О чем мечтают фантасты. Сильный и бесстрашный человек

27.02.2019

На первый взгляд это утверждение может показаться парадоксальным, но все же научная фантастика - один из самых реалистичных жанров литературы и кино. Писатели-фантасты - удивительные люди, вдохновляющие человечество на реализацию своих мечтаний. Бесчисленное множество раз оформленная в тексте мысль рано или поздно стараниями инженеров и ученых воплощалась в реальной жизни.

Практически все девайсы, средства передвижения и бытовые приборы, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни, когда-то (часто - совсем недавно) описывались в книгах как невероятные достижения будущего. Не верите? Тогда давайте посмотрим на самые яркие примеры.

Компьютеры

Само понятие «компьютер» появилось еще в XIX веке и имело мало общего с тем, что мы привыкли называть этим словом. Машины, помогающие (или мешающие) человеку выполнять некие функции, настолько частые гости в фантастических романах, что найти первое упоминание о них непросто. Если сузить область поиска, то все становится намного проще и интереснее.

Взять хотя бы компьютер компактного формфактора - популярный нынче планшет. Подобное устройство можно увидеть в фильме 1968 года выхода «Космическая одиссея 2001 года», над сценарием которого поработал гуру научной фантастики Артур Кларк. Пару лет назад на фильм даже сослалась корпорация Samsung, пытавшаяся доказать абсурдность претензий Apple: мол, «прообраз» iPad был придуман 40 лет назад.

Если вы читали «Хроники Амбера» Роджера Желязны, то наверняка вспомните о колодах игральных карт, козыри которых можно было использовать для связи с определенными людьми. Достаточно посмотреть на изображенный на карте портрет, чтобы вызвать на связь его «владельца». Последний при желании и определенных способностях может заблокировать вызов. Чем не смартфон? Правда, с помощью карт еще можно было перемещаться в пространстве, так что изобретения телепортации придется еще немного подождать.

А вот как Кир Булычев в 1978-м описал газету будущего: «Коля искоса поглядывал на старика, который нажал какую-то кнопку сбоку портсигара, портсигар превратился в разноцветный экран, и по нему побежали различные кадры. Коле неудобно было заглядывать сбоку, он только услышал, как мелодичный женский голос произнес: „…Фестиваль на Луне обещает быть самым интересным зрелищем этого года… Началась дискуссия в ООН…“». Не иначе как старикан решил посмотреть последние новости на своем Galaxy или iPhone!

В том или ином виде о прообразах современных мобильных телефонов писали Рэй Брэдбери и Роберт Хайнлайн. Польский писатель Станислав Лем в начале 1960-х в романе «Возвращение со звезд» вполне точно описал ридер как электронное средство для чтения, напоминающее настоящую книгу, но с одной «страницей», содержимое которой меняется от прикосновения.

Что же великий и могучий интернет? В первой четверти прошлого века о нем писал Велимир Хлебников, только называл не всемирной сетью или паутиной, а Радио - вот так, с заглавной буквы: «Радио будущего - главное дерево сознания - откроет ведение бесконечных задач и объединит человечество… В воздухе паутина путей, туча молний, то погасающих, то зажигающихся вновь, переносящихся с одного конца здания на другой… Из этой точки земного шара ежесуточно, похожие на весенний пролет птиц, разносятся стаи вестей из жизни духа… Советы из простого обихода будут чередоваться с статьями граждан снеговых вершин человеческого духа».

Думаете, социальные сети придумали Марк Цукерберг, Павел Дуров и их товарищи? Как бы не так! Почти 200 лет назад князь Владимир Одоевский в романе «4338 год» рассуждал о «домашних газетах», в которых будет записываться вся информация о человеке и с помощью специального прибора рассылаться всем, кому интересны «извещения о здоровье или болезни хозяев и другие домашние новости, разные мысли, замечания, небольшие изобретения, а также и приглашения».

