Анализ текста поэмы «Кому на Руси жить хорошо» – Пролог. Кому на руси жить хорошо - пролог

18.03.2019

Туда же лезет в спор! - «Дворяне колокольные - Попы живут по-княжески. Потом кукушка старая Проснулась и надумала Кому-то куковать; Раз десять принималася, Да всякий раз сбивалася И начинала вновь…

А вечером по чайничку Горячего чайку…» Пока они гуторили, Вилась, кружилась пеночка Над ними: всё прослушала И села у костра. И жили там помещики, Владельцы именитые, Каких теперь уж нет! Плодилися и множились И нам давали жить. Что свадеб там игралося, Что деток нарождалося На даровых хлебах! Конечно, дело чистое - За требу воздаяние, Не брать - так нечем жить, Да слово утешения Замрет на языке, И словно как обиженный Уйдешь домой…

Про балаган прослышавши, Пошли и наши странники Послушать, поглазеть. Наши странники Прошлись еще по площади И к вечеру покинули Бурливое село… Не ригой, не амбарами, Не кабаком, не мельницей, Как часто на Руси, Село кончалось низеньким Бревенчатым строением С железными решетками В окошках небольших.

Старик Пахом потужился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину, Министру государеву. А Пров сказал: царю… А времечко не ждет. За спором не заметили, Как село солнце красное, Как вечер наступил. Куда вы на ночь глядючи Надумали идти?..» Спросила, засмеялася, Хлестнула, ведьма, мерина И укатила вскачь…

Гляди — уж и вцепилися! И ворон, птица умная Приспел, сидит на дереве У самого костра, Сидит да черту молится, Чтоб до смерти ухлопали Которого-нибудь! Поймал его Пахомушка, Поднес к огню, разглядывал И молвил: «Пташка малая, А ноготок востер! Дыхну — с ладони скатишься, Чихну — в огонь укатишься, Щелкну — мертва покатишься, А всё ж ты, пташка малая, Сильнее мужика! А в полдень бы по жбанчику Холодного кваску».

«Пролог поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»»

Добудьте вы ее,- Коробка та волшебная: В ней скатерть самобранная, Когда ни пожелаете, Накормит, напоит! Нашли!- Молчком идут Прямехонько, вернехонько По лесу по дремучему, Считают каждый шаг. И как версту отмеряли, Увидели поляночку — Стоят на той поляночке Две старые сосны…

Попотчуй мужиков!» Глядь — скатерть развернулася, Откудова ни взялися Две дюжие руки, Ведро вина поставили, Горой наклали хлебушка, И спрятались опять. — А что же нет огурчиков? По делу всяк по своему До полдня вышел из дому: Тот путь держал до кузницы, Тот шел в село Иваньково Позвать отца Прокофия Ребенка окрестить.

Уж ночь давно сошла, Зажглися звезды частые В высоких небесах, Всплыл месяц, тени черные Дорогу перерезали Ретивым ходокам. А их глазищи желтые Горят, как воску ярого Четырнадцать свечей! А где, пичуга малая, - Спросили братья Губины, - Найдешь вина и хлебушка Ты на семь мужиков? И улетела пеночка С своим родимым птенчиком, А мужики гуськом К дороге потянулися Искать столба тридцатого.

Дороги наши трудные, Приход у нас большой. Потупились ребятушки, Молчат - и поп молчит… Крестьяне думу думали, А поп широкой шляпою В лицо себе помахивал Да на небо глядел. Коли умрет нечаянно, И тут накажет накрепко В приходе схоронить. Теперь уж не до гордости Лежать в родном владении Рядком с отцами, с дедами, Да и владенья многие Барышникам пошли. Ой холеные косточки Российские, дворянские!

Крестьянин сам нуждается, И рад бы дать, да нечего… Грозит беда великая И в нынешнем году: Зима стояла лютая, Весна стоит дождливая, Давно бы сеять надобно, А на полях - вода! Умилосердись, Господи! Пошли крутую радугу На наши небеса! Так с бородой козел Гулял по свету ранее, Чем праотец Адам, А дураком считается И посейчас козел!..

А день сегодня праздничный. Догнал коня - за холку хвать! Вскочил и на луг выехал Детина: тело белое, А шея как смола; Вода ручьями катится С коня и с седока. А есть еще затейницы, Одеты по-столичному - И ширится, и дуется Подол на обручах! Заступишь - расфуфырятся! И как не хохотать? Другой приехал с разною Поделкой деревянною - И вывалил весь воз! Пьяненек!

А внучку жаль!.. Тут дело не в комплекции…» - А в чем же? шутишь, друг! Дрянь, что ли, сбыть желательно? А мы куда с ней денемся? Чудно смотреть, как ввалится В такую избу трезвую Мужицкая беда, - И не глядел бы!.. Видывал В страду деревни русские? В питейном, что ль, народ? У нас поля обширные, А не гораздо щедрые, Скажи-ка, чьей рукой С весны они оденутся, А осенью разденутся?

Работаешь один, А чуть работа кончена, Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин! А есть еще губитель-тать Четвертый, злей татарина, Так тот и не поделится, Все слопает один! У нас пристал третьеводни Такой же барин плохонькой, Как ты, из-под Москвы.

