Тема женской доли в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо. Тема женской доли в поэме некрасова "кому на руси жить хорошо"

13.04.2019

Своеобразным поискам счастливого человека посвящено одно из лучших произведений Н.А.Некрасова – поэма «Кому на Руси жить хорошо». Герои поэмы путешествуют по земле русской. На их пути встречаются люди разных сословий: крестьяне, помещики, представители духовенства. Особое место в поэме, на мой взгляд, занимает встреча с крестьянкой Матреной Тимофеевной. Автор дает довольно подробное описание этого персонажа:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми,

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Эта удивительная женщина многое перенесла на своем жизненном пути. Начала свой рассказ Матрена Тимофеевна с самых ранних лет жизни. Говорит, как ее любили в отчем доме. Но появился в жизни суженый Филипп Корчагин, который и увез героиню из родного дома.

Особую роль в главе «Крестьянка» играют песни, ибо они составляют важную часть жизни народа и характеризуют его. Глава изобилует элементами фольклорных произведений. Здесь можно встретить песни, пословицы, поговорки, плачи, причитания.

Трудно приходилось героине в новой семье:

Семья была большущая,

Сварливая… попала я

С девичьей холи в ад!

В работу муж отправился,

Молчать, терпеть советовал:

Не плюй на раскаленное

Железо – зашипит.

Но это было не самое тяжелое в жизни Матрены Тимофеевны. Она повествует о гибели своего младшего ребенка. Здесь автором показан трогательный образ пташечки, которая оплакивает своих птенчиков, сгоревших во время грозы. Некрасов, по моему мнению, нарисовал такую картину событий из жизни женщины, которые глубже позволяют читателю почувствовать и понять трагедию матери-крестьянки. В жизни Матрены Тимофеевны не раз возникали такие ситуации, когда эта удивительная женщина из народа была готова на решительные действия. Так, например, лекари начинают вскрытие Демушки, несмотря на все мольбы и причитания матери:

Металась и кричала я:

Злодеи! Палачи!

Падите мои слезоньки

Не на землю, ни на воду,

Не на господень храм!

Падите прямо на сердце

Злодею моему!

Но никто не считается с болью матери. Становой даже велит связать ее.

В другой раз староста решает наказать Федотушку, который пожалел голодную волчицу и стал «овечками покармливать»:

Волчица так ли жалобно

Глядела, выла… Матушка!

Я бросил ей овцу!

Барин решает простить маленького мальчика, но наказать мать – «бабу дерзкую». В этом эпизоде и проявляется важная черта характера героини: с чувством собственного достоинства ложится она под розги, так и не унизившись до мольбы о прощении. Она гордо выносит физическую боль и позор подобного наказания. Только речке выплакала Матрена Тимофеевна свое горе:

Я пошла на речку быструю,

Избрала я место тихое

У ракитова куста.

Села я на серый камушек,

Подперла рукой головушку,

Зарыдала, сирота.

Несмотря на все сложности жизни, Матрена Тимофеевна все же не опускает руки, а до конца борется за свое счастье. Достаточно вспомнить эпизод, когда ее мужа забирают в солдаты. Она обращается с молитвой к Божьей матери, которая и придает ей душевных сил. Героиня даже обращается к губернаторше, которая помогает Матрене Тимофеевне в ее горе.

После этого весь народ начинает называть эту женщину счастливой. Просто удивительно, что крестьяне считают счастьем: не быть солдаткой, уметь все переносить и терпеть. А сама героиня, рассказав историю своей жизни, все же приходит к выводу, что нет среди женщин-крестьянок счастливых:

Не дело – между бабами

Счастливую искать!

Сложна жизнь крестьянская, много бед и трудностей на их пути. Но как люди глубоко верующие, любящие и сильные, они могут идти по жизни с гордо поднятой головой. Здесь проявляется духовное богатство русского народа. Матрена Тимофеевна, по моему мнению, - обобщенный образ, поскольку она обладает всеми основными чертами характера, свойственными крестьянкам. И ее судьба типична для людей из народа.

Я думаю, что Некрасов – удивительный поэт, прекрасно чувствующий боль и страдания целого класса, с которым в те времена никто не стремился считаться, не хотел понять и помочь.

