Старинные белорусские игры

15.05.2019

История белорусских народных игр органически связана с историей народа, его трудом, бытом, верованиями и обычаями. Известно более 400 белорусских народных игр. В своей совокупности они синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства. До настоящего времени в Белоруссии сохранилась большая группа игр с сельскохозяйственными и охотничьими сюжетами, которые с учетом некоторых поздних изменений могут быть отнесены к древнейшим славянским играм («Просо», «Редька», «Хорт», «Волк», «Крумкач» и др.), а также сохранились игры, сюжеты которых сложились под влияни-ем культовых и бытовых обрядов («Зязюля», «Лось», «Яшчур», «Млын», «В тура», «Стрела», «Мак» и др.). Определенный отпечаток на содержание белорусских народных игр наложили различные исторические события, отголоски древних обычаев и порядков, например панщины, рекрутской повинности, народных восстаний («Стрелец», «В казаков», «В пана», «Некрут» и др.). В некоторых играх нашли отражение представления скоморохов, кукольников («Медведь», «Каток», «Бег на ходулях» и др.). На тематике более поздних по времени возникновения игр сказалось развитие промышленности («У шашу», «Железка», «Тягники» и др.).

В белорусских народных играх преобладают короткие перебежки, метания в цель и ловля предметов, силовая борьба.

Организация игр несложна, и, как правило, для них не требуется специальных площадок. Из традиционных игровых снарядов и приспособлений для народных игр можно выделить палки для метания (биты), палки для отбивания предметов в виде лопатки, кожаный или тряпичный мяч (апука), клюшки, чурки, обработанные косточки животных (бабки), чурку с заостренными концами («клёк»), деревянные круги - спилы дерева, металлические колышки («трэнцики»), деревянные шарики.

Около половины населения республики живет на селе. Специальные социологические исследования, проведенные в 1967-1969 гг., показали, что в сельской местности дети дошкольного и младшего школьного возраста, а также подростки в каникулярное время играют преимущественно в народные игры (Материалы 2-й Всесоюзной конференции «ГТО, туризм и подвижные игры как массовые формы физического воспитания населения». Минск, 1976).

Сравнение записей белорусских народных игр дореволюционного периода с современными записями показывает большие изменения, происшедшие в характере и содержании этих игр.

Игры без предметов

Кузнечики (Конiкi)

Играют мальчики и девочки 9-13 лет (на поляне, лужайке, площадке размером примерно 20 X 50 м или в спортивном зале). Количество играющих - от 5 до 20 человек.

Описание . В середине площадки чертят круг такого размера, чтобы в нем свободно могли поместиться все «кузнечики». Затем по считалке или по договоренности выбирают «скворца» (водящего). «Скворец» становится в круг, «кузнечики» - за кругом. «Скворец», выйдя из круга, начинает ловить (салить) «кузнечиков», гоняясь за ними любым способом: прыгая на одной ноге, на двух скрещенных ногах, шагая «гусиным шагом» и т. д. Все «кузнечики» должны перемещаться так же, как он.

Когда «скворец» осалит «кузнечика», ведет его в круг и сам остается там, а пойманный становится «скворцом» вместо него. Этот новый «скворец» может перемещаться уже другим способом, и «кузнечики» должны двигаться так же, как он.

Игра заканчивается, когда все игроки окажутся в круге.

Правила.

  1. Вышедший из круга «скворец» не имеет права изменять способ перемещения, пока не побывает еще раз в круге.
  2. «Кузнечики», вышедшие за границы площадки, считаются пойман-ными и становятся в круг.

Пастух и волк (Пастух i воук)

(Игра имеет еще одно название - «Овечка» («Авечачка») )

Эта старинная игра распространена до сих пор (в многочисленных разновидностях) во всех областях Белоруссии.

Площадку для игры выбирают в лесу, саду или дворе, имеющем какие-либо укрытия. Играют обычно 5-15 детей в возрасте 6-10 лет.

Описание . Дети выбирают «волка» и «пастуха». «Волк» прячется, а «пастух» остается на площадке, и вокруг него рассаживаются остальные играющие - «овечки». «Пастух» изображает взрослого пастуха, сгоняющего овец в стадо, затем останавливается и говорит примерно так:

Пасу, пасу овечек от утра до вечера. Волк за горой, а я за другой. Я волка не боюсь, палкой оборонюсь. Отойду пока в тенёк да прилягу на бочок. (Отходит в сторону, присаживается, отворачивается и делает вид, что заснул.)

После этого крадучись приходит «волк» и одну за другой уводит и прячет где-либо всех «овец», а сам остается на площадке. «Пастух», проснувшись, спрашивает у «волка»:

Волк, волк, ты не видел моих овечек?

Нет, не видел, - отвечает «волк». - Иди поищи!

«Пастух» ищет «овец». Когда он приближается к тому месту, где они спрятаны, «овечки» начинают производить какой-нибудь шум, например начинают шипеть. Тогда «пастух» спрашивает:

Что это шипит?

Это моя волчиха сало жарит, - отвечает «волк».

«Овечки» начинают стучать.

Волк, что это стучит?

Это лесорубы лес валят.

«Овечки» начинают пищать.

Волк, кто это пищит?

Это цыплята зерно ищут.

Так продолжается до тех пор, пока «волк» не замешкается с ответом. Тогда «овечки» начинают блеять. «Пастух» обращается к «волку»:

Волк, а чьи это овечки блеют?

Ну-ка покажи!

«Волк» после этих слов убегает, «овечки» бегут за ним и, если догонят, приводят к «пастуху». В противном случае «волк» становится победителем. На этом игра заканчивается.

Правила.

  1. Спасаясь от погони, «волк» не должен выбегать за оговоренные перед началом игры границы. Иначе он считается пойманным.
  2. «Волк» считается пойманным и в том случае, если его коснулась (осалила) рукой любая из догоняющих его «овечек».

Просо (Проса)

Эта игра распространена среди мальчиков и девочек 8-14 лет. Количество участников - 10-30 человек.

