Бедный авросимов. Час мужества пробил на наших часах

16.03.2019

Автор вспоминает, как в далекой юности с товарищем они жили заветным замыслом дорваться до всех наук. Друзьям казалось, что никакие преграды им нипо-чем, поскольку главное в жизни — не трусить, не лгать, любить свою землю, быть верным народу. Молодые люди представляли, как вернутся потом на родину великолепными московскими гостями, как будут гордить-ся родители и обмирать девушки на танцах. Никто не мог предположить, что готовила им судьба в будущем. Сейчас автору кажется, что те юношеские мечты посещали его «жизнь тому назад» — столько пришлось ему пережить за прошедшие годы.

2. Сын за отца не отвечает

Эти пять слов были сказаны в кремлевском зале "вершителем земным" судеб, И. Сталиным. Автор обращается к молодому поколению, которому уже трудно представить, какой резонанс имела в обществе эта короткая фраза. Для людей его, автора, поколения анкетная графа о происхождении имела «зловещий» смысл. В сталинское время те, кому с графой не повезло, подставляли «для несмываемой отметки» свое чело, чтобы всегда быть под рукой, «на случай нехватки классовых врагов». Самые близкие друзья отворачивались и боялись сказать слово в защиту «сына врага народа», который, в большинстве случаев лично ничем не провинился перед режимом, но должен был нести кару за «прегрешение» отца. После исторического заявления Сталина же можно было благодарить вождя за то, что он простил родного отца.

Сталину, впрочем, не пришло вовремя на ум, что такой «реабилитированный» сын вполне мог бы ответить за несправедливо осужденного отца — того, что работал всегда в поте лица, и приходя домой обедать, клал на стол усталые рабочие руки. На этих руках не было отдельных мозолей — она была сплошная.

Автор слышит в свой адрес обвинения в сердобольности, в попытке смотреть на вещи «с кулацкой колокольни» и «лить воду на мельницу врага». Автору уже надоело «слышать эхо древних лет», ведь ни колоколен, не мельниц тех нет на свете уже давно. Зато сам крестьянин, «голоштанный помощник» Советской власти, ни в чем не ее упрекал, а только славословил и благодарил за «земельку долгожданную» Любой репрессированный искренне верил, что несправедливый приговор будет немедленно отменен, едва Сталин лично «в Кремле письмо его прочтет». Крестьяне, выселенные с насиженных мест, не унывали, и переходили в рабочий класс. Теперь эта почетная дорога была для них открыта: ведь сын за отца не отвечал. Однако скоро все пошло по-прежнему. Стране, казалось, все не хватало клейменых сыновей. Только война предоставляла «право на смерть и даже долю славы». Страшно было только пропасть без вести или же оказаться в плену. Тогда приходилось проследовать под гром победы с двойным клеймом из плена в плен. Вряд ли Родина стала счастливей, собрав рать своих сынов под небом Магадана. У советских людей появился в лице Сталина новый бог, звавший «отринь отца и мать отринь»... В особенности это касалось национальных окраин, переселенных народов — крымских татар и пр. Автор свидетельствует о том, что отец как раз должен отвечать головой за сына, и жаль, что сам Сталин не стал ответчиком ни за своего сына, ни за дочь.

3. О памяти

Автор считает, что нельзя забывать «крестный путь» тех, кто стал «лагерной пылью». Впрочем, об этом постоянно «забыть велят и просят лаской» для того, чтобы не смущать непосвященных оглаской. Однако автор не видит вокруг себя непосвященных: вся страна знала о репрессиях, даже если человека лично они не коснулись, то наверняка «мимоездом, мимоходом». Именно с поэта впоследствии «взыщется», он обязан будет объяснить «пытливой дочке-комсомолке», «зачем и чья опека к статье забытой отнесла неназываемого века недоброй памяти дела». Новое поколение тоже должно знать правду о прошлом, поскольку «кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Автор думает, что невероятная популярность Сталина в народе, несмотря на все его свершения, объяснялась в том числе и тем, что мы рукоплескали всегда не одному лишь ему. Казалось, что всегда был рядом Ленин - тот, кто не любил оваций. Не случайно в народе бытовала поговорка: «вот если б Ленин встал из гроба, на все, что стало, поглядел». Автор сравнивает подобные суждения с детским лепетом безответственных людей. Мы сами виноваты во всем, что происходило, нам самим расхлебывать заваренную нами кашу, «и Ленин нас судить не встанет». Если уж непременно хочется «вернуть былую благодать», автор советует вызывать дух Сталина: «Он богом был, он может встать». К тому же «вечная жизнь» Сталина продолжается в его китайском преемнике (Мао Цзе Дун).

