Любимый отрывок из героя нашего времени. Роман «Герой нашего времени» «…если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив» - презентация

18.02.2019

“Герой нашего времени” - первый реалистический социально-психологический роман в русской литературе, в котором внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира героя, на диалектике его души, на углубленном психологическом анализе его чувств и переживаний, на “истории души человеческой”.
Роман М. Ю. Лермонтова состоит из пяти повестей, каждая из которых имеет свое название, свой законченный сюжет, но все они объединены образом главного героя - Печорина.
Главный герой романа живет в тридцатые годы XIX века, в период жесточайшей политической реакции, наступившей в стране после разгрома декабрьского выступления 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения. Черты характера этого поколения Лермонтов обобщил в образе Григория Александровича Печорина, пояснив, что “Герой нашего времени” - это портрет, составленный из пороков всего... поколения, в полном их развитии”, поколения тридцатых годов XIX века.
Печорин - дворянин-интеллигент николаевской эпохи, ее продукт и жертва в одном лице. Он получил типичное для тогдашней молодежи образование и воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он стал бешено гоняться за наслаждениями и удовольствиями, которые можно было достать за деньги. Автор прибегает к любимой форме повествования - исповеди. Из журнала Печорина читатель узнает о его жизни в большом свете, о том, как он влюблялся в светских красавиц и был любим. О внешности героя мы можем судить из рассказа проезжего офицера в главе “Максим Максимыч”. По своему культурному уровню рассказчик близок Печорину, что сказалось на его восприятии характера героя романа. Особое внимание в своем описании он уделяет глазам Печорина: “...они не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском... То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный...”
Возникает образ человека, много пережившего и опустошенного. Этим портретом были намечены противоречия как во внешнем, так и во внутреннем мире Печорина. Им частично приоткрылась завеса тайны характера героя, намеченная в главе “Бэла”, в которой портрет героя дан глазами Максима Максимыча, для которого Печорин - загадка. Впервые в русской литературе автор дает глубокий психологический портрет своего героя. Он представлен в повести “Княжна Мери”. Характер главного героя раскрывается через систему персонажей этой повести.
Однако в композиции романа отразилось стремление автора раскрыть внутренний мир героя. Кульминацией всего произведения является понимание Печориным своего предназначения в жизни за несколько часов до возможной смерти, перед дуэлью: “...зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе силы необъятные...” Но герой не может найти своего места в жизни.
Главное противоречие натуры Печорина - в способности действовать и в ничтожности действий. В этом и заключается его трагедия.
Характер героя крайне противоречив. Одной из главных его черт является, по мысли В. Г. Белинского, “рефлексия”. Печорин сделал из себя объект для наблюдений, он постоянно анализирует каждый свой поступок, мысль, чувство (“Если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив”). В нем как бы живут два человека: “один действует, а другой судит его поступки”.
Автор помещает героя в различные среды, но везде он оказывается одинок, не в силах применить свои силы, оказаться нужным кому-нибудь, найти цель в жизни.
Ему быстро наскучила светская жизнь. Он уже все испытал, все познал, всем пресытился и разочаровался. Печорин осознает, что “счастливы невежды, а слава"- удача”. В этом смысле понимание жизни Печориным сродни мировоззрению лирического героя стихотворения “Дума” (1838):

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь горит в крови.

Герой пытается заняться наукой, читает книги, но ему вскоре все надоедает и становится скучно:

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным нам ум не шевелят.

Он отдает себе отчет в том, что в обществе, где он находится, он никогда не обретет себе друзей, что он так и останется непонятым:

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.

