Живой портрет. Забирающие жизнь или мистические тайны портретов

14.03.2019

Он написал тысячи портретов и более сотни картин, многие из которых хранятся в домах жителей Парижа, Барселоны и Москвы. В начале 90-х с целью заработать, Кусманбек Омарулы находился в затяжном творческом вояже по городам Европы.

«Я тогда работал на киностудии мультипликатором, но потом нам руководство объявило, что финансирования не будет. Нужно было как-то выживать, у меня уже было двое детей. Помню дождался лета и поехал в Москву, там рисовал портреты на Арбате, на ВДНХ, и за лето заработал денег на зиму. Потом заметил, что московские художники часто летают в Европу, сравнил свой уровень с ними и понял, что я не хуже. На следующий год отправился в Германию. Это был небольшой городок, но местные художники как-то мене сказали, - «поезжай лучше в Барселону, там очень много творческих людей живет», и я поехал».

Сейчас Кусманбек Омарулы работает художником-мультипликатором на «Казахфильме» в Алматы. Каждое лето он приезжает в Астану, чтобы отдохнуть от основной деятельности и немного заработать, рисуя портреты на Арбате.

Кусманбек Омарулы один из первых учеников Амена Хайдарова - основоположника казахской мультипликации, поэтому у него особое отношение к шаржам.

«Если в портрете идет прямое копирование внешности, то в шарже нужно утрировать какие-то яркие черты. Бывают люди с очень аккуратным лицом, вот на такие лица очень трудно сделать шарж, у него все на месте и зацепиться не за что. А есть люди с выразительным лицом: крупный нос, брови, глаза, и тогда можно сделать что-то интересное и смешное», - поясняет художник.


- А на кого из известных людей хотели бы сделать шарж?

- Таких людей много, вот на Филиппа Киркорова хотел бы сделать, у него черты такие яркие, или же на актера французского Жана Рено. Вот у меня есть шарж на Сталлоне, (показывает рисунок) у него глаза такие как у птицы и подбородок тяжелый, очень яркая внешность .

Любовь к изобразительному искусству начала проявляться в детстве в 6 классе. Именно тогда он понял, что может рисовать лучше сверстников. Первым кто заметил талант были родители.

"Мы жили в селе, родители с братьями что-то во дворе делали, а я из дома глядя в окно тихонько их рисовал. После они меня похвалили, узнав себя на моем рисунке. Я был тогда удивлен, что у меня это получилось и с этого момента появилась уверенность рисовать дальше» - вспоминает Кусманбек Омарулы. - Потом в школе начали замечать, я был членом редколлегии рисовал разные плакаты, все учителя меня постоянно привлекали что-нибудь нарисовать, с уроков часто меня отпрашивали, а моя классная руководитель была очень недовольна этим. Так зародилась мечта стать художником, хотя еще в четвертом классе в сочинении о будущей профессии я написал - буду космонавтом, в общем как и все дети в то время".

Лето 2017-го, художнику запомнилось удивительной встречей с Нурсултаном Назарбаевым.

«Я тогда на Арбате рисовал одну женщину, мы знали, что приедет Президент, но я не ожидал, что он именно ко мне подойдет. Я был увлечён процессом рисования и сперва не видел, что происходило вокруг. И вдруг потом заметил, что меня окружили камеры, я обернулся, а Президент уже около меня стоит и смотрит как я рисую. Он взял у меня кисть и дорисовал кулон на портрете у женщины и еще подпись свою оставил. После той встречи люди на Арбате стали меня узнавать» - говорит Кусманбек Омарулы.

- А бывало так, что Вам не нравились свои работы?

- Бывало, но это зависит от человека, которого ты рисуешь. Есть люди садятся позировать, но потом начинают нервничать, энергетика отрицательная идет от них, начинают меня торопить. И я начинаю спешить, мне же закончить портрет надо. В итоге такой портрет получается не самым лучшим…


Вторая специализация Кусманбека Омарулы - художник-дизайнер, педагог. Пару лет он работал в столичном вузе.

«Я понял, что преподавательская деятельность это не мое, потому что там ограничивается моя творческая свобода, больше занимаешься «бумаготворчеством», и я вернулся в студию «Казахфильма».

Портрет - самый сложный жанр в изобразительном искусстве, сколько на Земле людей, столько и лиц, и все эти различия портретист должен уметь передавать, говорит художник.

