Огнестрельное оружие из некоторых голливудских фильмов.

16.03.2019

Текст раздела - меч в кинематографе, практически полностью взят из книги Томаса Лайбле - "Меч" . Я, лишь, отредактировал некоторые части и добавил мечи из фильмов, которые вышли на экран уже после публикации книги Томаса Лайбле.

Многим поклонникам истории меча, их привязанность была воспитана художественными фильмами о временах викингов, рыцарей или мушкетёров, а так-же фильмами в жанре фентази, ни один из которых не обходится без этого красивого оружия. Но большенство мечей, показываемых в кино, относятся к "фантазийным мечам", т.е. мечам у которых не было хоть сколько-нибудь похожих исторических прототипов. Главное их отличае от реально существовавших, состоит в чрезмерных украшениях, невероятных формах клинка и эфеса. Таким образом все мечи, встречающиеся в кино можно разделить на две группы:

1. - Мечи, которые из-за своих украшений, а также по дизайну рукояти и клинка являются настолько причудливыми(хотя на первый взгляд и смотрятся давольно угрожающе), что никогда и ни в коем случае не могут быть использованы в бою. Среди любителей меча такое оружие называется - объектами похожими на меч (Sword Like Object - SLO)

Фантастический меч

Этот впечатляющий предмет, похожий на меч, на самом деле не имеет ни чего общего с настоящим боевым оружием.

2. - Мечи, дизайн которых хотя и является фантастическим, но теоретически продуманным, и при соответствующей обработке такие мечи могут представлять собой пригодное для боя оружие.


Меч Конана Варвара

Меч главного героя фильма "Конан Варвар" является одним из наиболее примечательных мечей истории кино. Пропорции меча Конана напоминают меч правосудия.

Так как наш сайт посвящён боевому оружию, то и в этом разделе мы коснёмся мечей и другого клинкового оружия, кторое можно отнести ко второй группе.

Мечи из фильма "Горец"

С точки зрения меча, действительно важным представляется фильм "Горец", 1985 г. История вечно борющегося бессмертного очень быстро стала культовой благодаря смеси захватывающего сюжета, разбавленного поединками на мечах, под музыку английской группы "Queen".

В фильме "Горец" можно выделить три меча, выделенные в сюжете, которые подпадают под нашу тематику, не выходя за рамки основной концепции сайта. Это меч главного героя, который он использует до встречи с Рамиресом, меч бессмертного Фазила и меч главного отрицательного героя Каргана(Кургана).


Меч Коннора Маклауда

Меч имеет довольно необычную крестовину, снабжённую дополнительными, вертикально расположенными щитками, имеющими форму полукруга. Если не считать этой странности, то по форме клинка, имеющего в сечении форму уплощённого ромба(долы на клинке отсутствуют), с хорошо выраженным остриём и практически параллельно расположенными лезвиями, его можно описать, как длинный меч типа XIIIa-T3-6, относящийся к XV веку.


Меч Кургана

Клинок лишь немного cужается, в этом отношении мы имеем дело со смешанной формой меча типа XIIa и меча типа XIIIa. Нечто особенное - устрашающее, придаёт мечу дизайн дужек крестовины и выскакивающих шипов.


Толедо Саламанка

Этот великолепный экземпляр меча эпохи позднего ренессанса, фигурирует лишь в начале фильма. И в зависимости от перевода определяется либо как палаш, либо как дорогой и редкий меч толедо саламанка. Хотя я, если честно, ни разу не сталкивался с таким названием вне контекста этого фильма. Этот меч можно вполне отнести к ранним формам рапиры XVI века.

Меч из фильма "Царство небесное"

Мечи из фильма "Царство небесное" по размерам и пропорциям соответствуют историческим образцам.

Меч главного героя - Балиана II Ибелина, представляет собой смесь различных средневековых мечей. Клинок длиной 91 сантиметр соответствует мечу типа XII, хотя общая длина меча в 114 сантиметров, слишком велика для этого типа(а для типа XIIa не подходят пропорции - рукоять слишком короткая, что не мешает главному герою фехтовать им, взяв в обе руки).

Меч Балиана II Ибелина

Пропорции этого меча совершенно не соответствуют историческим экземплярам, описанным в типологии Оукшотта, в остальном-же меч Ибелина представляет собой удачную и давольно красивую реконструкцию исторического оружия.

Меч из фильма "Робин Гуд"

Меч Робина Гуда, а вернее рыцаря Роберта Локсли, представляет собой, на мой взгляд, один из лучших экземпляров мечей показанных в кино. По форме клинка и составляющих эфеса - крестовины и навершия, этот меч можно описать как XII-I1-2.


Меч Роберта Локсли

Особый интерес представляет рукоять меча, так как на ней завязана часть сюжета фильма. Как Вы можете помнить, под проволочной оплёткой рукояти главный герой нашёл девиз, который показался ему знакомым с детских лет - Rise And Rise Again Until Lambs Become Lions(Вставай снова и снова, пока львами не станут агнцы, в переводе с англ.) Многие средневековые мечи были украшены девизами и молитвенными изречениями, в основном нанёсёнными на долы клинка, так как рукоять в течении всего срока службы меча, могла неоднократно меняться.

