Псовая охота война и мир анализ. Война и мир эпизод охоты

05.03.2019

/ / / Анализ эпизода «Охота в Отрадном» в романе Толстого «Война и мир»

Роман «Война и мир» содержит в себе массу эпизодов, где читатель знакомится с определенными жизненными ситуациями, в которые попадали главные герои. С помощью таких отдельных эпизодов, автор романа – Лев Николаевич Толстой смог полноценно выразить и передать задуманный сценарий, начав с завязки и закончив развязкой – завершением сцены.

Интересен и необычайно увлекателен эпизод охоты в Отрадном. Именно в этой сцене Л. Толстой описывает истинные нравы дворян, которые жизни своей не представляли без охоты. И когда они полностью погружались в этот процесс, то забывали о всяческих прежних намерениях.

Подготовка к охоте занимала немало времени. Это был серьезный этап. Автор всегда уточняет количество гончих собак, которые сопровождали охотников. Каждый из героев относится к такому занятию совершенно по-разному. К примеру, Граф Илья Андреевич не особо увлекался самим процессом ловли живца, однако, отменно владел всеми законами охоты.

Интересен и тот факт, что описание процесса охоты происходит не от имени автора, а от лица самих участников. Происходящие события, лай и погоня собак описаны так реалистично, что читатель словно становится еще одним участником охоты.

Лев Толстой с иной стороны характеризует . Он так желает отловить волка. Эта надежда на встречу с матерым хищником была подобна желанию маленького ребенка. Герой обращается с мольбой к Богу и просит послать на его тропу серого зверя. И вдруг, его прощения услышаны. Впереди волк … Николай, не видя никого вокруг себя, стремительно бросился в погоню. На один момент он забыл, что скачет на коне, что рядом с ним несутся псы. Ростов соревновался с дядюшкой и прочими наездниками. Он боялся, что кто-то из них первее одолеет волка. Но, удача повернулась к Николаю. Его пес Карай вцепился хищнику в горло. Заколоть волка отважился только лишь Данила.

Измученные, но счастливые охотники взвалили еще живого волка на фыркающую лошадь и отправились к месту общего сбора. Так, ловцы хвалились добычей. Старый князь наблюдал за происшедшими событиями без интереса, а вот Николай был просто одержим процессом охоты.

В данном эпизоде автор передает очень много важных деталей, которые наполняют сцену охоты, полноценно характеризуют каждый момент. Читатель наблюдает за теми забавами, которые были близки дворянам. Они необычайно увлекались быстрой ездой, погоней за диким зверем и получали неимоверное удовольствие в случае победы.

Говоря о самом понятии «эпизод», в первую очередь следует отметить, что это та или иная завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.

Роману «Война и мир» свойственна эпизодичность или, другими словами, сценичность. За счет этого автором достигается полнота всей картины жизни героев, их мировосприятие, психическое и душевное состояние, создается широкая картина действительности.

Эпизод охоты в Отрадном занимает особое место в романе, поскольку в нем подробно и достоверно показаны нравы дворян девятнадцатого века. Л.Н.Толстой во всех деталях рисует сборы и саму охоту. Любителей этого развлечения, по мнению автора, всегда охватывает «непреодолимое охотничье чувство, в котором человек забывает все прежние намерения, как человек влюбленный в присутствие своей любовницы».

Приготовления к охоте была всегда тщательными и серьезными. Л.Н.Толстой называет точное количество собак, которых сопровождало двадцать конных охотников. В дороге был встречен дальник родственник, небогатый сосед Ростовых. Тут же гончих «соединяли в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом». Каждый из героев по-своему относится к этой забаве. Граф Илья Андреевич не был охотником по душе, но прекрасно знает охотничьи законы.

Толстой рисует всю панораму охотничьего действия не со стороны, а глазами участников этой забавы: «Граф, забыв стереть улыбку с лица, смотрел перед собой вдаль по перемычке и, не нюхая, держал в руке табакерку. Вслед за лаем собак послышался голос, поданный в басистый рог Данилы; стая присоединилась к первым трем собакам, и слышно было, как заревели с заливом голоса гончих, с тем особенным подвыванием, которое служит признаком гона по волку...» Читатель становится невольным участником этих событий.

С новой стороны показан в этом эпизоде Николай Ростов, который очень увлечен гонкой за волком. Перед нами предстает человек, тонко и чувствительно воспринимающий все происходящее. Он с надеждой ждет, что волк побежит в его сторону, состояние героя близко к отчаянию. Николай молил бога, «чтобы волк вышел на него; он молился с тем страстным и совестливым чувством, с которым молятся люди в минуты сильного волнения, зависящего от ничтожной причины».

В этом своем качестве Ростов похож на маленького ребенка, ему важно, чтобы один из псов на глазах у дядюшки вцепился в волка. «Только один раз бы в жизни затравить матерого волка, больше я не желаю!» - думает он.

