Вопросы по главам капитанская дочь. Литературная викторина "Умники и умницы" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

28.02.2019

Урок-викторина по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цели: проверка знания содержания произведения, викторина позволяет вспомнить как основные события произведения, так и незначительные, но важные детали для понимания авторской позиции и проблематики; обобщить и закрепить знания по содержанию повести в игровой форме; научить внимательно и осознанно читать произведение, развить интерес к художественному слову; развивать связную речь учащихся, логическое мышление.

Оборудование; репродукции портретов А.С.Пушкина; словари для определения значения устаревших слов, использованных А.С.Пушкиным в повести; Ордена эрудитов, которые выдаются учащимся, ответившим правильно (в конце урока будет произведён подсчёт орденов)

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

2. Ход игры-викторины:

Вопросы викторины:

1 раунд. Герои повести.

1.Назовите имя и фамилию Савельича.

(Архип Савельев .)

2. Каких успехов в обучении Петруши добился Савельич за семь лет?

(Мальчик выучился русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобел

3. В каком чине вышел в отставку Андрей Петрович Гринёв?

(Вышел в отставку премьер-майором. )

4.“Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет...” Закончите реплику Гринёва-старшего.

(“...солдат, а не шаматон” .)

5. С какой просьбой обращается Гринёв-старший в письме к своему другу Андрею Карловичу

(“Моего повесу... держать в ежовых рукавицах” .)

6. Как Пётр Гринёв определил жанр своего стихотворения, посвящённого Маше?

(Песенка .)

7. Иван Игнатьевич при первой встрече с Гринёвым поинтересовался: “В каком полку изволили служить? Зачем вы изволили перейти из гвардии в гарнизон?” Как на последний вопрос ответил Гринёв?

(“Такова воля начальства”. )

8.Как долго был без сознания раненый Гринёв?

(Пришёл в сознание на пятые сутки .)

9. Как долго служил Швабрин в Белогорской крепости?

(Пятый год .)

10. Как обращается Швабрин к Пугачёву?

(Государь .)

11. Как отреагировал Швабрин на грозные слова Пугачёва: “И ты смел меня обманывать? Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?”

(Упал на колени перед Пугачёвым .)

12. Кто был учителем литературы у Швабрина?

(Поэт Тредиаковский: “Такие стихи достойны моего учителя,

Василия Кирилыча Тредьяковского...” )

13. Как всегда обращается Пугачёв к Гринёву?

(Ваше благородие)

14. Как долго Пугачёв принимал присягу обитателей Белогорской крепости?

(Около трёх часов. )

15. Как был одет Пугачёв во время приёма присяги в Белогорской крепости?

(В красивый казацкий кафтан, обшитый галунами, и в высокую соболью шапку с золотыми кистями. )

16. “Я воюю хоть куда, - скажет Пугачёв Гринёву. - Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой?” Чем же хвастается далее Пугачёв?

(“Сорок енералов убито, четыре армии взято в плен”.

17. Почему Иван Кузьмич советует Гринёву оставить стихотворство?

(Это дело службе противное и ни к чему доброму не доводящее. )

18. Какого мнения Иван Кузьмич о всех стихотворцах?

(“Все они люди беспутные и горькие пьяницы” .)

19. Как долго Иван Кузьмич служит в Белогорской крепости?

(Двадцать второй год .)

40 - Сколько солдат служило в Белогорской крепости под началом капитана Миронова? (130 солдат .)

2 раунд. Узнай героев по цитатам из произведения

О ком А.С.Пушкин пишет:

    «Он в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию…»

(мсье Бопре)

    «Он у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние, чтение это производило в нём всегда удивительное волнение желчи»

(батюшка Петруши)

    «Я был занят делом. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Я решился сделать из неё змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу»

(Петруша Гринёв)

    «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые у неё так и горели»

(Маша Миронова)

    «Я чувствовал себя виноватым перед Савельичем. Всё это меня мучило. Я непременно хотел с ним помириться и не знал, с чего начать»

(Петруша Гринёв)

    «Ему казалось лет семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита, вместо бороды торчало несколько седых волос: он был малого росту, тощ и сгорблен, но узенькие глаза его сверкали ещё огнём»

(пленный башкирец)

    «Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помощь и велел Савельичу дать полтину на водку»

(Петр Гринёв)

Кто и кому из героев повести говорит?

    «Добро, пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни»

(отец Петруши – матушке)

    «Служи верно, кому присягнёшь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»

(отец – Петруше Гринёву)

    «Полно врать, подавай сюда деньги, или я тебя взашей прогоню»

(Пётр Гринёв – Савельичу)

    «Пожалуйста, пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл»

(Иван Зурин - Петруше Гринёву)

    «Рано…рано начинаешь гулять. И в кого ты пошёл? Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали, о матушке и говорить нечего: отроду, кроме квасу, в рот ничего не изволила брать»

(Савельич – Петруше)

    «Молчи, дядя, будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь заткни топор за спину: лесничий ходит»

(Пугачёв – хозяину постоялого двора)

7.«Помилуй, батюшка! Зачем ему твой заячий тулуп? Он его пропьёт, собака. В первом кабаке»

(Савельич – Петру Гринёву)

8.«Чем Белогорская крепость ненадёжна? Слава Богу, двадцать второй год в ней проживаем. Видали и башкирцев и киргизцев; авось и от Пугачёва отсидимся!»

