Тема: Азбука народной мудрости. Цели: рассказать о ценности пословиц и поговорок

18.03.2019

Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению "Цели и средства".

Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться. (М.Ю. Лермонтов)

Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям. (Цицерон)

Когда цель достигнута о пути забывают. (Ошо)

Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её. (У. Джеймс)

Совершенные средства при неясных целях - характерный признак нашего времени. (А. Эйнштейн)

Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых. (И. Гёте)

Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам. (А. Эйнштейн)

Ты не можешь менять направление ветра, но всегда можешь поднять паруса, чтобы достичь своей цели. (О. Уайльд)

Найди цель, ресурсы найдутся. (М. Ганди)

Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели. (Ф.М. Достоевский)

О более слабых и простых людях лучше всего судят по их характерам, о более же умных и скрытных - по их целям. (Ф. Бэкон)

Никогда не поздно уйти из толпы. Следуй за своей мечтой, двигайся к своей цели. (Б. Шоу)

Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель - изменяйте свой план действий. (Конфуций)

Никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывала недостойные средства для ее достижения. (А. Эйнштейн)

Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи. (Б. Л. Пастернак)

Спросите-ка себя, жаждете ли вы этого всеми силами души? Доживете ли до вечера, если не получите этой вещи? И если уверены, что не доживете, - хватайте ее и бегите. (Р. Брэдбери)

Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти. (О. де Бальзак)

У человека должна быть цель, он без цели не умеет, на то ему и разум дан. Если цели у него нет, он ее придумывает... (А. и Б. Стругацкие)

Хочешь достигнуть цели своего стремления - спрашивай вежливее о дороге, с которой сбился. (У. Шекспир)

Я понимаю КАК; не понимаю ЗАЧЕМ. (Дж. Оруэлл)

Если вы хотите достичь цели, не старайтесь быть деликатным или умным. Пользуйтесь грубыми приемами. Бейте по цели сразу. Вернитесь и ударьте снова. Затем ударьте еще, сильнейшим ударом сплеча. (У. Черчилль)

Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти. (Э. А. По)

Не оборачивается тот, кто устремлён к звёздам. (Л. да Винчи)

Жизнь задыхается без цели. (Ф. М. Достоевский)

На свете мало недостижимых вещей: будь у нас больше настойчивости, мы могли бы отыскать путь почти к любой цели. (Ф. де Ларошфуко)

Одни иезуиты утверждают, что всякое средство хорошо, лишь бы достигнуть цели. Неправда! Неправда! С ногами, осквернёнными грязью дороги, недостойно войти в чистый храм. (И.С. Тургенев)

Тот шагает быстрей, кто шагает один. (Дж. Лондон)

Жизнь достигает своих вершин в те минуты, когда все ее силы устремляются на осуществление поставленных перед ней целей. (Дж. Лондон)

Высокие цели, хотя бы невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых. (Гёте)

В какую-то секунду пути цель начинает лететь на нас. Единственная мысль: не уклониться. (М.И. Цветаева)

Намерение воина сильнее любых препятствий. (К. Кастанеда)

Потерян навсегда лишь тот, в ком угасли стремления. (А. Рэнд)

Гораздо лучше совершать великие поступки, праздновать великие победы, даже если по пути случаются ошибки, чем вставать в ряды обычных людей, не знающих ни большой радости, ни большой беды, живущих серой жизнью, где нет ни побед, ни поражений. (Т. Рузвельт)

Без какой-нибудь цели и стремления к ней не живет ни один жив человек. Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище... (Ф.М. Достоевский)

Человек вырастает по мере того, как растут его цели. (И. Шиллер)

Если нет цели, не делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна. (Д. Дидро)

Ищи то, что выше того, что ты можешь найти. (Д.И. Хармс)

Ничто так не успокаивает дух, как обретение твёрдой цели - точки, на которую устремляется наш внутренний взор. (М. Шелли)

Счастье заключается в радости достижения цели и острых ощущениях творческого усилия. (Ф. Рузвельт)

Анжелика Шумихина
Методическая разработка «Использование пословиц и поговорок в учебно-воспитательной работе с дошкольниками»

В зависимости от степени обобщенности выделяют ІІІ вида пословиц .