Герой романа признается: “Во мне душа испорчена светом”. Попав на Кавказ, он надеется, что “скука не живет под чеченскими пулями”. Но к свисту пуль он очень быстро привыкает. Он остается непонятым и в водяном обществе Пятигорска. А ведь герой стремится “любить весь мир”, но оказывается одинок.
Положение Печорина трагично. Он действительно “лишний человек”. Таковым он становится, потому что в своем развитии идет дальше большинства, развиваясь в личность, обреченную жить в “стране рабов, стране господ”.
Создав образ Печорина, Лермонтов разрушил романтический идеал современника, однако поступки героя не являются показателями ни его достоинств, ни недостатков. Автор попытался объяснить читателю те причины, которые повлияли на становление характера Печорина. Всем людям, с кем сталкивает судьба героя, он приносит несчастья, нарушая нравственные законы общества. Он нигде не может найти себе места, применения своим недюжинным силам и способностям, поэтому Печорин - лишний везде, куда бы его ни бросала судьба.

Образ Печорина в произведении М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
М.Ю.Лермонтов.
Григорий Александрович Печорин - один из самых загадочных и интересных, на мой взгляд, лермонтовских персонажей. Он далеко не идеален и уж, конечно, не является героем в прямом смысле этого слова. Это живой человек со своими слабостями, в характере его тесно переплетаются дурные и замечательные качества. Очень часто плохое в нем берет верх над хорошим. Нрав Печорина очень противоречив. Это настоящий комок противоречий. Он мог один пойти на кабана, пропадать на охоте под проливным дождем и промозглым ветром до темноты и вздрагивал от хлопка форточки, боялся простудиться от легкого сквозняка. Даже во внешности Григория мы наблюдаем множество несоответствий. На нем пыльный сюртучок, запачканные перчатки и ослепительно чистое белье, его тонкий стан и широкие плечи говорили о крепком телосложении, а сидел он, по словам Лермонтова, «как сидит Бальзаковская тридцатилетняя кокетка на своих креслах после утомительного бала». При первом взгляде на Григория Александровича ему можно было дать не более двадцати трех лет, при более продолжительном общении - около тридцати. Печорин необычен, выделяется из толпы, это очень яркая, незаурядная личность. Поэтому он, при всех своих многочисленных недостатках и неоспоримых достоинствах, вызывает уважение и интерес. Какие же черты характера преобладают в Григории Александровиче?
Я считаю Печорина эгоистом. Это одно из самых страшных человеческих качеств, особенно в сочетании с тонким умом и умением отлично разбираться в людях. Что бы ни совершил Григорий, окружающим он приносил одни несчастья, и не мелкие неприятности, а беды, от которых рушилась жизнь. И делал Печорин это не специально, из ненависти и жестокости, а как-то мимоходом, от скуки. Человек он был не злой, а, скорее, хороший, но безделье его сгубило. Григорий забавлялся с людьми, как кошка с мышкой. Так беспечно, из-за собственного каприза он погубил бедную Бэлу, а заодно и ее отца, который не вынес свалившегося горя и умер, сделал несчастным Казбича, потерявшего самое дорогое, что у него было в жизни – любимого скакуна. Что могла дать необразованная дикая черкешенка, пусть даже и красавица, петербуржцу Печорину с его утонченным вкусом и знанием жизни? Ничего. Я уверена, что Григорий знал это, ведь он был хорошим психологом. Но ему захотелось новых ощущений, остроты чувств, и он использовал девушку, как красивую игрушку. Надоела она Печорину очень скоро. Он говорит Максиму Максимовичу: «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой». Но ведь Бэла не предмет, она дышит, плачет, ей очень больно, она живая. Разве можно обращаться с живым человеком, как с вещь? Это безбожно. Еще более жестоко обошелся Печорин с Мери. В отличие от Бэлы княжна была из высшего света. Но душа ее такая же чистая и светлая. Мэри наивная и доверчи
вая. Григорий сделал так, что девушка влюбилась в него. С его умом и внешностью добиться этого было нетрудно. Зачем Печорину была нужна любовь Мери? Просто так, от нечего делать. Его слова как удар по лицу: «Я вам скажу всю истину… не буду оправдываться, ни объяснять своих поступков; я вас не люблю». Конечно, княжна не умерла от горя, но осталась с искалеченной душой и израненным сердцем. Даже единственному дорогому человеку – Вере – Григорий умудрился изломать жизнь. Любовь, призванная нести людям радость, у Печорина разрушает и губит.
Не оправдываю Григория я и в его отношениях с Грушницким. Пусть поручик был вздорным, напыщенным, не совсем порядочным. За это ведь не расстреливают. Печорин же методично превращал Грушницкого в своего заклятого врага, дразнил его, открыто издевался, выставлял на смех, в конце концов убил. Конечно, во время поединка тот поступил подло, спровоцировал дуэль, по-моему, именно Григорий. Также он обрек на нищенство, а, возможно, и на голодную смерть контрабандистов. Кому остались нужны несчастная старуха и слепой мальчик? Они никого не трогали, пусть не совсем честно, но без ущерба для других добывали свой кусок хлеба. Печорин из чистого любопытства перевернул их жизнь.
Я заметила, что у Григория Александровича не было друзей. Это и понятно, в дружбе нужно чем-то жертвовать, а наш герой этого делать не умел. Да и не нуждался он, наверное, в дружбе. Как незаслуженно обидел Печорин Максима Максимовича! Старик привязался к нему всем сердцем, относился с отцовской любовью и теплотой. Григорий отмахнулся от бывшего товарища, как от мухи, с трудом вспомня, кто он такой. Обида словно придавила старика.
Итак, ничего хорошего о Григории Александровиче Печорине я не сказала. И все же, как ни странно, я его люблю и считаю положительным героем. Он самый несчастный из всех, с кем сталкивался. Его душа не менее истерзана, Печорин – старик в двадцать с небольшим лет. Ум и талант Григория не нашли применения. Он горько осознает это: «…знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив…Я сделался нравственным калекой». Мне безумно жаль Печорина.
Он мечтает о смерти и в итоге находит ее. При его красоте, способностях, внутренней силе – и такой бесславный конец. Я считаю, что жить надо так, чтобы оставить после себя что-то доброе, пусть не всем, хотя бы кому-то одному, тогда и жизнь наполнится смыслом.




