Биография своего персонажа. Техника – не самое главное

28.02.2019

Что важно в доме? Потребитель смотрит на фасад и интерьеры, а строитель - на фундамент, стены и кровлю. Чтобы стать рассказчиком и сочинять интересные истории, надо сменить потребительский взгляд на историю на точку зрения строителя, то есть автора. В строительстве здания есть свои этапы: сначала ставят фундамент, потом стены, кровлю и лишь потом переходят к внутренней отделке. Если рассматривать придумывание истории как архитектурный проект, то здесь тоже есть этапы, которые необходимо соблюдать.

Почему российские сериалы унылые и как будто все одинаковые? Самая большая проблема - персонажи. Классический герой сериала российского эфирного канала - это умный, храбрый мужчина, с врожденным чувством справедливости, который плохо уживается с начальством, не дурак выпить, но при этом хорошо сходится с женщинами. Этому герою можно продумывать любую профессию, но по сути это всегда будет сериал про одного и того же человека. Понятно, что нельзя сделать хороший сериал про ходячий уголовно-процессуальный кодекс. В американских сериалах совсем другие персонажи. Например, доктор Хаус - наркоман, мизантроп, плохо сходится с женщинами, издевается на подчиненными, и к тому же он - гений.

Именно поэтому сериал «Глухарь» порвал все ТВ-рейтинги - там появился необычный герой. Персонаж Глухаря отличался от стандартных «справедливых ментов» - он ставил дружбу выше справедливости и закона. Многие признают, что Максим Аверин там сыграл хорошо. Да, но в том числе и потому, что ему было, что играть.

Без интересного героя нет истории. Это как с людьми - если со скучным человеком произошла забавная история, это еще не значит, что он сможет рассказать ее интересно. А интересный человек может захватывающе описать даже то, как он ходил в магазин за хлебом.

Сначала надо придумать характер персонажа. Главная ошибка начинающих сценаристов - они начинают придумать персонажа не с того места. Они думают о его профессии, возрасте, одежде, внешности, привычках и биографии. Это тупиковый путь. Если думать лишь о внешнем проявлении, не придумаешь цельного человека. Создание персонажа надо начинать с ядра характера. Герой - это тот, кто действует. Характер персонажа - это то, как именно он действует. Ядро характера можно построить на двух основных чертах, например, зануда-герой, мизантроп-убийца. Дальше надо определить цель героя, то есть то, что заставляет его действовать. Цель определяет личность героя. Если правильно придумать, как действует герой и зачем, он сам приведет вас к хорошему сюжету.

У героя должна быть и ценность - то, во что он верит. Например, он хочет попробовать все в жизни. Понятно, что эта черта характера, скорее всего, приведет его к тому, что он попробует что-то сильно плохое и это как-то перевернет его жизнь.

Еще хорошо, когда у героя есть парадокс в характере. Например, бандит очень любит свою маму, мизантроп фанатично лечит людей, бандит говорит на литературном языке и т.д. Парадокс должен логически вытекать из характера вашего персонажа и при этом сильно разниться с ним.

Также персонажу можно придумать детали. Детали тоже должны быть завязаны на характере: у спортсмена могут быть протеиновые коктейли, у чистюли - маленькая щетка, у труса - хорошие кроссовки, чтобы быстро убегать.

Биография героя - это то, как он жил до начала действия. Она придумывается в самую последнюю очередь, и только если этого требует сюжет. Но биография тоже должна быть подана через действие, живую деталь, а не через словесное описание прошлого. Например, герой заикается, потому что в шесть лет ему дали подзатыльник на кружке по рисованию.

Когда герой готов, можно приступать к сюжету. История состоит из нескольких важных элементов. Во всех успешных сценариях используется эта структура - без нее сюжет рискует рассыпаться на разрозненные сцены.

Структура хорошей истории:

Тема, управляющая идея - это то, о чем мы хотим рассказать историю. Она состоит из трех компонентов - характер, конфликт и финал. Лучше начать придумывать историю с финала. Тут как с ездой на машине: вы должны знать, куда вы хотите приехать, иначе вы точно никуда не приедете.

Экспозиция - момент, когда мы рассказываем про своего персонажа. Его качества должны раскрываться через действие.

Побуждающее происшествие - событие, которое толкает нашего героя к действиям.

Герои и персонажи играют ключевую роль в повествовании – их глазами мы смотрим на мир, их чувствами живем, им сопереживаем на протяжении всей истории. Однако чтобы образ получился цельным и «живым», над ним придется потрудиться, придумывая и прописывая все его элементы.

Итак, из чего состоит образ любого персонажа? Две основные части – внешний вид и внутренний мир. И каждая из этих частей, в свою очередь, состоит из нескольких взаимосвязанных элементов.

Создаем внешний вид героя

1. Визуальный облик.