I. Пословицы – максимы , фиксирующие конкретные моменты действительности и выраженные обычным языком.

Ждать да гонять – нет хуже.

II. Афоризмы, сохраняющие конкретное содержание, но употребляющиеся в переносном смысле.

Бодливой корове бог рога не дает.

III. Изречения, которые можно понимать только иносказательно.

Что посеешь, то и пожнешь.

В дошкольных учреждениях описанные выше разновидности пословиц могут быть использованы во время проведения экскурсий в лес, парк, школу и т. д. ; на прогулках, на занятиях, на прогулках, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, рисованию и т. д.

Возможно также использование пословиц в повседневной жизни, в процессе индивидуальной работы по развитию речи , на праздничных утренниках.

Взрослые, писал К. И. Чуковский, мыслят словами, а маленькие дети – вещами, предметами предметного мира. Их мысли на первых порах связаны только с конкретными образами.

Поэтические произведения многие столетия передавались от поколения к поколению. Ребенок усваивает поэтические образы народа. Сокровищница русского языка раскрывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества.

Совершенные образы его – пословицы , поговорки , загадки, сказки – входят в его язык.

Ниже приводятся задания дошкольникам , предполагающие формирование у них операций мышления, элементов творческого и воссоздающего воображения на материале пословиц и других жанров .

Задание 1.

Цель : учить детей анализировать, сравнивать, находить общее в нравственном содержании разных пословиц .

Материал : пословицы :

Наскоро делать – переделывать.

Поспешишь – людей насмешишь.

Тяп-ляп – не выйдет корабль.

Иллюстрации к этим пословицам .

Методика проведения : воспитатель называет пословицу и вывешивает на доску картинку к каждой пословице .

После показа всех картинок задает детям вопросы :

1. Чем похожи пословицы ?

2. Какие картинки можно подобрать к первой, второй, третьей пословице ?

3. Какое слово больше подходит к этим пословицам : неряха, хвастун, торопыга? Почему?

4. Какую можно придумать историю, происшедшую с торопыгами?

Задание 2.

Цель : учить классифицировать пословицы по содержанию .

Материал : кукла Петрушка, пословицы .

Один за всех, и все за одного.

Один в поле не воин.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Цветные карандаши, бумага.

Методика проведения :

Скажите детям, что к ним в группу пришел Петрушка. Он будет проверять, как они поняли и запомнили пословицы . Петрушка будет называть пословицы , а дети – рисовать их. Когда дети нарисуют все пословицы , попросите их сказать, что означают их рисунки, какие им соответствуют пословицы .

Задание 3.

Цель : учить детей соотносить содержание пословицы с содержанием сказки.

Материал : пословица «У страха глаза велики» ; русская народная сказка «У страха глаза велики» .

Методика проведения : В гости к детям приходит «Сказочница» , рассказывает детям сказку «У страха глаза велики» и объясняет, что сказка названа словами пословицы . Детям дается задание объяснить, почему так названа сказка.

Задание 4.

Цель : систематизировать и уточнить знание детей о пословицах .

Материал : разборная ромашка, на лепестках которой написаны задания детям.

Методика проведения : разделите группу на две команды, выберите капитанов. Предложите капитанам подойти к воспитателю и вытащить по одному лепестку из ромашки. Зачитайте играющим задания :

Вспомните и назовите пословицы о труде .

Расскажите сказку, которая называется словами пословицы .

Назовите пословицы о трусости , смелости, вспомните сказки о смелых и трусливых людях и животных.

Задание 5.

Цель : учить детей изобразительными средствами передавать содержание пословицы .

Материал : пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

Методика проведения : Зачитайте детям пословицу , спросите в каких случаях ее можно использовать . Дайте задание : придумать смешные истории к этой пословице и рассказать их малышам.

Задание 6.

Цель : учить детей отличать пословицы от других жанров литературного творчества.

Материал : знакомые детям стихи, потешки, песни.

Методика проведения : Воспитатель предлагает послушать стихотворения , потешки, сказки, пословицы и верно их квалифицировать, объясняя, чем отличаются пословицы от потешек и т . д.

