Сексуальные нравы украинского села: мифы о крепкой семье и строгой морали. Украинские сёла массово пустеют и вымирают

04.03.2019

Если уж вести рассказы о жизни на Волыни, то они не будут полными без повествований о жизни на селе. Ибо села и деревни там до сих пор играют очень важную роль, и там по-прежнему живет немало народа. В эту нашу поездку мы проехали немало украинских сел, но наиболее подробно с местной жизнью познакомились в Новоукраинке, где сами провели несколько дней.

Новоукраинка, хоть территориально и находится в Ровенской области, располагается ближе к столице Волыни городу Луцку, от которого отстоит всего на 13 километров. Село довольно-таки большое. Вдоль единственного проходящего здесь шоссе из Луцка в Дубно оно вытянуто не меньше, чем на пять километров. Но, как принято во многих здешних деревнях и селах, дома в Новоукраинке не стоят в несколько улиц, а образуют одну или максимум две улицы, которые как раз и идут вдоль шоссе, а сразу за ними начинаются бескрайние поля, засеянные пшеницей, сурепкой, кукурузой и сахарной свеклой.


Когда появилась на свет Новоукраинка, сказать сложно, да, собственно, об этом вам вряд ли расскажет кто-то из местных. За последние сто лет здесь столько всего произошло, что все эти события напрочь перекрыли предыдущие. До 1939 года Новоукраинка вместе со всеми окрестными городами и селами входила в состав Польши. Но жили в ней совсем не поляки, точнее, поляков было не большинство. В 1919 году в этом месте возникло чешское поселение, и если походить по селу, то до сих пор можно встретить несколько чешских домов. Их тут считают самыми крепкими и по сей день, и в них до сих пор живут потомки тех чехов, либо уже новые хозяева украинцы. Хотя... как новые? После того, как в начале 1940-х годов территория перешла к Украине, сюда с приграничных польских земель стали переселяться жившие там украинцы. Времена были страшные: поляки на тех землях вовсю истребляли украинцев, украинцы на своих землях - в отместку поляков. В итоге-то, конечно, все, кто хотел и мог, перебрались, куда надо - так сказать, поменялись деревнями, но убитых с обеих сторон было очень много.

Сейчас, как я уже говорил, Новоукраинка - крупное село. Здесь есть несколько магазинов типа сельпо, кафе, церковь, почта, школа.

В советские годы здесь вовсю процветал колхоз "Прогресс", в котором, кстати, и работали почти все селяне. Но сейчас, конечно, от колхоза уже ничего не осталось, кроме вывески и фанеры с социалистическими обязательствами комбайнеров по скосу и молотьбе зерна, которую мы нашли неподалеку от наполовину сгоревшего местного клуба и все еще стоявшего рядом с ним памятник Ленину, уже из-за старости лишившегося носа и пальцев на одной из рук.

Впрочем, не так всё плохо в Новоукраинке. Колхоза, конечно же, здесь нет, но зато все его земли уже пару десятков лет назад были отданы на паях местным жителям. Вместо колхоза же теперь тут процветает агрофирма, которая арендует у населения земли и, как я уже писала, выращивает на них злаковые, кукурузу, сахарную свеклу, тыкву и сурепку, которую потом сдают на выработку биологического топлива и отправляют в Польшу.


В один из дней мы отправились погулять по Новоукраинке. Надо сказать, что в последний раз я был здесь почти шесть лет назад. И когда я увидел ее в этот раз, мне, если честно, даже сложно было сказать, в хорошую или в плохую сторону изменилось село. Сразу скажу, что никакого умирания, как это часто бывает в наших деревнях и селах, мы здесь не заметили. Дома стояли такие же крепкие и кирпичные, с покрытыми шифером крышами, как и прежде.

В садах зрели яблоки и груши, открывали свои коробочки и сыпались с веток грецкие орехи, цвели цветы, на грядках в огромных количествах лежали тыквы, кабачки, краснели помидоры, на кустах висела малина, по дворам бегали куры, гуси, индейки, в полях паслись коровы и козы.


