10 вопросов на тему фольклор. Дайте определение сказки

05.02.2019

Данный урок проводится в игровой форме с использованием групповой работы. Урок сопровождается презентацией, на слайдах которой размещены как задания, так и правильные ответы. Он может быть использован как на уроках литературы в 5 классе, так и на уроках литературного чтения в начальном звене.

Цель игры : систематизировать и обобщить знания по теме «Фольклор»; проверить качество знаний.

Задачи:

  • Обучающие - формирование практических умений использовать полученные знания по теме «Фольклор»; обогащение словарного запаса; активизирование самостоятельной деятельности обучающихся; отрабатывание навыка взаимопроверки и взаимоконтроля;
  • Развивающие - формирование самостоятельности мышления в условиях групповой работы.
  • Воспитательные - воспитывать уважительное отношение к мнению других, собранность, чёткость действий в процессе работы; привить интерес к изучению литературы; воспитывать толерантность.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, распечатанные задания.

Правила игры.

В викторине принимают участие три команды, которые выбирают тему для вопроса. Правило ответа принадлежит команде, первой поднявшей руку. Если ответ дан неверно, то право ответа и выбора следующего вопроса переходит другой команде.

Работа оформлена в виде презентации. Слайд 2 - основной, с остальными слайдами, на которых написаны задания, работают по гиперссылкам по щелчку мыши. Для перехода на следующий этап необходимо нажать на иллюстрацию в правом нижнем углу.

Вопросы для викторины

Блог «Пословицы»

1.Объясните значение пословиц.

  • Дыма без огня не бывает.
  • Чья бы корова мычала, а твоя молчала.
  • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

2. Составьте из этих слов пословицы.

  • Вить, быть, верёвочка, конец, сколько.
  • Терпеть, быть, казак, атаман.
  • Смотреть, конь, дареный, зуб.

3. Найдите неправильное слово, исправьте ошибку.

  • Город не тётка.
  • Есть ещё горох в гороховнице.
  • Рысак русака видит издалека.
  • Уменье - свет, а неуменье - тьма.
  • Комар косу не подточит.

4. Сколько пословиц в стихотворении?

А в пословицах ведь говорится,
Что сами вы должны учиться.
Грамотей не тот, кто читать умеет,
А кто слушает да разумеет.

И конечно, без труда - не вытащишь рыбку из пруда.
Помни: тот, кто хочет много знать,
Тот не должен долго спать.
Хочешь есть калачи - не лежи на печи.

Блог «Загадки»

1. Ловец отменный, Ткач примерный. Кто в его пряжу попадёт, Тот умрёт (паук).

2. Что такое «ложь с намёком» и для всех людей «с уроком»? (сказка).

3. Сердце её лучше солнца греет. Роднее её родни нет. Птица рада весне, а дитя ей (мать).

4. Без него и колокол нем. Он болтает, а голова отвечает. Он до Киева доведёт. (язык).

Блог «Былины»

1. По описанию узнай героя былины.

Он сидит злодей на семи дубах,
На семи дубах, на сорока суках…

2. Игрой на каком инструменте сопровождалось пение былин? Кто из былинных героев играл на гуслях?

3. Назовите имена известных вам богатырей, героев былин.

4. Узнай героя былины по описанию.

А сидит-то царище, как свинище,
На девяти столах, на десяти скамьях.
А глазищи…
И черным-черны, и пустым-пусты.
Бородища-то…
Из трёх волосин, как из трёх ветлин.

А носище-то…
Будто палка-клин дровокольная.

Блог «Сказки»

1.Какие бывают сказки? Чем они отличаются друг от друга? Выберите правильный ответ.

  • волшебные;
  • бытовые;
  • сказочные;
  • докучливые;
  • игровые;
  • сказки про животных;
  • страшилки.

2. Какие сказочные правила вы знаете?

  • выбирай что менее ценно;
  • ничему не удивляйся;
  • будь добр и отзывчив;
  • нарушай запреты.

3. Какие сказочные законы вы знаете?

  • «Сказано - сделано».
  • «Закон триединства».

4. Приведите примеры концовок сказок.

Подведение итогов.

Презентация к викторине «По страницам фольклора»

Вариант 1

  1. Дайте определение фольклора.
  1. К жанрам фольклора относится:

А. Былина Б. Рассказ В. Частушка Г. Роман

  1. Дайте определение былине.
  1. Главными героями былин являются:

А. Вольга Б. Алёша Попович В. Иван – царевич Г. Илья Муромец

  1. К художественным приемам былины относятся:

А. Постоянные эпитеты Б. Метафора В. Гипербола Г. Мораль

  1. Какой художественный прием былины используется в следующих строках:

С горы на гору конь поскакивает,

С холма на холм добрый конь попрыгивает.