Затем поручите ребятам вспомнить пословицы о дружбе , неряшестве и т. д.

Задание 7.

Цель : учить детей заканчивать пословицы .

Материал : кукла Буратино, пословицы :

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

Кончил дело – гуляй смело.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Методика проведения : Скажите детям, что к ним в гости пришёл

Буратино. Он хочет узнать, помнят ли дети пословицы . От имени Буратино

зачитайте детям начало пословицы и предложите закончить их.

Задание 8.

Цель : в игровой форме обобщить и уточнить знания детей о пословицах .

Материал : карта путешествий (рисунок моря с несколькими островами) . На карте «Остров дружбы» , «Остров труда» , «Остров веселья» , фишки в виде корабликов.

Методика проведения : Предложите детям поиграть в путешествие. Разделите группу на две команды, выберите капитанов. Команда должна поочередно выполнять задание – достигая «островов» проговаривать пословицы , соответствующие названию «островов» .

Победительницей считается та из команд, которая больше других вспомнит пословиц .

В честь команды – победительницы предложите детям послушать запись песни о путешественниках.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в работе с дошкольниками с учетом полоролевых особенностей Проблема воспитания детей с учётом гендерных различий не нова. В разное время к ней обращались такие исследователи, как А. Моль, Л. С. Макаренко,.

Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками. Материал подготовила воспитатель Медведева Елена Николаевна. Современные.

Как молодой специалист, начав работать, столкнулась с проблемой не контактности некоторых детей, связанной с их психологическими особенностями.

Использование методов проблемного обучения в работе с дошкольниками В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным.

Использование мультимедийных технологий в работе с дошкольниками Использование мультимедийных технологий в работе с дошкольниками Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и.

Тема: «Использование пословиц и поговорок в воспитательной работе с дошкольниками»

«В простоте слова – самая великая мудрость.

Пословицы и песни всегда кратки, а ума и

чувства вложено в них на целые книги»

М. Горький

Пословицы и поговорки – родник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это поверенная форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра.

В пословице заключается оценка жизни, наблюдения народного ума, утверждаются общечеловеческие ценности:

Где работа - там и благо.

Не плюй в колодец - пригодиться воды напиться.

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы и поговорки,ребёнок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.

Точность мысли и лаконичность изложения позволяют быстро усваивать пословицы и поговорки с раннего возраста, воспринимать их не как пожелания, а как жизненную норму.

В дошкольных учреждениях пословицы могут быть использованы во время проведения экскурсий в лес, в парк, по селу или городу, в зоопарк, на животноводческую ферму, в школу и т. д.; на прогулках, во время организованной учебной деятельности, через различные образовательные области; в процессе игровой деятельности и при выполнении ими трудовых поручений, для объяснения и закрепления материала о труде взрослых, нормах поведения, общественных явлениях, видовых признаках и повадках животных, сезонных явлениях и т. д.

Возможно так же использование пословиц в повседневной жизни, в процессе индивидуальной работы по развитию речи, на вечерах устного народного творчества, праздничных утренниках.

«Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.» В.Г Белинский.

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё обусловленное возрастными особенностями видение мира. Взрослые, писал К.И.Чуковский мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана с конкретными образами. Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов. Поэтические произведения многие столетия передавались из поколения в поколение, постепенно приобретали содержание и форму. Совершенные образцы народного творчества – пословицы и поговорки вошли в язык.

Старших дошкольников пословицы привлекают яркой игрой слов, созвучием, ритмикой. Поэзия здесь выступает формой сохранения и распространения народной мудрости, опыта познавательной деятельности, сознания, средствам влияния на мысль и поступки людей. Дошкольники, рассуждая над пословицами и поговорками развивают речь, обогащают активный словарь, тренируют память и мышление.

Ниже приводятся задания для дошкольников, предполагающие формирование у них операций мышления, элементов творческого воображения на материале пословиц.

Задание 1

Игра: Скажи по другому.

Цель: учить детей излагать смысл пословицы своими словами.

Материал: Кукла Незнайка, пословицы.

    Поспешишь- людей насмешишь.

    Делано наспех- и сделано на смех.