Лень заставила фантастов придумать интернет-магазины больше 100 лет назад. Герберт Уэллс в свое время мечтал, как по телефону можно будет заказать все что угодно «и вам хотя бы за сто миль от Лондона вышлют любой товар, в одни сутки все заказанное будет доставлено вам на дом, осмотрено и в случае непригодности отправлено обратно». Таким же образом, по его мнению, люди будут вызывать такси, врача, покупать билеты в театр и т. д.

Видеотелефон, он же Skype, стал одним из излюбленных девайсов писателей-фантастов. Одним из первых такой способ связи описал американец Хьюго Гернсбек, в честь которого потом назвали вручаемую за лучшую фантастику премию «Хьюго». В книгах Кира Булычева тоже постоянно фигурирует видеофон.

Жутковатый рассказ «Вельд» Рэя Брэдбери удивительно точно знакомит читателя с 3D. Те, кто читал, помнят историю о путешествии детей в виртуальный мир жестокой Африки, в которую превращалась обычная комната.

Транспорт

В предсказаниях всего, что касается средств передвижения, нет равных Жюлю Верну. Вертолет? Пожалуйста: «Альбатрос» из романа «Робур-Завоеватель» почти 130-летней давности практически полностью соответствует современному «геликоптеру». Аппарат передвигается по воздуху с помощью горизонтальных и вертикальных винтов, которые приводятся в действие электроэнергией.

Вертолет Сикорского VS-300, 1939 год выпуска

Еще раньше, в 1860-х, все тот же Жюль Верн рассказал о межпланетных путешествиях на ракете, сверхскоростных электропоездах, самолете с вертикальным взлетом. Французу любят приписывать предсказание появления подводных лодок. На самом деле субмарины уже существовали, другое дело, что ни по техническим возможностям, ни по комфорту они не шли ни в какое сравнение с «Наутилусом». Впрочем, современным подлодкам до судна капитана Немо тоже далеко.

Лишь относительно недавно начались испытания автомобилей, способных во время движения обходиться без водителей. Вполне вероятно, что сотрудники Google, работая над такой машиной, не раз перечитывали роман Роберта Хайнлайна «Дети Мафусаила»: «Выйдя на улицу, она вызвала свой кар из робопарка, села в него и набрала комбинацию Северного побережья. Дождавшись, пока не появится просвет в бесконечном потоке машин, двигавшихся по дороге, кар вырулил на полосу скоростного движения и помчался на север. Мэри откинулась на спинку сиденья. Достигнув заданного района, машина замедлила ход и подала сигнал, требуя дополнительных инструкций». Оказывается, «гугломобиль» существовал в фантазиях знаменитого фантаста аж 60 лет назад.

Чтобы самостоятельно доставить хозяина из пункта А в пункт Б было бы неплохо ориентироваться по каким-нибудь картам. В 30-е годы прошлого века в «Кометчиках» Джека Уильямсона можно было найти упоминание об устройстве наподобие GPS-навигатора, способного отслеживать маршрут движения автомобиля.

О писателе Джоне Джекобе Асторе IV знают немногие. В 1894 году, за 18 лет до того, как утонуть на борту «Титаника», он опубликовал роман «Путешествие в другие миры», в котором помимо всего прочего поделился своими представлениями о Земле XXI века. В частности, он написал об электромобилях и бороздящих воздушные просторы «махолетах».

Мрачный Герберт Уэллс предсказал не только появление танков, но и широкое распространение автомобилей, которые в качестве средства передвижения станут популярнее железнодорожного транспорта. Помимо легковых машин двигателем внутреннего сгорания также должны оснащаться «повозки» для перевозки большого количества людей (автобусы) и товаров (грузовики). Справедливости ради надо отметить, что на заре XX века развитие автомобильной эры предсказать было несложно - как раз в это время набирали обороты первые автомобильные компании.

