Алябьев аа. Александр Алябьев (Alexander Alyabyev)

17.02.2019

Родоначальник русского романса, замечательный композитор Александр Алябьев основал музыкальную пушкиниану, русскую камерную инструментальную музыку, стал предвестником многих будущих достижений национальной композиторской школы. Более всего известен вокальными произведениями, которые по сей день являются наилюбимейшими и часто исполняются даже в семейном кругу по воле настроения. Например, "Соловей", "Зимняя дорога", "Вечерний звон" и многие, многие другие.

Биография

Александра Алябьева с детства приучали к музыке. Есть сведения, что он брал фортепианные уроки у знаменитого Д. Филда. Во всяком случае, первое своё сочинение он посвятил ему, а это был фортепианный "Большой полонез" - первое в России настоящее концертное произведение в данном жанре.

Родился Александр Алябьев в Тобольске, в семье губернатора, что давало ему возможность получения прекрасного образования. Воевал с Наполеоном добровольцем, в знаменитом отряде поэта был тяжело ранен и награждён орденами за смелость и отвагу. А после окончания войны Александр Алябьев, композитор, целиком посвятил себя музыке.

В великосветских гостиных очень полюбились и постоянно исполнялись отрывки из его опер, водевилей, а особенно часто пелись романсы. Украшена биография Александра Алябьева людьми замечательными: он дружил очень близко с Грибоедовым, Шаховским, декабристами Бестужевыми, Мухановым. Делился планами и обсуждал концерты с Верстовским и братьями Вильегорскими. Жил в Москве - театральной жизнью. Даже "Торжество муз" на открытие Большого театра было написано Алябьевым совместно с Верстовским и Шольцем.

Ничто не предвещало

По всей стране стала известна музыка, которую сочинял Александр Алябьев. Фото тогда ещё не существовало, но портреты его писали известные в те времена художники - композитор был знаменит. Его романсы пели и в Петербурге, и в Москве, и в самых далёких городах. На сцене Большого театра шли его оперы "Деревенский философ", "Лунная ночь", балет "Волшебный барабан".

Однако в 1825 году погибает его партнёр по карточной игре. Внезапно. И Алябьев арестован. Обвинение в убийстве не доказано. Тем не менее композитор лишён всех чинов, орденов и дворянства. И сослан обратно в Тобольск. В очень далёкий сибирский холодный город, где когда-то прошло его счастливое детство. На портрете ниже изображен друг композитора и автор стихов лучших романсов Алябьева - Николай Огарёв.

Тобольск и Кавказ

Александр Алябьев так тяжело переживал это несправедливое обвинение, что только музыка могла удержать его от последнего шага. Здесь им был организован прекрасный оркестр, он выступает как пианист, устраивает всевозможные концерты. И пишет музыку, очень сильно отличающуюся от предыдущей, безоблачной. Здесь появляются его лучшие романсы: "Зимняя дорога", "Иртыш", "Два ворона". Но нервное потрясение дало о себе знать: биография Алябьева Александра Александровича как светского человека, вхожего в любой дом, была окончена. Композитор тяжело заболевает.

Через семь лет, в 1832 году, ему разрешено покинуть Сибирь и выехать на Кавказ для лечения. Там написаны его романсы, изданные сборником под заголовком "Кавказский певец". Задолго до главного собирателя фольклора М. И. Глинки именно Алябьев Александр Александрович записывает песни кавказцев, киргизов, башкир, гармонизует их и обрабатывает, используя в своём творчестве. Участвует вместе с Максимовичем в сборнике "Голоса украинских песен", что так полюбился Н. В. Гоголю. Здесь на портрете - хозяин салона, где многие произведения Алябьева исполнялись впервые, друг композитора, знаменитый Александр Грибоедов.

Возвращение

"Прощали" Алябьева очень постепенно: в 1835-м разрешили жить у родни в Подмосковье с полным запретом появления в столицах, в 1843-м разрешили жить в Москве, но под постоянным полицейским надзором. Это значит: не видеть публики, не бывать ни в гостях, ни на концертах, ни в театре. Потому и завершили его жизненный и творческий путь такие проникновенные романсы с ярким гражданским содержанием, как "Нищая", "Деревенский сторож", "Изба". И самые, нужно сказать, востребованные публикой до сих пор, да практически все его произведения периода ссылок стали академическими.