    Любишь кататься- люби и саночки возить.

    Судят не по словам, а по делам.

    У страха глаза велики.

    Плача будешь арык рыть, смеясь будешь воду пить.

Методика проведения: Воспитатель предлагает помочь Незнайке понять смысл пословиц. Незнайка говорит детям пословицу, предлагает придумать и сказать по другому. В конце занятия он предлагает детям нарисовать рисунок к понравившейся пословице.

Примечание: Если занятие проводится с небольшим количеством детей, Незнайка просит, чтобы ему сказали на ушко и выбирает лучший ответ.

Задание 2

Цель: Учить детей соотносить содержание пословицы с содержанием сказки.

Материал: Пословица: У страха глаза велики.

Методика проведения: В гости к детям приходит «Сказочница», рассказывает детям сказку «У страха глаза велики» и объясняет, что сказка названа словами пословицы. Детям даётся задание объяснить, почему так названа сказка.

Задание3

Цель: Учить детей сравнивать и абстрагировать нравственный смысл пословиц и других литературных жанров.

Материал: Пословицы

    Дело мастера боится.

    За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь.

    Дружно- не грузно, а врозь- хоть брось.

    От трудной работы и хлеб сладок.

Стихотворение С. Я. Маршака

Эй, купец- молодец,захромал мой жеребец,

Ты подкуй его опять- Отчего не подковать.

Вот гвоздь, вот подкова. Раз, два- и готово!

К. Чуковский «Телефон»

Ох, нелёгкая это работа

Из болота тянуть бегемота.

Рассказ Л. А. Толстого.

Собака шла по дощечке через реку, а в зубах несла мясо. Увидела себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт,- она бросила своё мясо и кинулась отнимать у другой собаки. Того мяса вовсе и не было, а своё волной унесло и осталась собака ни причём.

Методика проведения: прочитайте детям пословицы о труде и дружбе и т. д. После этого прочитайте стихотворение Маршака и попросите назвать пословицу, подходящую нему по смыслу. Зачитайте отрывок из произведения П.И. Чуковского « Телефон» и поручите ребятам указать на соответствующую ему пословицу. Аналогичную работу проведите с другими произведениями.

Задание 4.

Цель: Учить детей сравнивать и группировать пословицы, подходящие друг к другу по смыслу.

Материал: Пословицы

    Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

    Где сосна взросла, там она красна.

    Своя земля и в горсти мила.

    С родной земли умри- не сходи.

    Всякому мила своя сторона.

    Смелость города берёт

    И лук на родине сладок

    На своей родине каждое дерево улыбается.

    Методика проведения: К детям приходит бабушка - загадушка называет детям пословицы.

    Вопросы к детям:

1. Как вы понимаете пословицу « Всякому мила своя сторона?»

2. Какие пословицы похожи на неё?

3.Какая из всех пословиц лишняя?

Задание 5.

Цель: Учить детей сравнивать и абстрагировать содержание пословиц и других произведений.

Материал: Пословицы

    Собирай по ягодке - наберёшь кузовок.

    Сбил, сколотил - вот колесо! Сел да поехал – ах, хорошо! Оглянулся назад – одни спицы лежат.

Мультфильм «Девочка и кувшинчик», «Приключения Незнайки».

Методика проведения: Просмотр с детьми мультфильма; затем прочитайте пословицы и попросите сказать какие из прочитанных пословиц подходят по смыслу к мультфильмам.

Задание 6.

Материал: Пословицы

    Смелость города берёт.

    Трусливому Зайке и пенёк – волк.

    У страха глаза велики.

Методика проведения: К детям приходит сказочница рассказывает сказку «Пых».

Вопросы к детям:

    Почему Алёнка не испугалась «страшного Пыха», а все остальные испугались?

    Какие пословицы подходят по содержанию к этой сказке? Почему?

Задание 7.

Цель: Учить детей абстрагировать нравственный смысл пословиц и других произведений.

Материал: Пословицы

    Веника не сломишь, а по прутику весь переломаешь.

Рассказ К.Д. Ушинского « Отец и сыновья».

Методика проведения: Прочитайте рассказ Ушинского. Задайте вопросы.