На лес, на путь-дороженьку Глядел, молчал Пахом, Глядел — умом раскидывал И молвил наконец: «Ну! леший шутку славную Над нами подшутил! Зажгли костер, сложилися За водкой двое сбегали, А прочие покудова Стаканчик изготовили Бересты понадрав.

Смотреть что такое «Кому на Руси жить хорошо (поэма)» в других словарях:

Роман тузит Пахомушку, Демьян тузит Луку. А два братана Губины Утюжат Прова дюжего,- И всяк свое кричит! Слетелися семь филинов, Любуются побоищем С семи больших дерев, Хохочут, полуночники!

Окрепнут скоро крылышки, Тю-тю! куда ни вздумаешь, Туда и полетишь! Чивикнула, подпрыгнула И человечьим голосом Пахому говорит: «Пусти на волю птенчика! Скажи!» -«Идите по лесу, Против столба тридцатого Прямехонько версту: Придете на поляночку, Стоят на той поляночке Две старые сосны, Под этими под соснами Закопана коробочка. А птичка им в ответ: «Всё скатерть самобранная Чинить, стирать, просушивать Вам будет…Ну, пусти…» Раскрыв ладонь широкую, Пахом птенца пустил.

Крестьяне покопалися, Достали ту коробочку, Открыли — и нашли Ту скатерть самобранную! Нашли и разом вскрикнули: «Эй, скатерть самобранная! Сова - замоскворецкая Княгиня - тут же мычется, Летает над крестьянами, Шарахаясь то о землю, То о кусты крылом… Найти - найдете сами вы. А я, пичуга малая, Скажу вам, как найти». С утра встречались странникам Все больше люди малые: Свой брат крестьянин-лапотник, Мастеровые, нищие, Солдаты, ямщики.

С тех пор лет тридцать жарится На полосе под солнышком, Под бороной спасается От частого дождя, Живет - с сохою возится, А смерть придет Якимушке - Как ком земли отвалится, Что на сохе присох… Никто не вышьет воздухов… Живи с одних крестьян, Сбирай мирские гривенки, Да пироги по праздникам, Да яйца о Святой.