Общие элементы визуального образа — цвет глаз, волос и кожи, рост-вес, комплекция, черты лица, наличие-отсутствие каких-либо конечностей, походка – сутулая или с прямой спиной. Дополнительные элементы – необычная форма ушей или губ, прическа, шрамы, хромота, очки, родинки, усы-борода, веснушки и т.д.
Внешний вид – это знак. А наше сознание наполнено стереотипами, которые откликаются на знаки. Как при знаковом слове «яблоко» мы представляем себе образ фрукта и его вкус, так и при описании героя связываем его внешность с характера.

К примеру, человека пухлого и низкорослого многие сразу посчитают добряком, рыжую и зеленоглазую женщину – страстной и свободолюбивой натурой, прихрамывающий черноглазый человек со шрамом – однозначно бандит, голубоглазая блондинка – недалекого ума ангелочек. И так далее.

Выбирая персонажу цвет глаз и волос, мы не только ориентируемся на собственный идеал, но и подсознательно приписываем ему черты стереотипа. И на этом можно играть, делая пухлого «добряка» главным злодеем, а блондинистого ангелочка – бесенком, удивляя читателей неожиданностью восприятия.

2. Одежда и обувь.

Мы сами одеваемся, исходя из черт характера (в повседневности), из надобности (сезон или работа), из моды, из национальных особенностей или особенностей субкультуры (эмо или готы). Персонажей мы одеваем и обуваем по тем же принципам. И так же выбираем цвет и крой одежды и обуви, аксессуары вроде шейных платков или шляп.

Знающим людям одежда и ее цвет расскажут о нас многое – о характере, о предпочтениях и страхах. При работе над образом героя знания психологических характеристик – хотя бы цветовой гаммы – могут очень пригодиться. Также полезно изучить местные субкультуры – они символичны, и на их основе можно создать что-то свое.

3. Аудиальное и кинестетическое (осязательное) восприятие.

К аудиальному восприятию относится в первую очередь тембр голоса. И на соответствии-несоответствии голоса и облика можно сыграть, разнообразив образ и удивив читателя.

К аудиальному восприятию образа также относят все звуки, издаваемые человеком: покашливание, кряхтение, сопение, восклицание, смешки. И неустанно сопящий или сморкающий человек вызывает определенную эмоциональную реакцию, которая дополнит образ. Равно как и голосовые характеристики национальных особенностей речи – известное диалектное «оканье» или «яканье», «проглатывание» последнего слога и др.

Вся гамма человеческих эмоций отражается в голосе – в удивленном восклицании, в повышении тона при злости, в заикание при смущении, в вопле при недовольстве и др. Русский язык богат на описания эмоций, нужно только подобрать своему персонажу нужные.

Кинестетическое восприятие – это ощущения от человека. Запахи, интуитивное восприятие, ощущение ауры. Есть известные расхожие выражения – «от него исходила аура опасности», «у него тяжелая энергетика, и он подавлял собой». А уж про запахи много говорить не стоит, и так понятно. И пренебрегать этими ощущениями не стоит, они являются неотъемлемой частью персонажа и

Литературный курс "Создаем героя"

Подходит тем, кто начинает писать книгу, и тем, кто хочет доработать и «оживить» уже готового героя.

За 14 дней вы получите всю необходимую теорию и пошаговые практические задания. В конце курса у вас на руках будет полная история героя. Вы узнаете его мотивы и придумаете яркие сюжетные повороты, которые покажут развитие характера героя наилучшим образом.

4. Эмоциональные и поведенческие реакции.

Мимика, жесты, изменения в движениях или в цвете лица – все это выгодно дополняет внешний вид персонажа. Без них он кажется картонным, нарисованным, ненастоящим, неживым.

Эмоциональные реакции – это, собственно, эмоциональный отклик на свои или чужие слова, на поведение, на неожиданную встречу, на чувства, которые один персонаж испытывает к другому, на отношение к происходящему.

Так, персонажи бледнеют от злости, краснеют от ярости, розовеют от смущения, зеленеют от тоски. Они радостно или злобно улыбаются, морщатся от неудовольствия, прищуриваются в подозрении и корчат гримасы, дразнясь.

Поведенческие реакции – это видимое поведение: в жестах или в движениях, привычное или изменяющееся в разных ситуациях.

Привычные реакции – это машинальные движения, те, которых сам человек уже не замечает, но делает постоянно.

Кто-то любит накручивать на палец прядь волос, кто-то – пощипывать мочку уха, кто-то – почесывать нос или пятку, кто-то при разговоре подкрепляет слова жестами и машет руками. Сюда же можно отнести и походку, и посадку – на диване или за столом (часто встречается: «привычно развалившись на диване» или «привычно забравшись с ногами в кресло»).

Изменяющиеся реакции – это перемены в привычных действиях или в действиях, зависящие от ситуаций.

