Перед восходом солнца герхард гауптман. Перед восходом солнца

25.03.2019

«Перед заходом солнца» — драма Герхарта Гауптмана. Написана в 1931 году, опубликована в 1932, 16 февраля того же года поставлена в берлинском «Немецком театре» Максом Рейнгардтом.

1932 год, предшествовавший приходу к власти фашистов, был ознаменован в культурной жизни Германии событием большой исторической важности — столетием со дня смерти Гёте. В этом же году Гауптману исполнялось семьдесят лет. Оба юбилея отмечались в Германии как национальные торжества. Совпадение этих дат не казалось случайным: Гауптман, всемирно известный драматург, один из тех, под чьим пером рождалась на рубеже XIX—XX веков так называемая «новая драма», воспринимался к началу 1930-х гг. как классик, своеобразный «наместник» в XX веке другого германского классика, Гёте. В пьесе «Перед заходом солнца» Гауптмана семидесятилетний юбилей ее главного героя — автобиографическая деталь и осознанная художественная параллель юбилею Гёте.

Маттиас Клаузен, тайный коммерции советник, п очетный гражданин некоего большого немецкого города, владелец крупного книгоиздательства, истинный ценитель искусства выступает в драме воплощением величия немецкой культуры. Дух Гёте витает над героями пьесы: Клаузен цитирует Гёте, его дети носят имена великого поэта и его персонажей, юная возлюбленная впервые предстает перед тайным советником точно так, как когда-то Лотта явилась герою «Страданий молодого Вертера», а вся история любви семидесятилетнего Клаузена к Инкен вызывает в памяти «мариенбадскую элегию» — историю сватовства семидесятичетырехлетнего Гёте к Ульрике.

Конфликт Маттиаса Клаузена и его взрослых детей, испуганных возможной потерей наследства и организовавших травлю отца, выходит далеко за пределы «семейной драмы», к которой драматург всегда тяготел. Семья Клаузенов для Гауптмана — своеобразная модель современной ему Германии, в которой варварство и грубая сила, имеющие целью уничтожить в человеке личность, наступают на мир высоких духовных ценностей. Дети Клаузена — филистерская среда, обнаружившая в 1920-е гг. явную склонность к фашизации, Клаузен же — воплощение духа нации. Будучи причастным к формированию этой среды, в итоге он оказывается чуждым ей, вытесненным из нее, доведенным до самоуничтожения. Первоначально Гауптман хотел назвать свою драму «Новый Лир». История отца, преследуемого собственными детьми, виделась ему историей Лира XX века, насильственно лишенного своих «владений». В финале пьесы, когда Клаузен в непогоду бежит из дома и, полубезумный, оказывается без крова, аналогия с шекспировским венценосным старцем становится прозрачной.

Маттиас Клаузен — тип героя, что сопровождал Гауптмана на всем его творческом пути: незаурядная личность, одинокий интеллигент. Но если ранний герой драматурга (в пьесах «Одинокие», «Потонувший колокол», «Михаэль Крамер» и др.) — мечущийся неврастеник, не умеющий сделать свой выбор, то Клаузен — натура сильная, цельная. Гармоническая личность, для уничтожения которой нужна сила еще большая, подобная той, какая воплощена в групповом портрете детей, возглавляемых зятем Кламротом.

Одним из первых в немецкой литературе — наряду с Т. Манном, Л. Фейхтвангером, Б. Брехтом — Гауптман угадал истинный смысл надвигающегося фашизма, дал свое истолкование его природы. Историческим контекстом легко проясняется символика названия: драматург, начавший свой творческий путь драмой «Перед восходом солнца», накануне прихода к власти фашизма открыто заявлял: долгий путь Германии от восхода солнца до его заката пройден, впереди — безумие, затмение разума, мрак.

Кино и театр не раз обращались к пьесе «Перед заходом солнца». В годы нацизма драму, как и многие другие произведения немецкой классики, толковали, несмотря на очевидность позиции автора, в откровенно профашистском ключе. Именно такую трактовку основного конфликта, несколько видоизмененного, предлагал фильм «Властелин», снятый режиссером Фейтом Харланом в 1937 году. В сценической истории пьесы важное место занимает венская постановка, последовавшая сразу вслед за берлинской премьерой 1932 г. В СССР в 1940 г. почти одновременно состоялись две постановки: в ленинградском «Новом театре» и в театре имени Е. Вахтангова. Последняя с участием М.Ф. Астангова, игравшего главную роль. В 1960-1970-е гг. пьеса появилась в репертуаре таких мастеров русской сцены как Н.К. Симонов (Ленинградский театр им. А.С. Пушкина, режиссер А. Музиль) и М.И. Царев (Малый театр, режиссер Л. Хейфец).