Меч из фильма "Арн Рыцарь Тамплиер"

Хотя фильм "Арн. Рыцарь-тамплиер" не был так разрекламирован, как "Царство Небесное" или "Робин Гуд", но по исторической доставерности он, на мой взгляд, на голову выше этих двух фильмов, и лучше передаёт общее содержание эпохи конца XII века.

В руках Арна Магнусена - главного героя фильма, мы видим великолепный рыцарский меч, подаренный Арну его наставником, братом Гильбертом, бывшим рыцарем-тамплиером.


Арн и его меч

Меч Арна, можно описать как тип XII-G-1. Несмотря на довольно простое навершие и крестовину, это очень красивое оружие. Собственно в этой простоте и заключается изящество меча - ни чего лишнего, идеальный интрумент для рыцаря-тамплиера. На крестовину меча, с одной стороны,нанесён девиз - In Hoc Signo Vinces(Сим победишь лат.). На навершии и клинке выгравированы геральдические кресты.

Меч Уильяма Уолесса

Говоря о мечах в кинематографе нельзя не упомянуть о фильме "Храброе Сердце", повествующем о жизни шотландского рыцаря Уильяма Уоллеса(1270 г.р. - 1305 г.с.), и о его борьбе за независимость Шотландии. В руках главного героя, мы часто можем наблюдать огромный двуручный меч. Это оружие является реконструкцией реально существующего меча.


Меч Уильяма Уоллеса из фильма "Храброе Сердце"

Так называемый Меч Уоллеса в настоящее время хранится в Британском историческом музее. Он был выкован примерно через 300 лет после смерти реального исторического Уоллеса и представляет из себя двуручный меч XVII столетия, подобный тем, что использовались горцами ещё в битве при Куллодене 1746 года. В конце XIII - начале XIV века подобные мечи шотландцам ещё не были известны, как и лохаберские секиры, которые также заметны в фильме «Храброе сердце».

Мечи из "Властелина Колец"

Мечи из вышеперечисленных фильмов приятное исключение из обычного множества вычурных и нереальных киномечей. Другое исключение представляют собой мечи из "Властелина колец". Некоторые любители мечей утверждают, что это лучшие фантазийные мечи, которые когда-либо изготовлялись.


При разработке дизайна мечей для фильма, использовались научные данные из истории оружия. К тому же в фильме можно увидеть, какие креативные детали были развиты производственными дизайнерами из часто бедной в этом отношении основы романа. В отличии от "обычных" кино-мечей, детали здесь выведены настолько скромно, что в фильме они почти не воспринимаются, но, несмотря на это,они создают большое впечатление. Мечи из Властелина Колец снискали большое уважение среди любителей меча во всём мире и дали толчок для развития нового дизайна. Всё это делает их настолько интересными, что мы уделим их описанию больше внимания.

Мечи из Властелина колец разрабатывались группой дизайнеров производительной фирмы Weta Workshop(Бен Вутон, Дэвид Фальконер, Уоррен Махи и др.). Наряду с группой Weta (Бен Бутон, Дэвид Фальконер, Уоррен Махи и другие) на оружие заметное влияние оказали производственный дизайнер Джон Хоу, который вместе с коллегой Аланом Ли отвечали за всю художественную концепцию фильма, и кузнец-оружейник Питер Лайон. Наряду с братьями Хильдебрандтами, Хоу быть может, самый знаменитый иллюстратор Толкиена. Дополнительно к его художественному таланту для разработки мечей было важно еще одно качество: Хоу - реконструктор, наемник швейцарской «роты святого Георгия». В этом отношении он хорошо знаком с ведением средневековой войны, вооружением и мечами. Он является соавтором разных иллюстрированных книг на эту тему (например, «Жизнь наемника в средние века»). Кузнец Питер Лайон, имел похожий багаж - через фантазийные ролевые игры он пришел к реконструкции и вместе с тем к ковке средневековых мечей. Неудивительно, что работа этой команды с самого начала испытывала влияние реальности.


Дизайн мечей Властелина Колец

Отправной точкой дизайна, разумеется, были идеи Толкиена. Впрочем, сам Толкиен слишком мало писал о том, как выглядели мечи. Он уделял больше внимания магическим качествам, символической или исторической ценности оружия. Когда речь заходит о внешнем виде, он представляет их чаще всего как пышно украшенные роскошные мечи. Таким образом у дизайнерам было предоставлено огромное поле для их фантазии. Однако они решили отказаться от обильных толкиеновских украшений, и сделали ставку на функциональность.

Хоу заявил: "Мечи в кино - почти всегда огромные, безобразные и грубые предметы, которые и поднять то невозможно, будь они действительно сделаны из металла. Меч должен быть гармоничным, элегантным и красивым".