Николай Алексеевич Некрасов
Кому на Руси жить хорошо

Кому на Руси жить хорошо - Часть первая

В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина.
Горелова, Неелова -
Неурожайка тож,
Сошлися - и заспорили:
Кому живётся весело,
Вольготно на Руси?
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! -
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю…
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь -
Колом её оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своём стоит!
Такой ли спор затеяли,
Что думают прохожие -
Знать, клад нашли ребятушки
И делят меж собой…
По делу всяк по своему
До полдня вышел из дому:
Тот путь держал до кузницы,
Тот шёл в село Иваньково
Позвать отца Прокофия
Ребёнка окрестить.
Пахом соты медовые
Нёс на базар в Великое,
А два братана Губины
Так просто с недоуздочком
Ловить коня упрямого
В своё же стадо шли.
Давно пора бы каждому
Вернуть своей дорогою -
Они рядком идут!
Идут, как будто гонятся
За ними волки серые,
Что дале - то скорей.
Идут - перекоряются!
Кричат - не образумятся!
А времечко не ждёт.
За спором не заметили.
Как село солнце красное,
Как вечер наступил.
Наверно б ночку целую
Так шли - куда не ведая,
Когда б им баба встречная,
Корявая Дурандиха,
Не крикнула: «Почтенные!
Куда вы на ночь глядючи
Надумали идти?..»
Спросила, засмеялася,
Хлестнула, ведьма, мерина
И укатила вскачь…
«Куда?..» - Переглянулися
Тут наши мужики,
Стоят, молчат, потупились…
Уж ночь давно сошла,
Зажглися звёзды частые
В высоких небесах,
Всплыл месяц, тени чёрные
Дорогу перерезали
Ретивым ходокам.
Ой тени! тени чёрные!
Кого вы не нагоните?
Кого не перегоните?
Вас только, тени чёрные,
Нельзя поймать - обнять!
На лес, на путь-дороженьку
Глядел, молчал Пахом,
Глядел - умом раскидывал
И молвил наконец:
«Ну! леший шутку славную
Над нами подшутил!
Никак ведь мы без малого
Вёрст тридцать отошли!
Домой теперь ворочаться -
Устали - не дойдём,
Присядем, - делать нечего.
До солнца отдохнём!..»
Свалив беду на лешего,
Под лесом при дороженьке
Уселись мужики.
Зажгли костёр, сложилися,
За водкой двое сбегали,
А прочие покудова
Стаканчик изготовили,
Бересты понадрав.
Приспела скоро водочка.
Приспела и закусочка -
Пируют мужички!
Косушки по три выпили,
Поели - и заспорили
Опять: кому жить весело,
Вольготно на Руси?
Роман кричит: помещику,
Демьян кричит: чиновнику,
Лука кричит: попу;
Купчине толстопузому, -
Кричат братаны Губины.
Иван и Митродор;
Пахом кричит: светлейшему
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров кричит: царю!
Забрало пуще прежнего
Задорных мужиков,
Ругательски ругаются,
Не мудрено, что вцепятся
Друг другу в волоса…
Гляди - уж и вцепилися!
Роман тузит Пахомушку,
Демьян тузит Луку.
А два братана Губины
Утюжат Прова дюжего, -
И всяк своё кричит!
Проснулось эхо гулкое,
Пошло гулять-погуливать,
Пошло кричать-покрикивать,
Как будто подзадоривать
Упрямых мужиков.
Царю! - направо слышится,
Налево отзывается:
Попу! попу! попу!
Весь лес переполошился,
С летающими птицами,
Зверями быстроногими
И гадами ползущими, -
И стон, и рёв, и гул!
Всех прежде зайка серенький
Из кустика соседнего
Вдруг выскочил, как встрёпанный,
И наутек пошёл!
За ним галчата малые
Вверху берёзы подняли
Противный, резкий писк.
А тут ещё у пеночки
С испугу птенчик крохотный
Из гнёздышка упал;
Щебечет, плачет пеночка,
Где птенчик? - не найдёт!
Потом кукушка старая
Проснулась и надумала
Кому-то куковать;
Раз десять принималася,
Да всякий раз сбивалася
И начинала вновь…
Кукуй, кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом -
Не будешь куковать!
Слетелися семь филинов,
Любуются побоищем
С семи больших дерев,
Хохочут, полуночники!
А их глазищи жёлтые
Горят, как воску ярого
Четырнадцать свечей!
И ворон, птица умная.
Приспел, сидит на дереве
У самого костра.
Сидит да чёрту молится,
Чтоб до смерти ухлопали
Которого-нибудь!
Корова с колокольчиком,
Что с вечера отбилася
От стада, чуть послышала
Людские голоса -
Пришла к костру, уставила
Глаза на мужиков.
Шальных речей послушала
И начала, сердечная,
Мычать, мычать, мычать!
Мычит корова глупая,
Пищат галчата малые.
Кричат ребята буйные,
А эхо вторит всем.
Ему одна заботушка -
Честных людей поддразнивать,
Пугать ребят и баб!
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела - а живёт оно,
Без языка - кричит!
Сова - замоскворецкая
Княгиня - тут же мычется,
Летает над крестьянами,
Шарахаясь то о землю,
То о кусты крылом…
Сама лисица хитрая,
По любопытству бабьему,
Подкралась к мужикам,
Послушала, послушала
И прочь пошла, подумавши:
«И черт их не поймёт!»
И вправду: сами спорщики
Едва ли знали, помнили -
О чем они шумят…
Намяв бока порядочно
Друг другу, образумились
Крестьяне наконец,
Из лужицы напилися,
Умылись, освежилися,
Сон начал их кренить…
Тем часом птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
К костру подобрался.
Поймал его Пахомушка,
Поднёс к огню, разглядывал
И молвил: «Пташка малая,
А ноготок востёр!
Дыхну - с ладони скатишься,
Чихну - в огонь укатишься,
Щелкну - мертва покатишься,
А все ж ты, пташка малая,
Сильнее мужика!
Окрепнут скоро крылышки,
Тю-тю! куда ни вздумаешь,
Туда и полетишь!
Ой ты, пичуга малая!
Отдай свои нам крылышки,
Все царство облетим,
Посмотрим, поразведаем,
Поспросим - и дознаемся:
Кому живётся счастливо,
Вольготно на Руси?»
«Не надо бы и крылышек.
Кабы нам только хлебушка
По полупуду в день. -
И так бы мы Русь-матушку
Ногами перемеряли!» -
Сказал угрюмый Пров.
«Да по ведру бы водочки», -
Прибавили охочие
До водки братья Губины,
Иван и Митродор.
«Да утром бы огурчиков
Солёных по десяточку», -
Шутили мужики.
«А в полдень бы по жбанчику
Холодного кваску».
«А вечером по чайничку
Горячего чайку…»
Пока они гуторили,
Вилась, кружилась пеночка
Над ними: всё прослушала
И села у костра.
Чивикнула, подпрыгнула
И человечьим голосом
Пахому говорит:
«Пусти на волю птенчика!
За птенчика за малого
Я выкуп дам большой».
- А что ты дашь? -
«Дам хлебушка
По полупуду в день,
Дам водки по ведёрочку,
Поутру дам огурчиков,
А в полдень квасу кислого,
А вечером чайку!»
- А где, пичуга малая, -
Спросили братья Губины, -
Найдёшь вина и хлебушка
Ты на семь мужиков? -

„Найти - найдёте сами вы,
А я, пичуга малая,
Скажу вам, как найти“.

Скажи! -
«Идите по лесу,
Против столба тридцатого
Прямёхонько версту:
Придёте на поляночку.
Стоят на той поляночке
Две старые сосны,
Под этими под соснами
Закопана коробочка
Добудьте вы её, -
Коробка та волшебная:
В ней скатерть самобранная,
Когда ни пожелаете,
Накормит, напоит!
Тихонько только молвите:
„Эй! скатерть самобранная!
Попотчуй мужиков!“
По вашему хотению,
По моему велению,
Все явится тотчас.
Теперь - пустите птенчика!»

