План рассказа о жизни матрены матренин двор. Анализ «Матренин двор» Солженицын

11.04.2019

Анализ произведения

“Не стоит село без праведника” – таково первоначальное на­звание рассказа. Рассказ перекликается со многими произведе­ниями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев Лескова в историческую эпоху XX века, послевоенное время. И тем драматичнее, трагичнее ви­дится судьба Матрены посреди этой обстановки.

Жизнь Матрены Васильевны, казалось бы, обычная. Она всю ее посвятила труду, самозабвенному и тяжелому труду кресть­янскому. Когда началось строительство колхозов, она пошла и туда, но из-за болезни ее оттуда выпустили и теперь уже при­влекали тогда, когда отказывались другие. И работала она не за деньги, денег никогда не брала. Уже потом, после ее смерти, ее золовка, у которой поселился рассказчик, будет зло вспоминать, а точнее припоминать ей эту ее странность.

Но так ли уж проста судьба Матрены? А кто знает, каково это – полюбить человека и, не дождавшись его, выйти замуж за другого, нелюбимого, а потом увидеть своего суженого через не­сколько месяцев после свадьбы? И каково потом жить с ним

бок о бок, видеть его каждый день, чувствовать на себе вину за несложившуюся его и свою жизнь? Муж не любил ее. Она родила ему шестерых детей, но ни один из них не выжил. И ей пришлось взять на воспитание дочь своего любимого, но уже чужого. Сколько душевного тепла и доброты накопилось в ней, столько она и вло­жила в свою приемную дочь Киру. Пережила Матрена так много, но не утратила того внутреннего света, которым светились ее глаза, отливала улыбка. Она ни на кого не держала зла и только огорчалась, когда ее обижали. Она не сердится на своих сестер, появившихся только тогда, когда все в ее жизни уже стало бла­гополучно. Она живет тем, что есть. А потому не накопила за свою жизнь ничего, кроме двухсот рублей на похороны.

Переломным моментом в ее жизни стало то, что у нее хотели увезти горницу. Не было ей жалко добра, она никогда о нем не жалела. Страшно ей было подумать, что будут ломать ее дом, в котором вся ее жизнь пролетела как один миг. Сорок лет прове­ла она здесь, перенесла и две войны, революцию, отголосками пролетевшую. И для нее сломать и забрать ее горницу – значит разломать и разрушить ее жизнь. Для нее это был конец. Не слу­чаен и реальный финал романа. Человеческая жадность губит Матрену. Больно слышать слова автора о том, что Фаддей, из-за чьей алчности и началось дело, в день смерти и потом уже похо­рон Матрены только и думает об оставленном срубе. Он не жалеет ее, не плачет по той, кого так горячо любил когда-то.

Солженицын показывает ту эпоху, когда с ног на голову пере­вернулись жизненные устои, когда собственность стала предме­том и целью жизни. Автор не зря задается вопросом, почему вещи называют “добром”, ведь это по сути дела зло, причем страшное. Матрена понимала это. Она не гналась за нарядами, одевалась по – деревенски. Матрена – это то воплощение истинной народной нравственности, нравственности общечеловеческой, на которой весь мир держится.

Так и осталась Матрена не понятой никем, никем не оплакан­ной по-настоящему. Только Кира одна плакала не по обычаям, а от души. Опасались за ее рассудок.

Рассказ мастерски написан. Солженицын – мастер предмет­ной детализации. Из мелких и, казалось бы, незначительных де­талей выстраивается у него особый объемный мир. Этот мир зрим и ощутим. Этот мир – Россия. Мы можем с точностью сказать, в какой точке страны находится деревня Тальново, но мы пре­красно понимаем, что в этой деревне – вся Россия. Солженицын соединяет общее и частное и заключает это в единый художе­ственный образ.

План

1. Рассказчик устраивается учителем в Тальново. Поселяется у Матрены Васильевны.

2. Постепенно рассказчик узнает о ее прошлом.

3. Фаддей приходит к Матрене. Он хлопочет за горницу, что Матрена обещала Кире, его дочери, воспитанной Мат­реной.

4. При перевозе сруба через железнодорожные пути Матре­на, ее племянник и муж Киры погибают.

5. Из-за избы и имущества Матрены долго идут споры. А рас­сказчик переезжает к ее золовке.

Глоссарий:

        • матренин двор анализ
        • анализ произведения матренин двор
        • матренин двор анализ произведения
        • анализ матренин двор
        • план матренин двор

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Главной героиней рассказа Александра Исаевича Солженицына “Матренин двор” является шестидесятилетняя женщина Матрёна Васильевна, жительница села Тальново. Описываемый писателем персонаж можно охарактеризовать как очень хорошего, доброго...
  2. Смысл названия. Первое название рассказа было “Не стоит село без праведников”;. Праведник – во-первых, человек, живущий в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человек, ни в...

Экспериментальные уроки по творчеству А.И.Солженицына.

План-конспект урока №1. (1 час)

Тема: « Не стоит село без праведника».

Тип : урок – введение

Вид : урок – семинар с элементами исследования

Цели:

1) познакомить с биографией А.И.Солженицына и с его творчеством, исследовать причины обращения к проблеме русского национального характера;

2) познакомить учащихся с традициями изображения русского национального характера в русской литературе;

3) развивать монологическую и диалогическую речь;

4) формировать умения исследовательской деятельности.

Метод : репродуктивный, эвристический и исследовательский

Прием : беседа, сравнительно-сопоставительная работа, анализ, сообщение учащегося, выборочное чтение, культуроведческий комментарий, словарно-фразеологическая работа, межпредметная связь.

Оборудование: 1) портрет А.И.Солженицына, иллюстрации к рассказу

2) «Толковый словарь русского языка» С.Ожегова и Н.Шведовой.

Использованная литература:

    Текст рассказа «Матренин двор».

    Разработки уроков: - Т.Н.Баталовой «Тема праведничества в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор».

С.Н.Кононовой «Не стоит село без праведника».

3. Критический материал по творчеству писателя.

Ходу урока:

1 . Слово учителя.

