Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка. Художественная литература, как средство всестороннего развития дошкольника

02.02.2019

Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя языка. Важной составной частью общеречевой работы является развитие образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение использовать средства художественной выразительности в самостоятельном высказывании приводят к развитию у детей поэтического слуха, и на этой основе развивается его способность к словесному творчеству .

Старший дошкольный возраст благодатный для развития творчества, познавательной активности и интересов детей. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Для детей этого возраста важно подчеркнуть роль книги как источника новых знаний .

Предметом особого внимания воспитателя является социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими. Взрослый примером литературных героев, и своим должен показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать замечать состояние героев художественных произведений и окружающих (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Взрослый должен подтолкнуть ребенка к проявлению заботы, сострадания, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей .

Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Поддерживая положительные действия и поступки, взрослый опирается на развивающееся в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность. Почерпнуть знания о культуре поведения и общения мы можем как в повседневной жизни, так и со сказок, потешек, стишков .

Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети, интересующиеся событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.

Обсуждая с детьми эти проблемы, взрослый стремится воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивей. .

Условием полноценного развития старших дошкольников является чтение художественной литературы, анализ прочитанного, содержательное общение.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления .

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка, особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

По мнению Ф.А. Сохина художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка .

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересует не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма) .

Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества .

Характерная черта восприятия художественного произведения детьми - это единство чувствующего и мыслящего.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях .

Можно выделить в развитии восприятия художественного произведения три стадии:

непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения);

понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);

влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами .

Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность, выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний. Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения .

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки) и фразеологизмы.

Художественная литература является универсальным развивающее образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду .

Художественные тексты позволяют эмоционально, интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений.

Художественная система русского фольклора своеобразна, так как он имеет разнообразные жанровые формы (былины, сказки, легенды, песни, предания), а также малые формы (частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки), язык которых прост, точен и выразителен.

Образцы художественной литературы различны по своему воздействию: в рассказе дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями .

Вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский: Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ. В этих словах великого педагога указан не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие "языку-учителю", который не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу .

Понятийно-направленный анализ художественных произведений способствует выделению признаков понятия "текст", общих черт у разных текстов одного и того же типа или стиля речи. Он помогает воспитателю организовать работу по обучению дошкольников видеть общее в отдельном, разбирать конкретный текст как один из подобных текстов. С помощью понятийно-направленного анализа воспитатель формирует представление о структуре текста, об общем строении подобных текстов, которыми они могут воспользоваться при создании своего текста, относящегося к этой же группе.

В соответствии с тем, над каким понятием ведется работа по его усвоению, выделяются три вида анализа:

стилистический

типологический

В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные значения, создают яркие образы. Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Литературно-художественные тексты в книгах для чтения дают многочисленные примеры, образцы, позволяющие знакомить дошкольников со стилистическим богатством русского языка .

Детский сад не ставит перед собой цели дать дошкольникам теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся работа носит практический характер и подчиняется системе развития мышления и речи .

Обобщая сказанное, назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка в процессе развития речи:

обнаружение в тексте образных слов;

объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими детьми или указанных воспитателем;

иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?

использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;

отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;

специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. .

Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь учащихся, развивается их языковое чутье, вкус.

Нельзя, однако, забывать, что чрезмерное внимание к деталям языка может разрушить общее впечатление от художественного произведения. Поэтому анализ художественных средств языка при всем интересе к нему не должен превращаться в главный вид работы в процессе развития речи. Следует стремиться к тому, чтобы работа над изобразительными средствами языка органически вплеталась в систему идейно-художественного анализа произведений, подчеркивая их идейное содержание.

Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Дошкольник приобщается, таким образом, к стилистике художественной речи, сам овладевает ее простейшими средствами. Этим же целям, в сущности, служат и другие направления в общей системе словарной работы: обращение внимания детей на синонимы, антонимы, крылатые слова, многозначность слов; упражнения на их употребление в речи, рассказе, в собственном рассказе; отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов; специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок.

Таким образом, отмечаем, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса последних тем самым, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

Развитие связной речи как одной из составляющих процесса подготовки ребенка дошкольного возраста к обучению в школе, является одним из направлений деятельности педагога по данной программе. Основой данного направления является развитие связной речи средствами развития восприятия произведений художественной культуры, средствами организации взаимодействия между различными участниками образовательного процесса .

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Одним из важнейших условий развития речи ребенка дошкольного возраста является использование в данном процессе художественных произведений.

Становление речевого общения ребенка в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Он как бы заражается эмоциональным состоянием произведения. Проживает жизнь героев, учится новым словарным оборотам, пополняет содержание своего активного словаря. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых слов .

Работу по развитию речи детей дошкольного возраста педагог не должен рассматривать как решение задачи предупреждения и исправления в их речи грамматических ошибок, затверживания отдельных трудных грамматических форм. Речь идет о создании условий для полноценного усвоения ребенком грамматического строя языка на основе спонтанной ориентировочной, поисковой активности в сфере грамматики, использование языковых средств, в разных формах общения в процессе знакомства с произведениями художественной культуры.

Таким образом, из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнение, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Выводы по первой главе

Изучив психолого - педагогическую, методическую литературу по проблеме формирования лексической стороны речи, у старших дошкольников средствами художественной литературы, можно сделать следующий вывод, что от уровня владения ребенка лексикой, зависит развитие диалогической и монологической речи в дальнейшей жизни, умение общаться со сверстниками и взрослыми, и определяет уровень готовности к обучению в школе. Лексика - совокупность слов какого-либо языка или диалекта. Речь - исторически сложившаяся форма общения - людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.

Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые, можно сказать, что важными являются: обогащение словаря детей новой лексикой; активизация словаря; уточнения значения отдельных слов и словосочетаний; замена диалектизмов, говоров словами литературного языка, развитие образной речи, это обогащение активного словаря детей образному выражению поговорками, пословицами, скороговорками, загадками, эпитетами, метаформами; ознакомление детей со значением слова, обучение пониманию многозначности, синонимичности и переносное значение слов; усвоение обобщающих понятий. Исследуя особенности формирования речи у старших дошкольников средствами художественной литературы, используя в практической деятельности для расширения словарного запаса сказки, потешки, стишки и. т.д. Я убедилась, что они оказывают эффективное воздействие на формирование лексической стороны речи у старших дошкольников.