Постой! мы люди бедные,
Идём в дорогу дальную. -
Ответил ей Пахом. -
Ты, вижу, птица мудрая,
Уважь - одёжу старую
На нас заворожи! -
- Чтоб армяки мужицкие
Носились, не сносилися! -
Потребовал Роман.
- Чтоб липовые лапотки
Служили, не разбилися, -
Потребовал Демьян.
- Чтоб вошь, блоха паскудная
В рубахах не плодилася, -
Потребовал Лука.
- Не прели бы онученьки… -
Потребовали Губины…
А птичка им в ответ:
«Всё скатерть самобранная
Чинить, стирать, просушивать
Вам будет… Ну, пусти!..»
Раскрыв ладонь широкую,
Пахом птенца пустил.
Пустил - и птенчик крохотный,
Помалу, по полсаженки,
Низком перелетаючи,
Направился к дуплу.
За ним взвилася пеночка
И на лету прибавила:
«Смотрите, чур, одно!
Съестного сколько вынесет
Утроба - то и спрашивай,
А водки можно требовать
В день ровно по ведру.
Коли вы больше спросите,
И раз и два - исполнится
По вашему желанию,
А в третий быть беде!»
И улетела пеночка
С своим родимым птенчиком,
А мужики гуськом
К дороге потянулися
Искать столба тридцатого.
Нашли! - Молчком идут
Прямёхонько, вернёхонько
По лесу по дремучему,
Считают каждый шаг.
И как версту отмеряли,
Увидели поляночку -
Стоят на той поляночке
Две старые сосны…
Крестьяне покопалися,
Достали ту коробочку,
Открыли - и нашли
Ту скатерть самобранную!
Нашли и разом вскрикнули:
«Эй, скатерть самобранная!
Попотчуй мужиков!»
Глядь - скатерть развернулася,
Откудова ни взялися
Две дюжие руки,
Ведро вина поставили,
Горой наклали хлебушка,
И спрятались опять.
«А что же нет огурчиков?»
«Что нет чайку горячего?»
«Что нет кваску холодного?»
Всё появилось вдруг…
Крестьяне распоясались,
У скатерти уселися.
Пошёл тут пир горой!
На радости целуются,
Друг дружке обещаются
Вперёд не драться зря,
А с толком дело спорное
По разуму, по-божески.
На чести повести -
В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с женами.
Ни с малыми ребятами,
Ни с стариками старыми,
Покуда делу спорному
Решенья не найдут,
Покуда не доведают
Как ни на есть доподлинно:
Кому живётся счастливо,
Вольготно на Руси?
Зарок такой поставивши,
Под утро как убитые
Заснули мужики…

  • Упрямых мужиков.
  • Мужикам, исконным труженикам, получившим скатерть-самобранку, даже мысль не приходит о даровом богатстве, и выговаривают они у волшебной птахи лишь свой мужицкий, скромный «прожиточный минимум»: хлеб, квас, огурчики. И лишь для того, чтобы доведаться до смысла жизни, до сути человеческого счастья. Ведь заспорившие и, заговорившись, отошедшие «верст тридцать» от места встречи (а от своих деревень – еще дальше) мужики хотели лишь «до солнца отдохнуть» в лесу, а затем вернуться к трудам и заботам домашним. Скатерть самобраная – оправдание и объяснение их странствий, не отвлекаемых житейскими заботами о хлебе насущном. У них появилась возможность отправиться на поиски счастливого, а интерес и желание, причем недюжинные, были с самого начала – об этом недвусмысленно заявлено уже в самом начале «Пролога».

  • Царю! – направо слышится,
  • Реальные мужики, сложившиеся на водку, начинают пьяную драку. А разрастается она в грандиозное побоище, потрясающее целый лес, взывающее к силам самой природы:

  • Не выбьешь: упираются,
  • Проснулось эхо гулкое,
  • На столбовой дороженьке
  • Нельзя поймать-обнять!
  • Вас только, тени черные,
  • Попу! попу! попу!
  • Автор сообщает, что русский мужик упрям и упорен в достижении цели, причем не практической, а именно «блажи», мечты, фантазии, поиске истины и красоты. При этом говорится, что спорщики были заняты обычными своими делами: один из них шел в кузницу, другой «соты медовые нес на базар», третьи «ловили коня упрямого» и т. д. Но все привычные будничные занятия оставлены – так сильна охватившая крестьян общая забота найти, «кому живется весело, вольготно на Руси».

  • Кого не перегоните?
  • В какой земле – угадывай,
  • Знобишина, Горелова, Неелова,
  • Описание «разгула» эха интересно не только положенной в его основу гиперболой-олицетворением, но и близостью повествователя к миру природы. Описывая разбуженный лес, Некрасов использовал слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («зайка», «галчата», «пеночка», «птенчик», «гнездышко»), метафоры («плачет пеночка», «кукушка старая… надумала», филины «любуются побоищем»), своеобразно построенное сравнение «А их глазищи желтые

  • Весь лес переполошился,
  • Заплатова, Дырявила, Разутова,
  • Пошло кричать-покрикивать,
  • В «Прологе» читатель встречается с крестьянами-правдоискателями. Индивидуальных характеристик каждого из семи мужиков либо вовсе нет, либо они очень лаконичны: медлительный Пахом, которому необходимо «потужиться», прежде чем вымолвить слово; «угрюмый» Пров, «охочие до водки» братья Губины… Однако здесь можно найти первую развернутую характеристику крестьянства в целом:

  • Как будто подзадоривать
  • Этой авторской характеристикой крестьянства и спорщиков, кстати, неоднократно повторяющейся и в следующих главах поэмы, читатель психологически подготавливается к восприятию многочисленных картин жизни и судеб людей, которые составят своеобразные «за» и «против» в развернувшемся споре.