«Не стоит село без праведника». Такова тема сегодняшнего урока, посвященная знакомству с творчеством А.И.Солженицына. Для начала ознакомимся с основными фактами биографии самого писателя.

    Сообщение учащегося.

Александр Исаевич Солженицын – прозаик. Родился в Кисловодске. Писатель закончил физико-математический факультет Ростовского университета. Когда началась война, его призвали в армию в октябре 1941 года. С конца 1942 года Солженицын был в действующей армии. В письмах к другу он делился своими мыслями об истории октябрьских событий, творческими планами. И этого оказалось достаточно, чтобы арестовать Солженицына. В 1945 году его приговаривают в 8 годам заключения. В 1957 году писатель был реабилитирован. После этого он преподавал во Владимирской области, затем переехал в Рязань, где прожил до 1960 года. Свои первые произведения писатель создавал во Владимирской области.

После публикации своей повести «Один день Ивана Денисовича» Солженицын получил множество писем от бывших лагерников, рассказывавших о своих судьбах. Затем писатель начинает работать над романом «Архипелаг ГУЛАГ». Печатать это произведение в СССР было немыслимо и его опубликовали на Западе. И этот факт вкупе с публицистической деятельностью писателя в эти годы привлекли к исключению Солженицына из Союза писателей СССР в 1969 и высылки его из страны в 1974 году.

В 1970 году Солженицыну была присуждена Нобелевская премия в области литературы. До 1994 года писатель жил в Вермонте, США. И в этот же год он решил вернуться в Россию. Здесь он вел активную публицистическую деятельность, встречался с читателями, помогал бывшим узникам лагерей.

Учитель : Сегодня мы начнем наше знакомство с рассказом Солженицына «Матренин двор», который принес ему признание читателей.

Рассказ был впервые опубликован в 1963 году в журнале «Новый мир». Справедливости ради надо отметить, что первоначальное название рассказа было «Не стоит село без праведника». А название «Матренин двор» придумал А.Т.Твардовский. Замена объясняется цензурными соображениями. Давайте заглянем в Толковый словарь и узнаем, что означает слово «праведник».

2 . Работа со словарем .

В «Толковом словаре русского языка» С.Ожегова и Н.Шведовой читаем: «Праведник – у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Праведный – благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным нормам».

СФР: благочестивый – у верующих: соблюдающий предписания религии.

«Полный православный богословский энциклопедический словарь» дает такое толкование: «Праведник – или праведные – название святых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. Праведниками называются также лица местночтимые как святые, но еще не канонизированные церковью».

СФР: Местночтимые – уважение в определенном месте, местности.

Канонизированные – 1.призванные правилом, положением, приемлемым в качестве примера, правила. 2.у верующих: причислить к числу «святых», признать церковно узаконенным.

3. Работа по таблице.

Цель работы: определиться с термином «праведник». Для этого проводим коллективную работу по таблице:

праведник

Грешник

Вера в бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться к жизни. Терпение. Естественность в поведении, непритязательность. Неприхотливость, выносливость.

Зло, недоброжелательность, труд на себя и работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство, злопамятность, эгоизм.

СФР : Милосердие – готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. А h ыныгас.

Бескорыстие - чуждость корыстных интересов. Ымсыыта суох буолуу, хос санаата суох бы h ыы, утуо сана.

Корысть - выгода, материальная польза. Ту h а та h аарыныы.

Смирение – отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле. У5аратыы.

Непритязательность – от притязание – 1. Стремление получить что-н., предъявление своих прав на что-н. 2. Стремление добиться признания чего-н. при отсутствии оснований на такое признание. Элбэ5и эрэйбэт, кыра5а уолдьа h ар, судургу.

Неприхотливость – не имеющий много капризов. Требований. Талыга h а суох.

Выносливость – стойкость, способность много вынести. Тулуур.

Недоброжелательность – неприязненно настроенный по отношению к другим людям. Утуону ба5арбат, ку h а5ан санаалаах ки h и.

Работа спустя рукава – работать нехотя, халтурить.

Стяжательство - от стяжатель- корыстолюбивый, стремящийся к наживе человек. Ор5оруу, хоро тардыы.

Злопамятный – не забывающий, не прощающий причиненного зла. Ку h а5аны умнубат буолуу.

Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, общественным интересам, пренебрежение ими. Бэйэмсэх.

4.Беседа.

На данном этапе проводится работа над религиоведческой лексикой.

Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

Христианская вера. Заповеди божьи регулируют его поведение, взаимоотношение с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание.

СФР : Миропонимание – то или иное понимание мира, действительности, система взглядов, идей.

Мы говорим, что человека подвигают на праведничество заповеди божии. Что вы понимаете под понятием заповедь? И знаете ли вы эти заповеди?

Заповеди - 1. Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание. 2. Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого или чего-нибудь.

А есть ли схожие у якутов?

10 заповедей Ветхого завета

Учение айыы – 9 заповедей

    Я есть Бог.

    Не сотвори себе кумира.

    Не поминай имя Господа всуе.

    Шесть дней работай, а седьмой отдыхай.

    Люби отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

    Не убий.

    Не изменяй, люби верно.

    Не кради.

    Не произноси ложного свидетельства.

    Не завидуй.

    Всегда будь правдив, честен, справедлив.

    Никогда не убивай, не разрушай, не ломай.

    Храни в своей душе кут-сюр, будь чистоплотным, порядочным, организованным.

    Не завидуй другим, не кради и не воруй.

    Не будь бесплодным спорщиком.

    Отвергай дурные привычки, не обижай слабых.

    Будь мудрым и умным в своих деяниях.

    Будь целенаправленным, не бойся трудностей.

    Не занимайся развратом, будь верным, честным, щедрым, душевным.

Почему рассказ Солженицына мы можем рассматривать в контексте темы праведничества? Что на это указывает?

Первоначальное название. Финал рассказа, где рассказчик называет Матрену праведницей.

Учитель: Мы знаем, что к теме праведничества и национального характера обращались многие писатели и поэты русской литературы XIX века. Это и Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Н.А.Некрасов, Н.С.Лесков. А в XX веке – И.Бунин, Шмелев, А.Платонов.