К старшему дошкольному возрасту количественный словарь ребенка может достигать 3500-4000 слов. Связано это с тем, что развивается личность ребенка в целом, растет и развивается сознание. Старший дошкольник начинает мыслить на основе общих представлений, его внимание становится более целенаправленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе и происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря

Дети 5-7 лет владеют бытовым словарем на уровне разговорного языка взрослых, употребляет слова не только с обобщающим, но и с отвлеченным значением - горе, радость, смелость. У них появляется большой интерес к слову, к его значению. Речь детей к пятилетнему возрасту становится полноценным средством общения, т.к. лексический запас нормально развивающегося ребёнка пяти лет позволяет ему свободно общаться, высказывать свои мысли, рассказывать сказки, составлять рассказы. Становление речевого общения ребенка в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Он как бы заражается эмоциональным состоянием произведения. Проживает жизнь героев, учится новым словарным оборотам, пополняет содержание своего активного словаря. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых слов. В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные значения, создают яркие образы. Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами языка художественных произведений:

основными видами тропов (сравнением, эпитетом, метафорой, метонимией, перифразом, гиперболой), стилистическими фигурами.

Литературно-художественные тексты в книгах для чтения дают многочисленные примеры, образцы, позволяющие знакомить дошкольников со стилистическим богатством русского языка.

Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса, речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений, обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 комбинированного вида» с. Айкино

Проект:

«Художественная литература как средство становления нравственной личности старшего дошкольника».

Составила:

Воспитатель Сольская

Ирина Вячеславовна

1. Актуальность…………….……………………………………………..3

2. Цель……………………………………………………………………..8

3. Задачи…………………………………………………………………...8

5. Предполагаемый результат………………………………………… 9

6. Предмет экспериментального исследования……………………… 10

7. Гипотеза……………………………………………………………… 10

8. Методы реализации проекта…………………………………………10

9. Условия реализации проекта……………………………………… 11

10. Этапы реализации проекта………………………………………….11

12. Заключение……………………………………………………………22

Приложение

Актуальность.

«Чтение в годы детства - это прежде всего воспитание

сердца, прикосновение человеческого благородства к

сокровенным уголкам детской души»

В. Сухомлинский.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,- не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Дошкольное детство - это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому «пришельцу», нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребёнок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Большое значение в формировании нравственных качеств имеет ознакомление дошкольников с худ. литературой.

Книга вводит ребенка в сложный мир человеческих чувств, отношений, мыслей и поступков.

Книга признана в конкретных образах раскрывать перед ребенком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания.

Умеет действовать с позиции известных правил.

Умеет объяснять значение слов: «заботливый», « доброжелательный», «отзывчивый», «великодушный» на примерах художественной литературы.

Использует в речи образные слова и выражения.

Знает способы адекватного поведения в общении с незнакомыми людьми при проблемных ситуациях

Умеет контролировать свое поведение и свои поступки

Результаты мониторинга привели меня к выводу о том, что дети не всегда умеют контролировать свое поведение и поступки и действовать с позиции известных правил. Зачастую, зная правила, дети не всегда руководствуются ими в повседневной жизни.

Мой педагогический опыт показывает, что современные родители недооценивают роль чтения в развитии ребенка . А ведь именно чтение, рассказывание и пересказывание художественных произведений оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое и психологическое развитие ребенка. Исследованиями также доказано, что особенностью детей дошкольного возраста являются не только большие возможности к восприятию, но и ярко выраженная способность к подражанию и выражению эмоций. В то же время у детей дошкольного возраста недостаточно развита произвольность поведения, они не умеют контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание - всё это также часто приводит к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства и ставят перед воспитателями самую первостепенную задачу формирования именно нравственных навыков поведения у детей, так как в процессе накопления опыта они перерастают в нравственные привычки. Необходимо формировать у детей разнообразные навыки поведения, в которых проявляются уважение к взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, позже навыки, уже превратившиеся в привычки, становятся нормой поведения. Например, привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться к людям с просьбой.

В старшем дошкольном возрасте навыки и чувства, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, уже становятся более прочными. Необходимо воспитывать у детей осознанное поведение, подчиненное нормам и интересам, существующим в обществе. Педагог подчеркивает свою вежливость в обращении с детьми, уважает их занятия, не отвлекает без надобности, если ребенок занят чем-то полезным - так дети приобретают вежливость и уважение к окружающим взрослым и сверстникам, положительное отношение к их занятиям, так рождаются чувства привязанности и товарищества.

И если в младшем возрасте дети не имеют длительных дружеских привязанностей то, «в старшем дошкольном возрасте дети делают попытки объяснить само понятие «дружба», начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются разобраться в мотивах дружбы, проявляют постоянную привязанность в дружбе.

По-разному проявляется и отзывчивость, и взаимопомощь . В раннем дошкольном возрасте ребенок проявляет симпатию к другим детям, позже по собственной инициативе он откликается на разное эмоциональное состояние сверстников, проявляет попытки оказания друг другу помощи в самообслуживании, в играх, в занятиях, быту. В среднем дошкольном возрасте мотивы оказания помощи становятся более осмысленными, возникают попытки обучать друг друга способам деятельности. В старшем дошкольном возрасте отзывчивость и взаимопомощь характеризуются избирательностью и осознанностью. Дети охотно помогают малышам и взрослым, взаимопомощь выступает как трудовое действие.

В старшем дошкольном возрасте уже формируется общественное мнение в детском коллективе . Правило, подкрепленное положительной оценкой взрослого, становится для ребенка верным ориентиром поведения. Ребенок приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение, осознает и необходимость, и разумность соблюдения правил, накапливает опыт нравственного поведения и взаимоотношений , регулируемых одним и тем же правилом. Усвоив какое - то правило, дети способны его отстаивать и защищать, требовать соблюдения его от сверстников Общественное мнение как воспитательное средство должно иметь правильную нравственную направленность на основе доброжелательного и требовательного отношения детей к другим детям, адекватной самооценки.

