Сонеты уильяма шекспира о женской красоте.

08.03.2019

Cонет 18

Сравню ли с летним днем твои черты?
Но ты милей, умеренней и краше.
Ломает буря майские цветы,
И так недолговечно лето наше!

То нам слепит глаза небесный глаз,
То светлый лик скрывает непогода.
Ласкает, нежит и терзает нас
Своей случайной прихотью природа.

А у тебя не убывает день,
Не увядает солнечное лето.
И смертная тебя не скроет тень -
Ты будешь вечно жить в строках поэта.

Среди живых ты будешь до тех пор,
Доколе дышит грудь и видит взор.


Cонет 99

Фиалке ранней бросил я упрек:
Лукавая крадет свой запах сладкий
Из уст твоих, и каждый лепесток
Свой бархат у тебя берет украдкой.

У лилий - белизна твоей руки,
Твой темный локон - в почках майорана,
У белой розы - цвет твоей щеки,
У красной розы - твой огонь румяный.

У третьей розы - белой, точно снег,
И красной, как заря, - твое дыханье.
Но дерзкий вор возмездья не избег:
Его червяк съедает в наказанье.

Каких цветов в саду весеннем нет!
И все крадут твой запах или цвет.


Cонет 104

Ты не меняешься с теченьем лет.
Такой же ты была, когда впервые
Тебя я встретил. Три зимы седые
Трех пышных лет запорошили след.

Три нежные весны сменили цвет
На сочный плод и листья огневые,
И трижды лес был осенью раздет...
А над тобой не властвуют стихии.

На циферблате, указав нам час,
Покинув цифру, стрелка золотая
Чуть движется невидимо для глаз,
Так на тебе я лет не замечаю.

И если уж закат необходим, -
Он был перед рождением твоим!


Сонет 130

Ее глаза на звезды не похожи,
Нельзя уста кораллами назвать,
Не белоснежна плеч открытых кожа,
И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,
Нельзя сравнить оттенок этих щек.
А тело пахнет так, как пахнет тело,
Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли,
Кого в сравненьях пышных оболгали.

Уильям Шекспир

Картины Emile Vernon.

СМЕЮСЬ И ВОЗВЫШАЮСЬ !

О женщины , вам имя вероломство! (пер. Б. Пастернака)

Бренность, ты зовёшься женщина! (пер. М. Лозинского)

Ничтожность, женщина, твоё названье! (пер. А. Кронеберга )

О женщины! ничтожество вам имя! (пер. Н. Полевого )

***

Жениться хорошо, да много и досады.

Я слова не скажу про женские наряды.

Кто мил, на том всегда приятен и убор;

Хоть правда, что при том и кошелёк неспор.

Всего несноснее противные советы,

Упрямые слова и спорные ответы.

Пример нам показал недавно мужичок,

Которого жену в воде постигнул рок.

Он, к берегу пришед , увидел там соседа:

Не усмотрел ли он, спросил, утопшей следа.

Сосед советовал вниз берегом идти:

Что быстрина туда должна её снести.

Но он ответствовал: “Я, братец, признаваюсь ,

Что век она жила со мною вопреки :

То истинно теперь о том не сумневаюсь ,

Что, потонув, она плыла против реки”.

М. В. Ломоносов.

1747 г.

***

ДУРАК

Жил-был дурак . Он молился всерьёз

(Впрочем, как Вы и Я).

Тряпкам, костям и пучку волос –

Всё это пустою бабой звалось,

Но дурак её звал Королевой Роз

(Впрочем, как Вы и Я).

О, года, что ушли в никуда, что ушли,

Головы и рук наших труд –

Ни черта не понявшая тут.

Что дурак растранжирил, всего и не счесть

(Впрочем, как Вы и Я) –

Будущность, веру, деньги и честь.

Но леди вдвое могла бы съесть,

А дурак – на то он дурак и есть

(Впрочем, как Вы и Я).

О, труды, что ушли, их плоды, что ушли.

И мечты, что вновь не придут, –

Всё съела она, не хотевшая знать

(А теперь-то мы знаем – не умевшая знать),

Ни черта не понявшая тут.

Когда леди ему отставку дала

(Впрочем, как Вам и Мне),

Видит Бог! Она сделала всё, что могла!

Но дурак не приставил к виску ствола.

Он жив. Хотя жизнь ему не мила.

(Впрочем, как Вам и Мне.)

В это раз не стыд его спас, не стыд,

Не упрёки, которые жгут, –

Он просто узнал, что не знает она,

Что не знала она и что знать она

Ни черта не могла тут.

