Моцарт и сальери читать краткое.

11.04.2019

Жанр трагедии не был свойствен русской драматургии, но Пушкин решил воскресить его, создав цикл небольших пьес с трагическим уклоном. Моцарт и Сальери – вторая пьеса, сжатая по размеру и в то же время наполненная психологическим пониманием человеческих характеров. Пьеса состоит из двух сцен.

Первая сцена начинается в комнате, где живет Сальери. Он один в комнате. Сцена начинается его монологом. Сальери любит музыку и с детства он заслушивался величественными звуками церковного органа. Добросовестно изучал гармонию, тайны музыкальных созвучий, учится играть. Все свое время он посвящал музыке, отказавшись от юношеских забав. Науки, не имевшие отношения к музыкальной грамоте, его не интересовали.

Антонио Сальери стал оперным композитором. Своим наставником он в монологе назвал известного в Вене оперного композитора Кристофа Глюка.

Когда великий Глюк
Явился и открыл нам новы тайны
(Глубокие, пленительные тайны),
Не бросил ли я все, что прежде знал,
Что так любил, чему так жарко верил,
И не пошел ли бодро вслед за ним…

Сальери добился в своей жизни немалого. Он был придворным композитором. И по сюжету Пушкина завидовал Моцарту – человеку, которому талант был дан свыше. Сальери кажется, что Моцарту все дается легко и шутя.

Вот он вошел в комнату. Моцарт рассказал о том, что когда шел к Сальери, он увидел слепого музыканта. Его игра на старенькой скрипке развеселила композитора. Он просит старика сыграть «из Моцарта нам что-нибудь». Слепой музыкант, конечно, не мог видеть, что перед ним два великих композитора, и начал играть арию из «Дон Жуана». Моцарт весело смеется. А Сальери не в состоянии понять своего приятеля, как можно веселиться, когда твое творение так бессовестно искажают. Сальери говорит:

Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.
Пошел, старик.

Моцарт дает старику деньги и выпроваживает его. Он принес Сальери ноты своего нового произведения. Но перед этим говорит:

Представь себе… кого бы?
Ну, хоть меня - немного помоложе;
Влюбленного - не слишком, а слегка -
С красоткой, или с другом - хоть с тобой,
Я весел… Вдруг: виденье гробовое,
Незапный мрак иль что-нибудь такое…
Ну, слушай же.

Музыка приводит Сальери в восторг, но восторг, смешанный с удушающей завистью. Сальери понимает, что никогда не напишет такой музыки, что Моцарт, этот «гуляка праздный», всегда будет лучше его, выше его. Он не понимает, как можно, имея партитуру столь божественного музыкального произведения, слушать какого-то слепого скрипача, который к тому же бессовестно фальшивит.

Боже!
Ты, Моцарт, недостоин сам себя.

Моцарт

Что ж, хорошо?

Сальери

Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь;

Моцарт признается, что голоден и предлагает Сальери отобедать в трактире «Золотого Льва». И тут Сальери решается использовать яд, который 18 лет хранил у себя на всякий случай. В жизни были ситуации, когда люди причиняли душевную боль, и было велико искушение пустить этот яд в ход. Но он сдерживал свои эмоции и страсти. Теперь он не в силах совладать с собой. Ему кажется, что убив гения, он спасет мир музыки.

Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Оно падет опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.

Вторая сцена происходит в трактире. Моцарт признается, что его тревожит его Реквием. Однажды к нему пришел человек в черном одеянии, и заказал Реквием. Прошло уже недели три, а – заказчик более не приходил, не интересовался тем, как идет работа, хотя произведение почти закончено. Но у Моцарта постоянно возникает странное чувство, будто этот «человек в черном» ходит за ним повсюду. Вот и сейчас Моцарту казалось, что этот человек «сидел вместе с ними за столом». Приятели вспоминают известного французского драматурга Пьера Бомарше, который советовал:

Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти «Женитьбу Фигаро».

Моцарт спросил у Сальери: а правда ли что Бомарше кого-то отравил? И тут же ответил самому себе:

Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство -
Две вещи несовместные.

В этот момент Сальери бросает яд в бокал Моцарта. Моцарт выпивает шампанское и садится за пианино, играет Реквием. Сальери чувствует облегчение, словно он исполнил некий долг, он плачет, слушая заупокойную мессу в трактире, но одна мысль все-таки тревожит его душу:

Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные.

Таково краткое содержание трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», но право же лучше прочесть ! Тем более, что она невелика.

Но кстати: следует отметить, что, к великому сожалению, вслед за венскими современниками Пушкин оболгал Сальери — тот точно не был причастен к смерти великого Моцарта.