Произведение в первую очередь примечательно тем, что было искренней попыткой человека старшего поколения осмыслить трагические страницы истории страны, связанные с репрессиями 30-х годов и "культом личности" Сталина. В своей собственной судьбе ("сын врагов народа") автор видит отражение судеб миллионов незаслуженно униженных людей, он призывает не забывать беззаконно уничтоженных в лагерях людей. Вместе с тем произведение является типичным примером творчества так называемых "шестидесятников" и в нем отразились не только темы и "социальные проблемы", характерные для деятелей и - шире - поколения шестидесятых, но и присущие им иллюзии, в частности, об извращении Сталиным ленинских идей, об изначальной верности "идеи", о "возвращении к Ленину" и проч.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Тема урока: Час мужества

(урок литературы в 7 классе)

Составил: учитель русского языка и литературы

Иванова Ольга Михайловна,

п. Игра 2014

Час мужества (урок литературы в в 7-й классе)

Цели и задачи урока:

Познакомить учащихся со стихами о Великой Отечественной войне и с поэтами, писавшими о ВОВ;

Научить их выразительному чтению;

Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: экран, проектор, магнитофон, картины о Великой Отечественной войне. На протяжении всего урока с первого его момента демонстрируется презентация.

Эпиграф:

Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

А. Ахматова

Ход урока

Организационный момент, запись темы урока. (Слайды 1, 2, 3).

Вступительное слово учителя. На фоне песни (Слайд 4)

О, Война! Мы навеки
Злые силы отрубим тебе.
Будь же мир в человеке!
Земля! Обратись в колыбель.

О.Шираз

Чем дальше от начала и конца войны, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – страшную цену победы. Первые послевоенные сообщение об итогах войны было таким: семь миллионов погибших. Потом надолго войдет в оборот иная цифра: 20 миллионов. А вот совсем недавно официально уже названо 27 миллионов! А сколько искалеченных судеб, сколько изломанных жизней, сколько мук материнских, отцовских, вдовьих, детских. Страшна была плата за спасение Отечества. Тема войны интересовала поэтов и писателей с самого первого дня и по сегодняшний день. Давайте вспомним некоторые из них. Какие произведения о войне вы можете сейчас назвать?

Ответы учащихся.

Вопрос. В самом начале появились поэтические произведения. А почему? Как вы думаете?

Ответы.

В стихотворения лучше можно выразить мысль, чувства.

Легче воспринимаются.

Они эмоциональны.

Учитель. Только что прозвучала песня. Вы узнали ее? Как она называется? Кто ее автор? Это песня Лебедева-Кумача “Священная война”. (Слайд 5)

А сейчас я хочу, чтобы вы вслушались в суровую музыку стихотворения Анны Ахматовой “Мужество”. Строки из него мы сделали эпиграфом нашего урока. (Слайд 6)

Чтение стихотворения “Мужество” наизусть.

Имя следующего поэта вам знакомо. Это Константин Симонов. (Слайд 7)

Среди многих записей стихотворения "Жди меня" эта запись выделяется особо: она сделана Симоновым в Берлинской радиостудии 7 мая 1945 года, за два дня до победы. Как писал позднее известный исследователь звучащей литературы Лев Алексеевич Шилов, "именно эта фонограмма при всем ее техническом несовершенстве как-то особенно действует на слушателя - той достоверностью чувств, которые слышны в этом немного усталом голосе". Сохранил старую пленку знаменитый ленинградский радиожурналист Лазарь Ефимович Маграчев, присутствовавший тогда в студии.