Кое-где появились даже новые дома, а средний возраст селян был вовсе не пенсионерским, а вполне себе таким же, как и в городе: то есть, тут встречались и бабушки-дедушки, и наши ровесники, и школьники, и совсем маленькие детишки.

Хотя если уж быть до конца откровенной, то детей с каждым годом в Новоукраинке все-таки становится меньше. Например, когда в первый класс местной школы пошел мой брат Саша, а тогда шел примерно 1996 год, в их классе было около 25-30 человек. Сейчас же перваков, по словам тети-учительницы, набрали только 13. Буквально в каждом дворе, который мы проходили мимо, мы видели легковые автомобили и тракторы, а иногда даже комбайны.


То есть, народ явно не бедствовал. Но с другой стороны, от села явно не веяло аккуратностью и опрятностью. Дороги во многих местах были разбиты и на них лежали кучки навоза, заборы кое-где покосились, да и во многих дворах (их было отлично видно, ибо строить трехметровые заборы в Новоукраинке, как и в прочих волынских селах, никогда не было принято) порядком не блистали. Впрочем, надо отдать должное, в Новоукраинке мы встретили немало и красивых ухоженных домиков, за которыми их хозяева явно следили.
Чем же занимаются люди на селе? Как и прежде, несмотря на то, что жизнь за последние несколько десятков лет здесь изменилась в лучшую сторону и стала гораздо легче (к примеру, теперь во всех домах тут есть газ, вода и электричество), работа вовсю кипит. Стоило нам выйти в поле, как мы сразу увидели нескольких женщин, собиравших сахарную свеклу - буряки, как говорят, на Украине. Этой свеклы здесь было несколько гектаров, а женщины сидели и обрабатывали уже выкопанные клубни: обрезали с них ботву, очищали от земли и складывали в корзины.

Сахарную свеклу они сдают в специальные заготовительные пункты - такие мы видели и в Новоукраинке, и в Дубно, и в Млинове, и в других городках и селах, получают небольшую денежку и на нее живут. Те, у кого есть комбайны, нанимаются в бывшие колхозы и на частные поля собирать зерно. Говорят, что комбайн - это золотое дно и во время жатвы можно, если и не разбогатеть с его помощью, то, по крайней мере, немало заработать на весь будущей год. И комбайны, и комбайнеры на селе очень востребованы. У каждого тут есть свой сад, огород в несколько гектаров или даже десятков гектаров, свое хозяйство.

Люди , помимо кур, индеек, гусей и уток, как и раньше, держат коров, коз, свиней, кроликов. Что дает им такое хозяйство? Все-таки о выживании речь здесь уже не идет. Скорее, селяне продолжают вести его по привычке, так, как вели его их родители, бабушки и дедушки. Но и без напряга: да и плохо ли, на своем натуральном?..


И все же в завершении своего рассказа, я не могу не сказать и о том, что жизнь в селе на Волыни очень быстро меняется. Так, к примеру, еще несколько лет назад в соседних с Новоукраинкой Малых Дорогостаях буквально каждая семья держала по одной-две коровы. Без коровы там не мыслили своей жизни, корова была самым необходимым, что только может быть. Ведь от нее зависел достаток семьи, она была и мясом, и молоком, и сметаной, и маслом.


Теперь же коров в деревеньке не осталось ни одной. А всё почему? Да потому, что большинство ее жителей стало уезжать на заработки не только, как было раньше, в Москву, в Киев или в Польшу на несколько месяцев или на сезон, а в Евросоюз с тем, чтобы получить европейское гражданство и остаться там навсегда. Чаще всего едут в Италию и в Португалию, и обычно женщины. Занимаются там тем, что сидят со стариками и с маленькими детьми в европейских семьях, устраиваются домработницами, а затем потихонечку получают гражданство и перевозят туда же все свое семейство.

Редеют ли украинские деревни? Конечно же, не так, как наши, но все-таки такая тенденция есть. И, если так будет продолжаться дальше, то, наверное, пройдет еще пара десятков лет и жизнь, на Волыни полностью изменится. Но все-таки лично мне очень хочется надеяться, что самое лучшее, что там всегда было, что привлекало всегда в эти края - душевность и доброта местных жителей, размах украинской души, гостеприимство и человечность, - останутся. И никакие внешние факторы этого не изменят.