Так, человек сутулится при холодном ветре, вздрагивает и озирается по сторонам при резком окрике, грозит пальцем или показывает кулак, потягивается или потирает копчик после долгого сидения, ускоряет шаг, опаздывая, и др.

Конечно, при первичном описании персонажа все эти элементы не учесть, зато их можно постепенно развивать, вплетая при случае в сюжет. Но прежде их надобно придумать и собрать в единый образ. В этом может помочь – за собой, за окружающими, за случайными прохожими.

Любой человек – это уже, считай, готовый персонаж произведения, с которого можно списать внешний вид. Так же, как и позаимствовать внутренний мир, о котором пойдет речь .

Приглашаем!

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте

Персонаж – основная фигура любой анимации, поэтому ему стоит уделять довольно большое количество внимания. В этой статье вы найдете советы от профессионалов, которые помогут вам создать яркого и правдоподобного , а также вы сможете взглянуть на то, как в студии Pixar создают мультяшных героев.

1. Сфокусируйтесь на мимике

Текс Эйвери, создатель Даффи Дака, Багза Банни и других, любимых нами персонажей, никогда не пренебрегал мимикой, разрабатывая своих героев, и это сделало их популярными.

В зависимости от характера персонажа, его эмоции могут быть как ярко выраженными, так и немного скрытыми, поэтому, разрабатывая своего героя, думайте о его персональных качествах и, отталкиваясь от этого, работайте над его мимикой. Отличным примером работы легендарного Текса Эйвери можно назвать волка, у которого глаза вылетали из черепа, когда он был взбудоражен. С другой стороны можно поставить Друпи, у которого, кажется, нет эмоций вовсе.

2. Сделайте своих персонажей особенными

Когда Мэтт Грейнинг создавал “Симпсонов”, он знал, что он должен предложить зрителям что-то особенное, что-то, что будет отличаться от остальных тв-шоу. Поэтому он решил, что когда зритель будет листать каналы и наткнется на мультик с желтокожими героями, то он не сможет не заинтересоваться ими.

Кем бы ни являлся ваш персонаж, старайтесь делать его как можно менее похожим на всех героев, которые предшествовали ему. Он должен обладать интересными визуальными качествами, которые будут необычны зрителю. Как желтая кожа и четыре пальца на руках вместо пяти, например.

3. Экспериментируйте

Правила созданы для того, чтобы их нарушать. По крайней мере, так считает Yuck . Когда он создает своих персонажей, он не знает, кого он рисует. “Я слушаю музыку и рисую результат, который зависит от моего настроения: странных или милых персонажей. Я всегда хочу рисовать то, что мне интересно. Позже я дорабатываю героя,” говорит он.

4. Поймите, для кого вы рисуете

Думайте о своей аудитории. Для взрослых и для детей нужно подбирать совершенно разные инструменты взаимодействия, цвета, и характеры.

“Персонаж на заказ обычно подразумевает больше рамок, в которые мне нужно его вписать, но это не значит, что креативности здесь нужно меньше. У клиентов есть специфические потребности, но также они хотят, чтобы я делал свое дело. Обычно я начинаю с основных особенностей и характера персонажа. К примеру, если важны глаза, то я буду строить дизайн вокруг лица, чтобы основная деталь выделялась,” говорит Nathan Jurevicius .

5. Изучайте

“Никогда не работайте без материалов, всегда ищите что-то, от чего вы можете оттолкнуться. Делайте фотографии людей, которые могут стать хорошей основой для вашей работы. К примеру, их одежда, прическа, лицо. Даже если ваш персонаж не является человеком, подумайте, откуда он получил свое ДНК и отталкивайтесь от этого. Как только вы начнете работать с примерами, ваши работы станут более четкими и вовлекающими.” – Gal Shkedi .

6. Начинайте с простого

“Всегда начинайте с простых форм. Квадраты хороши для сильных и жестких персонажей, а треугольники будут идеальными, если вы хотите сделать героя пугающим. Ну и если вы хотите дружелюбного персонажа, то используйте гладкие линии.” – Jorfe .

Стоит помнить о том, что каким бы сложным не был персонаж, он состоит из простых элементов. Начиная с простого, вы постепенно будете наслаивать элементы и в итоге получите целостное изображение.

7. Техника – не самое главное

Навыки рисования набросков сильно вам помогут, если вы хотите представить персонажа в различных позах и с различных ракурсов. И это умение требует практики. Но для создания достоверного и атмосферного персонажа эти навыки не так важны.

“Я стараюсь вникнуть в персонажа, выделяя его странности, совмещая их и работая над ними. Я рисую множество разных вариантов одного персонажа, пока я не останусь довольным одним из них.” – Nick Sheehy .

