Рафаэль стиль живописи. «Рафаэль Санти» доклад

20.02.2019

Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Первое художественное образование получил у своего отца, живописца Джованни Санти, и после его смерти в 1494 г. продолжал у умбрийского живописца П. Перуджино. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. Все они носят общий характер нежной и глубокой религиозной мечтательности умбрийской школы. Но уже в «Обручении Девы Марии » (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля.

Рафаэль. Обручение Девы Марии. 1504

Флорентийский период творчества Рафаэля

С прибытием Рафаэля из тихой Умбрии во Флоренцию, в 1504, начинается второй период его художественной деятельности. Произведения Микеланджело , Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео, сама Флоренция – центр всего изящного и прекрасного – все это оказало сильное влияние на художественное развитие Рафаэля, Удивляясь силе Микеланджело, он, однако, примкнул к Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео и отдался ревностно изучению старых флорентийцев. Тонкое чувство и верная передача душевных движений, прелесть фигур и переливов тонов, которые отличают картины Леонардо да Винчи, благоговейное выражение и умелое расположение групп, знание и глубина впечатления, который присущи Фра Бартоломео, отразились на произведениях Рафаэля этого периода, но не лишили их ясно уже выступившей индивидуальности. Часто подчиняясь чужим влияниям, Рафаэль брал всегда только то, что было ему родственно и полезно, умея сохранять чувство меры.

Рафаэль. Три грации. 1504-1505

Флорентийский период творчества Рафаэля начинается аллегорическими картинами «Три грации » и «Сон рыцаря ».

Рафаэль. Аллегория (Сон рыцаря). Ок. 1504

К этому времени относятся также известные панели на тему битв Святого Михаила и Святого Георгия с драконом, картины «Христос Благословляющий » и «Святая Екатерина Александрийская »

Рафаэль. Святая Екатерина Александрийская. 1508

Мадонны Рафаэля

Но вообще время, проведённое Рафаэлем во Флоренции – это эпоха мадонн по преимуществу: «Мадонна со щеглёнком », «Мадонна дома Темпи », «Мадонна дома Колонна », «Мадонна дель Балдахино », «Мадонна Грандука », «Мадонна Каниджани », «Мадонна Террануова », «Мадонна в зелени », так называемая «Прекрасная садовница » и превосходное по драматичности композиции «Положение Христа во гроб» – главные произведения Рафаэля за этот период.

Рафаэль. Мадонна в зелени, 1506

Здесь, во Флоренции, Рафаэль принимается за портреты и пишет портреты Аньоло и Маддалены Дони .

Рафаэль. Портрет Аньоло Дони. 1506

Римский период творчества Рафаэля

Гармонично сливая все влияния воедино и претворяя их, Рафаэль постепенно идет вперед и достигает своего высшего совершенства в третий период своей деятельности во время пребывания в Риме. По указанию Браманте, в 1508 г. Рафаэль Санти был вызван в Рим папою Юлием II для украшения некоторых зал Ватикана фресками. Грандиозные задачи, представшие перед Рафаэлем, внушили ему сознание собственных сил; близость Микеланджело, начавшего одновременно роспись Сикстинской капеллы, возбудила в нем благородное соревнование, а мир классической древности, раскрытый в Риме более, чем где-либо в другом месте, сообщил его деятельности возвышенное направление и дал пластическую полноту и ясность для выражения художественных идей.

Живопись Рафаэля в Станца делла Сеньятура

Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. Богословие, философия, юриспруденция и поэзия парят в виде аллегорических фигур на потолке и служат как бы заглавиями к четырем большим композициям на стенах. Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». На первой композиции собраны в группы представители мудрости христианской, на второй – языческой, и таким образом характерно отразилось итальянское Возрождение . В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. На небе восседает Христос среди Богоматери и Иоанна Крестителя, несколько ниже его апостолы, пророки и мученики; над Христом – Бог-Отец с державою, окруженный ангелами, ниже Христа – Святой Дух в вид голубя. На земле в центре картины – алтарь, приготовленный к принесению бескровной жертвы, а вокруг него отцы церкви, вероучители и простые верующие люди в нескольких оживленных группах. На небе все спокойно; здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами.

Рафаэль. Спор о евхаристии (Диспут). 1510-1511

Сцена «Афинской школы» – античный портик, украшенный статуями. Посредине два великих мыслителя: устремляющий руку и мысль к небу идеалист Платон и смотрящий на землю реалист Аристотель. Они окружены внимательными слушателями. Под фигурою Юриспруденции на стене, прорезанной окном, помещены наверху, над окном, три фигуры, олицетворяющие благоразумие, силу и умеренность, а по бокам окна – слева император Юстиниан , принимающий от преклонившего колени Трибониана пандекты, справа – папа Григорий VII , вручающий декреталии адвокату.