Беседа по вопросам Кто является рассказчиком повести «Максим Максимыч»? Кто является рассказчиком повести «Максим Максимыч»? Кто описывает портрет Печорина? Почему? Кто описывает портрет Печорина? Почему? Какова роль портрета Печорина? Какова роль портрета Печорина? Почему сцена встречи Печорина с Максим Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже? Почему сцена встречи Печорина с Максим Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже? Коротко перескажите сюжет повести. Коротко перескажите сюжет повести.


Повесть «Бэла» Печорин в гостях у Бэлы Печорин в гостях у Бэлы «…широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчённые столба, была полна народа. Посередине трещал огонёк…» «…широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопчённые столба, была полна народа. Посередине трещал огонёк…»


Беседа по вопросам Кто привлёк внимание Печорина? Кто привлёк внимание Печорина? Чем именно Бэла заинтересовала Печорина? Чем именно Бэла заинтересовала Печорина? Кто рассказал ему о Бэле? Кто рассказал ему о Бэле? Каким предстаёт Печорин в рассказе Максим Максимыча? Каким предстаёт Печорин в рассказе Максим Максимыча? Проведите наблюдения по тексту повести и скажите, можно ли доверять мнению Максим Максимыча? Проведите наблюдения по тексту повести и скажите, можно ли доверять мнению Максим Максимыча?






Подумай и ответь! Какова роль Максима Максимыча в истории с похищением Бэлы? Какова роль Максима Максимыча в истории с похищением Бэлы? Чем была для Печорина любовь к Бэле: капризом или попытка вернуться к чувствам? Чем была для Печорина любовь к Бэле: капризом или попытка вернуться к чувствам? Кто помог украсть Бэлу? Кто помог украсть Бэлу? Как звали коня Казбича? Как звали коня Казбича? Какова реакция Печорина на смерть Бэлы? Какова реакция Печорина на смерть Бэлы? Почему попытка найти любовь не удалась? Почему попытка найти любовь не удалась? Можно ли было предвидеть трагическую развязку? Можно ли было предвидеть трагическую развязку?


