Международный день танца.

20.02.2019

(International Dance Day) отмечается ежегодно 29 апреля с 1982 года по инициативе Комитета танца Международного института театра (МИТ) при ЮНЕСКО.

В этот день, 29 апреля 1727 года, родился основоположник современного балета Жан-Жорж Новерр (1727-1810). Ученик известного французского хореографа и педагога Луи Дюпре, Новерр дебютировал в качестве танцовщика в 1743 году и работал в разных театрах Франции, в 1755-1757 годах — в Лондоне. Новерр пришел к мысли о создании танцевального спектакля, независимого от оперы, в состав которой ранее входил балет.

Хореограф поставил свыше 80 балетов. Среди наиболее значительных его постановок — "Медея и Язон" (1763), "Адель де Понтье" (1773), "Апеллес и Кампаспа" (1774), "Горации и Куриации" (1775), "Ифигения в Авлиде" (1793).

Новерр известен как автор теоретического сочинения "Письма о танце и балетах" (1759). Им были обоснованы принципы драматического балета, базирующегося на литературном сюжете и воплощенного средствами пантомимы и танца.

Реформы Новерра оказали решающее влияние на дальнейшее развитие мирового балета, а некоторые его идеи не потеряли значения и в настоящее время: главные из них — требование взаимодействия всех компонентов балетного спектакля, логического развития действия и характеристик действующих лиц.

По замыслу учредителей, Международный день танца призван объединить все направления танца, стать поводом для чествования этой формы искусства и его способности преодолевать все политические, культурные и этнические барьеры, объединять людей, позволяя говорить на общем языке — языке танца.

По традиции, в Международный день танца известному хореографу или танцовщику предлагается обратиться к мировой общественности с посланием. Среди авторов обращений к Международному дню танца — известный советский и российский хореограф Юрий Григорович (1984), балерина Майя Плисецкая (1996), французский танцовщик, хореограф и режиссер Морис Бежар (1997), король Камбоджи Нородом Сиамони (2006), бывший профессиональный танцор и балетмейстер. В 2015 году в этот день к общественности обратился испанский хореограф и танцовщик Израэль Галван.

В Международный день танца в России по традиции вручается единственный профессиональный балетный приз — премия "Душа танца". Награда была учреждена в 1994 году журналом "Балет" и вручается мастерам хореографии, дирижерам, композиторам, художникам. В разные годы ее обладателями становились Юрий Григорович, Майя Плисецкая, Владимир Васильев и многие другие.

В 2016 году в списке лауреатов 15 имен. В номинации "Звезда" лучшими стали прима-балерина Михайловского театра Екатерина Борченко и премьер балетной труппы Мариинского театра Кимин Ким. В номинации "Маг" лауреатом стал дирижер, профессор Московской консерватории Геннадий Рождественский, в номинации "Маг танца" — художественный руководитель балета Екатеринбургского театра оперы и балета Вячеслав Самодуров, а "Мэтром танца" признан Владимир Кириллов, руководитель балетной труппы Московского детского музыкального театра имени Н.И. Сац. В номинации "Учитель" приз получит доцент Московской академии хореографии Светлана Иванова.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Зачем люди танцуют? Кто-то хочет стать стройным и гибким, кто-то хочет показать себя, свои способности в танце, но есть люди, которые посвятили танцу всю свою жизнь. Ведь танец это одна из форм искусства, способная объединить людей разных национальностей во имя дружбы, любви и мира. В конце 18 века выдающийся танцовщик и хореограф француз Жан Жорж Новерр обобщил весь опыт в области хореографии и выделил ее основные принципы в широко известной среди специалистов книге «Письма о танце и балетах». Это была первая теоретическая разработка в области искусства танца, а день рождения ее создателя 29 апреля по решению ЮНЕСКО был признан Международный день танца. Весь танцующий мир, артисты театров балета, коллективы народного и современного танца, самодеятельные артисты отмечают в этот день свой профессиональный праздник.

Танец - это вдохновенье,
Мечты и сказки воплощенье,
Души полет, порханье тела
И очень непростое дело.

Зал рукоплещет в восхищении -
Летит танцор, словно виденье.
Для счастья большего не надо,
Ведь танец - высшая награда.

В День танца я хочу желать
Творить танцорам, побеждать.
Удачи, счастья вам, любви
И много в жизни красоты.