Рафаэль. Афинская школа, 1509

Против этой фрески, под фигурой поэзии – «Парнас», на котором собраны великие древние и новые поэты.

Живопись Рафаэля в Станца ди Элиодоро

Во втором покое (di Eliodoro), на стенах, с сильным драматическим вдохновением изображены «Изгнание Илиодора из Храма», «Чудо в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Аттила, остановленный при нападении на Рим увещаниями папы Льва I и грозным явлением апостолов Петра и Павла».

Рафаэль. Изгнание Илиодора из Храма, 1511-1512

В этих произведениях представлено божеское заступничество, охраняющее церковь от врагов внешних и внутренних. При расписывании этой комнаты Рафаэль впервые прибег к помощи своего любимого ученика Джулио Романо.

Рафаэль. Встреча папы Льва I и Аттилы, 1514

Живопись Рафаэля в Станца делль Инчендио

Третий покой (dell"Incendio) украшен четырьмя стенными фресками, изображающими пожар в Борго, прекращенный словом папы, победу над сарацинами при Остии, присягу Льва III и коронование Карла Великого . Только первая из них несомненно вполне принадлежит Рафаэлю, остальные написаны его учениками по его картонам, которым иногда Рафаэль не имел времени придать окончательную отделку.

Живопись Рафаэля в Зале Константина

В смежной Зале Константина, наконец, рядом с другими сценами из жизни Константина Великого , поборника церкви и основателя её светского могущества, создано Рафаэлем мощное изображение битвы Константина – одна из величественных батальных картин нового искусства, хотя она и выполнена большею частью Джулио Романо.

Рафаэль. Битва Константина Великого на Мульвийском мосту, 1520-1524

Живопись Рафаэля в Ватиканских лоджиях

Не окончив еще станцы, Рафаэль должен был приняться за украшение Ватиканских лоджий – открытых галерей, окружающих с трёх сторон двор Святого Дамаса. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета, известные под именем «Рафаэлевой Библии». Если сравнить эту Библию с библейскими картинами Микеланджело в Сикстинской капелле, то ясно выступает вся противоположность между мрачным трагиком и лириком Микеланджело и спокойным эпиком Рафаэлем, отдающим предпочтение отрадному, идиллии, грации.

Гобелены для Сикстинской капеллы

Третьей обширной работой Рафаэля в Риме были картоны со сценами из «Деяний апостолов» для 10 гобеленов в Сикстинскую капеллу, заказанные папою Львом X. В них Рафаэль является одним из величайших мастеров исторической живописи. В то же время Рафаэль написал в вилле Фарнезине «Триумф Галатеи» и для галереи той же виллы сделал эскизы из истории Психеи, успевая составлять по просьбе папы рисунки для блюд и ящиков с благовониями.

Жизнь Рафаэля в Риме

В 1514 г, Лев X назначил Рафаэля главным наблюдателем за работами по построению собора святого Петра, а в 1515 – блюстителем добываемых из раскопок в Риме античных памятников. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим; портреты Юлия II и Льва X; мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская»; «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Но и теперь среди множества работ, наверху своей славы, Рафаэль так же старательно подготовлялся для каждой картины, заботливо обдумывая многочисленные эскизы. И при всем том Рафаэль в последние годы много занимался архитектурой: по его планам было построено несколько церквей, дворцов, вилл, но для собора св. Петра он успел сделать немного, Кроме того он делал рисунки для скульпторов, и сам не был чужд занятий скульптурой: Рафаэлю принадлежит мраморное изваяние ребенка на дельфине в Петербургском Эрмитаже. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима.

Рафаэль. Сикстинская мадонна, 1513-1514

Заваленный работой с 1515 г., Рафаэль не имел ни минуты покоя, В деньгах он не нуждался, не успевая тратить своих заработков. Лев X сделал его своим камергером и рыцарем золотой шпоры. Со многими лучшими представителями римского общества Рафаэль был связан узами дружбы. Когда он выходил из дому, его окружала толпа человек в 50 его учеников, ловивших всякое слово любимого учителя. Благодаря влиянию мирного, чуждого зависти и недоброжелательства характера Рафаэля, эта толпа составляла дружную семью без зависти и ссор.

Смерть Рафаэля

6 апреля 1520 г. Рафаэль умер на 37 году жизни от горячки, которую он схватил при раскопках; она была смертельна для его истощенного необыкновенным напряжением организма. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. По словам Вазари, Рафаэль до самой смерти был горячо привязан к своей возлюбленной Форнарине, дочери булочника, и её черты, кажется, легли в основу лица Сикстинской мадонны Молва, что причиною ранней смерти Рафаэля была безнравственная жизнь, появилась позднее и ни на чем не основана. Современники отзываются с глубоким уважением о нравственном складе Рафаэля, Тело Рафаэля было погребено в Пантеоне. В 1838 г. вследствие возникших сомнений, гробница были открыта, и останки Рафаэля найдены в полной целости.