Хотя оружие все же украшали, но существенно скромнее, чем об этом писал Толкиен. И именно это критиковали некоторые «борцы за чистоту Толкиена». По их мнению, для фильма вместо мечей позднего Средневековья необходимо было сделать образцы богато украшенных, роскошных спат эпохи переселения народов, поскольку Толкиен по большей части черпал с вое вдохновение из героического эпоса того времени. Несмотря на такую критику, большинство любителей меча и толкиенистов остались довольны относительно скромным, сориентированным на боевое применение дизайном Хоу и его коллег.

Большинство мечей из фильма проектировалось по образцу исторического оружия, причем точного копирования не было. Хоу в качестве наглядного материала принес большую часть своей собственной коллекции оружия. После того как проект был окончательно утвержден, Лайон взялся за изготовление. «Моя задача заключалась в том, чтобы оружие сделать настолько хорошо, насколько это было возможно, - функциональным, несмотря на тупое лезвие. Все клинки изготовлялись из подвергнутой тепловой обработке рессорной стали, если бы они были острыми, то этому оружию можно было бы доверить свою жизнь», - рассказывал Лайон.

Меч Нарсил

Меч Нарсил или Андурил, повидимому, самое знаменитое оружие во всей трилогии о кольцах.

Сам Толкиен описывает Андурил следующим образом: «[ ... ] на его клинке как символ были выгравированы семь звезд между серпом месяца и лучащимся солнцем, и к тому же стояло много рун». В другом месте Андурил (в сравнении с мечом Боромира) описывается как длинный меч. Но это, естественно, не слишком выразительно: киноверсия Нарсила (общая длина 134 сантиметра), в общем, соответствует боевому мечу.


Меч Нарсил

В профиль, длинными долами, Нарсил напоминает меч типа XIIa, но вогнутые лезвия напоминают, скорее, меч типа XVIIIa или XVIIIb. Посеребренная монтировка в нижней части обтянута кожей и должна напоминать о стеблях и листьях. Ажурное навершие меча имеет надпись на придуманном Толкиенам языке эльфов - Квения, а также накладки из 24-каратного золота.


Меч Андурил

Вновь выкованный Андурил, если не считать гравировки, точная копия Нарзила. Здесь удалось уже несколько точнее воплотить замысел Толкиена: на основании клинка выгравировано солнце, на доле выгравирована руническая надпись, прерываемая семью звездами и заканчивающаяся символом месяца.

Меч Гендальффа Гламдринг

Для киноверсии Гламдринга дизайнер Бен Бутон явно изменил описание Толкиена: из роскошного украшения рукояти драгоценными камнями были оставлены два мелких полудрагоценных камня, поставленных в основание крестовины. Впрочем, упомянутая руническая надпись была нанесена.


Меч Гламдринг

В рукояти меча Гендальфа можно признать родственную близость с готическими мечами-бастардами, На первый взгляд, сильно загнутые вниз дужки крестовины кажутся нетипичными для мечей-бастардов, у которых господствовала более или менее прямая крестовина. Впрочем, есть небольшая группа готических мечей-бастардов, у которых встречаются сильно загнутые вниз дужки крестовины. Они относятся к середине XVI века и служили, хотя и абсолютно пригодные для боя, для представительских целей. Все мечи имеют характерные монтировки, которые, за исключением многочисленных гравировок, очень напоминают Гламдринг.


Рукоять Гламдринга

Гламдринг (общая длина 121 сантиметр) представляет собой интересную смесь кельтского меча и средневекового меча-бастарда. Мечи с листовидными клинками появлялись в истории только в галльский период. С 650 по 500 год до нашей эры мы видим стальные кельтские мечи, которые по дизайну еще ориентиравались на бронзовые образцы. Длина клинка одного из этих мечей составляет 94,8 сантиметра и почти соответствует длине клинка Гламдринга (91 сантиметр). Однако имеются два различия: острие кельтского меча скошено, а у Гламдринга равномерно сходится. У кельтских мечей дола обычно отсутствует (она появляется только в раннем Средневековье).


Специфический дизайн, как говорил Питер Лайон, оказался очень сложным: «Гламдринг из-за длинного листообразного клинка представлял особую сложность. Могло оказаться так, что им будет трудно фехтовать, поэтому в наиболее широкой части клинка я вышлифовал сильное дистальное сужение. Получившийся в результате меч был хорошо сбалансирован большой головкой».

Меч Жало

Короткие мечи с листообразными клинками известны в античности, в бронзовый век с 1500 до 500 года до нашей эры они были повсеместно широко распространены. Но в средние века они вообще не появлялись. Таким образом, здесь мы видим большую художественную свободу.


Меч Жало

В качестве киноверсии Жала дизайнер Дэвид Фалькопер создал чрезвычайно элегантное оружие с гармоничными пропорциями (общая длина 56 сантиметров). Дужки крестовины и клинки украшены надписью на квении.

Меч Боромира

Резкое противопоставление изящному, украшенному эльфийскому оружию создает скромный, чисто практический меч Боромира. Здесь речь идет о мече, который в витрине музея можно было бы принять за исторический. 77-сантиметровый клинок относится к мечу типу XIV с элементами типа XVI: широкий клинок с долой, переходящей в тонкое острие.


