Сэмюэл морзе краткая биография и интересные факты. Сэмюэл Морзе - загадочная неоднозначная личность (10 фото)

25.04.2019

Во все времена встречаются люди одаренные, способные вырабатывать и воплощать в жизнь неординарные идеи, создавать что-то необыкновенное и нужное человечеству. Как правило, ярко выраженный талант ведет своего обладателя по своей особенной жизненной тропе, не отклоняясь ни на шаг от намеченного пути… А есть в истории примеры людей уникальных, освоивших одинаково успешно совершенно различные сферы, создав в каждой из них нечто принципиальное новое и совершенное. Одним из таких выдающихся представителей человечества стал Сэмюэл Морзе. Кто такой этот Морзе? Чем он известен?

Формирование творческого мировоззрения художника

Самуэль Морзе, дата рождения которого приходится на 27 апреля 1791 года, появился на свет в небольшом американском городке под названием Чарльзтаун, расположенном в Отец Самуэля был проповедником и с раннего детства старался пробудить в своем сыне желание учиться.

В результате родительских стараний молодой человек вырос любознательным и талантливым. Он успешно поступил в университет в Йеле в 1805 году, во время обучения в котором и формировалось его творческое мировоззрение постоянно ищущего человека.

Изучение живописи

Особый трепет и интерес у Морзе вызывала живопись. Он старательно изучал ее в студенческие годы, и, окончив университет, отправился в Англию, чтобы научиться живописи у легендарного Вашингтона Олстона. По признанию современников, молодой человек демонстрировал недюжинные способности в изобразительном искусстве. Уже в 1813 году он написал известную картину под названием «Умирающий Геркулес», которая нашла пристанище в Лондонской художеств. Работа была высоко оценена любителями искусства, и Морзе даже наградили за нее золотой медалью. В 1815 году молодой художник вернулся в Америку.

Успех художника

На родине его ждал не меньший успех - за несколько лет Сэмюэл Морзе (фото) стал кумиром начинающих художников того времени. Множество талантливых работ, принадлежавших его кисти, украшали стены музеев и высоко оценивались даже самой взыскательной аудиторией. Он же написал известный всему миру портрет одного из президентов США Джеймса Монро.

Позднее он стал основателем знаменитой Национальной Академии рисунка, которая вначале была обычным обществом живописцев, но благодаря художественным и организаторским способностям Морзе, за несколько лет сильно преобразилась.

Несмотря на стабильный успех, Сэмюэл Морзе не останавливался на достигнутом и продолжал развиваться. В 1829 году он вернулся в Европу. На этот раз целью было изучение того, как устроены и функционируют европейские школы искусств.

Этот опыт он собирался перенести на американскую действительность и еще больше усовершенствовать свою Академию.

Судьбоносное путешествие

Спустя три года Сэмюэл Морзе в Гавре сел на судно под названием «Салли», которое под руководством капитана Пелла направлялось в Нью-Йорк. Путешествие на этом паруснике стало для Сэмюэля судьбоносным и поворотным. Среди пассажиров оказался знаменитый врач Чарльз Джексон. Он славился своим новаторством в медицине - именно он открыл наркоз и прочие современные методы анестезии. В этот раз он показывал остальным пассажирам своего рода научный фокус: подносил к компасу отрезок провода, который был присоединен к В результате стрелка начинала вращение.

Идея передачи сигналов

Следует отметить, интересы Сэмюэля Морзе не ограничивались строго миром живописи, поэтому, когда он стал свидетелем этого опыта, в нем загорелась одна из его самых замечательных идей, изменившая мир. Он был в курсе опытов, которые проводил Фарадей, а также экспериментов Шиллинга, когда из магнита «извлекались искры». И все это побудило его создать своего рода систему для передачи сигналов по проводам на расстоянии с помощью различных комбинаций искр. Идея, столь неожиданная для художника, захватила его ум целиком и полностью.

Судно «Салли» плыло к американским берегам еще месяц. За это время Сэмюэл Морзе нарисовал чертежи предполагаемого аппарата для передачи сигналов. Потом несколько лет он работал над созданием этого устройства, но достичь ожидаемого результата так и не получалось. Помимо напряженной работы, на Самюэля свалилось несчастье - скончалась его супруга, оставив его одного с тремя детьми. Однако Морзе не бросал своих экспериментов.