В этом вашем интернете регулярно появляются посты о российских сёлах и посёлках, оставляющих удручающее впечатление: противотанковые дороги, разваливающиеся деревянные дома и такие же туалеты, покосившиеся заборы, борщевик и лопухи до горизонта. В ответ набигающие ватники вяло огрызаются "можно подумать, у вас в хохляндии сёла лучше выглядят".

Лучше. В том-то и дело, что лучше! И сегодня я вам это докажу.

Добро пожаловать на экскурсию в украинское село Устимовка , Глобинского района, що на Полтавщині. Это не какое-то специальное выставочное село и не "рублёвка" для богатых - обычное село, а его выбор обусловлен исключительно тем, что там расположен домик, который моя семья использует в качестве дачи. Если можно называть "дачей" обычный сельский дом и 25 соток огорода.


Фото сделано в прошлом году, в августе. Бассейн в мае мы ещё не ставим:)

Собственно "дачников" в селе мало, подавляющее большинство жителей - местные, живут здесь круглый год. Причина в том, что Устимовка не является пригородом или сателлитом какого-то крупного и богатого города. Село расположено в глухой украинской провинции - до столицы (Киева) - 300 километров, до областного центра (Полтавы) - 130 км, до ближашего крупного города (Кременчуга, население 250 тыс.) - 35 км.

Это длинное вступление должно убедить вас, что село - самое что ни на есть обычное украинское село. Я всю жизнь провёл в Полтавской области и уверяю вас, что остальные сёла здесь выглядят примерно так же, плюс-минус 30%.

Итак, стартуем от моего дома. 1 мая, полдень, +25, переменная облачность. Абрикосы уже отцвели, вишни отцветают, груши и яблони в самом цвету.

Обратите внимание, что вишни-яблони растут не только в огородах, но и вдоль дороги. В результате летом детворе не приходится лазить в чужие сады за яблоками:) Чем учить воровству с детства, лучше сделать какие-то вещи общедоступными.

Кроме типичных для Полтавской области вишен, в Устимовке вдоль дороги растут... кипарисы.

Когда-то в селе была исследовательская станция, выращивающая новые сорта пшеницы, и дендропарк с 400 видами растений. Сейчас всё это тоже есть, но станция работает еле-еле, а дендропарк сильно зарос. Однако страсть к непрактичным, но красивым деревьям осталась, поэтому вдоль дорог и во дворах растут каштаны, тополя, кипарисы, клёны и прочие не имеющие сельскохозяйственного значения культуры.

Кстати, когда цветут каштаны и сирень - здесь вдвойне офигенно.

Идём дальше. Справа по курсу - клуб. Не уверен, бывают ли здесь "та-та-та-танці", но на 1 мая устроили караоке-клуб. Ещё там есть бильярд и регулярно проходят выступления народных коллективов, короче - клуб живой.

Рядом с клубом - памятник воинам-освободителям, который никто не собирается сносить, наоборот - он свежеокрашенный, территория убрана, цветочки посажены.

Точно такие же памятники в хорошем состоянии стоят по всем украинским городам и сёлам. Не верьте кремлёвской пропаганде, рассказывающей как тут у нас запрещают памятники и носить ордена с медалями, всё это бред. Запрещают у нас коммунистическую идеологию, приведшую к массовым жертвам, и сносят памятники упырю Ленину и его последователям. Символики Второй мировой войны эти законы не касаются.

Они прекрасно себя чувствуют и закрываться не собираются, боле того - конкуренция вынуждает следить на ассортиментом и чистотой. Обратите внимание на чистоту площадки перед магазином - ни бумажек, ни бутылок из-под пива. Да и магазин покрашен, вылизан и т.д. :)

Последний взгляд на мою кипарисовую улицу (на самом деле ул.Ленина, но скоро переименуют) с припаркованным Пасфайндером, и на перекрёстке перед магазином сворачиваем налево.