  • Горят, как воску ярого
  • «Пролог» – термин, обозначающий вступление к произведению, ту его часть, которая знакомит читателя или с общим замыслом художника, или с фактами, предшествующими событиям, описанным в произведении. «Пролог» к поэме «Кому на Руси жить хорошо» в основном соответствует традиционному представлению о введении к литературному произведению. Но он включает в себя не только экспозиционные элементы, но и уже начавшееся действие – спор и странствие. Именно в «Прологе» появился рефрен – «кому живется весело, вольготно на Руси», который пройдет через всю поэму.

  • Колом ее оттудова
  • Так, открывающие «Пролог» семь мужиков уже к концу его становятся семью странниками-правдоискателями. Некрасов подметил в этой готовности вот так сняться с места и уйти на поиски самую суть внутренне свободного духа русской жизни. Ведь странники обычно не просто странствующие, но и странные (необычные) люди. Однако двинувшиеся в путь некрасовские странники – не традиционные странники-богомольцы (такие в поэме тоже появятся), но обычные крестьяне, вцепившиеся в чудной вопрос: кому на Руси жить хорошо?

  • И стон, и рев, и гул!
  • Налево отзывается:
  • Разговор Пахома с птенцом готовит к восприятию целого ряда чудес: появляется говорящая птица, которая в качестве выкупа за птенца обещает мужикам волшебную скатерть-самобранку. Так Некрасов включил в «Пролог» сразу три сказочных мотива: говорящей птицы, выкупа и скатерти-самобранки, – широко распространенные в русских народных сказках. С ними связаны и другие: спрятанная в тайном месте «волшебная коробка», где хранилась скатерть-самобранка, условная формула: «Эй, скатерть самобраная, попотчуй мужиков!» – традиционные для сказок взаимоотношения между мужиками и птицей («По вашему хотению,

  • С летающими птицами,
  • Зверями быстроногими
  • По моему велению,

  • В каком году – рассчитывай,
  • Ой, тени! Тени черные!
  • Сошлись семь мужиков…
  • Все явится тотчас»); фантастические «две дюжие руки», которые ставят ведро водки, кладут хлеб и исчезают. Традиционный мотив волшебной сказки у Некрасова важен для уяснения социального и нравственного смысла крестьянской жизни.

    Употребление «говорящих» названий не случайно, они фиксируют внимание читателя на трудном, подчас бедственном положении крестьян. Известно, что часть вымышленных названий писатель создавал по образцу существующих. Сочетание вымышленного и реального начал свойственно всей поэме, постоянно идет «перебивка» этих двух планов.

  • Кого вы не нагоните,
  • Четырнадцать свечей»
  • Пошло гулять-погуливать,
  • Всяк на своем стоит!
  • Неурожайка тож.
  • И гадами ползучими.
  • С самого начала мы ощущаем особый, почти былинный тон повествования. И первые же слова звучат почти как знаменитое сказочное вступление «В некотором царстве, в некотором государстве» . Нет необходимости «угадывать», о какой именно земле идет речь, – ясно, что рассказ пойдет о Руси. Такой зачин означает, что поэт стремится охватить страну не только в ее настоящем, но и в прошлом – во всем ее историческом значении и географической необъятности». А названия губернии, волостей, деревень, откуда сошлись мужики, – это опять же слова-символы:

  • Мужик что бык: втемяшится
  • В башку какая блажь –
  • Эта впечатляющая картина включает в себя и мягкий юмор, и гиперболу, и просторечные обороты речи («забрало пуще прежнего», «ругательски ругаются», «вцепятся друг другу в волоса»). Этот фрагмент, как и все обстоятельное повествование «Пролога», позволяет судить об авторской позиции (выбор героев и темы спора, характеристика предшествовавших спору крестьянских забот и дел) и о некоторых средствах ее выражения, которым Некрасов отдал предпочтение:

    С прологом из поэмы, в сущности, уйдет сказка. Мы входим в мир реальной жизни. Но именно пролог ввел нас в этот мир больших измерений – времени и пространства, человеческих судеб и народной судьбы – эпос.

    Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». Материал для поэмы писатель копил, по признанию автора произведения, «по словечку в течение двадцати лет».

    Пролог вышел в свет в январской книжке «Современника» 1866 года. «Пролог» к поэме «Кому на Руси жить хорошо» выполняет функцию экспозиции, то есть знакомит читателя с общим замыслом, с фактами, предшествующими событиями, описанным далее в произведении.

    Вступления в «Прологе» начинаются со сказочных, таинственных слов – «В некотором царстве, в некотором государстве». С первых слов уже понятно, о какой стране пойдет речь в поэме, ну конечно о Руси. Сошлись семь мужиков из деревень - Заплатова, Дырявина, Горелова, Неелова, Неурожайки. Названия говорят сами за себя: одна – всегда без урожая, другая – сгорела дотла и так далее. Некрасов неспроста употребляет «говорящие» названия деревень, а для того, чтобы привлечь внимание читателя к проблеме крепостного права.