Появление волка стало совсем неожиданным для Ростова. Теперь молодой человек ничего не видит вокруг, он одержим только своим желанием: «Николай не смыкал своего крика, не чувствовал того, что он скачет, не видал ни собак, ни места… , он видел только волка».

Герой боится, что волка затравит дядюшка и его охотники. Сейчас это были его единственные соперники. Когда пес Карай схватил жертву за горло, это была самая счастливая минута для Николая во всей его жизни. Ростов с отчаянием закричал, когда Карай с ощетинившейся шерстью вылез из оврага. Каждый из охотников пытался заколоть волка, но это удалось сделать только Даниле, который оказался самым отважным.

«С счастливыми, измученными лицами живого матерого волка взвалили на шарахающую и фыркающую лошадь» - охота закончилась успешно, и все ее участники поехали к месту общего сбора. Охотники съезжались со своими добычами и рассказами, все подходили смотреть на волка, который большими стеклянными глазами смотрел на всю эту толпу, собак, людей, окружающих его.

Охота завлекает героев в разной степени. Если старому графу охота совсем неинтересна, то его сын Николай Ростов просто одержим ею. Азарт юноши схож с азартом ребенка, который очень хочет что-то получить, а если это не удается, то готов плакать и кричать. Николай считает своим долгом загнать матерого волка.

Толстой дает картину охоты в четырех главах. Автор вырисовывает каждого героя, каждое событие с удивительной точностью. Здесь особую роль играют детали, одно это не мешает динамичности сюжета. Толстой рисует нравы и забавы, которые привлекают дворян. Из этого эпизода мы узнаем, как жили и люди в то время, чем увлекались и «забавлялись». Также мы видим героев романа в новой обстановке: не в салонах, светских приемах или на поле боя, а на природе, занятых общим делом.

Цель: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа, продолжить обучение навыкам лингвостилистического анализа текста, воспитывать любовь к Родине, стремление жить, не боясь трудностей и ошибок, учить любить жизнь во всех ее проявлениях.

Ход урока

Наташа-то и есть подлинная душа Толстого.
В. В. Вересаев

Слово учителя: постановка проблемы, сообщение темы и формы урока.

Проблема: что является главным в образе Наташи Ростовой? Каким, по Толстому, должен быть идеал женщины?

Здоровый ребенок родится на свет, вполне удовлетворяя тем требованиям гармонии в отношении правды, красоты и добра, которые мы носим в себе…

Во всех веках и у всех людей ребенок представлялся образцом невинности, безгрешности, добра, правды и красоты. “Человек родится совершенным – есть великое слово, сказанное Руссо, и слово это, как камень, останется твердым и истинным”.

Во всех характеристиках и обрисовках самых разнообразных личностей, сделанных Толстым, нет почти общих эпитетов, а есть изображение действий и положений лиц, подсказывающее ту или иную формулировку читателю. Честь открытия и обобщения характера героя принадлежит, таким образом, самому читателю: вследствие этого читатель всегда может при желании видеть данное лицо перед собой, так как оно в известном смысле является его собственным созданием… Сегодня мы попытаемся понять, какой каждый из нас увидел любимую героиню Л. Н. Толстого Наташу Ростову и что общее в наших представлениях о Наташе мы можем отметить.

Ничем не сокрушимая вера в светлое существо человеческой души – это одно из самых характерных особенностей Толстого. “Человек – это то, чему не может быть оценки, выше чего ничего нет”, - говорит он. Глубоко серьезными глазами ребенка Толстой смотрит на жизнь. И мы вслед за Толстым не будем анализировать образ Наташи Ростовой в прямом смысле этого слова, а попытаемся понять, что хотел сказать нам писатель через этот образ, так как “Наташа-то и есть подлинная душа Толстого”.

Основным компонентом “Войны и мира” является сценический эпизод, состоящий из сценического диалога (или ряда диалогов и сцен) и авторских ремарок, перерастающих нередко в повествовательные отступления. Отдельные части такого эпизода обычно бывают скреплены сжатыми обзорами событий или фактов из жизни героев. Эпизод представляет собой некоторое сюжетно-тематические единство и является этапом в развитии фабулы – именины у Ростовых, смерть графа Безухова и т. п. Эпизод ограничен временем и местом и является четко обозначенным моментом действия. Чаще всего он включает в себя ряд небольших сцен. Эпизод состоит из одной или нескольких глав.

А. А. Сабуров. “Война и мир” Л. Н. Толстого. Проблематика и поэтика. 1959

Общие вопросы по анализу эпизода:

Назовите эпизоды, через которые раскрывается образ Наташи Ростовой. Из каких сцен состоит данный эпизод? Учитывайте краткий план анализа эпизода:

1. В какой части композиции (экспозиции, завязке, развитии действия, кульминации, развязке или эпилоге) расположен данный эпизод?

