Босх. Но только отчасти.

Картины художника Иеронима Босха — сложнейшие многофигурные ребусы, над решением которых бьются поколения искусствоведов. Его личность — такая же загадка, и честному биографу приходится использовать слово« вероятно» куда чаще, чем хотелось бы.

Колокола и органы

Предки Иеронима, вероятно, имели германские корни. Судя по фамилии, они, вероятно, были выходцами из города Ахен. В семье ван Акенов почти все мужчины были художниками. Художниками были дед Иеронима — Ян, его отец Антоний, его брат Гооссен, а также трое его дядьев. Так что ремеслу Иероним учился в домашней мастерской. Вероятно.

Предположительно он родился в 1453 году(большинство биографов осторожно говорит о 1450-х) в Хертогенбосе — одном из центров графства Брабант на юге Голландии. Это был крупный торговый город с оживленной рыночной площадью. Впрочем, музыку — не только ту, что исполнялась на колоколах и органах, — в Хертогенбосе заказывала католическая церковь. Вокруг нее вертелась местная экономика, с ней, так или иначе, были связаны любые проявления здешней культурной, интеллектуальной или светской жизни. Одним из основных градообразующих элементов было Братство Богоматери — влиятельная светско-религиозная организация, основанная в начале XIV века. Ван Акены обслуживали Братсво в течение двух столетий: Яну ван Акену приписывается авторство фресок в соборе св. Иоанна, множество заказов Братства выполнил и Антоний ван Акен. Семья не бедствовала: работая на Братство, Антонию удалось построить каменный особняк на главной площади города. Что касается Иеронима, первое упоминание о нем как о художнике встречается в архивах Братства Богоматери лишь в 1481-м. По меркам тех лет 28 — возраст для художника более чем зрелый. Это(в пользу такой теории говорит также отнюдь не поверхностное знакомство Босха с богословием) позволяет некоторым биографам сделать вывод, что живопись не была его первым выбором: изначально Иероним готовился стать священником.

Как бы то ни было, гены взяли свое. Иероним унаследовал« семейный бизнес» и всю свою жизнь сотрудничал с Братством — расписывал алтари, оформлял торжественные шествия, делал эскизы витражей, амвонов и прочих паникадил.

Примерно в это же время Иероним Босх женился на Алейт ван ден Меервеен, происходившей из влиятельного и богатого рода. Это была выгодная партия — Иероним стал зажиточным землевладельцем и даже поучаствовал в судебной тяжбе с шурином, который счел себя обделенным. Суд вынес решение в пользу художника.

Разумеется, он тотчас вошел в Братство Богоматери — уже на правах почетного члена. В архивах сохранились документы, свидетельствующие, что Иероним не раз председательствовал на заседаниях Братства, которые проходили в его доме. Он по-прежнему много писал — за символическую плату и не ради . Картины художника Иеронима Босха тем временем все меньше соответствовали образу респектабельного бюргера. В них все заметнее проступало то, за что позднее сюрреалисты назовут Босха« почетным профессором ночных кошмаров».

Король ужаса

Трудно не заметить, что при всей своей иконографичности, стиль картин Иеронима Босха выходит далеко за рамки каких-либо канонов. В современной поп-индустрии существует такое явление как« христианский рок» — многие« богоугодные» коллективы звучат громче, чем ад, и мрачнее, чем апокалипсис. В определенном смысле их можно считать последователями Босха. Босх тоже прославлял Бога, но сделался знаменит за счет присутствовавшего на его полотнах Дьявола.

Он определенно был мизантропом. Пожалуй, худшими из грехов Босх считал легкомыслие и доверчивость. Его знаменитые работы(«Воз сена », «Фокусник », «Корабль дураков «), репродукции которых представлены на нашем портале, — отнюдь не похвала глупости. Впрочем, Босх не делал скидок ни для кого. Простак не менее грешен, чем вор, запустивший руку в его карман. Священник торгующий индульгенциями, будет гореть в адском пламени вместе с купившим прощение убийцей. Человечество обречено и надежды нет.

Само собой, столь своеобразный взгляд на мироустройство в сочетании с таким ярким талантом не могли остаться незамеченными.

Некоторые исследователи считают, что приблизительно в 1500 году Иероним Босх побывал в Италии. Такое мнение подпитывает написанная художником картина« Распятая мученица »(репродукцию и описание этой картины Иеронима Босха можно посмотреть на нашем сайте), предположительно посвященная св. Юлиане, культ которой был особенно распространен в северной Италии. Кроме того, искусствоведы усматривают влияние Иеронима Босха в работах Джорджоне и даже Леонардо да Винчи .

Другие биографы уверены, что Босх никогда не покидал Хертогенбос, в то время как его картины, его слава уже при жизни распространились не только за пределы родного города, но и за границы Нидерландов. Именно поэтому он начал подписывать свои работы« Jheronimus Bosch"*.

В числе его заказчиков(помимо неизменного Братства Богоматери) было немало знатных вельмож. Картинами художника Иеронима Босха владели герцог Бургундии Филипп I Красивый, герцог Нассау-Бреда Генрих III, король Испании Филипп II . Едва ли современники понимали Босха. В лучшем случае вместо назидания и сатиры они видели теологические ребусы. В худшем — «страшилки», которые бодрят и щекочут нервы. Художник был для них хоррормейкером. Если бы в XV веке была известна такая технология, показывая картины Иеронима Босха, хозяева подавали бы гостям попкорн.

Дьявол внутри

Поскольку фактов о Босхе известно немного, судить о личности этого удивительного художника приходится по его картинам. Существует немало чуднЫх, часто противоположных версий насчет того, кем на самом деле был Иероним Босх . Ревностным католиком. Тайным еретиком. Визионером. Практикующим алхимиком, антихристом, мессией, инопланетянином, шизофреником, провидцем. В самом деле, человек, в чьей голове роились столь чудовищные образы, должен был быть хотя бы немного безумцем. Достоверных подтверждений какой-либо из этих версий нет. Скорее наоборот — судя по всему, Иероним Босх прожил на удивление спокойную и нормальную жизнь. Жизнь, которая во времена Клайва Баркера и Ганса Руди Гигера кажется слишком размеренной и даже скучной. Если он был богохульником, то чрезвычайно удачливым — самые ревностные инквизиторы тех лет ему покровительствовали. О «тайной ереси» Босха заговорили только в XVI веке. И до эпохи реформации Иероним Босх благополучно не дожил.

Он умер в 1516 году и был торжественно отпет как« выдающийся мастер» в соборе св. Иоанна.

Сейчас в доме, где жил Иероним, — магазин мужской одежды. На улицах Хертогенбоса вы не встретите ни птицеголовых монстров, ни гигантских жаб, ни распятых мучениц. Ничто в этой тихой« спальной» провинции не намекнет вам, откуда Босх черпал вдохновение.

Впрочем, эту загадку еще в XVII веке разгадал испанский монах Хосе де Сигуэнса, который писал: «В то время как другие художники изображали человека таким, какой он снаружи, только Босху хватало мужества рисовать его таким, каков он изнутри».

* Хертогенбос и 500 лет назад и сейчас в разговорной речи сокращают до Ден Босх(Den Bosch).

Также мы приготовили для вас два увлекательных теста по творчеству Иеронима Босха:

1. «Босх в деталях»: угадайте, из каких картин Босха взяты фрагменты с демонами и святыми.

2. «Босх или не Босх? »: в каждой паре картин только одна принадлежит Босху — выбор за вами.



Похожие статьи
 
Категории