(комендантша – мужу)

9.«Я не старый пёс, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос»

(Савельич – отцу Петруши)

10.«Ведь есть же на свете богатые люди! А у нас, батюшка, всего-то душ одна девка Палашка; да, слава Богу, живём помаленьку»

(Василиса Егоровна – Петруше )

Третий раунд

Пословицы

1. Какая пословица взята Пушкиным в качестве эпиграфа ко всей повести “Капитанская дочка”?

(Береги честь смолоду. )

2. Какую пословицу припомнит Пугачёв в ответ на слова Гринёва: “Ах! я было и забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге”?

(Долг платежом красен .)

3. Разговаривая с Василисой Егоровной, Иван Игнатьевич скажет: “Бог милостив: солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачёву”. И закончил свою речь пословицей. Какой именно?

(Господь не выдаст - свинья не съест .)

4. Какую пословицу дважды употребляет в “Капитанской дочке” Савельич? Подсказка: ею он оправдывает участие молодого барина в дуэли и разбой пугачёвцев в офицерских домах.

(Конь и о четырёх ногах, да спотыкается .)

Песни

К какой главе Пушкин использовал эту лирическую песню в

качестве эпиграфа?

(К главе “Любовь” .)

2. Какая народная песня была любимой у Пугачёва?

(“Не шуми, мати зелёная дубровушка...” )

3. “Пётр Андреич сочинял недавно песню и сегодня запел её при мне, а я затянул мою любимую...” Скажите, какая песня у Швабрина, по его словам, любимая?

(“Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь...” )

Устаревшая лексика

    “Возговорит надёжа православный царь: // Исполать тебе, детинушка, крестьянский сын...” - это, как вы помните, строчки из бурлацкой песни, которую пели пугачёвцы на военном совете. А что такое “исполать”?

(Хвала, слава .)

    “Хорошо, коли отсидимся или дождемся сикурса”, - скажет Иван Кузьмич. Что такое “сикурс”?

(Помощь .)

    “...До сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами” - эта фраза из речи капрала Белобородова. Каково значение слова “супостат”?

4.С какой целью использовался погребец в XVIII веке?

(Дорожный сундучок для посуды и съестных припасов. )

Одежда

1. Верхняя одежда из толстого сукна. (Армяк .)

2. Гринёв по приезде в Белогорскую крепость сразу отправляется представиться коменданту. Дома его он не застал, а увидел Василису Егоровну, сидевшую у окна с платком на голове и в... В чём именно? (В телогрейке .)

3. Впервые Гринёв увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет комендант крепости? (В китайчатый халат, а на голове у него был колпак. )

4.Анна Власьевна хотела, чтобы Маша предстала перед императрицей не в своём дорожном платье, а в более солидной одежде. Какой именно? (В жёлтом роброне широком платье .)

Напитки

1.Какой напиток предпочитал Бопре винам своего отечества? (Русскую настойку .)

2. Каким напитком потчевал ротмистр Зурин Петра Гринёва, обучая его игре в бильярд? (Пуншем .)

3. Какой напиток предлагает Савельич Петру Гринёву: чтобы избавиться от головной боли после попойки с Зуриным? (Огуречный рассол с мёдом .)

4. Какой единственный безалкогольный напиток употребляла матушка Петра Андреевича? (“Отроду, кроме квасу, в рот ничего не изволила брать”. )

Военные чины

1. Первый после рядового военный чин в русской армии. (Капрал .)

2. В начале повести Зурин имеет чин ротмистра, в конце “Капитанской дочки” он получил повышение по службе. Какой чин стал у него? (Чин майора .)

3. Машу Миронову с Петром Гринёвым в пути задерживают кавалеристы Зурина. Припомните чин старшего среди них. (Вахмистр .)

4. Высший военный чин в армии Пугачёва был у беглого капрала Белобородова. Что это за чин? (Фельдмаршал .)

Четвёртый раунд

В последний раз Пётр Андреевич Гринёв увидел Пугачёва во время казни самозванца. Тот узнал Гринёва в толпе и за минуту до того, как мёртвая и окровавленная голова будет показана народу, поприветствовал “его благородие”. Как именно поприветствовал? Ответ напишите одной фразой. В вашем распоряжении 15 секунд. (Кивнул головою .)

Заключительное слово учителя. Оценки.