2. Как раскрываются образы героев и с помощью каких композиционных и стилистических средств (пейзаж, интерьер, речевые характеристики, тропы, стилистические фигуры, звукопись, окказионализмы и др.).

4. Какую роль играет эпизод для раскрытия темы и идеи произведения?

II. Работа по анализу эпизодов (по группам).

(Учитель разбивает детей на группы, ученики из каждой группы вытягивают билеты с каким-то определенным эпизодом, дается 10 минут, чтобы дети сориентировались и ответили на поставленные вопросы по данному их группе эпизоду. Театрализация и художественное чтение готовятся с учениками заранее на заседаниях литературного клуба “Данко” и с делением на группы не связано.)

Учитель: Наташа Ростова, как будто легкий весенний ветерок, появляется на страницах романа. Она врывается в скучную, чопорную беседу взрослых, освежает ее и заряжает всех своим счастьем. Она смеется, не зная чему, и смех ее, словно звон колокольчика, пробуждает всех и вводит их тоже в какое-то неудержимое веселье.

1. Эпизод “Наташа на именинах” (том первый, часть первая, гл. VII – Х, ХV – ХVII)

(Театрализация эпизода.)

Анализ эпизода с учетом дополнительных вопросов, которые даются группе в начале урока:

Из каких сцен состоит данный эпизод?

Почему после танца с Пьером на замечание старой графини Наташа покраснела и рассмеялась?

В чем, по-вашему, прелесть героини и ее обаяние?

Учитель: Следующий эпизод застает героев произведения, когда князь Андрей не знаком еще с Наташей, но она при первой этой встрече появилась как добрая сказочная волшебница и начала возрождение души, счастья его.

2. Сцена встречи князя Андрея и Наташи в Отрадном (том II, часть III, глава II).

(Художественное чтение отрывка под “Лунную сонату” Бетховена.) Анализ эпизода :

Сцена встречи князя Андрея и Наташи в Отрадном имела несколько вариантов. По одному из них уже здесь возникли их чувства друг к другу. Почему писатель отказался от этого в окончательном тексте сцены? Какое открытие поразило его при встрече с Наташей?

Что именно так сильно и так радостно поразило Андрея в Наташиной речи, от каких слов в душе Болконского “вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни…”. Почему, не видя Наташу, Андрей ярко и живо представлял себе ее облик, только слушая ее, как говорит Толстой, “прислушиваясь к ее говору ”?

Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспременно решил князь Андрей. – Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!

Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и эта ночь, и луна, - все это вдруг вспомнилось ему.

Л. Н. Толстой. “Война и мир”

Как называет Андрей Наташу в своих рассуждениях после ночи в Отрадном и почему?

Учитель: Первый бал – это необыкновенно волнующее событие для Наташи, и сейчас это волнение захватывает ее; она думает: как ее примут, понравится ли она, а вдруг на балу будет он? Блеск, красота, пышность – все кружит ей голову, ей неудержимо хочется веселиться. Всю ее заполняет счастье; она оживленная и жизнерадостная; ей хочется нравиться и хочется танцевать.

3. Первый бал Наташи (том II, часть III, гл. ХV-XVII).

(Художественное чтение отрывка под музыку вальса.) Анализ эпизода :

Что поразило князя Андрея в Наташе? Каким глаголом неоднократно характеризует отношение Андрея к Наташе Лев Толстой?

Что загадал князь Андрей?

Что поразило Наташу в лице Пьера? Какое желание его лицо вызвало у нее?

Как раскрывается наша героиня в данном эпизоде?

4. Эпизод охоты (том второй, часть четвертая, главы III – VI).

Учитель: Сцена охоты потому дана так серьезно, что в романе, где изображаются громкие события истории и много философских рассуждений, она одинаково важна.

С. Бочаров.

Описывая в эпизоде охоты радостный и восторженный визг Наташи, Толстой замечает: “И визг этот был так странен, что она должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивляться ему, ежели бы это было в другое время”.

Анализ эпизода:

Почему же время охоты – особое время? В чем его особенность?

В чем состояние человека на охоте отличается от повседневного?

Что нового мы узнаем о Наташе, и в чем она остается той Наташей, которую мы знали до этого.

Учитель: Наташа любит, любит, отдавая и сжигая свою душу, она любит и ждет. Во время охоты близ Отрадного Наташа, Николай, Соня и Петя заехали к дядюшке. Разгоряченные охотой, усталые и счастливые, они отдыхали душой в этом простом, гостеприимном дядюшкином имении. Наташа Ростова, одна из любимых героинь Л. Н. Толстого, не могла не воплотить в себе народную мысль, так как этой мыслью пронизан весь роман.

5. Эпизод “Наташа у дядюшки” (том II, часть IV, гл. VII).

Анализ эпизода :

Как чувствуют себя молодые Ростовы у дядюшки? Почему Наташа, возвращаясь от дядюшки, говорит: “Я знаю, что никогда я уж не буду так счастлива, спокойна, как теперь”?