В своем произведении созда­ет обобщающие картины народной жизни пореформен­ной России и с горечью показывает, как по-прежнему беспросветна судьба народа. Разорение помещичьих хозяйств привело к крайней степени оскудения крестьянских семей: Деревни наши бедные, А в них крестьяне хворые Да женщины печальницы, Кормилицы, поилицы, Рабыни, богомолицы И труженицы вечные… В России после отмены крепостного права развивал­ся отходный промысел,’большая часть мужчин уходила на заработки в города.

На плечи крестьянки ложилась не только вся тяжесть труда на земле, по и ответствен­ность за судьбу семьи, за воспитание детей. В главе «Крестьянка» Некрасов прослеживает типич­ную историю русской женщины. Личная судьба Матре­ны Тимофеевны расширяется до общерусских пределов.

Героиня пережила все ситуации, в которых могла ока­заться русская женщина, многострадальная мать. Народ называет счастливой Матрену Тимофеевну Корчагину, хотя она сама не соглашается с этим мнением: «Не дело между бабами счастливую искать». Счастливой она себя чувствовала только до замужества: Мне в девках выпало: У нас была хорошая, Непьющая семья. У героини было счастливое, беззаботное раннее дет­ство, а с пяти лет началось приобщение к посильному труду: «отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и т. д. Так к делу приобвыкла я… И добрая работница И петь-плясать охотница Я смолоду была. Да еще счастье - попался добрый муж. Матрене не пришлось, как многим другим крестьянкам, жить с «по­стылым», терпеть побои до крови.

Только один раз в их жизни с Филиппом случилась нелепая ссора на глазах недоброй родии, и пришлось молодой женщине испы­тать унижение: Филипп Ильич прогневался… Да хлоп меня в висок! В любви и согласии жила Матрена с мужем. Вот этот лад в семье и помогал героине переносить беды и не­счастья.

Филипп был печником, постоянно уезжал на заработ­ки в Петербург. Матрена тяжело переживала постоян­ные разлуки. all soch 2005 Ей приходилось приспосабливаться к «сварливой» чужой семье: Что ни велят - работаю, Как ни бранят - молчу. Молодую красивую женщину в отсутствии мужа-зас­тупника преследовал господский управляющий. Ни у кого из родни, кроме столетнего деда Савелия, герои­ня не находила поддержки.

От домогательств ее «бог миловал»: управляющий внезапно умер от холеры. Но впереди Матрену ждали новые испытания: не убе­регла судьба Демушку - первенца. В тот год был бога­тый урожай пшеницы.

Никто не щадил кормящих мате­рей. И Матрена с утра до ночи работала в поле, а сына вынуждена была оставлять со стариком Савелием. Тот недосмотрел за Демушкой, произошла . Муки Матрены усугубились тем, что ей пришлось пережить надругательство над телом погибшего сына. Бесправную крестьянку власти обвинили в преднамеренном убий­стве собственного сына и в ее присутствии произвели вскрытие тела: Из тонкой из пеленочки Повыкатали Демушку И стали тело белое Терзать и пластовать. Тут свету я невзвидела, - Металась и кричала я… Матрены Тимофеевны была наполнена бес­конечным подневольным трудом и неустанной заботой о детях: Поешь - когда останется От старших да от деточек, Уснешь - когда больна…

Героиня рано осиротела, осталась без «великой обо-ронушки». В «бесхлебицу» она была похожа на голодную волчиц}’. Матрена чуть не стала жертвой суеверий. Свек­ровь «соседкам наплела», что Матрена «накликала беду». Муж спас героиню, а другую женщину «за то же самое убили насмерть кольями».

Вот так крестьянки гибли в неурожайные года. Матрене на своем веку пришлось вынести и публич­ное унижение: она легла под розги. Так мужественная женщина спасла от наказания своего маленького сына. Мальчик-подпасок не смог у голодной волчицы-матери отобрать овцу. В главе «Трудный год» повествует о том, как над Матреной нависла угроза стать солдаткой.

В то вре­мя крестьянин на царской службе должен был отбыть двадцать пять лет. Его семье грозило вымирание. Некра­сов в ярких красках показывает, какая доля ожидала рус­скую солдатку без мужа-заступника: Как жить самой? Как деточек Поить, кормить, растить?

Как справиться с убожеством? Куда обиду сбыть? Солдатке не от кого ждать помощи, ее участь неза­видна, а порой трагична. Матрене, как и другим русским женщинам, пришлось столкнуться с несправедливос­тью, с продажностью бурмистра.