Первая попытка собрать аппарат для передачи данных

Спустя некоторое время он получил должность профессора живописи в университете Нью-Йорка. Именно там впервые он показал публике изобретенный аппарат для передачи информации. Результат был впечатляющим - сигнал был подан на расстояние более полутора тысяч футов.

Особенно яркое впечатление устройство произвело на американского предпринимателя по имени Стив Вэйл. Он заключил с Морзе своеобразную сделку: он выделяет для его опытов две тысячи долларов, а также находит место, подходящее для исследований, а Сэмюэл в ответ обязуется взять себе в ассистенты его сына. Морзе с радостью согласился на предложенные условия, и результат не заставил себя долго ждать. В 1844 году им удалось передать на расстоянии первое сообщение. Его текст был незамысловатым, но вполне четко отражал происходящее: «Чудны дела твои, Господи!». Это был первый в истории человечества

Азбука Морзе

Дальнейшие исследования и эксперименты двух увлеченных людей привели к созданию знаменитой азбуки Морзе - системы кодирования с помощью коротких (точка) и посылок или символов. Однако историки не пришли к единому мнению по поводу авторства - многие полагают, что создателем был его партнер - сын пожертвовавшего деньги магната Альфред Вэйл.

Как бы там ни была, азбука, изобретенная в те времена, сильно отличалась от той, которую применяют в настоящее время. Она была гораздо сложнее, и включала в себя посылки не двух, а трех различных длин - точка, тире и удлиненное тире. Сочетания были очень сложными и неудобными, в связи с чем в последующие годы другие изобретатели значительно видоизменили систему кодирования, приблизив ее по содержанию и простоте к той, которой человечество пользуется сейчас. Но как ни парадоксально, изначальный вариант азбуки применялся довольно долго - вплоть до середины двадцатого столетия, правда, так долго сохранялся он только на железной дороге.

Доказать миру необходимость и применимость телеграфа оказалось не просто. Пока изобретение не давало стабильного и очевидного результата, Самуэль Морзе, дети которого остро нуждались в средствах на жизнь, не встречал поддержки ни на родине, ни за рубежом. Ученый-художник находился на грани бедности, но не терял надежды добиться поставленной цели. Когда это случилось, ему пришлось доказывать свое авторство, ведь былые инвесторы и партнеры накинулись на его детище, подобно воронам. Сэмюэл Морзе и его азбука произвели настоящий фурор в научных и общественных кругах

Общественная и семейная жизнь

Сэмюэл Морзе, биография которого полна крутых поворотов, оказался уникальным человеком, который смог проявить себя в двух совершенно разных сферах удивительно успешно. Несмотря на то, что телеграф, как способ передачи информации, был довольно быстро вытеснен телефоном и радио, система передачи информации, как идея, актуальна по настоящее время. В девятнадцатом веке это изобретение стало сенсационным, и принесло Морзе не только славу, но и материальное благополучие - страны, начавшие использовать устройство Морзе, выплатили изобретателю значительное вознаграждение, которого хватило на приобретение огромного имения, в котором расположилась вся большая семья Сэмюэла, и на то, чтобы этот удивительный человек до конца своей жизни щедро одаривал других. Он активно занимался благотворительностью, выделял деньги для школ, для различных обществ по развитию искусства, музеев, а также поддерживал молодых ученых и художников, памятуя о том, как ему самому однажды помог магнат Вэйл.

Слава Самюэля Морзе, как великолепного художника, не угасает и по сей день. Его работы хранятся в различных музеях мира, и по праву считаются ярчайшими образцами изобразительного искусства. А изобретенное им телеграфное устройство обрело постоянное место нахождения в Американском национальном музее.

Морзе был дважды женат, всего от обоих браков у него было семеро детей. Перед смертью, 2 апреля 1872 года, его окружало огромное количество благодарных и любящих членов семьи.

Не имея глубоких знаний по электронике, Сэмюэл Морзе после десяти лет упорного труда представил миру пишущий телеграфный аппарат, а еще через полгода телеграфную азбуку – знаменитую азбуку Морзе.