    Почему сыновья не смогли сломать веник, когда все прутья были вместе?

    Какой наказ дал сыновьям отец?

    Подходит ли эта пословица к содержанию рассказа?

    Предложите вспомнить пословицы о дружбе. (Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться. В согласном стаде и волк не страшен. Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.)

Задание 8.

Цель: Учить детей через мимику, жесты, правильно отображать главную идею произведения, правильно подбирать пословицу к сказке.

Материал: Пословицы

    Берись дружно, не будет грузно.

    Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

    Один в поле не воин.

Методика проведения: Подготовительная работа. Прочитать сказку «Репка», распределить роли. После показа инсценировки предложить сказать главную мысль произведения и подобрать к сказке пословицы.

Вопросы к детям:

    Почему дед не смог сам вытащить репку?

    Когда герои сказки справились с работой?

    Как об этом можно сказать словами пословицы?

Задание 9

Цель: Учить детей отличать пословицы от других жанров литературного творчества.

Материал: знакомые детям стихи, потешки, песни, рассказы.

Методика проведения: Воспитатель предлагает послушать стихотворения, потешки, песни, рассказы, сказки, пословицы и объяснить, чем отличаются пословицы от других произведений. Предложите вспомнить пословицы о дружбе, Родине и т. д.

Задание 10

Цель: Учить детей заканчивать пословицы.

Материал: Мудрая Сова, пословицы

    Собирай по ягодке – наберешь кузовок

    Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось

    Кончил дело – гуляй смело

    Скучен день до вечера, коли делать нечего

    Не рой другому яму – сам в нее попадешь

    Богатство джигита – труд.

Методика проведения: Скажите детям, что к ним в гости пришла Мудрая Сова. Она хочет узнать, помнят ли дети пословицы. От имени Совы задайте детям начало разных пословиц и предложите закончить их. Помогите дополнительными вопросами.








































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование у школьников представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.

Задачи:

  • образовательная - расширить знания о пословицах и поговорках, их отличительных признаках, тематике; расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас.
  • развивающая - развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом; развивать творческие способности; коммуникативную компетентность: умение работать в группе.
  • воспитательная - воспитывать интерес к культуре русского народа, культуре родного края, желание совершенствовать свою речь, толерантное отношение друг к другу, стремление к здоровому образу жизни

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы обучения: словесный (диалог), наглядный, практический, проблемно-поисковый, метод контроля.

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Используемые технологии: личностно-ориентированная, игровая технология, ИКТ (интерактивный демонстрационный материал, обучающий контроль)

Оформление урока: мультимедийное сопровождение (презентация по теме урока).

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: настроить детей на предстоящую работу.

Методы и приемы: словесный.

II. Мотивация учебной деятельности. Цель:усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность, создать положительный настрой на урок.

Методы и приемы: словесный, аудиовизуальный

Слайд №2: (иллюстрация бабочки в ладонях, спокойная музыка)

Однажды человек захотел доказать мудрецу, что тот знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Ребята, сегодня в наших руках сделать урок интересным, познавательным, для этого будьте активны, внимательны и доброжелательны друг к другу.

III. Проверка домашнего задания.

Цель:осуществить контроль усвоения пройденного материала, оценить качество предыдущего урока, сохранить мотивацию регулярно и качественно выполнять домашнюю работу.

Методы и приемы: уровневая дифференциация, кластер, заполнение таблицы, самоконтроль и самооценка.

Слайд №3, 4: проверка заданий по критериям.

ЗАДАНИЕ: сильным учащимся вписать в таблице термины малых жанров фольклора, а слабым составить кластер.

Небылица вымысел, лживое сообщение, враньё.
Загадка выражение, которое нуждается в разгадке.
Закличка короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.
Считалочка стихотворение, которым решали кому водить в игре.
Колыбельная песня, которой убаюкивают ребенка.
Пестушка короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.
Скороговорка быстрая речь, быстрый темп речи.