Какое свойство Наташи проявилось в ее танце?

В чем эта сцена сцеплена с эпизодом охоты?

Учитель: …Упорно и много перерабатывал писатель все, что касалось истории отношений Наташи с Курагиным, поэтому в письме П. И. Бартеневу от 1 ноября 1867 года Толстой говорил, что это “самое трудное место и узел всего романа”. В окончательном тексте “Войны и мира” даже увлечение Наташи, могущее как будто бросить на нее, по-своему, с особой стороны, тень, подчеркивает естественность ее существа, непосредственность ее отношения ко всему окружающему, ее причастность к жизни людей “миром”.

6. История любви Наташи и Анатоля Курагина (том II, часть V, гл.VIII - ХVIII).

(Театрализация эпизода.) Анализ эпизода:

Наташина любовь к Анатолю – наваждение, или были причины для их сближения?

Как в этом эпизоде выражены общие законы жизни, раскрытые писателем в романе?

Почему Толстой считал этот эпизод “узлом” (т. е. очень важным по значению в своем романе)?

Для Анатоля существует на свете только одно: его наслаждение, сладострастие красивого животного, наслаждение данной минуты; он не способен подумать над тем, что может произойти после данной минуты. Решив похитить Наташу и бежать с нею за границу, он не хочет и не может подумать ни о том, что он уже женат, ни о том, как он будет жить за границей с Наташей без денег. Ни о какой карьере он не способен и не хочет думать. Он чужд каким бы то ни было расчетам.

И вот эти–то свойства Анатоля – отсутствие у него расчетов, способность страстного чувственного увлечения, не останавливающегося ни перед чем, не знающего никаких “но”, полностью отдающегося данному мгновению – помогли ему увлечь живую, страстную, поэтическую и романтическую девочку, - наивную девочку; ведь и сила живой жизни, переливающаяся у нее через край, связана с прелестью наивности. Анатоль по-своему наивен и добродушен. У него “наивная, добродушная, веселая улыбка”. Он – эгоист не злой, не коварный, хотя его эгоизм приносит окружающим его людям не меньше страданий, чем хитрый эгоизм его сестры. Он – человек, повинующийся только своим страстям.

В своем безоглядном увлечении Анатолем Наташа и почувствовала именно эти стороны – простоту, добродушие, искренность, нежелание приносить зло, силу увлечения. Он “повернулся” к этой девочке только этими своими сторонами. Она, конечно, еще и напридумывала множество несуществующих достоинств у Анатоля, который ей представился каким-то безукоризненным благородным рыцарем, способным жизнь положить за любовь.

В. Ермилов, 1961

Наташа хочет жить, любить сейчас, не ожидая, не откладывая. В этом проявляется вся естественность ее существа. Даже ощущая что-то ненастоящее, “неестественное” в Антоле и Элен, во всей атмосфере театра, где происходит их первая встреча с Анатолем, Наташа не может поверить, что все, что ей говорят, все, что она видит, может быть искусно и искусственно сделанным.

Я. С. Билинкис. О творчестве Л. Н. Толстого. 1959

Человек, принадлежавший к миру нравственно высшему, в момент неустойчивости, сомнения в прежде непреложных ценностях, страстной жажды любви, не находящий себе удовлетворения, - притягивается, захватывается миром нравственно низшим, миром беспринципного эгоизма и вульгарного наслаждения. Слова “наваждение”, “болезнь” здесь вполне уместны: сложись обстоятельства немного иначе, Наташа пришла бы к гибели или безумию подлинному. В Наташе чувственная страсть взбунтовалась против высокой любви. Это, конечно, было связано с той недопустимой ошибкой, которую совершил Андрей, поставив Наташу перед экзаменом величиною в год. Она уходила от мысли, что рушит бесконечную ценность, уверяя себя, что никогда не любила Андрея. Но до конца уверить себя не могла – отсюда идет агрессивность Наташи, ее полная недоступность всякому разумному слову. Одного этого гениального штриха достаточно, чтобы признать Толстого великим психологом.

Все это связано с одной из заветных идей Толстого: любовь действительная ведет к истине, чувственная страсть, принятая за любовь, ведет к неправде.

В. Днепров. Искусство человековедения. 1985

Согласны ли вы с мнениями известных критиков на образ Наташи Ростовой в данном эпизоде? Докажите свою точку зрения.

Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить ее?

7. Анализ эпизода отъезда Ростовых из Москвы (том III, часть III, главы ХII – XVII):

Почему Наташа задумалась, услышав объяснение отца с матерью по поводу его распоряжения забирать раненых?

Толстой в этом эпизоде говорит о “восторженно – счастливом” оживлении Наташи. Почему именно это состояние она испытывает.

Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований.

Л. Н. Толстой. “Война и мир”, т. 2, ч. 3.