Сэмюэл Финли Бриз Морзе родился 27 апреля 1791 года в американском городишке Чарзтаун штат Массачусетс в семье известного проповедника.

В 1805 году он поступил в Йельский университет. В университете преуспевал в физике и в частности в электричестве. Но, несмотря на это очень тяготел к изобразительному искусству.

В 1811 году Морзе, против воли родителей, отправляется в Европу, что бы изучать живопись. В 1813 году он рисует знаменитую картину “Умирающий Геркулес”, за которую получает золотую медаль от Лондонской королевской академии искусств.

Возвратившись в Америку, Сэмюэл Морзе в 1925 году основывает Национальную академию живописцев в Нью-Йорке.

В 1929 году он снова отправляется в Европу для изучения живописи и устройств рисовальных школ. В 1832 году возвращаясь на пароходе домой, он увидел фокус – вращение стрелки компаса при поднесении к нему куска провода, подсоединенного к элементу питания. Это заинтересовало Морзе и вдохновило на создание устройства для передачи сигналов на расстояние по проводам.

Последующие десять лет, не имея глубоких знаний в электронике и специально оборудованной мастерской, Морзе упорно и целеустремленно работал над созданием своего электромагнитного телеграфа. Работая на чердаке в доме своего брата, Морзе пользовался подручными чаще всего саморобнымиприспособлениями.

В сентябре 1837 года в здании Нью-Йоркского университета Морзе продемонстрировал свой телеграф общественности. Телеграмма была передана на расстояние 1700 футов(500 метров), однако оказалась плохо читаемой потому, что слова в ней обозначались комбинациями зигзагообразных линий. Заслуга Морзе в том, что он пытался сконструировать пишущий телеграф, а его предшественники – стрелочные показывающие. Морзе для записи сигналов использовал электромагнит и прикрепленный к нему пишущим приспособлением.

Через полгода он полностью изменяет код записи сигнала и представляет его общественности. Созданная им азбука отображала буквы в виде набора коротких и длинных сигналов. К созданию своей азбуки Морзе подошел очень основательно. Проработав большое количество текстов, он вычислил частоту повторяемости всех букв. Наиболее повторяющиеся буквы он обозначил простыми комбинациями коротких и длинных сигналов. Наименее повторяющиеся – более сложными.

В 1838 году в том же Нью-Йоркском университете Сэмюэл Морзе демонстрирует передачу телеграммы на 15 км. с использованием нового кода. В 1840 он получает патент на свое изобретение.

В 1843 году Конгресс предоставил Морзе субсидию на сооружение 65-ти километровой телеграфной линии Вашингтон-Балтимор, которая в мае 1844 уже вошла в строй. После этого изобретатель стан национальным героем, получил широкую известность.

Азбука Морзе, в последствии была несколько модифицирована, но до сих пор используется по всему миру. Например, принятый в 1912 году единый сигнал бедствия «SOS » - три точки, три тире, три точки.

Современный вариант международного кода Морзе был принят в 1939 году.


Имя Сэмюэла Морзе всем знакомо благодаря его самому известному открытию – знаменитой азбуке, названной в честь изобретателя. Однако мало кто знает о том, что Морзе был еще и художником, к тому же основателем и президентом Национальной академии рисунка в Нью-Йорке. Впрочем, об эстетической ценности его работ искусствоведы высказывали весьма противоречивые отзывы, так же, как ученые – о значении его изобретений. Кем же он был на самом деле – художником, изобретателем или талантливым авантюристом?



Сэмюэл Финли Бриз Морзе родился в Америке, в семье проповедника. Свою первую серьезную работу Сэмюэл создал в 14 лет – он тогда написал удачный семейный портрет, а немного позже – картину «Высадка паломников» о прибытии первых поселенцев в Америку. Это полотно привлекло внимание известного в те времена художника В. Олстона, который предложил юноше отправиться вместе с ним в Англию для изучения живописи. Родители Сэмюэла не одобряли этих занятий, но поездке не препятствовали. И в 1811 г., в возрасте 20 лет Сэмюэл Морзе начал изучать живопись в Королевской академии.