Он ведь реки-то, озера меж ног пропускал,

Он синие моря-то кругом обскакивал…

  1. Дайте определение жанра сказки.
  1. Какие из перечисленных персонажей являются героями народных сказок:

А. Кай Б. Кощей Бессмертный В. Аленушка Г. Дюймовочка

  1. Какое первое задание своим сыновьям дал царь в сказке «Царевна - лягушка»
  1. Кто не является героем сказки «Царевна - лягушка»:

А. Василиса Премудрая Б. Синдбад В. Царь Г. Кощей Бессмертный

  1. Дайте определение пословицы.
  1. Распределите предложенные пословицы и поговорки в две группы «Слово», «Трудолюбие и лень»: Терпение и труд все перетрут. Не везде сила, где уменье, а где и терпенье. Слово не воробей, выпустишь - не поймаешь. Сказанное словцо - серебро, несказанное - золото. В мелких словах и большое дело утопить можно. Золото познаётся в огне, а человек - в труде. Коня узнают в езде, а человека - в труде.
  1. Отгадайте загадку и дайте определение этого жанра:

Толст, морщинист, два клыка

Он похож на старика.

Он на льду лежит - и что ж?

Не мёрзнет толстокожий...

Сначала как солнце - оранжево-яркий.
Становится пухом - пушистым и мягким.
Как облачко белый, и лишь дуновенье,
Развеется сразу в одно лишь мгновенье

  1. Перечислите признаки пьесы.

Итоговый тест по литературе за 1 четверть.

Вариант 2

1. Дайте определение фольклора.

2. К жанрам фольклора относится:

А. Стихотворение Б. Народная драма В. Сказка Г. Очерк

3. Дайте определение былине.

4. Главными героями былин являются:

А. Вольга Б. Иван – царевич В. Добрыня Никитич Г. Илья Муромец

5. К художественным приемам былины относятся:

А. Троекратные повторы Б. Ирония В. Гипербола Г. Олицетворение

6. Какой художественный прием былины используется в следующих строках:

Как в сторону махнет – так тут улица,

А в другую отмахнет - переулочек

А. Постоянный эпитет Б. Зачин В. Троекратный повтор Г. Гипербола

7. Дайте определение жанра сказки.

8. Какие из перечисленных персонажей являются героями народных сказок:

А. Снежная Королева Б. Кощей Бессмертный В. Василиса Премудрая Г. Белоснежка

9. Какое второе задание своим сыновьям дал царь в сказке «Царевна - лягушка»

А. сшить скатерть Б. испечь хлеб В. Приехать на пир Г. Соткать ковер

10. Кто не является героем сказки «Царевна - лягушка»:

А. Василиса Премудрая Б. Иван-царевич В. Царь Г. Морозка

11. Дайте определение песни.

12. Распределите предложенные пословицы и поговорки в две группы «Слово», «Трудолюбие и лень»: Терпение и труд все перетрут. Не везде сила, где уменье, а где и терпенье. Слово не воробей, выпустишь - не поймаешь. Сказанное словцо - серебро, несказанное - золото. В мелких словах и большое дело утопить можно. Золото познаётся в огне, а человек - в труде. Коня узнают в езде, а человека - в труде.

13. Отгадайте загадку и дайте определение этого жанра:

Первый слог простой предлог.
Слог второй звериный рот.
Если слово ты прочтёшь
Быстро в бездну упадёшь!

Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни черненьких галчат

14. Перечислите признаки пьесы.


  1. Сравните текст одной из исторических песен с былиной. Какие элементы былинного повество-вания, языка, художественных особенностей вы в ней обнаружили? В чем вы видите отличия былин-ного героя от героев исторической песни?
  2. Сюжеты исторических народных песен основаны на реальных событиях и вы-мышленных происшествиях с историче-скими личностями. Но, даже обращаясь к событиям, относящимся к истории, на-родные песни используют обычные для былин приемы: повторы («Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою…»), по-стоянные эпитеты (красное золото), вос-клицания-обращения («Ой вы гой еси…» или «Ах ты гой еси…»).

    Былинный герой-богатырь создан на-родной фантазией. Читатель не пытается связать его облик и судьбу с конкретным историческим лицом. В исторических песнях герои всегда подлинные. Тут воз-можны некоторые вольности и неточнос-ти, но все равно в основе исторической песни лежат события с реальными участ-никами.

