Петя Ростов - характеристика персонажа (Война и мир Толстой Л.Н.). Задания

24.03.2019

Чем данный разбор эпизода отличается от пересказа? Какую задачу ставил автор сочинения, была ли она решена и каким образом?

Роль эпизода гибели Пети Ростова
в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Эпизод смерти Пети Ростова расположен в конце третьей части последнего тома эпопеи, по сути дела, последней, так как в четвертой части Толстой подводит итоги повествования. Гибель Пети Ростова на одной из последних страниц романа подчеркивает мысль Толстого о бессмысленности, бесчеловечности войны, которая убивает юного, обаятельного, жизнерадостного молодого человека. В то же время в этом эпизоде особенно эмоционально воспринимается идея о народном патриотизме в этой войне, благодаря образу героя-юноши, добровольно ушедшего в шестнадцать лет сражаться за свою родину.

Эпизоду смерти Пети предшествует ряд событий, которые помогают понять состояние юноши перед боем. Вначале Петя вместе с Долоховым отправляется на разведку в лагерь французов и возвращается уже в возбужденном состоянии. Это проявляется в том, как он ведет себя с Долоховым («давай поцелуемся»). Так и не уснув, Петя идёт прогуляться по лагерю, по дороге встречает казака и вступает с ним в разговор, в котором стремится показать себя не юнцом, а опытным воякой: «А что кремни в пистолетах сбились…Оттого я привык всё делать аккуратно. Иные так, кое-как не приготовятся и жалеют. Я так не люблю». Толстой с большим мастерством рисует состояние Пети, который хочет выглядеть старше, а на самом деле ещё совсем ребёнок. Поэтому всё реальное вокруг него кажется ему волшебным: «Что бы ни увидел Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором всё было возможно».

Важнейшую идейно-композиционною роль играет сон Пети, «Петина музыка». Он слышит звучание стройного хора, в котором каждый инструмент сливается с другим «в сладкий торжественный гимн», и даже всё то, что окружало мальчика во время сна («капали капли, и вжиг, жиг, жиг свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади»), - не нарушало хор, а входило в него.

Этот сон отражает не только напряженное состояние Пети, но и содержит глубокий философский смысл – это гимн красоте и гармонии жизни. Он предвосхищает появление «шара из капель» в сне Пьера.

На следующее утро, во время выступления отряда, состояние и поведение Пети резко контрастирует с окружающей обстановкой. В то время как пехота, «шлёпая сотней ног, прошла вперёд по дороге… лицо его, в особенности глаза, горели огнём, озноб бегал по спине, и во всём теле что-то быстро и равномерно дрожало».

Автор подчёркивает, что во время переезда эта дрожь всё усиливается, и Пете кажется, что в момент выстрела, сигнала к атаке, всё расцвело, «как середь дня». Он бросается вперёд, не видя окружающей реальности. Петя сам ищет своей гибели, боясь опоздать, стремится оказаться в самой гуще событий. С одной стороны, его поступок объясним молодостью, с другой – мы видим в его действиях безответственную смелость, которую Толстой не считает настоящим героизмом. Поэтому картина смерти описана буднично и просто: «Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова не шевелилась. Пуля пробила ему голову».


Толстой великолепно изображает развязку эпизода. Мы видим, как видавшие виды вояки тяжело воспринимают смерть мальчика. Несмотря на то, что они скрывают свои чувства, видно, как глубоко потрясены Долохов и Денисов. Первый приказывает «пленных не брать», выразив этими словами потрясение. Денисова же эта смерть просто подкосила: «И казаки с удивлением оглянулись на собачий лай, с которым Денисов быстро отвернулся».

Предваряя известие о гибели Пети в доме Ростовых, Толстой рассуждает о горечи утраты близкого человека: «…но когда умирающий есть близкий человек, и человек любимый… то тогда разрыв и душевная рана, которая иногда залечивается. Но всегда болит». Писатель очень трогательно описывает душевные переживания близких о потере Пети. «Пе.. Петя… Поди, поди, она, она зовёт… - он, рыдая как дитя быстро семеня ослабевшими ножками, подошёл к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками». Что-то страшное ударило её в сердце, и ей показалось… что она умирает”. Нет утешения потерявшим сына родителям.