Во время учебы в Академии Морзе создал две значительные работы – «Умирающий Геркулес» (за нее художник получил золотую медаль на выставке) и «Суд Юпитера». В 24 года юноша вернулся в Америку известным художником, однако на родине его картин никто не покупал, и он начал писать портреты на заказ. Серди них был портрет бывшего президента США Джона Адамса, а также портреты маркиза де Лафайета и пятого президента США Джеймса Монро.



В Нью-Йорке Морзе основал Национальную академию рисунка и стал ее президентом. В то же время он решил заняться усовершенствованием своего мастерства и продолжил обучение в Европе. Его занятия живописью были настолько усердными, что никто не мог предположить, что вскоре он займется кардинально другим родом деятельности. Позже Морзе признался: «Я посвятил свои молодые годы только живописи. Но, как оказалось, не смог забыть поразившую меня в юности фразу, услышанную на лекции по естественным наукам: "Если электрический ток встретит задержку на своем пути, он станет видимым". Эта мысль была первым семенем, из которого много лет спустя в моей голове выросло изобретение телеграфа».



Изобретателей телеграфа было несколько, и Морзе не был первооткрывателем: в России создателем нового вида связи был Шиллинг, в Германии – Гаусс и Вебер, в Англии – Кук и Уитстон. Но их электромагнитные аппараты были стрелочного типа, а Морзе изобрел электромеханический телеграф. Он получил патент на свое изобретение и продемонстрировал его работу в Нью-Йоркском университете. Однако ученые мужи не только не оценили его находку, но и прозвали Морзе авантюристом: дело в том, что он по сути ничего не изобрел, а просто объединил несколько успешно действующих изобретений своих предшественников. Но сам Морзе был уверен в том, что грамотное применение существующего не менее важно, чем внедрение чего-то нового.



Революционным изобретение Морзе стало благодаря не технологии передачи данных, а способу их фиксации и сфере применения. При этом Морзе не разбирался не только в последних открытиях в области электричества, но даже в основных его правилах и законах. У него не было ни специальных знаний, ни подготовки, но их заменили упорство и целеустремленность.



Телеграфы с магнитными стрелками существовали и до Морзе, но они были неудобны в применении. И он решил заменить стрелку на самописец, фиксирующий полученное сообщение на протягиваемой через аппарат бумажной ленте. Значительную помощь в изобретении оказал Альфред Вейл, у которого, в отличие от Морзе, было техническое образование: он изобрел схему печатающего телеграфного аппарата и усовершенствовал телеграфный код. В результате появилась знаменитая азбука Морзе, представляющая собой комбинации коротких и длинных сигналов, зафиксированных на бумажной ленте в виде точек и тире.



Слава, богатство и признание пришли к нему только на склоне лет. Научно-практическую ценность его изобретения вынуждены были признать многие, даже те, кто настаивал на вторичности этих открытий. После смерти Морзе в 1872 г. его слава как изобретателя угасла, но о нем снова заговорили как о самобытном художнике-портретисте. Эти споры продолжаются и по сей день.



А для некоторых ученых их открытия стали роковыми:

Самюэл Финли Бриз Морзе родился 27 апреля 1791 г. в семье известного местного проповедника Джедида Морзе в американском городишке Чарльзтаун (штат Массачусетс). В 1805 г. он поступил в Йельский университет.

В 1811 г. Самюэл отправляется в Европу для изучения живописи у Вашингтона Олстона. Юноша подавал большие надежды как художник. В 1813 г. он представил в Лондонскую королевскую академию художеств картину "Умирающий Геркулес", удостоенную золотой медали. В 1815 г. - вернулся на родину. Через несколько лет Самюел был признан лидером и кумиром молодых американских художников (его кисти принадлежит знаменитый портрет президента Мунро). В 1825 г. он основал в Нью-Йорке общество живописцев (впоследствии - Национальная академия рисунка) и стал его президентом, а в 1829 г. - вновь отправился в Европу для изучения устройства рисовальных школ и выдающихся произведений живописи.

1 октября 1832 г. из Гавра в Hью-Йорк вышел парусник "Салли" (капитан судна - Пелл). Его пассажирам знаменитый врач тех времен (открыватель наркоза и новых методов обезболивания в медицине) - Чарльз Т.Джексон в салоне первого класса демонстрировал фокус-опыт: начиналась вращаться стрелка компаса при поднесении к нему куска провода, подсоединенного к гальваническому элементу. За опытом внимательно наблюдал Самюэл.

