Белорусские национальные виды спорта, физические упражнения и игры. Старинные белорусские игры

29.07.2019

Игры использовала в работе фольклорного кружка. Требования нового времени — обратить внимание на родной язык! У нас в детском саду введен день общения не белорусском языке (один в неделю). Вот в этот день удобно использовать именно народные игры. В игре ребенок быстрее постигает тонкости языка. Так что — дерзайте!

Во ж ы к і мыш ы

Все дети вместе с игроками-мышами становятся в круг. Ежик-в центре круга. По сигналу все идут вправо, еж - влево. Игроки произносят слова: Бяжыць вожык - тупу-туп, Весь калючы, гостры зуб! Вожык-вожык, ты куда? Ад якой бяжыш бяды?

После этих слов все останавливаются. По сигналу к ежу подходит один игрок и говорит:

Вожык ножкамі туп-туп!

Вожык глазкамі луп-луп!

Чуе вожык - усюды ціш,

Чу!.. Скрабецца ў лісце мыш!

Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают за кругом. Ведущий говорит:

Бяжы, бяжы, вожык,

Не шкадуй ты ножак,

Ты лаві сабе мышэй,

Не лаві нашых дзяцей!

Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пятнает).

Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка поймана: она в мышеловке. Таким образом, игра повторяется несколько раз.

Правила игры. Все действуют точно в соответствии с текстом. Еж пятнает мышей, слегка коснувшись их рукой. Запятнанная мышка сразу выходит из игры.

Запляц і ся, пляцень!

Играющие делятся на две равные по силам команды - зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии - коридор шириной 10- 15 см. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы - на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:

Заяц, заяц не хадзі,

Ў гародзе не блудзі!

Пляцень, заплятайся,

Зайцы лезуць, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Ідзі назад, у лес, асінку пагрызі!» И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

У лес заяц паскакаў,

Нас пляцень уратаваў.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями.

Правила игры. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Ліскі

Играющие по договоренности или по жеребьевке выбирают лиса - ведущего и, построившись в круг диаметром 10-20 м, кладут возле себя лисок. Лис подходит к одному из играющих и говорит:

Дзе быў?

Каго злавіў?

Аддай ліску маю.

За так не аддаю.

А за што - скажы сам.

Як абгоніш, дык аддам.

После этого они бегут в противоположные стороны по кругу. Хозяином лиски становится тот, кто займет свободное место в кругу, лисом - игрок, который остался.

Пярсцёнак

Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у ведущего лежит небольшой блестящий предмет (это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом он говорит:

Вось па крузе я іду,

Усім пярсценачак кладу,

Мацней ручкі заціскайце

Да глядзіце, не зявайце.

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!» Тот, у которого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны постараться задержать его, не выпустить из круга. Правила игры. После слов: «Пярсценачак, пярсценачак, выйдзі на ганачак!»- все игроки должны успеть быстро взяться за руки, чтобы не выпустить игрока с колечком в руке из круга.

У Мазаля

Участники игры выбирают Мазаля. Все остальные отходят от Мазаля и договариваются, что будут ему показывать, после чего идут к Мазалю и говорят:

Здравствуй, дедушка Мазаль -

З дліннай белай барадой,

З чорнымі вачамі, з белымі вусамі!

Дзеткі, дзеткі! Дзе вы былі?

Дзе вы былі? Што рабілі?

Дзе мы былі, вам не скажам,

Што рабілі — пакажам!

Все делают те движения, о которых договорились заранее. Когда дед Мазоль отгадает, играющие разбегаются, а дед ловит их.

Правила игры. Дед Мазаль выбирает себе на замену самого быстрого, ловкого игрока.

Жмуркі

Все идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Как приведут к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают такой разговор с котом:

Кот, кот! На чым стаіш?

На дубе!

За што трымаешся?

Што на суку?

Што ў вуллях?

Каму ды каму?

Мне ды сыну майму!

А нам што?

Гліны на лапаце!

Тут все начинают тормошить кота и поют песенку:

Кот, кот Апанас,

Ты лаві тры годы нас!

Ты лаві тры годы нас,

Не развязваючы глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. А кот Апанас принимается ловить играющих. Все вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

Правила игры. Ловить и разбегаться можно только после слов: «Не развязывая глаз!» Осаленный временно выходит из игры.

Рэдзькі

Пан стоит где-нибудь вдалеке, а хозяин остается с редьками. Редьки садятся на траву одна за другой, обхватив обеими руками того, кто сидит впереди. Они поют:

Мы на градачцы сядзім,

Ды на сонейка глядзім!

Мы ядзім, сядзім, сядзім!

Мы глядзім, глядім, глядзім!

А хозяин перед грядками похаживает. Вдруг издалека слышится:

Дзінь-дзілінь!