Действие происходит в современной писателю Силезии. В имении Краузе появляется Альфред Лот, он хотел бы видеть господина инженера. Фрау Краузе - крикливая крестьянская баба, оценив скромный вид и простоватую одежду незнакомца, принимает его за просителя и гонит прочь. Гофман урезонивает тещу, он узнает в прибывшем друга гимназической поры, с которым не виделся десять лет. Он рад встрече, с удовольствием предается воспоминаниям о прошлом. Какими же наивными идеалистами они были, упивались высокими помыслами о переустройстве мира, всеобщем братстве. А эти смешные планы уехать в Америку, купить землю и организовать там небольшую колонию, где жизнь бы строилась на иных принципах. Гофман и Лот вспоминают друзей юности, по-разному сложились их судьбы, иных уже нет на свете. Оглядывая обстановку дома, Лот примечает сочетание новомодности и крестьянского вкуса, все здесь говорит о достатке. У Гофмана холеный вид, он прекрасно одет и явно доволен собой и жизнью. Лот рассказывает о себе: его безвинно осудили, приписав участие в противозаконной политической деятельности, он два года отсидел в тюрьме, где написал свою первую книгу по экономическим проблемам, потом подался в Америку, сейчас работает в газете. Неплохое, в сущности, время было, вспоминает Гофман, а сколько ему дало общение с друзьями, им обязан он во многом широтой взглядов, свободой от предрассудков. Но пусть в мире все идет своим естественным путем, не нужно пытаться прошибить лбом стену. Гофман называет себя сторонником практических действий, а не отвлеченных теорий, которые не имеют ничего общего с действительностью. Разумеется, он сострадает беднякам, но изменение их участи должно произойти сверху. Гофман полон самодовольства - он теперь человек с положением, успешно занимается предпринимательством. В имении у тестя живет потому, что беременной жене нужны спокойная обстановка и чистый воздух. Лот уже наслышан о грандиозной афере, когда Гофману удалось получить исключительное право на весь добываемый на шахтах уголь. В ответ на просьбу Лота о деньгах Гофман вручает ему чек на двести марок, он всегда готов оказать услугу старому другу. Лот знакомится со свояченицей Гофмана Еленой. Девушка не считает нужным скрывать от гостя, сколь ненавистен ей этот поселок и этот дом. Найденный здесь уголь в один миг превратил нищих крестьян в богачей. Так обрела состояние и её семья. А эти углекопы - угрюмые, ожесточенные люди, вызывающие страх. Лот признается, что приехал именно ради них - надо найти и устранить причины, делающие этих людей такими мрачными и озлобленными. ужин поражает Лота богатством сервировки стола и изысканностью блюд и напитков. Расфуфыренная фрау Краузе в шелку и дорогих украшениях не упускает случая похвастаться, что они ради шику не постоят за ценой. На ужин приглашен сын соседей, племянник фрау Краузе Вильгельм Кааль, пустой и глуповатый молодой человек, от безделья занимающийся охотой на жаворонков и голубей. Он считается женихом Елены, однако та его терпеть не может. Всеобщее изумление вызывает то, что Лот отказывается от спиртного, он убежденный трезвенник, много и пространно рассуждает о вреде алкоголя и пагубности пьянства, не замечая замешательства собравшихся за столом. Под утро из трактира возвращается пьяный Краузе, недвусмысленно пристает к дочери. Елене с трудом удается вырваться. Она стремится к общению с Лотом, который кажется ей удивительным, необычным человеком. Жизнь здесь убога, никакой пищи для ума, объясняет она гостю. Ее единственная отрада - книги, но Лот ругает её любимого «Вертера», называя его глупой книгой для слабых людей, достается от него и Ибсену с Золя, которых он называет «неизбежным злом». А в деревенской глуши немало прелести. Лот никогда не стремился к личному благополучию, его цель - борьба на благо прогресса, должны исчезнуть нищета и болезни, рабство и подлость, необходимо изменить эти нелепые общественные отношения. Елена слушает его, затаив дыхание, такие речи её поражают, но они находят в её душе отклик. фрау Краузе, выступая поборницей морали, намерена прогнать работницу, которая провела ночь с кучером. Елена встает на её защиту, обвиняя мачеху в лицемерии, - как правило, Кааль только под утро покидает её спальню. Гофман беседует с доктором Шиммельпфеннингом, нанесшим визит его жене. Он опасается за жизнь будущего, ребенка после потери первенца. Доктор советует ему сразу же разлучить младенца с матерью, он должен жить отдельно от нее, а воспитание можно поручить свояченице. Гофман согласен, он уже купил подходящий дом. Елена на грани истерики. Отец - пьяница, похотливое животное. Мачеха - развратница, сводница, посредничающая между своим любовником и ней. Невозможно дальше терпеть эти мерзости, надо бежать из дома или покончить с собой. Не может она утешаться водкой, как сестра. Гофман ласково уговаривает девушку, похоже, между ними близкие отношения. Они оба мало подходят к этой мужицкой среде, твердит Гофман, они созданы друг для друга. Скоро они станут жить отдельно, она заменит ребенку мать. В том, что Елена не реагирует на обрисованные им перспективы, Гофман усматривает разлагающее влияние Лота и призывает остерегаться его, он фантазер, мастер затуманивать мозги. И вообще само общение с таким человеком компрометирует. Гофман пытается дискредитировать Лота в глазах Елены, расспрашивая о его невесте. Лот поясняет: помолвка расстроилась, когда он попал в тюрьму. И вообще он, наверное, не годится для семейной жизни, поскольку стремится всего себя отдать борьбе. Лот излагает причину приезда - он намерен изучить положение здешних углекопов. Он просит у Гофмана разрешения на осмотр рудников, чтобы познакомиться с производством. Тот возмущен: зачем подрывать основы в месте, где один из твоих друзей обрел счастье и твердо встал на ноги? Он согласен оплатить все расходы по поездке и даже оказать материальную поддержку в предвыборной кампании партии, к которой принадлежит Лот. Но тот твердо стоит на своем, друзья ссорятся, и Лот рвет выписанный прежде Гофманом денежный чек. Спустя четверть часа Гофман просит прощения за вспыльчивость и умоляет Лота остаться. Елена пугается, что Лот, без которого она уже не мыслит своего дальнейшего существования, уйдет, она признается ему в любви. Лоту кажется, что наконец он нашел ту, которую искал все эти годы. Его удивляют некоторые странности в поведении Елены, но та просто боится, что когда он узнает правду про их семью, то оттолкнет, прогонит её. У жены Гофмана начинаются роды. Лот беседует с находящимся по этому поводу в доме доктором. Шиммельпфеннинг - еще один его прежний друг, который тоже изменил себе, отступил от тех принципов, которые они исповедовали в юности. Вернувшись, по его словам, в мышеловку, он делает деньги. Он мечтает, достигнув материальной независимости, заняться наконец научной работой. А обстановка тут ужасная - пьянство, обжорство, кровосмесительство и, как следствие, повсеместное вырождение. Он интересуется, как жил Лот эти годы. Не женился ли? Помнится, он мечтал об этакой ядреной бабе со здоровой кровью в жилах. Узнав, что Лот влюбился в Елену и намерен жениться на ней, доктор считает своим долгом прояснить ему ситуацию. Это семья алкоголиков, от алкоголизма погиб и трехлетний сын Гофмана. Его жена пьет до потери сознания. Глава семьи вообще не вылезает из трактира. Жаль, конечно, Елену, тошно ей в этой атмосфере, но ведь Лот всегда считал важным произвести на свет физически и духовно здоровое потомство, а тут могут появиться наследственные пороки. Да и Гофман испортил девушке репутацию. Лот решает немедленно покинуть дом, переехать к доктору. Он оставляет Елене прощальное письмо. Гофман может быть спокоен, завтра же Лот будет далеко от этих мест. В доме суматоха, ребенок родился мертвым. Прочитав письмо, Елена приходит в отчаянье, она хватает висящий на стене охотничий нож и лишает себя жизни. В это же время слышна песня, которую поет возвращающийся домой пьяный отец.

Гергарт Гауптман - крупнейший драматург Германии конца XIX - начала XX века. Лауреат Нобелевской премии, признанный мастер драматического искусства, он после Шиллера снова вывел немецкий театр на международную арену. Магистральной проблемой его сложного и противоречивого творчества стала проблема дегуманизации личности и духовного одиночества человека в буржуазном обществе.

Одним из важнейших источников философской мысли Гауптмана послужили труды Я. Беме , чье сочинение «Мистериум Магнум» стало настольной книгой Г. Пантеизм Гауптмана во многом восходит к Беме. Особенно созвучной была Гауптману идея Беме о том, что человек, как и все окружающее,- часть природы, а вне матери-природы ничего не существует

Из обширного круга великих мыслителей, к наследию которых обращался Гауптман, наибольшее влияние на формирование его философско-эстетических взглядов оказал Гете . Создатель «Фауста» стал постоянным спутником Гауптмана, который унаследовал гетевское ренессансно-просветительское понимание человека . Драматург глубоко убежден в неисчерпаемых возможностях человека.

Материалистические традиции Гете и немецкого биолога-дарвиниста Геккеля , во многом унаследованные Гауптманом, одухотворили его творчество гуманистическим пафосом . Опираясь на эти традиции, Гауптман приходит к важнейшему выводу о том, «что материал для творчества может дать одна лишь действительность». Высказанное суждение стало одним из основополагающих принципов эстетики Гауптмана, давших ему возможность органически сочетать в одной художественной системе и ярко выраженные реалистические и символико-романтические элементы.