Еще немного фантастики в реальной жизни

Немало внимания прозорливый Герберт Уэллс уделил быту следующих поколений землян, то есть нашему. Вместо угля для обогрева домов, по его мнению, должны использоваться проведенные в стенах «нагревательные трубы» (центральное отопление), особые механизмы будут вентилировать в помещениях воздух (кондиционер), грязную посуду можно будет помыть в машинах со специальным растворителем (посудомоечная машина), а «кухарство превратится в приятную забаву» благодаря электроплите.

Великий Рэй Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту», которому в 2013 году исполнится 60 лет со дня публикации, написал о «телевизионных стенах», фактически - о нынешних плазменных панелях и плоских ЖК-телевизорах. Там же можно найти описание наушников-вкладышей, появившихся только в конце 1970-х: «В ушах у нее плотно вставлены миниатюрные „ракушки“, крошечные, с наперсток, радиоприемники-втулки, и электронный океан звуков - музыка и голоса, музыка и голоса - волнами омывает берега ее бодрствующего мозга».

Выходца из Беларуси Айзека Азимова теперь благодарят за «изобретение» проездного билета в виде пластиковой карты, которым мы теперь постоянно пользуемся в метро. Автор «Трех законов робототехники» много внимания уделял роботам и считал, что уже в начале XXI века людей будут окружать разумные искусственные существа. Пока, правда, дальше «умных» телефонов и телевизоров дело не пошло, да и те особой сообразительностью не блещут.

Одна из центральных тем творчества фантастов прошлого века - медицина. Клонирование людей, трансплантация органов, кибернетическое протезирование, генная инженерия, нанотехнологии - о многом из этого можно почитать у Александра Беляева (например, «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия»), Ларри Нивена или хотя бы у тех же Артура Кларка и Роберта Хайнлайна. Пожалуй, освоение этого направления сегодня идет самыми быстрыми темпами. О роботизированных протезах все чаще пишут в новостях, трансплантация органов хотя и сложная, но уже вполне распространенная операция, результаты экспериментов с модификацией генов есть почти в каждом магазине, а клонирование человека пока сдерживается только морально-этическими и законодательными нормами.

Мы перечислили лишь небольшую часть воплотившихся в реальности прогнозов фантастов. Несбывшихся предсказаний - еще больше. Это не значит, что они останутся чьими-то фантазиями на бумаге. Кто знает, вдруг когда-нибудь действительно можно будет в два счета флипнуть до космопорта, сохранить вечную молодость и за доли секунды телепортироваться на расстояние в тысячи километров. Всему свое время.

10 ноября во всём мире отмечается Международный день науки за мир и развитие. Само название праздника указывает на то, что работа учёных должна быть направлена на улучшение жизни людей и сохранение природных богатств, а не на разработку оружия или губительных для природы технологий.

Наука может многое, и вчерашние мечты сегодня становятся явью благодаря труду учёных – иногда признанных и титулованных, но гораздо чаще безвестных, скромно вносящих свой вклад в общее дело. Научное сообщество не устаёт поражать наше воображение доселе неслыханными изобретениями.

А точно ли неслыханными? Оказывается, не все изобретения можно назвать изобретениями в полном смысле слова. Многие достижения науки были предсказаны писателями-фантастами за десятилетия и даже столетия до того, как они пришли на ум учёным мужам.

О таких удивительных предсказаниях расскажет «ЛегкоПолезно». Может, вы и сами уже замечали их на страницах любимых книг? Давайте проверим: может, наши наблюдения совпадут.

Подводная лодка

Это предсказанное изобретение у многих на слуху. Действительно, в своём романе «Двадцать тысяч лье под водой» француз Жюль Верн описал субмарину почти за 100 лет до того, как подлодки были взяты на вооружение армиями мира. Особенно поражает тот факт, что писатель указал и вид двигателей – электрические, такие же, как и на современных субмаринах. Однако в других технических деталях автор допустил промашки. Например, судно капитана Немо могло опускаться вглубь на 16 км. Современные подлодки так глубоко не погружаются, да это и не нужно, если учесть, что самая глубокая точка под водой – дно Марианской впадины – отдалено от поверхности «всего» на 11 км. Недооценил Жюль Верн и военный потенциал подводных судов. В распоряжении команды «Наутилуса» было только одно оружие – таран. Ходят слухи, что буквально через несколько дней после публикации книги пришли известия об изобретении торпед, и раздосадованный писатель метался по книжным магазинам, пытаясь скупить весь тираж, чтобы потом выпустить новый, «вооружив» капитана Немо торпедами.