Название этой улицы я не знаю, но она ничем не хуже - здесь тоже асфальт (он по всему селу проинсталлирован), аккуратные и покрашенные заборы, такие же аккуратные дома. И всё цветёт:)

Ещё раз подчеркну - это обычные дома обычных селян - кто-то живёт лучше, кто-то хуже, но серьёзного имущественного расслоения нет. В Устимовке нет (или я не нашёл) ни одной "трёхэтажной виллы" заезжих горожан, вообще это село ввиду удалённости не считается крутым. Прикиньте, как выглядят те сёла, в которые едет городской капитал.

Продолжаем прогулку. Всё та же улица, обратите внимание на дома слева и небольшой "парк" справа.

На самом деле это "типа проспект", по бокам этого "парка" идут две дороги. Красиво, зелено и есть где пасти коз модельной внешности.

Перекрёсток, улица поворачивает направо (дома-заборы-деревья на посмотреть)...

А мы пойдём налево. Вот вам даже не улица, а узенький переулок. Но тоже заасфальтирован.

Обратите внимание на газовую трубу слева. Всё село газифицировано. Вообще в Украине много сёл с электричеством и газом, может быть даже большинство.

Выходим на улицу вдоль дендропарка. Слева дом местного фермера, справа его коровы. Шикарный забор себе отгрохать смог, а две ямы на асфальте заделать не может.

Козы, коровы, гуси, утки, куры - всё это есть в селе, и для нас это плюс - когда мы здесь летом живём, то покупаем у сельчан молоко по 20 грн 3-литровая банка, яйца по 12 грн десяток, ну и т.д. Помидорчики-огурчики, яблоки-вишни-виноград у нас на огороде свои. Чистый воздух (в радиусе 30 км нет ни одного завода), чистая вода, натуральная еда, красотища вокруг. Кому нужны те Турции с Египтами:)

В дендропарк сегодня не будем заходить, вот прошлогодние фото , если кому интересно. Идём дальше по улице. Арке слева не хватает надписи "Arbeit macht frei".

Этот переулок ведёт к зданиям исследовательской станции, но мы пойдём дальше, нас же село интересует, а не промпредприятие. Дорога вдоль дендропарка вскоре заканчивается и уходит в поля.

Здесь сворачиваем налево (мы идём по большому квадрату, поэтому всё время налево), на грунтовку. Да, в малоиспользуемых местах здесь грунтовка, но выглядит она вовсе не так ужасно, как сами знаете где.

Ни грязи, ни мусора, ни битых стёкол, босиком по такому селу бегать - одно удовольствие:)

Ещё 200 метров по грунтовке, и опять попадаем на улицу Ленина. Справа на фото - небольшой десткий сад.

Детсады и школы есть не в каждом селе. Но здесь прижился и даже до сих пор функционирует. Школа в Устимовке тоже есть, но сельчане решили, что выгоднее взять автобус и возить детей в соседнюю Бабичівку, чем содержать две недогруженных школы.

Разворачиваемся к дому. Опять кипарисы, вишни и яблони - здесь все улицы такие.

Немного заборов, домов и прочего, для оценки степени "разрухи".

Кстати, все эти домики с большими участками (20-25 соток) стоят недорого - сказывается удалённость от города. 3-5 тысяч доллларов за всё удовольствие. После покупки дом можно утеплить, обшить вагонкой, как например здесь:

Гордостью этого двора является старый огромный тополь, высотой с пятиэтажку и в обхвате человек в семь.

Наводим порядок перед домом, а то вдруг москали нападут, а у меня деревья некрашены.

Шучу:) Именно хозяйственность и страсть к порядку определяет отличия украинских сёл от российских. Не дотации из бюджета (их здесь никто не видел), не надежда на доброго царя, который во время прямой линии решит твои проблемы, а банальная невозможность сидеть на месте, если у тебя огород не вскопан и крыша не залатана.

Это я всё ещё по той же улице иду. Заброшенных домов в Устимовке практически нет (в других сёлах бывает побольше), асфальт везде в наличии, заборы крепкие. Вот попадается двор со стареньким деревянным забором.

Это потому что здесь дачники живут, им каждый день красоту наблюдать не нужно. Но двор убран, ухожен, где надо вскопан, деревья побелены.