Описание . По жребию или просто по желанию выбирают «хозяина» (или «хозяйку») и становятся в одну шеренгу, взявшись за руки. «Хозяин» проходит вдоль шеренги, останавливается возле кого-либо и говорит:

Приходи ко мне просо полоть.

Не хочу!

А кашу есть?

Хоть сейчас!

Ах ты, лодырь! - восклицает «хозяин» и бежит к любому концу шеренги.

«Лодырь» тоже бежит к этому концу шеренги, но за спинами играющих. Кто из них первый схватит за руку крайнего в шеренге, тот становится с ним рядом, а оставшийся меняется ролью с «хозяином».

Правила.

  1. После слов «ах ты, лодырь» «хозяин» имеет право сделать несколько обманных движений и только после этого бежать к какому-либо концу шеренги. Соревнующийся с ним игрок должен бежать непременно к тому же концу.
  2. Если бегущие схватят за руку крайнего игрока одновременно, то водить продолжает прежний «хозяин».
  1. Налимы (Мянькi)

Играют от 15 до 30-40 мальчиков и девочек младшего школьного возраста на ровной, четко обозначенной площадке длиной 20-30 м и шириной 10-15 м. Эта площадка - «река».

Описание. Посредине каждой из четырех сторон площадки и в центре ее рисуют кружки диаметром 1,5-2 м. Это «ямы» (рис. 1). Затем по считалке выбирают двух «рыбаков». Держась за руки, они догоняют остальных играющих («рыб» - «налимов») и ловят, замыкая вокруг них свои руки. Пойманные присоединяются к «рыбакам», взявшись с ними за руки, т. е. расширяя цепочку ловящих - «невод». «Рыбы» могут спасаться в «ямах», но находиться в «яме» может только одна «рыба».

Игра продолжается до тех пор, пока «рыбаки» не переловят всех «налимов», кроме пяти спасшихся в «ямах».

Правила.

  1. Если руки у «рыбаков» во время ловли расцепятся, то «рыба» не считается пойманной и может выскочить в месте разрыва.
  2. По договоренности между игроками «налимы» могут проскакивать сквозь «невод» под руками ловящих, но не применяя силы.
  3. Если спасающийся от «рыбаков» «налим» забежит в «яму», где уже находится другая «рыба», то эта «рыба» должна освободить «яму».

Гончая (Хорт)

В игре участвуют обычно мальчики (иногда и девочки) 9-13 лет, 10-20 человек. Местом для игры может быть любая чем-либо обозначенная площадка - «поле» (размером примерно 50х20 м).

Описание . На земле рисуют «клетку» - круг диаметром 3-5 м. Вокруг нее становятся дети - «зайцы», которые по уговору выбирают «заячьего короля». Он входит в середину «клетки» и говорит, указывая при каждом слове по очереди на каждого играющего:

Заяц, заяц, где ты был? - В болоте. - Что делал? - Траву жал. - Где спрятал? - Под колодой. - Кто унес? - Заяц. - Кто ловит? - Хорт!

При последнем слове все игроки разбегаются, а тот, на кого выпало слово «хорт», начинает их ловить и отводит пойманных в «клетку», где они должны находиться до конца игры. Так продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «зайцы».

Правила.

  1. «Зайцы» не имеют права выбегать за пределы «поля».
  2. «Заяц» считается пойманным, если «хорт» схватит его за руку или коснется плеча.

Вариант . Перед началом игры участники могут договориться, сколько времени (например, 5 или 10 мин) «хорт» может ловить «зайцев». Подсчитывают, сколько «зайцев» успеет поймать «хорт» за отведенное время. Игра повторяется несколько раз. В конце определяют лучшего «хорта» (поймал больше «зайцев»).

Молоко (Малако)

Играют мальчики и девочки 5-8 лет, 10-20 детей.

Описание . Дети выбирают «кота» и «хозяйку», затем усаживаются (прижав колени к груди и обхватив их руками) в круг на расстоянии полуметра друг от друга. Это «кувшинчики с молоком» («гладышки»). Хозяйка зовет «кота»:

Кис, кис, кис!

Мяу, мяу! - отвечает «кот».

Ты где гулял?

Во дворе.

А мышку поймал?

Почему? - спрашивает «хозяйка».

Молока хочу!

Выбирай гладышку!

«Кот» обходит «гладышки», дотрагивается до каждой и облизывается. Хозяйка спрашивает:

Ну что, выбрал?

«Кот» подходит к «хозяйке» и на ухо, чтобы никто не слышал, сообщает имя выбранного им игрока. «Хозяйка» говорит:

Если сможешь, бери! - и отворачивается.

«Кот» снова обходит «гладышки», берет каждую за плечи и толкает влево, говоря: «Не хочу, не хочу, не хочу...»

Дойдя до выбранной «гладышки», он говорит: «Хочу!» - и неожиданно толкает «гладышку» вправо. Если она «повалится» (т. е. игрок, потеряв равновесие, вынужден будет опереться на руку), то выбывает из игры и «кот» снова начинает переговоры с «хозяйкой». Если же игрок, которого выбрал «кот», успеет среагировать на его движение и не потеряет равновесия, то «кот» меняется с ним ролью и игра начинается сначала.

Правило . «Кот» имеет право толкать вправо только того игрока, которого он перед этим назвал «хозяйке».

Котятки (Кацяняткi)

Место для игры - любая просторная площадка. Количество участников - 6-10 человек (обычно младшие школьники).

Описание . На земле (полу) чертят линию - «улицу», метрах в шести-восьми перед ней - круг («дом»). После этого выбирается «кошка». Она заходит в «дом», играющие - «котятки» - подходят к ней на 2 шага, и «кошка» спрашивает: «Котятки-ребятки, вы где были?»

Последующий разговор может проходить, например, так: «Котята»:

А что там делали?

«Котята»:

Цветы рвали!

А где же эти цветы?