«Художник делает более глубокий портрет, в отличии даже от фотографии. Он делает образ, передает характерность, видя характер он может усилить какие-то его качества, а какие-то наоборот сделать менее выразительными. Некоторые люди думают, что для портрета подходят только красивые люди, - это не так. У художника своя красота, он по-своему видит человека. Настоящий художественный портрет - не терпит «зализанности» он любит свободу»


Кусманбек Омарулы отмечает, что секрет хорошего портрета заключается в любви к портретируемому.

«Это любовь к натуре, не та любовь, о которой так часто говорят, а любовь через искусство. Не важно красив человек или нет, художник найдет в нем «фишку» и позирующий увидев свой портрет останется приято удивленным».


- Ви дение современного художника сильно отличается от ви дения художников прошлых веков?

- Если говорить о логике художника, то двести лет назад они всего себя отдавали портрету, чтобы добиться его реалистичности. Сегодня этим уже никого не удивишь, очень много техник существует, благодаря которым можно легко создать реалистичный образ, есть фотографии. Если раньше художники удивляли своим мастерством, то современный художник удивляет своей особой логикой, мировоззрением, ценностями. Сегодня художник больше чем просто художник, он может заниматься, например, политикой.


- В чем заключается Ваша философия как художника?

- Как говорил Микеланджело: «Творец уйдет природой побежденный, однако образ им запечатленный веками будет согревать сердца», я придерживаюсь этой идеи. Хочется оставить что-то людям и внукам своим, чтобы они гордились мной, и возможно, через сто лет сделали выставки моих работ.

В советское время художники были более востребованы, говорит Кусманбек Омарулы, - «для каждого была работа. Сегодня же обеспечить всех молодых художников такой занятостью невозможно и большинство из них идут в смежные профессии».

- И как художнику в наше время стать успешным, востребованным?

- Если бы я знал ответ на этот вопрос, я бы считался, неверное, гениальным человеком . Все художники бы меня на руках носили, если бы я нашел этот рецепт. (смеется) . Даже талант, в наши дни не обеспечит успеха, потому что люди стали другими, их духовные потребности изменились, и в какой-то степени снизились. Сегодня больше спрос на материальное…


- А как художник находит общий язык с материальным миром?

- Внутренний мир художника очень тонкий, и тонкие струны его души может задеть любой, художника очень легко обидеть. Он также, как и артист нуждается в аплодисментах, если образно выражаться. Но даже с таким особым видением мира нам нужно как-то адаптироваться, учиться мыслить материально. Ты должен зарабатывать, обеспечивать семью, в противном случае нужно быть одиноким. Я, стараюсь совмещать творчество и материальный мир.


Кусманбек Омарулы не имеет высоких званий в области искусства, говорит никогда к этому не стремился. Сегодня его работы, написанные маслом, можно увидеть в музеях Алматы и Костаная.

Как создается портрет, Вы можете увидеть в этом видеоролике.

#творчество #художник #Арбат

Напоминающий, близнец, копия, портрет, двойник, похожий Словарь русских синонимов. живой портрет сущ., кол во синонимов: 6 близнец (10) … Словарь синонимов

Живой портрет - кого. Разг. Экспрес. Кто либо очень похож на кого либо. Ты живой портрет покойного брата: я бы узнал тебя на улице (Гончаров. Обыкновенная история) … Фразеологический словарь русского литературного языка

См … Словарь синонимов

живой - Живой портрет кого человек, совершенно сходный с кем н. Он просто живой портрет своего отца. Живое место (разг. устар.) занятое место, должность, исполняемая еще каким н. лицом. Он сел на живое место. Живого места нет или не… …

ЖИВОЙ, ая, ое; жив, жива, живо. 1. Такой, к рый живёт, обладает жизнью. Живое существо. Старик ещё жив. Живые цветы (не искусственные). Живая природа. Живая изгородь (из растений). Жива память о прошлом (перен.). Не до жиру, быть бы живу (посл.) … Толковый словарь Ожегова

портрет - Живой портрет кого человек, совершенно сходный с кем н. Он просто живой портрет своего отца … Фразеологический словарь русского языка

