Михаил кошевой как идеологический антипод григория мелехова.

24.04.2019

Введение

Михаил Кошевой в романе «Тихий Дон» первоначально является второстепенным лицом. Но постепенно его образ выдвигается на первый план. Именно этот, на первых порах малозначительный персонаж, играет решающую роль в судьбе целого ряда центральных героев произведения.

Описание Михаила Кошевого

В первой части «Тихого Дона» Мишка Кошевой предстаёт перед нами обычным хуторским парнем с наивным, даже несколько детским, выражением лица и смешливыми глазами. Именно на глаза героя обращает внимание читателя Шолохов. Тёмные в первой книге они неожиданно становятся «безулыбчивыми», «голубыми и холодными, как лёд» в третьей.

За годы войны «лицо Михаила возмужало и как бы вылиняло». Герой ожесточается, хмурится и часто стискивает зубы. Кошевой «рывком вскидывал свои глаза, и они смотрели прямо в зрачки врага, вонзались в них». Его потухшие глаза ненадолго оживляются только тогда, когда он смотрит на Мишатку и Дуняшку. «Огоньки восхищения и ласки на миг вспыхивали в них и гасли».

Характеристика Михаила Кошевого

В мирное время Кошевой ведёт себя, подобно своим ровесникам. Живёт заботами о хозяйстве, принимает участие в развлечениях хуторской молодёжи. Меняет его взгляды на жизнь участие в кружке Штокмана. Мишка проникается идеями приезжего члена РСДРП и безоговорочно встаёт на сторону советской власти. В отличие от Григория Мелехова, Кошевой ни на минуту не сомневается в том, на чьей он стороне. Его преданность идеям партии постепенно доходит до фанатизма, и герой полностью ожесточается. Чувство классовой ненависти вытесняет из его души всё общечеловеческое. Окончательное перерождение Кошевого происходит после того, когда он узнаёт о гибели своих товарищей. «После убийства Штокмана, после того, как до Мишки дошёл слух о гибели Ивана Алексеевича и еланских коммунистов, жгучей ненавистью к казакам оделось Мишкино сердце. Он уже не раздумывал, не прислушивался к ненавистному голосу жалости, когда ему в руки попадался пленный казак-повстанец». Он убивает, выжигает дома. Особенно показательны сцены участия Кошевого в карательной экспедиции в станицу Каргинскую, где он лично пустил «красного кочета» в 150 домов.

Михаил от природы не был жестоким. Он рассказывает, что, в отличие от других казаков, не может даже поросёнка зарезать. Но, противники новой власти для него – это уже не люди. По его мнению, они зря живут на свете, на них у Кошевого «рука твёрдая». Характерно, что слово «враг», постоянно звучит в речи героя. Враги видятся ему повсюду. Даже Дуняшу, самого близкого ему человека, он готов выбросить из своей жизни только за то, что она нелестно отозвалась о коммунистах. «Ежели ещё раз так будешь говорить – не жить нам с тобой вместе, так и знай! Твои слова – вражьи…» – заявляет Кошевой.

Кошевой и Мелеховы

Сложно складываются отношения Кошевого в «Тихом Доне» с семьёй Мелеховых. Он собственноручно расстреливает пленного Петра, убивает свата Мелеховых, деда Гришаку Коршунова, и поджигает его дом, настаивает на аресте своего бывшего товарища Григория. При всём том он не чувствует своей вины за содеянное. Для него все они не односельчане, с которыми он прожил бок о бок столько лет, а классовые враги. Мишка говорит Ильиничне, упрекающей его за убийство деда,: «Животину не могу убить… а пакость, как этот ваш сват или другой какой вражина, – могу сколько угодно!

». На обвинения в убийстве Петра он отвечает, что Пётр поступил бы с ним так же, если бы они поменялись местами.

Интересно, что именно Кошевой, принесший столько горя Мелеховым, берётся налаживать её быт. Он, придя в дом Ильиничны женихом Дуни, ставит плетень, чинит баркас, помогает с покосом. Но, несмотря на эти, казалось бы, положительные моменты, в душе он не способен понять и принять чужую позицию. Он считает мать Дуняши, называющей его «душегубом», «взбесившийся старухой». Ненавидит Мишка и Григория, который, даже после всего случившегося, раскрывает ему объятия, считая Кошевого своим.