Ни один из первых сочинителей русских романсов не занял такого высокого места в русской музыке, как Алябьев Александр Александрович. Краткая биография и та впечатляет множеством событий его непростой жизни. Он работал практически во всех музыкальных жанрах, но центром его интереса была вокальная лирика. Более 180 песен и романсов сочинил Александр Алябьев. Композитор, биография которого как бы не предполагала такой упорной работы в адских душевных муках. Причём написал он романсы, до сих пор являющиеся шлягерами, такие как "Соловей" на стихи Дельвига или "Нищая" на стихи Беранже. Александр Пушкин, изображенный на портрете ниже, был автором стихов более двадцати лучших романсов Алябьева.

Творчество

Романсы Александр Алябьев писал на стихи самых лучших поэтов: своего любимого командира Давыдова, Жуковского, Вяземского, Козлова, Кольцова, Лермонтова. Двадцать два романса написаны на стихи Александра Пушкина, и пятнадцать из них - ещё при жизни поэта. В конце жизни его более других вдохновляли стихи Огарёва.

Написал Алябьев и много симфонической музыки, и камерной, и инструментальной: симфония ми минор очень хороша, трагичная увертюра фа минор, несколько концертных увертюр, множество концертов для различных инструментов соло с оркестром, танцевальные сюиты. До сих пор многие камерные ансамбли Алябьева изучаются в музыкальных училищах и консерваториях, а также звучат и в концертном исполнении. На портрете ниже изображён интереснейший человек времени Алябьева - декабрист Александр Бестужев-Марлинский, автор повести, по которой была поставлена опера на музыку Алябьева, и романсы на стихи Бестужева-Марлинского он тоже писал.

Театр, фольклор, духовная музыка

Наследие Алябьева для театра - демонстрация отличной музыки во всех известных на ту пору жанрах: это и оперы, и балет, и более двадцати водевилей, которые мало чем отличаются от опер, есть и кантата, и музыка к спектаклям драматических театров, а среди них - и комедии, и трагедии, и драмы. К московской премьере пушкинской "Русалки", к шекспировским "Буре" и "Виндзорским проказницам" тоже музыку написал композитор Алябьев.

Аранжировал, инструментовал, составил и издал немалое количество народных песен в сборниках - русских, украинских, татарских, среднеазиатских, кавказских. Более ста произведений духовного содержания вышло из-под его пера, среди которых - знаменитая литургия.

Судьба наследия

Как это часто случается с лучшими из художников, которым некогда заниматься работой для потомков или которые скромно не видят в себе создателей "нетленки", наследие Алябьева по большей части не сохранено. Из 450 произведений (это примерная цифра) большинство - всё ещё в рукописях, которые за прошедшие лихие полтора века просто утеряны. Многие из его произведений опубликованы, но почему-то незаслуженно забыты. А эта музыка превосходна и вполне может составить и себе, и композитору посмертную славу, сделавшись такими же шлягерами, как, например, "Соловей" на стихи Дельвига.

Целых пятьдесят лет после смерти композитора и его творчество, и его биография не подверглись сколько-нибудь серьёзному разбору. А ведь и то и другое так многогранно! Сколько же чудесных и таких нужных нюансов уже невозможно вернуть из пыли времён! До 1825 года из печати имя Алябьева практически не уходило, зато после - только редкие, буквально единичные рецензии на романсы. Искажалась его биография, наполнялась ошибочными или неполными данными, так потомки почти потеряли доброе имя и замечательное творчество композитора и музыкального деятеля.

Стойкость и принципы

Даже невыносимые ложные обвинения душу настоящего творца. Ведь то же самое стремление к свободе, мотивы одиночества, сострадания и страдания, тоска по справедливости, то есть тот же круг образов, характерный для всего творчества, мы можем наблюдать и в самый последний из его периодов.

Александр Алябьев, композитор столь же талантливый, сколь и несчастливый, получил некоторое утешение от встречи с любимой прежде женщиной, той, что носила в девичестве громкую фамилию Римских-Корсаковых. Тогда был написан один из лучших романсов алябьевской пушкинианы - "Я вас любил". Эта женщина, Е. Офросимова, когда овдовела, стала женой композитора.