Количество вопросов и ответов зависит от фантазии и сообразительности играющих. «Котята» могут давать несколько ответов, но «кошка» выбирает один и в зависимости от его содержания задает новый вопрос. Как только «котята» при ответе допустят паузу, «кошка» кричит: «Ах вы обманщики!» - и старается поймать кого-либо из них. Чтобы спастись, «котята» должны убежать на улицу, т. е. стать на линию, взявшись за руки. Того, кого «кошка» поймает, она уводит в «дом». Спустя некоторое время к «дому» подходят остальные «котята», и все начинается сначала.

Игра продолжается, пока «кошка» не отведет в «дом» всех «котят».

Правила.

  1. «Кошка» может начать ловить «котят» не только тогда, когда они замешкаются, но и в случае неправдоподобного ответа.
  2. Если «кошка» никого не догонит, то уводит в «дом» того, кто стал на линию последним.

Лес, болото, озеро (Лес, балота, возера)

Участвовать в игре могут мальчики и девочки дошкольного и школьного возраста, от 5 до 30 человек.

Описание . Чертят круг такого размера, чтобы в него поместились все играющие, и еще 3 круга примерно на равном расстоянии от первого (при проведении игры в зале это могут быть три противоположных его угла, ограниченные линиями). В первый круг (или угол) становятся играющие, а остальные круги получают названия: «лес», «болото», «озеро». Ведущий называет зверя, птицу, рыбу или любое другое животное (можно договориться называть и растения) и быстро считает до условленного числа. Все бегут, и каждый становится в тот круг, который, по его мнению, соответствует месту обитания, названного животного или птицы и т. д. (например, в круг, означающий лес, если назван волк, в круг, означающий озеро, если названа щука). Слово «лягушка» позволяет стать в любой круг, поскольку лягушки живут и в озере, и в болоте, и в лесу. Побеждают те, кто ни разу не ошибся за определенное число конов.

Правила.

  1. Менять круг, в который прибежал, нельзя.
  2. Если прибежавший хотя бы одной ногой ступит не в тот круг, то он получает штрафное очко или выбывает из игры (смотря по уговору).
  3. Тот, кто не успел добежать до круга или прибежал последним, также получает штрафное очко или выбывает из игры.
Борода (Барада)

Одна из самых распространенных среди белорусов игр - «Квач» («Салки»). Ее разновидность «Борода» типична для сел Белоруссии. Здесь издавна играли не только на просторных площадках, полянах, но и в небольших помещениях, например в хате на вечерках. В игре участвовало обычно 5-10 подростков.

Описание . Чтобы водящему не было слишком просто салить убегающих на ограниченном пространстве хаты, его задачу усложняли: салить он мог только связанными за спиной кистями рук. В настоящее время руки чаще не связывают, а просто держат за спиной кистью одной руки запястье второй и этой (второй) рукой салят. Игроки разбегаются по комнате. Водящий пытается схватить или лишь коснуться свободными пальцами кого-нибудь из участников игры. Если ему это удается, то осаленный сменяет его, т. е. становится «бородой». Играют обычно 10-15 мин (пока не набегаются вволю).

Правила.

  1. Если водящий расцепит руки, чтобы легче было салить, то это осаливание не засчитывается.
  2. Водящему не разрешается преследовать все время одного и того же игрока.
  3. Новому водящему нельзя сразу салить того, кто только что был водящим.

Игры с предметами

Маялка

(Маялка - от слова «маять» )

Играют преимущественно девочки 8-12 лет. Место для игры - любая площадка на воздухе. Инвентарь - мяч. Количество участников - 7-15 человек.

Описание . Играющие выбирают водящего. Рисуют на земле круг диаметром 4-6 м, в который становится водящий, и в з-4 м от него - полукруг. Затем все, кроме водящего, становятся на линию этого полукруга (рис. 2). Водящий подкидывает вверх над кругом мяч и быстро называет имя кого-либо из играющих. Названный должен подбежать к кругу, поймать мяч и вернуть (передать) его водящему. Тот, кто не поймает мяч, выбывает из игры. Когда на полукруге останется только 3 игрока, водящий говорит: «Все!» Это значит, что все трое одновременно должны ловить мяч. Кто поймает, тот и выиграл.

Правила.

  1. Водящий может вызывать одного и того же игрока не более 3 раз подряд.
  2. Если подброшенный водящим мяч упадет за пределами круга, значит, водящий сам «замаялся». В этом случае игру приостанавливают и выбирают нового водящего.

Что делаешь? (Што робiш?)

Играют девочки и мальчики 5-8 лет. Местом для игры может быть лесная поляна, площадка, комната. Количество участников - 5-15 человек. Инвентарь - палочки или прутики (у каждого играющего).

Описание . Играющие выбирают «хозяйку», затем рассаживаются по кругу и выкапывают перед собой ямочки или рисуют кружки. «Хозяйка» обходит всех и задает каждому какую-либо «работу»: например, печь хлеб, варить обед, пилить дрова, косить сено, чинить стул, носить воду. Играющие должны все время постукивать палочкой по своему кружку и называть вслух заданную им «работу».

Дав каждому задание, «хозяйка» становится в середине круга и говорит:

А теперь будем все... (Называет какое-либо занятие, например: петь, забивать гвозди, пилить, стругать и т. д.) Начали!

Играющие обязаны повторять все, что прикажет «хозяйка». Несколько раз переменив задание, она, указывая прутиком на кого-либо из играющих, неожиданно спрашивает:

Что делаешь?

Тот, кого она спросила, должен немедленно назвать ту работу, которую ему поручили в начале игры. Кто ошибется выбывает из игры (или продолжает играть, получив штрафное очко), после чего «хозяйка» дает всем новые задания.

Побеждает ни разу не сбившийся в игре. Он становится «хозяйкой», и игра повторяется.

Правила.

  1. Тот, кого спросил водящий, должен назвать свою работу не позже чем водящий сосчитает до трех.
  2. Подсказавший получает штрафное очко или выбывает из игры.

Иванка

(Эта Игра имеет и другое название: «В ведьму» )

Для игры подходит любая просторная площадка или зал. Играющим нужна кукла (Иванка) или любой другой предмет (например, мяч, кубик). Играют 10-20 детей в возрасте 7-12 лет.