Поговаривают также, что Жюль Верн вовсе не «изобрёл» субмарину, а узнал о секретных разработках учёных. Как бы то ни было, общественность впервые узнала о корабле, бороздящем морские глубины, именно из произведения писателя, и поэтому «отцом» подводных лодок считается именно великий француз.

Два спутника Марса

Англичанин Джонатан Свифт в 1726 году предсказал не изобретение, а научное открытие: наличие двух спутников на марсианской орбите.
Спутники Марса у Свифта разглядели астрономы летающего острова Лапуты из «Путешествия Гулливера», а в действительности Фобос и Деймос были открыты почти 150 лет спустя.

Виртуальная реальность

В далёком 1956 году фантаст Артур Кларк поведал миру о «сагах» – играх с эффектом полного погружения:

В сагах вы не просто пассивно наблюдали происходящее, как в тех примитивных развлечениях бесконечно далекого прошлого. Вы становились активным участником действия и обладали – или это только казалось? – полной свободой воли. События и сцены, которые составляли основу приключений, могли быть придуманы давно забытыми мастерами иллюзий, но в эту основу было заложено достаточно гибкости, чтобы стали возможны самые неожиданные вариации. Отправиться в призрачные эти миры — в поисках тех острых ощущений, которые были недоступны в Диаспаре — вы могли даже с друзьями, и, пока длилось выдуманное бытие, не существовало способа, который позволил бы отличить его от действительности.

Сегодня высокие технологии сделали это развлечение доступным всем, кому по карману приобрести специальные очки виртуальной реальности.

Кредитные карточки

В далёком 1888 году Эдвард Беллами создал утопию «Взгляд назад», однако это оказался взгляд в будущее. По задумке Беллами, все жители Америки будут состоять в промышленной армии и получать зарплату на особые карточки. С этими карточками нужно будет приходить в гигантские магазины, где владелец карты может выбрать и купить всё, что понадобится.
Вам эта картина ничего не напоминает? Да, именно так мы поступаем почти каждый день, приходя в супермаркет и расплачиваясь картой по безналичному расчёту. А ведь это было предсказано более 100 лет назад!

Роботизированные протезы

Идея соединить живую материю с неживой пугала наших предков. Только писатели-фантасты отваживались мечтать о возможности создавать управляемые протезы. Например, Станислав Лем в пьесе 1955 года «Существуете ли вы, мистер Джонс?» впервые описал существо, состоящее одновременно из живой плоти и механических деталей. А двумя десятилетиями позже Мартин Кайдин написал фантастический роман «Киборг», где рассказал о жизни человека, чьи пострадавшие части тела заменяются искусственными аналогами.
И только почти через полвека, в 2013 году, медицина достигла такого уровня, при котором стало возможным создание бионических протезов.

Солнечные батареи, радар, видеосвязь

Эти три изобретения мы недаром объединили в одном пункте: все они были предсказаны в 1911 году фантастом Хьюго Гернсбеком. Его роман «Ральф 124C 41+» не так известен широкой аудитории, как произведения Рэя Брэдбери или Герберта Уэллса, однако именно в нём были предсказаны многие современные изобретения. Вот как описывается в романе популярная сейчас функция видеочата, названная автором «телефот»:

Ральф подошёл к укреплённому на стене телефоту, нажал несколько кнопок, и через некоторое время экран аппарата засветился. На нём появилось чисто выбритое и довольно привлекательное лицо мужчины лет тридцати.
Узнав в своём телефоте Ральфа, он с улыбкой поздоровался:
— Привет, Ральф!
— Здравствуй, Эдвард. Приходи завтра утром в мою лабораторию. Я покажу тебе кое-что исключительно интересное. А впрочем, взгляни-ка лучше сейчас!