Практическая значимость заключается в повседневном использовании предложенной нами методики формирования нравственных чувств у старших дошкольников средствами детской художественной литературы.

Организация деятельности средствами детской художественной литературы открывает перед педагогами широкие возможности по воспитанию нравственных чувств у детей. При целенаправленном воздействии и руководстве со стороны взрослого у детей формируются добрые, гуманные чувства и отношения.

2.Цель.

Воспитание гуманных чувств у детей через чтение художественной литературы.

3.Задачи.

1) Подобрать и изучить методическую литературу.

2)Разработать перспективное планирование по формированию у детей нравственных качеств через чтение художественной литературы для детей 5-6 и 6-7 лет.

3) Подобрать методы и приемы для формирования нравственных качеств у детей;

4) Подвести итоги проведенного исследования и сформулировать выводы.

5)Повышать педагогическую компетентность родителей.

4. Обеспечение проектной деятельности.

1.Методическое.

, «Ребенок и книга » (издательство «Акцидент », С-П 1996г)

М. М Алексеева, В. И Яшина «Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста » стр 485 – 497 (Москва 1999г)

В. В Зябкина «Методика организации детского чтения »(Журнал «Педагогика ДОУ» №8 2007 год, стр 105-109)

Р. С Буре «Формирование нравственно – ценного поведения у дошкольников» (Журнал «Педагогика ДОУ» № 7 2006 год, стр 61-69)

«Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников » (Москва 1987год)

2.Материально – техническое обеспечение.

Бумага (альбомная, цветная),

Карандаши,

Фломастеры,

Пластилин,

Ножницы.

3.Дидактическое обеспечение.

Наглядный, иллюстрационный материал, подбор художественной литературы, материал для художественного творчества, дидактические игры, словесные игры, костюмы, аудио записи.

5.Предполагаемый результат.

1. У детей формируются гуманные чувства и добрые отношения.

2. Ребёнок будет проявлять эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.

3. Называть любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему понравились.

4. Знать фамилии трех-четырех писателей, называет их произведения, объясняет, чем они ему нравятся.

5. Различать основные жанры литературных произведений (стихотворение, сказка, рассказ), имеет представление о некоторых их особенностях.

6. Высказывать свое отношение к образам героев, идеи произведения.

7. Выразительно исполнять литературные произведения.

8. Выразительно передавать образы литературных героев в театрализованной деятельности, проявлять творчество, стремиться к импровизации

6. Предмет исследования.

Использование произведений художественной литературы в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

7. Гипотеза.

Процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста будет эффективней, если использовать с этой целью произведения художественной литературы.

8. Методы реализации проекта:

Наглядные:

Показ (иллюстрации из книг, наглядно – дидактические пособия)

Рассматривание;

Словесные:

Объяснение,

Рассказ,

Художественное слово (стихи, рассказы);

Практические:

Повторение,

Самостоятельное выполнение (рисунки, аппликация , лепка).

Игровые:

Дидактические игры,

Пальчиковые игры,

Театрализованные игры,

Сюжетно – ролевые,

Подвижные.

9. Условия реализации проекта.

Наличие детской художественной литературы по теме проекта;

Мотивация детей, их заинтересованность.

10. Этапы реализации проекта.

Проект реализуется в течение двух лет в совместной деятельности педагога, детей, родителей, специалистов ДОУ, сотрудников библиотеки.

Подготовительный этап:

Подбор и изучение методической литературы;

Составление перспективного плана работы на 2 года;

Подготовка наглядного материала;

Работа с родителями (Анкетирование родителей «Организация домашнего чтения в семье», консультация для родителей «Научите ребёнка любить книгу»; совместное участие родителей и детей в выставках; информирование родителей о начале работы проекта)

Основной этап:

Проведение НОД;

Экскурсия в библиотеку;

Проведение викторин;

Драматизация сказок;

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

Участие в выставках;

Работа с родителями (индивидуальные консультации)

Заключительный этап:

Обработка и оформление материалов проекта

Проверка достижения целей, задач, гипотезы;

Проведение мониторинга;

Реализуя программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией, использую методические рекомендации «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Конспекты занятий», «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Конспекты занятий.» Также использую методики, и др. «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет», «Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет»

Основной формой знакомства детей с художественной литературой является совместная деятельность педагога, детей, специалистов ДОУ, сотрудников библиотеки, в процессе которой решаются воспитательные, образовательные, развивающие задачи.

При ознакомлении детей с художественной литературой детей знакомлю с разными жанрами художественных произведений: рассказы, сказки, стихи и др.

В течение двух лет мною были проведены и составлены 6 проектов по знакомству детей с художественной литературой через народные и авторские сказки и рассказы. В течение этого времени с детьми проводились ряд мероприятий, включающие в себя познавательно-исследовательскую деятельность , продуктивную деятельность, а также тесное взаимодействие с родителями. Так, для расширения знаний детей о сказках и рассказах была проведена серия встреч с сотрудниками библиотеки, где их знакомили с творчеством писателей, с их произведениями, проводили небольшие театрализованные представления и показывали диафильмы по теме проекта. В реализации проекта активное участие принимали родители.

Для обогащения книжного уголка в группе детского сада, родители воспитанников приняли активное участие. Собранные силами родителей книги значительно пополнили библиотеку группы.

В рамках реализации проекта были проведены выставки рисунков родителей и детей по темам: "Герои русских народных сказок", «Герои коми народных сказок», «Герои рассказов Н. Носова», «У Лукоморья дуб зелёный», «Герои сказок Ш. Перро», «Царство Снежной Королевы», где дети совместно с родителями рисовали и выполняли аппликацию по темам выставки, проявляя при этом творчество и фантазию. Родители принимали активное участие в данной работе.

При проведении проекта мы тесно взаимодействовали со специалистами ДОУ. С воспитателем по изодеятельности проводили аппликацию «33 богатыря», лепили героев по стихотворению «У Лукоморья дуб зелёный». Свои работы дети представляли родителям и принимали участие в выставке посвящённой, проходившей в районной детской библиотеке.