Танец - важное искусство,
Будь то вальс или фокстрот,
Танго, полька, твист, чечетка
Или даже хоровод.

Пусть День танца всем танцорам
Принесет большой успех.
Жизнь в движении - вот счастье.
Танец пусть закружит всех!

С Международным днем танца, друзья,
Мы от души, горячо поздравляем.
Тех, кто родился, искусство любя,
Тех, кто божественным танцем пленяет.

Танцем, как речью, возможно сразить:
Можно зажечь или возненавидеть.
Можно отвергнутым, раненным быть,
Можно влюбиться, плохого не видеть.

Танец на всех мировых языках
Заговорит пускай без остановки.
Пусть в наших душах и наших сердцах
Неуловимые слышатся нотки.

Танец - не просто движения тела,
В нем наша душа, наша страсть, наши чувства!
Танцуйте всегда уверенно, смело,
Желаю творить своим телом искусство!

Не важно, вы ас или просто любитель,
Танцуйте, коль хочется вам танцевать!
И помните, танец - ваш лучший учитель,
Научит он телом своим управлять!

Танцуй, покуда, сердцем молод,
Пока горит огонь в глазах.
Международный праздник - повод
Еще разок о том сказать.

Желаю множества мелодий,
Зовущих тело танцевать.
Пусть ритмика тебя заводит
Всю душу в танце раскрывать.

Лёгкость, грация, восторг
В искусстве танца сочетаются.
Талантом наградил Вас Бог,
А зритель Вами восхищается.

Пусть Муза будет благосклонна,
Подарит силы танцевать,
Пусть взором трепетно-влюблённым
Люди вокруг будут встречать.

Сегодня все танцорам наш поклон.
Эмоций шквал вы дарите безумный.
И тот, кто хоть раз в жизни танцевал,
Тот ощутил прилив восторга шумный.

Желаем вам поменьше всяких травм,
Творить свое искусство с наслажденьем,
И покорения всех самых сложных па,
И радоваться каждому мгновенью.

Сегодня нежно поздравляю
Танцовщиков и танцовщиц,
А также любящих кружится
Под ритмы сердца славных лиц.

Сегодня праздник отмечаем
Мы грации, полета, танца,
Пусть после пары четких па
Горит лицо у вас румянцем.

Пусть танец дарит настроение,
Пусть тело делает здоровым,
Желаю ярких достижений
И танцев вам красивых, новых.

С Международным днем танца
Радостно вас поздравляем,
Желаем вам не сбиваться
С ритма, мечты исполняя,
Будет успех - безграничным
Пусть, танец вас вдохновляет,
Радость - пусть будет привычной,
Вас всегда сопровождает,
Много желаем терпения,
Счастья, новых достижений,
Весёлые впечатления -
Подымут вам настроение!

Пусть танцем Терпсихоры легкой,
Оставив позади унылый быт,
Закружат творчество и вдохновение,
Да вас судьба на этот танец пригласит.
Ручьем весенним пусть звенит ваш голос,
А шаг ложится тихо и легко.
В душе всегда поет так нежно, словно волос
От этих струн пройдет в игольное ушко.
К новым вершинам в танце вам лететь!

Радость вам встретить, всюду вам успеть!
Успех и радость будут в сердце пусть гореть!

В 1982 году созданный при ЮНЕСКО Международный Комитет Танца предложил ежегодно праздновать 29 апреля Международный День Танца.

По замыслу учредителей, Международный День Танца призван объединить все направления Танца, стать поводом для чествования этой формы искусства и его способности преодолевать все политические, культурные и этнические границы, его способности объединять людей во имя дружбы и мира, позволяя говорить им на одном языке - языке танца.

Дата 29 апреля была выбрана неслучайно. В этот день в 1727 году родился французский балетмейстер Жан Жорж Новерр, реформатор и теоретик хореографии. Его по праву считают отцом современного балетного театра, который Новерр считал таким же важным и самостоятельным, как и драматический театр. Новерр не только выдающийся танцовщик и хореограф, но и автор знаменитого теоретического труда «Письма о танце и балетах», в котором он обобщил накопленный к тому времени опыт в области хореографии, а также обосновал ее основные принципы. Эта книга, актуальная и сегодня, вышла в России еще при жизни автора.