Удивительно, особенно если учесть, что в 1911 году даже простой телефон был роскошью, доступной лишь единицам.

А вот как Гернсбек описывает устройство, в котором сегодня любой старшеклассник узнает радар:

Если направить на металлический предмет импульсы поляризованных электромагнитных волн, они отразятся от него, как световой луч отражается от блестящей поверхности или от зеркала. Однако коэффициент отражения различных металлов не одинаков. Поэтому если излучение генератора направить в космос, то при использовании показанного на чертеже параболического отражателя волны пойдут в направлении, обозначенном на схеме стрелкой. Если поворачивать аппарат наподобие прожектора, волны будут перекрывать огромную площадь. Рано или поздно они встретятся с межпланетным кораблём. Небольшая часть этих волн, отразившись от металлического корпуса, вернётся обратно к аппарату. Здесь их перехватит актиноскоп, реагирующий только на отражённые волны и нечувствительный к прямым. Актиноскоп позволяет определить коэффициент отражения, а по нему – род металла, отразившего волны.

Но на этом фантаст не остановился и с не меньшей точностью описал процесс получения энергии из солнечных лучей.
Сегодня прибор, работающий на солнечной энергии, есть в любом доме – это калькулятор. А гораздо более мощные панели установлены на солнечных электростанциях, а также на космических аппаратах.

Писатели против учёных – кто первый?

Интересно, почему технологии и механизмы будущего возникали в фантазии писателей гораздо раньше, чем на чертежах учёных? Возможно, дело в творческом подходе. Любое изобретение – это всегда разрыв шаблона, выход за пределы знакомого и привычного. Часто усилия учёных направлены на совершенствование привычных устройств. Не зря «отец» автомобиля Генри Форд однажды заметил:

Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь.

Учёные консервативны не только сами по себе, но и из-за запросов общества. Редко инвесторы и власти готовы спонсировать передовые идеи на грани фантастики – гораздо охотнее они вкладывают средства в то, что знакомо и проверено. А писателям для полёта фантазии не нужно ни финансирование, ни поддержка властей. Поэтому они мыслят более свободно и нередко «изобретают» технологии раньше учёных.
Мы привели далеко не полный список удивительных открытий, которые совершали литераторы на страницах своих произведений. Возможно, теперь вы взглянете другими глазами на научную фантастику и обнаружите в любимых книгах много других изобретений, опередивших своё время.

Гарри Гаррисон. Фото: harry-harrison.ru

11 марта американскому фантасту Гарри Гаррисону исполнилось бы с 90 лет. За свою жизнь он написал более двухсот рассказов и романов. Его произведения стали классикой научной фантастики,а особую известность приобрели книги из серии "Стальная крыса".

Мы собрали выдержки из интервью писателя разных лет, в которых он рассказывает о русских корнях и отношении к России, друзьях-фантастах, предчувствии смерти и о том, как однажды спас от голода Бориса Стругацкого.

О России и гуманности социализма

"Россия - очень культурная страна. Америка тоже культурная страна, но у нас все подчинено коммерции. Россия, к сожалению, тоже пошла по этому пути. Ваши политики не совсем правы, когда отказываются от того хорошего, что было при социализме. Капитализм не дает человеку никакой идеи, кроме денег. Это неправильно. Социализм намного гуманнее.

Я читал Солженицына, но он не совсем прав, потому что он сам пострадал. Поверьте мне, капитализм погубил гораздо больше невинных людей.

Моя мать родилась в Риге, затем жила в Санкт-Петербурге, но еще при царе ее семья перебралась в Америку. Ее папа был анархистом. Она была совсем маленькой, когда оказалась в Штатах, поэтому по-русски знала всего несколько слов: нужник, хлеб, пиво... Так что мой словарный запас невелик. В семье мы говорили по-английски. Отец мой по национальности ирландец: видите, сколько во мне разной крови намешано.