Реализация проекта по сказкам совпала с проведением новогоднего утренника «Путешествие по сказкам Пушкина»

Итогом проекта по сказкам Ш. Перро было совместное сочинение сказки про Красную Шапочку на новый лад.

При проведении проекта «Царство Снежной Королевы» дети прослушивали сказку через аудиозапись и по прослушанному рисовали замок Снежной Королевы, таким, каким они хотели бы его видеть.

Итак, используемые мной педагогические средства художественной литературы помогают воспитанникам осознать человеческие взаимоотношения, сделать их доброжелательными.

В своей работе я использовала технологии проектной и исследовательской деятельности , личностно - ориентированную технологию и здоровьясбережения.

Организация работы в старшей группе.

Цель: Развитие интереса к художественной литературе.

Для достижения цели решались следующие задачи.

Ведущие образовательные области : «Социализация», «Чтение художественной литературы».

«Здоровье», «Физическая культура», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка»

ОО «Социализация:

Формирование умения развивать сюжет на основе знаний, полученных из чтения литературных произведений.

Содействие творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни, впечатлений о произведениях литературы.

Развитие интереса к народным играм.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; отчётливости произношения.

Развитие умения чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к поэтическому слову.

Пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихотворениями.

Развитие у детей чувства юмора.

Формирование умения объяснять основные различия между литературными жанрами.

ОО «Здоровье»:

Создание эмоционального благополучного климата в группе.

ОО «Физическая культура»:

Развитие интереса детей к подвижным народным играм.

ОО «Безопасность»:

ОО «Познание»:

Закрепление умения выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, музыкальные, природные и бытовые звуки.

Формирование элементарных представлений об истории человечества через знакомство с легендами и сказками, игры.

ОО «Коммуникация»:

- Совершенствование речи как средство общения.

Помощь детям в освоении выразительных средств языка.

Отработка интонационной выразительности речи.

Развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты

Совершенствование умения сочинять короткие сказки на заданную тему.

Развитие наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка.

Формирование умения передавать в рисунках сюжеты народных сказок, авторских произведений.

Развитие коллективного творчества. Воспитание стремления действовать согласованно, договариваться о том, какую часть работы будет выполнять.

ОО «Музыка»:

Обогащение музыкальных впечатлений детей.

Совершенствование навыков игры на русских и коми народных музыкальных инструментах.

ОО «Труд»:

Расширение представлений детей о труде взрослых через литературные произведения.

Во время чтения сказок я беседовала с детьми о положительных и отрицательных сказочных героях, о их поступках, о приключениях и о волшебных предметах, которые помогают героям.

После чтения сказок провела беседы, целью которых являлось расширение кругозора и понятийного аппарата детей, обучение умению самостоятельно делать выводы и умозаключения, аргументировать свои высказывания, желание выяснить, насколько дети поняли идею и смысл произведения, узнать их отношение к поступкам и действиям героев, привлечь внимание к средствам выразительности произведения.

Иногда предлагала детям после чтения сказки нарисовать, что им больше всего запомнилось. Дети рисуют любых сказочных героев, волшебные предметы и сказочную окружающую среду (например, замок или избушку бабы-Яги).

Затруднения у детей вызывают задания - «словесно нарисовать» героев сказки, так как речь детей недостаточно развита, им трудно составлять описательные рассказы.

После чтения рассказа Н. Носова «Фантазёры» я провела с детьми режиссерскую игру. Дети учились быть актерами, передавать словами, мимикой и жестами характер героев.

Также провели выставки книг и рисунков: «Моя любимая русская народная сказка», «Коми народные сказки», «Рассказы Н. Носова». Дети принесли из дома свои любимые книги, рассказали сказки, вместе с родителями нарисовали своих любимых сказочных героев.

Цель выставки книг:

Углубить литературные интересы детей;

Сделать для дошкольников актуальной определенную литературную тему.

Изучала и использовала передовой опыт педагогов работающих по этой теме. Изучив методическую, научно – популярную литературу, продумала и применяла на практике разнообразные методы и приемы в работе.

Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

На начальном этапе - ознакомительные занятия, затем комплексные, которые заканчивались продуктивной деятельностью.

В течение года познакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы: рассказываю сказки, показываю настольные кукольные театры, читаю книги с иллюстрациями.

Формирую у детей умение воспринимать литературное произведение, также некоторые элементарные умения анализировать произведение.

К концу года дети умеют определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему).

Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.

В течение года систематически читала и рассказывала сказки и рассказы. Чтение художественных произведений сопровождаю показом наглядного материала. Книги подбирались выразительные, яркие. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Могучим средством воспитания детей старшего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. С помощью игр решались самые разные задачи.

В связи с этим периодически с детьми организовывала игры - драматизации по литературным сюжетам. В любом случаи драматизируя сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. С помощью детских книг я старалась воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством, которое способствует нравственному воспитанию дошкольников.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:

Групповые собрания;

Консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей»,

Выставки книг;

Совместная творческая деятельность родителей и детей;

В течение года проводила индивидуальные консультации и беседы с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стишки, потешки, песенки, т. е. больше внимания уделять своим детям.

Я стараюсь работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а также стараюсь доброжелательно относиться к каждому ребенку, т. к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты.

Поводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывали у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

Организация работы в подготовительной группе.

Цель: Формирование нравственной и культурной основы личности ребенка посредством ознакомления с художественной литературой.

Задачи:

Ведущая образовательная область: «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».

ОО «Социализация»:

Формировать навыки сотрудничества. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма. Развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях.

ОО «Чтение художественной литературы»:

Развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Развивать умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости к поэтическому слову.

«Познание»:

Познакомить с творчеством Александра Сергеевича Пушкина, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена. Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.

ОО «Коммуникация»:

Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний. Обогащать и расширять словарный запас детей. Формировать умение выразительно читать стихи.

ОО «Художественное творчество»:

Развитие образного эстетического восприятия, образных представления, формирование эстетических суждений.