Описание . На земле рисуют круг диаметром 5-6 м. Это «лес». В середине его очерчивается квадрат со стороной около 1 м - «дом лесовика» («ведьмы»). Сюда сажают (кладут) Иванку (рис. 3). Затем выбирают «лесовика» (водящего). Остальные - «лебеди». Залетая в «лес», «лебеди» стараются схватить Иванку и унести оттуда. «Лесовик» веточкой (или просто рукой) стремится задеть (осалить) «лебедей». До кого он дотронется, тот выбывает из игры. «Лебедь», которому удастся вынести из «леса» Иванку, сам становится «лесовиком», и игра начинается сначала. Она может быть закончена (по желанию участников), когда проводится очередная смена «лесовика» или когда «лесовик» выведет из игры всех «лебедей».

Правила

  1. «Лесовик» не имеет права выходить из «леса» и подходить к своему «дому» ближе 1 шага.
  2. Если «лебедю» удается схватить Иванку, но водящий осалит его в пределах «леса», то «лебедь» выбывает из игры, а Иванку возвращают на прежнее место - в «дом».

Побелка (Пабелка)

(Другое название игры - «Беляк» )

Играют зимой, обычно подростки и юноши, а по праздникам - и мужчины. Место для игры - любая заснеженная площадка. Количество играющих - от 5 до 20 человек.

Описание . Участники скатывают из снега шар диаметром около 1 м и становятся вокруг него, взявшись за руки. По сигналу каждый играющий, упираясь ногами, старается затянуть соседа в середину, чтобы он коснулся снежного шара. Как только кто-нибудь коснется шара - «побелится» (а это обычно хорошо видно, так как на одежде «побеленного» останутся следы снега), заметивший это кричит: «Побелен!» - и называет имя «побеленного». Игра останавливается. «Побеленный» выбывает из игры. Остальные снова берутся за руки, и игра продолжается. Последние двое оставшиеся в игре становятся друг против друга и, взявшись за руки над шаром, стараются перетянуть друг друга. Кто из них «натянет» соперника на шар, тот и выигрывает.

Правила

  1. Игроки, разомкнувшие руки, выбывают из игры.
  2. Тянуть в круг можно лишь после того, как все возьмутся за руки (можно выбрать судью, подающего команду).

Подхват (Падхват)

Играют зимой, преимущественно мальчики 10-15 лет. Место для игры - заснеженный склон. Инвентарь - санки, шишки или другие мелкие предметы. Количество играющих не ограничено.

Описание . На склоне вдоль накатанной санной колеи раскладываются шишки. Съезжая с горы по очереди, играющие на ходу собирают шишки. Кто больше соберет («подхватит») шишек, тот выигрывает.

Правила

  1. Нельзя тормозить или останавливать санки около лежащих шишек.
  2. Если для съезжающих последними по очереди останется мало шишек, то их добавляют.

У лиса (У лiса)

Играют чаще всего подростки. Участников должно быть не меньше 6-7, а лучше 10-15 человек. Для игры нужен жгут из мягкой веревки длиной около 50 см (или из полотенца, шарфа, пояса и др.).

Описание . Выбирается (по считалке или добровольно) водящий («лис»). Все становятся в колонну по одному, руки опущены. Водящий идет вдоль колонны и передает кому-нибудь в руки незаметно для остальных жгут (в колонне никто не должен оглядываться). Получивший жгут бежит вперед и старается осалить им стоящего первым в колонне. Бывший «лис» становится на освободившееся место. Если стоящий первым в колонне заметит подбегающего к нему со жгутом, то бежит с другой стороны колонны к ее концу, стараясь стать позади последнего прежде, чем его догонит и осалит бегущий со жгутом. Кто из них окажется менее быстрым, тот становится «лисом» и начинает новый кон игры.

Правила.

  1. Заметившие, что жгут передан, не должны сообщать об этом другим игрокам.
  2. Если стоящий в колонне оглянется, то он становится водящим (это правило вводится по договоренности между игроками).
Гуськи (ГускI)

Играют зимой ребята 12-16 лет. Место для игры - ледяная круглая площадка диаметром 10-15 м. Инвентарь - «колки» (раздвоенные на концах палки длиной 1-1,2 м) и «гуськи» (чурки длиной 10-12 см и толщиной 3-4 см). «Колков» и «гуськов» должно быть столько же, сколько играющих (4-8 человек).

Описание . В зависимости от тактических соображений каждый игрок в любом месте на краю площадки выкапывает «гнездо» - ямку диаметром 25-40 см. Затем все становятся возле своих «гнезд», «гуськи» держат при себе. Кто-либо кладет свой «гусек» на середину площадки. Хозяин выставленного «гуська» стучит «колком» о лед 3 раза. После третьего удара все бегут к «гуську», и каждый старается завладеть им и ударами или толчками «колка» загнать в свое «гнездо». Как только «гусек» загнан, на середину кладут следующий «гусек», и все начинается сначала. Так продолжается до тех пор, пока все «гуськи» не будут загнаны в «гнезда». В чьем «гнезде» окажется больше «гуськов», тот выиграл.

Правила

  1. Во время игры запрещается хватать соперника руками.
  2. Передвигать «гуська» можно только «колком».
  3. Загнанный в «гнездо» «гусек» засчитываете?! хозяину этого «гнезда», независимо от того, кто совершил по «гуську» последний удар.

Клёк

Эта старинная игра пастухов-подростков до сих пор бытует во многих районах Белоруссии.

Играют мальчики 10-14 лет. Место для игры - площадка на воздухе длиной 80-100 м. Инвентарь - палка и «клёк» - заостренная с обеих сторон чурочка длиной 10-12 см и толщиной 3-4 см. Количество участников - 2-6 человек.

Описание . На краю площадки чертят исходную линию. Параллельно ей на расстоянии 2 м проводят вторую линию. Между ними - «болото». Еще одно такое же «болото» рисуют посередине площадки. Затем играющие устанавливают по жребию или считалке очередность ударов.