  3. Изложите сюжет выбранной вами историче-ской песни. Какое событие стало в ней централь-ным, кульминационным? Как вы это определили?
  4. Песня «Правеж» рассказывает о спра-ведливом суде Ивана Грозного; песня «Петра I узнают в шведском городе» опи-сывает «разведку» царя в столице враж-дебного ему государства.

    Можно пересказать каждую из них, обя-зательно используя приемы, характерные для фольклорного произведения. «Пра-веж» воспроизводит лишь один эпизод, а в песне о Петре I более заниматель-ная для пересказа история: есть завяз-ка — описание сборов для тайной поезд-ки в чужие земли, сами странствия по «Стекольному государству», узнавание царя, успешное его бегство от преследова-телей.

    Все эти этапы нужно передать как мож-но ближе к тексту песни. Кульминация — успешная разведка Петра I: «Не купчинушка по городу гуляет». Здесь использо-ван характерный для фольклора оборот — отрицательное сравнение.

  5. Подготовьте выразительное чтение одного произведения (по вашему выбору).
  6. Для выразительного чтения можно под-готовить не всю песню, а один из ее фраг-ментов. Материал с сайта

    Часто для подготовки выразительного чтения используют фрагмент, изображаю-щий бегство Петра I от преследователей.

    Можно начать со слов: «Ты бери-ко, бери, крестьянин, денег вдоволь…» — и до кон-ца песни.

    В этом небольшом фрагменте не только рассказ о событиях, но и включенные в этот рассказ обращения: Петра к крестья-нину, к матросам и солдатам на судне и «погони» к царю. Весь эпизод должен чи-таться стремительно, а обращения рассе-кают его на части и при этом только уси-ливают темп повествования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • историческая песня «петра i узнают в шведском городе»
  • найдите эпитеты характеризующие ивана грозного
  • вопросы и ответы по теме фольклор
  • сравните текст одной из исторических песен с былиной.
  • вопросы и ответы на тему фольклор

Тест. Фольклор. 5 класс. 1 вариант

1. Фольклор - это:

а) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

в) устное народное творчество;

г) набор произведений на различные темы.

3
а) загадка; б) песня; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) легенда; и) поговорка.

4
а)гипербола; б) эпитет; в)сравнение; г) метафора, д)антитеза

5.
Что такое пословица?
а) образное сочетание слов; б) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека; в) законченное высказывание назидательного содержания.

6.
а) в меткости и образности высказывания;

в) пословица - законченное суждение, поговорка - часть суждения.

7. Что такое сказка:

а) историческая повесть

б) легенда

в) занимательный рассказ с фантастическим содержанием

г) правдивая история

8.

б) бытовые, волшебные, о животных, героические

9.

а) патриотическая идея

б) победа добра над злом

в) высмеивание пороков.

10. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть помощники. Выберите их из списка:

Тест. Фольклор. 5 класс. 2 вариант

1. Фольклор - это:

а) набор произведений на различные темы.

б) устное народное творчество;

в) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

г) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова.

3 . Какие из перечисленных жанров относятся к фольклору?
а) загадка; б) поговорка; в) пословица; г) повесть; д) поэма; е) рассказ; ж) сказка; з) прибаутка; и) считалка.

4 . Какие литературные приемы лежат в основе загадки?
а)гипербола; б) метафора; в)отрицательное сравнение; г) эпитет, д)антитеза

5.
Что такое пословица?
а) часть суждения, дающего меткую оценку события или человека; б) образное сочетание слов; в) законченное высказывание назидательного содержания.

6. В чем различие пословиц и поговорок?
а) поговорка – это часть суждения, а пословица – законченное суждение;
б) в основе пословиц лежит метафора, а в основе поговорок - сравнение;
в) в меткости и образности высказывания.

7. Что такое сказка:

а) историческая повесть

б) правдивая история

в) легенда

г) занимательный рассказ с фантастическим содержанием

8. Верно укажите основные группы сказок:

а) фантастические, бытовые, о трех братьях.

б) бытовые, героические, волшебные, о животных

в) чудесные, о животных, литературные

9. Ведущая идея волшебной сказки:

а) патриотическая идея

б) победа добра над злом

в) высмеивание пороков.

10. В волшебных сказках каждый персонаж играет определенную роль. У главного героя сказки есть вредители. Выберите их из списка:

Конь, заяц, Змей Горыныч, гуси-лебеди, щука, Баба Яга, медведь, Кощей Бессмертный, серый волк.



Похожие статьи
 
Категории