ОО «Музыка»:

Знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам.

ОО «Здоровье»: Создание эмоционального, благополучного климата в группе.

ОО «Труд»:

Воспитание желания участвовать в совместной работе с родителями по подготовке костюма к новогоднему утреннику, посвященному

ОО «Физическая культура»:

Закрепление умения самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры.

ОО «Безопасность»:

Продолжение знакомства с правилами безопасного поведения во время подвижных игр.

Организуя работу с детьми 6-7 лет по этому направлению, я использовала образовательные технологии: игровые, исследовательские, моделирование. Читая сказку «Сказка о рыбаке и рыбке» мы вместе с детьми придумали игру «Рыбка желаний». Эта игра помогает сплотить детей, укрепить дружеские отношения, передавая друг другу символическую рыбку, дети желают, что то хорошее, доброе. Благодаря «Сказке о царе Салтане» дети познакомились с отрывками из балета «Лебединое озеро». Новогодний утренник был так же посвящён сказкам и стихотворениям, где родители сшили для детей костюмы по сказкам (33 богатыря, золотая рыбка, морские волны и т. д.).

Благодаря сказке Ш. Перро «Золушка», мы познакомились с костюмами прошлого. С детьми рассматривали иллюстрации «В чем ходили в прошлом».

Благодаря сказке о Снежной Королеве, мы с детьми познакомились ещё с несколькими сортами роз. Провели беседу о людях, живущих на крайнем севере.

Были проведены литературные викторины «Сказки »,

«Сказки Ш. Перро» и викторина по сказке «Снежная Королева». Дети были рады вновь встретиться с полюбившимися сказочными героями, прослушать аудио кассеты с отрывками произведений. Такая форма занятия - соревнования вызвала большой интерес у всех детей.

Предлагала детям провести игры-драматизации, для них подходят хорошо знакомые детям произведения с динамичным сюжетом, диалогами, возможными для воспроизведения событиями. Например, сказка «Красная Шапочка».

Нравственное воспитание ребёнка – дошкольника осуществляется тем более успешно, чем теснее контакты между детским садом и семьёй.

Для родителей я провела консультацию «Научите ребёнка любить книгу», где родители получили необходимую информацию по теме, обсудили наиболее важные вопросы детского чтения, поделились опытом чтения в семье.

К старшему дошкольному возрасту у ребёнка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмыслить более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. Усложняется и понимание литературного героя. Хотя внимание ребёнка всё ещё главным образом привлекают действия и поступки. Он начинает проникать и в переживания, чувства, мысли. В связи с этим в старшем дошкольном возрасте становится доступным восприятию более сложный герой, чьё поведение иногда характеризуется противоречивыми поступками, нравственными переживаниями, сложными мотивами.

Проникновение в содержание произведения требует от детей напряжения душевных сил: они должны мысленно представить и эмоционально пережить описанные автором обстоятельства и состояние героев, понять их поступки, переживания, мысли; установить причины событий, разобраться в их переплетении; догадаться о побуждениях героев, об авторском отношении к событиям и персонажам и ещё многое другое.

Для того, чтобы исключить формализм в знаниях о морали, включаю детей в разнообразную деятельность, связанную с художественной литературой. Дети создают свои рисунки по мотивам рассказов и сказок.

Особенно нравится детям, когда они самостоятельно разыгрывают роли, драматизируют, как настоящие актёры. Такие приёмы позволяют вспомнить хорошие книги, будят мысль, развивают творческое воображение детей.

Сопоставив результаты работы, отметила такие изменения: у детей изменился уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения и эмоциональной уравновешенности. Дети научились проявлять заботу, сочувствие, взаимопомощь по отношению к окружающим. Они способны понять и оценить точку зрения, стараются разрешать конфликты ненасильственным путём.

Изменилось и отношение к книге: дети уже по иллюстрации или на слух могут назвать произведение и автора, просят почитать ещё. Значит, не прошло мимо, а задело душу.

Заключение.

Анализируя достижения детей, можно сделать вывод, что цель проекта достигнута. Используя в своей практике технологию проектной деятельности, можно сделать вывод, что дети научились различать жанры литературных произведений, пересказывают отрывки из сказок и рассказов, у детей сформирован интерес и потребность в чтении.

Это можно увидеть из мониторинга развития умений и навыков детей.

Старшая группа.

Подготовительная группа.

Динамика освоения детьми ОО «Чтение художественной литературы»


Старшая группа.


Подготовительная группа.

Динамика освоения детьми ОО «Социализация» по разделу «Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)».


Таким образом, гипотеза подтвердилась. Процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста стал эффективней, при использовании с этой целью произведения художественной литературы.

Задачи проекта считаю выполненными, предполагаемый результат нашел свое подтверждение. Целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством для развития речи дошкольников, но и способствует нравственному воспитанию детей.

Консультация для воспитателей на тему: "Художественная литература, как средство всестороннего развития ребенка".

О. С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений .

Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие. Доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе.

Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы.

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста».

Книга - это волшебница.Книга преобразила мир.В ней память человеческой мысли. Николай Морозов, русский революционер,народоволец, ученый (1854-1946)...

"Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества, мир природы и взаимоотношений. Способствует развитию мышления воображения ребенка, обогащает эмоциями....

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка...

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

Воспитатель: Чибрякова Наталия Павловна

«Литературе так же нужны

талантливые читатели,

как и писатели»

С. Я. Маршак

« Литература служит представительницей умственной жизни народа»

Н. А.Некрасов

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.

Процесс развития речи ребёнка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких – является художественная литература.

Художественная литература, действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, сопровождая человека с первых лет его жизни. Художественная литература ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову , определяет тот круг произведений, которые надо рассказать, пересказать, прочитать, заучить наизусть.

Особенности восприятия художественной литературы, в процессе развития речи дошкольниками исследуется в трудах: Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Е.А.Флериной, Л.М.Гурович, Т.А.Репиной, К.Д.Ушинского, Е.И.Тихиевой и др. Основной результат их исследований – выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Речь – появляется на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Взрослые, окружающие ребенка, просто обязаны его правильно учить говорить уже с младенческого возраста, преподносить красивые образцы русского литературного языка – это немало важно в дошкольном возрасте, так как ребёнок развивается интеллектуально, у него появляется способность представлять, затем мыслить, воображать и с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений, что позволяет развивать и обогащать речь детей. Это является одним из главных условий овладения ребенком речью, условием ее развития и совершенствования.