Эпизод гибели Пети очень важен в романе и тесно связан с идейным смыслом всего произведения. В этом эпизоде нашла отражение одна из самых важных идей – мысль семейная. А также мысль народная, так как Петя - участник партизанской войны, а партизанское движение, по Толстому, есть яркое проявление патриотизма.

Петя – самый младший в семье Ростовых, любимец матери. Он попадает на войну совсем юным, и главная цель для него – совершить подвиг; стать героем: «... Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства».
Он романтик, война глазами Пети – лишь приключение, возможность испытать себя. Ему не страшно: на войне Петя должен обязательно быть в центре событий, на передовой, чтобы осуществить свою заветную мечту – совершить подвиг, героический поступок. Но «генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова». Разве романтик может с этим согласиться? И все же, приказ для военного – закон.
Доброта, которая окружала мальчика в семье, сделала его чутким, отзывчивым, способным к состраданию. «Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей». И это чувство искреннее. Он любит всех однополчан, пытается сделать для них приятное: предлагает свой ножик, угощает изюмом. В партизанском отряде бойцы любят Петю, относятся к нему по-отечески. Но Ростов стремится выглядеть старше своих лет, доказать окружающим, что он уже взрослый и самостоятельный. И вместе с тем в этом эпизоде он по-детски наивен, хотя и стесняется этого.
Петю беспокоит судьба мальчика-француза, которого взяли в плен. Он ровесник Ростова, такой же юный и неопытный. «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили его? Не обидели ли?» – внутренний монолог показывает доброжелательное отношение Пети к пленному. Для него Винсент Босс не враг, а попавший в беду совсем юный солдат, и ему просто необходимо помочь. Петя просит Денисова пригласить Винсента поужинать вместе с партизанами. Ведь даже к пленным нужно относиться по-человечески. Мальчик-француз видит в Ростове друга, готового прийти на помощь любому в трудную минуту.
Благородство Пети идет от души, однако он стесняется своего поступка. Возможно, кому-то из бойцов покажется малодушием то, что Петя Ростов пожалел врага: «Когда барабанщик вошел в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание. Он только ощупывал в кармане деньги и был в сомненье, не стыдно ли будет дать их барабанщику». Автор иронизирует над своим героем. Быть настолько чутким, искренним, доброжелательным к врагу – вот настоящая доброта и любовь к людям.
Чтобы раскрыть характер героя, автор использует прием внутреннего диалога. Именно через внутренний размышления Пети читатель видит, насколько велико его желание совершить подвиг во что бы то ни стало, и насколько огромной была его любовь к людям. Большое место в этом эпизоде занимает диалог. Через речевую характеристику мы лучше узнаем героя. Фразы у Пети отрывисты, он быстро переключается с одного на другое. В окружении опытных бойцов Ростов чувствует себя неловко, стесняется. Петя пытается казаться взрослее своих лет, и когда это у него не получается, краснеет. Окружающие должны принимать его таким, каким Петю воспитали в семье: робким, доверчивым, стеснительным, добрым, романтичным. В этой непосредственности его очарование, за это бойцы любят Петю, хотя иногда в душе и посмеиваются над его поступками.
Я думаю, что, прочитав этот эпизод, Петю полюбит любой читатель за его душевную теплоту, человеколюбие, детскую наивность, романтические мечты. Это свойственно не только ему, но и всем Ростовым. Вспомним судьбы Наташи, Николая. Они такие же открытые, чуткие, милые, способные к состраданию люди, как и их младший брат. Родители смогли воспитать в своих детях лучшие качества, именно это и ценит Толстой в семье Ростовых. И очень жаль, что милый Петя, следуя своей романтической мечте – совершить подвиг, в дальнейшем погибает. И читателю очень больно, читая об этом. Я думаю, что из Пети бы вырос благородный офицер и прекрасный человек.

Огромное эпическое полотно романа Льва Толстого «Война и мир» населяют десятки самых разнообразных героев. Одни из них появляются лишь изредка, в эпизодах, другим же посвящены целые главы и части. В этом, конечно, нет ничего необычного: чем масштабнее действие произведения, тем больше в нем персонажей. Но герои Толстого все как на подбор замечательны и интересны. Как же определить, кто твой любимый герой в таком разнообразии? Здесь важно впечатление от прочитанного, система ценностей читателя и… наверное, случай. Потому что многие перечитывают этот прекрасный роман по нескольку раз, а человеку свойственно меняться.