Дзінь-дзілінь!

Дзінь-дзілінь!

Это пан на лошади (на палочке) верхом едет. Он подъезжает к грядке, объезжает ее два-три раза, потом останавливается и спрашивает: «Ці дома хазяін?» Хозяин отвечает: «Дома! А хто там?» Пан говорит: «Сам пан!» Хозяин спрашивает: «Што табе трэба?» Пан говорит:

Мая пані на печы ляжала.

Звалілася з печы,

Пабіла плечы.

Вохае, уздыхае -

Рэдзькі жадае.

Дай мне рэдзькі!

Хозяин отвечает:

Рэдзька яшчэ маленькая:

З курыную галоўку.

Прыязджай заўтра!

Пан поехал домой. Через некоторое время он опять приезжает к огороду и спрашивает то же самое. Хозяин глянул на грядку и говорит:

Рэдзька яшчэ маленькая:

З гусіную галоўку.

Прыязджай заўтра, тады дам!

Пан поскакал обратно. Через некоторое время снова приезжает и говорит то же самое. Хозяин отвечает: «Цяпер мая рэдзька вырасла з конскую галоўку!»

Пан спрашивает: «А можна вырваць рэдзьку?» Хозяин говорит: «Можна! Цягні сам, якую хочаш!»

Пан подходит к редьке и дергает ту, которая сидит последней. А редька крепко сидит да посмеивается над ним:

Ножкі ў пана таненькія,

Ручкі ў пана слабенькія!

Пан все дергает, а выдернуть нет силы. А редьки с хозяином над ним посмеиваются, произнося те же слова.

Наконец, пан поднатужился, изловчился, выдернул редьку и отвел туда, где стоит его лошадь. Потом подходит к хозяину и опять спрашивает: «А можна мне яшчэ рэдзьку?» «Можна, цягні!» - разрешает хозяин. Пан сам выдернуть не может и зовет первую редьку. Начинают они вместе тянуть. Вытянули еще одну! Потом они стали вытягивать все редьки по очереди. И каждая редька, которую он из грядки выдернет, становится за предыдущими редьками гуськом. Так продолжается до тех пор, пока на грядке ничего не останется. Пан садится на коня и уезжает вместе с редьками.

Правила игры. Выдергивать редьку можно только с разрешения хозяина.

Грушка

Играющие берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится мальчик или девочка. Это и будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:

Мы пасадзім грушку -

Вось так, вось так!

Няхай наша грушка

Расце, расце

Вырастай ты, грушка,

Вось такой вышыні;

Вырастай ты, грушка,

Вось такой шырыні;

Вырастай ты, грушка,

Вырастай у добры час!

Патанцуй, Марылька,

Пакружыся ты для нас!

А мы гэту грушку

Усе шчыпаць будзем.

Ад нашай Марылькі

Уцякаць будзем!

Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне: танцевать, кружиться. На слова «Вось такой вышыні» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вось такой шырыні» разводят их в стороны. Когда поют: «А мы гэту грушку усе шчыпаць будзем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит кого-нибудь.

Правила игры. Все игровые действия должны быть четко согласованы со словами.

Елена Варданян
Белорусские народные игры

Цель: развитие интереса детей к культуре Белоруссии, знакомство с народными играми белорусского народа.

Вводная беседа с детьми.

Воспитатель обращается к детям с вопросом:

Вы любите играть в подвижные игры?

А какие игры вы знаете?

А, вы знаете, что у каждого народа свои народные игры?

Мы с вами хорошо знаем русские народные игры, а сегодня я хочу вас познакомить с белорусскими играми. У белоруссов есть свои народные игры, без которых не проходит ни один праздник. В играх обыгрываются особенности культуры и быта.

Как вы думаете, ребята, какой овощ больше всего любят белоруссы? Я вам подскажу загадкой:

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом …

(картошка)

Молодцы! Правильно! Мы сейчас поиграем в белорусскую народную игру «Посади картошку».

«Посади картошку»

Цель игры: развитие быстроты, силовой выносливости.

Правила игры: Создаются две команды с одинаковым числом игроков, выбирают капитана команды. У каждого капитана в руках мешок с картофелем (можно камушки). Картофеля должно быть по количеству игроков в команде. На расстоянии двадцати шагов от каждой колонны начерчены круги (по количеству игроков). По сигналу капитаны бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый круг. Затем они возвращаются и передают мешок следующему игроку, который, взяв мешок, бежит собирать картошку и т. д. Побеждает команда, первая справившаяся с заданием.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилась игра?

А сейчас мы познакомимся с игрой, в которую белорусские дети играют дома.