Если ребенок дошкольного возраста не поймет, не почувствует, что читать хорошую книгу это очень интересно, то в школе, усевшись за учебник и компьютер, он уже никогда не полюбит художественную литературу.

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи, обусловлено рядом причин: во-первых, знакомство с литературой в семье используется в недостаточном объёме или поверхностно, во-вторых, изменился общественный строй, все традиционные ценности поколеблены. В-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становиться неотъемлемой частью русского языка.

Ведь до сих пор самым действенным компонентом в воспитании является художественное слово. Ребёнок учится применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество, рассказывание) речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств. Поэтому детей необходимо приобщать к миру художественной литературы, с раннего возраста, так как с взрослением теряется острота восприятия слова, способность восторгаться красотой и чудом человеческой речи.

На «плечи» детского сада возлагается одна из главнейших задач – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Очень важно в связи с этим правильно преподнести ребёнку то или иное литературное произведение. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели.

Перед воспитателем стоит важная задача – каждое произведение донести до детей как произведение искусства, понять и прочувствовать, суметь проанализировать содержание и форму, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – чёткой дикцией, средствами интонационной выразительности и театрального искусства. Ответственно подходить к выбору литературных произведения для представления их детям. Известная пословица гласит: «Иная книга ума прибавит, а иная и последний отшибёт».

Мир чтения помогает взрослому насытить детское воображение, подаёт пример творчества и творческого отношения к реальному миру. Книга рассказывает о самом главном, самом красивом, делает восприимчивее и отзывчивее детскую душу, поэтому дети не могут ее не любить, они всегда рады встречи с ней. Желание слушать полюбившееся произведение ещё и ещё раз способствует воспитанию у ребёнка интереса и любви к художественной литературе.

«Книга – это открытие мира». Книга как одно из самых доступных средств массовой коммуникации служит источником разнообразной интеллектуальной и эстетической информации и каналом передачи её ребёнку, помогает выбрать определённое оценочное, эмоциональное, практически – действенное отношение ребёнка к окружающему миру.

Художественная книга дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны: выразительный меткий язык народных сказок о животных, насыщенный сказочной «обрядностью»; язык волшебных сказок В. М. Гаршина, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена; лаконичный и точный язык детских рассказов Л.Н.Толстого; легкие и прозрачные стихи А.С.Пушкина и А. А. Фета; образный язык маленьких описаний К.Д.Ушинского; простой и вместе с тем богатый, с большой долей юмора современный язык в произведениях Маршака, Михалкова. Достаточно и этих примеров, чтобы понять необходимость познания художественных произведений и понять положительное влияние на развитее детской речи.

Работа по использованию художественной литературы как средства развития речи должна строиться по принципам: целенаправленности, индивидуализации (нельзя сравнивать успехи детей у каждого свой потенциал), последовательности, наглядности, доступности (возраст, уровень подготовки детей), нравственности, интегрированного подхода и прочности (закрепление знаний).

Для достижения цели по развитию речи средствами художественной литературы выделяются следующие задачи:

Воспитания любви и интереса к художественной литературе, формирование бережного отношения к книге;

Пробуждение любознательности детей и избирательного отношения к художественным произведениям;

Воспитания умения слушать произведение и анализировать;

Развитие творчества, активизация словаря, самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности;

Развитие эмоциональной сферы ребёнка;

Умение внимательно рассматривать иллюстрации и соотносить их с текстом;

Контролировать и направлять процесс домашнего чтения.

Эти задачи решаются во всех возрастных группах детского сада, различно только их конкретное содержание, оно зависит от возрастных особенностей детей, а также учитываются запросы современного ребёнка.

Важна и профессиональная компетентность педагога – качество действий, жизненный опыт, что обеспечивает эффективное решение задач.

По мере развития дошкольника меняется его восприятие, целевые ориентиры и отношение к литературе.

Дети 3 – 4 лет.

Не полно понимают переживания и мотивы поступков главных героев им необходимо помогать в умении вычленять главное действие основных героев, их взаимоотношения и поступки (для этого важно продумать вопросы к беседе после чтения). В этом возрасте ярко окрашенное эмоциональное отношение к героям произведения, тяга к ритмично организованному складу речи. В 3 – 4 года детям легко осознавать связи, когда события в произведении следуют друг за другом. Важно научить детей оценивать поступки героев, определять их правильные качества, подбирать выражения, определяющие их характер. Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи.

Дети 4 – 5 лет.

Способны более глубоко осмыслить содержание произведений и понимать особенности формы. Дети могут определять свое отношение к отрицательному и положительному в произведении, устанавливать причинно-следственные связи в сюжете. Важно также учить сопоставлять услышанное с фактами жизни, отвечать на вопросы связанные с содержанием текста.

Дети 5 – 7 лет.

Здесь следует уделять особую роль анализу текста.

Дети улавливают скрытый смысл произведения (подтекст) и воспринимают текст в единстве содержания и формы.

Дети знают портрет писателя (поэта) и должны знать, что он написал. Различать жанры произведения, выражать свое отношение к поступкам героев, эмоциональное отношение к ним, видеть в тексте свойства художественной выразительности, отвечать на вопросы по содержанию текста, уметь хорошо пересказывать и читать наизусть, участвовать в инсценировках.

Кроме всего необходимо все новые слова в произведении (витязь, кудель, дозор и др.) объяснять ребёнку до чтения текста.

Введение же ФГОС позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой так, как они считают необходимым, так как основная цель ФГОС – интегрирование образования (развитие личности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических способностей).

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД, оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском саду (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность).