Особенности творчества Рафаэля

В деятельности Рафаэля Санти поражает прежде всего неистощимая творческая фантазия художника, подобной которой в таком совершенстве не встречаем ни у кого другого. Указатель отдельных картин и рисунков Рафаэля обнимает 1225 номеров; во всей этой массе его произведений нельзя найти ничего лишнего, всё дышит простотой и ясностью, и здесь, как в зеркале, отражается весь мир в его разнообразии. Даже мадонны его в высшей степени различны: из одной художественной идеи – изображения молодой матери с ребенком – Рафаэль сумел извлечь столько совершенных образов, в которых она может проявиться, Другая отличительная черта творчества Рафаэля – сочетание в чудной гармонии всех духовных дарований. У Рафаэля нет ничего преобладающего, все соединено в необычайном равновесии, в совершенной красоте. Глубина и сила замысла, непринужденная симметрия и законченность композиций, замечательное распределение света и тени, правдивость жизни и характерность, прелесть колорита, понимание нагого тела и драпировки – все гармонично сочетается в его творчестве. Этот многосторонний и гармоничный идеализм художника эпохи Возрождения, восприняв в себя почти все течения, по своей творческой силе не подчинился им, а создал свое оригинальное, облек его в совершенные формы, слив христианское благочестие средних веков и широту взгляда нового человека с реализмом и пластикой греко-римского мира. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля.

Рафаэль. Преображение, 1518-1520

Жизнь и творчество Рафаэля Санти описана в книге Джорджо Вазари «Жизнеописания самых знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Vite de" più eccellenti architetti, pittori e scultori»), 1568.

Великий итальянский живописец родился в 1483 году в Урбино. Его отец также был живописцем и графиком, так что свое обучение будущий мастер начал именно в мастерской отца.

Родители Рафаэля умерли, когда мальчику едва исполнилось 11 лет. После их смерти он отправился в Перудже обучаться в мастерской Пьетро Перуджино. Он провёл в мастерской мастера около 4 лет и за это время обрёл свой собственный стиль.

Начало карьеры

Как гласит краткая биография Рафаэля Санти, после окончании обучения художник отправился жить и работать во Флоренцию. Здесь он познакомился с такими выдающимися мастерами, как Леонардо да Винчи , Микеланджело , Бартоломео делла Порта. Он учился у этих выдающихся мастеров секретам портретной живописи и скульптуры.

В 1508 году художник переехал в Рим и стал официальным живописцем папского двора. Он занимал эту должность и при папе Юлии II, и при папе Льве X. Именно для последнего Рафаэль расписывал Сикстинскую капеллу – величайший шедевр эпохи Возрождения.

В 1514 году Рафаэль стал главным архитектором собора Св. Петра. Также он много занимался раскопками в Риме, работал на заказ для многочисленных церквей, писал портреты (правда, в основном, портреты друзей), выполнял особо значимые частные заказы.

Ретроспектива творчества художника: флорентийский период

Первые свои работы художник выполнил еще в мастерской отца. Самый яркий пример творчества юного художника Хоругвь с изображением Св. Троицы. Эта работа до сих пор находится в доме-музее в Урбино.

В период обучения у Пьетро Перуджино Рафаэль начал работать над образами своих классических Мадонн. Самая яркая его работа периода с 1501 по 1504 год – «Мадонна Конестабиле».

Флорентийский период – самый насыщенный в жизни Рафаэля. Он создал в это время свои признанные шедевры, такие как: “Дама с единорогом”, “Святое семейство”, “Св. Екатерина Александрийская”.

Также в этот период он очень много рисовал Мадонн. Рафаэлевская Мадонна – это прежде всего мать (вероятнее всего, на художника очень сильно повлиял ранний уход его собственной матери). Самые лучшие Мадонны этого периода: “Мадонна с гвоздикой”, “Мадонна Грандука”, “Прекрасная садовница”.

Ретроспектива творчества художника: римский период

Римский период творчества – вершина карьеры художника. Он немного отошел от классических библейских сюжетов и обратился к Античности. Признанными мировыми шедеврами являются: “Афинская школа”, “Парнас”, “Сикстинская Мадонна” (роспись на стене Сикстинской капеллы – вершина мастерства Рафаэля), “Мадонна Альба”, “Мадонна с рыбой”.