«Клёк» кладут поперек исходной линии. Ударом палки по концу «клёка» нужно заставить его лететь вверх-вперед и как бы перепрыгнуть через «болото». Если это удалось, то отмечают место падения «клёка» черточкой, с которой этот же игрок будет отбивать «клёк» дальше, когда снова придет его очередь. Если «клёк» попадет в одно из «болот», значит, он «увяз» и игрок, забросивший его туда, должен снова начинать игру с исходной линии. Игра заканчивается, когда кто-нибудь из игроков достигнет конца площадки.

Правила.

  1. Игроки производят в порядке очереди по одному удару, продвигаясь каждый раз вперед от места падения «клёка» после предыдущего удара.
  2. Если удар оказался неудачным и «клёк» не полетел вперед, игрок может сделать еще две попытки (это правило вводится, когда игроки еще слабо владеют техникой удара).

Сбей картошку («ЗбI бульбу»)

В народе издавна были широко распространены игры-упражнения на испытание силы, ловкости, сообразительности, умения действовать в самых необычных условиях. Вот одно из таких игровых испытаний для подростков и юношей 14-18 лет и старше.


Описание . На два пня (в помещении их могут заменить табуреты, стулья), находящиеся на расстоянии 1,5-2 м друг от друга, кладут крепкую круглую палку. На землю (пол) желательно постелить солому (или гимнастический мат). Надо сесть на середину палки, скрестив ноги, лицом в сторону одного из пней (табуретов), причем коленями опираться на палку не разрешается, зато можно опираться о землю (пол) второй палкой длиной 1-1,5 м, держа ее правой или левой рукой (на рис. 4 показан один из возможных вариантов положения сидящего на палке). Уравновесив себя, играющий поднимает эту палку и старается сбить ею 4 картофелины, которые положены в виде квадрата со стороной 20-30 см на каждом пне (табурете). Если при этом он теряет равновесие, то может снова опереться палкой о землю, а потом продолжить попытки сбить картофелины. Кто не удержится на палке и коснется земли ногой или рукой, тот уступает очередь следующему. Задача участников - сбить все картофелины при наименьшем количестве попыток.

Правила.

  1. Если участник, сбив картофелины, после этого не удержится на палке, его результат не насчитывается.
  2. Игроку запрещается передвигаться по палке, на которой он сидит.

Мячик в ямку! (Мячык у ямку)

Это разновидность известной игры «Котёл». Она интересна тем, что для игры достаточно 2 человек. Играют обычно подростки. Нужна небольшая площадка - достаточно 7-10 м в поперечнике. У каждого играющего палка длиной 100-120 см с загнутым концом (можно взять хоккейную клюшку). Для игры нужен мячик величиной с кулак (можно теннисный).

Описание . По жребию определяют, кто водит. Другой играющий становится у ямки диаметром около 15 см. Игрок, находящийся у ямки, ставит в нее конец своей палки. Водящий пытается загнать палкой мяч в ямку. Но только он поближе подкатит мячик к ямке, как второй игрок ударяет по мячу палкой как можно сильней, и мяч улетает далеко. Водящий снова гонит его к ямке. Если он загонят мяч в ямку или поставит в нее свою палку в тот момент, когда другой игрок вынул палку для удара, эти игроки меняются ролями.

Правила.

  1. Если оба игрока поставили палки в ямку одновременно, водящий остается прежний.
  2. Нельзя выталкивать чужую палку из ямки, ударяя по ней своей палкой.«
Храбрый заяц» («Храбры заяц»)

(Эта игра известна еще под названием «В рогового» (т. е. «В черта») )

В этой игре участвуют обычно младшие школьники и подростки. Количество играющих - 5 человек. Для игры необходим один волейбольный мяч.

Описание. На земле рисуют квадрат 8X8 м, который делят на 4 равные части. В каждом углу квадрата чертят круг диаметром 1м - «засада». После этого играющие с помощью жребия или считалки выбирают водящего - «зайца». Остальные игроки - «охотники». Они становятся по одному в каждой «засаде», а «заяц» - в любом месте квадрата.

Первый вариант. «Охотники», перебрасывая друг другу мяч, выбирают удобный момент и метают мяч в «зайца». «Охотник», в квадрате которого был осален мячом «заяц», сам становится «зайцем» или им становится «охотник», не попавший в «зайца». Если «заяц» поймает мяч на лету, он имеет право кинуть его в того «охотника», который бросал мяч, и в случае попадания поменяться с ним местами.

Правила.

  1. «Зайцу» не разрешается выходить за границы квадрата, а «охотникам» входить в него из своих «засад».
  2. Если «охотник» не поймает брошенный ему мяч, то «заяц» бросает его в этого «охотника» с дальней от него линии квадрата, после чего «охотник» обязан принести мяч и ввести его в игру.

Второй вариант . Игрок, метнувший мяч в «зайца» и не попавший в него, выбывает из игры и его место занимает кто-либо другой.

Третий вариант. Игрок, метнувший мяч в «зайца» и не попавший в него, выбывает из игры и его «засада» остается пустой. В этом случае выигрывает (в зависимости от договоренности) или «заяц», оставшийся неосаленным, или последний игрок, сумевший осалить «зайца».

Пушка

(Эта игра имеет и другие названия: «Кегли», «Рухи», «Хата», «Солдаты». )

Одна из простейших ее разновидностей - «Пушка».

Под разными названиями повсеместно распространена в Белоруссии общая для восточных славян игра «Городки».

Играют подростки, юноши. Однов-ременно в игре участвуют только 2 человека. Для игры требуется одна бита (палка) и по 5 городков (чурок) на каждого игрока.

Описание. На земле проводят две линии на расстоянии 10-15 м одна от другой. Бросают жребий, кому начинать игру и кому на какой линии стать. Каждый игрок ставит на свою линию один городок («пушку») в вертикальном положении. Первый по очереди метает в «пушку» биту. Если «пушка» сбита, ее отдают сбившему и ставят новую. Игрок продолжает бить, пока не промахнется. Тогда очередь бить переходит к сопернику. Игра заканчивается, когда один из участников захватит все «пушки» соперника.