Гауптман постоянно возвращался к мысли о нерасторжимой связи искусства с жизнью . Уже в конце 80-х гг. Гауптман вырабатывает свою концепцию реалистического искусства. В противовес натуралистической доктрине Гольца, требовавшей от художника фотографического копирования жизни, Гауптман провозглашает принцип реалистической типизации .

Гауптман считал, что основное назначение драматурга - рисовать духовную жизнь человека . «Существует психический акт,- писал он,- и этот процесс драматург должен прежде всего уметь показать». Новаторство Гауптмана-драматурга состояло в том, что в его пьесах точное и детальное изображение внешнего мира сочеталось с воспроизведением духовной жизни человека. Гауптман осуществляет в художественной практике свой программный эстетический тезис: «Предмет искусства - обнаженная душа, обнаженный человек».

Гауптман-драматург является прежде всего исследователем характеров . Он отказывается от любовной интриги, усложненной фабулы, считая, что чем проще фабула, тем богаче характер. Вместе с Ибсеном и Шоу Гауптман создает идейную, проблемную драму нового времени.

Свое понимание народности он сформулировал в следующих словах: «Народ и искусство неразрывно связаны между собой, как почва и дерево, как садовник и плоды». Идея о народности театра явилась одной из ведущих в эстетике Гауптмана. Вместе с тем Гауптман был во многом связан с натурализмом . Он, например, разделял мысль о пассивности человека и невозможности противостоять общественному злу. Такая позиция часто приводила писателя к политическому нейтралитету в решающие моменты немецкой истории, к созданию художественных образов, лишенных активности, героического начала. Порой Гауптман переоценивает значение биологических факторов и пытается только ими объяснить поступки человека и его психологию.

День 20 октября 1889 г. стал знаменательным не только в творческой биографии Гауптмана, но и в истории немецкого театра. В этот день в Берлине для театрального объединения «Свободная сцена» был поставлен драматургический первенец Гауптмана «Перед восходом солнца » (Vor Sonnenaufgang). Вокруг пьесы развернулась ожесточенная полемика, которая носила не столько литературно-эстетический, сколько общественно-политический характер. Буржуазным литераторам пришелся не по нутру антибуржуазный, социально-обличительный характер пьесы . Она действительно была «социальной драмой», как ее обозначил автор. Как и другие писатели-натуралисты, Гауптман обращается к жгучим социальным проблемам; его глубоко волнует положение рабочего класса, который в конце 80-х гг. вел активную социальную борьбу против политики Бисмарка.

Гауптман выбрал сюжет, в котором, говоря словами Ф. Меринга, «современная жизнь действительно бьется сильным и горячим пульсом» 1 . Основной конфликт драмы носит социальный характер - это конфликт между буржуа-собственником Гофманом и бескорыстным социал-реформатором Лотом . Их диалоги-споры становятся общественным диспутом по острым проблемам современности.

В драме три главных действующих лица: Лот, Гофман и Елена. Елена - дочь разбогатевшего крестьянина Краузе- сразу принимает сторону Альфреда Лота. Она ненавидит окружающую ее среду и. погрязших в разврате родных, особенно инженера Гофмана, который женился на ее сестре по расчету, ради богатства.

Гофман ненавидит и презирает трудовой народ и тех, кто думает об улучшении его положения. Он видит в Лоте опасного врага, угрожающего его благополучию. «Вам надо еще сильнее ударить по рукам, вам, развращающим народ! - говорит он с нескрываемой ненавистью. - Что вы говорите? Вы сеете недовольство среди углекопов, вы приучаете их требовать и требовать, вы возбуждаете их, вы ожесточаете их, вы учите их строптивости и непослушанию».

Характеры и идеалы главных героев выявляются в ходе дискуссии о жизни углекопов. Лот стремится к тому, чтобы сделать жизнь рабочих счастливее. Недаром он редактировал «Рабочую трибуну», был выдвинут кандидатом в рейхстаг от «милейшей черни» (так называет рабочих Гофман) и сидел в тюрьме за свои идеи. И ему веришь, когда он говорит: «Моя борьба - борьба за всеобщее счастье. Для того чтобы я стал счастлив, все люди вокруг меня должны стать счастливыми. Для этого должны исчезнуть нищета и болезни, рабство и подлость».

Отдельные реплики Лота, превращающиеся в монологи, носят остро обличительный, антибуржуазный характер. С негодованием и болью он рассказывает, например, о трагической судьбе рабочего-мыловара, вынужденного совершенно больным работать на заводе, чтобы прокормить своих детей, и умершего во время работы на глазах у Лота. Рассказ Елены о смерти двух молодых шахтеров, погибших в руднике, упоминание о богаче Штрекмане, «который заставляет самих работников голодать и кормить своих собак пирожными», дополняют слова Лота.

Лот делает социальное обобщение: «Куда ни глянь, везде злодеяния за злодеяниями».

Однако Альфред Лот, приехавший в Вицдорф, чтобы написать исследование о жизни рабочих, не является подлинным социал-демократом. Он скорее напоминает запоздалого социалиста-утописта, оперирующего общегуманистическими формулами; он отнюдь не боевой социалист и не классовый борец. Ограниченность и неясность общественных позиций Гауптмана не дали ему возможности создать образ активного положительного героя. Образ Лота получился рассудочным, схематичным.

В противовес эстетической доктрине Гольца и Шлафа молодой драматург дает широкие обобщения важнейших жизненных явлений, строит свое произведение в определенной мере по типу драмы-дискуссии, не скрывает своих симпатий и антипатий. Автор прибегает к острому и прямому столкновению идей, что будет характерно для многих его последующих драм.

В критической литературе драму «Перед восходом солнца» рассматривают как чисто натуралистическую, не замечая ее реалистического начала. М. Горький считал, что «это - лучшая из пьес Гауптмана», которому удалось написать удивительно яркую картину. Все эпизодические лица, хотя обрисованы немногими редкими чертами, но живы и ясны» 2 . Разумеется, в пьесе присутствуют и многие натуралистические моменты: преувеличенное внимание к проблеме наследственности, деградации семьи. Рисуя пьяницу Краузе и его супругу, Кааля, Гауптман нагнетает натуралистические подробности. Драма перенасыщена диалектизмами, которые не всегда являются средством характеристики персонажей.

Ох уж эти русские писатели! Сначала говорят, что «краткость – сестра таланта», а потом из-под пера признанных мастеров выходят романы-эпопеи. Конечно, у каждого автора свой взгляд на родословную литературного дара, некоторые писатели думают, что большой размер придает солидности творению, но, право же, современному читателю такие объемы в тягость. Поэтому команда «Литерагуру» подготовила краткий пересказ книги «Тихий Дон».