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, по средствам художественной литературы необходимо создать хорошую речевую развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Это составление и разработка перспективного планирования по теме, подбор дидактических и подвижных игр и упражнений, конспекты занятий, наглядно-дидактические пособия и альбомы («Портреты писателей и поэтов», «Антонимы», «Времена года», «Скороговорки», «Загадки» и др.). А также приобретение разнообразных по жанру литературных произведений, дисков и кассет для слушания, кукол для театрализованной деятельности и разных видов театра, создание литературного центра, очень интересным является организация выставок детских рисунков, книжек-самоделок и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. К немало важному условию в решении вопроса развития речи по средствам художественной литературы является вовлечение в работу родителей, они должны осознавать значимость и серьёзность данного вопроса (собрания, консультации, совместные выставки, памятки, буклеты и др.). Осуществление работы – с социумом (с библиотеками, музеями, театрами и др.)

Таким образом, отмечаем, что систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.

Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий развитию речи детей.


Художественная литература является одним из основных видов искусства (искусство слова). В отличие от живописи, скульптуры, музыки, танца, обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, языка, который, имея материальное воплощение, действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Духовность, насквозь пронизывающая ли- тературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.

Именно художественная литература несет в себе безмерный воспитательный потенциал. Она развивает ум, приобщает к духовному опыту и облагораживает чувства. Но во многом этот эффект зависит от воображения читателя, от его готовности к восприятию текста. Словесные произведения способны произвести огромное впечатление на читателя, изменить его взгляд на мир, сформировать взгляды на жизнь и отношение к ней. Художественное слово может окрылить, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, развивает восприимчивость, перестраивает субъективный мир.

Исследования Л. М. Гурович, В. И. Логиновой, Л. Ф. Островской, С. В. Петериной, М. А. Саморуковой показывают эффективность художественной литературы при воздействии на чувства и разум человека, развитии его эмоциональности, сознания и самосознания, интеллекта, формирования мировоззрения. В трудах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и других ученых исследуются особенности восприятия человеком произведений слова. Данный процесс рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное содержание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, участия в событиях.

Используя художественную литературу как средство воспитания осужденного, сотрудник должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику проведения бесед по прочитанному материалу с целью формирования у воспиту- емых гуманных чувств и этических представлений. Выделим ряд критериев для отбора художественного текста: нравственная направленность, высокое художественное мастерство, литературная ценность, доступность произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям осужденных

(особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов и жизненный опыт).

Представления, полученные осужденными из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, но в системе. Многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний наглядно представляют примеры из жизни, которые осужденные могут использовать как образцы для подражания.

Разнообразны и формы приобщения осужденных к литературе с целью коррекции и развития личности. Интересна такая форма изучения художественных произведений, как читательские конференции. Обсуждение книг позволяет правонарушителям осмысливать свою деятельность через художественные образы. Наблюдение показало, что на констатирующем уровне осужденные интересуются только событиями, о которых рассказывается в книге, на анализирующем - уже проблематикой (здесь также можно выделить два уровня: интерес к поступкам героя и интерес к его характеру). На высшем - целостном - уровне в поле зрения читателя прежде всего автор произведения и вся совокупность особенностей книги, выражающая авторское отношение к действительности (стиль, отбор материала, мировоззрение). Участники процесса постепенно становятся способными видеть в книге не только динамику событий, но и ее художественные особенности, что способствует более глубокому пониманию идей произведения и доставляет большее наслаждение от чтения.

Искусство слова предоставляет человеку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации, решает важнейшую задачу - адаптация осужденного посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде.

В связи с этим эффективно участие осужденных в литературной студии. Данные занятия способствуют раскрытию внутренних ресурсов личности и творческих способностей, позволяют дать выход сложным переживаниям в форме речевого высказывания. Осужденные сочиняют стихи, пишут сценарии, подбирают музыку, песни, которые затем сами исполняют, озвучивают своих персонажей. При этом обязательно наполнение текста оптимистичным содержанием для восстановления приятных воспоминаний, позволяющих сформировать позитивную установку и образы, вызывая положительные ощущения и настроения.

Л. С. Выготский отмечал, что психологический эффект восприятия литературного произведения конституирован в его форме. Позднее М. М. Бахтин ввел понятие внутренней, архитектонической формы - динамического образования, возникающего в процессе полноценного восприятия стихотворения и активно опосредствующего процесс коммуникации поэта и читателя .

Поэзия, как отмечают многие отечественные и зарубежные исследователи, играет важную роль в развитии личности, становится одним из культурных средств, при помощи которых человек выражает свои переживания. Интерес осужденных к форме поэтического произведения обусловлен активным поиском средств самовыражения, индивидуализации, связанным с условиями изоляции и контекстом интимно-личностного общения.

Весьма важно расширить жанровый репертуар творчества осужденных. Литературные формы в силу своей содержательности влияют на жизненную позицию и нравственную установку автора, пишущего в том или ином жанре. Участники литературной студии могут писать репортажи, зарисовки, рассказы, фельетоны - все эти жанры развивают внимательность к окружающей действительности и расширяют кругозор.

В целях развития чувства стиля осужденным можно рекомендовать такие задания: узнать автора или литературную школу по предложенному отрывку или пародии, воспроизвести пропущенное слово в художественном тексте и сравнить с авторским, рассказать на данную тему в том или ином стиле (сентиментализма, романтизма, символизма, футуризма и т.п.) и др. Для более углубленного понимания художественного образа помимо ранее рекомендованных заданий (рассказать отрывок или все произведение от имени одного из героев; рассказать о прошлом или будущем героя) осужденным можно посоветовать провести мысленный эксперимент с художественным образом, то есть подумать о поведении героя в измененных обстоятельствах («Как бы сложилась судьба Родиона Раскольникова, если бы его преступление не было раскрыто?»). В данном случае как бы «от противного» углубляется и понимание авторского замысла: почему автору было необходимо поставить героя именно в данные, а не иные обстоятельства, то есть насколько значимы обстоятельства, в которые поставлен герой, для воплощения авторского замысла?

Для формирования положительного отношения к художественной литературе, расширения кругозора, развития их познавательных интересов используется прием дискуссии. Так, на одном из занятий участникам были предложены два альтернативных тезиса: «Учит жизни не книга, а опыт», «Учит жизни не опыт, а книга», обсуждение которых вызвало большую активность со стороны осужденных и оставило в их сознании глубокий след.