В Европе, в это время, была опубликована книга М.Фарадея и приведенные в ней опыты повторялись во многих лабораториях, а Петербург в начале 1832 г. стал свидетелем первых опытов Шиллинга. "Извлечение искр из магнита" казалось непосвященным чудом. Увиденный опыт натолкнул его на мысль о создании системы передачи сигналов по проводам, с использованием сочетаний передачи "искр". Эта идея захватила его. За время месячного плавания домой Морзе набросал несколько чертежей. Следующие три года, работая на чердаке в доме своего брата Ричарда, он посвятил строительству по своим чертежам аппарата, но безуспешно. В 1835 г. он был назначен на пост профессора живописи в только что открытом Нью-Йоркском университете, в котором в сентябре 1837 г. продемонстрировал свое изобретение. Сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов.

Крупный американский промышленник Стив Вейл заинтересовался работой Морзе и согласился пожертвовать 2 тыс. долларов и предоставить помещение для дальнейших опытов при одном условии - С.Морзе возьмет в помощники его сына Альфреда. Союз младшего Вейла и Морзе оказался плодотворным. Первое сообщение было послано 27 мая 1844 г. и текст которого гласил: "Чудны дела твои, Господи!" Для передачи посылок использовался ключ, изобретенный российским ученым Б.С.Якоби, а для приема - электромагнит, якорь которого управлял перемещением по бумаге чернильного пера.

Работая над дальнейшим совершенствованием своего телеграфного аппарата, Самюэл Морзе в 1838 г. изобрел и код - телеграфную азбуку. Примечание: Телеграфная азбука (система кодировки символов короткими и длинными посылками для передачи их по линиям связи, известная как "код Морзе" или "морзянка"), которую применяют сейчас, существенно отличается от той, что изобрел в 1838 году С.Морзе, хотя некоторые исследователи полагают, что ее автором был Альфред Вейл - партнер Самюэля Морзе по бизнесу.

Надо заметить, что исходная таблица "кода Морзе" разительно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат на любительских диапазонах. В ней, во-первых, использовались посылки трех разных длительностей (точка, тире и длинное тире). Во-вторых, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов. Кодировки современной и исходной таблиц совпадают только для примерно половины букв (A, B, D, E, G, H, I, K, M, N, S, T, U, V и W) и не совпадают ни для одной цифры. Более того, для построения кода ряда символов в оригинальной "морзянке" вообще использовались иные принципы. Так, на ряду с "точками" и "тире", были сочетания "двойное тире" (буква L) и даже "тройное тире" (цифра 0), а некоторые символы включали в себя паузу... . Латинская буква С, например, передовалась тогда как "две точки-пауза-точка", т.е., по существу, как буквы И и Е, переданные друг за другом. Это заметно осложняло прием радиограмм. Вот почему вскоре появились различные варианты телеграфной азбуки, не содержавшие кодов с паузами между посылками (Филлипса, Бална, "морской", "континентальный"...).

Современный вариант международного "кода Морзе" (International Morse) появился совсем недавно - в 1939 году, когда была проведена последняя корректировка (т.н. "континентального" варианта), коснувшаяся в основном знаков препинания. Звучит еще невероятнее, но факт - первоначальный вариант "кода Морзе" кое-где использовался на железных дорогах до середины 60-х годов XX века!

В 1851 г. германская "Комиссия по устройству телеграфа" оценила преимущества "аппарата Морзе", и с тех пор он нашел свое широкое применение.

Последние годы С.Морзе жил в Пончкифи (близ Нью-Йорка) и умер 2 апреля 1872 г. в богатстве и почете.

По материалам сайта www.qso.ru

Сэ́мюэл Фи́нли Бриз Мо́рзе (англ. Samuel Finley Breese Morse [mɔːrs ]; 27 апреля , Чарльзтаун в штате Массачусетс - 2 апреля , Нью-Йорк) - американский изобретатель и художник . Наиболее известные изобретения - электромагнитный пишущий телеграф («аппарат Морзе», ) и код (азбука) Морзе .