Звучит стихотворение “Жди меня” в исполнении автора. (фонозапись)

В год 20-летия победы участник Великой Отечественной войны, поэт Юрий Георгиевич Разумовский написал стихотворение о тяжком бое, о солдатском долге, о смысле жизни. И стихотворение это называется “Я обращаюсь к молодым”. (Слайд 8)

Чтение стихотворения. На фоне песни “На безымянной высоте”.

Я обращаюсь к молодым.
Я помню этот тяжкий бой:
В ту ночь два раненых солдата
Бежали тайно из санбата
К себе домой - к передовой.
Всю ночь гремел железный гром,
А утром тех солдат убило,
И рота их похоронила
На высоте, в песке сыром.
А вы, в невинной простоте,
Поете в тишине негромко
О "безымянной высоте
У незнакомого поселка".
Я нюхал тех сражений дым,
Я видел слева смерть и справа,
И это все дает мне право -
Я обращаюсь к молодым:
- Мальчишки, вам по двадцать лет,
И вы - ровесники Победы,
Но смысл ее - не в трубной меди,
Поверьте мне, не в этом. Нет!
петь можно и о высоте,
О том, как падает ракета,
Но надо быть - на высоте,
Когда понадобиться это..

Вопрос: О какой высоте говорит здесь автор?

- Высота духа, моральная высота, о которой нужно помнить нам всегда.

Учитель. Война закончилась, оставив на поле битвы миллионы погибших. Некоторые из них так и остались неизвестными. Но они живут в наших сердцах. Об этом не помнить нельзя.

Чувство неизъяснимой вины перед теми, кто погиб, чувство благодарности можно увидеть в стихотворении А. Твардовского “Я знаю, никакой моей вины” . Послушайте его. (Слайд 9)

- Чтение стихотворения. Слово об авторе.

Александр Трифонович Твардовский - первый из поэтов, кто затронул тему ответственности живых перед павшими. Той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оценят сделанное им и его поколением, и не только предадут их забвению, но могут даже растоптать все их завоевания, как это, увы, не раз бывало за многовековую историю человечества... “Нет, погибающий должен хотя бы за мгновение до смерти увидеть, пусть мысленно, тех, “кто из рук наших знамя подхватил на бегу. А иначе даже мертвому - как?”.

До конца дней Александр Трифонович пронес чувство смущения своей судьбой и судьбой тех, кто вернулся живыми из страшной круговерти войны. Он писал:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же...

Стремление сказать самое существенное и объективное о нашей жизни - едва ли не главное свойство поэтического творчества А.Твардовского. Судьбы народа, его пути к общему счастью, духовная красота и сила советских людей, их беспримерный трудовой подвиг, государство и личность, общественное назначение искусства и художника - вот круг вопросов, которые вдумчиво и глубоко охватывает эпос и лирика поэта. Поэзия Твардовского - образец самобытного творчества народного художника, для которого служение народу было смыслом всей жизни, единственным подлинным счастьем. В своем творчестве Твардовский правдиво и страстно запечатлел важнейшие, ключевые этапы жизни народа. Народность, доступность его поэзии достигаются богатыми и разнообразными средствами художественной выразительности. Поэзия А.Твардовского - это искусство в самом высоком смысле слова. Она еще ждет подлинного прочтения и понимания.

Вопрос. А какое значение стихов о войне в наше мирное время?

Ответ. Стихи о войне – школа мужества.

Учитель. А как жил наша республика во время ВОВ? (Слайд 10)

Сообщение учащегося: В декабре 1941 года началось строительство легендарной " протяженностью в 146 километров. А уже в марте 1943 года по ней было открыто рабочее движение. Почти сорок тысяч подростков и пожилых людей построили дорогу, которая кратчайшим путём соединила Пермскую и Казанскую магистрали и улучшила снабжение фронта боевой техникой и продовольствием. В числе строителей дороги, награждённых орденом Ленина, была и 16-летняя Сабурова М. из деревни Доронята Кезского района.