Лесков писал: «Народ не расположен жить без веры». Христианством обусловлены народные этико-эстетические взгляды, национальное сознание и самосознание, русский характер.

Что на ваш взгляд обозначает понятие национальный характер? И какие черты и качества присущи русскому национальному характеру?

СФР : Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в поведении.

Национальный характер трактуется как отличительная черта нации, присущая только ей. Причем этот характер исторически и социально обусловлен.

Учитель: При создании своего рассказа, писатель обращался не только к творческому опыту Н.С.Лескова, но и к произведениям Н.А.Некрасова.

Героини каких поэм приходят к вам на ум?

Учащиеся должны назвать такие поэмы Некрасова как «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо».

На данном этапе, учащимся предлагается сопоставить образы Матрены Тимофеевны Корчагиной и Матрены Васильевны Григорьевой. Желательно, чтоб у учеников были тексты рассказа «Матренин двор» и поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». И по тексту учащиеся находят схожие эпизоды из жизни героинь.

Матрена Тимофеевна Корчагина

Матрена Васильевна Григорьева

«…Пал на сердце Филипп!» - замуж вышла, полюбив.

За любимого Фаддея «без малого не вышла…Война германская началась».

Дай башмаки Оленушке [золовке], Жена! – сказал Филипп.// а я не вдруг ответила.// Корчагу подымала я, //Такая тягость: вымолвить//Я слова не могла.//Филипп Ильич прогневался, //Подождал, пока поставила Корчагу на шесток, // Да хлоп меня в висок!

«Меня сам ни разику не бил…то есть бил-таки раз – я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил»…

Пять сыновей и погибший первенец Демушка.

Шесть детей, умерших во младенчестве.

Потуги лошадиные// Несли мы; погуляла я, //Как мерин, в бороне!

«Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород тяжелее и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себя шесть огородов. На это и звали Матрену в помощь»

К какому выводу мы приходим после сопоставления?

Что за сто лет «ключи от счастья женского» так и не отыскались, а «долюшка женская» не стала легче .

5. Заключительное слово учителя:

- Праведница Матрена – нравственный идеал писателя. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответы.

План – конспект урока №2, №3 (2 часа)

Тема: «Есть такие прирожденные ангелы…»

Тип: Урок - анализ

Вид: Урок - диспут

Цели: 1 развивать навыки аналитического мышления;

2. формировать умения высказывать собственное мнение;

3. совершенствовать исследовательскую деятельность учащегося, умения самостоятельно работать со специальной научной литературой;

4. развивать устную связную речь.

Метод: исследовательский

Приемы: анализ, беседа, словарная работа, межпредметная связь, работа с таблицей, комментированное чтение, лингвистический анализ, использование наглядности.

Оборудование: Иллюстрации к рассказу, фотография М.В.Захаровой, текст рассказа.

Использованная литература:

    Текст рассказа «Матренин двор»

    Разработка урока Е.Василенко «Душа и судьба человека в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор»// Литература. – 2003, №23.- С.14.

    Н. Локтионова «Не стоит село без праведника»//Литература в школе. 1994. - №3. С.33-37

    Чалмаев В.А. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. – М.: Просвещение. – 1994.

Эпиграф: «Вселенная имеет столько центров, сколько в ней живых существ»

(А.И.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»)

Ходу урока:

    В начале урока звучит «Ныне отпущаеши…» в исполнении Ф.Шаляпина, настраивая ребят на глубокий, непростой разговор о судьбе и душе человека.

Духовное пение перекликается с самыми первыми словами, которые произнесет учитель, то есть обращается к эпиграфу урока.

1. Слово учителя.

На прошлом занятии мы начали изучение рассказа Солженицына «Матренин двор». Прочитайте эпиграф, как вы понимаете эти слова?

Всякое живое существо имеет душу. О душе, о человеке, сохранившем душу, о человеческой судьбе хотелось бы сегодня поговорить. Постараемся понять образ той, которая предстанет перед нами, постараемся постигнуть ее через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом с ней…

Также попытаемся ответить на вопрос «Можно ли считать Матрену праведницей?».

2.Аналитическая беседа.

- Как случилось, что повествователь Игнатьич, стал жильцом Матрены?

Шел 1956 год. Игнатьич возвращался из лагеря, ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России». Он поселился на станции «Торфпродукт» во Владимирской области. Поутру он увидел женщину, торговавшую молоком, услышал ее напевную русскую речь с владимирским говором:

«Пей, пей, с душой желадной. Ты потай, приезжий ».

    В ходе анализа учащиеся делаю лингвистический комментарий тех или иных слов и выражений, которые они не знали. Работа выполняется в табличной форме.

Учащиеся выделяют такие слова: нутряной – перен. глухой; желадный – диалектное: возможно, «жаждущий, желающий»; потай - диалектное: вводное слово «наверное».

Молочница привела его в деревню Тальново. В нескольких избах ему было отказано: «везде было темно и лопотно».

    Лопотно – от лопотать, то есть говорить быстро, неясно. Возможно, лопотно - значит «шумно».

А рассказчик искал тишины и покоя. И нашел их в избе Матрены Васильевны Григорьевой. «Здесь была кондовая Россия».

    Кондовый – устар.: исконный, сохранивший старые обычаи и устои.

На данном этапе урока проводится работа над сравнительно-сопоставительной таблицей, где учащиеся должны записать черты характера Матрены и сопоставить с качествами, присущие праведнику.

Матрена

Праведник

Доброта, милосердие, трудолюбие, смирение, умение прощать, неприхотливость и др.

Вера в бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться к жизни. Терпение. Естественность в поведении, непритязательность. Неприхотливость, выносливость

Что же представляла собой изба, в которой довелось жить Игнатьичу?

Выборочно читается описание избы Матрены, внутреннего интерьера, попутно дается лингвистический комментарий.

    Некрасная сторона - северная; мосты – то же, что и сени – помещение между жилой частью и крыльцом; горница – (устар.) отдельный сруб без печи, комната в верхнем этаже; подклеть – нижний (обычно нежилой) этаж дома.

Уборно- убрано, чисто; запущь – от запустить, то есть довести до запустения, упадка; угожей – сравн. степень, то же, что и лучше.