портрет - а, м. portrait m. 1. Живописное, фотографическое или иное изображение какого л. человека. БАС 1. Пришли мою портрету, что писал Мор и другую, что француз <натье> писал.. дабы здесь тапицерейною работою оных несколько сделать. 2. 5. 1717.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- «ПОРТРЕТ», юношеское стих. Л. (1831) в жанре «надписи к портрету», довольно распространенном в поэзии 18 в., но сохранившем свое значение и в 1 й трети 19 в. (А. С. Пушкин, К. Ф. Рылеев и др.). «Надписи» обычно не имели в виду реальные портреты,… … Лермонтовская энциклопедия

Сандро Боттичелли. «Портрет юноши с медалью Козимо Медичи». 1470 1477. Уффици, Флоренция Портрет итальянского … Википедия

- (франц. portrait, от устаревшего portraire изображать) изображение или описание (например, в литературе) какого либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. В изобразительном искусстве П.… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Эмоциональный портрет , Поль Левейль. В этом пособии подробно рассказывается о том, как наиболее точно уловить настроение и характер изображаемого человека и передать его в живой, экспрессивной манере. Поль Левейль…
  • Портрет Раджива Ганди , Верма Ш.. Автор книги, на протяжении ряда лет проработавший с премьер-министром Индии Радживом Ганди, в живой и непринужденной форме рассказывает, как после зверского убийства Индиры Ганди, взяв на…


Когда речь заходит о викторианской эпохе, большинство людей вспоминают о конных экипажах, о дамских корсетах и о Чарльзе Диккенсе. И вряд ли кто-то задумывается о том, что делали люди той эпохи, приходя на похороны. Это может показаться сегодня шокирующим, но в то время, когда в доме кто-то умирал, первый к кому обращалась семья несчастного, был фотограф. В нашем обзоре посмертные фотографии людей, живших в викторианскую эпоху.


Во второй половине 19-го века у викторианцев появилась новая традиция – делать фотографии мёртвых людей. Историки считают, что в то время услуги фотографа стоили очень дорого, и не многие могли позволить себе такую роскошь при жизни. И только смерть и желание сделать в последний раз что-то значимое, связанное с близким человеком, заставляли их раскошелиться на фотографию. Известно, что в 1860-х годах фотография стоила около 7 долларов, что сегодня соизмеримо с 200 долларами.


Ещё одна вероятная причина такой необычной викторианской моды – «культ смерти», существовавший в ту эпоху. Начало этому культу положила сама королева Виктория, которая после смерти в 1861 году своего супруга принца Альберта так и не сняла траур. В то время в Англии после смерти кого-то из близких женщины 4 года ходили в чёрном, а в течение следующих 4 лет могли появляться только в одежде белого, серого или фиолетового цвета. Мужчины целый год носили на рукаве траурные повязки.


Люди стремились, чтобы их усопшие родственники выглядели максимально естественно, а у фотографов были для этого свои методики. Широко использовался специальный штатив, который устанавливался за спиной усопшего и позволял зафиксировать его в состоянии стоя. Именно по наличию малозаметных следов этого устройства на фото в некоторых случаях только и можно определить, что на фото мёртвый человек.



На этой фотографии 18-летняя Энн Дэвидсон с красиво уложенными волосами, в белом платье, в окружении белых роз уже мертва. Известно, что девушка попала под поезд, невредимой осталась лишь верхняя часть тела, которую и запечатлел фотограф. Руки девушки уложены так, будто она перебирает цветы.




Очень часто фотографы снимали умерших людей с предметами, которые им были дороги при жизни. Детей, например, фотографировали с их игрушками, а мужчину на фото ниже сняли в компании его собак.




Чтобы выделить посмертные портреты из общей массы, фотографы часто вносили в изображение символы, которые чётко указывали, что ребёнок уже мёртв: цветок с надломленным стеблем, перевернутую розу в руках, часы, стрелки которых указывают на время смерти.




Казалось бы странное увлечение викторианцев должны было кануть в лету, но на самом деле ещё в середине прошлого века в СССР, да и в других странах, были популярны посмертные фотографии. Правда, покойных снимали, как правило, лежащими в гробах. А примерно год назад в интернете появились посмертные фотографии Мириам Бербанк из Нового Орлеана. Она умерла в возрасте 53 лет, а её дочери решили проводить её в лучший мир, устроив ещё в этом прощальную вечеринку – такую, как она любила при жизни. На фото Мириам с ментоловой сигаретой, пивом, а у неё над головой диско-шар.