Если в первых трёх книгах у Мишки ещё проявляется неуверенность, иногда даже растерянность, то они полностью исчезают в четвёртой книге, когда Кошевой становится председателем хуторского ревкома. Единственное чувство, которое он испытывает к односельчанам – это злость за то, что они не хотят безоговорочно принять новую власть, как это сделал он сам.

Заключение

Положительный или отрицательный персонаж Кошевой? С точки зрения политической, конечно, да. Ведь более преданного борца за светлое будущее представить сложно. Но, если посмотреть на героя с общечеловеческих позиций, то становится страшно. Какое светлое будущее может построить фанатик, не имеющий в душе ни понимания, ни сострадания?

Тест по произведению

Эпизод «Кошевой в доме Мелеховых» возвращает нас к трагедии гражданской войны. Многих казаков недосчитались в Татарском. «Добрая половина отступивших навсегда осталась в чужих краях: иные погибли от тифа, другие приняли смерть в последних схватках на Кубани...» С нетерпением ждали казачки возвращения с войны мужей, братьев, отцов. Радостная, бестолковая суета начиналась, когда приходил домой" какой-нибудь оборванный, изможденный казак. Но радость, вступая в один дом, вводила в другой неизбывное горе. Не дождалась мать-казачка сына, осиротели дети.

В семье Мелеховых каждый день вспоминали Григория. Старая Ильинична с нетерпением ожидала своего сына и вспоминала о нем при всяком случае. Все, что напоминало ей о Григории, наполняло ее трепетной радостью. Даже старую поддевку Григория и фуражку с выцветшим околышем повесила она в кухне на гвоздь, а уж когда готовила обед, не забывала приготовить что-нибудь лишнее: неровен час, придет Григорий и поест горяченького. Но Григория все не было, а здоровье старой Ильиничны становилось все хуже и хуже.

Неожиданное возвращение Мишки Кошевого и приход к ним в дом не вызвал радости у Ильиничны. Не могла она простить ему смерти сына. Ведь Кошевой саморучно расправился с Петре, застрелив его. Ильинична с ненавистью встретила Кошевого, грубо и односложно отвечая на его вопросы. Мишка Кошевой пришел не случайно: давно уже приметил он Дуняшку. Да и она была к нему неравнодушна. О большом волнении, охватившем ее при звуках Мишкиного голоса, свидетельствовала ее бледность, внезапно покрывшая щеки. Выйдя на кухню, она видит Мишку, желтого, исхудавшего до неузнаваемости.

Ильинична догадалась о Мишкиных намерениях просватать Дуняшку и решила сразу же пресечь все его попытки завести с ней об этом разговор. Она напомнила Мишке, что он является виновником смерти Петра, назвала его душегубом, припомнила ему и другое убийство - свата Мирона Коршунова. Не чувствуя своей вины, Мишка говорит Ильиничне, что поступить по-другому он не мог: «Не для того мы на энтих буграх сходились, чтобы нянькаться один с другим! На то она и война». Возмущенный словами Ильиничны, назвавшей его душегубом, Мишка говорит, что с детства не мог зарезать ягненка или поросенка, рука не поднималась. Но война заставляет ненавидеть врагов: «Злой я на них, на этих старых чертей! Животную не могу убить, - может, со зла только, а такую вы меня извиняйте, пакость, как этот ваш сват иди другой какой вражина - могу сколько угодно! На них, на врагов, какие зря на белом свете живут, у меня рука твердая!» Когда Ильинична, выведенная из себя, пытается прогнать Мишку, он напоминает ей про Григория: «Про сынка-то ты молчишь, а уж он-то душегуб настоящий, без подмесу!,. Сколько он ваших загубил, об этом ты знаешь? То-то и оно!»

Пререкаясь с Ильиничной, Мишка особенно не злился. «Он знал, что Дуняшка его любит, а на остальное, в том числе и на старуху, ему было наплевать. Он стал часто бывать у Мелеховых, несмотря на недовольство Ильиничны. «Бычье упорство было во всей сутуловатой Мишкиной фигуре, в наклоне головы, в твердо сжатых губах.,.»