О чем мечтал толстый мальчик?

Меня всегда вдохновлял образ Пети Ростова. Да, мой любимый герой романа «Война и мир» – неисправимый романтик, поплатившийся за это жизнью. Да, он – ребенок, испытавший ужасы войны и так и не успевший повзрослеть. Но он так светел и так прекрасен в своей чистоте…

Читатель знакомится с Петей Ростовым в самом начале романа-эпопеи. Этот толстый маленький мальчик затевает с Наташей спор о том, что на именинном обеде он задаст веселый, но совершенно несовместимый с хорошим воспитанием вопрос о пирожном. Он же вертелся под ногами Николая и Денисова, когда они приехали в отпуск. Милый, маленький и пока незаметный.

Однако детям свойственно расти. Взрослея, мой любимый герой «Войны и мира» с упоением предавался игре во взрослого мужчину: он с самого детства хотел стать героем, хотел пойти воевать. Война представлялась Пете некоей взрослой игрой, приключением, испытанием мужественности. До самого конца этот чистый душой мальчик не понял, что война – это, прежде всего, смерть, грязь и горе.

Юный защитник Родины

Достигнув подходящего возраста, Петя с восторгом и предвкушением заявил родителям: ” Ну, теперь, папенька, я решительно скажу - и маменька тоже, как хотите, - я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и все…” – и отправился в действующую армию.

И вот сбылась мечта юного защитника Родины: он попал на фронт. Петя совершенно ничего не знает о войне. Он стремится в самую гущу схватки, будто там раздают мороженое. Ему кажется, что где-то там, совсем недалеко, происходит то самое, геройское, чего ему, Пете так не хватает для счастья.

Более взрослые, побитые жизнью солдаты и офицеры, как могут, стараются уберечь Петю от опасностей. Генерал, у которого мальчик служит ординарцем, отправляя его к Денисову, запретил Пете участвовать в каких-либо вылазках последнего. Только вот какой шестнадцатилетний мальчишка слушается благоразумных и скучных взрослых, когда вокруг такое происходит?

Личность Пети Ростова

Попав в партизанский отряд, Петя раскрывается как личность. Рассказывая Денисову о своем участии в бою под Вязьмой, Петя упоминает, «как там отличился один гусар», умалчивая о своих (настоящих ли, вымышленных ли, но своих) подвигах. А это не совсем обычно для шестнадцатилетнего подростка, согласитесь?

Петя отчаянно желает выглядеть взрослее, сильнее и жестче, но не может совладать с собственным добрым сердцем и обостренной любовью к правде. Подавая казаку свою саблю, чтобы тот ее заточил, мальчик хотел было сказать «затупилась», но не смог соврать и выдавил: «она никогда отточена не была». А когда к ним в плен попадает мальчик-француз, ровесник юного Ростова, Петя жалеет его и, переступив через собственное желание казаться сильным и жестким, спрашивает, нельзя ли покормить пленного…

Познакомившись поближе с этим героем романа «Война и мир», начинаешь верить, что у этого мира еще есть будущее. Петя такой добрый, такой открытый и чистый! Он всем верит, всех считает своими друзьями; даже маркитанта, который «дерет» втридорога, считает очень-очень честным.

Для полного раскрытия личности героя Лев Николаевич использует прием внутреннего монолога. Именно из размышлений Пети читатель узнает, насколько велика его любовь ко всему миру и к людям, как сильно этот мальчик хочет послужить своей стране и стать героем. Та же сильно раскрывает героя его «внешний» диалог. Речевая характеристика выдает в Пете свойственные всем подросткам порывистость и романтизм: парень говорит короткими, емкими фразами, часто переключается с одного на другое.

Бессмысленная гибель…

Петя не перестает играть в героя до самого момента гибели. Этот мальчик живет в придуманном мире, где нет ужасов войны, а есть только звучащий для него, для героя, «торжественно-сладкий гимн». Но, несмотря на всю свою романтичность, малыш сражается как мужчина: он прекрасно справляется с вылазкой во французский лагерь.