Удмуртия была основным поставщиком стрелкового оружия для фронта. В довоенный период Ижевск производил чуть более 2 тысяч винтовок, а уже в январе 1942 года за сутки вооружал одну стрелковую и одну авиационную дивизию.

За годы войны дали фронту более 11 миллионов единиц стрелкового оружия. Это почти столько же, сколько вся промышленность США, в 2 раза больше, чем все заводы Германии.

К ним нужно прибавить 7 тысяч авиапушек, 214 тысяч пулемётов и , 131 тысячу противотанковых ружей Дегтярёва и , 692 тысячи пистолетов.

За четыре года войны выпустил 52 тысячи пушек разных калибров, или почти 11 процентов производства артиллерии в стране. В завершающий период ВОВ коллектив завода добился среднего ежемесячного изготовления 1 тысячи пушек и до 60 тысяч штук боеприпасов. Чтобы пушки скорее попали на фронт, их красили прямо на железнодорожных платформах, пока паровоз тянул состав от до Агрыза. В любое время суток и в любую погоду.

Ижевский метал - почти полтора миллиона тонн стали, 1 миллион 100 тысяч проката, почти 150 тысяч тонн штамповок и поковок, 100 тысяч тонн проволоки, калибровки и ленты, - поступал более чем на 150 оборонных предприятий страны. Из него ковали головки снарядов для "катюш" и коленчатые валы для самолётов, делали пружины для автоматов и противотанковых ружей, корпуса морских мин, отливали щиты пулемётов Максим и орудийные стволы.

Учитель. О нашем земляке, Николае Байтерякове, расскажет Малых Данил. (Слайды 11)

Слово учителя. На фоне песни “День Победы”. (Слайд 12)

Дня победы все ждали с нетерпением. Спустя 4 года войны он наступил. Это был без сомнения самый радостный день, но и в этот день люди помнили о тех, кто остался на поле битвы, о всех бедах, горестях, которые принесла война .

Слово учителя. Наш урок закончился, но говорить о войне, о подвиге народа на войне, о поэтах мы еще будем не раз. Об этом нельзя молчать. Об этом не помнить нельзя.

И когда наступает опять долгожданный май, когда каждая травинка и любая пташка поёт гимн всепобеждающей жизни, мы встречаем праздник Победы “со слезами на глазах” и приносим на могилы павших букеты цветов.

И так будет всегда, пока будут биться сердца тех, для кого слова “Родина” и “Память” священны.

3вучит песня “День Победы”.

Д/з. (Слайд 13)

1) Стихотворение наизусть (по выбору учащихся).

2) Сочинение-рассуждение “Что такое мужество?”.

3) Инд. задание: сообщение о поэтах-земляках.

Цели и задачи урока:

Познакомить учащихся со стихами о Великой Отечественной войне и с поэтами, писавшими о ВОВ;

Научить их выразительному чтению;

Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: экран, проектор, магнитофон, картины о Великой Отечественной войне. На протяжении всего урока с первого его момента демонстрируется презентация (см. в отдельном файле Презентация)

Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Ход урока

Организационный момент, запись темы урока. (Слайды 1, 2, 3). Презентация

Вступительное слово учителя. На фоне песни “Священная война”. (Слайд 4)

О Война! Мы навеки
Злые силы отрубим тебе.
Будь же мир в человеке!
Земля! Обратись в колыбель.

Чем дальше от начала и конца войны, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – страшную цену победы. Первые послевоенные сообщение об итогах войны было таким: семь миллионов погибших. Потом надолго войдет в оборот иная цифра: 20 миллионов. А вот совсем недавно официально уже названо 27 миллионов! А сколько искалеченных судеб, сколько изломанных жизней, сколько мук материнских, отцовских, вдовьих, детских. Страшна была плата за спасение Отечества. Тема войны интересовала поэтов и писателей с самого первого дня и по сегодняшний день. Давайте вспомним некоторые из них. Какие произведения о войне вы можете сейчас назвать?