Помню первую поездку в СССР, кажется, это был то ли 1977-й, то ли 1978 год. Поселили меня в гигантской гостинице с названием "Космос". Первым делом меня повезли в Звездный городок, знакомить с вашими космонавтами. Серьезные, здоровые были мужики. Я все их пытал, как они могут есть из тюбиков - это же невкусно.

Я надеюсь, что Россию ожидает прекрасное будущее. К тому же мои книги здесь продаются значительно больше, чем в других странах. Русские очень дружелюбны. Россия - супердержава, и перестаньте переживать по этому поводу. Можете расслабиться"

О фэнтези

"Ненавижу! Фэнтези пишут глупые писатели для очень глупых читателей. Я не понимаю, как это можно читать... Критики считают, что моя трилогия "Молот и крест" - фэнтези, но это, скорее, историческая фантазия"

О российских фантастах

"Я лично встречался и даже дружил с некоторыми вашими фантастами. Например, с братьями Стругацкими. Они очень хорошие ребята.

Как-то Борис приехал на конгресс писателей-фантастов в США - это была, по-моему, его первая поездка за границу. Поклонники в Америке оплатили перелет, проживание в гостинице, а про питание как-то забыли. И он, человек большой комплекции, ходил голодный. Когда я узнал об этом, пригласил на обед: мы заказали рыбу, мясо, вино. Помню, Борис все время порывался запить мясо белым вином, а я все время останавливал его по-русски: "Это же некультурно" - и подливал красненького.

Ваши книги почти не переводят на английский, но мне очень нравится Иван Ефремов. К тому же у нас общие проблемы, о которых мы говорим на совместных конференциях. В США очень сложно быть фантастом, на это практически невозможно жить, поэтому я сначала переехал в Мексику, где мог покупать текилу всего за 25 центов, а затем в Италию"

Гарри Гаррисон. Фото: wikimedia.org

О друзьях-фантастах

"С Айзеком Азимовым мы практически выросли вместе. Помню, когда он развелся сначала с первой женой, очень хорошей женщиной, а затем и со второй - похуже, то впал в депрессию. Мы пришли к нему с приятелем, налили водки и говорим: "Пей!" Айзек, который спиртного в рот не брал, долго сопротивлялся, но поддался на наши уговоры и махнул водочки. Потом благодарил за то, что избавился от стресса.
Жаль, что этих замечательных людей уже больше нет в живых. Как и не осталось той научной фантастики, на которой я рос"

О будущем человечества

"Нам всем нужно задуматься о том, что приводит к экологическим проблемам. Нефти становится все меньше, а люди не производят, а потребляют. Я всегда старался изучать науку. Фантаст должен в ней ориентироваться. Нам всем нужно больше слушать ученых, а не политиков"

О писательском мастерстве

"Писательство - моя жизнь. Весь ее смысл заключается именно в том, что бы писать и дарить людям веру в что-то сверхъестественное, что-то необычайное. Прежде всего, главной целью любого писателя является передача не столько своего мировоззрения, сколько передача своего сокровенного смысла, своих поисков и находок, пусть даже они будут тысячу раз провальными и не верными. Но это свое - авторское"

О мечтах

"Я мечтаю о бессмертии, конечно же, ведь тогда не пришлось бы проживать жизнь заново. Бессмертие дарит нам вечность, где никто и никуда не должен спешить. Человек может годами сидеть на холме и созерцать скоротечность времени. Он может отправиться на любую планету, на которую захочет. Душа его будет, естественно, находиться в вечном поиске, но бессмертие гарантирует ему спокойный путь и достижение поставленных целей. Ведь, мы не достигаем их лишь по одной причине, знаете какой?