Из семьи в армию уже забрали старшего сына, но правоту доказать невозмож­но, так как все начальники «задарены». Матрена спасла Филиппа от рекрутчины, ей посчастливилось: жена гу­бернатора оказалась доброй женщиной и помогла крес­тьянке добиться правды. Спасение мужа Матрены Тимо­феевны от армии - счастливое исключение из правил.

Героиня поведала странникам, что не миновали ее семью пожары и страшные эпидемии, прошли «обиды смертные, неотплаченные». Она сравнивает свою жизнь с судьбой загнанной лошади: Потуги лошадиные Несли мы; погуляла я, Как мерин в бороне!.. Некрасов с огромной силой сочувствия и сострада­ния описывает «долюшку женскую». Его сердце уязвле­но страданиями несчастных крестьянок. Через индиви­дуальную судьбу Матрены Тимофеевны автор делает глу­бокие обобщения: русские женщины живут в постоян­ном труде, радостях и горестях материнства, в борьбе за семью, за дом. Тема женской доли в поэме сливается с темой родины.

Некрасов горячо верит в то, что душев­ные силы русской женщины неистребимы, в то, что она добьется истинного , и ее золотое сердце осво­бодится от вечного рабства: В минуту унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» . Литературные сочинения!

Тема женской доли в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Поэма Кому на Руси жить хорошо была написана в 1863 году. Главный герой поэмы - народ. Некрасов описывает жизнь, заботы, судьбы крестьян, их быт и работу, которая не была легкой. Отдельное внимание автор уделил жизни простых русских женщин, крестьянок. Семь крестьян-мужиков, которые не могли найти счастливых среди мужиков, решили поискать счастливых среди баб. «Не все между мужчинами Отыскивать счастливого, Пощупаем-ка баб!» Везде надо женщине успеть: и в поле, и с детишками, и дом содержать. Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Некрасова. Поэт постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет: помещичий и семейный. Раскрывает этот гнет фраза из поэмы: «А бабам на Руси три петли : шелку белого Вторая -- шелку красного А третья -- шелку черного, Любую выбирай! В любую полезай!» У женщин умирают дети, сыновей забирают на службу, а дочерей в гувернантки. Наиболее полно женская доля в поэме была показана на примере Матрены Тимофеевны Корчагиной. У героини было счастливое, беззаботное раннее детство, а с пяти лет началось приобщение к посильному труду: «отцу носила завтракать, утяточек пасла», «сено ворошила» и т.д. И такая полная нелегкого труда жизнь вспоминается Матрене Тимофеевне в ее тридцать восемь лет как счастье. Потому что все, что ждало ее после замужества, было сплошным страданием. Не зря мать причитала, когда приехали сватать ее дочь. После свадьбы «попала с девичьей холи в ад». Муж ей попался добрый. Матрене не пришлось, как многим другим крестьянкам, жить с «постылым», терпеть побои. В любви и согласии жила Матрена с мужем. Это помогало ей переносить беды и несчастья. Филипп был печником, постоянно уезжал на заработки в Петербург. Матрена тяжело переживала постоянные разлуки. Ей приходилось приспосабливаться к жизни в чужой семье. Издевательства родни мужа, побои, каторжный труд, страшная гибель любимого первенца - то было лишь начало ее страшной, но, увы, такой обычной для русской крестьянки судьбы. После гибели первенца что ни год рождались другие дети: «некогда ни думать, ни печалиться, дай бог с работой справиться да лоб перекрестить», умерли родители Матрены. Всему покорилась Тимофеевна: «первая с постели, последняя в постель», унижалась перед свекром со свекровью и только в одном стала непокорной: за детей стояла горой, не давала их обижать. Когда деревня учинила самосуд над Федотом, который, работая подпаском, не сумел отнять у волчицы овцу, мать легла за него под розги. Молодую красивую женщину в отсутствии мужа-заступника преследовал господский управляющий. Ни у кого из родни, кроме столетнего деда Савелия, героиня не находила поддержки. Характер Матрены Тимофеевны закаляется именно в тяжких испытаниях. Это - женщина умная, самоотверженная, волевая, решительная. Это - образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой. Рассказ Матрены о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки. Матрена Тимофеевна прошла через все испытания, которые только могут выпасть на женскую долю. Это мать-труженица, гордая, не сломленная, близкой и родной по духу сделалась для деда Савелия. Но странники напрасно пришли к ней в поисках счастливого человека: «Не дело между бабами счастливую искать». Выпал на долю Матрены голодный год, а потом и еще более страшное испытание: забрали вне очереди мужа в рекруты. И опять не покорилась Матрена Тимофеевна. Беременная женщина пошла пешком в город искать правды и заступничества у губернатора. Правды она добилась, получив заступничество губернаторши, которая еще и сама крестила родившееся до времени дитя. С тех пор Матрену Тимофеевну «ославили счастливицей, прозвали губернаторшей». Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства и гордостью. Такая женщина "и голод, и холод выносит". Она строга к лентяям, к нищим, но это не значит, что ей не свойственны любовь, сострадание к людям. Достаточно вспомнить как Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее первенца. Она ценит в нем свободный дух, народную мудрость, и даже рассказывает о нем странникам, ставя его в пример. Главным же достоинством русской Женщины Некрасов читает ее способность быть настоящей, чуткой матерью. русские женщины живут в постоянном труде, радостях и горестях материнства, в борьбе за семью, за дом. Тема женской доли в поэме сливается с темой родины. Женские характеры героинь Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа. Те нечеловеческие условия жизни, указывают на острую необходимость перемен в порядках, стиле и образе жизни в селах и городах России того времени.