Правила.

  1. Если у одного из участников проиграны все 5 его городков, он может ставить на линию выигранные им городки соперника.
  2. Метать биту можно только из-за своей линии, не заступая вперед.

Дом (Хата)

Играют мальчики-подростки на улице или поляне. Количество участников - от 4 до 10 человек. Для игры требуются одна палка (бита) и 6 городков.


Описание . Участники делятся на две равные команды. На земле проводят две параллельные линии на расстоянии 12-15 м одна от другой. Представители команд бросают жребий, кому начинать игру. Участники команд договариваются об очередности ударов. Каждая команда устанавливает на своей линии фигуры из 3 городков. Цель игры - сбить эти фигуры.

Удары производятся в порядке очереди: удар первой команды, удар второй команды, снова удар первой и т. д. Фигура считается сбитой, если все 3 городка выкатятся за линию. Если хоть один городок откатится вперед, фигура не считается сбитой и городок выбивается следующим ударом или несколькими ударами.

Порядок установки фигур: 1) «лес», 2) «дорога», 3) «воз», 4) «конь», 5) «ворота», 6) «хата» (рис. 5).

Расстояние между городками (где они установлены не вплотную) равно длине одного городка. Сбить первую фигуру - значит «выйти из леса», вторую - «пройти дорогу», третью - «догнать воз», четвертую -- «догнать коня», пятую - «войти в ворота», шестую - «войти в хату».

Чья команда первой «войдет в хату», та выигрывает.

Правила.

  1. Во время удара все игроки противоположной команды отходят в сторону.
  2. Бросать биту по фигуре можно только из-за своей линии, не переступая ее.
  3. Сбитые фигуры устанавливаются игроками той команды, чья фигура сбита.
  4. Команда, начавшая игру второй, имеет право на последний удар даже в том случае, если все ее фигуры уже сбиты.

Два огня (Два агнI)

Играют чаще мальчики 13-15 лет (на ровной площадке с твердым грунтом или в спортивном зале). Количество играющих - от 8 до 20 человек. Инвентарь - мячик (лучше волейбольный или баскетбольный).

Описание . Выбирают двух водящих (это «огни») и разделяются на две группы. На земле рисуют «коридор» длиной 8-12 м и шириной 8-10 м. «Огни» становятся в «коридоре», а остальные играющие располагаются у линий с обеих сторон «коридора»: одна группа - вдоль левой стороны, вторая - вдоль правой. Играющие сильным ударом о землю внутри «коридора» перебрасывают от группы к группе мяч, а «огни» стараются его поймать. Если им это удается, то игрок, бросивший мяч, считается «сгоревшим» и выбывает из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока «огни» или выведут из игры одну из групп, или сами «погаснут», т. е. откажутся от продолжения игры.

Правила.

  1. В «коридоре» находятся только водящие, остальным играющим не разрешается входить в него.
  2. Поймав мяч, игрок может перекинуть его 1 раз другому игроку из своей группы, но следующий бросок может быть только через «коридор».

Вариант. Игра может проводиться на время со сменой «огней» через 10-15 мин. В этом случае побеждают «огни», выведшие из игры большее количество игроков.

"Белорусские народные игры в системе внеклассной работы

в школе"

Для чего человеку дано детство? Во-первых - биологическое созревание. Во–вторых - детство нам нужно для того, чтобы мы подготовились к сложной социальной жизни, чтобы ребенок начал ощущать себя человеком среди других людей, приобрел социальные эмоции, переживания, воображения. А школа и внеклассная работа в ней предназначены облегчить сложный путь учащегося в социальную жизнь общества. Сейчас в белорусских школах наработан достаточный опыт деятельности во внеурочной жизни учеников по разным направлениям творческого развития личности, ее досуга, здорового образа жизни, патриотичного и общественного воспитания. Внеклассная работа является органической частью целостной учебно-воспитательной работы школы и её организация должна отражаться во всех видах планирования, отвечать основным задачам школы. А одной из задач воспитания является воспитание национального самосознания, национального достоинства, присоединение к белорусской культуре, народным традициям, переданных нашими предками.

Наше государство уделяет большое внимание воспитанию здорового человека, как психически, так и физически. А политика Республики Беларусь направлена на возрождение национальных традиций и ценностей, потому что именно поколение, которое осознает свое национальное достоинство, свои корни, культуру, прочная основа страны. Это обусловливает широкое обращение к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, присоединение к национальной и общечеловеческой культуре. Сокровищница средств и методов воспитания все время пополняется новыми элементами. Все новое - это давно забытое старое, - поговорка, которую можно отнести к использованию белорусских народных игр во внеклассной работе школы.

Народные игры - вид активного отдыха людей, исторически сформированного на основе драматизированных, условных или творческих действий, в которых сложились определенные правила и приемы забав и которые являются средствами физического, умственного и морально-эстетичного воспитания. Многие народные игры возникли из обрядов и развивались с древних времен и воспринимаются сейчас как средство отдыха и приобретения полезных навыков и подготовки к входу в социальную жизнь общества. Народная игра - средство воспитания гражданина, личности, развития физических сил.

Каждый народ имеет свои самобытные игры. Игры белорусского народа тесно связаны и с бытом и с рабочей деятельностью людей, природой, которая их окружает. Одни из них имеют определенные традиционные нормы и словесное оформление, что делает их действие драматизированным. Вторые - со строгим распределением ролей каждого участника, в каких слово является сигналом для какого-то действия. Есть и игры-хороводы с сочетанием мелодии, слов движений, что содействуют воспитанию интереса к народному творчеству, к родному языку.