Закончить сочинение на тему «Мой любимый герой романа «Война и мир» я хотела бы описанием эпизода гибели Пети Ростова. Смерть Пети – яркая иллюстрация бессмысленной жестокости любой войны. Было туманное утро, лошади будто скользили в мареве. Денисов ехал молча – и тут увидел, как под ноги Петиной лошади бросился француз. А потом сам Петя упал на землю, и его конечности задергались быстро-быстро, а голова осталась неподвижной. Навсегда. Денисов опешил: он сразу понял, что произошло, но все же воскликнул: «Убит?». А ведь этот старый солдат видел множество смертей! Но, может быть, только стоя над телом мальчика Ростова, понял, что каждая гибель закрывает навсегда один маленький мир…

Тест по произведению


Петя Ростов – самый младший член семейства Ростовых. Мы знакомимся с ним, когда он был еще ребенком, но сначала не замечаем его, он кажется нам незначительным героем. Вот он спорит с Наташей о том, что она задаст на именинном обеде веселый вопрос о пирожном, который не совсем подходит для такого случая. Вот он вертится возле Денисова и Николая, восхищенный братом-военным и желающий быть похожим на него. Вот, глядя на плачущих сестер, получивших известие о ранении Николая, девятилетний мальчик сурово говорит: "Вот видно, что все вы, женщины, - плаксы... Я так очень рад и, право, очень рад, что брат так отличился. Все вы нюни!.. Кабы я был на месте Николушки, я бы еще больше этих французов убил..."

Вот Петя взрослеет.

И уже в начале 1812 года он просит отца отпустить его на войну: " - Ну теперь, папенька, я решительно скажу - и маменька тоже, как хотите, - я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу... вот и все..." Что знает он этот мальчик о войне? "Ему все казалось, что там, где его нет, там-то теперь и совершается самое настоящее, геройское. И он торопился поспеть туда, где его теперь не было". Он совершал неоправданные поступки, как, например, в Вяземском сражении, когда он вместо безопасного пути выбрал дорогу под огнем французов, да еще и успел выстрелить два раза из пистолета.

Все офицеры, служащие вместе с Петей, стараются его уберечь.

Юный офицер очень боится что-то сделать не так, показаться ребенком.

После возвращения из разведки в лагерь французов, которую наш герой совершил вместе с Долоховым, Петя нагибается к Долохову, желая поцеловать его. Долохов, этот суровый человек, который мог бы так ответить Ростову, что тот бы еще долго не смог опомниться от стыда, как ни странно, Долохов целует мальчика, громко смеется и скрывается в темноте. Все просто: Долохов оценил отчаянность и смелость Пети. Да, Ростову было страшно, но он преодолел свой страх. Он в этом плане гораздо сильнее своего старшего брата Николая.

Ночью перед сражением мальчик слышит музыку, ему кажется, что она подчиняется ему, он создавал свои собственные звуки. Петя был счастлив. Он жил в своем мире – мире добра и красоты. Но утром все меняется. Петя Ростов не готов к войне со всеми ее жестокостями, он не понимает войны, он играет в нее. Мы вспоминаем сцену гибели этого юного офицера и понимаем, что он лишний на этой войне – безжалостной, беспощадной. Она не пожалеет этого румяного мальчика с живыми глазами, потому что она не щадит никого. Когда Петя рванул вперед, навстречу своей гибели, мы чувствуем, как столкнулись два мира: мира войны, реального, жестокого и мира игры в войну, детского и романтичного. "Послышался залп, провизжали пустые и во что-то шлепнувшие пули". Так просто и чудовищно раздается этот звук: шлепнувшие пули обрушились на Петю и вместе с ними рухнул восторженный и романтичный мир войны, а восстал страшный и беспощадный.

Петя "тяжело упал на мокрую землю", "быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась". Денисов издалека увидел знакомое безжизненное положение тела Пети, но все же не мог поверить в его гибель. Он видел столько смертей, но только теперь он приходит к пониманию того, что с каждым убитым безвозвратно уходит целый мир.

Война никого не щадит, она не выбирает, кого забрать, а кому сохранить жизнь. Толстой, учитель школы в Ясной Поляне, писатель-гуманист и севастопольский офицер, это знает, как никто другой.

Юный Петя отправился на войну, потому что не мог поступить иначе. Смерть настигла его раньше, чем он успел научиться воевать, однако он научился думать о своем отечестве больше, чем о самом себе. Герой успел научиться жить по законам патриотизма. А это означает, что его короткая жизнь была прожита недаром.



Похожие статьи
 
Категории