Биография

Во время войны 1812 года между Великобританией и Соединёнными Штатами, поддерживающими Наполеона , Морзе показал себя ярым патриотом. Однако в 1813 году, когда Морзе представил в Лондонскую королевскую академию художеств картину «Умирающий Геркулес», он удостоился золотой медали.

По возвращении домой в 1815 году Морзе обнаружил, что американцы считают его английским художником и мало интересуются живописью. Поэтому он влачил скудное существование, рисуя портреты . Десять лет ему пришлось вести жизнь странствующего живописца. Морзе был очень общителен и обаятелен, его с охотой принимали в домах интеллектуалов, богачей и политиков. Кроме того, он обладал редким даром заводить знакомства. Среди его друзей были политик М.-Ж. Лафайет , романист Дж. Ф. Купер и даже президент США А. Линкольн . В стремительно растущем Нью-Йорке он создал несколько самых интересных портретов, когда-либо выполненных американскими художниками. В 1825 году Морзе основал в Нью-Йорке Национальную академию дизайна , которая избрала его президентом и отправила в 1829 году в Европу для изучения устройства рисовальных школ и выдающихся произведений живописи.

Во время второго путешествия в Европу Морзе познакомился с Л. Дагером и заинтересовался новейшими открытиями в области электричества. Его вдохновила на изобретение телеграфа случайная беседа при возвращении из Европы на пароходе в 1832 году. Какой-то пассажир в ходе беседы о недавно изобретённом электромагните сказал: «Если электрический ток можно сделать видимым на обоих концах провода, то я не вижу никаких причин, почему сообщения не могут быть им переданы». Хотя идея электрического телеграфа выдвигалась и до Морзе, он полагал, что был первым.

Морзе посвящал почти всё своё время живописи, преподаванию в университете Нью-Йорка и политике. В 1835 году Морзе стал профессором начертательных искусств. Но после того как в университете в 1836 году ему показали описание модели телеграфа, предложенной В. Вебером в 1833 году, он полностью отдал себя изобретательству.

Годы работы и учёбы потребовались, чтобы его телеграф заработал. В 1837 году он совместно с А.Вейлом разработал систему передачи букв точками и тире, ставшей известной во всём мире как код Морзе . Он не находил поддержки ни дома, ни в Англии, ни во Франции, ни в России, встречая везде отказ. При очередной попытке заинтересовать Конгресс США созданием телеграфных линий, он приобрёл конгрессмена в партнёры, и в 1843 году Морзе получил субсидию в 30 000 долларов для строительства первой телеграфной линии от Балтимора до Вашингтона. В ходе работ оказалось, что на этом расстоянии около 40 километров электрический сигнал слишком сильно затухал и прямая связь невозможна. Положение спас его компаньон Альфред Вейл, предложивший использовать реле как усилитель. Наконец, 24 мая 1844 года линия была закончена, но Морзе был тотчас же вовлечён в юридические распри и с партнёрами, и с конкурентами. Он отчаянно боролся, и Верховный Суд в 1854 году признал его авторские права на телеграф.

Газеты, железные дороги и банки быстро нашли применение его телеграфу. Телеграфные линии моментально оплели весь мир, состояние и слава Морзе умножились. В 1858 году от десяти европейских государств Морзе получил за своё изобретение 400 000 франков. Морзе купил имение в Пончкифи , близ Нью-Йорка, и провёл там остаток жизни с большим семейством среди детей и внуков. В старости Морзе стал филантропом. Он опекал школы, университеты, церкви, библейские общества, миссионеров и бедных художников.

После смерти в 1872 году слава Морзе как изобретателя угасла, так как телеграф потеснили телефон, радио и телевидение, зато его репутация художника выросла. Он не считал себя портретистом, но его картины, на которых изображены Лафайет и другие видные люди, знают многие. Его телеграф 1837 года хранится в Национальном музее США, а загородный дом теперь признан историческим памятником.

Личная жизнь

29 сентября 1818 года Морзе женился на Лукреции Пикеринг Уокер. В браке родилось трое детей. После смерти первой жены Морзе повторно женился 10 августа 1848 года на Элизабет Грисуолд. В браке родилось четверо детей .