Какой увидел свою будущую хозяйку ее постоялец при первой встрече?

Почему вопреки нежеланию Матрены «заполучить квартиранта», Игнатьич решил: «Жребий мой был – поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом»?

На каких портретных деталях Матрены сосредоточено внимание писателя? Какова роль этих деталей?

«И всегда … обезоруживала меня лучезарной улыбкой. И простодушно, глядя блекло-голубыми глазами, спрашивала: «Ну, а к ужоткому что вам приготовить?»

«Но лоб ее недолго оставался омраченным… возвращалась уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой» .

2.Рассказчик выбрал ее избу, потому что почувствовал родство душ.

СФР: Обезоруживала – 1. Отнять у кого- нибудь, сделать неспособным к сопротивлению, борьбе. 2. Лишить возможности возражать, противодействовать, сопротивляться чему-либо. Утарара суох оноруу, тумнарар, самнарар.

Лучезарная – сверкающий, сияющий. Кулумурдэс, сырдык.

Простодушно – наивный, доверчивый. Коно майгылаах, судургу, ос киирбэх.

Омрачить – сделать мрачным, грустным. Санньыт, санаатын алдьатыы, саппа5ырт.

Учитель: Обратите внимание на фотографию Матрены, выполненную Солженицыным. Совпадают ли ваши представления о Матрене с этим изображением ее на снимке?

Как характеризовал рассказчик свою хозяйку?

Игнатьич отмечал, что Матрена была деликатна, не вмешивалась в чужую жизнь. Она была щедра душой, неравнодушна к красоте (фикусы, романсы Глинки), незлобива. И в ней была какая-то беспритульность, блаженность.

СФР: беспритульность – неприкаяный

Блаженность – 1. В высшей степени счастливый. 2. Глуповатый [первонач. юродивый]. Толору дьоллоох, дуо h уйуу.

Как вы думаете «черный недуг», болезнь «измотали ее»?

Ученики приводят в ответ фразу Солженицына «Наворочено было много несправедливостей с Матреной».

- Жалуется ли «иззаботившаяся» Матрена? Таит ли зло на людей, гоняющих больного человека «из канцелярии в канцелярию», на «жизнь, густую заботами»? Что отворачивает Матрену от обид, возвращая «доброе расположение духа»?

Ученики в своих ответах отметят, что она «не жаловалась, не стонала», что лоб героини Солженицына «недолго оставался омраченным»: «у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа». Также отметят, что у Матрены просто на каждый день «приходилось какое-нибудь немалое дело». В работе, в «труде великом» у Матрены Солженицына раскрывается ее духовное богатство: терпение, безотказность, бескорыстие, полно отсутствие зависти, более того – радость за благополучие других.

- Почему же тогда на доброго, безотказного, работящего человека сваливается столько несправедливостей и обид? Кто виноват в них?

От кого Игнатьич узнал о трагическом прошлом Матрены? Случайно ли она открылась она ему?

    Чтение отрывка визита Фаддея.

Что объединяет Матрену Васильевну и Игнатича?

Героев объединяет то, что у них обоих – каждого по-своему – научила жизнь «не в еде находить смысл повседневного существования». Они оба до срока хранят обет молчания, и оба – только друг другу - расскажут о прошлом: Игнатьич – о том, что много провел в тюрьме. Матрена – о своем замужестве.

- «Я бы вас порубал обеих». Заслужила ли Матрена такой угрозы? Почему она ушла в семью к Ефиму? Зачем просит у жены Фаддея «чрева ее урывочек» - младшую дочь Киру?

Ученики должны осознать жестокость обстоятельств, непредсказуемость судьбы, увидеть как «весь свет перевернулся» и с ним – жизнь Матрены.

Почему Кире Матрена отдает горницу? Легко ли дается ей это решение? И кто из участников был наиболее активен в этом вопросе?

Матрене нелегко решиться ломать горницу, для героини это означает конец жизни. Наиболее настаивал на разрушении горницы Фаддей. И его автор рисует как алчного, жадного хищника.

СФР: алчный – жадный, корыстолюбивый. Страстно желающий что-либо. Инсэлээх, ымсыы.

Хищник- 1. Хищное животное. 2. Тот, кто наживается на эксплуатации и ограбления кого-нибудь. Адьыр5а, сиэмэх кыыл,

На данном этапе можно предложить сужение Виктора Чалмаева, касающегося Фаддея: «Такое ли страшное зло этот Фаддей, пересчитывающий каждое бревнышко, свозящий остатки горницы с переезда чуть ли в день похорон? В XIX веке он, вероятно, сошел бы за тургеневского Хоря из «Хоря и Калиныча». При Столыпине он стал бы цивилизованным фермером».

Согласны ли вы с мнением исследователя?

Ученики высказывают свои мнения.

Учитель: Суровыми приговором звучат в финале рассказа слова Солженицына: «Дочь его трогалась разумом. Над зятем висел суд, в собственном доме его лежал убитый им сын, на той же улице – убитая им женщина, которую он любил когда-то. Фаддей только недолго приходил постоять у гробов… высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта была - спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер». Страшное, не только то, что Фаддей не терзало горе, и не то, что таких как он много. А страшно то, что на поминках говорят о чем угодно, но только не о Матрене.

Мы узнали о жизни героини, о ее окружающих. Теперь скажите, можно ли считать Матрену праведницей? Для начала прочитаем, что думали по этому поводу сам писатель и литературовед В.А.Чалмаев.

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша » (А.Солженицын)

«…Вывод этот о праведничестве несколько теоретичен, в финале рассказа как бы натягивается на Матрену одеяние праведницы» (В.А.Чалмаев).

Можно ли согласиться с Солженицыным, что Матрена – праведница?

Прав ли в оценке Матрены литературовед Чалмаев?

Хотя мы и называем только положительные качества Матрены, вспомните эпизод, где наша героиня вместе с другими женщинами идет красть торф. А ведь одна из заповедей звучит так: «Не укради». Так что одно это не дает возможности назвать Матрену праведницей.

Как вы относитесь к этому?