8. Придумайте историю

“Если вы хотите, чтобы ваш персонаж существовал не только в мультике или комиксе, тогда вам стоит потратить время и придумать его историю. Откуда он пришел, как появился, что в его жизни происходило – все это поможет создать целостность. Иногда история персонажа интереснее, чем его сегодняшние приключения.” – Pixar.

9. Отточите характер

Интересный внешний вид не всегда делает и персонажа интересным. Его характер является ключом, персонаж должен быть последовательным в своих эмоциях и действиях. В студии Pixar считают, что характер должен быть ярко выраженным, если только вы специально не делаете вашего персонажа скучным.

10. Окружение

Еще одним правилом Pixar является работа над окружением персонажа.

“Если вы хотите, чтобы ваш персонаж был правдоподобнее, то сделайте и мир вокруг него правдоподобным. Продумайте окружение и заставьте его работать на пользу.”

А в этом видео вы сможете проследить за процессом создания персонажей Карла и Элли:

Когда возникает желание написать роман, первый вопрос, которым задаются будущие писатели, это - с чего же начать? Кто-то начинает с идеи, кто-то - детально расписывает сюжет, а кто-то сразу же приступает к описанию пейзажей. Но, на самом деле, можно начинать написание с персонажей. Более того, так и нужно делать.

Читая книги, можно заметить, как по-разному авторы уделяют внимание характерам своих персонажей. И, если книга с замечательным сюжетом, но сухими и не живыми персонажами, оставляет в памяти небольшое воспоминание, то произведение с идеально описанными и реалистичными героями не забудется никогда.

В наше время большое внимание уделяет персонажам в своих книгах американская писательница Донна Тартт. Читая ее произведения понимаешь, что некоторые персонажи выглядят более реальными и интересными, чем живые люди. Возможно, это одна из причин, по которой Тартт заслуженно получила Пулитцеровскую премию за свой последний роман.

Очень хорошо рассказывает о создании персонажей Джеймс Фрэй в своей книге «Как написать гениальный роман»:

1. Человек вымышленный должен отличаться от человека разумного.

Одной из главных ошибок писателей является то, что они «списывают» своих персонажей из реальных людей. Это не плохо, если взять лишь часть качеств, а остальные придумать, или же гиперболизировать. Дело в том, что читателю скучно будет наблюдать за обычными людьми. Человек вымышленный должен превосходить человека реального во всем. Он должен быть более эмоциональным, или же, наоборот, более скучным. Его действия обязаны удивлять и шокировать, радовать или разочаровывать. Только не оставлять равнодушным. Читатель такого не простит.

Очень важно. Каким бы ни был ваш персонаж, его действия должны быть понятны читателю. Если его действия и чувства покажутся кому-то нелогичными, люди просто закроют книгу и найдут что-то получше.

Также важно понимать, что человека вымышленного легче описать, чем человека разумного. Почему? Потому что у него есть ограниченная сюжетная линия, и нужно описать лишь те чувства и решения персонажа, которых требует сюжет.

Персонажи - это материал, из которого строится весь роман.

2. Человек вымышленный - подвиды.

«плоский», «картонный», «одномерный». Здесь говорится о героях второго плана, которых мы можем встретить в книге один или два раза, услышать от них пару слов, и больше не вспомнить об их существовании. Это, к примеру, бармены, официанты и т. д. Нам все равно, что творится в их внутреннем мире, какие потери они пережили, кого любили и кого ненавидели. Это не имеет никакого значения. Таких персонажей можно не расписывать;

«полный», «многомерный», или «трехгранный» персонаж. Это тип главных героев, в том числе и злодеев. Главное качество данного типа - к его представителям нельзя приклеить какой-то ярлык. Они должны быть интересными личностями, со сложной и комплексной мотивацией поступков. Эти герои должны пережить немало страданий, и познать много радостей, любить, ненавидеть, искать и сбегать, мучиться и наслаждаться… И, что главное, у них должна быть полноценная биография. Но об этом чуть позже. Вы обязаны заинтересовать читателя, чтобы он захотел познакомиться с вашими персонажами поближе.

3. Знакомство с героями

Как же познакомиться с героями? В своей работе «Искусство создания драматических произведений» Лайос Эгри называет персонажа «трехгранным», и выделяет следующие грани:

физиологическая. Сюда входят все физические качества вашего героя, такие, как его вес, рост, возраст, цвет глаз, состояние здоровья и тому подобное. Хоть эта грань и может показаться наиболее легкой в создании, однако нужно помнить, что именно по внешнему виду судят в первую очередь. Поэтому важно, чтобы внешность подходила под характер персонажа;

социологическая. Чтобы сформировать эту грань, вам нужно ответить на следующие вопросы: к какому социальному слою принадлежит ваш персонаж? В какую церковь он ходит, какую политическую партию поддерживает? Кто его воспитывал? Он был балованным ребенком, или рос в строгости и порядке? Много ли у него друзей? Какие их общие качества? И таких вопросов может быть очень-очень много. Главное узнать, каков ваш персонаж в социальном плане. Очень важно понимать динамику развития персонажа. Он не родился таким, каким сейчас является, он таким стал. Нужно понять причины формирования его характера, только так у вас получится реалистичный герой;

психологическая. Сразу следует отметить, что не нужно быть профессиональным психологом, чтобы создавать хороших и качественных персонажей. Достаточно лишь разбираться в человеческой природе и быть наблюдательным. Ваш сотрудник уволился? Узнайте, по каким причинам он это сделал. Знакомый бросил неправильное питание и записался на спорт? Пообщайтесь, и разузнайте, что стало причиной таких изменений.