    Характеристики каждого из семи мужиков говорят сами за себя: они лаконичны, неспешны. Медленный Пахом, которому надо «потушиться» прежде вымолвить слова, «угрюмый, своенравный» Пров. Некрасов сравнивает мужиков с быком:

    Мужик что бык: втемяшится

    В башку, какая блажь –

    Колом ее оттудова

    Не выбьешь: упирается,

    Всяк на своем стоит!

    Автор говорит нам о том, что русский мужик упрям и упорен в достижении цели. Все привычные будничные занятия оставлены – так сильна была охватившая крестьян общая забота найти тех, «кому живется весело, вольготно на Руси».

    Здесь же, в «Прологе» начинается сказочный сюжет. Пахом подбирает птенчика упавшего из гнезда, прилетает мать птенчика и просит отпустить. И выкупает птенчика скатертью – самобранкой. Так Некрасов включил в «Пролог» сразу три сказочных мотива: говорящей птицы, выкупа и скатерти – самобранки, широко распространенной в русских народных сказках. Мужики, исконно трудолюбивые получившие скатерть – самобранку, не просили богатств у волшебной птички. А, попросили обычной, скромной, небогатой еды: хлеба, кваса, огурчиков.

    Так начинаются путешествия по Руси крестьян-работяг, желающих найти тех, «кому жить хорошо на Руси». Когда я начал читать пролог, меня так заинтересовала поэма, что я не отрываясь прочитал ее. С прологом из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», в сущности, уйдет сказка. Мы, читатели, входим в мир реальной жизни. Но именно пролог ввел нас в этот мир больших измерений – времени и пространства.


    Широкая дороженька,
    Березками обставлена,
    Далеко протянулася,
    Песчана и глуха.
    По сторонам дороженьки
    Идут холмы пологие
    С полями, с сенокосами,
    А чаще с неудобною,
    Заброшенной землей;
    Стоят деревни старые,
    Стоят деревни новые,
    У речек, у прудов...
    Леса, луга поемные,
    Ручьи и реки русские
    Весною хороши.
    Но вы, поля весенние!
    На ваши всходы бедные
    Невесело глядеть!
    «Недаром в зиму долгую
    (Толкуют наши странники)
    Снег каждый день валил.
    Пришла весна - сказался снег!
    Он смирен до поры:
    Летит - молчит, лежит - молчит,
    Когда умрет, тогда ревет.
    Вода - куда ни глянь!
    Поля совсем затоплены,
    Навоз возить - дороги нет,
    А время уж не раннее -
    Подходит месяц май!»
    Нелюбо и на старые,
    Больней того на новые
    Деревни им глядеть.
    Ой избы, избы новые!
    Нарядны вы, да строит вас
    Не лишняя копеечка,
    А кровная беда!..

    С утра встречались странникам
    Все больше люди малые:
    Свой брат крестьянин - лапотник,
    Мастеровые, нищие,
    Солдаты, ямщики.
    У нищих, у солдатиков
    Не спрашивали странники,
    Как им - легко ли, трудно ли
    Живется на Руси?
    Солдаты шилом бреются,
    Солдаты дымом греются -
    Какое счастье тут?..

    Уж день клонился к вечеру,
    Идут путем - дорогою,
    Навстречу едет поп.
    Крестьяне сняли шапочки.
    Низенько поклонилися,
    Повыстроились в ряд
    И мерину саврасому
    Загородили путь.
    Священник поднял голову,
    Глядел, глазами спрашивал:
    Чего они хотят?

    «Небось! мы не грабители!» -
    Сказал попу Лука.
    (Лука - мужик присадистый
    С широкой бородищею.
    Упрям, речист и глуп.
    Лука похож на мельницу:
    Одним не птица мельница,
    Что, как ни машет крыльями,
    Небось, не полетит).

    «Мы мужики степенные,
    Из временнообязанных,
    Подтянутой губернии,
    Уезда Терпигорева,
    Пустопорожней волости,
    Окольных деревень:
    Заплатова, Дырявина,
    Разутова, Знобишнна,
    Горелова, Неелова -
    Неурожайка тож.
    Идем по делу важному:
    У нас забота есть,
    Такая ли заботушка,
    Что из домов повыжила,
    С работой раздружила нас,
    Отбила от еды.
    Ты дай нам слово верное
    На нашу речь мужицкую
    Без смеху и без хитрости,
    По совести, по разуму,
    По правде отвечать,
    Не то с своей заботушкой
    К другому мы пойдем...»