Трагедия «Моцарт и Сальери» входит в число камерного цикла драматических произведений А.С.Пушкина, который сам автор назвал «Маленькие трагедии». Написанные в 1830-м году, они поднимали философско-нравственные проблемы, которые были важны для поэта и его близкого окружения: вызов судьбе, противопоставление чувств любви ханжеской морали общества в «Каменном госте»; разрушающая власть денег в «Скупом рыцаре»; человеческая и божественная природа гения, ответственность его за свои дела и произведения в «Моцарте и Сальери»; нежелание смеряться перед обстоятельствами, протест против фатализма в жизни в «Пире во время чумы».

«Моцарт и Сальери»

Трагедия «Моцарт и Сальери», краткое содержание которой можно свести к небольшому пересказу - философски глубоко насыщенное произведение. Автор рассматривает в нём такие важнейшие для каждого истинно талантливого деятеля искусства вопросы, как, может ли гений творить зло и останется ли он после этого гением. Что должно нести искусство людям? Может ли гений в искусстве позволить себе быть обыкновенным, несовершенным человеком в повседневной жизни, и многие другие. Потому, сколько бы раз не перечитывалось в оригинале «Моцарт и Сальери», краткое содержание этого драматического произведения, для вдумчивого читателя всегда найдётся, над чем поразмыслить.

В основу трагедии положены слухи о том, что композитор из зависти отравил гениального Моцарта. Прямых доказательств, конечно, этого преступления нет. Но не это важно Пушкину. Беря столь спорный детективный сюжет, поэт заостряет своё и наше внимание на другом: почему Сальери решает прервать жизнь своего гениального друга? или нечто другое? Можно ли соотнести гения и ремесленника? С первого прочтения «Моцарт и Сальери», краткое содержание трагедии ответа, конечно, не даёт. В Пушкина нужно вдуматься!

Итак, Сальери. Мы знакомимся с ним в самом начале произведения. Уже в годах, обласканный славой, он вспоминает о своих первых шагах в музыке. В юности, чувствуя в себе талант, он, тем не менее, не смеет поверить в себя, старательно изучает творчество великих музыкантов и подражает им, постигает «гармонию алгеброй», не творя вдохновенно музыку, согласно полёту своей души и фантазии, как это сделал бы гений, а «разнимая её, как труп», на составляющие, подсчитывая ноты и их вариации в каждом аккорде и звуке. И лишь только тщательно изучив теорию, механизмы создания музыки, её правила, Сальери сам начинает сочинять, многое сжигая, что-то, после придирчивой критики, оставляя. Постепенно он становится известен, признан. Но свою славу композитор «выстрадал»: сочинительство для него - тяжкий труд. Он сам понимает, что не Мастер - подмастерье в Великом Искусстве. Но у него нет зависти к тем, кто более знаменит и талантлив, ибо герой знает: его современники добились славы на музыкальном поприще тоже благодаря тяжкому, кропотливому труду. В этом они равны.

Иное дело Моцарт, «гуляка праздный». Он сочиняет гениальные вещи легко, шутя и, словно бы смеясь над той философией творчества, которую столь долго вынашивал и создавал для себя Сальери. Молодому гению чужд сальеривский аскетизм, строжайшая самодисциплина и боязнь отойти от признанных канонов в искусстве. Моцарт творит, как дышит: естественно, согласно природе своего таланта. Пожалуй, это более всего возмущает Сальери.

«Моцарт и Сальери», краткое содержание его, сводятся, по сути, к внутреннему спору Сальери с самим собой. Герой решает дилемму: нужен ли искусству Моцарт? Готово ли сейчас время воспринимать и понимать его музыку? Не слишком ли тот гениален для своей эпохи? Недаром Антонио сравнивает Моцарта с ангелом, светлым херувимом, который, прилетев на землю, будет служить людям упрёком в их несовершенствах. Моцарт, задав своим творчеством определённую эстетическую и этическую планку, с одной стороны, поднимает искусство и души людей к новым высотам, с другой - показывает, чего стоят нынешние композиторы и их творения. Но готовы ли самолюбивые посредственности или просто люди не слишком талантливые признать за кем-то пальму первенства? Увы, нет! Пушкин сам оказывался в подобной ситуации не раз, намного опережая своё время. Потому даже краткое содержание «Моцарт и Сальери» помогает понять, чем жил поэт, что волновало его в период создания трагедии.