Ответы учащихся.

Вопрос. В самом начале появились поэтические произведения. А почему? Как вы думаете?

В стихотворения лучше можно выразить мысль, чувства.

Легче воспринимаются.

Они эмоциональны.

Учитель. Только что прозвучала песня. Вы узнали ее? Как она называется? Кто ее автор? Это песня Лебедева-Кумача “Священная война”.

А сейчас я хочу, чтобы вы вслушались в суровую музыку стихотворения Анны Ахматовой “Мужество”. Строки из него мы сделали эпиграфом нашего урока. (Слайд 5)

Чтение стихотворения “Мужество” наизусть.

Имя следующего поэта вам знакомо. Это Константин Симонов. (Слайд 6)

Среди многих записей стихотворения "Жди меня" эта запись выделяется особо: она сделана Симоновым в Берлинской радиостудии 7 мая 1945 года, за два дня до победы. Как писал позднее известный исследователь звучащей литературы Лев Алексеевич Шилов, "именно эта фонограмма при всем ее техническом несовершенстве как-то особенно действует на слушателя - той достоверностью чувств, которые слышны в этом немного усталом голосе". Сохранил старую пленку знаменитый ленинградский радиожурналист Лазарь Ефимович Маграчев, присутствовавший тогда в студии.

Звучит стихотворение “Жди меня” в исполнении автора.

В год 20-летия победы участник Великой Отечественной войны, поэт Юрий Георгиевич Разумовский написал стихотворение о тяжком бое, о солдатском долге, о смысле жизни. И стихотворение это называется “Я обращаюсь к молодым”. (Слайд 7)

Чтение стихотворения. Звучит песня “На безымянной высоте”.

Я обращаюсь к молодым.
Я помню этот тяжкий бой:
В ту ночь два раненых солдата
Бежали тайно из санбата
К себе домой - к передовой.
Всю ночь гремел железный гром,
А утром тех солдат убило,
И рота их похоронила
На высоте, в песке сыром.
А вы, в невинной простоте,
Поете в тишине негромко
О "безымянной высоте
У незнакомого поселка".
Я нюхал тех сражений дым,
Я видел слева смерть и справа,
И это все дает мне право -
Я обращаюсь к молодым:
- Мальчишки, вам по двадцать лет,
И вы - ровесники Победы,
Но смысл ее - не в трубной меди,
Поверьте мне, не в этом. Нет!
петь можно и о высоте,
О том, как падает ракета,
Но надо быть - на высоте,
Когда понадобиться это..

Вопрос: О какой высоте говорит здесь автор?

Высота духа, моральная высота, о которой нужно помнить нам всегда.

Учитель. Война закончилась, оставив на поле битвы миллионы погибших. Некоторые из них так и остались неизвестными. Но они живут в наших сердцах. Об этом не помнить нельзя.

Чувство неизъяснимой вины перед теми, кто погиб, чувство благодарности можно увидеть в стихотворении А. Твардовского “Я знаю, никакой моей вины”. Послушайте его. (Слайд 8)

- Чтение стихотворения. Слово об авторе.

Александр Трифонович Твардовский - первый из поэтов, кто затронул тему ответственности живых перед павшими. Той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оценят сделанное им и его поколением, и не только предадут их забвению, но могут даже растоптать все их завоевания, как это, увы, не раз бывало за многовековую историю человечества... “Нет, погибающий должен хотя бы за мгновение до смерти увидеть, пусть мысленно, тех, “кто из рук наших знамя подхватил на бегу. А иначе даже мертвому - как?”.

До конца дней Александр Трифонович пронес чувство смущения своей судьбой и судьбой тех, кто вернулся живыми из страшной круговерти войны. Он писал:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но все же, все же, все же...