Не будем придавать теме «женской доли» ни мрачных, ни счастливых красок, откажемся от апологетики и деконструкции патриархальных мифов, и беспристрастно заглянем в прошлое. И довольно быстро станет ясно, что пресловутая дремучая патриархальность – не более чем псевдоисторическая проекция современной безграмотности.

Хронология священных образов

женском месте в древней культуре едва ли что-то может сказать лучше, чем анализ языческих пантеонов. Официальная наука выделяет несколько мужских божеств восточных славян и всего одно женское. Есть, правда, некоторые, кто считает, что богинь было на одну-две больше, а также сторонники полного патриархата «славянского Олимпа», но их версии слишком слабо подкреплены источниками.

В любом случае, налицо представление о мужчинах, как о тех, кто наделён силой и властью, это совместимо с тогдашним военно-демократическим строем общества. Однако, за женщиной была «закреплена» практически вся магия, а атрибуты чисто женских занятий были символами достатка, богатства и плодородия: веретено, нити, шерсть, узорочье, серп, понёва, скатерть, посуда и т.д. Помните, когда Илья Муромец падает на землю, поверженный Сокольником, и взмолившись, получает «второе дыхание»? Это очень напоминает представление индийцев о женской безграничной энергии Шакти, без которой любое божество бессильно.

С тех времён сохранилась масса праздников и обрядов, в которые мужчины не имели права вмешиваться, а если попадались на глаза, могли быть даже и безнаказанно убиты. Это особое ритуальное пространство даёт нам представление о случаях неприкосновенности женской воли. Ранние дошедшие до нас княжеские распоряжения, также, гласят о том, что в случае выдачи девушки замуж против её желания, если она пострадает физически, мать с отцом будут сурово наказаны.

О чём же это говорит? Скорее о том, что удобнее рассматривать тогдашнее положение мужчин и женщин не с точки зрения роли, а с точки зрения пространства – внутреннего (дом, запретные обряды) и внешнего (поездки, работа на улице, защита семьи). Это разграничение будет ключевым моментом в гендерных отношениях вплоть до наших дней.

«Я относилась к тебе как к брату…»

Удивительными находками наградила нас археология. Скорее всего, в средневековой Руси и не думали о том, что берестяные грамоты смогут пролежать в земле чуть ли не тысячу лет, сохраняя не только текст, но и чувства, детали образа мысли.

Не менее знаменит «Приказ от попадьи к попу», написанный в конце XIV столетия, в котором говорится о некоем происшествии, которое получило нежелательную огласку, заканчивается послание деловитой фразой «Позаботься об этом». А в сообщении «От Петра к Марье» содержится просьба прислать копию документа о покупке пожни. Это означает, что и юридической грамотностью женщины обделены не были.

А вот грамота «От Гостяты к Василю» содержит жалобу на то, что муж Гостяты присвоил себе её приданое, женщину выгнал, и завёл себе новую пассию. Видимо, Василь приходился братом авторше, который был в своём праве защитить сестру от такого демарша.