Эта грань считается взаимодействием социальной и физиологической граней. Здесь вам нужно описать страсти, фантазии, комплексы, страхи, чувство вины вашего персонажа, и тому подобное. Сюда также входят эмоции, привычки, интеллект, уверенность в себе и различные склонности.

Величие драмы зависит от того, насколько автору удастся создать сложные многомерные образы героев. таким образом, вечная задача самопознания превращается для драматурга в задачу познания героев собственного произведения. Старый призыв «познай себя» для драматурга звучит как «познакомься как можно ближе с героями». Джордж Бейкер «Техника драмы»

4. Заставляем персонажей действовать

Очень важный совет - не создавайте инертных персонажей. Вы читали когда-то книги, в которых второстепенные герои были более интересными, чем основные? Так быть не должно, это во-первых, а во-вторых, происходит это из-за того, что основной персонаж получился инертным. В таком случае, он будет избегать конфликтов, бояться трудностей и борьбы. Такие персонажи никому не интересны. Старайтесь, чтобы ваши главные герои были динамическими, и умели справляться с различными сложными ситуациями.

5. Создание биографии персонажа

Перед тем, как начинать писать первую главу книги, вам нужно полностью создать каждого персонажа. Биография главных героев должна состоять из 10−50 страниц А4. Вы должны знать о вашем персонаже все - где он родился, как рос, кто его воспитывал, с кем он дружил, кого любил… В общем, все, что сможет объяснить читателю, почему ваш герой стал таким, каким он сейчас есть.

Безусловно, когда перед вами уже будет практически вся биография (рекомендуется писать ее от первого лица), у вас все же останется несколько вопросов о герое, ответов на которые вы не будете знать. Тогда лучшим вариантом будет провести интервью с персонажем. Так как он - плод вашего воображения, то все его ответы точно будут честными.

Вы должны расписать все детали жизни вашего героя. Даже если вы не будете использовать их в книге, и никто, кроме вас, о них не узнает - вы обязаны их написать. Ведь вы создаете человека.

Пишите те книги, которые вам самим нравится читать

Если вы учтете все эти советы при создании вашего персонажа, то поймете, что сами начинаете верить в его существование. Это и будет подтверждением того, что вы создали по-настоящему качественного героя.

В работе «Литература для народа» (1983) Роберт Пек дает следующий совет: «Быть писателем - занятие непростое. Подойдете к делу спустя рукава, и очень быстро наступит момент, когда придется платить по счетам. Поэтому, перед тем как напечатать вверху девственно чистого листа „Глава I“ (и сидеть потом неделю над этим листком, размышляя, чем заняться дальше), необходимо подготовить каждый персонаж».

Словосочетание «подготовить персонаж» подразумевает создание заднего плана, фона для каждого главного персонажа. Иными словами, главным героям нужна биография. Для большинства писателей, и, вне всякого сомнения, для всех начинающих писателей, создание биографий персонажей является первым обязательным предварительным шагом.

Допустим, вы решили написать детектив о загадочном убийстве. Продуманного сюжета у вас пока нет, есть только идея. Первым делом, раз речь идет о загадочном убийстве, вам нужен убийца. Именно он и станет главным злодеем, главным отрицательным персонажем вашего произведения. Козни злодея дают толчок началу повествования, поэтому, в некотором смысле, злодей является «автором» вашего произведения. То, какие еще персонажи у вас появятся, зависит от планов злодея, которого вы создадите.

Предположим, вам хочется написать про женщину, убившую мужа за то, что он опозорил семью. Он торговал наркотиками, чтобы заработать деньги. Денег у него постоянно нет, потому что он все просаживает на скачках. Он ставит не на тех лошадей. Вы понятия не имеете, кто эта женщина, какая она. Единственное, что вам известно, - она очень умна (если - нет, то стоящей злодейки из нее не получится). Вы знаете, что она планирует преступление со всей тщательностью и коварством. Более того, от ее ума и коварства зависит скорость раскрытия преступления. Поэтому, чем умнее она у вас будет, тем лучше.

Теперь вам нужен главный персонаж, герой, который раскроет преступление. Что делать, если у вас нет подходящих кандидатов на эту роль?