«Капитанская дочка», викторина по главам повести А.С. Пушкина
Глава I Сержант гвардии
1.Автор начинает повесть со знакомства с главным героем – Петром
Гринёвым. Кто рассказывает о нём? (Сам Гринёв от первого лица повествует о
своей жизни.)
2. Пётр Гринёв – единственный выживший ребёнок в семье премьер-майора в
отставке и бедной дворянки, жил в барской семье среднего достатка. Сколько
детей родилось в этой семье? (9 детей)
3. «Матушка была ещё мною брюхата, - вспоминал Гринев, - как я уже был…
восстановите текст. (… записан в Семёновский полк сержантом»)
4.Когда Петру исполнилось пять лет, отец приставил к нему слугу, чтобы тот
воспитывал маленького барина. Как звали слугу? (Архип Савельич)
5.Слуга научил мальчика русской грамоте и разбираться…. В чём научил
разбираться Савельич?
(в охотничьих собаках)
6.Желая дать сыну хорошее образование, отец Андрей Петрович Гринёв
решил обучить сына. Чему хотел обучить отец? («языкам и всем наукам»)
7.Сколько лет было Петру Гринёву, когда Андрей Петрович пригласил
учителя-иностранца? (12 лет)
8.Отец нанимает французского учителя. Как зовут учителя (Бопре).
9. Чем на самом деле занимается француз? (Он больше пьянствует, чем учит
недоросля)
10.Совсем забыв про свои обязанности, Бопре пристрастился к водке и не
пропускал…. Что же не пропускал «горе-учитель»? (ни одной юбки)
11.Воспитание юного Гринёва свелось к тому, что вместо обучения наукам на
французском – он сам… Что же в действительности делает Петруша?(Сам
обучает своего французского учителя «болтать по-русски».)
12.Однажды служанки пожаловались на учителя, и отец Гринева явился
прямо на урок. Какую картину увидел отец? (Пьяный француз спал, а Петя
мастерил из географической карты воздушного змея).
13.Не находя значительной пользы от такого образования, отец выгоняет
Бопре. Какую дальнейшую жизнь сыну выбирает отец вместо традиционной
блестящей карьеры петербургского офицера отец? (выбирает для сына
суровую службу в одной из крепостей на Яике).
14.Итак, Гриневу исполняется шестнадцать, и отец отправляет его на службу.
Но не в Петербург, а к своему хорошему приятелю. Куда был отправлен
недоросль Пётр Гринёв? (в Оренбург, в Белогорскую крепость)
15. По дороге в Оренбург Петр останавливается в Симбирске, там же он
знакомится с гусаром. Как звали этого гусара? (Иваном Зуриным)
16.Чему гусар берется обучить Гринева? (игре в бильярд)

17.Воспользовавшись простотой Петра, Иван Зурин с легкостью выигрывает у
него деньги. Какую сумму тот выигрывает? (100 рублей)
Глава II Вожатый
1.Что случилось с Петром Гринёвым в степи по дороге в Оренбургскую
губернию? (Петр попадает в буран).
2.Ямщик уже отчаялся вывести коней, как удалось путникам избежать беды?
(рядом с возком оказывается некий мужик, который предлагает проводить
заплутавших странников).
3.Незнакомец верно указал путь, и ямщику удалось вывести своих седоков,
включая нового попутчика, на постоялый двор. Какое диалектное слово
является синонимом словосочетанию «постоялый двор»? (умёт)
4. Гринёв повествует о пророческом сне, который ему приснился в кибитке.
Расскажите его (Краткое содержание сна таково: он видит свой дом и мать,
которая говорит, что отец при смерти. Затем он видит незнакомого мужика с
бородой в кровати отца, а мать говорит, что он её названный муж.
Незнакомец хочет дать «отцовское» благословение, но Петр отказывается и
тогда мужик берется за топор, и вокруг появляются трупы. Петра он не
трогает.)
5.Пётр Гринёв, его слуга и незнакомец подъезжают к постоялому двору,
напоминающему воровское пристанище. О чём просит у Петруши незнакомец,
замерзший в стужу в одном армяке? (просит вина, и тот угощает его).
6.В доме незнакомец затевает иносказательный разговор с хозяином. Что
выдавало в незнакомце «лихого человека»? (Язык их общения имел черты
воровской лексики)
7.Проведя ночь на умёте, Гринев вновь собирается в дорогу, предварительно
отблагодарив незнакомца. Каким предметом поблагодарил Гринёв
вчерашнего вожатого? (заячьим тулупом).
8.Провожатый натягивает на себя тулуп, хотя тот трещит на нем по швам, и
обещает…Что обещает чернобородый мужик лет сорока, крепкий, живой и
самого разбойничьего вида? (век помнить доброту молодого барина).
9.В Оренбурге Петр попадает в распоряжение генерала Андрея Карловича,
старого приятеля его отца. Куда генерал дает юноше направление? (в
Белогорскую крепость)
10. Ссылка в такую глушь огорчает Петра, уже давно мечтавшего о
гвардейском мундире. Где находится крепость? Ответьте словами из текста
(затеряна в сорока верстах от города, на границе с «киргизскими степями»).
11. Генерал, по совету отца Пети, отправляет юношу в Белогорскую крепость
под начало капитана. Назовите фамилию капитана. (Иван Кузьмич Миронов)
Глава III Крепость
Что представляет собой Белогорская крепость? (Она представляет собой
деревню, обнесенную частоколом с единственной пушкой).
Как выглядит комендант капитан Миронов? (седой старик)