Для всех, кто имеет отношение к танцу: преподавателей, хореографов, участников профессиональных и любительских танцевальных трупп, меценатов и исследователей - это лишний повод организовать представления, выставки, уличные шоу и посвятить танцу телепередачи, статьи в журналах и газетах, публичные лекции.

Именно в этот день с 1992 года ежегодно вручается премия в области хореографии Benois de la dance. Она была учреждена в 1991 году в Москве Международным союзом деятелей хореографии и сегодня проводится под патронатом ЮНЕСКО. Премия, которая призвана отметить самые высокие достижения в области хореографии, по праву считается балетным "Оскаром". Победителей фестиваля определяет международное жюри. Среди обладателей самой престижной премии в области танца - знаменитые артисты и балетмейстеры.

По традиции, каждый год какому-либо известному представителю мира танца предлагается обратиться к общественности с неким посланием, в котором напомнить людям о красоте танца, восхвалить его, преодолеть все политические, культурные и этнические барьеры и призвать людей говорить на одном языке - языке танца.

Впервые с таким посланием по случаю Международного дня танца выступил Henrik Neubauer в 1982 году. В 2007-м - Sasha Waltz, в 2008-м - танцовщица из ЮАР Глэдис Фэйз Агульяс (Gladys Faith Agulhas).

Этот день дает возможность еще раз напомнить людям об объединяющей силе и особом значении для общества этого вида искусства. Именно поэтому каждый год всемирно известные танцоры и хореографы пишут "Послание", посвященное Дню Танца, в котором говорят о своем отношении к танцу. В разные годы авторами посланий были Матс Эк, Иржи Килиан, танцовщик буто Казуо Оно и "Артист мира ЮНЕСКО" японская балерина Мияко Йошида.

Послание к Международному Дню Танца 2008

У духа Танца нет цвета, нет определенной формы или размера, но он являет собой Дух Единения, Силу и Красоту внутри нас. Каждая танцующая душа, молодые, старые люди, люди с ограниченными возможностями создают и претворяют в жизнь идеи, изменяя и развивая Искусство.
Танец - это зеркало, отражающее, как невозможное становится возможным. Чтобы каждый мог прикасаться, слышать, чувствовать и переживать. Звуки нашего сердца и Души есть наш ритм, каждое наше движение раскрывает историю человечества.
Это стихия, в которой Дух Человека может познать всю высшую Свободу. Каждый раз, когда соприкасаются наши руки, случается нечто прекрасное,
То, о чем помнит Душа, тело рассказывает через движение. И тогда Танец становится исцеляющей силой, доступной всем, ты - мои глаза, а я - твои ноги.

Празднуйте Международный День Танца со всей страстью к Танцу, дабы исцелить друг друга, объединяйте свое танцевальное сообщество, и, самое важное, будьте лучшим из тех, кем вы можете быть по Праву. Мы сможем объединиться через Силу и Дух Танца.


29 апреля отмечается Всемирный день танца. А так как у каждой страны, а то и региона есть свой уникальный танец, то праздник действительно принадлежит всему миру. И начать стоит с Греции…




Съёмки проходили на Крите, и чтобы исполнить национальный греческий танец, Куинн учился у местного населения танцевать 2 самых популярных критских танца — сиртос и пидихтос, чтобы затем путём синтеза танцевальных па создать уникальный танец для фильма. Но вот незадача, перед съёмкой сцены актёр сломал ногу, тем не менее Куинн посчитал, что станцует даже в таком состоянии. Правда, от ряда сложных элементов пришлось отказаться, зато актёр создал отличительный признак сиртаки — плавный скользящий шаг, который ему приходилось делать, "волоча" по песку пострадавшую ногу. Интересно, что название "сиртаки" придумал сам же Куинн, используя уменьшительно-ласкательную форму танца сиртос.



В Испании на первом месте стоит фламенко . Название происходит от латинского "флам" — огонь. В XV веке из Византии в Испанию прибыли цыгане и обосновались в провинции Андалусия. Они смешали свои традиции с испанскими и создали фламенко.


Интересно, что помимо всего, фламенко считается семейным танцем. Когда в Испании собирается весь род, все танцуют по очереди, причём под специальную гитару, сделанную непременно из кипарисового дерева. Ежегодно в Севилье происходит фестиваль фламенко, а в Барселоне есть даже дворец фламенко, где проводятся зажигательные тематические шоу.


