Брюллов последний день помпеи история создания. Факты, тайны и загадки картины «Последний день Помпеи»

27.02.2019

Первым этапом создания данного произведения можно считать 1827 год. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» писалась долгих шесть лет. Художник, недавно приехавший в Италию, вместе с графиней Самойловой отправляется осматривать древние развалины Помпей и Геркуланума, и видит пейзаж, который тут же решает изобразить на холсте. Тогда же он делает первые эскизы и наброски для будущей картины.

Долгое время художник не может решиться перейти к работе на большом холсте. Он раз за разом меняет композицию, но собственная работа его не устраивает. И наконец в 1830 году Брюллов решается испытать себя на большом холсте. Три года художник будет доводить себя до полного изнеможения, пытаясь довести картину до совершенства. Порой он утомляется настолько, что не в силах самостоятельно покинуть место работы, и его даже приходится выносить из его мастерской на руках. Художник, который относится фанатично к своей работе забывает о всем бренном, не замечая свое здоровье, отдавая себя всего во благо своего творчества.

И вот, в 1833 году Брюллов наконец-то готов представить картину Последний день Помпеи публике. Оценки, как критиков, так и рядовых зрителей однозначны: картина – шедевр.

Европейская общественность восторгается творцом, а после выставки в Петербурге гениальность художника признают и отечественные ценители. Пушкин посвящает картине хвалебный стих, Гоголь пишет о ней статью, даже Лермонтов упоминает полотно в своих произведениях. Писатель Тургенев также положительно отозвался о этом великом шедевре, высказывал тезисы о творческом единении Италии и России.

Картина по такому поводу была продемонстрирована итальянской публике в Риме, позже была переправлена на выставку в Парижском Лувре. Европейцы восторженно отзывались о таком грандиозном сюжете.

Добрых и лестных отзывов было большое множество, была и ложка дегтя испачкавшая работу мастера, то есть, критика, не лестные отзывы в Парижской прессе, ну как же без этого. Не понятно, что именно не понравилось этим досужим французским журналистам?, сегодня можно только строить гепотезы и догадываться. Как бы не обратив внимания на всю эту шумную журналистскую писанину, Парижская академия искусств заслуженно вручила Карлу Брюллову похвальную золотую медаль.

Силы природы ужасают жителей Помпеи, неиствует вулкан Везувий, готовый сравнять с землей все, что есть на его пути. В небе сверкают страшные молнии, надвигается невиданный ураган. Центральными персонажами на полотне многие искусствоведы считают испуганного ребенка, лежащего возле мертвой матери.

Здесь мы видим горе, отчаяние, надежду, гибель старого мира, и возможно, зарождение нового. Это противостояние жизни и смерти. Знатная женщина пыталась спастись на быстрой колеснице, но от Кары не уйти никому, каждый должен понести наказание за свои грехи. С другой же стороны, мы видим испуганного ребенка, который

вопреки всему выжил, чтобы возродить павший род. Но, какая же его дальнейшая судьба, мы конечно не знаем, и можем только надеяться на счастливый исход.

Слева в картине мы видим в суматохе от происходящего скопившуюся на ступенях гробницы Скавра группу людей. Интересно, что в испуганной толпе мы можем узнать и самого художника, наблюдающего за трагедией. Может быть, этим творец хотел сказать, что привычный мир близок к гибели? И нам людям возможно стоит задуматься как мы живем, и правильно расставить приоритеты.

Видим мы и людей, которые пытаются вынести из гибнущего города все самое необходимое. Снова картина Брюллова «Последний день Помпеи» показывает нам противостояние. С одной стороны – это сыновья, которые выносят на своих руках родного отца. Несмотря на риск, они не пытаются спастись сами: лучше они помрут, чем бросят старика и спасутся по отдельности.

В это время, позади них молодой Плиний помогает встать упавшей матери. Видим мы и родителей, прикрывающих детей собственными телами. Но есть здесь и человек, не столь благородный.