Часть четвертая

Глава 1. Октябрь 1916 года. Офицерская землянка. В нее входит Бунчук. Он зовёт спавшего Листницкого играть в шахматы. Вскоре пришли есаул Калмыков и сотник Чубов, первый сообщает, что полк собираются снимать. Все радуются хоть какой-то деятельности, но Бунчук уверен, что казаков приберегают на случай волнений на фронте. Листницкий спорит с его позицией противника войны, его удивляют такие «субъекты» в офицерской среде. Но некоторые офицеры соглашаются с Бунчуком, что без потрясений Россия из войны не выйдет. А тот высказывает свои большевистские взгляды. Сам он пошел на фронт для приобретения необходимого в будущем опыта. Он читает публицистику на эту тему из собрания Ленина. Но чтение прерывает посланник из штаба. Офицеры расходятся. Бунчук собирается (как видимо, далеко, так как берёт патроны и консервы). После ухода Листницкий и Меркулов обсуждают его. Первый отвечает неопределенно, но сам уже написал донос, который вскоре отсылает. А наутро узнали, что Бунчук дезертировал.

Глава 2. Листницкому принесли прокламации против царя и войны, найденные в окопах. Рассерженный офицер приказывает обыскать всех солдат и офицеров, особенно пулемётчиков, вызывающих наибольшее подозрение. Обыск казаков ничего не дал. Настроения среди них были нерадостные, воевать совсем не хотелось, даже песни были безрадостные, а солдаты были готовы идти куда угодно, кроме боя, даже на штыки казаков. А в это время дезертир Бунчук прибыл в торговое местечко, где пришел к некому Борису Ивановичу с просьбой поселить его в комнате. Тот соглашается, но вскоре Бунчуку предстоит перевестись на другое место по партийному заданию.

Глава 3. Близ деревни Свинюхи проходило кровопролитное сражение. После него в войска влили новые подразделения, среди которых были казаки-третьеочередники с хутора Татарского. Так Иван Алексеевич встретился с Валетом (оба ходили к Штокману). Они говорят о своем наставнике (Штокман сидит в Сибири). Валет в подавленном состоянии, он думает, что им не свидеться больше. По мере наступления попадаются раненые и убитые. Вид последних вселяет в казаков жалость и неприятие войны. Но наступление российских войск закончилось, потому что противник применил удушливые газы и стал теснить русских. Последствия такого отравления увидела часть, в составе которой был и Валет. Убитый был поистине страшен. Позже отравленные стали попадаться чаще, а Валет с товарищем пошли поискать в землянках, осталась ли еда. Валет увидел там немцев, не стал брать их в плен, отпустил их. А в это время из штаба поступил приказ наступать и отбить первую линию окопов. После «жиденькой подготовки» казаки пошли вперёд. Ивану Алексеевичу попался навстречу сослуживец, который сошел с ума и пел песни вблизи врага. Сумасшего с трудом отвели в безопасное место.

Глава 4. В одну ночь Григорий Мелехов вспоминает о мирной жизни. Сначала на память приходит Аксинья, потом вспоминается пребывание дома: ласки жены, почет семьи. Все это вытеснило социалистические идеи из головы героя, заменив их казачьими, он возвращается на фронт «добрым казаком». Потом вспоминаются сражения и убийства на поле брани. В одном из боёв Григорий спас Степана. Астахов потерял коня, а потом был ранен, Мелехов даже посадил его на своего коня. Выехав на безопасное место, Степан признался, что стрелял в Григория трижды. Они расстаются без перемирия. В воспоминаниях Мелехов мог долго блуждать, он и заснул, вспоминая мирную жизнь, от чего проснулся с тоской в сердце. Это заметил Чубатый, с которым Григорий жил в одной землянке. Тот стал относиться к Мелехову с уважением. Но социалистические идеи Чубатому не близки, он говорит, что казакам нужна своя власть. В один из дней им принесли суп с испорченным мясом. Григорий заметил там даже червей. Мелехов, Чубатый и Кошевой понесли щи к сотенному, который обещал во всем разобраться. Но разбираться приходилось в пути, сотню перебросили на помощь румынским войскам. Условия в пути были тяжёлые, есть нечего было ни людям, ни коням. Чубатый украл у жителя ячмень для коня и не отдавал даже под страхом смерти. На позиции прибыли в начале ноября. Перед одним из боёв Григорий нервничал, всегдашнее спокойствие оставило его. И не зря переживал: первый же залп подкосил его. Казаки отступают, Мишка Кошевой злится от самого факта войны, Чубатый напоминает ему о присяге.

Глава 5. На хуторе Татарском война сказывалась запустением в хозяйстве. У Мелеховых было получше, но не до всего доходили руки Пантелея Прокофьевича. Зато у Натальи родилась двойня. Беременность она переносила тяжело, но она переносила все стойко, не просила никого о себе заботиться, родила не дома, а в поле. От Григория и Петра же доходили редкие письма. Дороги братьев разошлись: старший пошел в гору, получал чины и привилегии. Из младшего война высасывала все соки. Лишь одно омрачило счастье Петра — ходили слухе о безнравственном поведении Дарьи, особенно выделялся Степан, который хорошо провел с ней время в отпуске. Между казаками вновь разгорелась вражда, которая дошла бы и до крови, если бы Астахов не попал в плен. А Дарья гуляла отчаянно, однажды со двора даже сняли ворота, что увидел Пантелей Прокофьевич. Он поговорил со снохой и даже ударил ее, она обещала отомстить. Однажды Дарья и свекр вдвоем переносили веялку. Она стала к нему приставать. На ошарашенный отказ ответила, что ее нельзя судить, потому что она не может без казака.

Глава 6. Пантелей Прокофьевич задолжал денег Мохову, долго не мог отдать, поэтому вскоре получил судейское постановление. Занять решил у свата Коршунова, в семье которого радость — сын Митька пришел в отпуск. Служивый изменился внешне и внутренне, постарел. Мирон Григорьевич дал денег. Митька проводил ночи у жены казака Аникушки, пробовал подойти и к Дарье, но Ильинична его отвадила. Шли дни, вскоре должен был приехать Григорий.

Глава 7. Купец Мохов подозревал, что грядут перемены. Февральскую революцию казаки встретили встревоженно. Они не совсем понимали, что произошло. Мохов попытался им объяснить, но у него самого мысли бессвязны, он с тревогой ждёт, что будет дальше. Он с горечью оборачивается на свою жизнь назад: потратил время на нечестное наживание денег, дети теперь чужие и далёкие, вспоминает он и случаи притеснения бедных людей. Утром купец собирается съездить к помещику Листницкому, к которому приехал с фронта сын, чтобы узнать о настоящем положении дел. По дороге он видит, как ораторствует учитель Баланда, говоря казакам о грядущей светлой жизни. Евгений рассказывает о разложении армии, солдаты и даже казаки устали воевать и больше не хотят этого. В это время в другой комнате Аксинья, которая все ещё служит у Листницкого, расспрашивала про хутор, в том числе, про Григория Мелехова. Новости были для нее невесёлые.

Глава 8. В армии новость встретили с надеждой, но войну приходилось продолжать, что было большим минусом для солдат и казаков. В одном из вагонов среди перебрасываемых военных ехало шестеро жителей Татарского, они говорили о страшных пророчествах относительно будущего. Казаки устали воевать, не могут дождаться конца военных действий. Вскоре на другом конце запели, потом казаки стали и плясать. Аникушка упал в огонь, сжёг шаровары.

Глава 9. После выгрузки Петра позвал командир. Поймали дезертира. Это был знакомый Мелехова, Яков Фомин. Петр заговаривает с ним, беглец признается, что ему стало совсем невтерпёж. Так и окончилась встреча, но впереди была другая. Петра приехала проведать Дарья, он забыл о своем намерении избить ее, она не помнила об изменах (даже о той, которая случилась в пути к мужу).