Австрия дала миру вальс , это от немецкого walzen, что означает кружиться в танце. Интересно, что вальс стал первым салонным танцем, где кавалеры обнимали дам за талию, а потому в начале XIX века на него существовали временные ограничения: не более 10 минут. На балах, дававшихся во дворцах немецких кайзеров, вальс вообще был под запретом чуть ли не до конца XIX века — его обвиняли в излишней чувственности и даже непристойности. Правда, его всё равно кое-где танцевали.



Поворотным моментом стало приглашение королевой Викторией оркестра Иоганна Штрауса на свою коронацию в 1938 году. С тех пор вальс окончательно обосновался в дворцовых бальных залах. До сих пор в четверг перед началом Великого католического поста проводится ежегодный Венский бал. Чтобы попасть на него, нужно обязательно уметь танцевать вальс и танцевать хорошо, потому что предстоит пройти специальные репетиции под строгим оком членов комиссии.


Конечно, Польша дала миру много танцев — и мазурку, и полонез, но на первое место стоит поставить краковяк . Название танца идёт от города Кракова, где краковяк зародился ещё в начале XIV века. Что интересно, танцевали его в начале только мужчины, одним из сценариев танца были отношения рыцаря и оруженосца.



Чардаш — самый знаменитый венгерский танец. Не зря говорят, что Венгрия знаменита токайским вином, лечо и чардашем. Название происходит от слова csárda — "трактир, постоялый двор", так как зародился танец именно в венгерских харчевнях. Затем цыганские музыкальные ансамбли разнесли его не только по Венгрии, но и по соседним Словении, Словакии и другим близлежащим областям и регионам. А вот к 30-м годам XIX века чардаш стал бальным танцем, был популярен в простонародье и в среде венгерских цыган.


Кто из композиторов только не использовал мотивы чардаша в своих произведениях, помимо Кальмана. И Лист, и Брамс, и Чайковский! И, конечно же, Иоганн Штраус-младший в своей оперетте "Летучая мышь".

Рил — это самый знаменитый ирландский танец, имеющий множество вариаций. Считается, что он пришёл в Ирландию из Шотландии в конце XVIII века. Но поскольку пережил значительные трансформации, стал считаться именно ирландским танцем. Рил, как и другие ирландские танцы (например, джига или ирландский степ), помогает накачать икры ног, избавиться от лишнего жира, а также способствует развитию лёгкости и прыгучести.



Чешский народный танец — полька . Она появилась в середине XIX века в Богемии и вскоре распространилась по другим странам. А название танца происходит от чешского слова "половина", так как танец имеет половинчатый музыкальный размер — 2/4 (для тех, кто понимает). Польки писали не только известные чешские композиторы Антонин Дворжак, Бедржих Сметана, но и австрийские: Иоганн Штраус-старший и Иоганн Штраус-младший.




Тарантелла — один из фирменных итальянских танцев. В XV веке итальянскими лекарями была открыта особая болезнь — помешательство, вызванное укусом тарантула. И они решили, что вылечиться такой пациент может лишь с помощью специальных телодвижений, производимых под музыку. Из них, как считается, и выросла тарантелла. Вплоть до XVII века по стране даже перемещались специальные оркестры, под игру которых танцевали больные.



Вспоминая особенности истории США, сложно говорить о народных или классических танцах. Но именно там в средине 50-х годов прошлого века зародился рок-н-ролл , распространившийся потом по всему миру. А началось всё с выхода на экран фильм с участием Била Хейли и его мелодии "Рок вокруг часов". И тогда рок-н-ролл затанцевали все! На старых хрониках из американских и европейских танцзалов можно увидеть удивительные кульбиты и пируэты.



Аргентинское танго зародилось в Буэнос-Айресе в конце XIX века. Сначала его танцевали в кабаках, притонах, борделях и прочих подобных заведениях. Одно время его даже танцевали в паре мужчины. А всё потому, что дам в таких заведениях было немного, и они сами выбирали себе в партнёры лучшего танцора. Эта ситуация порой порождала конфликты и драки. Но к 1910-м годам танец обрёл свой благородный статус, и полюбился аргентинскому высшему обществу. Настоящим же периодом расцвета стали 30-50-е годы прошлого века.