Княжна Мери и Грушницкий «Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан…потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что маменька ничего не видала, кажется, тотчас же успокоилась» Почему? «Легче птички она к нему подскочила, нагнулась, подняла стакан…потом ужасно покраснела, оглянулась на галерею и, убедившись, что маменька ничего не видала, кажется, тотчас же успокоилась» Почему?


Выбери правильно Портретная характеристика какого героя приведена ниже: « Он хорошо сложен, смугл и черноволос, ему на вид можнодать двадцать лет, хотя ему едвали двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крути усы левой рукой, ибо правой опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно…»? Портретная характеристика какого героя приведена ниже: « Он хорошо сложен, смугл и черноволос, ему на вид можнодать двадцать лет, хотя ему едвали двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крути усы левой рукой, ибо правой опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно…»? Печорин Печорин Грушницкий Грушницкий Вулича Вулича Вернера Вернера




Личность Грушницкого Под маской будто бы разочарованного в каких-то заветных стремлениях героя скрывается мелкая и себялюбивая душа, эгоистичная и злобная, до краёв наполненная самодовольством. Под маской будто бы разочарованного в каких-то заветных стремлениях героя скрывается мелкая и себялюбивая душа, эгоистичная и злобная, до краёв наполненная самодовольством. Его эгоизм вполне согласуется с полной потерей нравственного облика. Его эгоизм вполне согласуется с полной потерей нравственного облика. Душа его опустошена, а ненависть- единственное подлинное чувство Душа его опустошена, а ненависть- единственное подлинное чувство




Подумай и ответь Какой персонаж так рассуждает: «Я люблю врагов, хотя не христиански. Они меня забавляют, волнуют кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым…» Какой персонаж так рассуждает: «Я люблю врагов, хотя не христиански. Они меня забавляют, волнуют кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым…» Грушниций Грушниций Вернер Вернер Максим Максимыч Максим Максимыч Печорин Печорин Как вы определили основной конфликт романа? Как вы определили основной конфликт романа? Конфликт героя со светским обществом. Конфликт героя со светским обществом. Конфликт героя с самим собой. Конфликт героя с самим собой. Конфликт Печорина с Грушницким. Конфликт Печорина с Грушницким.






Анализ эпизода Проанализируйте историю отношений Печорина и княжны Мери. Для сравнения в «Фаталисте» обратите внимание на эпизод с дочкой урядника Настей как пример обычного для Печорина равнодушия к женщине. Проанализируйте историю отношений Печорина и княжны Мери. Для сравнения в «Фаталисте» обратите внимание на эпизод с дочкой урядника Настей как пример обычного для Печорина равнодушия к женщине.




Анализ фрагмента Как изменилась Мери, полюбив Печорина? Как изменилась Мери, полюбив Печорина? Почему он отказывается на ней жениться? Почему он отказывается на ней жениться? Почему пытается убедить её, что она не может его любить Почему пытается убедить её, что она не может его любить


Дуэль Печорина и Грушницкого До последнего момента Печорин давал Грушницкому шанс, готов был простить и свой умышленно незаряженный пистолет, и пулю, выпущенную в безоружного, и наглое ожидание холостого выстрела. Как это характеризует Печорина? До последнего момента Печорин давал Грушницкому шанс, готов был простить и свой умышленно незаряженный пистолет, и пулю, выпущенную в безоружного, и наглое ожидание холостого выстрела. Как это характеризует Печорина?




Вера в гроте Какие чувства испытывает Печорин к Вере? Какие чувства испытывает Печорин к Вере? Как и почему складываются отношения Печорина и Веры Как и почему складываются отношения Печорина и Веры Чем Вера не похожа на Мери? Чем Вера не похожа на Мери? Какой поступок совершает Печорин, узнав об отъезде Веры? Какой поступок совершает Печорин, узнав об отъезде Веры? О каких сторонах личности героя говорит этот порыв? О каких сторонах личности героя говорит этот порыв?