Мне кажется, что вселенная бессмертна, так как движение в ней циклично, а спиритичность взаимосвязей в ней не оставляет сомнений в том, что задумка космоса универсальная и таких галактик, как наша может оказаться великое множество. Сотни тысяч, а то и миллионы"

О смерти

"Это нечто противоположное от бессмертия. К примеру, я знаю, что умру до 89 лет. То есть более чем за год до 90-летия я кану в Лету своего личного бессмертия. Для меня смерть - нечто конкретное, осязаемое и безропотное. То, что случится с каждым, именно то, что уравнивает нас перед Вселенскими законами...

Но это не конец. Скорее начало, начало чего-то спокойного и умиротворенного"

Гарри Гаррисон скончался 15 августа 2012 года. Ему было 87 лет. "Покойся с миром, мой друг. Твои захватывающие приключения затронули жизни миллионов людей. Твои произведения были наполнены хоть и маловероятными, но всегда веселыми и волнующими авантюрами", - написал тогда на сайте писателя веб-мастер Майкл Кэрролл.

О Гаррисоне

Писатель родился 12 марта 1925 года в штате Коннектикут в США. Он учился в художественной школе в Нью-Йорке, служил в ВВС США, где получил звание сержанта. В разные годы работал художником и редактором, после чего занялся профессиональной литературной деятельностью. Гаррисон любил путешествовать – он объездил более 50 стран. Долгое время жил в Мексике, Дании, Италии и других европейских странах. В последние годы обосновался в Ирландии, где жил в доме для престарелых. Гаррисон являлся членом Британской Научно-Фантастической Ассоциации, рыцарем ордена святого Фантония, основателем и президентом международной организации писателей-фантастов "World SF".

Воображение и мечта - двигатель мирового прогресса. Великие мыслители и талантливые писатели-фантасты имели силу видеть далеко за горизонт. Леонардо да Винчи, Жюль Верн в своих работах достаточно детально описывали технические изобретения, ставшие доступными лишь спустя много веков.

А что думали о будущем обычные люди, жившие на рубеже 19-20 веков? Как они представляли мир, в котором мы живем сегодня?

Немецкая кондитерская фабрика "Теодор Хильдебранд и сын" в начале 1900 года выпустила 12 карточек, на которых красовались сцены жизни двадцать первого века. Каждая такая карточка шла подарком при покупке шоколада в магазинах фабрики. Вот такие сладкие истории получились.

  • Люди 21 века смогут ходить по воде, яко по суху. Библейские мотивы.

  • Летайте самолётами Аэрофлота! Небо всегда притягивало фантазёров...


  • Подводные экскурсии выходного дня.


  • Дома на колесах. Проект автодома на 300 жителей.


  • Крылья индивидуального пошива. Неплохой вариант для свиданий и непринужденных бесед в отрыве от суеты.


  • Наблюдение сквозь стены. Активно используется спецслужбами.



  • Видимо, подводное метро.


  • Защитный купол над городом защитит от смерча и торнадо.


  • Домашний кинотеатр dolby digital 5.1 и телевидение могли быть такими.


  • Эскалатор - наземное средство передвижения.


Российский писатель‐фантаст Андрей Круз скончался в возрасте 53 лет. Последние несколько месяцев автор романов боролся с раком, но победить так и не смог. После себя он оставил несколько циклов произведений, популярных у поклонников российской фантастики. Как жил и где брал вдохновение Андрей Круз – в материале «360».

Следующая новость

Сильный и бесстрашный человек

Российский писатель-фантаст Андрей Хамидулин, известный под псевдонимом Андрей Круз, умер от рака печени. Диагноз ему поставили в декабре. О смерти писателя сообщила его супруга Мария в Facebook . «С тяжелым сердцем и глубокой грустью вынуждена сообщить, что Андрей покинул этот мир. Мы все надеялись на чудо и верили, что мы победим болезнь. Но, к несчастью, бой был изначально неравным», — написала она

Мария отметила, что ее супруг был сильным и бесстрашным человеком, который никогда не жаловался. Она поблагодарила за поддержку всех, кто был рядом последние несколько месяцев.