(Ученики, кто придерживается мнения Солженицына отмечают, что Матрена была вынуждена приносить торф).

Учитель: «Святая загадка праведной лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения…вообще не достигаются без некоторых «падений». Праведники наибольшие суть те, которые согрешили (и оплакали свои грехи)…» - писал религиозный философ Розанов.

- Все же что же позволяет писателю назвать Матрену праведницей, несмотря на то, что поведение и образ жизни ее отнюдь не идеальны?

(Матрена обладает бесконечным смирением, не требующим от нее никакого напряжения воли. Она не предается греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрена может довольствоваться малым – тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злобы, обиды, стяжательства. Праведничество Матрены основано на ее безразличии к материальным ценностям).

Учитель: Послушаем, что говорит доктор филологических наук, профессор Московской духовной академии М.М.Дунаев о праведности: «В чем же праведность Матрены? В нестяжательности. Может, жила просто по душе, проявляя природную ее христианскую суть?»

Вот именно, Матрена – праведница. Она не стяжательница, не накопительница.

Откроем Новый Завет и прочитаем: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут… Ибо, где сокровища ваше, там будет и сердце ваше».

3.Подведение итогов.

Учитель: Закончить наш урок я хотела бы закончить словами самого писателя: «Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье), нисколько в ней не утопая. Даже касаясь ли стопами ее поверхности это – праведники, мы их видели, удивлялись, пользовались их добром…тут же погружались опять на нашу обреченную глубину. Мы брели, кто по щиколотку, кто по колено, кто по горло… а кто и вовсе погружался, лишь редкими пузырьками сохранившийся души еще напоминая о себе на поверхности».

После этих слов звучит Larcimosa моцартовского «Реквиема».

План – конспект №4

Тема: Размышление над рассказом А.И.Солженицына «Матренин двор»

Тип: урок закрепление

Вид: развитие речи

Цели:

    Проверить уровень усвоения материала по пройденной теме;

    Совершенствовать навыки аналитического мышления;

    Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся.

Метод: эвристический, частично-поисковый

Приемы: беседа, выборочное чтение, устное словесное рисование, письменная работа.

Оборудование: портрет А.И.Солженицына, иллюстрации к рассказу.

План урока:

    Слово учителя.

    Беседа.

    Викторина.

    Написание мини-сочинения.

Ход урока:

    Слово учителя.

Итак, мы закончили изучение рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». На прошлых занятиях мы говорили, что этот рассказ автобиографичен. Но можно считать, что это произведение выходит за рамки обычных воспоминаний и приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением».

2. Беседа.

    Что же делает его блистательным и «подлинно гениальным произведением»?

    Какова же основная тема рассказа? (тема традиционна для русской литературы – судьба русской женщины-крестьянки, тема праведничества)

    Какие чувства испытывает рассказчик после смерти Матрены?

(рассказчик испытывает острое чувство вины: нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку»)

Учитель: А.Т.Твардовский писал: Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И однако, ее душевный мир наделен такими качеством, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Солженицын отвечал на это Твардовскому: «Вы указали самую суть – на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскали все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».

Скажите, какие качества Матрены отмечают Твардовский и Солженицын?

Согласны ли вы с такой оценкой героини?

3.Викторина

    Назовите первоначальное название рассказа.

    В каком году и в каком журнале был опубликован рассказ?

    В каком году «Игнатьич возвращался в Россию»?

    Как называлась деревня, в которой остановился Игнатьич?

    Назовите полное имя главной героини.

    Какой герой противостоит Матрене?

    Какие детали внешности и поведения Матрены подчеркивают ее доброту? (вычитать из текста)

    Назовите предметные детали, свидетельствующие о тяжелых условиях жизни героини? (из текста привести пример)

    Какое верное средство было у героини, чтобы вернуть себе хорошее расположение духа? (работа)

    Какую роль играют в произведении упоминания о прошлом Матрены?

    Какие музыкальные произведения вызвали у Матрены живой отклик, растрогав до слез? (романсы на музыку Глинки)

    Определите, о ком из своих родственников рассказывает Матрена:

Ой- ой-ойиньки, головушка бедная! Сколько невест было на деревне – не женился. Сказал: буду имячко твое искать, вторую Матрену. И привел-таки себе из Липовки Матрену, срубили избу отдельную, где и сейчас живут…

По улице на мужиков с кулаками бегал, а меня – ни разику… то есть был-таки раз – я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшиб. Вскочила я от стола: «Захлебнуться бы вам, подавиться, трутни!». И в лес ушла. Больше не трогал.

(1. о девере Фаддее; 2. О муже Ефиме)

13. Какова функция диалектизмов в произведении? Приведите примеры.

14. Нарисовать с помощью эргономики главных героев рассказа. (Матрену, Игнатьича, Фаддея)

Учитель: Заслуга А.И. Солженицына в изображении русского национального характера состоит в том, что он спустил с героических высот образ простого человека. Он показал, что мощь России создаёт не человек-монумент, а миллионы скромных Матрён. Россия, по Солженицыну, будет стоять, пока стоит ": посреди неба" изба праведницы Матрёны.

4.Заключительный этап.

Ученикам предлагается написать мини-сочинение на выбранную тему:

    В чем суть праведности Матрены?

    «Вся возвращенная мне жизнь… имеет вложенную цель» (А.И.Солженицын).

    Роль символа в рассказе «Матренин двор».

ОБРАЗ ПРАВЕДНИКА В РАССКАЗЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР»

1.Вступление.

История создания рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор» .

2. Основная часть. Матрёна — образец праведника в рассказе.

2.1 История жизни Матрёны.

2.2 Матрёна и односельчане.

2.3 Смерть Матрёны.

3. Заключение.

Праведник — особый человек.

Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор» был написан в 1959 году и через несколько лет опубликован в журнале «Новый мир». Первоначально рассказ должен был называться «Не стоит село без праведника», Само произведение написано в рамках так называемой «деревенской» прозы. Жизнь деревни и её обитателей составляет содержание подобных произведений. Их отличают простой язык, внимание к бытовым деталям, подробности в описании деревенского жизненного уклада. Однако А. И. Солженицын этим не ограничивается. Его рассказ несёт более глубокий смысл: в нём создан образ человека, который живёт не для себя, а для других, образ праведника.