Стремление сказать самое существенное и объективное о нашей жизни - едва ли не главное свойство поэтического творчества А.Твардовского. Судьбы народа, его пути к общему счастью, духовная красота и сила советских людей, их беспримерный трудовой подвиг, государство и личность, общественное назначение искусства и художника - вот круг вопросов, которые вдумчиво и глубоко охватывает эпос и лирика поэта. Поэзия Твардовского - образец самобытного творчества народного художника, для которого служение народу было смыслом всей жизни, единственным подлинным счастьем. В своем творчестве Твардовский правдиво и страстно запечатлел важнейшие, ключевые этапы жизни народа. Народность, доступность его поэзии достигаются богатыми и разнообразными средствами художественной выразительности. Поэзия А.Твардовского - это искусство в самом высоком смысле слова. Она еще ждет подлинного прочтения и понимания.

Вопрос. А какое значение стихов о войне в наше мирное время?

Ответ. Стихи о войне – школа мужества.

Учитель. А как жил наш город во времена Вов? (Выступление Рябининой Тани). (Слайд 9)

Учитель. О нашем земляке, писателе Сергее Афоньшине расскажет Акулина Настя. (Слайды 10-12)

Учитель. О своих родственниках расскажут Самарина Алёна и Коршунова Катя. (Слайды 13-22)

Слово учителя. На фоне песни “День Победы”. (Слайд 23)

Дня победы все ждали с нетерпением. Спустя 4 года войны он наступил. Это был без сомнения самый радостный день, но и в этот день люди помнили о тех, кто остался на поле битвы, о всех бедах, горестях, которые принесла война.

Слово учителя. Наш урок закончился, но говорить о войне, о подвиге народа на войне, о поэтах мы еще будем не раз. Об этом нельзя молчать. Об этом не помнить нельзя.

И когда наступает опять долгожданный май, когда каждая травинка и любая пташка поёт гимн всепобеждающей жизни, мы встречаем праздник Победы “со слезами на глазах” и приносим на могилы павших букеты цветов.

И так будет всегда, пока будут биться сердца тех, для кого слова “Родина” и “Память” священны.

3вучит песня “День Победы”.

Д/з. (Слайд 24)

1) Стихотворение наизусть (по выбору учащихся).

2) Сочинение-рассуждение “Что такое мужество?”.

3) Инд. задание: сообщение о поэтах-земляках.

Приложение 1

Список используемой литературы (Слайд 25)

  • Avtorskimgolosom.ru
  • saint.mp3
  • Den_pobedy.mp3
  • Материалы газеты “Семёновский вестник”
  • С. Афоньшин “Заволжские родники”
  • festival.1september.ru
  • Стихи русских поэтов о Вов
  • in_height.mp3

Приложение 2

А это одна из творческих работ ученика 7 класса Вороновича Даниила.
Эссе “Памяти павших будем достойны…”

Война… Какое страшное слово… А что я про это знаю? 66 лет прошло с того Великого Дня Победы. А мне всего 13. Достойны ли мы, тинэйджеры XXI века своих дедов, а вернее прадедов?

Воин Степан (дед моего отца) погиб в первые дни войны. Воин Стефан (дед моей мамы) мобилизован летом 1941 года, пропал без вести… Воин Болислав (другой дед моего отца) – командир партизанского отряда в Белоруссии – расстрелян фашистами… Как немного я знаю о них. Но ведь именно они вели к Победе нашу страну. Да, не довелось им услышать долгожданного ликования, но услышали другие и донесли до нас имена тех, кто не дошёл.

65 лет мира, спокойствия, счастья. Но какой ценой? Мне сейчас, наверное, не понять, что значит провожать отца на фронт в 7 лет, как мой дед Евгений (по материнской линии) провожал и не думал, что видит батьку в последний раз. Что значит остаться в доме с сёстрами и братом и везти всё домашнее хозяйство на себе: запасти дров, ухаживать за скотиной, выращивать огород. Ведь мамка, как и все женщины деревни, – в поле (всё для фронта, всё для Победы!). Что должны чувствовать люди, когда в их хату приходят солдаты, говорящие на непонятном языке? А ведь было и такое с моим дедом Анатолием (по линии отца), которому было всего 2 года, когда Белорусская ССР была оккупирована фашистами, а его сестрёнке Лёде было несколько месяцев. Как давно это было, но ведь было! И я не вправе забывать об этом, если хочу быть достойным внуком своих дедов, ели ношу их фамилию.