    Даю вам слово верное:
    Коли вы дело спросите,
    Без смеху и без хитрости,
    По правде и по разуму,
    Как должно отвечать.
    Аминь!.. -

    «Спасибо. Слушай же!
    Идя путем - дорогою.
    Сошлись мы невзначай,
    Сошлися и заспорили:
    Кому живется весело,
    Вольготно на Руси?
    Роман сказал: помещику,
    Демьян сказал: чиновнику,
    А я сказал: попу.
    Купчине толстопузому, -
    Сказали братья Губины.
    Иван и Митродор.
    Пахом сказал: светлейшему
    Вельможному боярину,
    Министру государеву.
    А Пров сказал: царю...
    Мужик что бык: втемяшится
    В башку какая блажь -
    Колом ее оттудова
    Не выбьешь: как ни спорили,
    Не согласились мы!
    Поспоривши - повздорили,
    Повздоривши - подралися,
    Подравшися - одумали:
    Не расходиться врозь,
    В домишки не ворочаться,
    Не видеться ни с женами,
    Ни с малыми ребятами.
    Ни с стариками старыми,
    Покуда спору нашему
    Решенья не найдем,
    Покуда не доведаем
    Как ни на есть доподлинно:
    Кому жить любо-весело,
    Вольготно на Руси?
    Скажи ж ты нам по - божески:
    Сладка ли жизнь поповская?
    Ты как - вольготно, счастливо
    Живешь, честной отец?..»

    Потупился, задумался,
    В тележке сидя, поп
    И молвил: - Православные!
    Роптать на бога грех,
    Несу мой крест с терпением,
    Живу... а как? Послушайте!
    Скажу вам правду - истину,
    А вы крестьянским разумом
    Смекайте! -
    «Начинай!»

    В чем счастие, по вашему?
    Покой, богатство, честь -
    Не так ли, други милые? -

    Они сказали: «Так»...

    Теперь посмотрим, братия,
    Каков попу покой ?
    Начать, признаться, надо бы
    Почти с рожденья самого,
    Как достается грамота
    Поповскому сынку,
    Какой ценой поповичем
    Священство покупается,
    Да лучше помолчим!
    ........................................................

    Дороги наши трудные.
    Приход у нас большой.
    Болящий, умирающий,
    Рождающийся в мир
    Не избирают времени:
    В жнитво и в сенокос,
    В глухую ночь осеннюю,
    Зимой, в морозы лютые.
    И в половодье вешнее -
    Иди куда зовут!
    Идешь безотговорочно.
    И пусть бы только косточки
    Ломалися одни, -
    Нет! всякий раз намается,
    Переболит душа.
    Не верьте, православные,
    Привычке есть предел:
    Нет сердца, выносящего
    Без некоего трепета
    Предсмертное хрипение,
    Надгробное рыдание,
    Сиротскую печаль!
    Аминь!.. Теперь подумайте.
    Каков попу покой?.. -

    Крестьяне мало думали,
    Дав отдохнуть священнику,
    Они с поклоном молвили:
    «Что скажешь нам еще?»

    Теперь посмотрим, братия,
    Каков попу почет?
    Задача щекотливая,
    Не прогневить бы вас?..

    Скажите, православные,
    Кого вы называете
    Породой жеребячьею?
    Чур! отвечать на спрос! -

    Крестьяне позамялися.
    Молчат - и поп молчит...

    С кем встречи вы боитеся,
    Идя путем-дорогою?
    Чур! отвечать на спрос! -

    Кряхтят, переминаются,
    Молчат!
    - О ком слагаете
    Вы сказки балагурные,
    И песни непристойные,
    И всякую хулу?..

    Мать-попадью степенную,
    Попову дочь безвинную,
    Семинариста всякого -
    Как чествуете вы?
    Кому вдогон, как мерину,
    Кричите: го-го-го?.. -

    Потупились ребятушки,
    Молчат - и поп молчит...
    Крестьяне думу думали,
    А поп широкой шляпою
    В лицо себе помахивал
    Да на небо глядел.
    Весной, что внуки малые,
    С румяным солнцем - дедушкой
    Играют облака:
    Вот правая сторонушка
    Одной сплошною тучею
    Покрылась - затуманилась,
    Стемнела и заплакала:
    Рядами нити серые
    Повисли до земли.
    А ближе, над крестьянами,
    Из небольших, разорванных,
    Веселых облачков
    Смеется солнце красное,
    Как девка из снопов.
    Но туча передвинулась,
    Поп шляпой накрывается,
    Быть сильному дождю.
    А правая сторонушка
    Уже светла и радостна,
    Там дождь перестает.
    Не дождь, там чудо божие:
    Там с золотыми нитками
    Развешаны мотки...

    «Не сами... по родителям
    Мы так-то...» - братья Губины
    Сказали наконец.
    И прочие поддакнули:
    «Не сами, по родителям!»
    А поп сказал: - Аминь!
    Простите, православные!
    Не в осужденье ближнего,
    А по желанью вашему
    Я правду вам сказал.
    Таков почет священнику
    В крестьянстве. А помещики... -

    «Ты мимо их, помещиков!
    Известны нам они!»