Р. Киплинг

Перевод К. М. Симонова

***

Баба бредит, да кто ж ей верит!

Баба да бес – один у (в) них вес.

Баба и чёрта перехитрит.

Баба плачет – свой нрав тешит.

Баба с возу, кобыле легче.

Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает.

Баба скачет и задом и пе редом, а дело идёт своим чередом.

Баба – что горшок: что ни влей – всё кипит.

Баба – что мешок: что положишь, то и несёт.

Бабе дорога – от печи до порога.

Бабе спустишь – сам баба будешь.

Бабе хоть кол на голове теши.

Бабий век – сорок лет; в сорок пять – баба ягодка опять.

Бабий ум – бабье коромысло: и криво, и зарубисто , и на оба конца.

Бабий язык – чёртово помело.

Бабы бранятся, так платки с голов валятся.

Бабы в избу – мухи вон.

Бабьему хвосту нет посту.

Бабьи умы разоряют домы .

Бабья вранья и на свинье не объедешь.

Где баба, там рынок; где две, там базар.

Где бес не сможет (или : чёрт не сладит), туда бабу пошлёт.

Курица не птица, прапорщик не офицер, баба не человек.

Лукавой бабы и в ступе не утолчёшь.

Не петь курице петухом, не быть бабе мужиком.

Пусти бабу в рай, она и корову за собой ведёт.

Сердилась баба на торг, а торг про то и не ведал.

Три бабы – базар, а семь – ярмарка.

У бабы волос долог, да ум короток.

У бабы семь пятниц на неделе.

Русские пословицы

***

О ЖЕНИЩИНАХ

Женщина с самого сотворения мира считается существом вредным и злокачественным. Она стоит на таком низком уровне физического, нравственного и умственного развития, что судить её и зубоскалить над её недостатками считает себя вправе всякий, даже лишённый всех прав прохвост и сморкающийся в чужие платки губошлёп .

Анатомическое строение её стоит ниже всякой критики. Когда какой-нибудь солидный отец семейства видит изображение женщины “о натюрель ”, то всегда брезгливо морщится и сплёвывает в сторону. Иметь подобные изображения на виду, а не в столе или у себя в кармане, считается моветонством. Мужчина гораздо красивее женщины. Как бы он ни был жилист, волосат и угреват, как бы ни был красен его нос и узок лоб, он всегда снисходительно смотрит на женскую красоту и женится не иначе, как после строгого выбора. Нет того Квазимодо, который не был бы глубоко убёждён, что парой ему может быть только красивая женщина.

Один отставной поручик, обокравший тёщу и щеголявший в женских полусапожках, уверял, что если человек произошёл от обезьяны, то сначала от этого животного произошла женщина, а потом уж мужчина. Титулярный советник Слюнкин , от которого жена запирала водку, часто говаривал: “Самое ехидное насекомое в свете есть женский пол”.

Ум женщины никуда не годится. У неё волос долог, но ум короток; у мужчины же наоборот. С женщиной нельзя потолковать ни о политике, ни о состоянии курса, ни о чиншевиках. В то время, когда гимназист III класса решает уже мировые задачи, а коллежские регистраторы изучают книгу “30000 иностранных слов”, умные и взрослые женщины толкуют только о модах и военных.

Логика женщины вошла в поговорку. Когда какой-нибудь надворный советник, анафемский или департаментский сторож Дорофей заводят речь о Бисмарке или о пользе наук, то любо послушать их: приятно и умилительно; когда же чья-нибудь супруга, за неимением других тем, начинает говорить о детях или пьянстве мужа, то какой супруг воздержится, чтобы не воскликнуть: “Затарантила таранта! Ну, да и логика же, Господи, прости ты меня грешного!”

Изучать науки женщина неспособна. Это явствует уже из одного того, что для неё не заводят учебных заведений. Мужчины, даже идиот и кретин, могут не только изучать науки, но даже и занимать кафедры, но женщина – ничтожество ей имя! Она не сочиняет для продажи учебников, не читает рефератов и длинных академических речей, не ездит на казённый счёт в учёные командировки и не утилизирует заграничных диссертаций. Ужасно неразвита! Творческих талантов у неё – ни капли. Не только великое и гениальное, но даже пошлое и шантажное пишется мужчинами, ей же дана от природы только способность заворачивать в творения мужчин пирожки и делать из них папильотки.