В 1900 году ведущей шоколадной фабрикой Hildebrands вместе со сладостями была выпущена серия открыток, на которых изображались . Одни предсказания довольно забавны, а другие действительно нашли отражение в наше время.

Сейчас вновь появилась мода на написание портретов, это престижно, и многие представители среднего и высшего классов, заказывая портрет у дорогого художника, тем самым подчеркивают свое положение в обществе. Не будем сейчас останавливаться на том, что вешать на стены или дарить портреты себя любимого просто дурной тон и истинные аристократы совершенно справедливо считали это плебейством. Давайте рассмотрим другие аспекты этого поветрия.

Из художественной и документальной литературы известно множество примеров, когда тот или иной человек, заказавший себе портрет, вскоре покидал наш суетный мир. Более того, некоторые художники, даже из плеяды великих, пользовались недоброй известностью на поприще писания портретов. Например, такая слава шла о И. Е. Репине. Некоторые религии, в частности ислам, просто запрещают изображать конкретных людей. То же можно сказать и про иудаизм — там ведь вообще существует принцип «Не сотвори себе кумира». Да и среди христиан достаточно сильно развиты иконоборческие настроения. А рисунок, имеющий портретное сходство с живым человеком, — это, конечно, своего рода кумир, предмет для обожания, поклонения. Впрочем, обо всем этом чуть позже. Портрет — чрезвычайно магическая вещь, поэтому изготовление изображений — одна из древнейших форм магии, известная практически во всем мире.

Естественно, хочется понять, почему так, в чем причина такой притягательности и порой недоброй славы портрета. Сначала давайте поразмышляем о причинах, по которым тот или иной человек заказывает портрет. Это может быть попытка фиксации момента, например, заказать портрет любимого или своих детей. Своеобразная остановка времени. Это вам не фотографию сделать (хотя портретная фотография, профессионально выполненная в ателье, — это тот же портрет). Таким образом, портрет становится этапной вещью, делит жизнь до портрета и после. Неизбежно начинается некое сравнение, как было тогда, как сейчас.

Если человек заказывает свой собственный портрет сам, тут тоже не без проблем и с тем же временем и с самооценкой, и с собственной значимостью. Как надо самого себя любить, чтобы отпечатать себя во времени. Но следует помнить: чтобы включать такое сложное понятие, как время, в свою жизнь, надо быть очень опытным профессионалом. Профессионалом в... магии. Попытки перехитрить время или играть с ним — очень рискованное дело: это сложная магия и это надо уметь. Можно, вполне можно заказать свой портрет, если это вам по силам. Кроме того, зачем подвергать себя такому риску? «В чем же он состоит?» — спросите вы. Изображение любого индивидуума считалось магическим. Используя его, можно непосредственно воздействовать на человека как во благо ему, так и во зло.

Поэтому изображения людей часто делали для того, чтобы вылечить или наслать болезнь, вызвать или разрушить любовь, растратить или приумножить богатство, принести успех или неудачу любому начинанию. Использовали фигурки из глины или воска, применяли существующий портрет или символически использовали какой-нибудь предмет, которому придавали человеческие очертания.

В последнем случае ни о каком портретном сходстве не могло быть и речи, гораздо более важным здесь был ритуал. В средние века по Европе прокатилась волна ворожбы и магии такого рода, и она запечатлелась в виде глубокого страха тайной мести или злых козней. Сейчас все это страшное творчество вновь обрело своих почитателей и, конечно же, появилась многочисленная литература, вроде бы обучающая всем этим приемам.

Мы написали «вроде бы обучающая» не случайно. Конечно, подобная литература может обучить очень и очень относительно. Но человека, склонного к каким-либо магическим действиям, что-то интуитивно чувствующего, такого рода книги могут серьезно подтолкнуть в том или ином направлении. А это очень опасно! Раньше подобные действия приравнивали к тяжелейшим преступлениям и соответственно наказывали, многих это останавливало. Вы что же думаете, «злобные церковники» создали инквизицию на пустом месте?

