Культура и быт горожан в постсоветский период. Портал учебной литературы! Культурная и духовная жизнь в постсоветской России

14.03.2019

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года культурная атмосфера в стране резко изменилась. В Советской России, поставившей цель построить коммунизм , единственной официально признанной идеологией становится марксизм ; все, что не укладывалось в марксистские трактовки или противоречило им, подлежало осуждению и запрету. Такая политика привела к значительной интеллектуальной эмиграции из страны, среди уехавших - Иван Алексеевич Бунин, Владимир Владимирович Набоков, Сергей Васильевич Рахманинов, Питирим Александрович Сорокин.

Советская власть взяла также курс на вытеснение из жизни народа и религии. Десятки тысяч священников были подвергнуты репрессиям и казнены, разрушено множество храмов, а атеизм возведен в ранг государственного мировоззрения.

На смену стилевому многоголосию начала века пришел социалистический реализм. Особенно сильно эти изменения затронули литературу и живопись. В стиле соцреализма работали практически все деятели отечественной культуры вплоть до начала 90-х годов 20 века. Однако наиболее талантливые мастера смогли и в этих жестких условиях создавать значительные произведения. Это в литературе - Максим Горький, Михаил Афанасьевич Булгаков, Алексей Николаевич Толстой, Михаил Александрович Шолохов, Евгений Александрович Евтушенко, Владимир Семенович Высоцкий, Владимир Дмитриевич Дудинцев, Анатолий Игнатьевич Приставкин, Александр Исаевич Солженицын, Владимир Алексеевич Солоухин, Виктор Петрович Астафьев, Борис Львович Васильев; в в живописи и скульптуре - Петр Николаевич Филонов, Александр Александрович Дейнека, Аркадий Александрович Пластов, Татьяна Ниловна Яблонская, Вера Игнатьевна Мухина, Сергей Тимофеевич Коненков, в кинематографе и театре - Сергей Михайлович Эйзенштейн, Всеволод Илларионович Пудовкин, Михаил Ильич Ромм, Григорий Васильевич Александров; в музыке - Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Исаак Осипович Дунаевский, Сергей Сергей Прокофьев.

Важнейшем фактом культурной жизни не только 20 века, но всей истории страны явилась культурная революция , осуществление которой пришлось на 30-е годы. Основным ее содержанием стала ликвидация неграмотности и достижение в кратчайшие, по историческим меркам, сроки почти поголовной грамотности населения. Это было действительно эпохальное событие в культурной жизни России. Благодаря этому возможным стало усовершенствование всей российской системы образования и науки.

С 30-х годов в стране быстрыми темпами шло становление современной системы образования - низшей, средней, средней профессиональной и высшей, были созданы десятки тысяч новых школ, тысячи вузов и техникумов. Многократно ускорились темпы развития науки, упор делался на развитие инженерно-технических наук. Всемирную известность получили ученые - Сергей Павлович Королев, Абрам Федорович Иоффе, Игорь Васильевич Курчатов, Игорь Евгеньевич Тамм, Николай Иванович Вавилов, Лев Давидович Ландау, Сергей Васильевич Лебедев, Виталий Лазаревич Гинзбург, Жорес Иванович Алферов.

В постсоветской России основные тенденции в развитии культуры в целом совпадают с общемировыми. Отчетливо проявляется деление на культуру элитарную (классическая музыка, элитарные сценическое искусство, кинематография, живопись, скульптура, фотография), потребителем которой является узкий круг профессионалов, и массовую, адресованную широким слоям населения. Существует свобода выбора стилей и художественных направлений, обеспечена свобода творчества. Церковь восстанавливает позиции, утраченные в период социализма. Важнейшим фактором, определяющим культурную ситуацию в стране, является научно-технический прогресс. Из всего многообразия технических новшеств наиболее влиятельным является Интернет , под действием которого меняется само общество, все общественные связи и структуры, и формируется новая культура - виртуальная.