Изучая эти письменные источники о нравах в древней Руси, можно сделать вывод о том, что женщина была мужу верной помощницей, не уступающей ему в образовании и умении управлять хозяйством, имела право на защиту со стороны родственников. Но, к сожалению, учёные отмечают, что этот взлёт культуры и нравственности был временным.

Сильвестровская женщина

Слово «Домострой» вызывает не самые лучшие ассоциации и сплошь и рядом используется как символ дремучих патриархальных нравов на Руси.

Бытует версия, что эта книга, написанная воспитателем Ивана Грозного, была призвана нормировать семейные отношения в беспокойный век. Стоит упомянуть о том, что в те времена замуж выдавали очень рано, и нередко, муж становился почти отцом своей молодой супруге. Соответственно, в равной мере он был главой для всех в своём доме и имел право «учить» плетью, кого считал нужным.

Вместе с тем, осуждалось битьё домочадцев деревянными и металлическими предметами, при свидетелях, и главное – наказание без любви и справедливости. Церковь склонна была защищать права женщин, когда дело доходило до открытого неуважения, и могла даже пригрозить нерадивым сыновьям, не проявляющим уважения к матери, ссылаясь на то, что святые жёны и Богородица, между прочим, кое-что значат.

Скорее всего, домашнее насилие не имеет отношения ни к языческим пережиткам, ни к православию, а лишь к человеческой агрессии и безответственности.

Возможно, был у этого и свой катализатор – то самое пространственное разделение, страх перед неведомой силой, которой женщины всё ещё владели, ведь мужьям строго воспрещалось присутствие при родах, нежелательно было заходить на чужую половину избы, нелюбимый супруг мог быть отравлен или оклеветан, помешать этому было крайне трудно. В семье была масса тайн, а значит, не было полного доверия.

В этнографическую эпоху

Старинные песни о женской доле, которые сегодня мы можем прослушать в свободном доступе, печальны почти на все сто процентов. В них имеется явная конфронтация «муж» - «любовник», где муж - или старик, или тиран, или убит, а любовник тут как тут. И, наоборот, в одной известной старинной песне парень пишет из тюрьмы своим родителям и жене, которые от него отказываются, а тайная подруга выручает его большой ценой. Девичьи песни, в основном, повествуют о безответной любви или наблюдении со стороны за объектом страсти. В казачьей среде нередко топили нелюбимых жён, умолявших лишить их жизни хотя бы не на глазах у детей и соседей, причём, случалось такое не только в песнях, есть и официальные сообщения информантов об этом.

Вежливость и хитрость ценились выше красоты и богатства и были ключом к успеху. Если, к примеру, невеста обязана была дарить жениху плеть, то почему бы эту плеть не сплести из шёлка или бархата? Ведь если догадаться, как не нарушить устоев общества, не испортить жизнь друг другу, и при этом, добиться своего, то станешь и собой доволен, и чтим людьми. Именно такие случаи описаны в знаменитых сборниках заветных сказок, составляющих своего рода русский «Декамерон».

Все сказанное – о том, чтобы попробовать отойти от шаблона «Забитость русской женщины – правда или миф?» и обратиться к нынешним дням. Ограниченность, безграмотность, уязвимость применительно к дореволюционному крестьянству как-никак выглядит более естественно, чем то же самое сегодня. Если сейчас хватает социальной рекламы о домашнем насилии, а женские форумы в сети, порой, просто страшно читать от царящего там гротеска, то кажется, в прошлом было ещё хуже, однако, это логическая ловушка. Мы лишь заменили суеверия о мощной женской магии на утверждение о том, что «в каждой женщине есть загадка» и этот барьер, кажется, никогда не будет окончательно взят.

Русская крестьянка стала героиней многих стихотворений и поэм Некрасова. В ее образе Некрасов показал человека высоких нравственных качеств, он воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях гордость, достоинство, заботу о семье, детях. Наиболее полно женский образ был раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» - это образ Матрены Тимофеевны Корчагиной.

Часть «Крестьянка» в поэме и самая большая по объему, и написана она от первого лица: Матрена Тимофеевна сама рассказывает о своей судьбе. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло:

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

Заботой и лаской окружала семья любимую дочурку. На седьмом году крестьянскую дочку стали приучать к труду: “за бурушкой сама... в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла”. И труд этот был ей в радость. Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готова петь, плясать:

И добрая работница,

И петь-плясать охотница

Я смолоду была.

Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них - помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило “подневолье”. И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство.

Тогда и было счастьице,

А больше вряд когда!

А потом, после замужества, она попала “с девичьей холи в ад”. Изнурительная работа, “обиды смертные”, несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды - таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С болью говорит она о том, что в ней:

Нет косточки неломаной,

Нет жилочки нетянутой.

В ее рассказе отразились все житейские тяготы русской крестьянки: деспотизм семейных отношений, разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, материальная нужда: пожары, падеж скота, неурожай. Вот как описывает Некрасов горе матери, потерявшей своего ребенка:

Я клубышком каталася,

Я червышком свивалася,

Звала, будила Демушку –



Да поздно было звать!..

Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила помогает Матрене Тимофеевне выстоять. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим “тело белое” ее сына, она шлет гневные проклятья: “Злодеи! Палачи!” Матрена Тимофеевна хочет найти на “их управу, нр Савелий отговаривает ее: “Высоко Бог, далеко царь... Нам правды не найти”. “Да почему же, дедушка?” - спрашивает несчастная. “Ты - крепостная женщина!” - и это звучит окончательным приговором.

И все же, когда со вторым ее сыном случается несчастье, она становится “дерзкой”: решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания, принимая его розги на себя.

Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала “великую милость”:

Послали в Клин нарочного,

Всю истину доведали –

Филиппушку спасли.

Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притязаний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей. Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей, она сама говорит о своем гневном сердце мужикам-правдоискателям.

Однако эти испытания не могут сломить ее духа, она сохранила человеческое достоинство. Правда, перед силой обстоятельств, созданных социальным укладом того времени, когда «сноха в дому» была «последняя, последняя раба», «запугана», «заругана», пришлось смириться и Матрене Тимофеевне. Но она не принимает как должное такие семейные отношения, которые унижают ее, требуют беспрекословного повиновения и покорности:

Ходила с гневом на сердце,
А лишнего не молвила
Словечка никому.

Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Демушкой она вначале в порыве отчаяния готова все стерпеть:

И тут я покорилася,
Я в ноги поклонилася...

Но затем неумолимость «неправедных судей», их жестокость рождают в ее душе чувство протеста:

В груди у них нет душеньки,
В глазах у них нет совести,
На шее - нет креста!

Характер героини закаляется именно в этих тяжких испытаниях. Это - женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая, решительная.

Глава «Крестьянка» почти сплошь построена на народно-поэтических образах и мотивах. В характеристике Матрены Тимофеевны широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. С их помощью усиливается эмоциональное впечатление, они помогают выразить боль и тоску, ярче показать, как горька жизнь Матрены Тимофеевны.

В ее речи наблюдается ряд фольклорных особенностей: повторы («ползком ползет», «шумят-бегут, «горит и стонет дерево, горят и стонут птенчики»), постоянные эпитеты («буйную голову», «свету белого», «горе лютое»), синонимические выражения, слова («удобрили, ухолили», «как зыкнула, как рыкнула»). При построении предложений часто использует восклицательные формы, обращения («Ой, матушка, ты где?», «Ой, бедная молодушка!», «Сноха в дому последняя, последняя раба!»). В ее речи много поговорок и пословиц: «Не плюй на раскаленное железо - зашипит», «Рабочий конь солому ест, а пустопляс - овес»; часто употребляет уменьшительно-ласкательные слова: «матушка», «бледнешеньки», «камушек».

Эти особенности делают речь Матрены Тимофеевны неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, конкретность, эмоциональность. Вместе с тем насыщенность поговорками, песнями, плачами свидетельствует о творческом складе ее души, богатстве и силе чувства. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой.

Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни - это и рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Да и сама часть названа не по имени Матрены Тимофеевны, а просто «Крестьянка». Этим подчеркивается то, что судьба Матрены Тимофеевны вовсе не исключение из правил, а судьба миллионов таких же русских крестьянок. Об этом же говорит и притча о «ключах от счастья женского». И горьким выводом завершает свои раздумья Матрена Тимофеевна, обращаясь к странникам: «Не дело вы затеяли - средь баб счастливую искать!»



Похожие статьи
 
Категории