Огороды тоже лопухами не зарастают. А борщевика я здесь и не видел никогда.

У местных жителей кроме 25 соток под боком ещё и "наделы" есть - 5-10 гектаров земли за селом. Раньше это была колхозная земля, теперь колхозов нет, каждый засевает свой надел пшеницей, кукурузой или картошкой. Садят-обрабатывают-убирают с помощью тракторов, своих или арендных и, учитывая цены на продукты, большинство сельчан живёт неплохо. Найти в Украине незасеянный клочок довольно сложно.

Всё, вот мы и завершили круг почёта - вернулись к моему дому. В конце улицы виден автобус - их здесь много ходит, более 10 в день. Мимо села проходит дорога Кременчуг-Хорол, через село - дорога Кременчуг-Глобино, так что добраться можно, даже если машины нет.

Обратите внимание на фонари вдоль улицы. Они рабочие, их по вечерам включают. В глухом селе, Карл!

Ну и контрольный в голову. В Устимовке есть интернет, оптоволокно от DataGroup. Кабель заведён ко мне в дом, и дальше через роутер WiFi раздаётся по всему двору. 100 мегабит, анлимитед за 100 гривен в месяц.

От интернета отвлекают только огород и шашлыки:)

Вот такое оно - украинское село. Когда говорят об "украинском духе" или "национальной идее", я всегда отвечаю - поезжайте в село. Там всё это сохранилось в полной мере. Украинцы неразрывно связаны с землёй, и уже поэтому будут её защищать.

Похожий отчёт с прошлогоднего

Когда речь заходит об украинском селе, то в голову сразу приходят чистые и радостные люди в белых рубахах, которые упорно трудятся среди бесконечных полей. Конечно, реальность быта украинского крестьянина сильно отличалась от наших о нем представлений. Касается это и сексуальной жизни наших предков, о которой мы сегодня и поговорим.

Рано созревали

В наше время во всех цивилизованных странах существует такое понятие, как возраст сексуального согласия. То есть половые отношения с лицом, этого возраста не достигшим, автоматически становятся уголовным преступлением. В разных странах этот возраст определяют по-своему. В Украине - 16 лет, а в Мексике - 12. Но в целом средний возраст сексуального согласия по странам Европы и Америки - 14 лет.

На территории Российской империи возраст сексуального согласия не регламентировался. Конечно, существовал минимальный возраст для вступления в брак, установленный Стоглавым собором еще в XVI веке, для мальчиков - 15 лет, а для девочек - 12. Но на практике это означало только то, что более молодых людей церковь отказывается венчать. В сексуальные отношения многие дети, особенно в селах, начинали вступать намного раньше.

Первый опыт секеляния, или терок, дети могли приобрести и до пубертатного периода. Непосредственно половой акт, как правило, не происходил - девиц учили беречь невинность до брака. Но вот все остальное было не запрещено. Дети раздевались и терлись друг о друга, те, кто постарше, бывало, и уединялись.

Бывали, увы, и случаи изнасилования детей. Уголовного наказания за это насильники обычно не несли, ведь не хотели "выносить сор из избы". Если у ребенка находились смелые братья, отец или другие родственники, то они могли расправиться с насильником своими силами. А если нет, то на нет и суда нет.

Сельские вечеринки

Когда дети подрастали, они начинали собираться на вечерницы. Как правило, период вечерниц длился с момента окончания и до самого Великого Поста. Молодежи разрешалось собираться в хате, девушки нарядно одевались и приносили закуски, а парни - выпивку, музыкальные инструменты и солому.

После того как вечеринка подходила к концу, парни договаривались с понравившимися девушками о совместном времяпрепровождении на соломе. Если девушка была согласна, она отвечала «Мокро», если нет - «Сухо». В теории, непосредственного полового акта опять не было, ведь невинность продолжали беречь до брака. Но на практике такие «прижимания» на соломе могли привести к чему угодно, в том числе и к беременности.

Если никаких серьезных последствий у таких вечерниц не было, то наутро пары могли распадаться, ведь это было не более чем игрой. С другой стороны, молодые люди могли понравиться друг другу настолько, что продолжали гулять вместе и после, а дело шло к свадьбе.