Интересно, что в этом танце не принято разговаривать, улыбаться и даже пристально смотреть друг другу в глаза. Кстати, 7 лет назад танго объявили объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, кроме того, ему посвящён отдельный день в календаре — 11 декабря. Этот день приурочен ко дню рождения короля танго Карлоса Гарделя.

Визитной карточкой Бразилии можно считать самбу . Произошёл танец от "скрещения" африканских танцев, "занесённых" выходцами из Конго и Анголы, с португальскими и испанскими танцами. Главное в самбе — интенсивные движения бёдрами и ритм, выбиваемый маракасами и барабанами. Обычно этот танец исполняется во время карнавала. Причём танцевать его можно как в одиночку, так и с партнёром. Считается, что самба полезна и для здоровья — она снижает уровень тревожности и даёт телу лёгкость. А вот ещё один интересный факт: согласно одной из версий, слово "самба" — это потомство африканского мужчины и белой женщины.

На Кубе появился танец ча-ча-ча . Произошло это в начале XIX века. По поводу названия спорят до сих пор. Согласно одной из версий, оно произошло от стручков растения с названием "ча-ча", из которых делали простейшие музыкальные инструменты, отбивающие ритм. Но есть и более простое объяснение — название исходит из самих звуков шагов партнёров. А ещё, поскольку особая роль в нём отведена женщине, и здесь особенно важны выразительные движения бёдрами, его называют ещё танцем испанских кокеток. Интересно, что в советских школах в 50-60-е годы прошлого века обучение ча-ча-ча было обязательным. Сегодня же он входит во все латиноамериканские программы.







Визитной карточкой многих арабских стран является танец живота . Считается, что он был принесён на Ближний Восток цыганами гавази из Индии примерно в Х веке. Сейчас же существует более 50 его стилей. Каждый год в Каире проводится международный фестиваль танца. Кстати, именно в Египте исполнительницы танца живота считаются пятым по значимости источником поступлений в казну (их опережают разве что Суэцкий канал, туризм, нефтяной экспорт и хлопок). И налоги в совокупности дамы платят нехилые — более 250 миллионов долларов в год.


Считается, что у танца живота есть свои терапевтические эффекты. Он полезен для нормализации функций женских репродуктивных органов и служит профилактикой остеохондроза, остеопороза и гипертонии, и благотворно влияет на обмен веществ. И это не говоря об обретении тонкой талии и лёгкой походки.


Что объединяет жителей Кавказа? Конечно же, лезгинка ! И у разных народов она имеет разные вариации. Основная роль в лезгинке, несмотря на участие женщин, отводится мужчинам. И это неспроста: согласно некоторым историческим версиям, в старину кавказские мужчины исполняли лезгинку перед важными сражениями. Свою же широкую популярность лезгинка получила в 30-годы прошлого века. Тогда на Всемирном фестивале народного танца в Лондоне её исполнил известный грузинский танцор — Илико Сухишвили. За это он получил медаль лично от английского короля.

Индийские танцы многозначны. Порой кажется, что ими пронизана вся жизнь индийского народа. Неслучайно некоторые местные предания гласят, что Шива родил мир во время космического танца. Есть индийские храмовые и обрядовые танцы, а также поэмы и стихи, специально созданные для воплощения в танце. Без танцев не обходится ни один уважающий себя индийский фильм, причём в каждой ленте сочетаются, как правило, 3 вида танцев: классические, исторические и народные. Вообще же, каждое положение пальцев руки что-то обозначает — либо слово, либо целую фразу или понятие. А ещё индийские танцы считаются полезными для здоровья, в частности, они были одобрены местным Министерством здравоохранения и обществом акушерства.



Сложно, сказать, какой главный танец в России, ведь к нему можно отнести и хоровод (впрочем, он присутствовал у многих славянских народов), и кадриль. Один из знаковых русских танцев — "Барыня" . По некоторым предположениям, он зародился ещё во времена язычества на Северщине и Орловщине. Название танца происходит из самого сюжета — отношения помещицы и крестьянина передаются особенностью их движений. У партнёра это присядки, притопы и прискоки, выражающие удаль, а у партнёрши — величавая плавность. Элементы танца "Барыня" уже давно используются во многих программах наших фигуристов.



Похожие статьи
 
Категории