Смерть художника

Рафаэль умер в 1520 году предположительно от римской лихорадки, которую «подхватил» на раскопках. Похоронен в Пантеоне.

Другие варианты биографии

  • Рафаэль был знаком с А. Дюрером . Известно, что последний подарил Рафаэлю свой автопортрет, но судьба его и по сей день неизвестна.
  • Вилла Фарнезина – особый этап в деятельности художника. Можно сказать, что он впервые обращается к античной мифологии и исторической живописи. Так появляются фрески «Триумф Галатеи» и «Свадьба Александра и Роксаны». Интересно, что Рафаэль писал и с обнаженной натуры. Самое лучшее его произведение в этом плане – «Форнарина» (считается, что большинство женских портретов, выполненных художником, были списаны с его натурщицы и возлюбленной Форнарины, о судьбе которой мало известно).
  • Рафаэль писал прекрасные сонеты, в основном посвященные любви к женщинам.
  • В 2002 году одна из графических работ Рафаэля была продана на аукционе Сотбис за рекордную для такого типа работ сумму – 30 миллионов фунтов стерлингов.

Родиной великого итальянского архитектора и живописца, Рафаэло Санти , известного как Рафаэль, стал городок Урбино — столица небольшого герцогства в Италии. Дата рождения — 28 марта 1483 года.

Первые свои уроки живописи Рафаэль получил от Джованни Санти — своего отца. Скорее всего, одновременно он брал уроки и у Тимотео Вити — тот был не особо известен, но достаточно одарен. В 16 лет Рафаэль поступил в ученики к Пьетро Венуччи , носившему прозвище Перуджино , возглавлявшему в то время живописцев в Урбино. Творчество Рафаэля наиболее ярко отражает идеи Высокого возрождения.

Особенность творчества Рафаэля в том, что он произвел синтез достижений своих предшественников. Им был создан свой собственный идеал человека, свое представление о гармонии и красоте. У своего учителя, Перуджино, Рафаэль взял плавные линии, свободу расположения фигур в пространстве, это характерные особенности его более поздних, зрелых произведений.

В своих произведениях Рафаэль воплотил идеи гуманизма эпохи ренессанса. Это представления о свободе человека, о возможностях его физического и духовного совершенствования. Конечно, эти представления и мечты были очень далеки от реалий, в которых жил художник. Однако ему удалось отразить устремления и те, вехи, которые уже были достигнуты обновленной культурой Италии, и к которым стремились другие народы и последующие эпохи.

Его образы так благородны, обаятельны и влекущи за счет неповторимой гармонии, потрясающего чувства меры, умения сочетать реальные и воображаемые, фантастические образы.

В период с 1504 по 1508 годы Рафаэль живет и творит во Флоренции, где его творчество, конечно, подверглось влиянию Микеланджело и Леонардо да Винчи . Именно в это время его работы обретают зрелость, именно тогда он производит на свет лучшие свои работы, в том числе и знаменитую Мадонну с младенцем .

Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. В этой зале расположены такие его работы как «Диспут », «Афинская школа » — они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас », «Мудрость, Умеренность и Сила ». Творения этой залы отличаются изяществом и величием. Талант Рафаэля всегда находил своих почитателей и недостатка в заказчиках он никогда не испытывал. Более того, для того, чтобы справляться со всеми заказами он прибегал к услугам помощников, которые работали над декоративной частью картин. В последние годы, портреты, написанные им, поднимают уровень его мастерства до уровня Леонардо да Винчи . После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св. Петра.

Рафаэль в своем письме к Бальдассаре Кастильоне разъясняет идеальность своего искусства очень просто. Он говорит о том, что, для того, чтобы изобразить прекрасную женщину, ему нужно увидеть много красавиц, имея рядом и других судей, которые подтвердят, что женщины прекрасны, и тут же говорит об отсутствии, как первых, так и вторых, и поэтому он обращается к своему воображению, к своим идеям, которые стремятся к совершенству.

Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона. Его «Мадонны» передают красоту, и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности. Рафаэлю удалось то, что наши современники считают его исторической заслугой, он смог создать синтез двух миров — греческой классики и христианского мира. Такое «эллинизированное христианство», имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада.

Рафаэль сумел претворить гуманистические идеи своего времени в образы простые и ясные, которые передавали и повседневные и философские понятия.

Современники вспоминают Рафаэля, как человека сердечного, поддающегося внешним влияниям. У него была приятная внешность, «патрицианское лицо». Он держался уверенно, но без высокомерия. Натура же у него была мягкая, почти женственная.