    Художественная культура постсоветской России.

Постсоветская культура: этапы становления. Политический и экономический кризис в постсоветской России. Массовая дезориентация общества, синдром утраты идентичности, взрыв индивидуализма. Изменение взаимоотношений культуры и власти: исчезновение единой культурной политики. Стагнация и упадок художественной культуры, потеря самобытности. Поиск новых культурных моделей: феномен кэмта и трэша. Постмодернизм в постсоветской России. Деидеологизированность и плюрализм творчества. Полистилистичность, вестернизация, коммерциализация, криминализация культуры и искусства. Художественные объединения постсоветской России. Персоналии деятелей отдельных видов искусства, представляющих различные в идеологическом и художественно-эстетическом отношении группы.

К культуре постсоветской России относится культура эпоха Перестройки и современной России. Пусть во время Перестройки еще существовал СССР, но жизнь советских людей с 1985 года намного изменилась. Эпоха Перестройки относится к тем периодам отечественной истории, для которых значение процессов, происходивших в культуре, особенно велико. М. С. Горбачев начинал свои реформы именно в сфере общественной и культурной жизни. Одним из первых лозунгов новой эпохи была «гласность», т.е. установка на расширение информированности народных масс о деятельности партии и правительства, открытость, гласность принимаемых решений, установка на свободное обсуждение накопившихся недостатков и отрицательных явлений в жизни советского общества. Гласность была задумана как оживление и модернизация государственной идеологии, но удержать начавшийся процесс под государственным и партийным контролем не удалось. Повсеместно началось открытое обсуждение вопросов, которые раньше, в эпоху тотального контроля, обсуждались тайком «на кухнях». Факты злоупотреблений партийной номенклатуры, вскрытые гласностью, резко подорвали авторитет партии, лишив ее монополии на истину.

Шел стремительный процесс восстановления тех страниц истории страны, которые замалчивались в советское время.

«Толстые» литературные журналы печатали неизвестные ранее широкому кругу советских читателей литературные произведения, воспоминания очевидцев и мемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду. Благодаря этому тиражи их резко возросли, а подписки на самые популярные из них («Нева», «Новый мир», «Юность») попали в разряд острейшего дефицита и распространялись ограниченным числом.

За несколько лет в журналах и отдельными изданиями в свет вышли романы А. И. Солженицына («В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»), Ю. Домбровского («Хранитель древностей»), Е. И. Замятина («Мы»), М. А. Алданова («Святая Елена, маленький остров»), Б. Л. Пастернака («Доктор Живаго»), М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), В. В. Набокова («Лолита»), Б. Пильняка («Голый год», «Повесть непогашенной Луны»), А. Платонова («Чевенгур», «Котлован»), поэтические произведения Г. В. Иванова, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама. На театральных подмостках определяющее значение получает публицистическая драма. Наиболее ярким представителем этого направления стал М. Ф. Шатров (Маршак) («Диктатура совести»). Особенный общественный резонанс вызывали произведения, в которых затрагивалась тема сталинизма и сталинских репрессий. Далеко не все из них были литературными шедеврами, но они пользовались неизменным интересом читателей перестроечной поры, потому что «открывали глаза», рассказывали о том, о чем раньше умалчивалось.

Сходная ситуация наблюдалась и в других видах искусства. Шел интенсивный процесс «возвращения» творческого наследия деятелей искусств, находившихся ранее под идеологическим запретом. Зрители смогли вновь увидеть работы художников П. Филонова, К. Малевича, В. Кандинского. В музыкальную культуру было возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича, на широкую сцену вышли представители музыкального «андеграунда» (от англ. «подполье», оппозиция официальной/массовой культуре): группы «Наутилус», «Аквариум», «Кино» и т.д.