Критерии проверки д/з записаны на доске
№1 №2
“5” 7 терминов “5” 12,11 терминов
“4” 6, 5 терминов “4” 10-8 терминов
“3” 4 термина “3” 7,6 терминов

IV. Актуализация знаний.

Цель: формировать умения выделять главное и существенное через активную мыслительную деятельность учащихся.

Методы и приёмы: постановка учебной задачи, диалог

Как красивые вещи украшают наш быт, так мудрые пословицы и поговорки украшают, обогащают нашу речь. Услышав эти изречения, мы стараемся их запомнить, а потом где-либо блеснуть своими знаниями.

Какой раздел литературы изучает пословицы и поговорки? (Фольклор)

Слайд №5: проблемный вопрос на слайде.

Возникает вопрос: пословицы и поговорки – это разные жанры фольклора?

V. Сообщение темы и цели урока.

Цель:подготовка учащихся к работе на уроке, определение цели и задач урока, способствовать быстрому включению учащихся в деловой ритм, организации их внимания.

Методы и приемы: словесный

VI. Объяснение нового материала.

Цель: дать представление о пословицах и поговорках, их тематике, научить отличать друг от друга.

Методы и приемы: словесно-иллюстративный, фронтальный, проблемный, сопоставление, беседа-сообщение.

1. Слово учителя.

Слайд № 6: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Гоняться за двумя зайцами.

Посмотрите на слайд и скажите, в каком изречении мысль закончена, а в каком нет? Какое предложение можно заменить одним словом – синонимом, а какое нет?

Слайд № 7 Краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль - это пословица и её нельзя заменить словом – синонимом. Четкое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения – это поговорка, её можно заменить синонимом.

Слайд № 8 Голодный волк сильнее сытой собаки.

Слайд № 9 Их водой не разольёшь. (Дружные)

Какое изречение можно заменить синонимом?

Пословицы и поговорки живут в народной речи, а когда они появились?

2. Слово подготовленного ученика.

Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирание пословиц началось в XVI веке, а может и раньше, но записи того времени не дошли до нас. Первые рукописные сборники, дошедшие до нас, относятся к ХVII-ХVIII вв. Большинство составителей этих сборников неизвестны.

Начало научному изучению русских пословиц и поговорок положил М.В. Ломоносов. Лишь со второй половины ХVIII в. сборники пословиц и поговорок стали печататься.

Слайд № 10 Известными составителями таких сборников были А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев и другие. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801-1872).

Труд его считается непревзойденным. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки, услышанные от крестьян, ремесленников, солдат. Даль больше тридцати лет собирал по крупицам пословицы и поговорки. Им собрано огромное количество – 25 тысяч пословиц и поговорок.

Кроме сборника “Пословицы русского народа”, В.И. Даль подготовил и издал великий труд – четыре тома “Толкового словаря живого великорусского языка” (1803-1866), где привел множество пословиц и поговорок. Далю адресованы слова А.С. Пушкина: “Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!” Сам В.И. Даль называл пословицы коротенькими притчами. В отличие от пословицы, поговорка не имеет нравоучительного смысла.

Слайд № 11 Даль писал: “Поговорка, по народному определению, цветочек, пословица – ягодка; и это верно”.

Давайте, ребята, в этом убедимся.

Слайд № 12 Азбука – ступенька к учению (голосовая поговорка)

Слайд № 14 В.И.Даль так писал о пословице: “Свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плачи и рыдания, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной страсти; это житейская правда, своего рода судебник никем не судимый”.

Как вы понимаете смысл данного высказывания?

Пословицы хранят народные представления о вреде и пользе, уме и глупости. О душевной красоте и уродливости в виде кратких изречений. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, любить и уважать своих родителей, вести здоровый образ жизни. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её образной, красочной, выразительной.

Тематика пословиц и поговорок велика. Попробуйте определить темы некоторых пословиц и поговорок.

Слайд № 15 Весенний дождь растит, осенний - гноит. Ученый водит, неученый следом ходит.

  • Был бы мешок, а деньги будут.
  • Не было бы счастья - да несчастье помогло.
  • Кричит смело, как не пришло до него дело.
  • Глупому счастье, а умному ненастье.
  • Где любовь, там и совет.
  • Время – лучший лекарь.
  • 4. Знакомство с примерными тематическими группами пословиц и поговорок.