С осужденными также следует проводить беседы о прочитанных книгах, где они учатся обмениваться мыслями, выслушивать мнение, отличное от их точки зрения. Обсуждая литературные произведения, участники задумываются над собственным поведением, перед педагогами раскрываются взгляды и убеждения осужденных, это помогает вносить определенные коррективы в воспитательный процесс.

Изучение литературных сочинений и их творческое прочтение оказывают большое воспитательное, познавательное и эмоциональное влияние на осужденных, способствуют формированию мировоззрения и эстетических вкусов. Динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенно ному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки. При этом педагог должен помнить, что прямое сопоставление изображенных в художественном произведении событий, характеров, персонажей с реальными событиями или конкретными осужденными недопустимо.

Для активизации педагогического процесса можно использовать прием игры, особенно в работе с несовершеннолетними осужденными. Так, например, при пересказе литературных произведений педагог использует игру «Дружный пересказ». Игра носит соревновательный характер. Группа воспитанников делится на две команды. Члены одной из них начинают пересказывать прочитанное произведение по цепочке - один говорит не более двух фраз. Если кто-то не смог подхватить рассказ на счет «раз, два, три», его продолжает по тем же правилам команда соперников. Выигрывают те, кто меньше нуждался в посторонней помощи.

Можно усложнить игру, изменив роли педагога и участников команд. Например, прерывать рассказ и передавать его продолжение другой команде может своим знаком педагог, а может и участник - член отвечающей команды либо команды соперников. В зависимости от принадлежности руководящего сигнала меняется и тактика игры: если подают сигнал отвечающие, то они стараются найти неудобный (стилистически или содержательно трудный для продолжения) момент рассказа; если сигнал дает представитель команды-преемника, то он, наоборот, старается подстеречь легкий фрагмент - так в игре появляется интрига и саморазвитие, что и делает ее привлекательной для участников.

При работе с литературным произведением можно использовать также приемы активизации интереса участника. Так, осужденным предлагается поставить вопросы к тексту сочинения. При этом можно указать количество вопросов (от 1 до 5) и оговорить, что все вопросы надо начинать с разных вопросительных слов (написать их на доске: что, почему, как, зачем) или только с какого-то одного. Можно также посоревноваться, кто придумает наибольшее количество осмысленных вопросов (обговорить с участниками, что значит «осмысленные», чтобы не появлялись вопросы типа «Сколько букв в названии?») и т.д.

Для работы с осужденными можно рекомендовать задания на углубление восприятия художественного образа и понимание логики авторской мысли: рассказать фабулу произведения или какой-либо отрывок из произведения от имени одного из героев, написать о прошлом или будущем героя (например, десять лет спустя) и др. Творческая работа на занятиях способствует развитию личности, стимулированию мыслительного процесса, будит интерес к литературному искусству как процессу познания.

На развитие наблюдательности и художественной зоркости будут направлены такие приемы, как словесный натюрморт (на столе стоит какой-либо предмет, предлагается выразительно описать его, затем описания сравниваются и обсуждаются), словесный пейзаж (важно, чтобы темы были конкретными и не давали возможности использовать заимствованные образы), словесный портрет (можно всей группой писать портрет одного из участников, а затем сравнивать точность и выразительность портретов и т.д.).

В качестве коррекции и диагностики можно использовать мини-сочинения, сочинения-рассуждения, письменные ответы на вопросы, анкеты по заявленной теме, углубляющие понимание философских и этических категорий художественных произведений с постановкой мировоззренческих проблем («В человеке должно быть все прекрасно», «Праздная жизнь не может быть чистой», «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой», «Человек - это звучит гордо!»). Для литературно-творческого развития осужденным рекомендуется участвовать в работе кружков и музеев, подготовке литературных вечеров и музыкально-литературных гостиных, выпуске стенгазет и радиопередач и т.д.

Широко в коррекционно-педагогической работе с осужденными используются сказки (сказкотерапия). Их можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д. Архетип сказки сам по себе является исцеляющим, участника арт-про- цесса «вписывают» в философскую сказку со счастливым концом, сказка служит средством встречи с самим собой, помогает человеку взглянуть на себя со стороны. Осужденные приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. В сказках не только отражены древние инициатические ритуалы, а еще и описываются положительные опыты проживания эмоциональных кризисов, преодоления жизненных трудностей и препятствий.

Часто сказочные сюжеты, сценарии сочиняются самими участниками арт-педагогической работы. Используются и сказки, написанные сказкотерапевтами (Э. Берн, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Н. И. Козлов и др.), сотрудниками. Сказка может быть использована для того, чтобы предложить участникам способы решения конкретной проблемы, так как в сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения, а потом его использовать и для себя. Сказка несет свободу, способствует пробуждению творческих сил, активизирует воображение личности.

В конце групповых и коллективно-массовых занятий педагог проводит краткий рефлексивный анализ, который не оценивается им и носит анонимный характер. Для этого используются различные методики: «Соберем в дорогу чемодан», «Семицветная лесенка настроения», «Каким для тебя было занятие: цветопись», «Раскрась квадрат», «Твое лицо», вопросы, обсуждаемые по кругу: «Что сегодня на занятии понравилось?», «Что узнали нового?» и т.д. Рефлексивный анализ проводится сразу после занятия, когда эмоциональное состояние и мысли участников еще ярки и свежи впечатлениями. Обратная связь помогает более точно выстроить следующую встречу.

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития гуманных качеств личности: добра и справедливости, гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у осужденных гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в свою жизнь и деятельность.

Таким образом, художественная литература является важным средством коррекции и развития личности. Воспитание словом приводит к большим изменениям эмоциональной и чувственной сферы, что способствует появлению у осужденного живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. В связи с этим можно рекомендовать сотрудникам чаще использовать художественную литературу для развития личности осужденного и коррекции его поведения с целью исправления.

  • См.: Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968; Бахтин М. М.Проблемы содержания, материала и формы в словесном художественномтворчестве // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.


Похожие статьи
 
Категории