Сколько человек проходят службу под началом капитана Миронова? (около
сотни старых солдат и два офицера)
Хозяином Белгородского гарнизона был Иван Кузьмич Миронов, но кто на
деле заправлял всем? (его супруга - Василиса Егоровна)
Опишите офицеров крепости. (Один из них – пожилой одноглазый поручик
Иван Игнатьич, второй – Алексей Швабрин)
Простые и добрые люди сразу понравились Гриневу. Большой интерес у
Гринева вызывает остроумный офицер Швабрин. Расскажите о нём. (Он
переведен в крепость из Петербурга за нарушение дисциплины и
«смертоубийство»).
Склонный к нелестным отзывам об окружающих Алексей Швабрин, частенько
язвительно говорил о Маше, дочери капитана. Какой по его словам была
Маша? (Он выставлял её весьма недалёкой особой, ужасной трусихой)
Гринев сам знакомится с дочерью командира и убеждается…В чём он
убеждается? (Он убеждается в ошибочности мнения поручика Швабрина)
Гринев сам знакомится с Мироновым и его семьей, а также с урядником
Максимычем. Он в ужасе от предстоящей службы, какой она ему видится?
(видится ему бесконечной и скучной).
Глава IV Поединок
1.Представление о службе оказалось неверным. Гриневу быстро понравилось
в Белогорской крепости. Никаких караулов и учений тут нет. Капитан иногда
муштрует солдат, но пока не может добиться. Чего же не может добиться
капитан? (чтобы они отличали «лево» и «право»).
2.Служба уже не тяготит Гринева, он увлёкся чтением книг, упражняется в
переводах. Назовите ещё одно увлечение Петра Гринёва. (увлёкся и
сочинением стихов)
3.Гринев становится почти своим в доме Миронова и влюбляется в Машу. А
Швабрин нравится ему все меньше.Почему? (Алексей всех высмеивает, плохо
отзывается о людях).
4.Гринев посвящает Маше стихи и читает их Швабрину, поскольку это
единственный в крепости человек, который понимает поэзию. Как относится к
стихам Швабрин? (Но Алексей жестоко высмеивает молодого автора и его
чувства)
5.Какой совет даёт Швабрин и уверяет, что сам испытал правильность
такого подхода. (вместо стихов подарить Маше серьги)
6.Гринев оскорблен и называет Швабрина лжецом. Как реагирует Швабрин?
(Алексей вызывает юношу на дуэль).
7.Кого Петр Гринёв просит стать секундантом? (Ивана Игнатьича).
8.Как реагирует на такое решение старый поручик? (Однако не понимает
такого жестокого выяснения отношений).
9.После обеда Гринев сообщает Швабрину о своей неудаче. Как поступает
Швабрин и Гринёв? (Тогда Алексей предлагает обойтись без секундантов.)

10.Противники договариваются встретиться утром, но как только сходятся со
шпагами в руках… Что же случилось? (их арестовывают солдаты во главе с
поручиком).
11.Кто заставляет дуэлянтов примириться? (Василиса Егоровна)
12.Швабрин и Гринев делают вид, что мирятся, их отпускают. О чём поведала
Гринёву Маша? Теперь Петру понятна злоба, с которой Швабрин клевещет на
девушку. (Маша рассказывает, что Алексей к ней уже сватался и получил
отказ).
13. Как поступают противники на следующий день? (На другой день
противники снова сходятся у реки. Швабрин удивлен, что Гринев может дать
такой достойный отпор).
14.Почему Пётр, которому удается потеснить офицера, получает ранение в
грудь? (в это время юношу окликает Савельич. Гринев резко оборачивается и
получает ранение)
Глава V Любовь
1.Насколько серьёзным оказывается ранение? Через какое время Пётр Гринёв
приходит в себя? (Рана серьезная. Петр приходит в себя только на следующие
сутки)
2.Кто ухаживает за Гринёвым? Как проходит лечение? (Раненый Гринев
благодаря уходу за ним полкового цирюльника и Маши быстро идет на
поправку)
3.Получил ли Швабрин прощение от Гринёва и почему? (Он прощает
Швабрина, поскольку видит в его действиях признак уязвленного самолюбия
отвергнутого влюблённого человека)
4.Петр Гринёв просит руки Маши. Какой ответ получен? (Девушка
соглашается).
5.Молодой человек сочиняет трогательное письмо для отца с целью
выпросить у него благословение на союз с Марьей Мироновой. Но почему
негодует отец? Какой ответ получен? (Отец, узнавший о дуэли, негодует и
отвечает отказом. В порыве гнева Гринёв старший намекает сыну, что готов
перевести его в другое место службы).
6.Какую ещё новость о делах семьи узнаёт Пётр Гринёв в письме? (В письме
также говорится, что матушка Гринева слегла).
7.Петр в подавленном состоянии. Он ничего не писал отцу о дуэли. Откуда же
матери стало о ней известно? Гринев решает, что это донес Савельич. Правда
ли это? (Но старый слуга оскорблен таким подозрением. В доказательство
Савельич приносит письмо отца Гринева, в котором он ругает старика за то,
что не сообщил о ранении).
8.Петр узнает, что Миронов тоже не писал его родителям и не докладывал
генералу. Так кто же, по мнению, Гринёва это сделал и почему? (Теперь
юноша уверен, что это сделал Швабрин, чтобы расстроить их брак с Машей).
9.Однако отказ отца в благословении не меняет намерений Петра. Как
поступает Маша, узнав, что родительского благословения не будет? (Маша
отказывается от свадьбы, она против тайного замужества)