Повествование ведётся от лица рассказчика, который поселяется в деревне Тальново. Он снимает комнату у одинокой пожилой женщины Матрёны. Читатель узнаёт подробности жизни героини. Детально описан дом Матрёны (большие фикусы в кадках по всей просторной избе) и его обитатели: колченогая кошка, мыши, тараканы. Ещё в хозяйстве есть коза. Женская судьба Матрёны Васильевны не сложилась: вышла замуж за нелюбимого, не дождавшись с войны жениха. Её жизнь вертелась вокруг хозяйства и огорода.

Героиня всю жизнь проработала в совхозе за «палочки-трудодни», пенсии ей не полагается. Матрёна Васильевна одинока. Она потеряла мужа и похоронила детей: из шестерых ни один не дожил до трёх месяцев. У неё осталась только воспитанница Кира, которая вышла замуж и уехала. Несмотря на одиночество и перенесённые невзгоды, Матрёна не утратила жизнелюбия и бодрости духа. Она всегда готова прийти на помощь односельчанам бескорыстно и искренне.

Матрёна всей душой откликается на чужое горе. Любовь к труду — основное качество героини. «У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой».

Доброта Матрёны Васильевны не показная, а искренняя. Поэтому она отдаёт воспитаннице Кире и её мужу свою горницу, хотя для этого пришлось сломать крышу её дома. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда. Ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет … А для Матрёны было это — конец жизни».

Безотказная героиня помогает в колхозе вывозить навоз, помогает соседям в пахоте и уборке урожая, не принимая никакой платы за свой труд. Часто у Матрёны не остается ни сил, ни времени для собственного хозяйства. Отзывчивость и милосердие определяют характер и судьбу героини. Именно стремление Матрёны помочь другим и стало причиной её гибели. Но и после смерти никто не вспомнил о добром нраве и трудолюбии героини.

Родственники принялись делить нехитрое наследство Матрёны. И только рассказчик сожалел о её смерти и испытывал душевную боль: «Нет Матрёны. Убит родной человек». Героиня осталась непонятой даже близкими людьми: «За обзаводом не гналась … даже поросенка не держала … и, глупая, помогала чужим людям бесплатно» .

"Не стоит село без праведника" - таково первоначальное название рассказа. Рассказ перекликается со многими произведениями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев Лескова в историческую эпоху XX века, послевоенное время. И тем драматичнее, трагичнее видится судьба Матрены посреди этой обстановки.

Жизнь Матрены Васильевны, казалось бы, обычная. Она всю ее посвятила труду, самозабвенному и тяжелому труду крестьянскому. Когда началось строительство колхозов, она пошла и туда, но из-за болезни ее оттуда выпустили и теперь уже привлекали тогда, когда отказывались другие. И работала она не за деньги, денег никогда не брала. Уже потом, после ее смерти, ее золовка, у которой поселился рассказчик, будет зло вспоминать, а точнее припоминать ей эту ее странность.

Но так ли уж проста судьба Матрены? А кто знает, каково это - полюбить человека и, не дождавшись его, выйти замуж за другого, нелюбимого, а потом увидеть своего суженого через несколько месяцев после свадьбы? И каково потом жить с ним бок о бок, видеть его каждый день, чувствовать на себе вину за несложившуюся его и свою жизнь? Муж не любил ее. Она родила ему шестерых детей, но ни один из них не выжил. И ей пришлось взять на воспитание дочь своего любимого, но уже чужого. Сколько душевного тепла и доброты накопилось в ней, столько она и вложила в свою приемную дочь Киру. Пережила Матрена так много, но не утратила того внутреннего света, которым светились ее глаза, отливала улыбка. Она ни на кого не держала зла и только огорчалась, когда ее обижали. Она не сердится на своих сестер, появившихся только тогда, когда все в ее жизни уже стало благополучно. Она живет тем, что есть. А потому не накопила за свою жизнь ничего, кроме двухсот рублей на похороны.

Переломным моментом в ее жизни стало то, что у нее хотели увезти горницу. Не было ей жалко добра, она никогда о нем не жалела. Страшно ей было подумать, что будут ломать ее , в котором вся ее жизнь пролетела как один миг. Сорок лет провела она здесь, перенесла и две войны, революцию, отголосками пролетевшую. И для нее сломать и забрать ее горницу - значит разломать и разрушить ее жизнь. Для нее это был конец. Не случаен и реальный финал романа. Человеческая жадность губит Матрену. Больно слышать слова автора о том, что Фаддей, из-за чьей алчности и началось дело, в день смерти и потом уже похорон Матрены только и думает об оставленном срубе. Он не жалеет ее, не плачет по той, кого так горячо любил когда-то.

Солженицын показывает ту эпоху, когда с ног на голову перевернулись жизненные устои, когда собственность стала предметом и целью жизни. Автор не зря задается вопросом, почему вещи называют "добром", ведь это по сути дела зло, причем страшное. Матрена понимала это. Она не гналась за нарядами, одевалась по - деревенски. Матрена - это то воплощение истинной народной нравственности, нравственности общечеловеческой, на которой весь мир держится.

Так и осталась Матрена не понятой никем, никем не оплаканной по-настоящему. Только Кира одна плакала не по обычаям, а от души. Опасались за ее рассудок.

Рассказ мастерски написан. Солженицын - мастер предметной детализации. Из мелких и, казалось бы, незначительных деталей выстраивается у него особый объемный мир. Этот мир зрим и ощутим. Этот мир - Россия. Мы можем с точностью сказать, в какой точке страны находится деревня Тальново, но мы прекрасно понимаем, что в этой деревне - вся Россия. Солженицын соединяет общее и частное и заключает это в единый художественный образ.