Она порочна и безнравственна. От неё идёт начало всех зол. В одной старинной книге сказано: “ Muiler est malleus , per quem diabolus mollit et malleat universum mundun ” (“Женщина – это молот, которым дьявол размягчает и молотит весь мир” – лат.). Когда дьяволу приходит охота учинить какую-нибудь пакость или каверзу, то он всегда норовит действовать через женщин. Вспомните, что из-за Бель Элен вспыхнула Троянская война, Мессалина совратила с пути истины не одного паиньку… Гоголь говорит, что чиновники берут взятки только потому, что на это толкают их жёны. Это совершенно верно. Пропивают, в винт проигрывают и на Амалий тратят чиновники только жалованье… Имущества антрепренёров, казённых подрядчиков и секретарей тёплых учреждений всегда записаны на имя жены.

Распущена женщина донельзя. Каждая богатая барыня окружена десятками молодых людей, жаждущих попасть к ней в альфонсы. Бедные молодые люди!

Отечеству женщина не приносит никакой пользы. Она не ходит на войну, не переписывает бумаг, не строит железных дорог, а запирая от мужа графинчик с водкой, способствует уменьшению акцизных сборов.

Короче, она лукава, болтлива, суетна, лжива, лицемерна, корыстолюбива, бездарна, легкомысленна, зла… Т олько одно и симпатично в ней, а именно то, что она производит на свет таких милых, грациозных и ужасно умных душек, как мужчины… За эту добродетель простим ей все её грехи. Будем к ней великодушны все, даже кокотки в пиджаках и те господа, которых бьют в клубах подсвечниками по мордасам .

А. П. Чехов

***

ЖЕНСКИЙ ТОСТ

– Господа! После тоста иностранного не трудно перейти к тостам странным, но я уберегусь от этой опасности и провозглашу – женский тост!

Жалею, что, идя сюда на обед, я не захватил с собой крупповской пушки, чтобы салютовать в честь женщин. Женщина по Шекспиру ничтожество, а по-моему она – всё! (…) Без неё мир был бы то же, что скрипач без скрипки, что без пистолета прицел и без кларнета клапан. (…) Лично же для нас женщину не может заменить никакой аванс. Скажите вы мне, поэты, кто вдохновлял вас и вливал в ваши холодные жилы огонь, когда вы в прекрасные лунные ночи, возвратившись из rendez - vous , садились за стол и писали стихотворения, которые частью вам возвращались из редакций, частью же, за недостатком материала, печатались, претерпев значительное сокращение? А вы, юмористы-прозаики, неужели не согласитесь с тем, что ваши рассказы утеряли бы девять десятых своей смехотворности, если бы в них отсутствовала женщина? Не самые ли лучшие те анекдоты, соль которых прячется в длинных шлейфах и турнюрах? Вам, художникам, нет надобности напоминать , что многие из вас сидят здесь только потому, что умеют изображать женщин. Научившись рисовать женщину с её хаосом лифов, оборок, тюников, фестончиков, переживая карандашом все капризы её юродствующей моды, вы прошли такую тяжёлую школу, после которой изобразить вам какую-нибудь “Вальпургиеву ночь” или “Последний день Помпеи” – раз плюнуть! Господа, кто разрешает от бремени наши карманы, кто нас любит, пилит, прощает, обирает? Кто услаждает и отравляет наше существование? (…) Кто украшает своим присутствием нашу сегодняшнюю трапезу? Ах! Немного спустя и выйдя отсюда, мы будем слабы, беззащитны… Расшатанные, сядем мы на извозчиков и, клюя носом, забыв адреса наших квартир, поедем странствовать во тьме. И кто же, какая светлая звезда встретит нас в конечном пункте нашего странствования? Всё та же женщина! Уррррааа !

А. П. Чехов

***

Женщина может быть другом мужчины лишь в такой последовательности: сначала приятель, потом любовница, а затем уж друг. (А. П. Чехов, “Дядя Ваня”)

***

Одна дама сказывала мне, что если мужчина начинает с нею говорить о предметах ничтожных, как бы приноровляясь к слабости женского понятия, то в её глазах он тотчас обличает своё незнание женщин. В самом деле, не смешно ли почитать женщин, которые так часто поражают нас быстротою понятия и тонкостью чувства и разума, существами низшими в сравнении с нами? Это особенно странно в России, где царствовала Екатерина II и где женщины вообще более просвещены, более читают, более следуют за европейским ходом вещей, нежели мы, гордые, Бог ведает, почему? (А. С. Пушкин)

***

…женщины везде те же. Природа, одарив их тонким умом и чувствительностью самой раздражительною, едва ли не отказала им в чувстве изящного . Поэзия скользит по слуху их, не досягая души; они бесчувственны к её гармонии; примечайте, как они поют модные романсы, как искажают стихи самые естественные, расстроивают меру, уничтожают рифму. Вслушайтесь в их литературные суждения, и вы удивитесь кривизне и даже грубости их понятия… Исключения редки. (А. С. Пушкин)

***

В некотором азиатском народе мужчины каждый день, восстав от сна, благодарят Бога, создавшего их не женщинами.