Художественный анализ феномена сталинизма стал определяющим направлением и в творчестве писателей, музыкантов и художников, работавших непосредственно в годы перестройки. Один из наиболее значительных произведений советской литературы был оценен современниками роман Ч. Айтматова «Плаха», для которого, как и для большинства произведений Айтматова, характерно сочетание глубокого психологизма с традициями фольклора, мифологической образностью и метафоричностью. Заметным явлением в литературе перестроечной поры, своеобразным бестселлером стал роман А. Н. Рыбакова «Дети Арбата», в котором эпоха культа личности воссоздается через призму судьбы поколения 30-х гг. О судьбах ученых генетиков, о науке в условиях тоталитарного режима повествуется в романах В. Д. Дудинцева «Белые одежды» и Д. А. Гранина «Зубр». Послевоенным «детдомовским» детям, ставшим случайными жертвами событий, связанных с насильственным выселением с родной земли чеченцев в 1944 г., посвящен роман А. И. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Все эти произведения вызвали большой общественный резонанс и сыграли существенную роль в развитии русской культуры, хотя зачастую публицистическая составляющая в них преобладала над художественной.

Немногое из созданного в ту переломную эпоху прошло проверку временем. В изобразительном искусстве «дух времени» отразился в картинах И. С. Глазунова («Вечная Россия»). Вновь популярным жанром, как то всегда бывало в критические моменты истории, становится плакат.

В художественном и документальном кинематографе перестроечных лет появляется ряд замечательных фильмов: «Покаяние» Т. Абуладзе, «Легко ли быть молодым» Ю. Подниекса, «Так жить нельзя» С. Говорухина, «Завтра была война» Ю. Кары, «Холодное лето пятьдесят третьего». Кроме серьезных, глубоких фильмов снималось много весьма слабых картин, авторы которых старались обеспечить зрительский интерес. Такие фильмы были рассчитаны на скандальную популярность, их образная система строилась на контрасте с традиционным советским кинематографом, в котором принято было избегать излишнего натурализма, постельных сцен и прочих вульгарных приемов. Такие фильмы в просторечии получили название «чернухи» («Маленькая Вера» реж. В. Пичул).

Огромную роль в культурной и общественной жизни приобрела публицистика. Статьи печатались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Огонек», в «Литературной газете». Особенно большой любовью читателей в те времена пользовался еженедельник «Аргументы и факты».

Однако наиболее широкую аудиторию имели телевизионные публицистические передачи, такие как «Взгляд», «Двенадцатый этаж», «До и после полуночи», «600 секунд». Несмотря на то, что шли эти передачи в неудобное для большинства зрителей время (поздно вечером), они пользовались очень большой популярностью, а показанные в них сюжеты становились предметом всеобщего обсуждения. Журналисты обращались к самым жгучим и волнующим темам современности: проблемы молодежи, война в Афганистане, экологические катастрофы и пр. Ведущие программ были не похожи на традиционных советских дикторов: раскованны, современны, умны (В. Листьев, В. Любимов, В. Молчанов и др.).

Отличительная особенность культуры современной России – в ее многоликости, многообразии проявлений творческого начала во всех областях общественной жизни. Наиболее ярко многообразие современной культурной жизни проявляется в литературе. Среди наиболее значительных течений в ней следует отметить постмодернизм. Классиками европейского постмодернизма являются Хорхе-Луис Борхес, Умберто Эко, Джоан Фаулз. Характерной чертой концепции постмодернизма считается «цитатность». Материалом для творческого осмысления в постмодернистском произведении становятся не столько реальные события жизни, сколько впечатления от ранее прочитанных автором книг, увиденных фильмов, услышанной музыки. Восприятие произведения часто превращается для вдумчивого читателя в решение своеобразного ребуса – откуда что взято. Это своеобразная игра. Развивая какой-либо сюжетный ход, автор одновременно как бы намекает на какой-нибудь широко известный литературный или кинематографический образ или штамп. Например, роман Пелевина В. «Чапаев и Пустота» во многом построен на аллюзиях с популярными в советское время анекдотами о Чапаеве и фильмом братьев Васильевых, хотя речь в книге идет совсем о другом. Ничего общего у пелевинского Чапаева с реальным героем гражданской войны нет, но в нем угадываются намеки и отсылки к образу, созданному на экране актером Бабочкиным. Цитатность характерна и для других популярных произведений Пелевина «GenerationП», «Амон Ра», «Жизнь насекомых» и др.