Меч Боромира

Скрученные дужки крестовины также можно увидеть на историческом мече, хотя там они не загнуты. Загнутая вниз крестовина и уплощенная грушевидная головка - единственные детали 99-сантиметрового меча, которые озадачивают и заставляют усомниться в исторической подлинности.

Меч Странника

Быть может, самым красивым мечом кинотрилогии является меч странника. В романе Толкиена, Арагорн носит с собой в ножнах на ремне обломок Нарзсила. О том, как Арагорн со сломанным мечом выдерживает бои, Толкиен умалчивает. Речь идет о сказочно-романтическом мотиве, который, естественно, совершенно не имеет смысла с военно-исторической и тактической точки зрения. Поэтому вполне обоснованно в этом месте сценарий Джексона отходит от первоисточника: в фильме обломки Нарсила хранятся в доме Элронда в долине. До того, как Арагорн сможет пойти в бой против орд Саурона с новым Андурилом, он пользуется своим собственным мечом.


Меч Странника

Меч странника (длина 120 сантиметров) - лишенный украшений меч-бастард, это типичное целевое оружие простого предводителя наемников. Характерной деталью является, среди прочего, простой дополнительный нож в чехле на ножнах, знакомый нам по мечам времен позднего Средневековья. 91-сантиметровый клинок является более узкой версией типа XIIa, но монтировка имеет типичные детали позднего Средневековья - железное усилительное кольцо на рукояти и грушевидную головку.

Это лишенное украшений и тем не менее красивое оружие больше всех мечей из «Властелина колец» соответствует историческим прототипам. Ясные пропорции и линии точно передают неподвластную времени элегантность средневековых мечей.

Меч короля-колдуна

В каждой героической саге, разумеется, должны быть злодеи. Их мечи, естественно, выгладят совершенно не так, как у героев, и здесь нам будут интересны меч короля-колдуна из Ангмара. Так-как он является предводителем назгулов, то его меч существенно отличается от тех, которыми вооружены другие духи кольца.


Меч короля-колдуна

По пропорциям (общая длина - 139 сантиметров, клинок - 101 сантиметр) меч короля-чародея соответствует боевым мечам позднего Средневековья. Как очень длинная рукоять, так и клинок с длинным, не заточенным основанием типичны для такого рода мечей. Форма клинка походит на клинок меча Стуре.

В фильме "Властелин колец" присутствуют и другие замечательные мечи, вроде тех, которыми вооружены эльфы, или всадники Рохиррима. Но к сожалению они не подходят под главную тематику оружейной - европеское клинковое оружие. Если Вам интересно, то полное описание мечей из "Властелина колец" Вы можете найти в замечательной книге Томаса Лайбле - "Меч".

Нож – самое древнее из рукотворных человеческих орудий, сыгравшее важнейшую роль собственно в становлении человека как вида. Он прошел длиннейшую историю, на протяжении которой изменился разве что эстетически – множество мастеров делали и делают клинки удивительной красоты... ну и стал острее, нежели каменные и металлические орудия первобытных людей.

Неудивительно, что разного рода клинки остаются спутниками множества реальных и выдуманных героев, о "подвигах" которых мы узнаем из книг, кино и других медиа-источников. Итальянский мультимедиа-дизайнер Федерико Мауро (Federico Mauro) создал несколько графических серий, показывающих предметы обихода культовых персонажей (вот, например: , ), в том числе и всевозможные ножи и клинки множества знаменитых медиа-героев:


01. Призрачное лицо (Ghostface) – персонаж серии фильмов «Крик»


02. Шевалье Шарль-Анри Сансон де Лонваль (Charles-Henri Sanson) – потомственный палач из династии Сансонов


03. Фрэнк Додд (Frank Dodd) – заместитель шерифа Кастл-Рока, персонаж книги Стивена Кинга «Мертвая зона» и одноименного фильма


04. «Порок на экспорт» (Eastern Promises) – художественный фильм режиссёра Дэвида Кроненберга


05. Суини Тодд (Sweeney Todd) – персонаж серии рассказов, мюзиклов и фильмов.


06. Джокер (Joker) – персонаж комиксов и фильмов о Бэтмене.


07. Джон "Туз" Меррил (Ace Merrill) – персонаж нескольких произведений Стивена Кинга («Останься со мной», «Необходимые вещи» и других)


08. Секретный агент МакГайвер (MacGyver) – главный герой одноименного американского телесериала


09. Риддик (Riddick) – персонаж серии художественных и мультипликационных фильмов


10. Джек Бёртон (Jack Burton) – персонаж фильма «Большой переполох в маленьком Китае»


11. Нож Найта Слэшера – персонажа фильма «Кобра» (Cobra)


12. Джейсон Вурхиз (Jason Voorhees) – персонаж серии фильмов «Пятница, 13-е»


13. Бильбо Бэггинс (Bilbo Baggins) – персонаж серии произведений Дж. Р. Р. Толкина


14. Беатрикс Киддо (Beatrix Kiddo) – персонаж серии фильмов «Убить Билла»