Повесть «Тамань» Перед вами первая повесть в дневнике героя- «Тамань», из которой мы узнаём о приключениях Печорина в этом «скверном городишке». В этой повести перед нами ранний этап жизни героя. Здесь он говорит о себе сам. На все события и героев мы смотрим его глазами. Перед вами первая повесть в дневнике героя- «Тамань», из которой мы узнаём о приключениях Печорина в этом «скверном городишке». В этой повести перед нами ранний этап жизни героя. Здесь он говорит о себе сам. На все события и героев мы смотрим его глазами. Что, по вашему, можно назвать дневником? Что, по вашему, можно назвать дневником?


Дневник? Дневник-это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытыеот всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому столь открыт в их описании. Дневник-это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытыеот всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому столь открыт в их описании.
Ундина и слепой мальчик Что заставляет Печорина следить за мальчиком? Что заставляет Печорина следить за мальчиком? Что толкает Печорина идти на свидание с девушкой- контрабандисткой? Что толкает Печорина идти на свидание с девушкой- контрабандисткой? Какие черты характера Какие черты характера Печорина выявляются в повести «Тамань»?






Тест Почему последней повестью романа является «Фаталист? Почему последней повестью романа является «Фаталист? потому что хронологически завершает сюжет, потому что хронологически завершает сюжет, потому что перенесение действия в аул создаёт кольцевую композицию, потому что перенесение действия в аул создаёт кольцевую композицию, потому что именно в «Фаталисте» ставятся и решаются главные проблемы: о свободной воле, судьбе, предопределении. потому что именно в «Фаталисте» ставятся и решаются главные проблемы: о свободной воле, судьбе, предопределении. Можно ли назвать Печорина фаталистом? Можно ли назвать Печорина фаталистом? с некоторыми оговорками, с некоторыми оговорками, нельзя, нельзя, Печорин сам не знает, фаталист или нет. Печорин сам не знает, фаталист или нет. Почему Печорин под конец жизни ищет смерти? Почему Печорин под конец жизни ищет смерти? жизнь ему надоела, жизнь ему надоела, по малодушию, по малодушию, он понял, что не нашел и не найдёт своего высокого предназначения в жизни он понял, что не нашел и не найдёт своего высокого предназначения в жизни


Расположите главы романа в хронологическом порядке «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Княжна Мери», «Тамань». «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Княжна Мери», «Тамань». «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Тамань», «Фаталист», «Княжна Мери», «Бэла». «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Тамань», «Фаталист», «Княжна Мери», «Бэла». «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина. «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина. «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». «Бэла», «Максим Максимович», предисловие к журналу Печорина, «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Мини-сочинение «Образ Печорина» Действительно ли Печорин – герой своего времени? Действительно ли Печорин – герой своего времени? Можно ли назвать Печорина «лишним человеком»? Можно ли назвать Печорина «лишним человеком»? Положительный или отрицательный герой Печорин? Положительный или отрицательный герой Печорин? Почему Печорин под конец жизни ищет смерти? Почему Печорин под конец жизни ищет смерти?

Вот об этом-то я и стал ему говорить. "Послушайте, Максим Максимыч, -
отвечал он, - у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким,
бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною
несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое
утешение - только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той
минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми
удовольствиями, которые можно достать за деньги, и разумеется, удовольствия
эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне
также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, - но их любовь
только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я
стал читать, учиться - науки также надоели; я видел, что ни слава, ни
счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди -
невежды, а слава - удача, и чтоб добиться ее, надо только быть ловким. Тогда
мне стало скучно... Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое
время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями -
напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что,
право, обращал больше внимание на комаров, - и мне стало скучнее прежнего,
потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем
доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я,
глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я
опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество
и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы
хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких,
я за нее отдам жизнь, - только мне с нею скучно... Глупец я или злодей, не
знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше,
нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце
ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к
наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно
средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь - только не в
Европу, избави боже! - поеду в Америку, в Аравию, в Индию, - авось
где-нибудь умру на дороге! По крайней мере я уверен, что это последнее
утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог". Так он говорил
долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я
слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, бог даст, в
последний... Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, - продолжал штабс-капитан,
обращаясь ко мне. - вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели
тамошная молодежь вся такова?



Похожие статьи
 
Категории