Глава 10. После отпуска Листницкий получил назначение в новый полк (из прошлого он бежал ещё до февральского переворота, боясь мести солдат). Офицеры полка были настроены монархически. Некоторое время их никуда не перебрасывали, но потом направили в Петроград. На будущей квартире кто-то нарисовал символ опричнины, что разозлило Листницкого. Также он распоряжается о дополнительных дверях в конюшню, а потом предается отдыху. Однако недолгому — позвали к командиру полка. В городе все было внешне спокойно, Листницкому казались странными недавние события. Он смотрит на купцов и богачей, идущих по улице, чувствует отчуждение к ним, хотя и понимает, что вообще-то он с ними. Сам бы Листницкий все отдал бы за восстановление старого порядка, но поступили бы так другие? Командир полка посылает его к Керенскому, о котором Евгений не может слышать.

Глава 11. Генерал Корнилов стал главнокомандующим. Эта новость была встречена с радостью среди офицеров и прохладно среди солдат. Корнилов предполагал решительные меры для повышения дисциплины вплоть до военно-полевых судов. Офицеры полка, в котором служит Листницкий, обсуждают ситуацию, решая, с кем они, все за нового генерала. Однако у самих казаков иная позиция: они не хотят воевать. Офицеры считают, что должны убедить казаков, а также истребить всех большевиков. На этом неофициальное собрание завершилось, все разошлись. Сослуживец Атарщиков высказывает Листницкому свои мысли относительно большевизма, но тот не проявляет должного внимания, от чего сам мучается.

Глава 12. Под начальством Листницкого служил казак Лагутин, которого подозревали в сочувствии большевикам и ведении подрывной работы. Евгений решил его узнать получше. Он заговаривает с казаком, пытаясь внушить ему мысль о том, что большевики приведут Россию к гибели. Постепенно оба начинают злиться. Перепалку прерывает инцидент: какой-то человек бросается камнями в солдат. Листницкий приказывает его избить плетьми, Лагутин просит отметить приказ, убеждает его и исполнителей приказа полномочиями воинского ревкома. За это Листницкий чуть не убил ходатая. Когда злоба спала, Евгений понял свою ошибку. Через некоторое время Листницкий зашёл пообедать с Атарщиковым. Там они встретили бывших сослуживцев Евгения, Калмыкова и Чубова. Они рассказывают, что в Петербурге считается, что к власти скоро придет Корнилов, а казачьи части — его опора.

Глава 13. В главном фронтовом штабе проходит разговор Корнилова и Лукомского. Последний подозревает, что первый решил идти не на немцев, а на Петербург. Корнилов рассказывает о плане прийти к власти, Лукомский поддерживает его.

Глава 14. Листницкий прибыл с особым поручением к Корнилову. Он присутствует при встрече главнокомандующего на вокзале. Его встречают с восторгом, им проникается и Евгений. А в Москве, куда уезжает Корнилов, проходит встреча его с Калединым, где они согласуют будущее выступление на Петербург.

Глава 15. На фронте сменили сотню, в составе которой служит Иван Алексеевич, и направили в Петроград для подавления беспорядков. Казаки этим недовольны. Иван Алексеевич решил не допустить того, чтобы сотня отправилась в Петроград. Он отдает приказ выгружаться. На предложения о переговорах Иван Алексеевич отвечает отказом.

Глава 16. Корнилов понял, что дело переворота провалилось. Войска не успеют стянуть, поддержки недостаточно.

Глава 17. Части-сторонники Корнилова шли медленно из-за противодействия железнодорожников и рабочих. К казацкой сотне подошёл дезертировавший ранее Бунчук. Он рассказывает бывшим сослуживцам о происходящем в Петрограде, убеждает их не идти туда. Среди казаков даже ходят слухи, что Ленин — казак. Разговор был долгий, Бунчук остался ночевать, ночью он думает о том, как бы лучше навести на бунт. Наутро договаривает с комитетом железнодорожников: поезд точно не выпустят. На обратном пути герой встречается с Калмыковым. Их разговор дружеским назвать нельзя, офицер называет собеседника предателем. Вскоре Калмыков читает перед казаками воззвание Корнилова. Бунчук от имени петроградских рабочих просит казаков не идти. Начинается митинг, выступают казаки. А Калмыков начинает активные действия: снимает пулеметы и собирает преданных казаков. Бунчук арестовывает командира, тот осыпает его проклятиями. Рассвирепевший революционер застрелил противника.

Глава 18. Генерал Крымов застрелился. Приведенные им войска были в растерянности. Генерала Алексеева назначили главнокомандующим, он согласился из желания облегчить участь Корнилова и его сторонников. А тех арестовали.

Глава 19. Сотню Листницкого вызвали на Дворцовую площадь. Там уже стояли некоторые подразделения, в том числе, женский ударный батальон. К чему-то готовились, но никто не понимал, к чему именно. Знали только, что предполагается выступление большевиков. Пока что бесцельно стояли, страдая от голода. Казаки хотели бы уйти, но переживают, что потенциальные противники пустят их «на распыл». Тут как раз приходят представители революционного комитета и убеждают, что против казаков не будут ничего предпринимать, если они уйдут. Они так и поступают, с ними пытается уйти Атарщиков, но его застрелили оставшиеся офицеры.

Глава 20. Корнилов и его сторонники ждали суда полтора месяца, все это время они были заключены в женской гимназии. Корнилов пытался и там сохранить число своих сторонников. Октябрьский переворот всколыхнул почву под заключёнными. Ставка не имела больше никаких прав, освободить тоже не могла. Но и Ставка сдалась без боя, Корнилов решил сам освободиться и попытаться предпринять наступление.

Глава 21. А на фронте Первой мировой войны было отступление. В один из дней Мишка Кошевой и Алексей Бешняк были в разведке. Сидя в засаде, Кошевой рассуждает о ненужности войны. Тут их взяли немцы. Алексея убили, Кошевого взяли в плен, но он смог убежать. Полк, где служил Михаил, был переброшен в тыл, нес заградительную службу (противодействовал дезертирству). Кошевой попал в первый же наряд. Навстречу попалось трое оборванных и грязных солдат, которые были явно дезертирами. Отчаявшиеся люди чуть было не стали стрелять в казаков. Но потом разговор пошел мирнее, солдаты уговаривают их пропустить, готовы отдать за это последнее. Мишка сжалился над солдатами, уговорил пропустить их просто так. Казаки дают им советы, как не попасться. Фронт рушится после известия об Октябрьском перевороте. Полк с татарцами в составе также отправляется домой

Часть пятая

Глава 1. Поздней осенью 1917 казаки стали возвращаться домой. А дома, где не возвращались воины, наполнялись скорбью. На Дону начиналась гражданская война.

Глава 2. После Октябрьского переворота Григорий Мелехов был командиром сотни. Перелом в мировоззрении героя произошел после знакомства с Ефимом Извариным, который выступал за автономию Дона. Этот человек прекрасно умел объяснить все свои теории и мысли. Григорий же не мог выбрать сторону. Изварин познакомил его с Подтелковым, который произвел приятное впечатление на Мелехова, их общение сразу стало свободным. Подтелков был на большевистских позициях, считал, что нужна выборная власть. Григорий задумался.