«Михасик»

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

Для проведения игры по кругу ставятся шесть пар «лаптей» (мы сделали тапочки из цветного картона). Семь участников игры располагаются вокруг «лаптей», водят хоровод, а ведущий в это время произносит слова: «Ты, Михасик, не зевай, не зевай -лапоточки обувай, обувай!» После этих слов участники игры останавливаются и каждый старается быстрей обуть «лапти». Ребенок, оставшийся без «лаптей», выбывает из игры. Убирается одна пара «лаптей», и игра продолжается до тех пор, пока останется один ребенок. Он и Считается победителем.

Предлагаю вам научить своих родителей и друзей во дворе играть в белорусские игры.

"Белорусские народные игры в системе внеклассной работы

в школе"

Для чего человеку дано детство? Во-первых - биологическое созревание. Во–вторых - детство нам нужно для того, чтобы мы подготовились к сложной социальной жизни, чтобы ребенок начал ощущать себя человеком среди других людей, приобрел социальные эмоции, переживания, воображения. А школа и внеклассная работа в ней предназначены облегчить сложный путь учащегося в социальную жизнь общества. Сейчас в белорусских школах наработан достаточный опыт деятельности во внеурочной жизни учеников по разным направлениям творческого развития личности, ее досуга, здорового образа жизни, патриотичного и общественного воспитания. Внеклассная работа является органической частью целостной учебно-воспитательной работы школы и её организация должна отражаться во всех видах планирования, отвечать основным задачам школы. А одной из задач воспитания является воспитание национального самосознания, национального достоинства, присоединение к белорусской культуре, народным традициям, переданных нашими предками.

Наше государство уделяет большое внимание воспитанию здорового человека, как психически, так и физически. А политика Республики Беларусь направлена на возрождение национальных традиций и ценностей, потому что именно поколение, которое осознает свое национальное достоинство, свои корни, культуру, прочная основа страны. Это обусловливает широкое обращение к народной педагогике, национальным традициям, фольклору, присоединение к национальной и общечеловеческой культуре. Сокровищница средств и методов воспитания все время пополняется новыми элементами. Все новое - это давно забытое старое, - поговорка, которую можно отнести к использованию белорусских народных игр во внеклассной работе школы.

Народные игры - вид активного отдыха людей, исторически сформированного на основе драматизированных, условных или творческих действий, в которых сложились определенные правила и приемы забав и которые являются средствами физического, умственного и морально-эстетичного воспитания. Многие народные игры возникли из обрядов и развивались с древних времен и воспринимаются сейчас как средство отдыха и приобретения полезных навыков и подготовки к входу в социальную жизнь общества. Народная игра - средство воспитания гражданина, личности, развития физических сил.

Каждый народ имеет свои самобытные игры. Игры белорусского народа тесно связаны и с бытом и с рабочей деятельностью людей, природой, которая их окружает. Одни из них имеют определенные традиционные нормы и словесное оформление, что делает их действие драматизированным. Вторые - со строгим распределением ролей каждого участника, в каких слово является сигналом для какого-то действия. Есть и игры-хороводы с сочетанием мелодии, слов движений, что содействуют воспитанию интереса к народному творчеству, к родному языку.

Бытует точка зрения, что играть интересно только маленьким детям в детском саду и это необязательно должны быть народные игры, ведь среди них немало на самом деле интересных и подвижных игр. Но на самом деле играть любят все и в любом возрасте, надо только правильно подобрать игру. В особенности интересно как для ребят да и для взрослых проходят совместные игры. Совместные конкурсы, соревнования в русле народной игры раскрывают, мобилизуют мощь, творческую энергию семьи и родители имеют отличную возможность больше взаимодействовать со своими детьми. Игры учат ценить детство во всех его проявлениях, позволяют родителям видеть, как их ребенок постигает мир в тех формах деятельности, какие ему понятны, приносят удовлетворение, и что бесспорно - развивают его личность творчески, физически и духовно, а также в процессе игры взрослые развиваются сами.


Белорусский народ на протяжении своей истории создал множество ярких, самобытных танцев. Народные праздники и обряды в Беларуси никогда не обходились без песни и пляски. Они являлись необходимой частью народной свадьбы, празднования Купалья, Колядок, зажинок и дожинок (начало и окончание сельскохозяйственных работ), родин. В зимние месяцы в деревенском быту были широко распространены так называемые кудельницы и музыки – посиделки, на которых собирались девушки и парни и, конечно же, не обходились такие совместные сборы без танцев.


Беларусь на протяжении долгого времени входила в состав различных государств, но, несмотря на это, сумела выработать свою неповторимую танцевальную культуру. «Лявониха», «Крыжачок», «Лянок» - все эти народные танцы до сих пор пользуются популярностью среди белорусского населения и жителей стран СНГ.