Скоро 9 Мая. День Победы. Праздник, со слезами на глазах. Что можем мы сделать для тех, кто остался в живых, чем можем помочь? Подарить цветы? Выразить благодарность? Расколоть дрова? Да, это в наших силах. Но что мы можем сделать для тех, кто не дожил? Придти к памятнику Неизвестного солдата? Помолиться об упокоении? Возложить цветы? Да. Но главное – сделать всё для того, чтобы помнили, чтобы не забывали ни на минуту, какой ценой завоёвано наше настоящее и будущее! Помнить для того, чтобы никогда не повторить.

66 лет… Как давно и как совсем недавно это было. Но я-то помню, я не вправе забывать, потому что и во мне течёт кровь тех, чьей ценой завоёвана Победа!

Воин Степан, воин Стефан, воин Болислав… Слышите ли вы меня? Я о вас знаю, я вас помню, я вам говорю cпасибо за моих дедов, за моих родителей, за свою жизнь. Вечная вам память! Вечная память всем, кто ковал это прекрасное слово победа !

Анна Ахматова
Мужество (1942)
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Анализ стихотворения Мужество:
Это стихотворение написано уже после начала войны. Анна Ахматова встретила войну в Ленинграде. Ее стихотворение "Мужество" - это призыв защитить свою Родину. Название стихотворения отражает призыв Автора к гражданам. Они должны быть мужественными в защите своего государства. Анна Ахматова пишет: "Мы знаем, что ныне лежит на весах". На кону судьба не только России, но и всего мира, ведь это Мировая война. На часах пробил час мужества - люди СССР бросили орудия труда и взяли оружие. Далее автор пишет об идеологии, которая действительно существовала: люди не боялись бросаться под пули, а уж без крова оставались почти все. Ведь нужно сохранить Россию - русскую речь, Великое русское слово. Анна Ахматова дает завет, что русское слово донесется чистым до внуков, что люди выйдут из плена, не забыв его. Все стихотворение звучит, как клятва. В этом помогает торжественный ритм стиха - амфибрахий, четырехстопный. Знаки препинания очень скромны: используются лишь запятые и точки. Только в конце появляется восклицательный знак. Тропы используются также редко. Ключевыми являются лишь точные Ахматовские эпитеты: "свободное и чистое русское слово". Это значит, что России должна остаться свободной. Ведь что за радость сохранить русский язык, но попасть в зависимость от Германии. Но он нужен и чистый - без иноязычных слов. Войну можно выиграть, но потерять свою речь. К сожалению, сейчас мы теряем русский язык - он превращается в язык информативный, куда вливаются иностранные слова, где появляется целый стиль, пропагандирующий неправильное написание. И что в результате? Война выиграна, но русский язык утрачивается.

Петербург, январь 1826 г. Иван Евдокимович Авросимов работает писарем в высочайше утверждённой комиссии, записывая показания участников мятежа на Сенатской площади. В комиссии этот застенчивый провинциал оказался благодаря протекции своего дядюшки, отставного штабс-капитана Артамона Михайловича Авросимова, оказавшего незабываемую услугу императору Николаю Павловичу в день принесения ему присяги, 14 декабря.

Мужество не покидало писаря, пока комиссия не приступила к допросам полковника Пестеля. С этой минуты с ним стали происходить таинственные веши. Какая-то таинственная незнакомка добивается встречи с ним. Член комитета, граф Татищев, преследует Авросимова в своей коляске, задавая крайне неудобные тому вопросы: можно ли попасть под обаяние государственного преступника - такого, как Пестель? (Бедный герой не находит ничего лучшего, как перезадать те же вопросы своему крепостному Егорушке. Тот в ужасе отмалчивается.) Единственное отдохновение - неожиданное ночное приключение с офицерами (в том числе Павлом Бутурлиным, секретарём Татищева) и их легкомысленными подружками, коих писарь принимает за порядочных женщин и одной, Дельфиний, в пылу ночной страсти даже предлагает выйти за него замуж. Вскоре происходит встреча и с таинственной незнакомкой. Она оказывается женой брата Пестеля, Владимира Ивановича Пестеля, выступившего 14 декабря на стороне Николая - против брата. Во время свидания Авросимов клянётся ей исполнить любую её просьбу.