Николай Огарёв и Бестужев-Марлинский

Композитор Алябьев и поэт Огарёв очень сблизились в сороковых годах позапрошлого века. Лучшие романсы Алябьева - "Изба", "Кабак", "Деревенский сторож" - были созданы на стихи Огарёва. Задолго до появления исканий Мусоргского и Даргомыжского светские романсы обогатились темой социального неравенства. У поэта с композитором было много общего: арест и ссылки, по крайней мере. Хотя Алябьев претерпел это всё несправедливо и как бы случайно, а Огарёв был убеждённым новатором и конституционистом, за что и преследовался законом. Огарёв и Герцен, "Колокол", Англия - все это знают и помнят.

Три последние оперы Алябьева тоже звучат с характерными бунтарскими настроениями, это и шекспировская "Буря", и "Эдвин Оскар" по текстам древних кёльтских сказаний. Но особого слова заслуживает опера "Аммалат-бек" по одноимённой повести Александра Бестужева-Марлинского и романс на его же стихи "На Кавказ слетелись тучи". Его убили на Кавказе в 1837-м, и эта потеря едва не сразила Алябьева: это был уже третий убиенный из любимых им поэтов. И все - Александры: Пушкин, Грибоедов, Бестужев-Марлинский. Мятежный декабристский дух так и не угас в произведениях композитора.

Возвращение памяти

Начало исполнения ранее никому не известных сочинений Александра Алябьева состоялось только весной 1947 года. Тогда был организован концерт в где прозвучали через сто с лишним лет полного забвения "Вариации для скрипки с оркестром", "Третий струнный квартет" и две оркестровые увертюры. Успех был грандиозным! Пропагандой камерного творчества композитора занимались такие великие музыканты, как Гилельс, Ойстрах, и коллективы - хор имени Свешникова, Государственный квартет имени Бетховена.

С 1949 года издаются никогда не публикованные произведения Алябьева, попутно раскрываются белые пятна его биографии. Приходило понимание той великой роли, которую он сыграл во всей истории музыкального искусства России. Самое интересное то, что в разных архивах продолжают обнаруживать его неизвестные сочинения. Поскольку странствия его продолжались долго и география их обширна, могут случиться и ещё открытия подобного плана.

А лександр Алябьев с детства увлекался музыкой, брал уроки фортепиано и изучал композицию. Он писал романсы на стихи известных поэтов и вокальные миниатюры, произведения для оркестра и оперы для столичных театров. Алябьев пережил сибирскую ссылку, однако и там не оставлял свои занятия музыкой.

Офицер-композитор

Алябьев родился 15 августа 1787 года в Тобольске в семье гражданского губернатора. Дом Алябьевых был музыкальным, здесь играли и родители, и гости - ссыльные, которым покровительствовал отец будущего композитора. В 1796 году семья переехала в Петербург , где отец получил должность в Берг-коллегии - Горном ведомстве, а Александр Алябьев брал уроки музыки у Иоганна Генриха Миллера. Спустя несколько лет он переехал в Москву , где поступил в пансион при Московском университете и стал изучать основы композиции.

После номинальной службы, на которую он как «недоросль из дворян» был зачислен еще в 14 лет, Александр Алябьев приступил к службе действительной. Работу в московской Берг-конторе он совмещал с музыкальными занятиями. В 1810 году были изданы первые сочинения Алябьева - романс и вальсы.

Когда началась Отечественная война, Александра Алябьева зачислили в казачий полк и отправили на Украину. Он познакомился с Денисом Давыдовым и поступил в его партизанский отряд, а после был направлен в Иркутский гусарский полк, который стоял тогда в белорусском Кобрине. Там он подружился с Александром Грибоедовым и Николаем Толстым - отцом Льва Толстого .

На военной службе Александр Алябьев получил два ордена Святой Анны третьей степени, орден святого Владимира четвертой степени, медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Родные отмечали, что он - «преисправный и храбрый офицер» . Служба продолжилась и после победы над Наполеоном. В свободное время Алябьев сочинил струнный квартет, фортепианное трио и квинтет, множество романсов, среди которых - элегия на стихи Пушкина «Погасло дневное светило».

12 февраля 1822 года в Большом театре Петербурга прошла премьера водевиля Николая Хмельницкого с музыкой Алябьева, Людвига Вильгельма Маурера и Алексея Верстовского «Новая шалость, или Театральное сражение». Алябьев дебютировал как театральный композитор.