Лявониха – танец исключительно энергичный и веселый. Наши предки его любили, а сейчас он остался преимущественно в сценическом варианте. Лявониха – народный танец, который был широко распространён на всей территории Беларуси. Исполнялся под одноимённую песню, которая начиналась строчкой «А Лявониху Лявон полюбил…»


Почти всегда в танце рассказывается какая-нибудь история или обыгрывается какая-нибудь ситуация. Например, в парном танце "Гняваш" поочерёдно гневаются то один, то другой исполнитель. Сначала юноша - он завлекает девушку замысловатыми коленцами, но та гневается и не желает отвечать на его заискивания. Обиженный невниманием парень отходит в сторону. Тогда девушка сменяет гнев на милость и идёт танцевать, но теперь уже гневается парень. Такая смена настроений повторяется несколько раз. Но в конце концов они пляшут вместе.





Песню «Косил Ясь конюшину» знают все, даже те, кто не слушал «Песняров». Слова песни – народные, музыка – усовершенствована Владимиром Мулявиным. Именно в исполнении Песняров она стала хитом. Впервые в новой обработке прозвучала в фильме Юрия Цветкова Ясь и Янина.








История белорусских народных игр органически связана с историей народа, его трудом, бытом, верованиями и обычаями. Известно более 400 белорусских народных игр. В своей совокупности они синтезируют элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства. Преподаватели физического воспитания республики охотно включают народные игры в занятия со школьниками. Методические материалы по белорусским играм пользуются повышенным спросом педагогов.


Игра «Дом» Играют мальчики-подростки на улице или поляне. Количество участников - от 4 до 10 человек. Для игры требуются одна палка (бита) и 6 городков. Описание. Участники делятся на две равные команды. На земле проводят две параллельные линии на расстоянии м одна от другой. Представители команд бросают жребий, кому начинать игру. Участники команд договариваются об очередности ударов. Каждая команда устанавливает на своей линии фигуры из 3 городков. Цель игры - сбить эти фигуры.


«Клёк» - эта старинная игра пастухов-подростков до сих пор бытует во многих районах Белоруссии. Играют мальчики лет. Место для игры - площадка на воздухе длиной м. Инвентарь - палка и «клёк» - заостренная с обеих сторон чурочка длиной см и толщиной 3-4 см. Количество участников человек. Описание. На краю площадки чертят исходную линию. Параллельно ей на расстоянии 2 м проводят вторую линию. Между ними - «болото». Еще одно такое же «болото» рисуют посередине площадки. Затем играющие устанавливают по жребию или считалке очередность ударов.


Игра «Иванка» Для игры подходит любая просторная площадка или зал. Играющим нужна кукла (Иванка) или любой другой предмет (например, мяч, кубик). Играют детей в возрасте 7-12 лет. Описание. На земле рисуют круг диаметром 5-6 м. Это «лес». В середине его очерчивается квадрат со стороной около 1 м - «дом лесовика» («ведьмы»). Сюда сажают (кладут) Иванку (рис. 3). Затем выбирают «лесовика» (водящего). Остальные - «лебеди». Залетая в «лес», «лебеди» стараются схватить Иванку и унести оттуда. «Лесовик» веточкой (или просто рукой) стремится задеть (осалить) «лебедей». До кого он дотронется, тот выбывает из игры. «Лебедь», которому удастся вынести из «леса» Иванку, сам становится «лесовиком», и игра начинается сначала. Она может быть закончена (по желанию участников), когда проводится очередная смена «лесовика» или когда «лесовик» выведет из игры всех «лебедей».


Игра «Маялка» Играют преимущественно девочки 8-12 лет. Место для игры - любая площадка на воздухе. Инвентарь - мяч. Количество участников человек. Описание. Играющие выбирают водящего. Рисуют на земле круг диаметром 4-6 м, в который становится водящий, и в з-4 м от него - полукруг. Затем все, кроме водящего, становятся на линию этого полукруга (рис. 2). Водящий подкидывает вверх над кругом мяч и быстро называет имя кого- либо из играющих. Названный должен подбежать к кругу, поймать мяч и вернуть (передать) его водящему. Тот, кто не поймает мяч, выбывает из игры. Когда на полукруге останется только 3 игрока, водящий говорит: «Все!» Это значит, что все трое одновременно должны ловить мяч. Кто поймает, тот и выиграл.


«Подхват» Играют зимой, преимущественно мальчики лет. Место для игры - заснеженный склон. Инвентарь - санки, шишки или другие мелкие предметы. Количество играющих не ограничено. Описание. На склоне вдоль накатанной санной колеи раскладываются шишки. Съезжая с горы по очереди, играющие на ходу собирают шишки. Кто больше соберет («подхватит») шишек, тот выигрывает. Правила: Нельзя тормозить или останавливать санки около лежащих шишек. Если для съезжающих последними по очереди останется мало шишек, то их добавляют.






Похожие статьи
 
Категории