К Сальери приходит Моцарт. Он хочет показать другу новую «вещицу», которую сочинил недавно, а заодно «угостить» его шуткой: проходя мимо трактира, Вольфганг услышал, как нищий скрипач играет его мелодию, нещадно фальшивя. Подобное исполнение показалось гению забавным, и он решил развеселить Сальери. Однако тот шутку не принимает и прогоняет исполнителя, бранит Моцарта, упрекая, что он не ценит свой талант и вообще недостоин сам себя. Моцарт исполняет мелодию, сочинённую недавно. И Сальери в ещё большем недоумении: как можно, сочинив столь замечательную мелодию, обращать внимание на фальшивые пассажи доморощенного скрипача, находить их забавными, а не оскорбительными. Неужели он не ценит себя, свою гениальность? И вновь возникает тема возвышенной природы истинного искусства: Сальери сопоставляет друга с Богом, который не догадывается о своей божественности. В конце сцены приятели договариваются вместе пообедать, и Моцарт уходит.

При чтении трагедии «Моцарт и Сальери», анализ следующей сцены сводится к тому, как, какими аргументами Сальери убеждает себя в необходимости оборвать жизнь гениального товарища. Он считает, что без Моцарта искусство только выиграет, что композиторы получат возможность писать музыку в силу своих скромных талантов и без оглядки на великого современника. Т.е., погубив Вольфганга, Сальери окажет неоценимую услугу искусству. Для этого Антонио решает воспользоваться ядом, полученным в дар от былой возлюбленной.

Последняя сцена - в трактире. Моцарт рассказывает другу о каком-то странном визитёре, чёрном человеке, который его преследует в последнее время. Затем речь заходит о Бомарше, таком же, как и Моцарт, гениальном человеке, драматурге с ярким, искромётным талантом и полной свободой в творчестве. Был слух, что Бомарше отравил кого-то, но Моцарт в это не верит. По его словам, злодейство и гениальность не смогут сосуществовать в одном человеке. Гений может быть только воплощением Добра и Света, Радости, а потому не может нести в мир Зло. Он предлагает выпить за них троих, собратьев по Свету - Сальери, Бомарше и его, Моцарта. Т.е. Вольфганг считает Антонио своим единомышленником. А Сальери бросает ему в бокал с вином яд, Моцарт пьёт, искренне полагая, что рядом с ним сердце такое же искреннее и большое, как и у него.

Когда Моцарт играет «Реквием», не зная даже, что, по сути, это поминальная месса по нему самому, Сальери плачет. Но это не слёзы раскаяния и боли за друга - это радость от того, что долг выполнен.

Моцарту плохо, он уходит. А Сальери размышляет: если прав Моцарт, то он не гений, ведь он совершил злодейство. Но ведь знаменитый Микеланджело тоже, как говорят, убил своего натурщика. Однако суд времён признал его гениальность. Значит он, Сальери, всё же гений? А если про Буанаротти всё выдумки глупой толпы, если скульптор не убивал никого? Тогда Сальери - не гений?

Финал трагедии открыт, за ним, как это часто бывает у Пушкина, «бездна пространства», и каждый должен решить сам, чью точку зрения, Сальери или Моцарта, признать за истину.

Сцена 1


Комната.

Сальери рассуждает о творчестве и своем призвании:

Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам

Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты...

Усильным, напряженным постоянством

Я, наконец, в искусстве безграничном

Достигнул степени высокой. Слава
Мне улыбнулась; я в сердцах людей

Нашел созвучия своим созданьям...

Кто скажет, чтоб Сальери гордый был

Когда-нибудь завистником презренным,

Змеей, людьми растоптанною, вживе

Песок и пыль грызущею бессильно?
Никто! А ныне - сам скажу - я ныне

Завистник. Я завидую; глубоко,
Мучительно завидую. О, небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений - не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан -
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?
О Моцарт, Моцарт!

В комнату входит Моцарт. Рассказывает, что, проходя мимо кабака, услышал, как слепой старик-скрипач играет Моцарта. Он привел старика с собой, просит чтобы тот сыграл что-нибудь из Моцарта. Тот играет, страшно перевирая мелодию. Моцарт смеется. Сальери в недоумении и негодовании:

Мне не смешно, когда маляр негодный

Мне пачкает мадонну Рафаэля!

Скрипач уходит. Моцарт говорит, что сочинил «безделицу», наигрывает ее на фортепиано. Сальери поражен:

Ты с этим шел ко мне
И мог остановиться у трактира
И слушать скрыпача слепого! - Боже!
Ты, Моцарт, недостоин сам себя.