В январе 1823 года в театре на Моховой поставили оперу-водевиль «Деревенский философ», а в июне - с разницей в неделю - в Петербурге и Москве прошла премьера оперы Алябьева «Лунная ночь, или Домовые», которая имела большой успех. Владимир Одоевский позже писал: «Оперы Алябьева ничем не хуже французских комических опер» .

Музыкальный успех и сибирская ссылка

Композитора тем временем стала все больше тяготить военная служба. Он подал прошение об отставке, и в конце 1823 года вышел приказ о его увольнении. Алябьев обосновался в Москве. Он участвовал в музыкальных вечерах, которые проходили в доме Марии Ивановны Римской-Корсаковой. Позже ее младшая дочь Екатерина стала супругой композитора.

В 1825 году музыка Алябьева прозвучала в московском Большом театре. Для открытия нового здания театра Михаил Дмитриев написал поэтический пролог «Торжество муз». Музыку к нему создали Фридрих (Федор) Шольц, Алексей Верстовский и Александр Алябьев.

Однако в жизни Алябьева были не только музыкальные вечера и театральные премьеры, но и азартные игры.

В феврале 1825 года композитора арестовали: в его доме играли в карты, случилась ссора. Один из участников конфликта через три дня умер от апоплексического удара. А один из свидетелей рассказал в полиции, что погибшего ударил Александр Алябьев. Других доказательств и подобных показаний не было, однако композитор оказался в тюремной камере. Даже там он продолжал писать музыку, которая звучала на театральных сценах.

Пока тянулся судебный процесс, Алябьев сочинил несколько опер-водевилей, романс «Соловей», вокальную миниатюру на стихи Антона Дельвига.

1 декабря 1827 года Государственный совет вынес обвинительный приговор: Александра Алябьева лишили дворянского звания, наград и сослали в Сибирь.

Таинственный А. А.

В феврале он прибыл в Тобольск и поступил под надзор губернатора Западной Сибири Ивана Вельяминова. Вельяминов позволил композитору заниматься музыкой. В тот же год в Тобольск из Омска перевели оркестр «казачьей музыки». Алябьев взял его под свою опеку. Они много репетировали, и коллектив стал полноценным симфоническим оркестром, который играл на балах и давал концерты.

Благодаря хлопотам Вельяминова и родных в 1832 году Алябьеву удалось выехать на Кавказ - лечить глаза. Конечно, там он тоже находился под «строгим наблюдением». Алябьев увлекся кавказским фольклором. Композитор сочинил романсы, вдохновленные кабардинскими, черкесскими, грузинскими мелодиями. Они вошли в сборник «Кавказский певец». Тогда же Алябьев начал работать над музыкой к кавказской повести Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек». Позже это произведение стало основой для одноименной оперы.

В 1833 году композитору позволили поселиться в Оренбурге , где он попал под крыло генерал-губернатора Василия Перовского - участника Отечественной войны, ценителя искусств. Рискуя собственной карьерой, Перовский добивался для ссыльного разрешения жить в Московской губернии, в имении родных.

Александр Алябьев по-прежнему много сочинял. В 1838 году он написал музыку к пушкинской «Русалке» - эта работа была навеяна впечатлениями от гибели поэта. Спектакль представили на сцене московского Большого театра. Вместо имени композитора на афише спектакля были указаны только инициалы - «А. А.».

В 1843 году после бесчисленных прошений Алябьеву наконец разрешили жить в Москве. Дворянское звание ему не вернули.

В Москве композитор стал постоянным участником «четвергов» в доме Александра Вельтмана - лингвиста, поэта, археолога. На этих вечерах собирались известные писатели, музыканты и ученые. Много времени Алябьев уделил хоровому творчеству: он написал и подготовил к изданию «Собрание разных русских песен» для хора. В него вошли миниатюры, на стихи Александра Пушкина, Антона Дельвига, Василия Жуковского , Николая Карамзина и других поэтов. Однако сборник был издан только в 1952 году.

Александра Алябьева не стало в 1851 году. Его похоронили в родовой усыпальнице в Симоновом монастыре. Однако в годы советской власти монастырь был разрушен - и вместе с ним уничтожены могилы композитора и его родственников.

(1787-08-15 )

Алекса́ндр Алекса́ндрович Аля́бьев (15 августа , Тобольск - 6 марта , Москва) - русский композитор, пианист, дирижёр.

В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801) в Санкт-Петербурге , затем шихтмейстером 14 класса (1803) в Москве.

Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (3-й Украинский казачий полк – 1812, Иркутский и Ахтырский гусарский полк – 1813-1814 гг.). Участвовал во взятии Дрездена организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым . При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятие Парижа. Награжден двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й и медалью в память войны 1812 г. Окончил войну в чине ротмистра . Продолжил военную службу в Петербурге, где он сочинил, в 1815 году, одно из самых ранних своих произведений - гусарскую песню «Один ещё денёк».

Алябьев - автор музыки ко многим операм-водевилям: «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты» П. Н. Арапова , «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки» А. И. Писарева .

Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романсы на стихи Пушкина:"Зимняя дорога", «Два ворона», «Вечерний звон » (на текст Козлова)и другие...

Сочинения:

  • оперы
    • Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр (Санкт-Петербург))
    • Буря (1830-е гг.)
    • Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена)
    • Волшебная ночь (1838-39, не окончена)
    • Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43)
    • Аммалат-Бек (1842-47)
  • оперы-водевили
    • Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером , 1822, Большой театр, Петербург)
    • Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва)
    • Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским , 1824, Малый театр , Москва)
    • Проситель (совм. с Верстовским , Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем , 1824, театр на Моховой, Москва)
    • Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825, Большой театр , Москва)
    • Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем , 1825, там же)
    • Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же)
    • Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.
  • балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827)
  • пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825)
  • мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?)
  • кантаты
  • для орк., в том числе симфония e-moll (1850), увертюра, танцы
  • для дух. орк., в том числе увертюры
  • инстр. ансамбли
    • 3 струн. квартета (ь 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825)
    • 2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834)
    • фп. квинтет (1815?)
    • соната для скр. и фп. (1834)
    • квартет для 4 флейт
    • квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.
  • пьесы и циклы вариаций для разных инструментов
  • фп. пьесы, в том числе соната, танцы
  • хоры и хор. обработки собств. соч.
  • романсы для голоса с фп. (св. 150)
  • вок. ансамбли
  • обр. нар. песен , в том числе
    • Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961)
    • Азиатские песни (1833-35?)
    • и др.
  • музыка к драм. спектаклям - Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира , 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.

Примечания

См. также

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Литература

  • Тимофеев Г. Н. А. А. Алябьев: Очерк жизни и творчества. - М., 1912.
  • Штейнпресс Б. С. Страницы из жизни Алябьева. - М., 1956.
  • Штейнпресс Б. С. Алябьев в изгнании. - М., 1959.
  • Доброхотов Б. В. Александр Алябьев: Творческий путь. - М., 1966.

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 15 августа
  • Родившиеся в 1787 году
  • Умершие 6 марта
  • Умершие в 1851 году
  • Композиторы Российской империи
  • Композиторы по алфавиту
  • Родившиеся в Тобольске
  • Умершие в Москве
  • Музыканты по алфавиту

Wikimedia Foundation . 2010 .

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор. Участник Отечественной войны 1812. Был офицером до 1823. Автор водевилей и опер (в т. ч. «Лунная ночь, или Домовые», постановка 1823).… … Большая советская энциклопедия

- (1787 1851) российский композитор. Вокальное творчество в традициях русского городского фольклора нач. 19 в. Романсы (Соловей и др.), в т. ч. на тексты социального звучания (Нищая). Одним из первых воплотил в музыке лирику А. С. Пушкина. Среди … Большой Энциклопедический словарь

Алябьев, Александр Александрович, русский композитор дилетант. Родился 4 августа 1787 года в Москве. Умер 22 февраля 1851 года там же. Происходил из старинного дворянского рода. Отец А., сенатор, затем президент Берг Коллегии и главноуправляющий… … Биографический словарь

Род. в Москве, 30 го августа 1802 г., ум. там же в 1852 г. и похоронен в Симоновом монастыре. После хорошей домашней подготовки, Алябьев воспитывался в Московском университетском пансионе, а затем поступил в военную службу. Какие то неприятности… … Большая биографическая энциклопедия

- (1787 1851), российский композитор. Вокальное творчество в традициях русского городского фольклора начала XIX в. Романсы («Соловей» и др.), в том числе на тексты социального звучания («Нищая»). Одним из первых воплотил в музыке лирику… … Энциклопедический словарь

АЛЯБЬЕВ Александр Александрович - Александр Александрович (4.08.1787, Тобольск 22.02. 1851, Москва), рус. композитор. Участвовал в Отечественной войне 1812 г. В нач. 1825 г. в Москве А. был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность… … Православная энциклопедия