Изменение художественных вкусов выразилось еще и в том, что в «возвращенной» (т.е. написанное еще в советское время, но не вышедшей тогда по цензурным соображениям в свет) литературе современного читателя больше интересуют уже не гражданственно-публицистические романы об эпохе сталинизма, как было десять лет назад, а постмодернистские по духу произведения с элементами «цитатной» игры: «Москва - Петушки» Венедикта Ерофеева, «Пушкинский дом» Андрея Битова и др.

С проникновением рыночных отношений в книгоиздательское дело прилавки книжных магазинов на всем постсоветском пространстве заполонила художественно-развлекательная литература самого различного качества: детективы, фантастика, т.н. женские романы. Среди мастеров детективного жанра наиболее известны В. Доценко («Бешеный»), Ф. Незнанский («Марш Турецкого»), А. Маринина (серия романов о следователе А. Каменской), позже к ним присоединились П. Дашкова, Д. Донцова (Дарья Васильева, Евлампия Романова, Виола Тараканова, Иван Подушкин) и Т. Устинова. На смену научной фантастике, популярной в 60-80-е гг. приходит фантастика в стиле «фентази», родоначальником которой в мировой литературе был англ. писатель Дж. Толкиен. Русское фентази представлено произведениями М. Семеновой («Волкодав») и Н. Перумова (Алмазный меч, деревянный меч» и пр.). Если в научной фантастике вымысел имеет, как правило, технический характер (авторы условно допускают, что существует машина времени, что возможны межзвездные перелеты и т.д.), то фентази исходит из допущения реальности сказочных по сути явлений (герои пользуются магией, борются со злыми магами, общаются с драконами, эльфами, гномами и т.п.). Наиболее близкая аналогия фентази – литературная сказка, но «сказка для взрослых».

Постмодернизм – явление, выходящее за пределы литературы. Его проявления можно обнаружить в кино, в театре, в живописи и музыке. Постмодернистом может считаться популярный (скорее даже модный) художник Никас Софронов, пишущий свои картины на старых иконных досках (тоже своеобразные «цитаты»).

В монументальной скульптуре наибольшей, хотя и несколько скандальной популярностью пользуются работы московского скульптора Зураба Церетели, автора памятника Петру Великому в Москве, вызвавшего много споров среди горожан и однозначно негативное отношение художественных критиков.

В новом российском кинематографе наиболее заметным является творчество актера и режиссера Н. С. Михалкова. Фильм «Утомленные солнцем» был удостоен «Оскара» - награды американской киноакадемии. Действие фильма происходит в 30-х гг. Главный герой – комдив Котов, в образе которого воплощен типаж человека-символа сталинской эпохи: он прославленный военачальник гражданской войны, его именем называют пионерские отряды, его портрет известен каждому. Любовная линия неожиданно оказывается связанной с темой репрессий – внешне благополучная жизнь всесильного комдива, имеющего прямую телефонную связь с самим Сталиным, рассыпается в прах. Ностальгия по величию, благородству и красоте ушедшей императорской России пронизывает картину «Сибирский цирюльник», снятую в 1998 г. (в гл. ролях – Олег Меньшиков и Джулия Ормонд).