15. Goemon Ishikawa XIII – персонаж серии комиксов манга Lupin III


16. Меч персонажей серии фильмов «Звездные войны» (Star Wars)


17. Оружие главной героини фильма «Ультрафиолет» (Ultraviolet)


18. Оружие персонажей серии фильмов «Мачете» (Machete)


19. Компьютерная игра и кинофильм «Принц Персии» (Prince of Persia)


20. Компьютерная игра и телесериал «Игра престолов» (Game of Thrones)


21. Урук-хай (Uruk-Hai) – персонаж серии романов и кинофильмов «Властелин Колец»


22. Хи-Мен (He Man) – главный герой нескольких мультсериалов и художественного фильма «Хи-Мен и Властелины Вселенной»


23. «The Legend of Zelda» – серия видеоигр и мультсериал


24. Экскалибур (Excalibur) – легендарный меч короля Артура


25. «300 спартанцев» (300) – художественный фильм, снятый по одноименному комиксу


26. Д"Артаньян – персонаж цикла произведений Александра Дюма


27. «Горец» (Highlander) – цикл художественных фильмов


28. Зорро (Zorro) – персонаж серии комиксов, мультипликационных и художественных фильмов


29. «Война богов: Бессмертные» (Immortals) – художественный фильм, снятый по мотивам древнегреческих мифов


30. Джек Воробей (Jack Sparrow) – главный герой цикла художественных фильмов «Пираты Карибского моря»


31. Блэйд (Blade) – главный герой одноименного фильма и серии комиксов


32. Уильям Уоллес (William Wallace) – легендарный шотландский рыцарь и военачальник, главный герой художественного фильма «Храброе сердце»


33. Final Fantasy VII – компьютерная игра


34. Конан (Conan) – главный герой серии одноименных комиксов и художественных фильмов


35. Джек Торренс (Jack Torrance) – главный герой романа Стивена Кинга «Сияние», и одноименных фильмов


36. «Кроваво-красное» (Profondo Rosso) – художественный фильм режиссёра Дарио Ардженто


37. «Олдбой» (Old Boy) – художественный фильм режиссёра Пака Чхан Ука, вторая часть «трилогии о мести»


38. Капитан Крюк (Hook) – персонаж книги «Питер Пэн», а также серии художественных и мультипликационных фильмов


39. «Дети кукурузы» (Children of the Corn) – рассказ Стивена Кинга, ставший основой для цикла художественных фильмов


40. Демон смерти (The Grim Reaper)


41. «V – значит вендетта» (V for Vendetta) – художественный фильм, снятый по одноименному комиксу


42. «Электра» (Elektra) – художественный фильм, снятый по одноименному комиксу


43. «Неудержимые» (The Expendables) – серия художественных фильмов


44. «Крокодил» Данди (Crocodile Dundee) – главный герой серии одноименных художественных фильмов


45. Норман Бейтс (Norman Bates) – персонаж триллера Альфреда Хичкока «Психо» и его сиквелов


46. Гордон Рамзи (Gordon Ramsay) – британский шеф-повар, известный как первый шотландец, удостоившийся трёх звезд Мишлен; ведущий кулинарных телешоу


47. Майкл Майерс (Michael Myers) – персонаж серии художественных фильмов «Хэллоуин»


48. «Хищник» (Predator) – серия художественных фильмов


49. Джон Рэмбо (John Rambo) – персонаж серии одноименных художественных фильмов


50. Густаво "Гус" Фринг (Gus Fring) – персонаж телесериала «Во все тяжкие» (Breaking Bad)

Практически в каждом интересном и захватывающем фильме присутствуют колоритные персонажи, вооруженные чем-то необычным и крайне эффективным. Именно о таком оружии из фильмов и интересных историях, связанных с ним, и будет эта статья.

Люди в чёрном

Все помнят эпизод, в котором персонажу Уилла Смита вручают маленькую пукалку, называемую «Дамский сверчок»? А эффект от выстрела, который отбрасывает нерадивого агента Джея? Эпизод довольно комичный, символизирующий, что в организации по контролю за инопланетянами присутствует банальная дедовщина. Однако это оружие из фильмов не так просто, как кажется. Дело в том, что у него есть регулятор мощности, позволяющий минимизировать отдачу до полного отсутствия, что мы прекрасно видим во втором фильме, когда «Дамский сверчок» был выдан, в качестве маленькой месте, бывшему напарнику агента Джея. Который, несмотря на амнезию, про возможную отдачу сообразил и заранее отрегулировал. И не обвиняйте меня в расизме, но это весьма типично показывает разницу мышления между белыми и неграми. Первые в основном сначала думают, а вторые — сначала действуют.

Хищник 2

Помните финал фильма, когда главный герой преследуя раненого хищника обнаружил под Лос-Анджелесом то-ли древние руины, то-ли космический корабль, где эффективно добивает неудачливого охотника. А потом появляются суровые «братки» и вместо того, чтобы с плечевых пушек прикончить зарвавшуюся «добычу», выдают ему трофей — старинный именной кремниевый пистолет? Так вот, это оружие из фильмов должно было стать связующим звеном между новыми фильмами франшизы, в которой хотели показать, что хищники уже который век регулярно охотятся на людей. Планировался фильм пиратской тематики, что-то про рыцарей и чёрт его знает, какие ещё идеи были в головах у сценаристов. К сожалению, эта идея не нашла поддержки и не была реализована. А жаль.