Бытует точка зрения, что играть интересно только маленьким детям в детском саду и это необязательно должны быть народные игры, ведь среди них немало на самом деле интересных и подвижных игр. Но на самом деле играть любят все и в любом возрасте, надо только правильно подобрать игру. В особенности интересно как для ребят да и для взрослых проходят совместные игры. Совместные конкурсы, соревнования в русле народной игры раскрывают, мобилизуют мощь, творческую энергию семьи и родители имеют отличную возможность больше взаимодействовать со своими детьми. Игры учат ценить детство во всех его проявлениях, позволяют родителям видеть, как их ребенок постигает мир в тех формах деятельности, какие ему понятны, приносят удовлетворение, и что бесспорно - развивают его личность творчески, физически и духовно, а также в процессе игры взрослые развиваются сами.

Подвижная игра - естественный спутник жиз­ни ребенка, источник радостных эмоций, обла­дающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются тради­ционным средством педагогики. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Ра­дость движения сочетается с духовным обо­гащением детей. У них формируется устойчи­вое, заинтересованное, уважительное отноше­ние к культуре родной страны, создается эмо­ционально положительная основа для разви­тия патриотических чувств: любви и предан­ности Родине. Это находит отражение в народных песнях, сказаниях, в движениях танца и игры. По содержанию все народные игры класси­чески лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характери­зуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности..

В народных играх много юмора, шуток, со­ревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожидан­ными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художествен­ную прелесть, эстетическое значение и состав­ляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное на­строение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях когда детям необходимо разделиться на команды.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руковод­ства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, вообра­жение, добиваясь активного выполнения иг­ровых действий.



В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам; за дозировкой физической на­грузки, делает краткие указания, поддержи­вает и регулирует эмоционально-положи­тельное настроение и взаимоотношения играю­щих, приучает их ловко и стремительно дей­ствовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, доби­ваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

Объясняя новую народную игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьев­ка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно| ввести в ход игры неожиданно. Такой | прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного зна­комства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин. Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от ее вида и со­держания. Так, несюжетная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально-выразитель­но. Воспитатель дает представление о ее со­держании, последовательности игровых дейст­вий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры сле­дует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества: смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспо­сабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из крити­ческого положения, быстро принимать реше­ние и приводить его в исполнение, прояв­лять инициативу, т. е. дошкольники приобре­тают важные качества, необходимые им в бу­дущей жизни.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, мо­ральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгла­димы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нрав­ственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и твор­ческой деятельности.

Игры использовала в работе фольклорного кружка. Требования нового времени — обратить внимание на родной язык! У нас в детском саду введен день общения не белорусском языке (один в неделю). Вот в этот день удобно использовать именно народные игры. В игре ребенок быстрее постигает тонкости языка. Так что — дерзайте!

Во ж ы к і мыш ы

Все дети вместе с игроками-мышами становятся в круг. Ежик-в центре круга. По сигналу все идут вправо, еж - влево. Игроки произносят слова: Бяжыць вожык - тупу-туп, Весь калючы, гостры зуб! Вожык-вожык, ты куда? Ад якой бяжыш бяды?

После этих слов все останавливаются. По сигналу к ежу подходит один игрок и говорит:

Вожык ножкамі туп-туп!

Вожык глазкамі луп-луп!

Чуе вожык - усюды ціш,

Чу!.. Скрабецца ў лісце мыш!

Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают за кругом. Ведущий говорит:

Бяжы, бяжы, вожык,

Не шкадуй ты ножак,

Ты лаві сабе мышэй,

Не лаві нашых дзяцей!

Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пятнает).

Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка поймана: она в мышеловке. Таким образом, игра повторяется несколько раз.

Правила игры. Все действуют точно в соответствии с текстом. Еж пятнает мышей, слегка коснувшись их рукой. Запятнанная мышка сразу выходит из игры.

Запляц і ся, пляцень!

Играющие делятся на две равные по силам команды - зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии - коридор шириной 10- 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы - на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:

Заяц, заяц не хадзі,

Ў гародзе не блудзі!

Пляцень, заплятайся,

Зайцы лезуць, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Ідзі назад, у лес, асінку пагрызі!» И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

У лес заяц паскакаў,

Нас пляцень уратаваў.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями.

Правила игры. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Ліскі

Играющие по договоренности или по жеребьевке выбирают лиса - ведущего и, построившись в круг диаметром 10-20 м, кладут возле себя лисок. Лис подходит к одному из играющих и говорит:

Дзе быў?

Каго злавіў?

Аддай ліску маю.

За так не аддаю.

А за што - скажы сам.

Як абгоніш, дык аддам.

После этого они бегут в противоположные стороны по кругу. Хозяином лиски становится тот, кто займет свободное место в кругу, лисом - игрок, который остался.

Пярсцёнак

Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у ведущего лежит небольшой блестящий предмет (это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:

Вось па крузе я іду,

Усім пярсценачак кладу,

Мацней ручкі заціскайце

Да глядзіце, не зявайце.

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!» Тот, у которого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустить из круга. Правила игры. После слов: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!»- все игроки должны успеть быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком в руке из круга.

У Мазаля

Участники игры выбирают Мазаля. Все остальные отходят от Мазаля и договариваются, что будут ему показывать, после чего идут к Мазалю и говорят:

Здравствуй, дедушка Мазаль -

З дліннай белай барадой,

З чорнымі вачамі, з белымі вусамі!

Дзеткі, дзеткі! Дзе вы былі?

Дзе вы былі? Што рабілі?

Дзе мы былі, вам не скажам,

Што рабілі — пакажам!

Все делают те движения, о которых договорились заранее. Когда дед Мазоль отгадает, играющие разбегаются, а дед ловит их.

Правила игры. Дед Мазаль выбирает себе на замену самого быстрого, ловкого игрока.

Жмуркі

Все идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Как приведут к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают такой разговор с котом:

Кот, кот! На чым стаіш?

На дубе!

За што трымаешся?

Што на суку?

Што ў вуллях?

Каму ды каму?

Мне ды сыну майму!

А нам што?

Гліны на лапаце!

Тут все начинают тормошить кота и поют песенку:

Кот, кот Апанас,

Ты лаві тры годы нас!