Память

Прочее

27 апреля 2009 года в честь дня рождения Сэмюэла Морзе Google изменил свою главную страницу, где разместил надпись «Google» в кодировке Морзе.

Напишите отзыв о статье "Морзе, Сэмюэл"

Примечания

Литература

  • Уилсон М. Американские учёные и изобретатели / Пер. с англ. В. Рамзеса ; под ред. Н. Тренёвой. - М .: Знание , 1975. - С. 27-34. - 136 с. - 100 000 экз.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • А. В. Каменский , СПб., тип. Ю. Н. Эрлих, 1891.
  • , автор Сэмюэл Ф. Б. Морзе, 1819 г. (Коллекция Белого дома) - Ссылка не работает
  • - Ссылка не работает
  • Дмитрий Быков «Известия » 27.04.11

Отрывок, характеризующий Морзе, Сэмюэл

Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбецкой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. Гвардия уже вышла из Петербурга 10 го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.
У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не перестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.
Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле принимания и занимания разговором гостей. Молодежь была в задних комнатах, не находя нужным участвовать в приеме визитов. Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.
«Очень, очень вам благодарен, ma chere или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сherе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. Смотрите же, приезжайте обедать. Вы меня обидите, mon cher. Душевно прошу вас от всего семейства, ma chere». Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и изменения. Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной; придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, советовался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в большую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носивших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Митенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, – говорил он, с удовольствием оглядывая огромный раздвинутый стол. – Главное – сервировка. То то…» И он уходил, самодовольно вздыхая, опять в гостиную.
– Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.
Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.
– Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!»
Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.
«Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.
– Я очень жалею бедного графа, – проговорила гостья, – здоровье его и так плохо, а теперь это огорченье от сына, это его убьет!
– Что такое? – спросила графиня, как будто не зная, о чем говорит гостья, хотя она раз пятнадцать уже слышала причину огорчения графа Безухого.
– Вот нынешнее воспитание! Еще за границей, – проговорила гостья, – этот молодой человек предоставлен был самому себе, и теперь в Петербурге, говорят, он такие ужасы наделал, что его с полицией выслали оттуда.
– Скажите! – сказала графиня.
– Он дурно выбирал свои знакомства, – вмешалась княгиня Анна Михайловна. – Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухого выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как то замял. Но выслали таки из Петербурга.
– Да что, бишь, они сделали? – спросила графиня.
– Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.
– Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху.
– Ах, ужас какой! Чему тут смеяться, граф?
Но дамы невольно смеялись и сами.
– Насилу спасли этого несчастного, – продолжала гостья. – И это сын графа Кирилла Владимировича Безухова так умно забавляется! – прибавила она. – А говорили, что так хорошо воспитан и умен. Вот всё воспитание заграничное куда довело. Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство. Мне хотели его представить. Я решительно отказалась: у меня дочери.
– Отчего вы говорите, что этот молодой человек так богат? – спросила графиня, нагибаясь от девиц, которые тотчас же сделали вид, что не слушают. – Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный.
Гостья махнула рукой.
– У него их двадцать незаконных, я думаю.
Княгиня Анна Михайловна вмешалась в разговор, видимо, желая выказать свои связи и свое знание всех светских обстоятельств.
– Вот в чем дело, – сказала она значительно и тоже полушопотом. – Репутация графа Кирилла Владимировича известна… Детям своим он и счет потерял, но этот Пьер любимый был.
– Как старик был хорош, – сказала графиня, – еще прошлого года! Красивее мужчины я не видывала.
– Теперь очень переменился, – сказала Анна Михайловна. – Так я хотела сказать, – продолжала она, – по жене прямой наследник всего именья князь Василий, но Пьера отец очень любил, занимался его воспитанием и писал государю… так что никто не знает, ежели он умрет (он так плох, что этого ждут каждую минуту, и Lorrain приехал из Петербурга), кому достанется это огромное состояние, Пьеру или князю Василию. Сорок тысяч душ и миллионы. Я это очень хорошо знаю, потому что мне сам князь Василий это говорил. Да и Кирилл Владимирович мне приходится троюродным дядей по матери. Он и крестил Борю, – прибавила она, как будто не приписывая этому обстоятельству никакого значения.



Похожие статьи
 
Категории