Магомет оспаривает у дам существование души.

Во Франции, в земле, прославленной своею учтивостью, грамматика торжественно провозгласила мужеский род благороднейшим .

Стихотворец отдал свою трагедию на рассмотрение известному критику. В рукописи находился стих: Я – человек и шла путями заблуждений…

Критик подчеркнул стих, усомнясь , может ли женщина называться человеком. Это напоминает известное решение: женщина – не человек, курица – не птица, прапорщик – не офицер.

Даже люди, выдающие себя за усерднейших почитателей прекрасного пола, не предполагают в женщинах ума, равного нашему, и приноравливаясь к слабости их понятия, издают учёные книжки для дам, как будто для детей и т. п. (А. С. Пушкин, “Мелочи”)

_____

КАК БОГ СОЗДАЛ ЖЕНЩИНУ

Итак, Бог взял несколько лучей солнца, задумчивую грусть луны, трепет лани, ласковый взгляд серны, красоту лебедя, степенность павлина, благоухание розы, голос соловья, стройность тростника, кротость голубя, сладость мёда, нежность пуха, лёгкость воздуха, свежесть воды… В сё это Бог смешал в кучу. Но чтобы не получилось приторно, Бог добавил непостоянство ветра, хитрость лисицы, яд змеи, алчность акулы, трусливость зайца, жестокость тигра, слезоточивость облаков, болтливость сороки и все ужасы стихи. Из сей смеси вышла распрекрасная женщина. Бог вдохнул в неё душу, отдал мужчине и сказал: “Береги её – повторения не будет!”

_____

Женщины не любят друг друга. Представим себе двух женщин, связанных узами тесной дружбы; допустим даже, что они за глаза не говорят ничего дурного одна про другую – так они дружны. Вы встречаетесь с ними; если вы склоняетесь в сторону одной, то её подругою овладевает ярость; и не потому, что она в вас влюблена, а просто потому, что она желает, чтобы предпочтение было оказано ей. Таковы женщины: они слишком завистливы и поэтому не способны к дружбе. (А.–Р. Лесаж )

***

Женщины обычно скрывают готовность отдаться, даже если втайне горят желанием; разыгрывают испуг или возмущение и уступают только после настойчивых просьб, заверений, клятв и ложных обещаний. (С. Цвейг)

***

Честное слово мужчины всегда служит женщине перилами, за которые она цепляется перед тем, как упасть. (С. Цвейг)

***

Мудрость охотно посещает женщин, когда от них бежит красота. (С. Цвейг)

***

Однажды Бернард Шоу обронил фразу, что все женщины продажны. Английская королева, узнав об этом, при встрече с Шоу спросила: – Верно ли, сэр, что вы говорили это?

– Да, Ваше величество, – спокойно ответил Шоу.

– И сколько же я стою? – вырвалось у королевы.

– Десять тысяч фунтов стерлингов, – тут же определил Шоу.

– Что, так дёшево?! – удивилась королева.

– Вот видите, вы уже и торгуетесь, – улыбнулся драматург.

***

Лучше прекрасной женщины есть только женщина прекрасная и скромная. (Пифагор)

***

О женщины! Могу признаться,

Что вы гораздо нас хитрей!

И. И. Дмитриев, “Модная жена”

***

Чем меньше ума у женщины, тем она хитрее и точнее. (В. Конецкий )

***

Есть многочисленные средства излечиться от любви, но только одно из них действует наверняка – женитьба! (Ж. А. Массон )

***

Одна треть женщин стремится похудеть, одна – потолстеть, а остальные ещё не взвешивались. (П. Вебер)

***

Бог создал женщин лишь для того, чтобы приручить мужчин. (Вольтер)

***

Когда женщина отдаёт ключ от своего сердца, редко случается, чтобы она не сменила замок. (Сент-Бев )

***

Надо, чтобы женщина могла выбрать: с мужчиной, которого любят женщины, она не будет спокойна; с мужчиной, которого женщины не любят, она не будет счастлива. (А. Франс)