Ты лаві тры годы нас,

Не развязваючы глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. А кот Апанас принимается ловить играющих. Все вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

Правила игры. Ловить и разбегаться можно только после слов: «Не развязывая глаз!» Осаленный временно выходит из игры.

Рэдзькі

Пан стоит где-нибудь вдалеке, а хозяин остается с редьками. Редьки садятся на траву одна за другой, обхватив обеими руками того, кто сидит впереди. Они поют:

Мы на градачцы сядзім,

Ды на сонейка глядзім!

Мы ядзім, сядзім, сядзім!

Мы глядзім, глядім, глядзім!

А хозяин перед грядками похаживает. Вдруг издалека слышится:

Дзінь-дзілінь!

Дзінь-дзілінь!

Дзінь-дзілінь!

Это пан на лошади (на палочке) верхом едет. Он подъезжает к грядке, объезжает ее два-три раза, потом останавливается и спрашивает: «Ці дома хазяін?» Хозяин отвечает: «Дома! А хто там?» Пан говорит: «Сам пан!» Хозяин спрашивает: «Што табе трэба?» Пан говорит:

Мая пані на печы ляжала.

Звалілася з печы,

Пабіла плечы.

Вохае, уздыхае -

Рэдзькі жадае.

Дай мне рэдзькі!

Хозяин отвечает:

Рэдзька яшчэ маленькая:

З курыную галоўку.

Прыязджай заўтра!

Пан поехал домой. Через некоторое время он опять приезжает к огороду и спрашивает то же самое. Хозяин глянул на грядку и говорит:

Рэдзька яшчэ маленькая:

З гусіную галоўку.

Прыязджай заўтра, тады дам!

Пан поскакал обратно. Через некоторое время снова приезжает и говорит то же самое. Хозяин отвечает: «Цяпер мая рэдзька вырасла з конскую галоўку!»

Пан спрашивает: «А можна вырваць рэдзьку?» Хозяин говорит: «Можна! Цягні сам, якую хочаш!»

Пан подходит к редьке и дергает ту, которая сидит последней. А редька крепко сидит да посмеивается над ним:

Ножкі ў пана таненькія,

Ручкі ў пана слабенькія!

Пан все дергает, а выдернуть нет силы. А редьки с хозяином над ним посмеиваются, произнося те же слова.

Наконец, пан поднатужился, изловчился, выдернул редьку и отвел туда, где стоит его лошадь. Потом подходит к хозяину и опять спрашивает: «А можна мне яшчэ рэдзьку?» «Можна, цягні!» - разрешает хозяин. Пан сам выдернуть не может и зовет первую редьку. Начинают они вместе тянуть. Вытянули еще одну! Потом они стали вытягивать все редьки по очереди. И каждая редька, которую он из грядки выдернет, становится за предыдущими редьками гуськом. Так продолжается до тех пор, пока на грядке ничего не останется. Пан садится на коня и уезжает вместе с редьками.

Правила игры. Выдергивать редьку можно только с разрешения хозяина.

Грушка

Играющие берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится мальчик или девочка. Это и будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:

Мы пасадзім грушку -

Вось так, вось так!

Няхай наша грушка

Расце, расце

Вырастай ты, грушка,

Вось такой вышыні;

Вырастай ты, грушка,

Вось такой шырыні;

Вырастай ты, грушка,

Вырастай у добры час!

Патанцуй, Марылька,

Пакружыся ты для нас!

А мы гэту грушку

Усе шчыпаць будзем.

Ад нашай Марылькі

Уцякаць будзем!

Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне: танцевать, кружиться. На слова «Вось такой вышыні» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вось такой шырыні» разводят их в стороны. Когда поют: «А мы гэту грушку усе шчыпаць будзем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит кого-нибудь.

Правила игры. Все игровые действия должны быть четко согласованы со словами.

Елена Варданян
Белорусские народные игры

Цель: развитие интереса детей к культуре Белоруссии, знакомство с народными играми белорусского народа.

Вводная беседа с детьми.

Воспитатель обращается к детям с вопросом:

Вы любите играть в подвижные игры?

А какие игры вы знаете?

А, вы знаете, что у каждого народа свои народные игры?

Мы с вами хорошо знаем русские народные игры, а сегодня я хочу вас познакомить с белорусскими играми. У белоруссов есть свои народные игры, без которых не проходит ни один праздник. В играх обыгрываются особенности культуры и быта.

Как вы думаете, ребята, какой овощ больше всего любят белоруссы? Я вам подскажу загадкой:

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом …

(картошка)

Молодцы! Правильно! Мы сейчас поиграем в белорусскую народную игру «Посади картошку».

«Посади картошку»

Цель игры: развитие быстроты, силовой выносливости.

Правила игры: Создаются две команды с одинаковым числом игроков, выбирают капитана команды. У каждого капитана в руках мешок с картофелем (можно камушки). Картофеля должно быть по количеству игроков в команде. На расстоянии двадцати шагов от каждой колонны начерчены круги (по количеству игроков). По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый круг. Затем они возвращаются и передают мешок следующему игроку, который, взяв мешок, бежит собирать картошку и т. д. Побеждает команда, первая справившаяся с заданием.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилась игра?

А сейчас мы познакомимся с игрой, в которую белорусские дети играют дома.

«Михасик»

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

Для проведения игры по кругу ставятся шесть пар «лаптей» (мы сделали тапочки из цветного картона). Семь участников игры располагаются вокруг «лаптей», водят хоровод, а ведущий в это время произносит слова: «Ты, Михасик, не зевай, не зевай -лапоточки обувай, обувай!» После этих слов участники игры останавливаются и каждый старается быстрей обуть «лапти». Ребенок, оставшийся без «лаптей», выбывает из игры. Убирается одна пара «лаптей», и игра продолжается до тех пор, пока останется один ребенок. Он и Считается победителем.

Предлагаю вам научить своих родителей и друзей во дворе играть в белорусские игры.



Похожие статьи
 
Категории