Глава 3. В Новочеркасск стягивались все контрреволюционеры. Каледин смог из них составить войска Добровольческой армии.

Глава 4. Бунчук прибыл в Новочеркасск, пришел в родительский дом, запущенный и пустынный. Он еле узнал постаревшую мать, которая сразу же окружила его заботой. Но недолго погостил сын, через день Бунчука вызвали в Ростов. Там он пришел к Абрамсону, который должен направить его куда-то. Последний поручает организовать пулеметную команду, потом устраивает на квартиру.

Глава 5. В пулеметную команду направляют Анну Погудко. Она хотела быть пулеметчицей, ее просьбам уступили. Будущие пулемётчики усваивали все легко, кроме пекаря Геворкянца. Анна обо всем с любопытством расспрашивала. К ней он испытывал какие-то волнующие чувства, которые пытался скрыть за подчеркнутой холодностью и требовательностью. Однажды он провожает ее до дома, от разговора с Анной теплеет на душе, но дело не только в том, что она хорошая, Бунчук влюбился.

Глава 6. Около Ростова проходил бой, в котором многие красноармейцы приняли боевое крещение. Бунчук следил за пулеметами и своими подопечными. Он помогает им: то прицел поставит, то застрявшую пулю вытащит. Следит Бунчук и за Анной, которая была в состоянии шока и испуга. В один момент она говорит ему, что больше не может, Бунчук поддерживает девушку. Атаку отбили. И вечером Бунчук кутал в шинель Анну и пытался внушить ей твердость.

Глава 7. После долгих боёв под Ростовом красноармейцы отступили. Для Бунчука это было вдвойне тяжело, потому что он заболел тифом. С таким недугом передвигаться походным порядком крайне тяжело. Его поддерживали в пути Анна и ещё один сослуживец Крутогоров.

Глава 8. На дворе у Мирона Григорьевича кипит работа: он сам осматривал сено, а сын Митька чистил коровий баз. Тут пришли Христоня и Иван Алексеевич, чтобы сказать, что по жребию они все выбраны в делегаты на съезд фронтовиков, но Коршунов категорически отказался ехать. Пришлось Христоне и Ивану Алексеевичу ехать одним. На съезде они встретили Григория Мелехова, который им обрадовался и стал расспрашивать о домашних делах. На съезде выступают различные ораторы, которые прекрасно умеют убеждать и говорят сильные речи. Григорий не дождался конца собрания, его вызвали в штаб. Он попросил Ивана Алексеевича и Христоню рассказать об итогах, но к нему пришел только первый, второй отправился арестовывать власти, даже был ранен.

Глава 9. Совещания и митинги перемежались боями, обстановка на Дону была неспокойная.

Глава 10. Выбранные на съезде ехали в Новочеркасск для встречи с представителями Донского правительства. Там их большевистские взгляды встретили с ненавистью. Делегаты привезли с собой ультиматум о передаче власти военно-революционному комитету. После практически бесполезных прений стало известно, что Правительство даст ответ на следующий день.

Глава 11. Правительство отказало выполнить требования ультиматума, потребовало распустить военно-революционный комитет.

Глава 12. Изварин уходил из полка, он разговаривает с Григорием, осуждая его за приверженность к красным войскам. Потом Мелехов встречается со знакомым казаком, который сообщает, что видел Листницкого. С этого времени Григорий затосковал, все чаще вспоминал Аксинью. Когда Мелехов шел проверять заставы, он встретился с Подтелковым, заметил в том новые нотки высокомерия. Придя обратно на квартиру, Григорий поругался с хозяином. Позже он слышит разговор казаков, с которыми живёт. Те осуждают участие «мужиков» в восстании, тяготея к созданию казачьей автономии. На следующий день части бежали из Глубокой в беспорядке, сотня Григория не слушала его. Но потом войска воспряли духом и пошли обратно. Григория ранило. Проигравший отряд Чернецова попал в плен, командир Голубов передал через Мелехова, что берёт Чернецова на поруки. Но Подтелков отказывается, он считает, что надо судить пленных. Но и суда не было, с офицерами просто расправились.

Глава 13. Григорий слегка подлечил ногу в лазарете и отправился долечиваться домой. Пантелей Прокофьевич спорил с ним на тему политики, да и у самого сына были сомнения в правильности выбранного пути после расправы с пленными. Григорий рад увидеть родные места, отец провозит его через хутор, чтобы похвастаться. Но радостное впечатление смазалось тем, что Пантелей Прокофьевич придавил поросенка и стал ругаться с его хозяйкой. Наконец приехали домой. Его встретили с любовью и радостью. Мало что изменилось дома. Наталья приоделась к приезду мужа, он залюбовался женой. Григорий привез семье подарки. Потом он рассказывает отцу и Петру о положении на фронте.

Глава 14. Утром Григория не стали будить. Он выспался, парадно оделся, побрился и умылся. Далее был праздничный обед, во время которого Петр дурачился с Мишаткой, сыном Григория. После обеда Пантелей Прокофьевич поехал в Вешенскую исправлять хомуты. На обратном пути он заехал к куму. Говорят о новостях, в том числе политических (Каледин застрелился, большевики напирают). Потом начинают распивать спирт. Только к вечеру опомнился Пантелей Прокофьевич. Так и заехал он в полынью, телега и лошадь утонули.

Глава 15. Успех в военных действиях был на стороне большевиков. Добровольческая армия отступает, представители верхушки складывают с себя полномочия. Каледин застрелился.

Глава 16. Илья Бунчук увидел Анну первой, когда очнулся. Оказалось, что девушка осталась с ним одна и ухаживала за ним. И это было нелегко. К Илье вернулся аппетит, он постоянно хотел есть, но Анна не давала больше нормы, следуя советам врача. Один раз только не выдержала просьб и упреков, дала целую тарелку пирожков. Бунчуку даже стало стыдно. Вскоре он начал неуверенно ходить. Сама Анна называла уход за любимым испытанием чувствам, которое она смогла преодолеть.

Глава 17. Анна и Илья приезжают в Миллерово. Ее вскоре вызывают в Луганск на агитационную работу, Бунчук этим недоволен. Она деятельно собирается, но втайне уже не рада отъезду от Ильи.

Глава 18. После смерти Каледина стал работать Малый войсковой круг. Но работал вяло, потому что конец повстанческого движения был очевиден и близок, Добровольческая армия отступала. Идти было тяжело, особенно мешал холод. Идущие вспоминали дом, вспоминал и Листницкий, наполняясь ненавистью к большевикам и надеясь, что Корнилов ещё приведет их к победе. А в это время проходит совет Добровольческой армии, на котором высказывается план — идти на Кубань. Об этом Корнилов говорит генералу Попову, командующему Донской армии. Тот не соглашается выходить на чужую территорию, говоря, что скоро начнется оттепель, а также казаки могут отказаться выступать. Корнилов не соглашается с этим, ищет поддержки у авторитетного генерала Алексеева. Тот выступает за поход на Кубань. Лукомский высказался против выдвижения за Дон. По итогу совещания было решено все же выступать.