***

Борода в наши дни – это единственное, в чём женщина не может превзойти мужчину. (Дж. Стейнбек)

***

Если женщина не склонна к колдовству, ей незачем заниматься кулинарией. (Колетт )

***

Самая трудная задача в жизни девушки – это доказать влюблённому в неё мужчине, что его намерения серьёзны. (Хелен Роуланд )

***

Женщина никогда не замечает того, что для неё делают, зато она прекрасно видит то, что для неё не сделали. (Ж. Куртелин )

(Начиная с Ж. А. Массона – перевод К. Валери )

***

Когда женщина шепчет мужчине, что он самый красивый, самый добрый, самый умный, она это не столько говорит ему, сколько внушает себе. (К. Мелихан )

***

Чтобы сбросить лишний вес, иногда достаточно смыть косметику. (К. Мелихан )

***

Женщина обижается на мужчину в двух случаях: когда он видит в ней только женщину и когда он в ней женщину не видит. (К. Мелихан )

***

Красивые женщины в старости бывают очень глупы только потому, что в молодости были очень красивы. (В. О. Ключевский)

***

В школе мужчины усваивают только четыре действия арифметики, а женщины – пять! (Хайме Периш )

***

Избыток ума у женщины вредит красоте и обаянию. (Автор неизвестен)

***

Красивые женщины имеют гораздо больший успех, чем умные. Дело в том, что слепых мужчин мало, зато много глупых. (Автор неизвестен)

***

Если на вас заглядываются женщины, не обольщайтесь: неизвестно, от кого они при этом отворачиваются. (Автор неизвестен)

***

Берегите женщин – неиссякаемый источник мужского труда! (А. Ратнер )

***

Чтобы найти в женщине изюминку, её нередко разбирают по косточкам. (А. Ратнер )

***

Глупейшая женщина может помыкать умным мужчиной, но надо быть

действительно умной , чтобы справиться с дураком. (Р. Киплинг)

***

Скажи женщине, что она красива, и дьявол повторит ей это десять раз.

(Талейран)

***

Жёны обычно жалеют, но чужих мужей. (С. Моэм)

***

Густава Флобера спросили, каким женщинам он отдаёт предпочтение – умным или глупым. На это автор "Мадам Бовари " ответил: "Тем, что отдают себе отчёт в своей глупости, и тем, что не подозревают о своём уме".

_____

ПОЖЕЛАНИЕ ЖЕНЩИНЕ

На кухне мотайся и весело пой!

Люби, улыбайся, будь верной женой!

Всегда будь здорова, красива, стройна!

(Больная жена никому не нужна.)

Всегда успевай в магазин, на базар!

Умей доставать дефицитный товар!

Ходи на концерты, газеты читай –

От мужа в развитии не отставай!

Он лёг отдохнуть – ты детишек займи,

Чтоб папе поспать не мешали они.

Будь ласковой, доброй, любимой супругой,

Внимательной, нежной и милой подругой!

С утра на работу спокойно иди,

Детей по пути в детский сад отведи.

Работу свою исполняй ты исправно,

На то и с мужчиною ты равноправна!

________

ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ЖЕНЩИНОЙ

– Если бы я был женщиной, я бы вёл себя совершенно иначе, чем если

бы женщиной был я. Я был бы умный, обаятельный, юный, весёлый и счастливый. У меня была бы куча поклонников, но при встрече со мной я бы растерялся и умолк. С этим не шутят. Я бы влюбилась в меня и стала моей женой.

Ужас, как я успеваю проснуться утром умытой и причёсанной? И почему в любое время суток на мне платье, юбка, жакет и белые зубы? Где я научилась ремонтировать квартиру?

А как я терпелива с ним, то есть со мной. Я от него безумею и теряю дар речи. Это ж надо, чтоб так повезло. Какой он у меня, Боже. Я живу ради него, я помогаю ему во всём и работаю на заводе специально, чтобы не сидеть дома. Но когда нужно, я рядом. Днём, вечером, утром. Всегда, когда нужно. И всегда, когда не нужно, меня нет. Где я, я не знаю сама, но рядом меня нет.

Как я перерабатываю эти дурацкие сосиски и вокзальные шницели в такую стройную фигурку, не знаю сама.

Я ещё печатаю на машинке и танцую в одном шикарном ансамбле. Поэтому я большей частью в Париже и Мадриде.