    VII. Физкультминутка. Слайд № 25

    Цель: создание условий для укрепления глазных мышц и снятия усталости.

    1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

    3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

    4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

    5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

    6. Сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.

    7. Сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

    VIII. Первичное усвоение новых знаний.

    Цель: выявить уровень и осознанность изучаемого материала, работать над навыками аргументированного и лаконичного изложения своих мыслей.

    Методы и приемы: игровой метод, анализ, работа в парах.

    Задание “Шкатулка народной мудрости”. Каждая пара учащихся получает из шкатулки мудрое изречение, ребята должны посоветоваться друг с другом и объяснить пословица у них или поговорка, указать её тематику. Другие пары ребят, кому достались похожие изречения, соглашаются с ответом, либо опровергают.

    IX. Закрепление.

    Цель: закрепить полученные знания, выработать умения и навыки по их применению.

    Методы и приёмы: ИКТ технологии

    1. Среди пословиц и поговорок укажите лишнюю.

    Слайд № 26

    • Летом всякий кустик ночевать пустит (пословица)
    • Посеешь ветер – пожнёшь бурю (пословица)
    • Где любовь и совет, там и горя нет (поговорка)
    • Пришёл марток – надевай семеро порток (пословица)

    Слайд № 27

    Б) С лица воду не пить (поговорка)

  • Сам воробей, а поёт как соловей (поговорка)
  • Лицом пригожа, да нравом негожа (поговорка)
  • Ближняя копеечка дороже дальнего рубля (пословица)
  • Почему вы выбрали именно этот вариант ответа?

    2. Среди пословиц найдите поговорку.

    Слайд № 28. Не мил и свет, когда друга нет

  • Делу время, потехе - час
  • До свадьбы заживёт
  • Дело не медведь, в лес не уйдёт
  • 3. Вспомните пословицу по иллюстрации и первому слову. Определите тему.

    Слайд № 29. Семеро одного не ждут.

    Слайд № 30. У страха глаза велики.

    Слайд № 31. Скучен день до вечера, если делать нечего.

    4. Собери части изречений, поясни их смысл, определи поговорку и пословицу.

    Слайд № 32.

    Желающие выходят к доске для ответа-доказательства.

    5. Посмотрите отрывок из мультфильма и подберите пословицы и поговорки к нему.

    Слайд № 33. Отрывок из мультфильма “Буратино” (можно подобрать пословицы и поговорки на тему “Грамота и обучение”.)

    Слайд № 34. Отрывок из мультфильма “Маша больше не лентяйка” (можно подобрать пословицы и поговорки на тему “Люди, их душевные свойства, внешний вид и поведение”. )

    6. К своим родным пословицам мы привыкаем, потому что слышим их с детства. У других народов те же самые пословицы могут приобретать иное звучание.

    Ребята, мы с вами живём в Хакасии, нам нужно интересоваться историей, фольклором нашей республики. Прослушайте хакасские пословицы, попробуйте к ним подобрать русские народные.

    Слайд № 35.

    • Не приложишь труда, и шапки не заимеешь. (Без труда не выловишь и рыбки из пруда.)
    • Не будь болтлив, говори, подумав. (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)

    X. Итог урока. Оценки.

    Цель: проверка целостного осмысления полученной информации; формирование отношения к изучаемому материалу.

    Методы и приёмы: диалог, индивидуальная форма работы, метод самоконтроля.

    Ребята, с какими малыми жанрами фольклора мы сегодня знакомились?

    Что между ними общего? Как мы будем их отличать друг от друга?

    Чему учат нас пословицы и поговорки? Помогают ли они нам в жизни?

    Распределите пословицы и поговорки по своим местам, указав в контрольном листе цифры.

    Слайд № 36.

    • Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.
    • Комар носа не подточит.
    • Больше дела – меньше слов.
    • Муравей не велик, а горы копает.
    • Всему своё время.
    • Не боги горшки обжигают.

    Давайте проверим.

    XI. Домашнее задание

    Цель: закрепить пройденный материал, проконтролировать уровень усвоения и навыки самостоятельной работы



    Похожие статьи
     
    Категории