Его тонкая одухотворенность сквозит уже в его ранней работе «Мадонне Конестабиле », которая нынче хранится в Эрмитаже. Композиция «Обручение Марии » демонстрирует его умение работать с композиционным решением своих произведений, располагать фигуры в пространстве, связывать их с окружением. В этих ранних работах он демонстрирует свое становление мастера Высокого Возрождения — это подтверждает и манера построения чертежа, и гармония архитектурных форм, и цельность, уравновешенность частей композиции.

Сикстинская Мадонна

Любую картину или фреску Рафаэль воспринимал единым организмом, он считал, что заново создает реальность, облагороженную художником. В его образах и создаваемых пространствах есть элементы классической архитектуры и природных объектов. Даже не изображая архитектурные объекты, Рафаэль создает свою композицию подобно архитектурной, расчленяя пространство и используя ритмическое ее построение. Он умело использует характерные структурные формы живописных композиций, которые рождаются из линейных форм — кругов и полукружий, и рождающиеся из них сферы или купола полусферы. Все части его картин подчинены циркулярному движению, они располагаются то вдоль плоскости, создавая глубину, то разворачиваются по кругу, то двигаясь по спирали.

За год до смерти Рафаэль заканчивает самую известную свою картину, которая заслуженно считается вершиной его творчества — знаменитую Сикстинскую мадонну , которая писалась для церкви святого Сикста в Пьяченце.

Рафаэль задумал представить таинство явления Богоматери, как чудо зримое. Для этого он использует раздвинутый занавес. В подобных сценах занавес обычно поддерживают ангелы, в этой же картине занавес как будто раздвинут святым духом. То, что Богоматерь — явление неземное свидетельствует то, с какой легкостью, босая шествует она по облакам, прижимая к груди сына.

В своем творении Рафаэлю удалось совместить черты идеальные, той религиозной идеальностью, которая присуща всем святым душам с естественной человечностью. Небесная царица несет свое дитя навстречу людям. Она идет с гордостью матери, которая выносила божественное дитя, в каждом ее движении недосягаемость — она уже не принадлежит себе и этому миру, у нее другое предназначение.

Ее нежное лицо несет печать невыразимой скорби — она тревожится и предвидит судьбу дитя. Изначально картина находилась в хоре монастырской церкви св. Сикста в Пьяченце. Там она казалась парящей. Издалека она казалась плоской — темным пятном на светлом фоне. Если же приблизиться к картине, то впечатление меняется, зрителя захватывают новые ощущения.

Плоскостная бестелесность пропадает, все фигуры становятся объемными, в каждой из них появляется жизнь. И перед зрителем уже не Богоматерь, парящая в облаках, а женщина, идущая нам на встречу. Ее одежда как будто колышется в потоке воздуха — край плаща и покрывало отбросил встречный ветер, а занавес, открывающий фигуры перед нами, помогает создавать полную иллюзию движения.

Замысел художника объединяет два пространства, то, которое находится по ту сторону холста, воображаемое идеальное пространство и реальное пространство, в котором находятся зрители. Для того чтобы убедиться, что перед нами холст подходить к нему и дотрагиваться не обязательно.

Понимая, что перед нами просто искусно окрашенный холст мы в мыслях и в чувствах, на уровне более тонких материй чувствуем себя рядом с Богоматерью. И, если в самом начале возникает ощущение, что Мадонна спускается к нам, то непродолжительное время, побыв рядом с ней, появляется чувство, что это мы поднимается к ней навстречу. Тем не менее это не смущает зрителя, не вызывает внутреннего конфликта. Ощущение нереальности проходит и Мадонна замирает.

Интересно, что в этой работе художник не использует изображения неба или земли. Нет никаких архитектурных декораций или пейзажей, так характерных для работ Рафаэля. Все действие происходит в облаках, которые заполняют всю картину. Облака, более плотные в нижней части картины, в верхней нежные и светящиеся. Изображение занавеса обрамляет фигуры плотно, поэтому издалека создается ощущение рисунка плоского, а сложность изображенного пространства только угадывается.

Рафаэль Рафаэль

(собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio)) (1483-1520), итальянский живописец и архитектор. В гармоничном искусстве Рафаэля с наиболее ясностью воплотились гуманистические представления о прекрасном и совершенном человеке, существующем в гармонии с миром, жизнеутверждающие идеалы красоты, характерные для эпохи Высокого Возрождения.