Глава 19. Отряд Голубова поехал брать Новочеркасск. Ехал с ним и Бунчук. В этот день было заседание Малого воинского круга, отряд отправился арестовывать его представителей. После успешного исхода усилия Бунчука были направлены на поиски Анны. Наконец, они встретились, обрадовались друг другу. Героиня позвала Илью жить к себе. Ее семья состояла из матери и сестры. Гостю отвели отдельную комнату.

Глава 20. Бунчука послали работать в революционный трибунал, он расстреливал людей. За неделю он почернел и высох, после возвращения с работы падал. Анна уговаривала его уйти оттуда. Илья же считал, что своей работой приносит ощутимую пользу. Жаль ему было только, что и рабочих приходится расстреливать. Но Бунчука все же перевели в округ. И не зря, работа лишила его сил на все. Но в провинцию все же не послали, много дел было и в Ростове.

Глава 21. Отряд красных вошёл в хутор Сетраков, бесчинствовал, грабил, стрелял и насиловал казачек. К ночи все перепились, хуторяне напали на бесчувственных красных, перебили и взяли в плен. С того времени верховые станицы перестали признавать советскую власть.

Глава 22. Начиналась весна. Однажды Мишка Кошевой пошел на рыбалку и встретил Валета, который рассказывает, что под Мигулинской восстание против большевиков, значит, из хутора надо уходить всем, кто за красных. У Ивана Алексеевича по этому поводу совет казаков, на нем присутствовали Валет, Кошевой, Григорий Мелехов, Христоня. Валет утверждает, что надо скорее уходить. Григорий отвечает, что нельзя оставлять семью. Они ругаются, Валет уходит. Иван Алексеевич и Христоня поддерживают Григория, а Мишка — Валета, тоже собирается уходить. Кошевой ничего не берет с собой, только идёт рядом с домом любовницы, глядя на нее на прощание.

Глава 23. После ухода Мишки казаки молчали, понимая, что семья — это отговорка, на самом деле они просто не хотят идти. Иван Алексеевич решил про себя, что при первой возможности все же уйдет, но мысль эту не доверил Григорию и Христоне, считая их опасными. Обсудить в полной мере свое решение им не даёт майдан казаков, на котором предложили восстановить автономию. Когда начали читать постановление, Григорий пошел было домой, но его упросили вернуться. Предложение было принято большинством голосов, Мирона Григорьевича назначили атаманом. Командиром отряда предложили Григория, но старики дали ему отвод, командовать назначили Петра. По этому поводу так спорили, что некоторые даже подрались. Потом стали записывать охотников в отряд, фронтовики не особенно желали, но записали добровольно-принудительно.

Глава 24. Отряд хутора Татарского прибыл в станицу Каргинскую, Петр пошел на квартиру к станичному атаману Федору Лиховидову. Атаман отличался крутым нравом, безукоризненно вышколил казаков. Он сказал Петру, что пока можно справиться без них, но бойцов от большого хутора совсем мало. Война откладывалась. Но ненадолго. К Пасхе пришел приказ немедленно снаряжать казаков, чтобы выступить против частей Подтелкова. Кровь полилась и на Дону.

Глава 25. Бой для Бунчука начался неудачно: он потерял своего номерного, красногвардейцев теснили. Но самое страшное – Анна одна повела отряд в наступление и была смертельно ранена. Она умерла у него на руках.

Глава 26. Бунчук жил как в бреду, безучастный ко всему. Его отправили в северные округа в составе агитационной экспедиции. Дорога была тяжёлая, проехать сложно. Руководитель экспедиции Подтелков предложил идти походным порядком. Несмотря на опасности пути (могли захватить белые), решили двигаться именно так. Настроение у отряда не самое печальное: оживленные беседы, шутки. Один Бунчук находится в той же прострации, образ Анны неотступно с ним.

Глава 27. В украинских слободах принимали радушно, но лошадей давали неохотно. Чем дальше они шли, тем враждебнее относилось к ним население. Ни о какой агитации и речи быть не могло. Подтелков торопился идти, сокращая остановки. Он советовался с Лагутиным, получат ли они поддержку на севере. Тот опасался, что и там началось восстание. И это подтвердил расспрошенный им пастух, в его хуторе выбрали атамана, а по всем хуторам распространяли слух, что идёт Подтелков всех резать. В следующих хуторах жители уже стали разбегаться, впереди уже были повстанцы. Решили возвращаться.

Глава 28. Внутри делегации разложение, многие агитаторы сами не хотят ничего делать, даже обороняться. На одном хуторе их все же поймали, большинство заставило Подтелкова вступить в переговоры. Среди пришедших казаков были знакомые членов делегации, они дружелюбно разговаривают друг с другом. Но начальство приехавшего разъезда было не столь дружелюбно, они отогнали делегацию и заставили сдать оружие. Подтелков отдал такой приказ, надеясь на лучшее. Обезоруженную делегацию погнали судить на другой хутор, а по дороге избили. На суде постановили наутро всех расстрелять, а Подтелкова и Кривошлыкова повесить.

Глава 29. В эту ночь пленные не спали. Подтелков и Кривошлыков сохраняют твердость. Пленные говорили обо всем, что оставляют в этом мире.

Глава 30. Отряд с хутора Татарского опоздал ловить Подтелкова, им предлагают исполнять приговор. Петр отказывается за всех, но несколько охотников находится. Приводят осужденных. Подтелков и Кривошлыков просят повесить их после, чтобы поддержать товарищей. Некоторые из отряда действительно проявляют малодушие. Подтелков замечает Григория Мелехова, обвиняет его в том, что переметнулся, а тот вспоминает ему расправу над офицерами. Христоня уводит Мелехова к лошадям. После расстрела переходят к повешению. На прощание Подтелков произносит сильную речь о том, что дело революции все равно не остановить. Не сразу получилось расправиться с ними, веревка оказалась длинной. Но, в конце концов, всех казнили.

Глава 31. Мишку Кошевого и Валета настигли казаки. Последнего убили, а Кошевого решили «лечить» от большевизма. Его наказали розгами и отправили на фронт.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Действие происходит в современной писателю Силезии.

В имении Краузе появляется Альфред Лот, он хотел бы видеть господина инженера. Фрау Краузе - крикливая крестьянская баба, оценив скромный вид и простоватую одежду незнакомца, принимает его за просителя и гонит прочь. Гофман урезонивает тещу, он узнает в прибывшем друга гимназической поры, с которым не виделся десять лет. Он рад встрече, с удовольствием предается воспоминаниям о прошлом. Какими же наивными идеалистами они были, упивались высокими помыслами о переустройстве мира, всеобщем братстве. А эти смешные планы уехать в Америку, купить землю и организовать там небольшую колонию, где жизнь бы строилась на иных принципах. Гофман и Лот вспоминают друзей юности, по-разному сложились их судьбы, иных уже нет на свете. Оглядывая обстановку дома, Лот примечает сочетание новомодности и крестьянского вкуса, все здесь говорит о достатке. У Гофмана холеный вид, он прекрасно одет и явно доволен собой и жизнью.