Когда Ильинична приказала дочери не принимать в доме Мишку, то Дуняшка, обычно послушная и сговорчивая, на этот раз проявила отцовский характер: «Нет! Будет ходить! Не закажете! Будет!» Строптивость Дуняшки огорчила Ильиничну.

С тех пор Мишка стал ежедневно бывать у Мелеховых, помогать по хозяйству: поставил плетень, законопатил баркас, смастерил крохотные детские грабли для Мишатки. Во время работы у него случился приступ лихорадки, которая давно уже мучила его. Ильинична, узнав от Мишатки, что Кошевой лежит и его сотрясает страшная дрожь, попросила мальчика отнести Михаилу одеяло. Выглянув в окно, она увидела, что Дуняшка укрыла Михаила своей овчинной шубой.

Присмотревшись к Мишке, Ильинична увидела, какой он больной и несчастный. «На желтом лице его, покрытом грязными полосами засохшего пота, отражалось утомление, рука мелко вздрагивала, когда он нес ко рту ложку». Дрогнуло ее материнское сердце, жалко ей стало Мишку. «Чем больше всматривалась Ильинична в сутулую фигуру «душегуба», в восковое лицо его, тем сильнее испытывала чувство какого-то внутреннего неудобства, раздвоенности. И вдруг непрошеная жалость к этому ненавистному ей человеку - та щемящая материнская жалость, которая покоряет и сильных женщин, - проснулась в сердце Ильиничны. Не в силах совладать с новым чувством, она подвинула Мишке тарелку, доверху налитую молоком, сказала:

Ешь ты, ради бога, дюжей! До того ты худой, что и смотреть-то на тебя тошно... Тоже, жених!»

Материал II главы 8-й части IV тома эпизода «Кошевой в доме Мелеховых» дает возможность увидеть новые грани характера героев «Душегуб» Мишка предстает слабым, больным человеком, глубоко влюбленным в Дуняшку и готовым претерпеть все обиды и унижения, чтобы быть рядом с любимой; его глаза теплели и оживлялись, когда останавливались на маленьком Мишатке, для него мастерит он крохотные детские грабли. Дуняшка, выросшая в повиновении старшим, смело отстаивает свою любовь, не боится пойти вразрез с мнением матери; в дальнейшем она настоит на том, чтобы выйти замуж за Мишку Кошевого. Сама Ильинична предстает человеком, обладающим щедрым материнским сердцем. Видя любовь дочери к Мишке, она уже готова простить то зло, которое он принес ее семье,- и даже пожалеть его.

Мастерство Шолохова позволило создать яркие, живые характеры. Писатель в высокой степени владеет искусством изображать человеческий характер во всей его цельности и в многообразии красок и оттенков внутреннего мира человека. Эпический строй своего романа Шолохов сочетал: с удивительной лиричностью повествования, передавал тончайшие интимные переживания людей, раскрывая самые сокровенные эмоции.

Мишка Кошевой – казак станицы Татарской, перешедший на сторону большевиков. Его характер отличается порывистостью, большой эмоциональностью, максимализмом. Приняв позицию «красных», герой полностью посвящает свою жизнь борьбе с белыми, врагами народа. Теперь К. не видит в людях своих земляков, друзей, соседей. Он делит людей на «своих» и «врагов».
К. – фанатик своего дела. Он безжалостно убивает людей, заглушая муки совести фразой «Все мы душегубы». Злоба и месть К. распространяются на семьи воюющих, на стариков и детей. Он жестоко убивает деда Гришаку, сжигает множество домов своих врагов: «с тремя товарищами выжег дворов полтораста станицы Каргинской». К. ухаживает за сестрой Григория Мелехова Дуняшкой. Она соглашается на брак с ним, несмотря на то, что К. убил ее старшего брата Петра.

    Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон» повествует о судьбах народа в переломную эпоху. Драматично складываются судьбы основных действующих лиц. Роман отмечен также сложными и яркими женскими судьбами. Образ Ильиничны олицетворяет трудную долю женщины-казачки,...