10.На время влюблённые молодые люди отдаляются друг от друга. Что
беспокоит Гринева? (Он понимает, что несчастная любовь может лишить его
разума и привести к распутству).
Глава VI Пугачевщина
1.Почему в начале октября 1773 года в Белгородской крепости начинается
беспокойство? (Комендант Миронов получает извещение из Оренбурга о
появлении на Яике «шайки» Емельяна Пугачева)
2.Какой приказ получает комендант Миронов? (Миронову приказано
подготовить крепость к нападению бунтовщиков и разбойников).
3.Какое задание даёт капитан миронов уряднику? (Капитан посылает
урядника Максимыча в разведку)
4. Вскоре уже все заговорили о Пугачеве. В крепости схвачен башкирец с
«возмутительными листами». Почему допросить его было невозможно? (у него
был вырван язык).
5.Крещеный калмык Юлай доносит, что Максимыч виделся с Пугачевым и
перешел на его сторону, а теперь подбивает казаков к бунту.Как поступает
капитан Миронов? (Миронов арестовывает Максимыча, а Юлая ставит на его
место).
6.События развиваются стремительно. На совещание офицеров врывается
Василиса Егоровна с плохими известиями. Какие это были известия? (взята
соседняя крепость, офицеры казнены)
7.Становится ясно, что скоро бунтовщики будут под стенами Белогорской
крепости. Расскажите о принятом на совещании решении. (Решено отправить
Машу и Егоровну в Оренбург).

1) Викторина по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

1. Впервые Гринев увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет комендант?

2. Как звали отца главного героя?

3. Кем был в «отечестве своем» мосье Бопре, обучавший Петрушу французскому, немецкому и «всем наукам»?

4. Под чьим надзором главный герой выучился русской грамоте? (Савельич)

5. На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно?

6. Какая погода была во время первой встречи Гринева и Пугачева?

7. За что попал на службу в Белогорскую крепость Алексей Иванович Швабрин?

8. Кто отвлек Гринева во время дуэли?

9. За какие достоинства стремянной Савельич получил «повышение», став дядькой?

10. Почему батюшка прогнал Бопре со двора?

11. Какое имя принял Пугачев?

12. Кого назначил Пугачев новым комендантом крепости?

13. Как отблагодарил Петр Гринев вожатого?

14. Сколько лет Иван Кузьмич и Василиса Егоровна жили в крепости?

15.Куда отправил отец служить своего сына, Петра Гринева?

16. Как поступил Петр Гринев, чтобы спасти Машу от Швабрина?

17. Что сделал Швабрин, когда Пугачев узнал, что тот его обманывает?

18. Что послужило причиной дуэли между Гриневым и Швабриным?

19. Где и когда Марья Ивановна встретила императрицу Елизавету 2?

20. Сколько Петр Гринев проиграл Ивану Ивановичу Зурину и в какую игру?

21. При каких обстоятельствах Гринев увидел Пугачева в последний раз?

22. Что пожаловал Пугачев Гриневу перед отъездом того в Оренбург?

23. Где Гринев предложил укрыться Марье Ивановне после ее освобождения?

24. Как приняли родители Гринева Марью Ивановну?

25. Зачем Марья Ивановна уехала в Петербург?

26. Какой ответ получил от своего отца Петр Гринев на просьбу благословить его на брак с Марьей Ивановной Мироновой?

27. Кто донес на Гринева?

28. Откуда Издатель получил рукопись Петра Андреевича Гринева?

На оценку «3» - ответить на 17-18 вопросов.

На оценку «4» - ответить на 19-22 вопроса.

На оценку «5» - ответить на 23-28 вопросов.

2) Кто я?

Вопросы и задания.

Согласно описанию, Вы человек “наружности замечательной: лет сорока от роду, росту среднего, худощав и широкоплеч”. Лицо Ваше “имело выражение довольно приятное, но плутовское”. Вы себя узнали? Представьтесь. (Вожатый, Е. Пугачёв, “Капитанская дочка”; гл. II, с. 240).

Вы персона лет сорока, обладательница “приятного голоса, но властного”. Лицо Ваше “полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и лёгкая улыбка имели прелесть неизъяснимую”. Назовите себя. (Императрица Екатерина; гл. XIV, с. 315).

Какую русскую народную песню Пушкин дважды использует в своих произведениях? (“Не шуми, мати, зелёная дубровушка…”: “Дубровский”, “Капитанская дочка”).

Вы сержант Семёновского полка, воспитывались дома под надзором дядьки, поэтому знали “русскую грамоту и могли судить (очень здраво) о свойствах борзого кобеля”. Служить же Вас отправили в яицкие степи. Представьтесь. (Пётр Андреевич Гринёв).

Вы “молодой офицер невысокого роста с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым”. Представьтесь. (Швабрин Алексей Иванович).

Вам около восемнадцати лет, девушка на выданье, Вы круглолица, румяна, очень скромна, робка. Кто Вы? (Мария Ивановна Миронова).

Тест по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Уважаемые ученики! Будьте внимательны! На вопросы может быть один или несколько правильных ответов!

Глава №1 "Сержант гвардии"

1. Назовите отца главного героя.