Лот рассказывает о себе: его безвинно осудили, приписав участие в противозаконной политической деятельности, он два года отсидел в тюрьме, где написал свою первую книгу по экономическим проблемам, потом подался в Америку, сейчас работает в газете.

Неплохое, в сущности, время было, вспоминает Гофман, а сколько ему дало общение с друзьями, им обязан он во многом широтой взглядов, свободой от предрассудков. Но пусть в мире все идет своим естественным путем, не нужно пытаться прошибить лбом стену. Гофман называет себя сторонником практических действий, а не отвлеченных теорий, которые не имеют ничего общего с действительностью. Разумеется, он сострадает беднякам, но изменение их участи должно произойти сверху.

Гофман полон самодовольства - он теперь человек с положением, успешно занимается предпринимательством. В имении у тестя живет потому, что беременной жене нужны спокойная обстановка и чистый воздух. Лот уже наслышан о грандиозной афере, когда Гофману удалось получить исключительное право на весь добываемый на шахтах уголь. В ответ на просьбу Лота о деньгах Гофман вручает ему чек на двести марок, он всегда готов оказать услугу старому другу.

Лот знакомится со свояченицей Гофмана Еленой. Девушка не считает нужным скрывать от гостя, сколь ненавистен ей этот поселок и этот дом. Найденный здесь уголь в один миг превратил нищих крестьян в богачей. Так обрела состояние и её семья. А эти углекопы - угрюмые, ожесточенные люди, вызывающие страх. Лот признается, что приехал именно ради них - надо найти и устранить причины, делающие этих людей такими мрачными и озлобленными.

ужин поражает Лота богатством сервировки стола и изысканностью блюд и напитков. Расфуфыренная фрау Краузе в шелку и дорогих украшениях не упускает случая похвастаться, что они ради шику не постоят за ценой. На ужин приглашен сын соседей, племянник фрау Краузе Вильгельм Кааль, пустой и глуповатый молодой человек, от безделья занимающийся охотой на жаворонков и голубей. Он считается женихом Елены, однако та его терпеть не может. Всеобщее изумление вызывает то, что Лот отказывается от спиртного, он убежденный трезвенник, много и пространно рассуждает о вреде алкоголя и пагубности пьянства, не замечая замешательства собравшихся за столом.

Под утро из трактира возвращается пьяный Краузе, недвусмысленно пристает к дочери. Елене с трудом удается вырваться. Она стремится к общению с Лотом, который кажется ей удивительным, необычным человеком. Жизнь здесь убога, никакой пищи для ума, объясняет она гостю. Ее единственная отрада - книги, но Лот ругает её любимого «Вертера», называя его глупой книгой для слабых людей, достается от него и Ибсену с Золя, которых он называет «неизбежным злом». А в деревенской глуши немало прелести. Лот никогда не стремился к личному благополучию, его цель - борьба на благо прогресса, должны исчезнуть нищета и болезни, рабство и подлость, необходимо изменить эти нелепые общественные отношения. Елена слушает его, затаив дыхание, такие речи её поражают, но они находят в её душе отклик.

фрау Краузе, выступая поборницей морали, намерена прогнать работницу, которая провела ночь с кучером. Елена встает на её защиту, обвиняя мачеху в лицемерии, - как правило, Кааль только под утро покидает её спальню.

Гофман беседует с доктором Шиммельпфеннингом, нанесшим визит его жене. Он опасается за жизнь будущего, ребенка после потери первенца. Доктор советует ему сразу же разлучить младенца с матерью, он должен жить отдельно от нее, а воспитание можно поручить свояченице. Гофман согласен, он уже купил подходящий дом.

Елена на грани истерики. Отец - пьяница, похотливое животное. Мачеха - развратница, сводница, посредничающая между своим любовником и ней. Невозможно дальше терпеть эти мерзости, надо бежать из дома или покончить с собой. Не может она утешаться водкой, как сестра. Гофман ласково уговаривает девушку, похоже, между ними близкие отношения. Они оба мало подходят к этой мужицкой среде, твердит Гофман, они созданы друг для друга. Скоро они станут жить отдельно, она заменит ребенку мать. В том, что Елена не реагирует на обрисованные им перспективы, Гофман усматривает разлагающее влияние Лота и призывает остерегаться его, он фантазер, мастер затуманивать мозги. И вообще само общение с таким человеком компрометирует.

Гофман пытается дискредитировать Лота в глазах Елены, расспрашивая о его невесте. Лот поясняет: помолвка расстроилась, когда он попал в тюрьму. И вообще он, наверное, не годится для семейной жизни, поскольку стремится всего себя отдать борьбе. Лот излагает причину приезда - он намерен изучить положение здешних углекопов. Он просит у Гофмана разрешения на осмотр рудников, чтобы познакомиться с производством. Тот возмущен: зачем подрывать основы в месте, где один из твоих друзей обрел счастье и твердо встал на ноги? Он согласен оплатить все расходы по поездке и даже оказать материальную поддержку в предвыборной кампании партии, к которой принадлежит Лот. Но тот твердо стоит на своем, друзья ссорятся, и Лот рвет выписанный прежде Гофманом денежный чек.

Спустя четверть часа Гофман просит прощения за вспыльчивость и умоляет Лота остаться. Елена пугается, что Лот, без которого она уже не мыслит своего дальнейшего существования, уйдет, она признается ему в любви. Лоту кажется, что наконец он нашел ту, которую искал все эти годы. Его удивляют некоторые странности в поведении Елены, но та просто боится, что когда он узнает правду про их семью, то оттолкнет, прогонит её.

У жены Гофмана начинаются роды. Лот беседует с находящимся по этому поводу в доме доктором. Шиммельпфеннинг - еще один его прежний друг, который тоже изменил себе, отступил от тех принципов, которые они исповедовали в юности. Вернувшись, по его словам, в мышеловку, он делает деньги. Он мечтает, достигнув материальной независимости, заняться наконец научной работой. А обстановка тут ужасная - пьянство, обжорство, кровосмесительство и, как следствие, повсеместное вырождение. Он интересуется, как жил Лот эти годы. Не женился ли? Помнится, он мечтал об этакой ядреной бабе со здоровой кровью в жилах. Узнав, что Лот влюбился в Елену и намерен жениться на ней, доктор считает своим долгом прояснить ему ситуацию. Это семья алкоголиков, от алкоголизма погиб и трехлетний сын Гофмана. Его жена пьет до потери сознания. Глава семьи вообще не вылезает из трактира. Жаль, конечно, Елену, тошно ей в этой атмосфере, но ведь Лот всегда считал важным произвести на свет физически и духовно здоровое потомство, а тут могут появиться наследственные пороки. Да и Гофман испортил девушке репутацию.

Лот решает немедленно покинуть дом, переехать к доктору. Он оставляет Елене прощальное письмо. Гофман может быть спокоен, завтра же Лот будет далеко от этих мест.

В доме суматоха, ребенок родился мертвым. Прочитав письмо, Елена приходит в отчаянье, она хватает висящий на стене охотничий нож и лишает себя жизни. В это же время слышна песня, которую поет возвращающийся домой пьяный отец.



Похожие статьи
 
Категории