В романах подобного жанра бывают разные типы героев-детективов. Положительный герой или героиня могут быть искушенными профессионалами (Филипп Марло, Сэм Спейд), интеллектуалами (Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро), одаренными дилетантами (Эллери Куин, мисс Марпл) или случайными свидетелями, втянутыми сюжетом в гущу событий (миссис де Винтер в романе Дафны Дю Морье «Ребекка»).

Какой из типов предпочтительней - решать вам. Выбор зависит от вашего воображения, рождающего сюжет. Читатель любит детективы. Кому-то нравится следить за ходом мыслей такого интеллектуала, как Шерлок Холмс, занятого расследованием загадочного преступления. Кому-то нравится трепетать и испытывать ужас вместе с невинной жертвой, попавшей в сети кровавых интриг. Кто-то приходит в восторг от крепкого мужественного следователя, идущего сквозь грязь и слякоть по темным опасным переулкам, проламывая на ходу головы и уворачиваясь от пуль.

Если вы ревностный поклонник того или иного типа романа, садитесь и беритесь за ручку. Пишите такие книги, какие вам самому нравится читать. Правда, есть одно исключение: роман, написанный от лица крепкого мужественного детектива. В таком произведении стиль повествования будет весьма специфическим. Выдержать этот стиль очень сложно, особенно начинающему писателю. В случае неудачи ждите обвинения в подражании. Впрочем, если ваш детективный роман превратится в пародию, будет еще хуже.

Можете выбрать любой тип романа. Однако, вне зависимости от выбора, придется творить в рамках определенной традиции, с правилами и канонами которой вы уже ознакомились, если много читали. Известный автор волен отойти от традиций и нарушить канон, читатели его простят. Начинающий автор лишен подобной привилегии, поэтому ему настоятельно рекомендуется не выходить за рамки традиционного.

Представим, что вы решили написать роман о детективах-профессионалах. Вам нравятся романы Стенли Гарднера, Эда Макбейна, Росса Макдональда, Джона Дикенсона Карра и Роберта Паркера. Тип детектива-профессионала - ваш самый любимый. Но беда в том, что вы не знаете, каким будет ваш детектив-профессионал. Начните с имени. Это поможет нарисовать в воображении внешний облик персонажа.

Избегайте имен, которыми в романах часто награждают детективов. Никаких Рокфордов, Харперов, Арчеров или Марлоу. Вам нужно нечто особенное, свежее. Не надо выходить за грань разумного. Если одарить главный персонаж вычурным именем Стемпски Щазакс, можно отпугнуть читателя. Суть в том, что творить следует в общепринятых рамках. Архитектор может менять размер углов, количество колонн и наклон крыши дома, но внутри этого дома должно быть ровно столько комнат, ванных и туалетов, сколько от него требуют заказчики.

Давайте дадим нашему детективу имя, которое детективам обычно не свойственно, скажем Бойер. Бойер Митчел, ну как? Звучит? Самое обычное имя. Не можете придумать имя сами, возьмите телефонную книгу - там пропасть имен.

Подавляющее большинство детективов всегда среднего возраста, седые, опытные, обладают жестким характером. Пусть Бойер для разнообразия будет молодым и неопытным. Внешне он не должен походить на детектива. Детективы в романах всегда дерзкие, высокие, выделяются суровой мужской красотой. Пусть Бойер будет среднего роста, неуклюжим, сутулым, хрупкого телосложения, интеллигентного вида, с большими темными внимательными глазами. Двигается он медленно. Он верит в то, что встречают по одежке, поэтому опрятен, а еще у него сверкающие белые зубы, приятные манеры, он тих и задумчив. Многие принимают его за ученого. Ему двадцать шесть, и он еще холост.

Откуда появился образ Бойера Митчела? Ниоткуда, его соткал из воздуха автор книги, которую вы читаете. Он выбирал черты, противоположные тем, что обычно присущи детективам в романах, черты, давно уже ставшие стереотипными. С тем же успехом Бойер мог быть старым, толстым и пьющим горькую. Описание персонажей базируется на двух китах - ломке стереотипов и гармоничности.

Гармоничность, по Эгри, это искусство создания ярких персонажей, действующих словно «инструменты в оркестре, рождающие слаженную мелодию». Другими словами, не надо делать всех героев поголовно жадными или амбициозными. Персонажи должны контрастировать друг с другом. Если один персонаж трудолюбив и усидчив, другого сделайте бездельником. Гамлет был нерешительным, ему не хватало силы воли, он был более склонен к размышлениям, чем к действиям. Он бродил мрачный, погруженный в мысли, преисполненный жалости к самому себе. Лаэрт - персонаж, выведенный для контраста Гамлету, исключительно человек действия.