Как эпизод охоты, святок, отъезда Ростовых из Москвы сцеплены между собой?

Какую жизнь Толстой назвал “настоящей”, и чем от нее отличается “ненастоящая”? Как вы поняли это небольшое теоретическое рассуждение писателя? Раскройте его на образе Наташи Ростовой.

Учитель: …Иногда говорят о каком-нибудь человеке, что он был слишком хорош для мира. Чуткая к законам жизни Наташа именно так говорит: “Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может жить… потому что...” Он должен умереть – не от раны даже, не от физических только причин (как раз к моменту, когда совершилось в нем это, перелом в борьбе между жизнью и смертью, главные физические опасности уже миновались, и с точки медицинской, по заключению доктора, он умереть не должен – Толстой специально это подчеркивает), - но по своему положению, среди людей, по своей роли в книге Толстого.

С. Бочаров. 1978

8. Эпизод встречи Наташи Ростовой и князя Андрея в Мытищах (том третий, часть третья, гл. ХХХI – ХХХII) и эпизод смерти князя Андрея (том 4, часть 1, гл. XV).

Анализ эпизода:

Как мотивирована в романе встреча Наташи и раненого князя Андрея? Согласны ли вы с таким высказыванием по данному вопросу?

Свидание происходит как чудо, которое будто бы кто-то для них устроил; но они это чудо устроили сами.

Что значила для Наташи встреча с раненым Болконским?

Почему “по своему положению среди людей, по своей роли в книге Толстого” князь Андрей “должен умереть”?

Как вы понимаете слова Наташи “он слишком хорош” для этого мира?

С какой новой стороны раскрывается образ Наташи в данных эпизодах?

Что же возрождает Наташу к жизни?

III. Общий анализ образа Наташи Ростовой.

Обратите внимание на речь Наташи. Толстой так комментирует слова Наташи: “Слова ее были бессмысленны; но они достигли того результата, к которому она стремилась”. О чем хочет сказать нам автор? Как вы понимаете цитату из статьи Маймина Е. А. Докажите ее истинность или ложность на примере одного из рассмотренных ранее эпизодов.

“Язык Наташи – это язык почти всегда оценочный: по понятиям красоты и по понятиям добра и правды. У Наташи сильно развито нравственное чувство – оттого и любимые ее слова больше всего содержат в себе нравственную оценку событий, людей, человеческих отношений. Это оценка самая общая – но и всегда самая верная и самая категорическая. Что означает слово “прелесть”? Высшую меру эстетического и нравственного без какой-либо конкретизации. В этом слове совсем почти не виден сам предмет, зато очень видно отношение к предмету. Речь Наташи вообще передает больше ее отношение к миру, нежели сам мир, раскрывает прежде всего ее самое, а не то, что находится вне ее. При всем различии слов “гадость”, “мерзость” и “прелесть” - в лексиконе Наташи находятся в одном ряду”.

Маймин Е. А. 1972

В чем заключается свойство музыкальности Наташи? Как вы понимаете метафору “музыка жизни”.

В каких эпизодах отражается близость Наташи к природе? О чем это говорит?

Наташе, как и почти всем Ростовым, свойственна душевная открытость, ясная искренность. У нее, кроме того, есть бесценный дар, принадлежащий только ей, - огромная душевная щедрость и чуткость. После Бородинского сражения Пьер, радостно потрясенный, думает во сне: “Самое трудное состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение всего”. Наташа, сама того не замечая и не задумываясь, умеет это, потому что умеет быть счастливой сама и делать счастливыми других.

“Сущность ее жизни – любовь”, - сказано от автора о Наташе. Любовь, не нуждающаяся в самопожертвовании, как у Сони, требующая неустанного проявления, удовлетворения, но и дающая неизмеримо много, пробуждающая лучшее, настоящее в душах других людей.

Непосредственная сила и радость жизни, умение не жертвовать собою, а естественно отдавать другим людям – эти свойства Наташи проявляются в каждом эпизоде, в каждой новой встрече и в начале и в конце романа. Наташа в высшей степени обладает тем, что позднее Чехов назовет особым человеческим талантом – чутьем к чужой боли. Вера в жизнь, в наслаждения жизни чудесным образом соединяется у нее с предельной и полной самоотдачей. Именно – не с бесплодным самопожертвованием, а с безграничной любовью, в которой заключен спасительный призыв к жизни. В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты, счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Наташино счастье жизненно и человечно, потому что исключает “возможность зла, несчастия и горя” для всех. Ее наивный эгоизм не расчетлив, щедр и мудр.

Л. Опульская. Роман-эпопея Л. Т. Толстого “Война и мир”.

Какие из черт образа Наташи, названных Л. Опульской, в наибольшей степени отвечают вашим впечатлениям? Объясните почему.

Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне? Согласны ли вы с предложенным ответом на данный вопрос?