Звоню из Мадрида и прошу вовремя поливать цветы. Там умолкает музыка, и кто-то отвечает – ладно. А через два месяца втаскиваю чемодан – включи, милый, это какое-то новое видео, ты же знаешь, я в этом плохо разбираюсь. Да, чуть не забыла – вот ключи, это новое “Пежо” для тебя и новое пальто для твоей мамы.

Потом я снова иду на завод или на репетицию, чтобы присутствовать и отсутствовать одновременно.

Да, ещё шью и правлю текст. Я – его запоминающее, отвечающее и стирающее устройство. Да, чуть не забыла, я же счастлива с ним. Тьфу ты, Господи, как же я могла забыть! Он же мне не простит. Опять будет скандал. О Боже, как я забыла… Т еперь на неделю хватит. Он же не отстанет, пока я со слезами всеми святыми не поклянусь, что я счастлива. Нет, ну он действительно очень хорош. Ну, во-первых, умён. Во-вторых, аккуратен , в-третьих, остроумен, справедлив к окружающим и, в общем, ко мне.

– Ты уже вернулся?..

– Да, Мишенька (так меня зовут). Сегодня у нас в редакции небольшое совещание ведущих друг друга редакторов. Мы договорились без жён. У одного она заболела, остальные не хотят его подводить. Срочный номер – требуют газету за 1 мая к 10 апреля. Новый почин, и мы все наперебой согласились, и может так случиться, и это совершенно точно, что я приду ночевать к утру. Ты уж не сердись.

– Что ты, что ты! Я думала, тебе нравится, когда я не сплю и жду тебя, но тебе нравится, когда я сплю и жду тебя. Я буду волноваться, но не скандалить, а поздравлю тебя с возвращением в родной дом, где мы ждём тебя и твоих приходов. Я и эти дети. Мы там, где ты нас оставил. Вернёшься и найдёшь нас. Я твоё создание. Образец зависимой независимости, молчаливой мудрости, огромной физической силы, сохраняющей женственность.

Уи́льям Шекспи́р - английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Часто именуется национальным поэтом Англии. Дошедшие до нас работы, включая некоторые, написанные совместно с другими авторами, состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий. Пьесы Шекспира переведены на все основные языки и ставятся чаще, чем произведения других драматургов.

Шекспир родился и вырос в городе Стратфорд-апон-Эйвон. В 18 он женился на Энн Хатауэй, в браке с которой имел трёх детей: дочь Сюзанну и двойняшек Хемнета и Джудит. Карьера Шекспира началась между 1585 и 1592 годами, когда он переехал в Лондон. Вскоре он стал успешным актёром, драматургом, а также совладельцем театральной компании под названием «Слуги лорда-камергера», позже известной как «Слуги короля». Около 1613 года, в возрасте 48 лет он вернулся в Стратфорд, где умер тремя годами позже. Сохранилось мало исторических свидетельств о жизни Шекспира, и теории о его жизни создаются на основе официальных документов и свидетельств современников, поэтому в научном сообществе до сих пор обсуждаются вопросы относительно его внешности и религиозных воззрений, а также существует точка зрения, что приписываемые ему работы созданы кем-то другим; она популярна в культуре, хотя и отвергается подавляющим большинством учёных-шекспироведов.

Большинство работ Шекспира написаны в период с 1589 по 1613 год. Его ранние пьесы в основном относятся к комедиям и хроникам, в которых Шекспир значительно преуспел. Затем в его творчестве настал период трагедий, включающих произведения «Гамлет», «Король Лир», «Отелло» и «Макбет», которые считаются одними из лучших на английском языке. В конце своего творчества Шекспир написал несколько трагикомедий, а также сотрудничал с другими писателями.

Многие пьесы Шекспира издавались ещё при его жизни. В 1623 году два друга Шекспира, Джон Хеминг и Генри Конделл, опубликовали Первое фолио, собрание всех, кроме двух, пьес Шекспира, в настоящее время включаемых в канон. Позже Шекспиру различными исследователями было с различной степенью доказательности атрибутировано ещё несколько пьес.

Уже при жизни Шекспир получал похвальные отзывы о своих работах, но по-настоящему он стал популярен только в XIX веке. В частности, представители романтизма и викторианцы так преклонялись перед Шекспиром, что Бернард Шоу назвал это «bardolatry», что в переводе с английского означает «бардопоклонство». Произведения Шекспира остаются популярными и в наши дни, они постоянно изучаются и переосмысливаются в соответствии с политическими и культурными условиями.



Похожие статьи
 
Категории