План

Рассказчик устраивается учителем в Тальново. Поселяется у Матрены Васильевны. Постепенно рассказчик узнает о ее прошлом. Фаддей приходит к Матрене. Он хлопочет за горницу, что Матрена обещала Кире, его дочери, воспитанной Матреной. При перевозе сруба через железнодорожные пути Матрена, ее племянник и муж Киры погибают. Из-за избы и имущества Матрены долго идут споры. А рассказчик переезжает к ее золовке.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», план уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    В поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" полнее и ярче, чем в других произведениях, выступает основной герой творчества великого поэта - народ. Здесь Некрасов рисует различные типы крестьян, всесторонне показывает их жизнь - и в горе, и в "счастии". Одним из самых ярких в поэме является образ Матрены Тимофеевны, типичной русской крестьянки, образ, воплотивший в себе черты всех женщин матушки - Руси с их тяжелой, а порой и трагичной судьбой,
    ...Есть она тот самый праведник, Без которого... не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. А. Солженицын. Матренин двор В своем рассказе "Матренин двор" А. И. Солженицын выступает преемником прекрасных традиций русских классиков, создавших незабываемую галерею образов русских женщин (некрасовские Матрена Тимофеевна, Орина, тургеневская Лукерья). Главная героиня рассказа - простая, одинокая старая женщина Матрена Васильевна. Никогда не была легкой ее жизнь, достаточно печалей и забот и сегодня. Из всего хозяйства - колченогая кошка да грязно-белая
    В произведении "Матренин двор" Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины - Матрёны, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться её трудолюбием и отзывчивостью. Само название рассказа "Матренин двор" можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово "двор" может означать просто уклад жизни Матрёны, её хозяйство, её чисто бытовые заботы и трудности. Во втором случае, пожалуй, можно сказать, что слово "двор" акцентирует
    Оборудование 1. Словарь к уроку: Духовность, праведник, праведничество, характер. 2. Портрет А. И. Солженицына, иллюстрация к рассказу. 3. Магнитофон (запись финала рассказа). На доске записаны: проблемный вопрос “Можно ли Матрёну считать праведницей?” и ответы на него, в которых представлены различные точки зрения. “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша” (А. И. Солженицын). “...Вывод этот
    В рассказе "Матренин двор" Солженицын выступает как писатель деревенской прозы. Его всегда волновала трагическая судьба русского крестьянства. В памяти у писателя хранились сотни историй из жизни сельских жителей. В произведении отчетливо звучит мотив поиска праведника, известный в русской литературе. Первоначальное название рассказа "Не стоит село без праведника" Солженицыну приказали заменить. Рассказ вышел под названием "Матренин двор". Действие в нем происходит в 1956 году во время правления Н. Хрущева. Писатель специально
    Поэма Н. А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" написана автором в стихотворной форме. Поэма состоит из четырех частей. Первая часть поэмы состоит из пяти глав и начинается с пролога. В прологе автор повествует читателю о том, что "семь мужиков" однажды решили узнать "кому живется весело, вольготно на Руси". Спор постепенно перешел в драку. На крик и шум повыглядывали из леса птицы и звери, а у пеночки упал из гнезда маленький птенчик.
    1. Какие типы крестьян изобразил Н. А. Некрасов в поэме "Кому на Руси жить хорошо"? Н. А. Некрасов создает несколько типов крестьян. Это семеро мужиков, ищущих счастливых людей на Руси. Второй тип - борцы за народ: Савелий-богатырь святорусский, Ермил Гирин, разбойник Кудеяр. Третий тип - труженики, которые еще терпят, но протест у них уже зреет: Матрена Тимофеевна, Яким Нагой. Поэт не идеализировал крестьян. Он показывает и тип холопов, рабов, упивающихся своим

Тема: « Не стоит село без праведника». Рассказ А.И. Солженицына « Матренин двор» в 11 классе.

Цели: помочь учащимся понять, каким видится писателю феномен «простого человека»; разобраться в философском смысле рассказа;показать как совокупность художественных средств помогает автору выразить мысли и чувства; развивать навыки анализа произведения; формировать у учащихся нравственные качества: внимание к человеку и сочувствие.

Методы: аналитическая беседа, выразительное чтение фрагментов рассказа.

Ход урока.

    План работы над рассказом (на доске)

    Творческая история рассказа «Матренин двор» (индивидуальное задание)

    Особенности жанра. (индивидуальное задание)

    Главная героиня: её внешний облик, речь, её окружение.

    Судьба Матрены – трагедия деревенской русской женщины.

    Нравственные ценности Матрены.

    Люди, окружающие Матрену, нравственные устои деревни.

    Выводы: Матренин двор – символический мир праведника.

II .Актуализация опорных знаний:

На прошлом уроке вы узнали о писателе А.И. Солженицыне. Какие события его жизни вы считаете самыми важными, судьбоносными? (учащиеся называют участие писателя в Великой Отечественной войне, арест, годы ссылки, освобождение и выдворение из страны, жизнь в США, триумфальное возвращение на Родину, активная общественно-политическая деятельность в 90-тые годы.)

Какие произведения А.И.Солженицына вы можете назвать?

Сегодня мы будем говорить о рассказе писателя « Матренин двор». Понравился ли вам рассказ? Наверное, много размышлений и вопросов возникло после прочтения? Например, кто такой «праведник» и почему не стоит без него село? Давайте попытаемся понять, почему судьба простой русской женщины так трогает читателя, в чем гуманистический смысл рассказа и попробуем увидеть, в чем состоит художественное совершенство рассказа. (учитель обращает внимание учащихся на план работы и предлагает начать с творческой истории рассказа)

III . Аналитическая беседа.

Итак, какова же творческая история рассказа « Матренин двор»?

Рассказ « Матренин двор» написан в 1959 году, опубликован в 1964 году в журнале «Новый мир», главным редактором которого был А.Т.Твардовский. Надо отдать должное его гражданскому мужеству за то, что он на свой страх и риск взялся напечатать рассказ опального писателя. Первоначальное название «Не стоит село без праведника» Твардовский заменил на «Матренин двор».Действие рассказа происходит в 1956 году, но по настоянию Твардовского, год тоже был заменен на 1953.

Учитель:

-- Перед нами рассказ. Что вы знаете об этом жанре?