Гарри Поттер

Какое основное оружие волшебников, по версии этой детской и в том же время совершенно не детской саги? Волшебная палочка. Но речь пойдёт не об абы какой палочке, а об исключительной, которая входила в тройку легендарных артефактов «Дары смерти» — о Бузинной балочке. Суть магии её магии заключалась в том, что получить её можно было только из мёртвых (или недееспособных) рук прежнего обладателя. Иначе она отказывалась эффективно работать. Так вот, безносый Тёмный Лорд пребывал в святой уверенности, что эта палочка даст ему неуязвимость в битве, поэтому разорил могилу её прежнего обладателя — профессора Дамблдора, благополучно спёр, протестировал выпустив парочку спецэффектов и решил, что теперь-то он в шоколаде. Но в чём вся фишка — Дамблдора прибил блондинистый метросексуал Драко Малфой, поэтому формально палочка должна была перейти к нему. А Малфоя, в свою очередь, отпинал Гарри Поттер, тем самым приняв на себя право управления. Поэтому когда тёмный любитель маленький мальчиков и его основной фетиш сошлись в поединке, Бузинная палочка стала слушаться именно Поттера. Такой вот поворот. Что интересно, изначально, когда разрабатывался дизайн Бузинной палочки, о её роли в сюжете ещё не было известно, поэтому художники действовали по наитию. И тем не менее, у них получилось сделать вещь, которая выглядела внушительно и уникально, полностью соответствуя своему предназначению.

Звёздные войны

Световые мечи, пожалуй, самое запоминающееся оружие из фильмов . Серьёзно, настолько крутое, узкофункциональное, мощное, архаичное и в то же время сверхсовременное, что не удивительно, что каждый мальчишка бредил о нём в детстве. Чуть ли не у каждого меча в саге была своя история, но обо всё этом мы рассказывать конечно же не будем. А вот о самых интересных случаях поговорим. Первое, о чём хочется вспомнить, это двусторонний меч Дарта Мола из первой части саги. Для тех, кто не помнит имён — это тот краснорожий рогатый танцор, который сначала зарубил старшего джедая, а потом был разрублен пополам и сброшен в реакторный колодец. И, что знают исключительно фанаты, которые осилили тонны рукописного текста по франшизе, выжил при этом. Правда сошел с ума, сам собрал себе из мусора со свалки паучьи механические ноги, потом снова дрался с Оби-Ваном, напал на Палпатина, захватывал планеты, был возрождён в виде полуразумной голограммы, словом прожил крайне насыщенную жизнь. Но вернёмся к мечу. По сюжету, ситх создал двусторонний меч ещё в начале своей карьеры, когда ему было поручено отмахать крутого джедая, а со стандартным мечом ему наваляли, ещё и поучать начали. А так — начал бой с одним включённым лучом, а в самый неподходящий момент врубил второй и фактором внезапности противника угробил. В реальности же, исполнитель роли Дарта Мола, мастер боевых искусств Рэй Парк, был крайне недоволен изначальным дизайном рукояти, поэтому её пришлось значительно удлинить, чтобы профессиональный каскадёр мог демонстрировать свои впечатляющие акробатические навыки.

Кстати, если вы помните, то перед премьерой последней серии Звёздных Войн, этому товарищу прямо на сцене вручили меч «ушастого ситха» Кайло Рена. Но мужик не растерялся и продемонстрировал неплохую технику боя, даже невзирая на отвратительную конструкцию меча, которая, между прочим, была выбрана не случайно. Дело в том, что энергетический кристалл, который по сюжету служит генератором в световых мечах, в случай ушастика был нестабильным и вырабатывал чересчур много излишков энергии, которую приходилось стравливать через лучи в гарде. Так что нелепый и громоздкий внешний вид меча полностью оправдан — он, как и его владелец, дефективен.

Терминатор 2

Что ни говори, но Терминатор — лучшая роль нынешнего губернатора солнечной Калифорнии. Это суровая брутальность, этот невозмутимая морда кирпичом, это ловкое владение дробовиком и пафосная перезарядка его верчением вокруг своей оси… Которая, кстати, чуть не слома «Железному Арни» пальцы. Шварценеггер провёл в больнице несколько часов, когда попробовал провернуть такой трюк со стандартной моделью «винчестера», поэтому для дальнейших съемок оружие из фильма пришлось слегка модифицировать — утяжелить и поменять форму рукоятки.