Сальери приглашает Моцарта отобедать в трактире Золотого Льва. Моцарт соглашается и уходит. Сальери решает отравить Моцарта:

Я избран, чтоб его
Остановить, - не то мы все погибли

Мы все, жрецы, служители музыки,
He я один с моей глухою славой...
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Оно падет опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.
Что пользы в нем? Как некий херувим,

Он несколько занес нам песен райских,
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!
Так улетай же! чем скорей, тем лучше...

Сцена 2

Трактир.

Моцарт и Сальери сидят за столом, Моцарт грустен, говорит, что его тревожит «Реквием», который он пишет. Рассказывает историю, как «Реквием» был заказан: трижды к нему приходил человек в черном, а потом, заказав произведение, исчез и не появляется, хотя заказ выполнен. Моцарт говорит, что ему всюду мерещится этот черный человек, и чудится, что он сидит третьим у них за столом. Сальери пытается успокоить Моцарта, вспоминает Бомарше, который советовал ему:

Слушай, брат Сальери,
Коль мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти «Женитьбу Фигаро».

Моцарт вспоминает слух о том, будто Бомарше кого-то отравил, и говорит, что в это не верит, так как

Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство -
Две вещи несовместные...

Сальери бросает в стакан Моцарту яд. Моцарт выпивает, идет к фортепьяно, играет «Реквием». Сальери плачет.

Эти слезы
Впервые лью: и больно и приятно,
Как будто тяжкий совершил я долг,
Как будто нож целебный мне отсек

Страдавший член!...

Моцарт чувствует себя плохо и уходит. Сальери остается один:

Ты заснешь
Надолго, Моцарт! но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство -
Две вещи несовместные? Неправда:

А Бонаротти? или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы - и не был
Убийцею создатель Ватикана?

(по легенде, Микельанджело убивал натурщиков, позировавших ему для скульптур, чтобы подобия его произведению на свете не существовало).

Основные события из «маленькой трагедии» А. С. Пушкина многомудрый Летрекон воспроизведет для вас в сокращении, ибо питает слабость к пушкинской прозе. Сюжет книги прост: завистливый приятель убивает Моцарта за то, что тот является непревзойдённым музыкальным гением, которого Сальери не обойти без хитрости. Все подробности этого конфликта вы узнаете из краткого пересказа.

Первая сцена

Начинается «маленькая трагедия» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» с того, что Сальери предается размышлениям по поводу своего детства, сидя в комнате в одиночестве. Он вспоминает, как начался его творческий путь в мир музыки, говорит, что с малых лет восхищался церковным органом. Герой рано начал взрослеть и осознавать пристрастие к музыке, в результате чего отказался от «праздных забав» и равнодушно относился к ремеслам и наукам.

Таким образом, композитор постепенно овладел некоторым мастерством в своем деле. Тогда же он начал мечтать о творческом величии, но не задумывался о славе. Трудился музыкант усердно, днями напролет, «позабыв и сон и пищу», после чего сжигал неудачные произведения и наблюдал, как те «пылая, с легким дымом исчезали».

Слава все-таки пришла к Сальери. Музыкант искренне наслаждался не только своим успехом, но и успехом коллег. «Никогда я зависти не знал», — открыто говорит композитор. Но, по его словам, все изменилось, когда в его жизни появился гений Моцарт, а трудолюбие отошло на второй план. Именно тогда Сальери узнал, что такое «мучительно завидовать». Заканчивается исповедь тем, что музыкант выкрикивает имя Моцарта, и тот приходит на его зов.

Моцарт желает представить своему другу старого скрипача, который насмешил композитора своим исполнением арии из «Дон-Жуана». Гость относится к сомнительному мастерству скрипача с усмешкой, а Сальери негативно настроен на такого рода искусство и негодует по поводу реакции друга. Он прогоняет старика.

Однако у Моцарта есть еще новость для Сальери, и он решает показать ему несколько своих творений, которые создал от бессонницы. Музыкант был поражен композициями коллеги и называет его «богом». Автор же не видит в своих работах ничего «божественного» и отвлекается на желание перекусить.

Сальери зовет товарища пообедать в трактир Золотого Льва. Моцарт уходит, чтобы предупредить жену о своем отсутствии.

Оставшись в одиночестве, композитор снова начинает размышлять, но теперь уже о своем предназначении остановить коллегу, от которого он не ждет пользы для музыки. Герой думает, что не стоит Моцарту продолжать создавать музыкальные шедевры, которые никто не сможет перерасти, ведь из-за этого искусство погибнет, так как не сможет развиваться.

У Сальери есть яд, который оставила ему возлюбленная Изора. Композитор не смог отравить сам себя, хотя множество лет тянулся к колбе. Он продолжал надеяться, что однажды «мир принесет внезапные дары», и его «посетит восторг», или же он встретит «злейшего врага» и отравит его подарком Изоры. Сальери решает, что яд станет причиной гибели противника. На этом заканчивается первая сцена.