Сообщение, подготовленное учеником:

Рассказ – это малая художественная форма повествования. В рассказе в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой можно размышлять над «вечными» вопросами, поведать о судьбе целой жизни героев. Например, рассказы А.П.Чехова, рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека», рассказ А.Платонова «Юшка» и другие. Солженицын объясняет свое обращение к этому жанру так: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя».

Учитель:

А для читателя встреча с рассказом - большое наслаждение. Что лежит в основе любого рассказа? (случай, раскрывающий характер человека). По этому традиционному принципу строит свой рассказ и Солженицын. Какой случай лежит в основе рассказа? (гибель Матрены) Через гибель Матрены автор приходит к глубокому пониманию её личности. Лишь после её смерти « выплыл передо мною образ Матрены, как я не понимал её , даже живя с нею бок о бок»

Нарисуйте словесный портрет Матрены. Есть в рассказе полный портрет героини? Нет, писатель не дает конкретного описания героини, как, например, описывает Фаддея. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором.

Какая это деталь портрета? (улыбка) Какая она? (Ищем в тексте:«лучезарная», « добрая», «извиняющая») Как называется это средство выразительности?

Какая была речь у Матрены?(Ищем в тексте: плавная, певучая, исконно-русская, начинающаяся «каким-то низким, теплым мурчанием, как у бабушек в сказках»)

Найдите в конце рассказа описание Матрены, в котором чувствуется авторское отношение. (От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное оконце сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрены». И: « У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»)

А каким вам представляется мир её дома? Кто населяет его и в каких взаимоотношениях находятся те, кто рядом с Матреной? (по тексту: шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминает «далекий шум океана», темноватая изба с большой русской печью; колченогая, подобранная из жалости кошка, мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена « невидимо металась и прощалась тут с избой своей»)

Найдите другие художественные детали, важные для понимания образа главной героини. (ищем в тексте: любимые Матренины фикусы, которые она спасла от пожара,в ту страшную ночь, когда погибла Матрена, фикусы «испуганной толпой» замерли в опустевшем доме.Какая выразительная метафора.)

Историю «колотной житенки» Матрены автор – рассказчик разворачивает не сразу. По крупицам разбросал он по всему рассказу события её жизни с отступлениями, комментариями, то сама Матрена кое-что рассказывала. Как же сложилась её судьба? Расскажите кратко самое главное о жизни героини. (Разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский. Не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все соки, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.)

В судьбе Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины – наиболее выразительная и вопиющая. Как горе и беды отразились на Матрене?(добыча дров, воровство торфа, сено, справка, бесплатная работа пенсионерки в колхозе)) Как она переживала всё? Приведите примеры из текста. (Удивительное дело! Не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, её лучезарная улыбка по-прежнему освещала её лицо).

Какое у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа? (по тексту.Работа. Ни когда она не была для Матрены в тягость. « Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда.»)

Как её бескорыстием пользовались окружающие? Кто эти люди? Каково их отношение к Матрене? (Сестры, золовка, приёмная дочь Кира, е6динственная в деревне подруга Маша, Фаддей).Эти люди были наиболее близки Матрене, они должны были понять и по достоинству оценить её. И что же - оценили? (Ищем в тексте: жила она бедно, убого, одиноко,- «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в её доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что она смешная и глупая, на других бесплатно работающая.)

Как ведут себя сестры и родня со стороны мужа на похоронах Матрены?(ищем в тексте и зачитываем,как они в плаче обвиняют друг друга и Матрену в том, что случились, то есть,и у гроба Матрены продолжается борьба за горницу.)Дайте характеристику этим героям.

Хорошо ли жилось Матрене среди них? А в колхозе и в родном государстве?

Учитель после ответов учащихся: Неуютно и холодно. Все отдала – и никому не нужна. Она одинока внутри большого общества и среди родных людей. Значит, неладно то общество, система которого подавляет лучших! Не потому ли рассказ нельзя было печатать и никто, кроме Твардовского не отважился? Матрена – личность соборная, то есть несущая в себе народные начала, она подсознательно чувствует ответственность перед народом. Вспомним, что ей было стыдно за жену председателя. Какой это случай? (по тексту) Таким образом мерой всех вещей у Солженицына выступает духовная сущность человека. Он писал: « Не результат важен, а дух! Не что сделано – а как. Не что достигнуто – а какой ценой.» Потому и был писатель опальным, так как не принимал ложные нравственные ценности. Об этом и бьёт тревогу в рассказе « Матренин двор».

Что можно сказать о жизненных устоях деревни? Как называлась станция? О лесах, о председателе?(по тексту: «торфопродукт», хлеба не пеклись в деревне…)

Как относятся люди друг к другу? (зависть, озлобление и равнодушие движут поступками жителей деревни).

Теперь вам понятно, почему год действия с 1956 Твардовский посоветовал перенести на 53?(если учащиеся затрудняются с ответом, учитель помогает: события перенесены на годы «до хрущевской оттепели», потому что слишком тягостное впечатление оставляет картина, созданная писателем. Взгляд Солженицына на деревню тех лет суров, жесток, но правдив.)

Кто из героев рассказа кажется вам самым зловещим, страшным? Да, это Фаддей. Но Солженицын пишет: « Перебрав тальновских, я понял, что Фаддей в деревне такой не один.» -вот что страшно.

А была ли в деревне ещё такая бескорыстная, совестливая женщина? Нет. Матрена такая одна. Она была лучшая.

Учитель: С её смертью уходит из деревни что-то, что связывало её с добрыми, истинными народными правилами.

IV .Выводы.

В чем же смысл названия рассказа «Матренин двор»? Каков он - этот её двор?(после ответов учащихся учитель дополнит) Матренин двор – это особое устройство жизни, где есть любовь, труд, доброта, совесть. Матрена сумела сохранить свой мир, который противостоит миру хамства, насилия, рвачества. Её мир – это мир праведника . Как вы объясните значение этого слова? (Учащиеся говорят, что это библейское понятие, человек, живущий по христианским законам, не нарушающий христианских заповедей.) В Библии сказано, что если в « граде» есть хотя бы один праведник, то «несть граду стояние». (объяснение учителя) Прочитаем финал ьные строки рассказа: « Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля.»

Итоги урока, выставление оценок.



Похожие статьи
 
Категории