Спастись от магических действий очень трудно. Разве что привлечь на свою сторону другого такого специалиста. Но это уже, как вы понимаете, война. Надо как можно скорее обнаружить сделанное кем-то изображение и немедленно уничтожить его огнем. И даже этого не всегда достаточно.

Поэтому будьте осторожны со своими изображениями, не бросайте где попало свои фотографии и старайтесь вообще поменьше фотографироваться и рассылать свои фотки по Интернету куда ни попадя. Не позируйте незнакомым художникам и уж во всяком случае забирайте у них свой портрет. А лучше вообще не множьте свои изображения, не дразните гусей.

Многим приходилось видеть так называемые загадочные, как бы живые, портреты , которые всегда смотрят прямо на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Эта интересная особенность таких портретов известна очень давно и многим всегда казалась непонятной. В давние времена такие портреты вызывали суеверный страх, и этим иногда пользовались служители культа, пугая людей изображениями богов и чудотворцев - иконами, умышленно написанными так, чтобы вселять «страх Божий».

Нервных людей такие портреты иногда буквально пугают. В повести Н. В. Гоголя «Портрет» приводится описание портрета одного злого и жадного петербургского ростовщика, погубившего своими действиями многих людей. Там приводится такое описание портрета:

«Два страшные глаза прямо вперились в него; на устах написано было грозное повеление молчать... Глаза вперились в него и, казалось, не хотели ни на что другое глядеть, как только на него... Портрет глядит мимо всего того, что есть вокруг, прямо в него,- глядит просто к нему во внутрь...».

Вариантом повести Н. В. Гоголя является повесть «Портрет» советского писателя А. Н. Толстого, где также описываются «чудесные свойства» глаз графа-крепостника, изображенных его крепостным художником.

Прогуливаясь по залам Третьяковской галереи, вы можете увидеть несколько портретов великих русских художников; это портреты, которые обладают свойством «оборачивать взгляд к зрителю» , что, конечно, ничего, кроме эстетического наслаждения, у вас не вызовет. К такого рода портретам относятся, например, портрет драматурга А. Н. Островского работы художника В. Г. Перова, его же автопортрет, портрет Л. Н. Толстого работы художника И. Н. Крамского и некоторые другие портреты.

Следовательно, загадочность таких живых портретов уже разгадана, а суеверные легенды, созданные по этому поводу, являются всего лишь досужим вымыслом.

Чем же объясняется такое свойство этих портретов? Во-первых , оно объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Именно такими мы видим глаза, смотрящие на нас, когда же глаза смотрят в сторону, мимо нас, то зрачок и вся радужная оболочка кажутся нам находящимися не на середине глаза, но смещенными вбок. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положения не меняют - остаются посредине глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажется, что портрёт повернул голову и следит за нами.

В настоящее время иногда пользуются такими плакатами для агитационных и рекламных целей. Образец агитационного плаката времен гражданской войны, выполненного советским художником Д. Е. Моором, приведен на рис. 118.

Рис. 118.

Во-вторых , причиной появления иллюзии живого портрета, чаще всего в случае портретов - художественных произведений, оказывается особое расположение теней на верхней части лица и около глаз , которое скрадывает иногда и легкий поворот головы, и некоторое смещение зрачков к краям глаз, и взгляд кажется обращенным не в сторону, а непосредственно на нас.

На одной из лондонских выставок демонстрировался портрет В. Шекспира, на котором великий писатель был изображен так, что он не только не спускал глаз с посетителей, но и поворачивал вслед за ними голову. Оказывается, это была «скульпторама» Л. Погуэлла (рис. 119),

Рис. 119.

на которой барельеф был сделан не выпуклым, а вогнутым.

Следует заметить, что и глаза животных (лошадей, собак, оленей) можно изобразить так, что они будут всюду следить за нами. Этот эффект использовался когда-то при демонстрации первых «живых картин» в кино.

Есть еще особенности портретов, подмеченные впервые английским физиком У. Волластоном. Во-первых , о выражении лица мы судим не столько по самим глазам, сколько по линиям рта. Так, например, вопросительный взгляд, принадлежащий лицу на рис. 120 слева,

Рис. 120. О выражении лица мы судим не столько по глазам, сколько по линии рта.

превращается в насмешливый на лице, изображенном на рис. 120 справа, хотя положение глаз в обоих случаях остается неизменным. Во-вторых , о направлении взгляда во многих случаях мы судим не столько по самим глазам, сколько по повороту лица, по положению носа, рта и т. д. Этими свойствами портрета пользуются многие художники.