Нередко парни обманывали неопытных девушек, которые пока еще не знали, что такое секс. В итоге девушка оказывалась беременна, хотя сама была свято уверена, что ничего такого не делала, а только «прижималась». Если никто из парней не брал ее замуж, судьба такой девушки была крайне незавидной.

Долгожданное замужество

О свадебных традициях можно писать долго и обстоятельно, так что в рамках этого материала мы остановимся непосредственно на традиции похищения невест.

Несмотря на то, что такая традиция ассоциируется в основном с Кавказом, она абсолютно точно присутствовала в украинских селах еще в XVII веке массово, а позже - эпизодически. Как утверждал знаменитый этнограф Федор Вовк, похищение было делом непростым, ведь если похитителя ловили, то могли и убить. Задача стояла сложная. Надо было выкрасть девушку прямо с танцев или вечерниц, и на протяжении суток укрываться с ней в лесу. Зато после этого она уже не могла отказать и обязана была выйти замуж за похитителя. Вовк в своей работе «Студии по украинской этнографии и антропологии» указывал на случаи, когда жертвой похищения могла быть и, например, дочь местного крупного землевладельца.

В связи с замужеством нельзя не вспомнить и еще одну крайне нелицеприятную традицию, бытовавшую в русских и украинских селах. Речь о снохачестве. Снохачество - это секс свекра с невесткой. Не одноразовый, а регулярный, на постоянной основе. Бывало даже, что от этой связи рождались дети, которые были свекру одновременно и внуками.

Чаще всего это происходило, когда сын крестьянина надолго отлучался, уезжал на заработки или попадал в армию. Выбора у невесток особо не было, ведь свекор оставался номинальным главой семьи. После возвращения мужа с сезонных работ свекор мог рассказать сыну что угодно, повернуть историю в выгодном для себя ракурсе, а тот, конечно, поверил бы отцу.

А даже если факт снохачества раскрывался, то страдала от побоев чаще всего женщина. Кто ж на старика руку-то поднимет? На нет снохачество сошло только в начале ХХ века, когда привычный крестьянский уклад начал разрушаться.

Выводы

Как бы мы ни старались идеализировать , надо признать, что крепкие крестьянские семьи часто скрывали много скелетов в шкафу. Здесь и слишком раннее (и, что намного хуже, случайное и хаотичное) сексуальное воспитание, и снохачество, и многое другое.

И дело не в том, что крестьяне были какими-то особенно распущенными. Но отсутствие банальной грамотности и образования делало свое. Фактически, стоит признать что крепкая здоровая семья без всех этих «перегибов» - это скорее достижение современного социального прогресса.

В этом вашем интернете регулярно появляются посты о российских сёлах и посёлках, оставляющих удручающее впечатление: противотанковые дороги, разваливающиеся деревянные дома и такие же туалеты, покосившиеся заборы, борщевик и лопухи до горизонта. В ответ набигающие ватники вяло огрызаются "можно подумать, у вас в хохляндии сёла лучше выглядят".

Лучше. В том-то и дело, что лучше! И сегодня я вам это докажу.

Добро пожаловать на экскурсию в украинское село Устимовка , Глобинского района, що на Полтавщині. Это не какое-то специальное выставочное село и не "рублёвка" для богатых - обычное село, а его выбор обусловлен исключительно тем, что там расположен домик, который моя семья использует в качестве дачи. Если можно называть "дачей" обычный сельский дом и 25 соток огорода.



Фото сделано в прошлом году, в августе. Бассейн в мае мы ещё не ставим:)

Собственно "дачников" в селе мало, подавляющее большинство жителей - местные, живут здесь круглый год. Причина в том, что Устимовка не является пригородом или сателлитом какого-то крупного и богатого города. Село расположено в глухой украинской провинции - до столицы (Киева) - 300 километров, до областного центра (Полтавы) - 130 км, до ближашего крупного города (Кременчуга, население 250 тыс.) - 35 км.

Это длинное вступление должно убедить вас, что село - самое что ни на есть обычное украинское село. Я всю жизнь провёл в Полтавской области и уверяю вас, что остальные сёла здесь выглядят примерно так же, плюс-минус 30%.