А) Петр Андреевич Гринёв Б) Андрей Петрович Гринёв В) Алексей Андреевич Гринёв

2. Назовите воинское звание отца.

А) генерал-майор Б) подполковник В) премьер-майор

3. Назовите главного героя романа.

А) Пётр Андреевич Гринёв Б) Григорий Петрович Гринёв В) Пётр Алексеевич Гринёв

4. Сколько детей было в семье Гринёвых?

А)12Б) 14В) 9

5. В какой полк был записан главный герой?

А) ПреображенскийБ) Семёновский

6. Чему научил главного героя Савельич?

А) математикеБ) рассказал о борзом кабелеВ) русской грамоте

7. Кто стал следующим учителем главного героя?

А) немец ПаульБ) француз БопреВ) англичанин Пьер

8. Кем он был у себя на родине?

А) продавцомБ) дворникомВ) парикмахером

9. Какие склонности были у учителя?

А) любил петьБ) любил выпитьВ) волочился за женщинами

10. Чему научил новый учитель мальчика?

А) говорить по-французскиБ) ничемуВ) говорить по-немецки

11. Чему научил мальчик учителя?

А) танцевать русские танцыБ) скакать на лошадиВ) болтать по-русски

12. За что был изгнан учитель?

А) за воровство

Б) за пьянство

В) за соблазнение прачки Палашки и коровницы Акульки

13. Кого в те времена называли недорослем?

А) молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия

Б) людей не способных к обучению

В) людей маленького роста

14. Сколько лет было главному герою?

А) 15Б) 16В) 17

15. Какое важное решение принял отец после неудачного обучения своего сына?

А) отправить его в городскую гимназию

Б) отправить его в Москву к родственникам

В) отправить его на военную службу

16. Как сын отреагировал на решение отца?

А) разревелсяБ) обрадовалсяВ) замкнулся в себе

17. В какой город отправили героя?

А) в МосквуБ) в ПетербургВ) в Оренбург

18. Какой пословицей проводил отец сына из родительского дома?

А) жить - Родине служитьБ) береги платье снову, а честь смолоду

В) без труда не вынешь и рыбку из пруда

19. С кем он познакомился в трактире города Симбирска?

А) Василием Петровичем Зверевым

Б) Николаем Ивановичем Зориным

В) Иваном Ивановичем Зуриным

20. Сколько денег он проиграл ротмистру?

А) 50 рублейБ) 75 рублейВ) 100 рублей

21. Какие плохие поступки еще совершил герой?

А) напилсяБ) подрался В) оскорбил участников игры?

22. Какие поучительные слова сказал ему Савельич?

А) пить - себе вредить

Б) пьянство до добра не доведет

В) человек пьющий, ни на что не годится

Ответы к тесту по главе №1

1. Б, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б, 6. Б, 7. Б, 8. В, 9. Б, В. 10. Б, 11. В,

12. Б, В, 13. А, 14. В, 15. В, 16. Б, 17. В, 18. В, 19. В, 20. В, 21. А, 22. В

Критерий оценивания

«5» 20-22 балла

«4» - 17 - 19

«3»- 12- 16

«2» - 11 и менее

Тест по главе №7 «Приступ»

1. Какие чувства одолевали П. А. Гринёва?

А) страх перед будущим;

Б) нетерпеливое ожидание опасностей;

В) сладостные надежды на отношения с Машей;

Г) чувство благодарного честолюбия.

2. Чем была окружена крепость?

А) валом - возвышением, образованным природой;

Б) частоколом;

В) глубоким, залитым водой рвом.

3. С каким донесением прибыл капрал к П. А. Гринёву?

А) что около крепости разъезжают неведомые люди;

Б) о том, что Пугачёв вошёл в крепость;

В) о том, что войско Пугачёва начало приступ соседней крепости.

4. Кто были эти люди?

А) казаки;

Б) татары;

В) русские;

Г) башкиры, которых легко можно было распознать по рысьим шапкам и по колчанам;

5. Каким было войско Пугачёва?

А) небольшая шайка вооружённых людей;

Б) конные толпы и вся степь, усеянная множеством людей;

В) сотня людей, вооружённая луками и стрелами.

6. Как произошёл захват крепости?

А) гарнизон во главе с Иваном Кузьмичом дрались отчаянно, бой шёл долгий и кровопролитный;

Б) войско Пугачёва без единого выстрела захватило крепость;

В) гарнизон солдат не тронулся с места, за крепостным валом оказались только комендант Иван Игнатьич и Гринёв, мятежники ворвались в крепость, гарнизон бросил ружья.

7. Как вели себя жители крепости?

А) встречали мятежников хлебом и солью;

Б) попрятались по домам, на улицах не было ни души;

В) оборонялись, кто, чем мог;

8. Как погиб комендант крепости?

А) просил о пощаде, но был расстрелян;

Б) сначала был ранен в голову, назван Пугачёвым вором и самозванцем, затем был повешен;В) был убит в бою.

9. Кто спас Петра Андреевича Гринёва?

А) Савельич просил помиловать барского дитя;

Б) Пугачёву стало жалко молодого офицера;

В) Швабрин назвал Гринёва своим другом и просил его помиловать.

10. Как поступил Алексей Иванович Швабрин?