Рафаэль родился в семье живописца Джованни Санти и детские годы провёл в Урбино В 1500 переехал в Перуджу, где поступил в мастерскую Перуджино. Уже ранние произведения Рафаэля, написанные под влиянием учителя, отличаются тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажа ("Сон рыцаря", Национальная галерея, Лондон; "Три грации", Музей Конде, Шантийи; "Мадонна Конестабиле", ГЭ; все три - около 1500-02). Юношеский период творчества Рафаэля завершает алтарный образ "Обручение Марии" (1504, Брера), по пространственному решению близкий фреске Перуджино "Передача ключей" в Сикстинской капелле дворца в Ватикане. В 1504 Рафаэль отправился во Флоренцию, где изучал творчество её выдающихся мастеров (в особенности Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео), а также занимался анатомией и перспективой. В живописи Рафаэля появилась динамика драматического действия ("Положение во гроб", 1507, Галерея Боргезе, Рим). Славу Рафаэлю принесли многочисленные мадонны, созданные им во Флоренции между 1504-08 ("Мадонна Гран-дука", Галерея Питти, Флоренция; так называемая "Прекрасная садовница", 1507, Лувр).

В 1508 Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим. Здесь он ближе познакомился с античными памятниками, принимал участие в археологических раскопках. По заказу Юлия II Рафаэль создал цикл росписей парадных залов (так называемых станц) Ватиканского дворца. В росписях станц воспевается идеал свободы и земного счастья человека, всестороннего развития его физических и духовных возможностей. В исполненной спокойного величия и гармонически стройной композиции росписей большое значение имеют архитектурные фоны, вдохновлённые идеями современной Рафаэлю архитектуры. Им присущи классическая ясность рисунка и пластической лепки форм, мягкая гармония светлого, нарядного колорита. В Станца делла Сеньятура (1509-11) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие ("Диспута"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, Мера, Сила"), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. В Станца д"Элиодоро (1511-14) с особой силой проявилось дарование Рафаэля - мастера светотени. Здесь находятся фрески на легендарные темы ("Изгнание Элиодора", "Встреча Льва I с Аттилой", "Месса в Больсене", "Освобождение апостола Петра из темницы"). Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-17). Это объясняется не только всё большим участием в работе учеников и помощников, но и воздействием реакции, поколебавшей гуманистические принципы искусства Рафаэля. К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-16, итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон, и другие собрания). Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска "Триумф Галатеи" виллы Фарнезина в Риме (1514).

В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста ("Портрет Юлия II", около 1511, Уффици; "Портрет кардинала", около 1512, Прадо; "Женщина в покрывале", или "Донна Велата", около 1513, Галерея Палатина; "Портрет Б. Кастильоне", 1515-16, Лувр; "Лев X с кардиналами", около 1518, Галерея Палатина). В римских мадоннах Рафаэля настроение поэтической идиллии сменяется более глубоким чувством материнства ("Мадонна Альба", около 1510-11, Национальная галерея, Вашингтон; "Мадонна ди Фолиньо", около 1511-12, Ватиканская пинакотека; "Мадонна в кресле", около 1516, Галерея Палатина). Самое совершенное произведение Рафаэля - "Сикстинская мадонна" (1515-19, Картинная галерея, Дрезден) гармонически сочетает настроение тревоги и глубочайшей нежности. В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них (фрески "Лоджии Психеи" виллы Фарнезина, 1514-18, а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана, 1519) своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Дж. Ф. Пенни, Перино дель Вага, Дж. да Удино и др.), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами. В этих произведениях отчётливо проявились черты кризиса, тяготение к маньеризму (неоконченный алтарный образ "Преображение", 1519-20, Ватиканская пинакотека). Исключительное значение имеет деятельность Рафаэля- архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Петра в Риме (составив новый, уже базиликальный план собора) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с лоджиями. В Риме он построил также круглую в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и капеллу Киджи церковь Санта-Мария дель Пополо (1512-20), палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) и Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился). Во Флоренции - палаццо Пандольфини (строилось с 1520 по проекту архитектора Дж. да Сангалло). В этих произведениях Рафаэль старался придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуальный облик. Частично осуществлённым архитекторским замыслом Рафаэля является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органично связанная с окружающими садами, террасным парком.

Искусство Рафаэля долгое время сохраняло значение непререкаемого авторитета и образца, оказав значительное влияние на европейскую живопись XVII-XIX вв.

"Сикстинская мадонна". 1515 - 1519. Картинная галерея. Дрезден.


































Литература: Рафаэль Санти. (Альбом, вступительная статья А. Габричевского), М., 1956; В. Н. Гращенков, Рафаэль, 2 изд., М., 1975; Л. Пашут, Рафаэль, пер. с венг., М., 1981; В. Д. Дажина, Рафаэль и его время, М., 1983; И. Е Прусс, Рафаэль. Альбом, М., 1983; М. С. Лебедянский, Портреты Рафаэля, М.,; 1983; Raffaello, v. 1-2, Novara, 1968; The complete work of Raphael, N. Y, 1969; Pope-Hennessy J. W., Raphael, N. Y., (1970).

Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

Рафаэ́ль

Санти (raffaello santi) (1483, Урбино – 1520, Рим), выдающийся итальянский художник и архитектор эпохи Высокого Возрождения . Сын художника Джованни Санти. Учился у П. Перуджино. В 1504-08 гг. работал во Флоренции. В 1508 г. по приглашению Папы Юлия II переехал в Рим.


Уже в ранних картинах ощутимо свойственное Рафаэлю стремление к гармонии, умение находить тонкое созвучие форм и ритмов линий, движений и жестов персонажей, цветовой гаммы («Мадонна Конестабиле», ок. 1502-03 гг.; «Сон рыцаря», ок. 1504 г.; «Св. Георгий», ок. 1504 г.; «Обручение Марии», 1504).


Творческая атмосфера Флоренции, где Рафаэль познакомился с Леонардо да Винчи, сыграла огромную роль в становлении художника. Начав работать с натуры, он изучает анатомию, сложные позы и ракурсы ; ищет ёмкие и лаконичные, гармонически уравновешенные композиционные формулы. Основой композиции становится, как и в работах многих других ренессансных мастеров, пирамида, в которую вписаны фигуры. Любимая тема – юная Мадонна в пейзаже, у ног которой играют Младенец Христос и Иоанн Креститель («Мадонна со щеглёнком», ок. 1506-07 гг.; «Мадонна в зелени», 1506; «Прекрасная садовница», 1507).


В Риме Рафаэль получил заказ от Папы Юлия II на росписи парадных покоев Ватиканского дворца. Фрески Станцы делла Сеньятура (1509-11) представляют собой величественные многофигурные композиции, олицетворяющие главные области духовной деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. Фигуры сплетены единым ритмом, плавно перетекающим от одной группы персонажей к другой. В соседнем зале – Станце Элидора (1512-14) – стены расписаны композициями «Изгнание Элидора из храма», «Чудесное изведение апостола Петра из темницы», «Месса в Больсене», «Встреча папы Льва I с Аттилой». Драматичный, увлекательный рассказ ведётся посредством взволнованных движений и жестов, контрастов света и тени. В «Чудесном изведении апостола Петра из темницы» переданы сложнейшие эффекты ночного освещения: ангел является в ослепительном сиянии на фоне холодного света луны и огненных отсветов от факелов на латах стражников. На вилле Фарнезина была выполнена пронизанная радостным ликованием фреска «Триумф Галатеи» (ок. 1514-15 гг.).


В Риме Рафаэль проявил себя также в качестве архитектора. С 1514 г., после смерти Д. Браманте , Рафаэль руководил строительством собора Св. Петра, создавал проекты церковных и светских зданий (церковь Сан-Элиджо дельи Орефичи, ок. 1509 г.; капелла Киджи в церкви Санта-Мария дель Пополо, ок. 1512-20 гг.; вилла Мадама, с 1517 г.; не закончена). В 1515 г. художник был назначен Комиссаром по древностям, возглавлял археологические раскопки, изучение античных памятников.


Обращаясь к лику Мадонны, Рафаэль ищет новые образные решения. В «Мадонне делла Седия» (ок. 1513 г.) фигуры юной Богоматери и малышей Иоанна Крестителя и Христа связаны воедино круговым движением, которое подчёркнуто круглым обрамлением (тондо). Мадонна словно стремится укрыть в своих объятиях сына, смотрящего на зрителя недетски серьёзным взглядом. Рафаэль настойчиво искал путь воплощения идеального образа Богоматери. Поиски увенчались созданием «Сикстинской мадонны» (ок. 1515-19 гг.). Босая, но царственная и величественная, она ступает по облакам. На Мадонну с благоговением смотрят снявший папскую тиару Сикст и св. Варвара. Юная Богоматерь спокойна, но в её лучистом взоре, в жесте, которым она прижимает к себе Младенца, уже заключена готовность отдать его. Она предвидит крестный путь Сына и его страдания. Тяжёлый занавес, открывшийся над Богоматерью, усиливает ощущение чудесного явления, представшего перед людьми.
Портреты Рафаэля отличаются благородством и гармонией образов, композиционным равновесием, тонкостью и богатством цветового решения («Бальдассар Кастильоне», ок. 1514-15 гг.; «Донна Велата», ок. 1516 г.).
Творчество Рафаэля оказало значительное влияние на всё последующее развитие итальянской и европейской живописи, став наряду с произведениями античности высшим образцом художественного совершенства, к которому обращались мастера самой разной творческой направленности, от классицистов до символистов.

Первую свою живописную Мадонну он создал в 17 лет, а самая знаменитая его картина – тоже изображение Богоматери с младенцем, великая «Сикстинская мадонна», – хранится в Дрезденской галерее.