Вторая сцена

Вторая сцена начинается с того, что два композитора сидят в трактире за обедом. Моцарт жалуется на то, что имеет некоторые затруднения со своим «Requiem» и не может его закончить уже три недели. А все потому, что некий «черный человек» заказал у творца это произведение и с тех пор не появлялся, однако композитор переживает по поводу этого происшествия. Герою кажется, что «черный человек» всюду ходит за ним. Сальери не воспринимает всерьез опасения коллеги и рассказывает историю о Бомарше, его товарище, который советовал при любых переживаниях «откупоривать бутылку шампанского» или перечитывать «Женитьбу Фигаро».

Моцарт наслышан о Бомарше и даже знаком с историей про то, как этот композитор кого-то отравил. Однако творец уверен, что это просто слухи, ведь «гений и злодейство - две вещи несовместные». После этого Сальери подливает яд в стакан с вином приятелю, который незамедлительно говорит тост в знак дружбы и пьет один.

Сальери начинает плакать, но просит не обращать на него внимание. Моцарт чувствует слабость и отправляется домой, чтобы прилечь. Оставшись в одиночестве, герой думает о словах коллеги на тему того, что нельзя быть гением, совершая зло, но вспоминает о злодеяниях Бонаротти и создателя Ватикана, которых считает гениями.

«Моцарт и Сальери» – вторая из четырёх «Маленьких трагедий » А. С. Пушкина . (Три остальных – «Скупой рыцарь », «Каменный гость », «Пир во время чумы ».) На нашем сайте вы можете прочитать и анализ этой драмы.

Пушкин «Моцарт и Сальери», сцена 1 – краткое содержание

Композитор Сальери размышляет в своей комнате о прожитой жизни. (См. Монолог Сальери .) Он вспоминает, как в юности начал заниматься музыкой, ставя на первое место, не талант, а трудолюбие. Искусство было для него сродни ремеслу . Сухой, лишённый вдохновения Сальери познавал гармонию как науку, «поверял её алгеброй». «Умертвив звуки», он музыку «разъял, как труп». Лишь через много лет упорных усилий Сальери «в искусстве безграничном достигнул степени высокой», обрёл поклонников и славу. Но вскоре его затмил молодой Моцарт , беспечный гуляка, который добился большего без всякого труда – благодаря своему несравненному гению. В душе Сальери возникла мучительная зависть к таланту Моцарта, хотя тот и стал его другом.

В комнату Сальери как раз входит весёлый Моцарт, ведя с собой слепого скрипача. Он встретил этого уличного музыканта у трактира, где тот, отчаянно фальшивя, пытался играть арию из его оперы. Моцарт просит, чтобы слепец повторил её перед Сальери, и от души хохочет во время его исполнения. Но серьёзного и чопорного Сальери плохая игра скрипача не забавляет, а возмущает. Ему «не смешно, когда маляр негодный пачкает мадонну Рафаэля».

Слепец уходит, получив от Моцарта деньги на выпивку. Моцарт садится за фортепиано и играет свою новую пьесу. Сальери восхищает её смелость и стройность. Зависть разгорается в нём ещё неотступнее.

Сальери приглашает Моцарта вместе отобедать в трактире. Снедаемый желчной тоской, он решает отравить Моцарта, который чересчур затмил всех других музыкантов. Сальери давно носит с собой яд, предсмертный дар жены. Сегодня этот заветный дар любви должен перейти в чашу дружбы.

Моцарт и Сальери. Иллюстрация М. Врубеля к трагедии А. С. Пушкина, 1884

Пушкин «Моцарт и Сальери», сцена 2 – краткое содержание

Моцарт и Сальери обедают в трактире. Моцарт с грустным видом рассказывает о недавнем странном происшествии. К нему в дом явился некий одетый в чёрное человек и заказал сочинить заупокойный гимн – реквием. Моцарт горячо взялся за работу. Реквием получился прекрасным. Но черный человек так и не вернулся забрать заказ. Моцарта теперь томит предчувствие, будто это судьба возвестила ему скорую кончину и повелела сложить реквием самому себе.

Сальери неискренне успокаивает друга, советует ему перечитать для веселья забавную пьесу Бомарше о Фигаро. Моцарт рассеянно интересуется: правда ли, что Бомарше кого-то отравил? Впрочем, сам он не верит это, полагая: Бомарше – гений, а «гений и злодейство – две вещи несовместные».



Похожие статьи
 
Категории