А) до последнего был со своим гарнизоном, не присягнул на верность Пугачёву;

Б) где-то спрятался, никто не знал где он;

В) перешёл на сторону мятежников, был острижен в кружок, одет в казацкий кафтан.

11. Как мятежники расправились с Василисой Егоровной?

А) вытащили на крыльцо растрёпанную и раздетую донага, молодой казак зарубил её саблей;

Б) была повешена;

В) была расстреляна.

Ответы по 7-ой главе

1. Б, В, Г, 2. А, Б, 3. А, 4. Г, 5. Б, 6. В, 7. А, 8. Б, 9. А, 10. В, 11. А, 12. А

Критерий оценивания

«5» -11 -12

«4» -9-10

«3» - 7 - 8

«2» - 6 и менее

Тест по главе №14 "СУД"

1. Как решил вести себя П. А. Гринев перед судом?

А) ничего не объяснять, так как все равно не поверят;Б) объявить сущую правду;

В) отрицать свое знакомство с Пугачевым.

2. В какой город привезли П. А. Гринева?

А) КазаньБ) ОренбургВ) Петербург

3. Кто оказался «главным доносителем»?

А) А. И. Швабрин;Б) И. И. Зурин;В) Архип Савельич.

4. Какие изменения произошли во внешности «доносителя»?

А) был чисто выбрит, одет в новый мундир;Б) был ужасно худ и бледен;

В) побрит наголо, одет в лохмотья, на лице огромные кровоподтеки;

Г) волосы, недавно черные, как смоль, совершенно поседели, длинная борода была всклокочена.

5. В чем обвинил А. И. Швабрин Гринева?

А) в том, что П. А. Гринев был шпионом,засланным в Оренбург;

Б) в том, что он разрушил его жизнь, разлучив его с Машей;

В) в том, что помогал Е. Пугачеву губить своих товарищей;

Г) в том, что П. А. Гринев выдал Пугачеву Машу Миронову - капитанскую дочку;

Д) в том, что П. А. Гринев передавал письменные известия Е. Пугачеву о всех событиях происходивших в осажденном Оренбурге.

6. Как родители П. А. Гринева приняли Машу?

А) радушно, искренно привязались, полюбили ее;Б) сдержанно, молчаливо;

В) грубо, всячески показывая ей, что она здесь лишняя.

7. Какой приговор был вынесен П. А. Гриневу государыней?

А) казнить;Б) оправдать;В) сослать в отдаленный край Сибири на вечное поселение.

8. Что решает делать Маша?

А) ехать в Петербург, попытаться спасти Петра Андреевича;

Б) уехать в Белогорскую крепость, чтобы не быть обузой для родителей Петра Андреевича;

В) уехать в Москву к дальним родственникам, надеясь там найти приют и успокоение.

9. Как выглядела женщина, которую Маша встретила в саду утром?

А) молодая, в ярко-красном наряде, роскошной розовой шляпе;

Б) дама лет сорока, в белом платье, ночном чепце, душегрейке; лицо полное и румяное, а голубыеглаза и легкая улыбка имели прелесть необыкновенную;

В) пожилая женщина, с дряблым морщинистым лицом, колкими, злыми глазами; неопрятно одетая.

10. Почему императрица решила остаться неузнанной?

А) чтобы узнать всю правду от Маши о П. А. Гриневе;

Б) стеснялась своего утреннего наряда;

В) не сочла нужным представляться простой девушке.

11. Какое решение приняла императрица?

А) не менять своего решения, привести приговор в исполнение;

Б) признать невиновность жениха Маши;

В) решила оставить Гринева при царском дворе.

12. Как была решена судьба Маши?

А) императрица пообещала побеспокоиться о ее состоянии, за заслуги ее отца - капитана Миронова;

Б) императрица предложила ей остаться при царском дворе;

В) императрица предложила уехать в Белогорскую крепость и забыть о Гриневе.

13. Чем закончилась повесть «Капитанская дочка»?

А) П. А. Гринев женился на Марье Ивановне; потомство их благоденствует в Симбирской губернии;

Б) П. А. Гринев уехал в неизвестном направлении, никому ничего не сказав;

В) П. А. Гринев и Маша решили расстаться, так как все пережитое будет мешать им стать счастливыми.

14. Как решилась судьба Е. Пугачева?

А) был убит в бою;

Б) был казнен, голова мертвая и окровавленная была показана народу;

В) странным образом бежал из-под стражи, большеникто, никогда его не видел.

Ответы по 14-ой главе.

1. Б, 2. А, 3. А, 4. Г, Б, 5. А, Д, 6. А, 7. А, 8. А, 9. Б, 10. А, 11. Б, 12. А,

13. А, 14. Б

Критерий оценивания

«5» - 14- 13

«4» - 11-12

«3» - 8 - 10

Тест по главе №12 " СИРОТА"

1. Как вел себя Швабрин при встрече с Пугачевым и Гриневым?

А) помог Пугачеву вылезти из кибитки, в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие;

Б) услышав колокольчик приближающейся кибитки, спрятался, боясь показаться Пугачеву на глаза;

В) увидев Гринева, смутился, но вскоре оправился, протянул ему руку;Г) упал на колени и стал просить у Пугачева, пощадить его.