- (1787, Тобольск — 1851, Москва), композитор. Один из виднейших русских музыкантов первой половины XIX в., автор сценических, инструментальных, вокальных произведений. Родился в семье тобольского губернатора, в 1804 переведённого по службе в… … Москва (энциклопедия)

- (15 VIII 1787, Тобольск 6 III 1851, Москва) Все родное к сердцу ближе. Сердце чувствует живей, Ну пропой же, ну начни же: Соловей мой, соловей!.. В. Домонтович Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества… … Музыкальный словарь


Слыхали ль вы?..

Истории из жизни российских музыкантов (Россия, 2008).

Александр Алябьев. Он вошёл в историю русской музыки, в первую очередь, как автор романса "Соловей". Судьба композитора была необыкновенно драматичной, "Соловья" он написал в тюрьме. Фильм повествует о сложном, неоднозначном и вместе с тем необыкновенно достойном человеке.
Использованы уникальные документы, связанные с эпизодами жизни Алябьева, из Центрального исторического архива города Москвы и Государственного архива РФ. Приведены высказывания о композиторе и его творчестве представителей самых разных профессий. Звучат романсы Алябьева в исполнении Дмитрия Ряхина.

Размер : 328 MB

Формат : AVI

Алекса́ндр Алекса́ндрович Аля́бьев (15 августа 1787, Тобольск — 6 марта 1851, Москва) — русский композитор, пианист, дирижёр.

В XIX веке Алябьев пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений. Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романс «Соловей» (1826) на слова А. А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» (на текст Козлова).

Александр Александрович Алябьев родился 15 августа 1787 года в семействе дворян в Тобольске в семье вице-губернатора Александра Васильевича Алябьева (1746—1822).

В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801) в Санкт-Петербурге, затем шихтмейстером 14 класса (1803) в Москве.

Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (3-й Украинский казачий полк - 1812, Иркутский и Ахтырский гусарский полк - 1813-1814 гг.). Участвовал во взятии Дрездена организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятие Парижа. Награжден двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й и медалью в память войны 1812 г. Окончил войну в чине ротмистра. Продолжил военную службу в Петербурге, где он сочинил, в 1815 году, одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один ещё денёк».

В 1823 году Алябьев, в чине подполковника, вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Петербурге. В это время сблизился с писателем Михаилом Загоскиным, композитором Алексеем Верстовским.

В начале 1825 Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.

В 1828, после 3-летнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), и ряд оркестровых произведений.

В 1832-33 Алябьев жил на Кавказе, в 1833-34 — в Оренбурге, затем в Московской губернии. Живо интересуясь музыкой народов России, композитор записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни, составил и опубликовал (совместно с украинским историком-фольклористом М. А. Максимовичем) сборник «Голоса украинских песен» (1832, издан 1834). Лишь в 1843 Алябьев получил разрешение проживать в Москве под надзором полиции. Здесь он снова входит в театральную среду, пишет музыку к драматическим спектаклям. В 1847 завязывается его дружба с А. С. Даргомыжским.

Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.

Был женат с 1840 года на Екатерине Александровне Римской-Корсаковой , с которой композитора связывала давняя симпатия. Своих детей у Алябьевых не было, но они заботились о Леониле Пассек (сестре Вадима Пассека, историка Симонова монастыря), которую будущая жена композитора взяла на воспитание около 1831 года.

Известные сочинения

Возможно, самое известное произведение Алябьева (написанное, по разным источникам, в ожидании ссылки или уже в заточении) — романс «Соловей» (1826 г.) на слова А. А. Дельвига.

Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романсы на стихи Пушкина:"Зимняя дорога", «Два ворона», «Вечерний звон» (на текст Козлова)и другие...