Огромную популярность у молодежи получили фильмы Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2». Центральный персонаж обоих фильмов Данила Багров, молодой человек, прошедший чеченскую войну, являет собой странное соединение наивности и жизненной умудренности; в нем уживаются доброта, благородство и страшная жестокость, позволяющая ему в поисках «правды» совершенно не задумываясь пускать в ход оружие. В фильмах звучит музыка популярных групп и исполнителей, взятая «прямо из жизни»: «Наутилус», Земфира и пр. Неоднозначными фильмами можно назвать и другие молодежные «хиты» «Бригада» и «Бумер».

Заметно меняется в последнее десятилетие XXвека телевидение. Появились новые независимые от государства каналы (НТВ, ТВ-6 1993 г.). Телевидение превратилось в мощнейшее оружие политической борьбы, что предопределило рост профессионального уровня программ, и в то же время привело к снижению доверия к нему как к источнику информации. Острая социально-политическая проблематика уже не вызывает былого интереса. Зрители отдают предпочтение программам, в которых освещаются вопросы частной, семейной, личной жизни. Возникло много новых телепрограмм соответствующей направленности: «Моя семья», «Пока все дома», «Я сама», «Про это». Много эфирного времени занимают развлекательные передачи: «Поле чудес», «Угадай мелодию», «Слабое звено», «Кто хочет стать миллионером?» и др. Особняком стоят интеллектуальные и познавательные программы «Что? Где? Когда?», «Умницы и умники», «Клуб путешественников», «В мире животных», «Подводная одиссея команды Кусто» и пр. Появились новые проекты реалити-шоу «За стеклом», «Дом», «Фабрика звезд».

Процессы демократизации, начавшиеся во второй половине 80-х гг., способствовали проявлению плюрализма в культурных процессах и явлениях. Но в начале XXIв. отечественная культура находится в кризисном состоянии. Разрушение социалистического общественно-политического уклада и резкая смена ценностных ориентации, вступление России в рыночные отношения, возникшее классовое расслоение и социальное неравенство привели российское общество и российскую культуру к системному кризису, к девальвации образования, духовных ценностей и культуры в целом, к разрушению материальной базы и инфраструктуры сферы культуры, к ориентации учреждений культуры не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли. Экспансия западной, прежде всего американской, культуры разрушает основу национального самосознания, формирует «рыночного человека-потребителя», готового быть тем, на что имеется спрос. Сокращение научных исследований, разрушение учреждений культуры на селе и в городах, научных учреждений, падение спроса на высокохудожественную литературу, музыку, кинофильмы, рост численности безграмотных детей - все это признаки кризиса отечественной культуры.

Преодоление кризиса культуры, реализация потенциала материальной и духовной культуры для возрождения Отечества возможны в том случае, если будет действовать единая государственная политика, направленная на приоритетное развитие отечественной культуры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и классификация видов культуры. Особенности материальной культуры как предмета изучения науки культурологии. Элементы духовной культуры: мораль, религия, наука и право. Влияние технических средств коммуникации на процесс и культуру общения людей.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2011

    Исторические предпосылки формирования культуры России. Влияние церковного раскола на культуру Московского царства. Смысл и методы петровских преобразований. Золотой и серебряный век. Достижения советского периода. Современная социокультурная ситуация.

    реферат , добавлен 15.02.2010

    Общая характеристика и важнейшие особенности культуры России XVIII века. Главные черты русской культуры XIX – начала ХХ веков: "золотой" и "серебряный" век. Существенные достижения и проблемы в развитии белорусской культуры XVIII века – нач. XX века.

    реферат , добавлен 24.12.2010

    Понятие культурологии. Содержание. Структура. Науки, составляющие основу культурологи и ее взаимосвязь с другими науками. Закономерности развития культуры. Культурная жизнь в стране в середине 60-х до перестройки. Культура в России конца ХХ века.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2008

    Влияние национальной культуры на организационную культуру публичной службы. Влияние культуры на организационное поведение в России. Сравнительные характеристики американской, японской и арабской деловых культур: образцы поведения, стремление к гармонии.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2014

    История развития культуры Великобритании, современное состояние и особенности. Отличительные черты культуры Англии в эпоху абсолютизма, зарождение национального самосознания. Политические причины английской революции, ее влияние на культуру государства.