Итак, стартуем от моего дома. 1 мая, полдень, +25, переменная облачность. Абрикосы уже отцвели, вишни отцветают, груши и яблони в самом цвету.

Обратите внимание, что вишни-яблони растут не только в огородах, но и вдоль дороги. В результате летом детворе не приходится лазить в чужие сады за яблоками:) Чем учить воровству с детства, лучше сделать какие-то вещи общедоступными.

Кроме типичных для Полтавской области вишен, в Устимовке вдоль дороги растут... кипарисы.

Когда-то в селе была исследовательская станция, выращивающая новые сорта пшеницы, и дендропарк с 400 видами растений. Сейчас всё это тоже есть, но станция работает еле-еле, а дендропарк сильно зарос. Однако страсть к непрактичным, но красивым деревьям осталась, поэтому вдоль дорог и во дворах растут каштаны, тополя, кипарисы, клёны и прочие не имеющие сельскохозяйственного значения культуры.

Кстати, когда цветут каштаны и сирень - здесь вдвойне офигенно.

Идём дальше. Справа по курсу - клуб. Не уверен, бывают ли здесь "та-та-та-танці", но на 1 мая устроили караоке-клуб. Ещё там есть бильярд и регулярно проходят выступления народных коллективов, короче - клуб живой.

Рядом с клубом - памятник воинам-освободителям, который никто не собирается сносить, наоборот - он свежеокрашенный, территория убрана, цветочки посажены.

Точно такие же памятники в хорошем состоянии стоят по всем украинским городам и сёлам. Не верьте кремлёвской пропаганде, рассказывающей как тут у нас запрещают памятники и носить ордена с медалями, всё это бред. Запрещают у нас коммунистическую идеологию, приведшую к массовым жертвам, и сносят памятники упырю Ленину и его последователям. Символики Второй мировой войны эти законы не касаются.

Они прекрасно себя чувствуют и закрываться не собираются, боле того - конкуренция вынуждает следить на ассортиментом и чистотой. Обратите внимание на чистоту площадки перед магазином - ни бумажек, ни бутылок из-под пива. Да и магазин покрашен, вылизан и т.д. :)

Последний взгляд на мою кипарисовую улицу (на самом деле ул.Ленина, но скоро переименуют) с припаркованным Пасфайндером, и на перекрёстке перед магазином сворачиваем налево.

Название этой улицы я не знаю, но она ничем не хуже - здесь тоже асфальт (он по всему селу проинсталлирован), аккуратные и покрашенные заборы, такие же аккуратные дома. И всё цветёт:)

Ещё раз подчеркну - это обычные дома обычных селян - кто-то живёт лучше, кто-то хуже, но серьёзного имущественного расслоения нет. В Устимовке нет (или я не нашёл) ни одной "трёхэтажной виллы" заезжих горожан, вообще это село ввиду удалённости не считается крутым. Прикиньте, как выглядят те сёла, в которые едет городской капитал.

Продолжаем прогулку. Всё та же улица, обратите внимание на дома слева и небольшой "парк" справа.

На самом деле это "типа проспект", по бокам этого "парка" идут две дороги. Красиво, зелено и есть где пасти коз модельной внешности.

Перекрёсток, улица поворачивает направо (дома-заборы-деревья на посмотреть)...

А мы пойдём налево. Вот вам даже не улица, а узенький переулок. Но тоже заасфальтирован.

Обратите внимание на газовую трубу слева. Всё село газифицировано. Вообще в Украине много сёл с электричеством и газом, может быть даже большинство.

Выходим на улицу вдоль дендропарка. Слева дом местного фермера, справа его коровы. Шикарный забор себе отгрохать смог, а две ямы на асфальте заделать не может.

Козы, коровы, гуси, утки, куры - всё это есть в селе, и для нас это плюс - когда мы здесь летом живём, то покупаем у сельчан молоко по 20 грн 3-литровая банка, яйца по 12 грн десяток, ну и т.д. Помидорчики-огурчики, яблоки-вишни-виноград у нас на огороде свои. Чистый воздух (в радиусе 30 км нет ни одного завода), чистая вода, натуральная еда, красотища вокруг. Кому нужны те Турции с Египтами:)

В дендропарк сегодня не будем заходить, вот прошлогодние фото , если кому интересно. Идём дальше по улице. Арке слева не хватает надписи "Arbeit macht frei".