Я всегда знала, что он сильный и бесстрашный человек. Таким он остался до конца! Прикованный к постели, он ни разу не пожаловался и не показал своих страданий. Бесстрашный, смелый, гордый, добрый, щедрый, веселый и с чувством собственного достоинства … таким он был 22 года назад, когда я впервые его увидела, и вплоть до своего ухода сегодня утром

— Мария Круз.

Предприниматель и писатель

Детство Андрей Круз провел в Твери, юность — в Москве. Отслужил в армии, получил образование. С 1990-х занимался предпринимательством, к началу 2000-х уже был гендиректором собственной компании. Однако в 2005 эмигрировал в Испанию — в России на бизнесмена завели уголовное дело по обвинению в мошенничестве. В европейской стране Круз не терял времени даром и открыл несколько оружейных магазинов и стрелковый клуб. В последние годы постоянно проживал в Марбелье.

Писать начал с 2006 года — свои первые книги он публиковал в интернет-журнале «Самиздат». Его фантастическими романами заинтересовалось издательство «Альфа-книга» . С 2008 года произведения начали издаваться. Круз написал несколько циклов романов, среди которых «Земля лишних», «У великой реки», «Эпоха мертвых» и другие.

«В его книгах были настоящие герои»

По словам российского писателя-фантаста Александра Бушкова, творчество Андрея Круза оказало сильное влияние на поколение молодых авторов. Это связано с тем, что у него получалось мастерски создавать героев — сильных, смелых и очень настоящих. Об этом он сказал в разговоре с «360».

Масса людей пытаются писать книги и снимать кино о сильных и решительных людях, но не у всех это получается. У Круза это получалось. В его книгах были живые люди, настоящие герои — сильные и смелые. Вот это, пожалуй, главное в его книгах

— Александр Бушков.

Он подчеркнул, что столь ранний уход талантливых людей, которые имели массу планов и идей — это по-настоящему страшно и грустно. «Это грустно. Особенно грустно, когда люди уходят так рано, имея массу замыслов. Это самое страшное, когда уходит талантливый человек с большим заделом на будущее. Уже никто никогда этого не сделает», — сказал он.

«Мои герои готовы бороться за справедливость»

В одном из интервью у Круза спросили, почему он, будучи состоявшимся и состоятельным человеком, вдруг «взялся за перо». И почему обратился не к реальности, а начал выдумывать небывалые фантастические миры? Он ответил, что всегда испытывал смутную тоску по второй половине XIX века — времени открытий и экспедиций, когда люди исследовали мир и все время находили в нем что-то новое. В современности открывать уже нечего, поэтому он выдумывал собственные фантастические миры и давал своим героям возможность исследовать их.

Первой в воображении писателя появлялась сама вселенная. Он продумывал ее до мелочей, и только потом погружал туда героев и разрабатывал сюжетные повороты.

Рождаются сначала не герои, а мир, в котором они будут действовать. Первой появляется идея: «А что, если случится так…». Затем я начинаю строить модель этого мира, создавать его конструкцию, чтобы понять самому, какая там будет жизнь

— Андрей Круз.

Он добавил, что обычно главный герой — проекция его самого, другие персонажи часто также бывали списаны с родных, друзей, просто знакомых. Писатель отмечал, что дает героям проявить себя — принимать сложные решения, делать осознанный выбор, отстаивать свою точку зрения и бороться за справедливость.

Почти все персонажи умеют ловко обращаться с оружием, которое в книгах описано очень точно, с мельчайшими подробностями. И это неудивительно — сам Круз, как владелец оружейных магазинов, неплохо разбирался в теме.

Добро должно быть с кулаками. Сказал не я, но проголосовать за это я готов. Мои же герои готовы еще и бороться за эту самую справедливость, за свои идеалы, за своих друзей и свой народ, не ожидая, что кто-то придет и поборется за это все вместо них, раз уж они платят налоги

— Андрей Круз.

Следующая новость



Похожие статьи
 
Категории