Сочинения:
оперы
Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр (Санкт-Петербург))
Буря (1830-е гг.)
Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена)
Волшебная ночь (1838-39, не окончена)
Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-43)
Аммалат-Бек (1842-47)
оперы-водевили
Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822, Большой театр, Петербург)
Деревенский философ (1823, театр на Моховой, Москва)
Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824, Малый театр, Москва)
Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824, театр на Моховой, Москва)
Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825, Большой театр, Москва)
Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825, там же)
Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825, там же)
Утро и вечер, или Ветер переменился (1826) и др.
балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827)
пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825)
мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?)
кантаты
для орк., в том числе симфония e-moll (1850), увертюра, танцы
для дух. орк., в том числе увертюры
инстр. ансамбли
3 струн. квартета (ь 1, Es-dur, 1815; No 3, g-moll, 1825)
2 фп. трио (Es-dur, 1815?; a-moll, 1834)
фп. квинтет (1815?)
соната для скр. и фп. (1834)
квартет для 4 флейт
квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны, и др.
пьесы и циклы вариаций для разных инструментов
фп. пьесы, в том числе соната, танцы
хоры и хор. обработки собств. соч.
романсы для голоса с фп. (св. 150)
вок. ансамбли
обр. нар. песен, в том числе
Голоса украинских песен, изданные Михаилом Максимовичем. Аранжировка Александра Алябьева (1832, изд. 1834, М., 1961)
Азиатские песни (1833-35?)
и др.
музыка к драм. спектаклям — Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827), Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837), Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838), Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841) и др.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни А.А. Алябьева

Александр Александрович Алябьев родился в 1787 году в Тобольске. Как многие из дворянских детей, он не посещал школы и обучался дома, а затем в Московском университете. Служил он по горному ведомству.
Во время Отечественной ‘войны 1812 года Алябьев добровольцем вступил в русскую армию и прошел с ней боевой путь до Парижа. Участвовал в сражениях, был ранен и награжден за боевые заслуги орденом. Вернувшись после окончания войны в Петербург, он сблизился с передовыми представителями русской интеллигенции. Среди его друзей - Грибоедов, Одоевский, будущие декабристы - Муханов, Бестужев-Марлинский. Идеи декабристов оказали влияние на формирование взглядов композитора. В Петербурге Алябьев начал серьезно заниматься сочинением музыки. Вскоре он становится автором музыки для театра, опер и романсов, приобретает известность. Сочиняет квартеты и трио. Широкую известность завоевывает в середине 20-х годов песня "Соловей" на слова А. Дельвига. Она и поныне звучит на концертной эстраде, пользуясь заслуженной любовью.
Жизнь Алябьева была полна превратностей. В 1825 году он был несправедливо обвинен в убийстве во время карточной игры и арестован. Три года его держали в тюрьме. Наконец был ныне- сен приговор - ссылка в Сибирь с лишением всех дворянских прав. По-видимому, правительство стремилось избавиться от человека, дружившего с декабристами.
Тяжелые испытания не сломили Алябьева. В Сибири он много работает, организует военный духовой оркестр, участвует в концертах, сочиняет романсы и песни (в том числе автобиографический романс "Иртыш"), а также симфонические и камерные произведения.
Спустя несколько лет Алябьев получил разрешение выехать лечиться на Кавказ. Природа Кавказа произвела огромное впечатление на композитора. Алябьев слушал и порой записывал песни кавказских народов и позднее создал ряд произведений на кавказские темы ("Грузинская песня", "Кабардинская песня", опера "Аммалат-бек", мелодрама "Кавказский пленник" на сюжет одноименной поэмы Пушкина). Тогда же Алябьев работал над сборником украинских народных песен. И позднее в Оренбурге, где ему пришлось поселиться, Алябьев продолжал свою работу над изучением и собиранием народных песен - на этот раз башкирских. Последние годы Алябьев жил нелегально в Москве. Познакомившись с произведениями поэта-революционера Огарева, он написал на его стихи несколько замечательных песен: "Кабак", "Изба", "Деревенский сторож". В них отразилась тяжелая доля русского народа. Умер Алябьев в 1851 году в Москве.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


"Соловей" - одна из любимых и наиболее распространенных песен Алябьева. Все в ней скромно и просто. Песне предшествует оживленное фортепианное вступление в духе гитарного наигрыша. С первых же интонаций вокальной партии развертывается пленительно мягкая, задумчивая мелодия. Широкая и плавно закругленная, она сразу же захватывает м покоряет своей строгой красотой. Обычное в русских народных песнях отклонение из минора в параллельный мажор (ре минор - фа мажор) придает звучанию более светлый оттенок. Оживленный припев звучит контрастно. Он построен на музыке инструментального вступления.
Замечательной исполнительницей этой песни была великая русская певица Нежданова, а в наше время Барсова, Пантофель-Нечецкая, украсившие ее пассажами и трелями, и другие.

Похожие статьи
 
Категории