Этот переулок ведёт к зданиям исследовательской станции, но мы пойдём дальше, нас же село интересует, а не промпредприятие. Дорога вдоль дендропарка вскоре заканчивается и уходит в поля.

Здесь сворачиваем налево (мы идём по большому квадрату, поэтому всё время налево), на грунтовку. Да, в малоиспользуемых местах здесь грунтовка, но выглядит она вовсе не так ужасно, как сами знаете где.

Ни грязи, ни мусора, ни битых стёкол, босиком по такому селу бегать - одно удовольствие:)

Ещё 200 метров по грунтовке, и опять попадаем на улицу Ленина. Справа на фото - небольшой десткий сад.

Детсады и школы есть не в каждом селе. Но здесь прижился и даже до сих пор функционирует. Школа в Устимовке тоже есть, но сельчане решили, что выгоднее взять автобус и возить детей в соседнюю Бабичівку, чем содержать две недогруженных школы.

Разворачиваемся к дому. Опять кипарисы, вишни и яблони - здесь все улицы такие.

Немного заборов, домов и прочего, для оценки степени "разрухи".

Кстати, все эти домики с большими участками (20-25 соток) стоят недорого - сказывается удалённость от города. 3-5 тысяч доллларов за всё удовольствие. После покупки дом можно утеплить, обшить вагонкой, как например здесь:

Гордостью этого двора является старый огромный тополь, высотой с пятиэтажку и в обхвате человек в семь.

Наводим порядок перед домом, а то вдруг москали нападут, а у меня деревья некрашены.

Шучу:) Именно хозяйственность и страсть к порядку определяет отличия украинских сёл от российских. Не дотации из бюджета (их здесь никто не видел), не надежда на доброго царя, который во время прямой линии решит твои проблемы, а банальная невозможность сидеть на месте, если у тебя огород не вскопан и крыша не залатана.

Это я всё ещё по той же улице иду. Заброшенных домов в Устимовке практически нет (в других сёлах бывает побольше), асфальт везде в наличии, заборы крепкие. Вот попадается двор со стареньким деревянным забором.

Это потому что здесь дачники живут, им каждый день красоту наблюдать не нужно. Но двор убран, ухожен, где надо вскопан, деревья побелены.

Огороды тоже лопухами не зарастают. А борщевика я здесь и не видел никогда.

У местных жителей кроме 25 соток под боком ещё и "наделы" есть - 5-10 гектаров земли за селом. Раньше это была колхозная земля, теперь колхозов нет, каждый засевает свой надел пшеницей, кукурузой или картошкой. Садят-обрабатывают-убирают с помощью тракторов, своих или арендных и, учитывая цены на продукты, большинство сельчан живёт неплохо. Найти в Украине незасеянный клочок довольно сложно.

Всё, вот мы и завершили круг почёта - вернулись к моему дому. В конце улицы виден автобус - их здесь много ходит, более 10 в день. Мимо села проходит дорога Кременчуг-Хорол, через село - дорога Кременчуг-Глобино, так что добраться можно, даже если машины нет.

Обратите внимание на фонари вдоль улицы. Они рабочие, их по вечерам включают. В глухом селе, Карл!

Ну и контрольный в голову. В Устимовке есть интернет, оптоволокно от DataGroup. Кабель заведён ко мне в дом, и дальше через роутер WiFi раздаётся по всему двору. 100 мегабит, анлимитед за 100 гривен в месяц.

От интернета отвлекают только огород и шашлыки:)

Вот такое оно - украинское село. Когда говорят об "украинском духе" или "национальной идее", я всегда отвечаю - поезжайте в село. Там всё это сохранилось в полной мере. Украинцы неразрывно связаны с землёй, и уже поэтому будут её защищать.

Похожий отчёт с прошлогоднего



Похожие статьи
 
Категории