Ученичество

Про таких, как Рафаэль Санти, говорят: он прожил короткую, но очень яркую жизнь. Да, уйти в 37 – значит, лишить мир еще многих и многих своих шедевров. Например, Микеланджело продолжал творить до самой смерти в глубокой старости. В грустных глазах Рафаэля на растиражированном «Автопортрете» словно бы угадывается трагически-скорый конец его земного существования.

Родители Рафаэля тоже не были долгожителями. Отец умер, когда мальчику только исполнилось 11 (но он, художник, успел передать азы мастерства наследнику), а мать будущего гения Возрождения пережила мужа на 7 лет.

Теперь ничто не удерживало его в родном Урбино. И Рафаэлло становится одним из учеников мастера Перуджино в Перудже. Там он знакомится еще с одним талантом умбрийской школы – Пинтуриккьо, несколько работ художники выполняют вместе.

Первые шедевры

В 1504-м (живописцу только лишь 21 год) родился шедевр «Три грации». Санти постепенно отходит от подражательства учителю и приобретает собственный стиль. К этому же периоду относится и миниатюрная «Мадонна Конестабиле». Это одна из двух картин мастера, которые хранятся в России (в собрании «Эрмитажа»). Вторая – «Мадонна с безбородым Иосифом» (другое название – «Святое семейство»).

Очень обогатило «багаж» начинающего живописца знакомство со «столпами» Ренессанаса – Микеланджело Буонаротти и Леонардо да Винчи. Произошло это в тогдашней почти что «столице итальянского искусства» Флоренции. Влияние Леонардо чувствуется в портрете «Дамы с единорогом». Удивительно видеть малюсенького однорогого зверька (взору привычнее киношные белогривые шикарные кони с рогом во лбу), смирно сидящего на коленях у белокурой девицы (именно девицы – по преданию, единороги становились ручными только у девственниц). Флорентийский период ознаменован созданием двух десятков Мадонн. Вероятно, тема материнской любви была очень близка Рафаэлю – ведь он рано лишился этого блага.

Самые лучшие работы Рафаэля

Одна из знаменитейших работ Рафаэля Санти создана в Риме, куда живописец переехал в 1508-м году. Фреска «Афинская школа» (она украшает Апостолический ватиканский дворец) – очень сложная композиция (на полотне изображено более 50 героев). В центре – мудрецы Платон и Аристотель, первый провозглашает о первичности духовного (подняв руку вверх, к небу), второй – приверженец земного (он указывает в пол). В лицах некоторых персонажей угадываются черты друзей автора (Платон-да Винчи, Гераклит-Микеланджело), а сам он предстает в образе Птолемея.

Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов…». Главная фигура на полотне, конечно, Мария. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. От ее тревожных глаз невозможно оторваться.

Любовь всей жизни

В облике главной героини «Сикстинской мадонны» можно узнать любовь всей жизни великого итальянского творца – она вошла в историю под прозвищем «Форнарина». Дословный перевод слова – «булочница». Красотка Маргерита Луте действительна выросла в семье хлебопека. В качестве модели и возлюбленной Рафаэлло девушка пробыла долгие годы – до смерти художника.

Ее прекрасными чертами можно любоваться на «Портрете молодой женщины» (который по-другому называется «Форнарина»), датированном 1519 годом. Уже после смерти учителя (которая произошла через год) один из наиболее известных рафаэлевских учеников Джулио Романо подрисовал женщине на холсте браслет с именем автора. Другое знаменитое изображение Музы – «Донна Велато» («Дама под покрывалом»). Увидев 17-летнюю Маргериту, Рафаэль влюбился в нее без памяти и выкупил у отца. Многие представители богемы той поры были гомосексуальны (эпохе Возрождения вообще было свойственно безудержное торжество плоти), а вот Санти оказался исключением.

Две версии гибели

Одна из легенд о его кончине гласит, что смерть настигла художника в постели Форнарины. Та же злая сплетня утверждает: девица не была верна возлюбленному. А после его раннего ухода, получив немалое состояние, все же пошла на поводу своей порочной натуры и стала одной из известных куртизанок Рима.

Но почитатели таланта живописца придерживаются другой версии: в могилу его свела лихорадка. А любви пары Рафаэль-Форнарина могли бы позавидовать многие. После смерти своего невенчанного супруга она приняла постриг и ненадолго пережила маэстро, считая себя его вдовой.

Талант Рафаэлло был многогранен. Он проявил себя как архитектор, как поэт. А один из его рисунков ушел с аукциона «Сотбис» в конце 2012 года за рекордную цену в 29721250 английских фунтов.



Похожие статьи
 
Категории