2. Какой увидел Машу Гринев?

А) избитая она лежала в чулане, одежда была изодрана в клочья;

Б) на полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами;

В) Маша сидела на кровати в своей комнате, в красивом ярком платье, но с очень грустными глазами.

3. Из-за чего омрачился Пугачев по поводу дальнейшей судьбы Гринева и Маши?

А) Швабрин сообщил ему, что П. А. Гринев его обманывает в том, что Маша не племянница здешнего попа, а дочь капитана Миронова;

Б) потому что Маша при виде его упала без чувств;

В) оттого что в Белогорской крепости царил беспорядок, пьянство.

4. Какое решение принял Пугачев по поводу дальнейшей судьбы Гриневаи Маши?

А) приказал Швабрину держать их под караулом до его возвращения;Б)приказал ехать с ним служить ему верой и правдой; В) отпустил их и пожелал им совета да любви.

5. У П. А. Гринева появилось огромное желание: А) уехать с Пугачевым в его войско в знак благодарности за его сочувствие к нему и Маше;

Б) пламенно желал вырвать Пугачева из среды злодеев, которыми он руководил и спасти его грешную душу;

В) расстаться с этим ужасным человеком и больше никогда не встречать его на своем жизненном пути.

Ответы по 12-ой главе

1. А, В, 2. Б, 3. А, 4. В, 5. Б

Критерий оценивания

«5» - 6

«4» - 5

«3» - 4

«2» - 3 и менее

Расскажите о жизни дворянского недоросля.

Вся жизнь Петруши Гринева до его во­енной службы описана в главе «Сержант гвардии». В ней рассказано и то, что слу­чилось еще до его рождения: неродившийся ребенок был записан в Семеновский гвардейский полк сержантом (почему гла­ва и получила такое название).

Воспитывался Петруша «не по-нонешнему»: с пяти лет им занимался стремянной Савельич («дядька»), с которым Петруша освоил грамоту. На двенадцатом году ба­тюшка нанял француза мосье Бопре - бывшего парикмахера и солдата. Обучив­шись разговорному русскому языку, Боп­ре зажил со своим учеником «душа в ду­шу». Одна из сцен такого житья описана в повести: отец пришел на урок географии, когда Петруша делал змея из только что полученной географической карты. Мосье прогнали, а занятиями Петруши до шест­надцати лет стали голуби, чехарда и про­чие домашние развлечения.

Когда Гриневу исполнилось шестнадцать лет отец сказал: «Пора его в службу». Так переменилась жизнь Петруши Гринева.

Создайте краткие портреты-характеристики родителей Петруши. Как относится автор к своим героям?

Родители Петруши Гринева, простые и добрые люди, жившие по обычаям своего времени, были похожи на многих русских небогатых дворян. Выйдя в отставку премьер-майором, Андрей Петрович Гринев же­нился на дочери одного из своих сосе­дей - бедного симбирского дворянина и начал жить в своем имении. Из девяти детей в их семье остался только один Пет­руша. Матушка была занята по хозяйст­ву, батюшка наблюдал за имением и даже иногда почитывал Придворный кален­дарь.

Какие причины вызвали перемену в судьбе Петруши? Какую роль сыграл Придворный кален­дарь в решениях отца?

Дворянские недоросли обычно начина­ли нести военную службу, приближаясь к совершеннолетию, точной даты не было установлено. Многое зависело и от их раз­вития, и от их здоровья, и от желания семьи. Подтверждение этому мы видим, читая о судьбе Петруши Гринева. Как-то, листая Придворный календарь, Гринев старший узнал о продвижении по службе своих однополчан и был явно раздосадо­ван их успехами. Это обстоятельство заста­вило его подумать и о судьбе собственного сына, которому пора было приступать к военной службе. Тогда-то и вспомнил отец, что сын числился гвардии сержан­том!

Объясните, как раскрывает смысл главы по­словица, использованная в качестве эпиграфа ко всей повести.

Повесть открывает пословица: «Береги честь смолоду». Уже в первой главе нам становится ясно, что в семьях, подобных Гриневым, все подчиняется определен­ным законам. И среди них один из глав­ных заключен в этой пословице. При всей патриархальности быта и его кажущейся незатейливости в основе жизни этих лю­дей лежит служение отчизне.

Опишите начало пути молодого офицера к месту службы.

Петруша Гринев очень надеялся на то, что его отправят служить в Петербург. Но, к его великому сожалению, пунктом назначения оказался Оренбург. Провожая сына, отец вспомнил пословицу: «Береги честь смолоду». Однако уже в начале пу­ти, в Симбирске, молодой сержант играет с ротмистром Зуриным и проигрывает ему большую сумму. Долг нужно было возвра­щать. И это Петруша сделал. «С неспо­койной совестию и с безмолвным раска­янием выехал я из Симбирска».

На этой странице искали:

  • Расскажите о жизни дворянского недоросля
  • воспитание петруши гринёва
  • расскажите о жизни дворянского недоросля капитанская дочка
  • капитанская дочка ответы на вопросы по главе 1
  • какие причины вызвали перемену в судьбе петруши


Похожие статьи
 
Категории