Образ Наташи в эпилоге не изменялся. Свое отношение к Наташе в новой для нее жизни Толстой выразил мыслями старой графини, которая “материнским чутьем” понимала, что “все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа, как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном”. Графиня Ростова “удивлялась удивлению людей, не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерною женою и матерью”. Знал это и автор, создавший Наташу и наделивший ее лучшими в его глазах качествами женщины.

Душевный строй Наташи и вся ее жизнь в этот период воплощает заветный идеал Толстого: “цель супружества – семья”. Наташе “нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью”. Наташа чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекали его к ней, а “чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с телом”. Связь эта выражалась в том, что Наташа знала “всю душу Пьера”, а Пьер видел себя “отражением в своей жене”. Разговаривая, они “с необыкновенной ясностью и быстротой” понимали мысли друг друга. Наташа показана в ее заботах и привязанности к детям и, главное, в полном духовном единстве с мужем.

Наташа Ростова – не примитивная “самка”, как пишут о ней нередко исследователи романа. Наташа – женщина возвышенной души на всех этапах своей жизни. Она, не колеблясь, пошла бы в ссылку за своим любимым мужем. Так бы случилось, если бы Толстой написал задуманный роман о декабристах.

Э. Е. Зейденшнур. “Война и мир” Л. Н. Толстого. 1996

Эпилог закругляет и тут же опровергает какое бы то ни было закругление жизни – отдельного человека или тем более жизни всеобщей. Действие продолжается после достигнутого уже итога, исходное противоречие поднимается снова, завязываются узлы на месте развязанных только что прежних. Противоречие разрешается не логическим выводом, после которого, как это в элементарной логике, уже противоречия нет. Оно остается в книге Толстого не замкнуто – противоречие духовного и простого, жизни сознательной и непосредственной, между началами и людьми, которых желал бы, может быть, видеть сам автор в согласии, непротиворечивом единстве – но не в его это власти.

Судьба героев романа, этих Болконского, Пьера, Наташи и Николая, - только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих, и в их числе того человека, который сегодня читает “Войну и мир”.

С. Бочаров. Роман “Война и мир”. 1978

IV. Заключительное слово учителя.

Учитель: В Наташе-девочке “постоянно горит огонь оживления, составляющий ее прелесть”. Она переполнена жизненной энергией, наделена многими талантами: поет, танцует, врачует души, дарит дружбой. В Наташе – матери “очень редко зажигался…теперь прежний огонь. Это бывало только тогда, когда, как теперь, возвращался муж, когда выздоравливал ребенок…” “И в те редкие минуты, когда прежний огонь зажигался в ее развившемся красивом теле, она бывала еще более привлекательна, чем прежде”.

“Толстому очень важно было через судьбу Наташи показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа – мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному в жизни таланту – таланту любить жизнь и людей, любить самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом – настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. У Пьера эта мечта сбылась…

Наташа Ростова освещает своим счастьем других, она любит всех, она такая счастливая, что одинаково влюбленными глазами смотрит и на Бориса, и на Пьера, и на чопорную гостью, и на всех людей на свете. Она заставляет окружающих задуматься над жизнью и думает сама, она мечтает и любит, плачет и смеется. В Наташе нельзя убить главного: неисчерпаемую веру в прелесть жизни, в свое счастье и возможность приносить счастье другим. Наташа Ростова придает роману необыкновенную силу и привлекательность. Наташа счастлива и должна быть счастлива, потому что она обладает огромной силой жизни и любви!

Литература.

  1. Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. Книга для учителя. - М., Просвещение, 1972
  2. Золотарева И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина ХIХ века. – М.: “Вако”, 2004
  3. Крундышев А. А. Как работать над сочинением. – Санкт-Петербург: Просвещение, 1992
  4. Русская литература ХIХ века.10 класс. Практикум. Под редакцией Ю. И. Лыссого.– М., Просвещение, 2000
  5. Русская литература. Большой учебный справочник. Для школьников и поступающих в вузы. 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999
Сочинение.Изображение войны 1812 года в романе война и мир. по плану типо(в роли критиков) 1)вступление(почему

называется война и мир.взгляды толстого о войне.(3предложения приблизительно)

2)осн.часть(изображ.войны 1812г основное,мысли героев,война и природа,участие в войне главных героев(Ростова,Безухова,Болконского),роль полководцев в войне,как армия себя ведёт.

3)заключение,вывод.

Пожалуйста помогите,просто я давно читала,а сейчас времени не было чтобы прочитать. ПРОШУ ПОМОГИТЕ

Вопросы по роману "Война и мир" 1.Кто из героев романа "Война и мир" является носителем теории непротивленчества?

2.Кто из семьи Ростовых в романе "Война и мир" хотел отдать подводы для раненых?
3.С чем сравнивает автор вечер в салоне Анны Павловны Шерер в романе "Война и мир"?
4.Кто входит в состав семьи князя Василия Курагина в романе "Война и мир"?
5.Вернувшись домой из плена, князь Андрей приходит к мысли, что «счастие есть только отсутствие этих двух зол».Каких именно?

старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку. - Он теперь здесь, скажите ему... чтоб он прост... простил меня. - Она остановилась и еще чаще стала дышать, но не плакала. - Да... я скажу ему, - говорил Пьер, - но... - Он не знал, что сказать. Наташа, видимо, испугалась той мысли, которая могла прийти Пьеру. - Нет, я знаю, что все кончено, - сказала она поспешно. - Нет, это не может быть никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за все... - Она затряслась всем телом и села на стул. Еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера.- Не будем больше говорить, мой друг, - сказал Пьер. Так странно вдруг для Наташи показался этот его кроткий, нежный, задушевный голос. Он взял и поцеловал ее руку. - Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, - сказал он ей. - Для меня? Нет! Для меня все пропало, - сказала она со стыдом и самоунижением. - Все пропало? - повторил он. - Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей. Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и, взглянув на Пьера, вышла из комнаты Ответьте на следующие вопросы: 1)как пьер безухов относится к наташе ростовой? 2)почему на ней женился бы безухов? 2)какие чувства отражены в этом фрагменте? дайте полные ответы пожалуйста, очень нужно...

Старый граф, всегда державший огромную охоту, теперь же передавший всю охоту в ведение сына, в этот день 15-го сентября, развеселившись, собрался сам тоже выехать. Через час вся охота была у крыльца. Николай с строгим и серьезным видом, показывавшим, что некогда теперь заниматься пустяками, прошел мимо Наташи и Пети, которые что-то рассказывали ему. Он осмотрел все части охоты, послал вперед стаю и охотников в заезд, сел на своего рыжего донца и, подсвистывая собак своей своры, тронулся через гумно в поле, ведущее к отрадненскому заказу. Лошадь старого графа, игреневого меринка, называемого Вифлянкой, вел графский стремянный; сам же он должен был прямо на оставленный ему лаз выехать в дрожечках. Всех гончих выведено было пятьдесят четыре собаки, под которыми доезжачими и выжлятниками выехало шесть человек. Борзятников, кроме господ, было восемь человек, за которыми рыскало более сорока борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около ста тридцати собак и двадцати конных охотников. Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров, равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу. Как по пушному ковру, шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистывание охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте. Когда отъехали с версту, навстречу ростовской охоте из тумана показались еще пять всадников с собаками. Впереди ехал свежий, красивый старик с большими седыми усами. — Здравствуйте, дядюшка! — сказал Николай, когда старик подъехал к нему. — Чистое дело марш!.. Так и знал, — заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), — так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Чистое дело марш! (Это была любимая поговорка дядюшки.) Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стоят; они у тебя — чистое дело марш! — под носом выводок возьмут. — Туда и иду. Что же, свалить стаи? — спросил Николай. — Свалить... Гончих соединили в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом. Наташа, закутанная платками, из-под которых виднелось оживленное, с блестящими глазами лицо, подскакала к ним, сопутствуемая не отстававшими от нее Петей и Михайлой-охотником и берейтором, который был приставлен нянькой при ней. Петя чему-то смеялся и бил и дергал свою лошадь. Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верною рукой, без усилия, осадила его. Дядюшка неодобрительно оглянулся на Петю и Наташу. Он не любил соединять баловство с серьезным делом охоты. — Здравствуйте, дядюшка, и мы едем, — прокричал Петя. — Здравствуйте-то здравствуйте, да собак не передавите, — строго сказал дядюшка. Николенька, какая прелестная собака Трунила! он узнал меня, — сказала Наташа про свою любимую гончую собаку. «Трунила, во-первых, не собака, а выжлец», — подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое их должно было разделять в эту минуту. Наташа поняла это. — Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому-нибудь, — сказала Наташа. — Мы станем на своем месте и не пошевелимся. — И хорошее дело, графинечка, — сказал дядюшка. — Только с лошади-то не упадите, — прибавил он, — а то — чистое дело марш! — не на чем держаться-то. Остров Отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих, и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом. — Ну, племянничек, на матерого становишься, — сказал дядюшка, — чур, не гладить. — Как придется, — отвечал Ростов. — Карай, фюит! — крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам. Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую, как и он сам, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хоть и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся, улыбаясь. Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но так же зажиревших, как хозяин и лошадь, волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянный графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф, по старинной привычке, выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо. Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять. Худой, со втянутыми щеками Чекмарь, устроившись с своими делами, поглядывал на барина, с которым он жил тридцать лет душа в душу, и, понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. Еще третье лицо подъехало осторожно (видно, уже оно было учено) из-за леса и остановилось позади графа. Лицо это был старик в седой бороде, в женском капоте и высоком колпаке. Это был шут Настасья Ивановна. — Ну, Настасья Ивановна, — подмигивая ему, шепотом сказал граф, — ты только оттопай зверя, тебе Данило задаст. — Я сам... с усам, — сказал Настасья Ивановна. — Шшшш! — зашикал граф и обратился к Семену. — Наталью Ильиничну видел? — спросил он у Семена. — Где она? — Они с Петром Ильичом от Жаровых бурьянов стали, — отвечал Семен, улыбаясь. — Тоже дамы, а охоту большую имеют. — А ты удивляешься, Семен, как она ездит... а? — сказал граф. — Хоть бы мужчине впору! — Как не дивиться? Смело, ловко! — А Николаша где? Над Лядовским верхом, что ли? — все шепотом спрашивал граф. — Так точно-с. Уж они знают, где стать. Так тонко езду знают, что мы с Данилой другой раз диву даемся, — говорил Семен, зная, чем угодить барину. — Хорошо ездит, а? А на коне-то каков, а? — Картину писать! Как намеднись из Заварзинских бурьянов помкнули лису. Они перескакивать стали, от уймища, страсть — лошадь тысяча рублей, а седоку цены нет! Да, уж такого молодца поискать! — Поискать... — повторил граф, видимо сожалея, что кончилась так скоро речь Семена. — Поискать, — сказал он, отворачивая полы шубки и доставая табакерку. — Намедни как от обедни во всей регалии вышли, так Михаил-то Сидорыч... — Семен не договорил, услыхав ясно раздавшийся в тихом воздухе гон с подвыванием не более двух или трех гончих. Он, наклонив голову, прислушался и молча погрозился барину. — На выводок натекли... — прошептал он, — прямо на Лядовской повели. Граф, забыв стереть улыбку с лица, смотрел перед собой вдаль по перемычке и, не нюхая, держал в руке табакерку. Вслед за лаем собак послышался голос по волку, поданный в басистый рог Данилы; стая присоединилась к первым трем собакам, и слышно было, как заревели с заливом голоса гончих, с тем особенным подвыванием, которое служит признаком гона по волку. Доезжачие уже не порскали, а улюлюкали, и из-за всех голосов выступал голос Данилы, то басистый, то пронзительно-тонкий. Голос Данилы, казалось, наполнял весь лес, выходил из-за леса и звучал далеко в поле. Прислушавшись несколько секунд молча, граф и его стремянный убедились, что гончие разбились на две стаи: одна, большая, ревевшая особенно горячо, стала удаляться, другая часть стаи понеслась вдоль по лесу, мимо графа, и при этой стае было слышно улюлюканье Данилы. Оба эти гона сливались, переливались, но оба удалялись. Семен вздохнул и нагнулся, чтоб оправить сворку, в которой запутался молодой кобель. Граф тоже вздохнул и, заметив в своей руке табакерку, открыл ее и достал щепоть. — Назад! — крикнул Семен на кобеля, который выступил за опушку. Граф вздрогнул и уронил табакерку. Настасья Ивановна слез и стал поднимать ее. Граф и Семен смотрели на него. Вдруг, как это час-то бывает, звук гона мгновенно приблизился, как будто вот-вот перед ними самими были лающие рты собак и улюлюканье Данилы. Граф оглянулся и направо увидал Митьку, который выкатывавшимися глазами смотрел на графа и, подняв шапку, указывал ему вперед, на другую сторону. — Береги! — закричал он таким голосом, что видно было, что это слово давно уже мучительно просилось у него наружу. И поскакал, выпустив собак, по направлению к графу. Граф и Семен выскакали из опушки и налево от себя увидали волка, который, мягко переваливаясь, тихим скоком подскакивал левее их к той самой опушке, у которой они стояли. Злобные собаки визгнули и, сорвавшись со свор, понеслись к волку мимо ног лошадей. Волк приостановил бег, неловко, как больной жабой, повернул свою лобастую голову к собакам и, так же мягко переваливаясь, прыгнул раз, другой и, мотнув поленом (хвостом), скрылся в опушку. В ту же минуту из противоположной опушки с ревом, похожим на плач, растерянно выскочила одна, другая, третья гончая, и вся стая понеслась по полю, по тому самому месту, где пролез (пробежал) волк. Вслед за гончими расступились кусты орешника и показалась бурая, почерневшая от поту лошадь Данилы. На длинной спине ее комочком, валясь вперед, сидел Данило, без шапки, с седыми встрепанными волосами над красным, потным лицом. — Улюлюлю, улюлю!.. — кричал он. Когда он увидал графа, в глазах его сверкнула молния. — Ж...! — крикнул он, грозясь поднятым арапником на графа. — Про...ли волка-то!.. охотники! — И как бы не удостоивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению. Но Семена уже не было: он, в объезд по кустам, заскакивал волка от засеки. С двух сторон также перескакивали зверя борзятники. Но волк пошел кустами, и ни один охотник не перехватил.

Похожие статьи
 
Категории