    Если на время отстраниться от исторических событий, то можно отметить, что в основе романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» лежит традиционный любовный треугольник. Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят одного и того же казака – Григория Мелехова. Он женат...

    Цель: Сформировать у учащихся целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа м. а. Шолохова «тихий Дон»; показать взаимосвязь жизни и творчества писателя, обусловленность авторских позиций историческим контекстом;...

  1. Новое!

    Роман-эпопею М.А. Шолохова «Тихий Дон» по масштабности охвата действительности, художественному мастерству литературная критика ставит в один ряд с «Войной и миром» Л.Н. Толстого. А.Н. Толстой писал: «В «Тихом Доне» он [Шолохов] развернул эпическое,...

  2. Григорий Мелехов - главный герой романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон». О нем сразу невозможно сказать, положительный он или отрицательный. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего особого пути. Григорий Мелехов предстает в романе прежде всего...

Даже Дуняшке, единственно родному человеку, Кошевой делает суровое предупреждение из-за того, что та нелестно отозвалась о красных: «ежели ишо раз так будешь говорить – не жить нам с тобой вместе, так и знай! Твои слова – вражьи…» Всё это характеризует фанатизм, бескомпромиссность его позиций.

Беспощадность Кошевого происходит не от природной жестокости, как, например, у Митьки Коршунова, а диктуется и объясняется им классовой борьбой. Матери, убитого им, Петра Мелехова, Мишка говорит: «…Не с чего моим глазам зажмуряться! А ежели Петро меня поймал, что бы он сделал? Думаешь, в маковку поцеловал бы? Он бы тоже меня убил…»

Но все это не вносит в образ Кошевого необходимой гармонии, и в сознании читателей он так и остается отрицательным героем. Михаил Кошевой – это воплощение преданности партии, но по шкале человеческих ценностей он оказывается ниже Григория. Однажды, услышав, что Михаилу угрожает смерть от рук казаков, Григорий, не думая о собственной опасности, мчится к нему на помощь: «…Кровь легла промеж нас, но ить не чужие мы?»181 Если он постоянно колеблется в политической борьбе, то это происходит потому, что он верен себе, человеческому достоинству, порядочности.

У Михаила, который униженно просит отарщика Солдатова не выдавать его, – «растерянно бегали глаза…». Возвращаясь из Вешенской в хутор Татарский, и не зная ещё, что там происходит, Кошевой колеблется: «Что делать? А если и у нас такая заваруха? Кошевой затосковал глазами…» Позднее, когда он спасся от грозившей ему в хуторе смерти, «вспомнил, как брали его в плен, беззащитность свою, винтовку, оставленную в сенях, – мучительно до слёз покраснел…».

Но простой, веселый деревенский парень в течение бурных лет резко меняется и из второстепенного образа превращается в одного из главных героев.

«Сделаю, тезка, ей богу сделаю, только отойди трошки, а то как бы тебе стружка в глаза не попала, – уговаривал его Кошевой, посмеиваясь и с изумлением думая: «Ну до чего похож, чертенок… вылитый батя! И глаза и брови, и верхнюю губу также подымает… Вот это работенка!» Здесь прямая речь и внутренний монолог помогают представить одновременное добродушие и изумление на лице Кошевого без каких-либо указаний со стороны автора.

Хотя с годами внешний облик героя изменяется, что-то женственное и ребяческое в Кошевом остается. Так, например, слушая, как Штокмана с невозмутимым видом рассказывает какую-то смешную историю, Михаил «…смеется детским, заливчатым смехом, захлебываясь, и все норовил заглянуть под башлык Штокману…» Когда он, жестоко избитый повстанцами, узнал от матери о восстании, об убийстве Фильки, Тимофея и о бегстве Алексея Ивановича, Штокмана, Давыдки, – «за долгое время в первый раз заплакал Михаил, по-ребячьи всхлипывая…»

С годами изменяются глаза Михаила. В первой книге у него «…красивое темноглазое лицо…», «…темные глаза…», в третьей книге Григорий, здороваясь с ним, «…засматривается в голубые его глаза…»