Есть еще один важный момент, о котором стоит упомянуть, когда речь заходит о создании персонажей. Вам, писателю, на довольно долгий срок придется обосноваться в головах своих героев. Серьезно подумайте, хотите ли вы работать с такими персонажами? Они вам интересны? Может быть, вам не хочется работать над молодым, интеллигентным и хрупким Бойером Митчелом, вам нужно, чтобы он обязательно был старым, толстым и пьющим? Поступайте, как хотите, роман пишете вы. Если вы очарованы своими персонажами, если они вам нравятся, то, скорее всего, они понравятся и читателям.

Итак, мы примерно определили физиологическую грань Бойера и слегка затронули его социологическую грань. Образ стал четче, но все еще расплывчат. Он главный герой нашего романа, поэтому мы должны проникнуть в его душу, понять его до мозга костей.

Бойер не похож на типичного детектива, поэтому, для начала, зададимся вопросом, почему вдруг Бойер решил ловить преступников. Может, его мотивация совпала с мотивацией многих молодых людей, выбирающих себе дорогу в жизни, - он захотел пойти по стопам отца? Самое время дать волю воображению. Давайте представим, что его отец был «Большой Джейк» Митчел, человек, с которого Дэшил Хэммет срисовал образ Сэма Спейда. Большой Джейк суровый, жесткий, проницательный, он не остановится ни перед чем ради защиты интересов своего клиента. Не раз и не два ему приходилось сворачивать челюсти, находясь на службе тому, что он называет «высшим правосудием». Бойер считает «Большого Джейка» Митчела задирой, но это не мешает ему одновременно восхищаться отцом. Он верит в правосудие так же искренне, как отец, но он верит и в то, что общественный порядок зиждется на соблюдении законов.

Если мы подберем Бойеру такого отца, значит, нашему герою придется тянуться до уровня Большого Джейка. Люди всегда сравнивают себя с отцами. Старые враги, чья ненависть все еще горяча, превращают жизнь сыновей в кошмар. Большой Джейк даже после смерти останется крестом, который Бойер будет тащить на себе всю жизнь. Создавая биографию персонажа, ищите детали, которые могут оказать влияние на его поступки и эмоции в романе. У многомерных персонажей, как и у настоящих людей, есть прошлое. Это прошлое всегда с ними.

И все же пока у нас только грубый набросок Бойера Митчела. Нам надо вдохнуть в него жизнь. Как? Напишем его биографию либо от первого, либо от третьего лица. Биография, приведенная ниже, содержит наброски еще нераскрытых отношений, намеки на некоторые события, о которых не повествуется в деталях, и т. д. Биография отнюдь не требует обстоятельного и всестороннего описания персонажа. Это просто краткий рассказ о его жизни, который может помочь писателю лучше понять своего главного героя. Писатель создает биографию персонажа только для себя и ни для кого больше. Перед вами биография Бойера, написанная от первого лица.

«Меня зовут Бойер Беннингтон Митчел. Я родился первого января. Мне двадцать шесть. Я не просто молод, я к тому же молодо выгляжу. С такой внешностью в моей профессии добиться уважения сложно, но я научился с этим справляться.

Для меня самое важное - довести дело до конца. Как говорил отец: если берешь деньги - отработай каждый цент.

Мой отец - „Большой Джейк“ Митчел. Это еще одна моя беда. Непросто дотянуться до уровня человека-легенды.

Бойером Беннингтоном меня назвала мать. Она родилась в семье, принадлежащей к высшему обществу, она из рода Беннингтонов, что в Вермонте. Это очень древний род в Новой Англии. Так получилось, что в 1955 году ее дядю убили здесь, в Сан-Франциско, а преступника полиция так и не нашла.

Пошли к Большому Джейку. Через сутки он поймал убийцу, а еще через сутки женился на матери. Она просто потеряла голову. И неудивительно: отец умел обращаться с женщинами. Они все без ума от мачо. Мама, по крайней мере. Правда, в браке родители были счастливы как заключенные в карцере.

Причина всех бед крылась в том, что отец настаивал - надо жить на то, что он зарабатывает, хотя у матери денег было столько, что хватило бы купить все Монако. Большой Джейк зарабатывал неплохо. Но что такое „неплохо“, когда ты привык разъезжать на „роллс-ройсах“, а зиму проводить на Багамах? Что у меня было за детство! Мать хотела, чтобы я играл на скрипке. И это при полном отсутствии слуха и чувства ритма. У меня сменилось девять учителей. Мать винила их в моих неудачах. Но я никогда не собирался становиться музыкантом. Когда мне было около пятнадцати, меня наконец освободили от уроков музыки. Теперь мать хотела сделать из меня банкира. Я даже слышать об этом не желал. Нет, господа, с самого детства я хотел стать частным сыщиком. И даже в детстве я был упрям как осел. Если мне чего-то хотелось, я всегда пытался добиться желаемого, чего бы это ни стоило.