Во время визита к дядюшке он знакомится с неким Аркадием Ивановичем Майбородой, капитаном, служившим у Пестеля (перед коим сам писарь уже неосознанно благоговеет), предавшим своего начальника. Авросимов ведёт капитана к знакомым офицерам, где тот повторяет историю своих отношений с Пестелем, и получает в конце беседы неожиданную пощёчину от Бутурлина. Наутро Майборода вновь предстаёт перед очами Авросимова: он даёт показания в комитете. После чего герой наш уже более конкретно обсуждает с Амалией Петровной пути к спасению Пестеля, а затем опять хочет жениться - на этот раз на подружке Дельфиний, сенной девке Милороде. Очнувшись, он устремляется к месту службы, где получает приказ сопровождать в Малороссию арестованного подпоручика Заикина, готового указать властям место сокрытия «Русской правды» (сестрица, Настенька Заикина, регулярно поджидающая брата во дворе Петропавловской крепости, уже не раз вызывала у Авросимова искреннее желание хоть чем-нибудь ей помочь). Вручив Пестелю в его камере опросные листы, он вновь встречает на пути домой экипаж военного министра, и Татищев, как и раньше, задаёт герою крайне неприятные тому вопросы о секрете пестелевского обаяния. Быстрей бы уж в дорогу! Преступника сопровождает также ротмистр Слепцов, который предлагает переночевать по дороге в его имении, Колупановке. В полудрёме Авросимову постоянно является полковник, который ведёт свои опасно-умные беседы о судьбах России - а сам все так же чертовски обаятелен!

Вечер в поместье - с пением девичьего хора, роскошной трапезой - удался на славу. Ночью Авросимов и арестант признаются друг другу в симпатиях к Пестелю. Так что ничего удивительного не оказывается в том, что Заикин так и не может указать место, где зарыты рукописи, - он просто этого не знает. Но, поддавшись напору Слепцова, указывает на человека, это место знающего в точности: своего брата Федю. Тот указывает настоящее место хранения бумаг Пестеля, но слишком разоткровенничался с ротмистром, и тот арестовывает и брата (Авросимов даёт ему пощёчину; дуэль отложена до Петербурга). На обратном пути троица вновь заезжает в Колупановку. Из какого-то не вполне ясного чувства превосходства Слепцов (и без того склонный почти одновременно демонстрировать как самые нежные, казалось бы, проявления заботы и предупредительности, так и самые гнусные качества) инсценирует нападение разбойников, и Авросимов ранит одного из нападающих - к ужасу всех остальных, уверенных, что оружия ни у кого больше нет. Заикин, назвавший шутку ротмистра «граничащей с подлостью», просит Авросимова передать записку сестре Настеньке. Тот выполняет просьбу. После чего отправляется к Амалии Петровне (та как раз разговаривает со своим мужем, братом Пестеля, - Авросимов, случайно подслушав разговор, понимает, кого та любит) и предлагает устроить побег из крепости. Появившиеся откуда-то из небытия личности (некто Филимонов, Стародубцев и Гордон) предлагают свои услуги - сперва бескорыстно, затем, «для скорости», требуют денег. Авросимов отказывается: но машина побега, казалось, уже завертелась помимо его воли, однако Амалия Петровна сама выдаёт все планы Татищеву. Министр посылает записку Бутурлину с требованием арестовать Авросимова, - те как раз обсуждают условия предстоящей писарю дуэли со Слепцовым. Во время ареста Авросимов все отрицает, и его отправляют в деревню, где он, женившись, судя по всему, на Настеньке, и дожидается Мятлева с Лавинией (см. «Путешествие дилетантов»).



Похожие статьи
 
Категории