Чувство классовой ненависти господствует у этого героя над всеми другими проявлениями души. Он всё готов сделать ради советской власти. Так, например, Михаил Кошевой отвечает на сетования земляков о нехватке соли: «Наша власть тут ни при чём… Тут одна власть виновата: бывшая кадетская власть! Это она разруху такую учинила, что даже соль представить, может, не на чем! Все железные дороги побитые, вагоны – то же самое… долго рассказывал старикам о том, как белые при отступлении уничтожали государственное имущество, взрывали заводы, жгли склады, кое-что он видел сам во время войны, остальное вдохновенно придумывал с единственной целью – отвести недовольство от родной советской власти. Чтобы оградить эту власть от упрёков, он безобидно врал, ловчился, а про себя думал: «Не дюже большая беда будет, ежели я на сволочей и наговорю немножко. Все одно они сволочи, и им от этого не убудет, а нам явится польза…»

Герой не сразу научился действовать уверенно, ранее не раз он испытывал чувство растерянности и стыд. Когда, например, Валет сообщил, что восставшие казаки разбили под станицей Мигулинской красную гвардию, «по лицу Михаила… скользнула растерянность, он сбоку глянул на Валета, переспросил:

Повествуя о событиях 1918 года, автор отмечает, что за годы войны «лицо Михаила возмужало и как бы вылиняло…» Когда Григорий Мелехов встречается с Кошевым, которого не видел более полутора лет, он не без удивления разглядывает «…посуровевшее лицо бывшего друга…»

Каковы бы были намерения Шолохова при изображении этого героя, из него едва ли получится светлый образ нового советского человека.

В приобретенной Кошевым с годами манере сжимались губы, стискивать зубы, «…в упрямой складке, которая ложилась у него промеж бровей…», в твёрдой походке, в пристальном взгляде, который он всаживал в собеседника, заставляя того потупиться…», и в том, как «рывком вскидывал свои глаза, и они смотрели прямо в зрачки врага, вонзались в них…» во всём этом видно ожесточение Михаила Кошевого.

Сдержанно и решительно ведёт он себя, явившись в дом дезертира. Михаил, «спокойно улыбаясь», просит его выйти «на минутку». Когда Ильинична укоряет его за убийство деда Гришаки, Мишка «добродушно улыбнулся и сказал: «Станет меня совесть точить из-за такого барахла, как этот дед…»

Мужественные черты сочетаются здесь с нежными чертами. Михаил Шолохов подчеркивает детскость, ласковость Кошевого. Так, например, он ласков в обращении с женщинами. Когда Валет в разговоре героем называл Марью Богатыреву распутной, «Михаил, томительно и нежно улыбаясь, поправил его: – Не распутная, а веселая».

После убийства Штокмана, когда до Михаила дошел слух о зверской расправе в хуторе Татарском с Иваном Алексеевичем, Шолохов описывает героя: «Голубыми и холодными, как лед, глазами смотрел на станичника, спрашивал: «Поборолся с советской властью?» – и, не дожидаясь ответа, не глядя на мертвеющее лицо пленного, рубил. Рубил Безжалостно…»

– Как теперь?»

У Михаила, который вернулся с фронта, потухшие, мутные глаза. Но они «оживились», когда он увидел Дуняшку. «Ильинична с удивлением заметила, что потухшие глаза «душегуба» теплели и оживлялись, останавливаясь на маленьком Мишатке, огоньки восхищения и ласки на миг вспыхивали в них и гасли…» Когда же Григорий, вернувшись с фронта домой вслед за Кошевым, хотел обнять его, он «увидел в безулыбчивых глазах его холодок, неприязнь…»

Чувство растерянности в различных его оттенках выражают не только глаза, движения Кошевого, но и тон его голоса. Когда, например, Михаил узнаёт от встречного красноармейца, что хутор Горбатов, в который он направляется, занят белыми, он расспрашивает этого солдата недоумённо и растерянно. «Как же на Бобровский проехать? – растерянно проговорил Михаил…».

Так, например, приступая к обязанности председателя хуторского ревкома, герой не испытывает ничего, кроме раздражения: «Злой донельзя на себя и на все окружающее, Мишка встал из-за стола, оправил гимнастёрку, сказал, глядя в пространство, не разжимая зубов: «Я вам, голуби, покажу, что такое советская власть!»