Робокоп

Футуризм восьмидесятых годов теперь вызывает у большинства из лёгкую ностальгию по молодости, а у более поздних поколений — лёгкое недоумение и крики о наивности и примитивности. Тем не менее, для своего времени робот-полицейский в блестящей броне смотрелся очень внушительно. Но ему было нужно оружие под стать. Сначала хотели использовать модель Desert Eagle, которая в принципе неплохо смотрелась, но увы, на фоне Робокопа это оружие из фильмов выглядело блекло. Поэтому решили взять Beretta 93R и слегка усовершенствовать — добавить накладки на рукоять, увеличить цевьё и прочее по мелочам. Получилось массивная и увесистая пушка, под стать суровому полумёртвому копу. Но вот незадача, Беретта — формально не обычный пистолет, а пистолет-пулемёт, использование которых на территории США запрещено гражданскими лицами. Это касалось и моделей оружия, поэтому съемочной группе пришлось заполнять кучу бумаг и получать официальное разрешение от местных властей.

Разрабатывались группой дизайнеров производительной фирмы Weta Workshop(Бен Вутон, Дэвид Фальконер, Уоррен Махи и др.). Наряду с группой Weta (Бен Бутон, Дэвид Фальконер, Уоррен Махи и другие) на оружие заметное влияние оказали производственный дизайнер Джон Хоу, который вместе с коллегой Аланом Ли отвечали за всю художественную концепцию фильма, и кузнец-оружейник Питер Лайон. Наряду с братьями Хильдебрандтами, Хоу быть может, самый знаменитый иллюстратор Толкиена. Дополнительно к его художественному таланту для разработки мечей было важно еще одно качество: Хоу - реконструктор, наемник швейцарской «роты святого Георгия». В этом отношении он хорошо знаком с ведением средневековой войны, вооружением и мечами. Он является соавтором разных иллюстрированных книг на эту тему (например, «Жизнь наемника в средние века»). Кузнец Питер Лайон, имел похожий багаж - через фантазийные ролевые игры он пришел к реконструкции и вместе с тем к ковке средневековых мечей. Неудивительно, что работа этой команды с самого начала испытывала влияние реальности.

Дизайн мечей Властелина Колец

Отправной точкой дизайна, разумеется, были идеи Толкиена. Впрочем, сам Толкиен слишком мало писал о том, как выглядели мечи . Он уделял больше внимания магическим качествам, символической или исторической ценности оружия. Когда речь заходит о внешнем виде, он представляет их чаще всего как пышно украшенные роскошные мечи. Таким образом у дизайнерам было предоставлено огромное поле для их фантазии. Однако они решили отказаться от обильных толкиеновских украшений, и сделали ставку на функциональность. Хоу заявил: "Мечи в кино - почти всегда огромные, безобразные и грубые предметы, которые и поднять то невозможно, будь они действительно сделаны из металла. Меч должен быть гармоничным, элегантным и красивым" .


Хотя оружие все же украшали, но существенно скромнее, чем об этом писал Толкиен. И именно это критиковали некоторые «борцы за чистоту Толкиена». По их мнению, для фильма вместо мечей позднего Средневековья необходимо было сделать образцы богато украшенных, роскошных спат эпохи переселения народов, поскольку Толкиен по большей части черпал с вое вдохновение из героического эпоса того времени. Несмотря на такую критику, большинство любителей меча и толкиенистов остались довольны относительно скромным, сориентированным на боевое применение дизайном Хоу и его коллег.

Большинство мечей из фильма проектировалось по образцу исторического оружия, причем точного копирования не было. Хоу в качестве наглядного материала принес большую часть своей собственной коллекции оружия. После того как проект был окончательно утвержден, Лайон взялся за изготовление. «Моя задача заключалась в том, чтобы оружие сделать настолько хорошо, насколько это было возможно, - функциональным, несмотря на тупое лезвие. Все клинки изготовлялись из подвергнутой тепловой обработке рессорной стали, если бы они были острыми, то этому оружию можно было бы доверить свою жизнь », - рассказывал Лайон.

Или Андурил, повидимому, самое знаменитое оружие во всей трилогии о кольцах.

Сам Толкиен описывает Андурил след ующим образом: «[ ... ] на его клинке как символ были выгравированы семь звезд между серпом месяца и лучащимся солнцем, и к тому же стояло много рун ». В другом месте Андурил (в сравнении с мечом Боромира) описывается как длинный меч . Но это, естественно, не слишком выразительно: киноверсия Нарсила (общая длина 134 сантиметра), в общем, соответствует боевому мечу.


В профиль, длинными долами, Нарсил напоминает меч типа XIIa , но вогнутые лезвия напоминают, скорее, меч типа XVIIIa или XVIIIb. Посеребренная монтировка в нижней части обтянута кожей и должна напоминать о стеблях и листьях. Ажурное навершие меча имеет надпись на придуманном Толкиенам языке эльфов - Квения, а также накладки из 24-каратного золота.


Вновь выкованный Андурил, если не считать гравировки, точная копия Нарзила. Здесь удалось уже несколько точнее воплотить замысел Толкиена: на основании клинка выгравировано солнце, на доле выгравирована руническая надпись, прерываемая семью звездами и заканчивающаяся символом месяца.