    реферат , добавлен 13.05.2009

    Культура периода петровских реформ. Особенности российской эпохи Просвещения XVIII века, включающие развитие общественной мысли, философии, литературы и художественной культуры и ее влияние на современную культуру. Исторический портрет Новикова Н.И.

    Период 1985-1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого Президента СССР М.С Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова.

    Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации, Конституция которой была одобрена на всенародном референдуме в 1993 году, и приход к власти Б.Н.Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись М. Л.Ростроповия, Г.Вишневская, писатели А.Солженицын и Т.Войнович, художник Э.Неизвестный... Одновременно из России эмигрировали десятки тысяч ученых и специалистов, главным образом в технических науках.

    В период с 1991 по 1994 год объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31-45 лет за границу ежегодно составлял 70-90 тысяч. Напротив, приток молодых кадров резко уменьшился. В 1994 году США продали 444 тыс. патентов и лицензий, а Россия - только 4 тыс. Научный потенциал России сократился в 3 раза: в 1980 году было свыше 3 млн. специалистов, занятых в науке, в 1996 году - меньше 1 млн.

    «Утечка мозгов» возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русские ученые и специалисты принимались в самые лучшие научные лаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие годы достигла передовых рубежей.

    Оказалось, что Россия, даже находясь в экономическом кризисе, способна предложить миру десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер науки и техники: лечение опухолей; открытия в области генной инженерии; ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских инструментов; литиумные батареи, процесс литья стали, магнитная сварка, искусственна почка, ткано, отражающая излучение, холодные катоды для получения ионов и др.

    Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране в 90 годы появилось более 10 тыс., частных издательств, которые за короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных книг, начиная с Фрейда и Зиммеля и заканчивая Бердяевым.

    Появились сотни новых, в том числе литературных, журналов, публикующих прекрасные аналитические работы. В самостоятельную сферу оформилась религиозная культура. Ее составляют не только увеличившееся в несколько раз количество верующих, реставрация и строительство новых церквей и монастырей, издание монографий, ежегодников и журналов религиозной тематики во многих городах России, но также открытие вузов, о которых при советской власти и мечтать не смели. К примеру, Православный университет им. Иоанна Богослова, имеющий шесть факультетов (юридический, экономический, исторический, богословский, журналистский, исторический). Вместе с тем в живописи, архитектуре и литературе в 90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести к новому, постсоветскому поколению.

    Сегодня еще трудно делать окончательные выводы об итогах развития отечественной культуры в 90-е годы. Ее творческие результаты еще не прояснились. Видимо, окончательные выводы могут сделать только наши потомки.

    Глоссарий:

    Культура России в ее становлении и развитии - аспект исторической динамики русской культуры, охватывающий период примерно с VIII в. и по настоящее время.

    Культура России в современной культуре - актуалистический и прог-ностический аспект рассмотрения культуры вообще с акцентуацией внимания на русской ее составляющей, на роли и месте России именно в современной культуре. 2. Место культуры России в мировой культуре. Культура России входит в славяно-византийский культурно-исторический тип, основанный на православии.

    Мировая культура - общее название всех культурно исторических типов и традиций человечества.

    Вопросы для контроля: 1.Что роднит большевистский идеал культурного преобразования России с традиционными ориентациями национального сознания?

    Почему возникла необходимость либерализации политики партии в области культуры вт. пол. XX в.?

    Как развивались взаимоотношения власти и творческой интеллигенции?

    Реалии культурной жизни постсоветской эпохи. Начало 90-х годов проходило под знаком ускоренного распада единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые не только отвергали ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Такое резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию социокультурной напряженности, к возникновению военных конфликтов и вызвало в дальнейшем распад единого социокультурного пространства.