В первых трёх книгах «Тихого Дона» растерянность Кошевого проявляется иной раз так резко, как не проявляется растерянность Григория Мелехова. Тем контрастнее выглядят его действия, когда он уверен в своей силе и превосходстве.

Юмором проникнуты сцены, когда Михаил впервые отправляется в хуторской ревком исполнять свои обязанности председателя: «…походка его была столь необычна, что кое-кто из хуторных при встрече останавливался и с улыбкой смотрел ему вслед…»

Образ Михаила Кошевого отражает то, как революционные изменения жизни влияли на развитие характера героя на изменения, его нравственных качеств. В первой книге, где изображается мирная жизнь, Михаил Кошевой – друг Григория Мелехова, участник кружка Штокмана почти не показан в действии. Автор только набрасывает его портрет. «Был он коренаст, одинаково широк в плечах и бедрах, оттого казался квадратным; на чугунно крепком устое сидела плотная, в кирпичном румянце, шея, и странно выглядела на этой шее красивая в посадке небольшая голова с женскими очертаниями матовых щек, маленьким упрямым ртом и темными глазами под золотистою глыбою кучерявых волос…»

В годы империалистической войны он осознал, что, справедливость на стороне народа и организовал агитацию среди казаков, выступая против этих военных сражений. Мишка не мог находиться вне борьбы, когда решается судьба народа. Оказавшись в отарщиках, он не может пребывать в одиночестве, и страшится, что эта степная тишина поглотит его. Если же Гришка Мелехов всегда находился на распутье своих взглядов, то Кошевой не желал выйти из борьбы. Наоборот, осмысленно выбрав правильную дорогу борьбы за изменение жизни во время революции, он справляется с чувством жалости к Григорию и критикует своего товарища, с которым когда-то учился в школе.

Когда в хуторе к власти пришла Советская власть, и Кошевой был избран товарищем председателя Совета, он настоятельно добивается, чтобы Мелехова арестовали. Мишка с особой ненавистью относится к врагам Советов, и поэтому он беспощадно уничтожает дома купцов и священнослужителей, предает смерти деда Гришаку. Но в тоже время Шолохов ярко показывает его душевный мир. Он был мечтательным и любил родные края. Через все годы войны он проявляет любовь к Дуняше и своим детям. С большим тактом писатель изображает те моменты, как ненавистный Ильиничне Кошевой завоевывает ее доверие, после чего у старухи пропадает к нему вся ненависть. Женившись на этой милой девушке, несмотря на тяжелую болезнь, он весь уходит в домашнее хозяйство. Однако, вскоре он начинает осуждать свое трудовое рвение и уходит в борьбу за светлое будущее казаков.

Шолохов на последних страницах произведения сталкивает Кошевого и Григория Мелехова, подчеркивая бдительность и рост в политических взглядах Мишки. Раскрытие характера Кошевого проявляется через все его поступки в процессе борьбы за укрепление советской власти среди донских казаков. В романе он показан как хозяин жизни и представитель трудового казачества, нашедшего правильный путь в революции. Показывая образ Кошевого, Шолохов хотел показать, что такая фанатичная борьба, как у Мишки ни к чему хорошему не приведет.

Мишка Кошевой.

Несколько интересных сочинений

  • Левий Матвей в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    Левий Матвей является второстепенный героем, очень мало текста отводится ему в романе. Но несмотря на это, его образ важен, и несет большую смысловую нагрузку.

  • Сочинение Темное царство в пьесе Гроза Островского

    Произведение Гроза А. Н. Островского была написана накануне отмены крепостного права в 1859 году. И стала первым знаком изменения эпохи.

  • Красота это понятие двойственное, если берётся во внимание человеческая красота. Ведь внешне человек может быть красивым, то есть привлекательным внешне.

  • Cочинение описание картины Грабаря Мартовский снег (описание)
  • Анализ произведения Платонова Любовь к Родине или Путешествие воробья

    Произведение по жанровой направленности относится к притче, иносказательному рассказу, имеющему авторское нравоучение, основной тематикой которого являются размышления об истинных нравственных человеческих началах



Похожие статьи
 
Категории