Наконец, на черном фоне рис. 121

Рис. 121. О положении корпуса тела человека можно судить по положению головы и кистей рук.

изображены два артиста, у которых художник не нарисовал ни рук, ни ног, ни туловища. Подсознательно вы как бы видите ноги и представляете себе положение рук, в особенности, если смотрите на рисунок на расстоянии 80 см. Очень часто художнику, для того чтобы вызвать в нашем сознании определенный образ, достаточно воссоздать какой-либо один из признаков этого образа: или очертание предмета, или же световое впечатление, которое он на него производит. Прочие признаки могут автоматически добавляться нашей рассудочной деятельностью вследствие привычки всегда видеть их в связи с другими. Бывает и так, что мы видим на полотне предметы, не изображенные на нем . При рассматривании некоторых картин легко убедиться, что мы различаем отдельные волоски на бороде или листья на деревьях там, где эти предметы отсутствуют. Художник же не писал ни волос, ни листьев, но воспроизвел известное действие света, отраженного от шероховатой поверхности полотна, а так как подобное освещение мы наблюдали на волосах или листьях, то наше сознание дает нам впечатление того, чего глаза вовсе не видят. Вот почему картина, верная во всем, что касается очертаний, перспективы, освещения и красок, вызывает у нас совершенно такое же зрительное впечатление, как и сами предметы, изображенные на картине.

Интересна игра, предложенная художницей Т. Я. Кобриной. Дается контур головы (рис. 122)

Рис. 122.

и предлагается на его основе изобразить несколько карикатур или шаржей, причем допускаются любые повороты контура так, что линия ОО" может образовать любой угол с горизонталью. И вот, скажем, два художника, соревнуясь между собой, дали по три карикатуры, изображенные на рис. 123.

Рис. 123.

Нетрудно убедиться, что можно дать еще несколько подобных рисунков в пределах того же контура, и это свидетельствует о том, насколько содружественны наше зрение и мышление.

Следующей разновидностью зрительной иллюзии, связанной с портретами, является иллюзия вторичного изображения . Она заключается в следующем. Если на темный (плотный) негатив смотреть внимательно, и по возможности не смещая взгляда с двух белых точек на нижней части лица в продолжение 10-15 сек, а затем быстро перевести взгляд на лист белой бумаги и также неподвижно смотреть на него, то примерно через 2-3 сек на листе появится позитивное изображение негатива. Это вторичное изображение будет видно примерно 6-8 сек (рис. 124, 125).

Рис. 124. Рассматривая длительное время, не мигая, негативный рисунок и переводя затем взгляд на белый фон, мы можем увидеть позитивное изображение.

Рис. 125. Рассматривая темный силуэт мальчика длительное время, не мигая, и переведя затем взгляд на белый фон, мы можем увидеть светлое изображение силуэта на сером фоне.

Иллюзия вторичного изображения объясняется тем , что при рассматривании негатива более утомляются нервные волокна (колбочки) той части сетчатой оболочки глаза, на которые приходятся светлые (белые) места негатива; а те места сетчатки, на которые падает мало отраженного света (от темных мест негатива), утомляются меньше. Когда затем мы переводим взгляд на белую бумагу, на все участки сетчатки падает много света. Неуставшие нервные волокна сетчатки легко реагируют на этот свет, создавая в мозгу впечатление белого. Участки сетчатки с утомленными нервными волокнами еще не могут реагировать на свет в полную силу, и в нашем мозгу создается впечатление позитивного портрета.

Утомляемость нервных волокон сетчатки можно наблюдать также, рассматривая рис. 126.

Рис. 126. При длительном рассматривании белого квадрата нижняя белая полоска исчезнет.

Подобное же явление можно наблюдать, рассматривая ряд черных пятен на белой бумаге и фиксируя взгляд на одном из них; через короткий промежуток времени другие пятна начнут исчезать, но затем появляться вновь (опыт Троксера). Наконец, на рис. 127

Рис. 127. То, что изображено на этом рисунке, можно лучше увидеть с расстояния вытянутой руки.

представлена еще одна иллюзия, близкая по существу к приведенным в этом параграфе.



Похожие статьи
 
Категории