Меч Гендальффа Гламдринг

Для киноверсии Гламдринга дизайнер Бен Бутон явно изменил описание Толкиена: из роскошного украшения рукояти драгоценными камнями были оставлены два мелких полудрагоценных камня, поставленных в основание крестовины. Впрочем, упомянутая руническая надпись была нанесена.


В рукояти меча Гендальфа можно признать родственную близость с готическими мечами-бастардами , На первый взгляд, сильно загнутые вниз дужки крестовины кажутся нетипичными для мечей-бастардов, у которых господствовала более или менее прямая крестовина. Впрочем, есть небольшая группа готических мечей-бастардов, у которых встречаются сильно загнутые вниз дужки крестовины. Они относятся к середине XVI века и служили, хотя и абсолютно пригодные для боя, для представительских целей. Все мечи имеют характерные монтировки, которые, за исключением многочисленных гравировок, очень напоминают Гламдринг.


Гламдринг (общая длина 121 сантиметр) представляет собой интересную смесь кельтского меча и средневекового меча-бастарда. Мечи с листовидными клинками появлялись в истории только в галльский период. С 650 по 500 год до нашей эры мы видим стальные кельтские мечи, которые по дизайну еще ориентиравались на бронзовые образцы. Длина клинка одного из этих мечей составляет 94,8 сантиметра и почти соответствует длине клинка Гламдринга (91 сантиметр). Однако имеются два различия: острие кельтского меча скошено, а у Гламдринга равномерно сходится. У кельтских мечей дола обычно отсутствует (она появляется только в раннем Средневековье).


Специфический дизайн, как говорил Питер Лайон, оказался очень сложным: «Гламдринг из-за длинного листообразного клинка представлял особую сложность. Могло оказаться так, что им будет трудно фехтовать, поэтому в наиболее широкой части клинка я вышлифовал сильное дистальное сужение. Получившийся в результате меч был хорошо сбалансирован большой головкой ».

Короткие мечи с листообразными клинками известны в античности, в бронзовый век с 1500 до 500 года до нашей эры они были повсеместно широко распространены. Но в средние века они вообще не появлялись. Таким образом, здесь мы видим большую художественную свободу.


В качестве киноверсии Жала дизайнер Дэвид Фалькопер создал чрезвычайно элегантное оружие с гармоничными пропорциями (общая длина 56 сантиметров). Дужки крестовины и клинки украшены надписью на квении.

Резкое противопоставление изящному, украшенному эльфийскому оружию создает скромный, чисто практический меч Боромира. Здесь речь идет о мече, который в витрине музея можно было бы принять за исторический. 77-сантиметровый клинок относится к мечу типу XIV с элементами типа XVI: широкий клинок с долой, переходящей в тонкое острие.


Скрученные дужки крестовины также можно увидеть на историческом мече, хотя там они не загнуты. Загнутая вниз крестовина и уплощенная грушевидная головка - единственные детали 99-сантиметрового меча, которые озадачивают и заставляют усомниться в исторической подлинности.

Быть может, самым красивым мечом кинотрилогии является меч странника . В романе Толкиена, Арагорн носит с собой в ножнах на ремне обломок Нарзсила. О том, как Арагорн со сломанным мечом выдерживает бои, Толкиен умалчивает. Речь идет о сказочно-романтическом мотиве, который, естественно, совершенно не имеет смысла с военно-исторической и тактической точки зрения. Поэтому вполне обоснованно в этом месте сценарий Джексона отходит от первоисточника: в фильме обломки Нарсила хранятся в доме Элронда в долине. До того, как Арагорн сможет пойти в бой против орд Саурона с новым Андурилом, он пользуется своим собственным мечом.


Меч странника (длина 120 сантиметров) - лишенный украшений меч-бастард, это типичное целевое оружие простого предводителя наемников. Характерной деталью является, среди прочего, простой дополнительный нож в чехле на ножнах, знакомый нам по мечам времен позднего Средневековья. 91-сантиметровый клинок является более узкой версией типа XIIa, но монтировка имеет типичные детали позднего Средневековья - железное усилительное кольцо на рукояти и грушевидную головку.

Меч короля-колдуна

В каждой героической саге, разумеется, должны быть злодеи. Их мечи, естественно, выгладят совершенно не так, как у героев, и здесь нам будут интересны меч короля-колдуна из Ангмара. Так-как он является предводителем назгулов, то его меч существенно отличается от тех, которыми вооружены другие духи кольца.


Меч короля-колдуна

По пропорциям (общая длина - 139 сантиметров, клинок - 101 сантиметр) меч короля-чародея соответствует боевым мечам позднего Средневековья. Как очень длинная рукоять, так и клинок с длинным, не заточенным основанием типичны для такого рода мечей. Форма клинка походит на клинок меча Стуре.

В фильме "Властелин колец" присутствуют и другие замечательные мечи, вроде тех, которыми вооружены эльфы, или всадники Рохиррима. Но к сожалению они не подходят под главную тематику оружейной - . Если Вам интересно, то полное описание мечей из "Властелина колец" Вы можете найти в замечательной книге Томаса Лайбле - "Меч".



Похожие статьи
 
Категории