Мать сказала, у меня ничего не получится - я совсем не похож на отца. Она сражалась со мной с отчаянием буров, боровшихся против англичан. Но, верьте или нет, чтобы стать хорошим частным сыщиком, необязательно быть таким, как Большой Джейк Митчел. Его стиль - не мой стиль. Если бы я вел себя, как он, меня разорвали бы на куски в первые полгода.

Я считаю, что хороший частный сыщик должен в первую очередь иметь отличную подготовку в области научной криминалистики, а не литые мускулы и здоровенные кулаки. В колледже я набрал побольше курсов по химии, физике, математике, юриспруденции, криминалистике, программированию. С уверенностью могу заявить: я дока в расследовании преступлений. Когда в 1982 году убили Большого Джейка, я заканчивал аспирантуру. В жизни все пошло кувырком, я как раз собирался жениться, только что мне сделали операцию, я хотел купить домик и даже присмотрел кое-какие варианты. Все пришлось бросить. Я взял дело отца в свои руки…»

Теперь у нас есть представление о том, как начиналась жизнь Бойера. Для таких важных персонажей, как Бойер, подобный биографический набросок должен занимать от десяти до пятидесяти страниц. В нем вы излагаете события жизни героя с момента его появления на свет до начала действия вашего романа.

Итак, почему мы отразили в биографии именно эти конкретные события в жизни Бойера? Как уже было сказано, нам нужны элементы, которые окажут влияние на поведение и чувства персонажа в романе. Бойер молод и потому застенчив. Некоторые другие персонажи из-за особенностей его внешности не воспринимают его всерьез. Значит, Бойер обязательно столкнется с дополнительными сложностями. Всегда ищите и создавайте своим героям препоны. Пренебрежительное отношение некоторых персонажей к Бойеру будет ему мешать дотянуться до уровня отца. Мать Бойера, которая еще жива, будет уговаривать его сменить профессию - вот вам еще одна препона. Но он стиснув зубы будет рваться к цели. В качестве компенсации внешних данных, не соответствующих, согласно стереотипу, выбранной профессии, мы наградим его кое-чем другим: умом и трудолюбием. Смерть отца не только вынудила нашего героя взяться за дело, когда он еще не был полностью готов к работе. Гибель Большого Джейка заставила Бойера внести изменения в планы на личную жизнь, отказаться от свадьбы. Вот вам и еще одна препона.

Мы вполне могли создать абсолютно другую биографию. В таком случае в корне изменился бы и характер Бойера Беннингтона Митчела. Можно сделать отцом Бойера коррумпированного полицейского. Тогда нашему герою придется отстаивать свое честное имя. Мы могли бы решить, что в раскрытии преступлений ему помогает не научный подход, а интуиция. Мы могли бы написать, что у Бойера старая, бедная, больная мать и ему приходится оплачивать ее счета. То, каким предстанет персонаж перед читателем, целиком зависит от автора. Тасуйте в вашем воображении варианты, их бесконечное множество. Ваша главная задача - создать яркий правдоподобный многомерный персонаж, который блестяще сыграет отведенную ему в романе роль.

Если вы тщательно поработаете над биографией ваших героев, то еще до начала романа будете знать их так же хорошо, как своих братьев, сестер или лучших друзей. Невозможно составить список всего, что необходимо включить в биографию персонажа. Это решать вам. В биографический набросок обязательно должны войти те события, которые повлияют на чувства и поведение вашего персонажа в романе. Расскажите обо всем, что сформировало его привычки, убеждения, взгляды, наклонности, привязанности, суеверия, - короче, все то, от чего зависит поведение человека, принятие им решений в той или иной ситуации. Вы должны четко представлять себе политические и религиозные взгляды своего персонажа, что он думает о дружбе, семье. Вы должны знать, о чем он мечтает, чем интересуется, чем увлекается, что он проходил в школе, какие предметы он любил, а какие ненавидел. У него есть предрассудки? Какие? Что он будет скрывать, придя на прием к психоаналитику? Что он будет скрывать от самого себя? Если персонаж будет по-настоящему вам близок, вы сможете ответить на любой вопрос о нем.

Может случиться так, что вы написали биографию своего персонажа, но некоторые вопросы тем не менее остаются без ответа. Допустим, ваш персонаж нашел кошелек, а там - 10 000 долларов. Что он с ним сделает? Отнесет в полицию или оставит себе? Или, скажем, ваш герой узнает, что он смертельно болен. Как он поступит? Совершит самоубийство? Представим, что у него в квартире пожар и он может спасти из огня только одну вещь. Что это будет за вещь? Не можете дать ответа на эти вопросы? Значит, требуется дальнейшее изучение персонажа. Сделать это надо до того, как вы начнете роман.



Похожие статьи
 
Категории