    Теперь посмотрим, братия,
    Откудова богачество
    Поповское идет?..
    Во время недалекое
    Империя российская
    Дворянскими усадьбами
    Была полным - полна.
    И жили там помещики,
    Владельцы именитые,
    Каких теперь уж нет!
    Плодилися и множились
    И нам давали жить.
    Что свадеб там игралося,
    Что деток нарождалося
    На даровых хлебах!
    Хоть часто крутонравные,
    Однако доброхотные
    То были господа,
    Прихода не чуждалися:
    У нас они венчалися,
    У нас крестили детушек,
    К нам приходили каяться,
    Мы отпевали их,
    А если и случалося,
    Что жил помещик в городе,
    Так умирать наверное
    В деревню приезжал.
    Коли умрет нечаянно,
    И тут накажет накрепко
    В приходе схоронить.
    Глядишь, ко храму сельскому
    На колеснице траурной
    В шесть Лошадей наследники
    Покойника везут -
    Попу поправка добрая,
    Мирянам праздник праздником...
    А ныне уж не то!
    Как племя иудейское,
    Рассеялись помещики
    По дальней чужеземщине
    И по Руси родной.
    Теперь уж не до гордости
    Лежать в родном владении
    Рядком с отцами, с дедами,
    Да и владенья многие
    Барышникам пошли.
    Ой холеные косточки
    Российские, дворянские!
    Где вы не позакопаны?
    В какой земле вас нет?

    Потом, статья... раскольники...
    Не грешен, не живился я
    С раскольников ничем.
    По счастью, нужды не было:
    В моем приходе числится
    Живущих в православии
    Две трети прихожан.
    А есть такие волости,
    Где сплошь почти раскольники,
    Так тут как быть попу?

    Все в мире переменчиво,
    Прейдет и самый мир...
    Законы, прежде строгие
    К раскольникам, смягчилися,
    А с ними и поповскому
    Доходу мат пришел.
    Перевелись помещики,
    В усадьбах не живут они
    И умирать на старости
    Уже не едут к нам.
    Богатые помещицы,
    Старушки богомольные,
    Которые повымерли.
    Которые пристроились
    Вблизи монастырей,
    Никто теперь подрясника
    Попу не подарит!
    Никто не вышьет воздухов...
    Живи с одних крестьян,
    Сбирай мирские гривенки,
    Да пироги по праздникам,
    Да яйца о святой.
    Крестьянин сам нуждается,
    И рад бы дал, да нечего...

    А то еще не всякому
    И мил крестьянский грош.
    Угоды наши скудные,
    Пески, болота, мхи,
    Скотинка ходит впроголодь,
    Родится хлеб сам-друг,
    А если и раздобрится
    Сыра земля-кормилица,
    Так новая беда:
    Деваться с хлебом некуда!
    Припрет нужда, продашь его
    За сущую безделицу,
    А там - неурожай!
    Тогда плати втридорога,
    Скотинку продавай.
    Молитесь, православные!
    Грозит беда великая
    И в нынешнем году:
    Зима стояла лютая,
    Весна стоит дождливая,
    Давно бы сеять надобно,
    А на полях - вода!
    Умилосердись, господи!
    Пошли крутую радугу
    На наши небеса! 1
    (Сняв шляпу, пастырь крестится,
    И слушатели тож.)

    Деревни наши бедные,
    А в них крестьяне хворые
    Да женщины печальницы,
    Кормилицы, поилицы,
    Рабыни, богомолицы
    И труженицы вечные,
    Господь прибавь им сил!
    С таких трудов копейками
    Живиться тяжело!
    Случается, к недужному
    Придешь: не умирающий,
    Страшна семья крестьянская
    В тот час, как ей приходится
    Кормильца потерять!
    Напутствуешь усопшего
    И поддержать в оставшихся
    По мере сил стараешься
    Дух бодр! А тут к тебе
    Старуха, мать покойника,
    Глядь, тянется с костлявою,
    Мозолистой рукой.
    Душа переворотится,
    Как звякнут в этой рученьке
    Два медных пятака!
    Конечно, дело чистое -
    За требу воздаяние,
    Не брать - так нечем жить.
    Да слово утешения
    Замрет на языке,
    И словно как обиженный
    Уйдешь домой... Аминь... -

    Покончил речь - и мерина
    Хлестнул легонько поп.
    Крестьяне расступилися,
    Низенько поклонилися.
    Конь медленно побрел.
    А шестеро товарищей,
    Как будто сговорилися,
    Накинулись с упреками.
    С отборной крупной руганью
    На бедного Луку.

    «Что взял? башка упрямая!
    Дубина деревенская!
    Туда же лезет в спор!
    „Дворяне колокольные -
    Попы живут по-княжески.
    Идут под небо самое
    Поповы терема,
    Гудит попова вотчина -
    Колокола горластые -
    На целый божий мир.
    Три года я, робятушки,
    Жил у попа в работниках,
    Малина - не житье!
    Попова каша - с маслицем.
    Попов пирог - с начинкою,
    Поповы щи - с снетком!
    Жена попова толстая,
    Попова дочка белая,
    Попова лошадь жирная,
    Пчела попова сытая.
    Как колокол гудет!“
    Ну, вот тебе хваленое
    Поповское житье!
    Чего орал, куражился?
    На драку лез, анафема?
    Не тем ли думал взять,
    Что борода лопатою?
    Так с бородой козел
    Гулял по свету ранее,
    Чем праотец Адам,
    А дураком считается
    И посейчас козел!..»

    Лука стоял, помалчивал,
    Боялся, не наклали бы
    Товарищи в бока.
    Оно быть так и сталося,
    Да к счастию крестьянина
    Дорога позагнулася -
    Лицо попово строгое
    Явилось на бугре...



    Похожие статьи
     
    Категории