    Но процессы культурного развития не прерываются с распадом государственных структур и падением политических режимов. Культура новой России, органически связана со всеми предшествующими периодами истории страны. Вместе с тем новая политическая и экономическая ситуация не могли не сказаться на культуре.

    Кардинальным образом изменились ее взаимоотношения с властью . Государство перестало диктовать культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика.

    Исчез общий стержень культурной жизни - централизованная система управления и единая культурная политика . Определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк - от следования западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительной социокультурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века.

    Ликвидация идеологических барьеров создала благоприятные возможности для развития духовной культуры. Однако экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры , утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития, негативного воздействия американизации отдельных сфер культуры (прежде всего музыкальной жизни и кинематографа) как своего рода расплаты за "приобщение к общечеловеческим ценностям".

    Духовная сфера переживает в середине 90-х годов острый кризис. В сложный переходный период возрастает роль духовной культуры как сокровищницы нравственных ориентиров для общества, политизация же культуры и деятелей культуры приводит к осуществлению ею несвойственных для нее функций, углубляет поляризацию общества. Стремление направить страну на рельсы рыночного развития приводит к невозможности существования отдельных сфер культуры, объективно нуждающихся в государственной поддержке. Возможность так называемого "свободного" развития культуры на почве низких культурных потребностей достаточно широких слоев населения приводит к росту бездуховности, пропаганде насилия и, как следствие, - росту преступности.



    Одновременно продолжает углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачиваются на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.

    Большинство людей по мере укрепления рыночных отношений все больше отчуждаются от ценностей отечественной культуры. И это вполне закономерная тенденция для того типа общества, которое создается в России в конце XX столетия. Словом современный период развития отечественной культуры можно обозначить как переходный. Второй раз за столетие в России произошла настоящая культурная революция . В современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции. Но их можно, условно говоря, объединить в две группы.

    Первая: тенденции разрушительные, кризисные, содействующие полному подчинению культуры России стандартам западной цивилизации.

    Вторая: тенденции прогрессивные, питаемые идеями патриотизма, коллективизма, социальной справедливости, традиционно понимаемыми и исповедуемыми народами России.

    Борьба между этими тенденциями, видимо, и будет определять основное направление развития отечественной культуры третьего тысячелетия.

    Таким образом, культура России новейшего времени - сложнейшее и неоднозначное явление. С одной стороны, она всегда определяла тенденции социокультурного процесса в мире, с другой стороны, оказывалась под влиянием западной культуры в широком смысле этого слова.

    Отечественная культура в эпоху новейшего времени прошла несколько наиболее существенных этапов: досоветский (до 1917 года); советский (до 1985 года) и современный этап демократических преобразований. На всех этих этапах проявилась большая роль государства в развитии культуры, относительная пассивность населения, большой разрыв между культурой масс и ее наиболее выдающихся представителей.

    Вступив на путь капиталистического развития позднее ведущих стран Запада, Россия в пореформенные годы сумела добиться многого в области экономики. В духовном же отношении Россия на рубеже XIX-XX веков дала мировой культуре целый ряд выдающихся достижений. Противоречивый характер развития культуры в советский период привел к накоплению многочисленных противоречий, разрешение которых еще не завершено.

    Направленность развития культуры в будущем будет определяться многими факторами, прежде всего освобождением от внешней зависимости, учетом самобытности России и опытом ее исторического развития. На рубеже тысячелетий Россия вновь оказалась на перепутье. Но как бы ни сложилась ее судьба, русская культура остается главным богатством страны и залогом единства нации.

    Русская культура доказала свою жизнеспособность, подтвердила, что развитие демократии, нравственное очищение невозможны без сохранения и приумножения накопленного культурного потенциала. Россия - страна великой литературы и искусства, смелой науки и признанной системы образования, идеальных устремлений к общечеловеческим ценностям, не может не быть одним из самых активных созидателей культуры мира.



Похожие статьи
 
Категории