Присмотревшись, можно заметить на заднем плане жреца, пытающегося унести с собой золото. Даже перед смертью он продолжает руководствоваться жаждой наживы.

Привлекают внимание и еще три персонажа – женщины склонившие колени в молитве. Осознавая, что самостоятельно спастись невозможно, они надеются на помощь Бога. Но кому именно они молятся?. Может быть, напуганные, они просят помощи у всех известных божеств? Рядом мы видим христианского священника с крестом на шее, держащий в одной руке факел а в другой кадило, в испуге он обращает свой взор на рушащиеся статуи языческих богов . И один из наиболее эмоциональных персонажей – молодой юноша, который держит на руках погибшую любимую. Смерть ему уже безразлична, он потерял желание жить, и ожидает смерти как избавления от страданий.

Первый раз увидев это произведение, любой зритель восторгается ее колоссальным масштабом: на холсте, площадью более тридцати квадратных метров, художник рассказывает историю множества жизней, объединенных катастрофой. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель. Зритель проникается атмосферой, его сердце начинает биться быстрее, то и дело он и сам поддастся панике. Но картина Брюллова «Последний день Помпеи» - по первому впечатлению обычная история катастрофы. Пусть и хорошо рассказанная, эта история не смогла бы остаться в сердцах поклонников, не смогла бы стать апогеем эпохи русского классицизма, без других особенностей.

Как уже говорилось, у художника было множество подражателей и даже плагиаторов. И вполне возможно, что в технической стороне кто-нибудь из «коллег по цеху» смог бы превзойти Брюллова. Но все подобные попытки ставали лишь бесплодным подражательством, не вызывающим интереса, а работы годились разве что для украшения балаганов. Причиной тому является еще одна особенность картины: рассматривая ее, мы узнаем своих знакомых, мы видим, как ведет себя население нашего мира пред ликом смерти.

Купленная меценатом Демидовым полотно, впоследствии было подарено царю Николаю первому, который приказал повесить ее в академии художеств, демонстрируя начинающим студентам, что может сотворить художник.

Сейчас картина Последний день Помпеи находится в городе Петербурге, в Русском музее. Ее размер немалый размер составляет 465 на 651 сантиметр.

Публикации раздела Музеи

Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова

23 декабря 1799 года родился Карл Брюллов. Сын скульптора французского происхождения Поля Брюлло, Карл был одним из семи детей в семье. Его братья Павел, Иван и Федор тоже стали живописцами, а брат Александр - архитектором. Однако самым известным оказался Карл, написавший в 1833 году полотно «Последний день Помпеи» - главное произведение своей жизни. «Культура.РФ» вспомнила, как создавалось это полотно.

Карл Брюллов. Автопортрет. 1836

История создания

Картина написана в Италии, куда в 1822 году художник отправился в пенсионерскую поездку от Императорской Академии художеств на четыре года. Но прожил там 13 лет.

Сюжет повествует о древнеримской трагедии - гибели старинного города Помпеи, расположенного у подножия Везувия: 24 августа 79 года н. э. извержение вулкана унесло жизни двух тысяч жителей.

В 1748 году военный инженер Рокке де Алькубьерре начал археологические раскопки на месте трагедии. Открытие Помпеи стало сенсацией и нашло свое отражение в творчестве разных людей. Так, в 1825 году появилась опера Джованни Пачини, а в 1834 году - исторический роман англичанина Эдварда Бульвер-Литтона, посвященный гибели Помпеи.

Брюллов впервые посетил место раскопок в 1827 году. Отправляясь на развалины, 28-летний художник и не подозревал, что эта поездка окажется судьбоносной для него: «Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом» , - писал художник.

Чувства, которые Карл Брюллов испытал на раскопках, не оставляли его. Так родилась идея полотна на историческую тему. Работая над сюжетом, живописец изучал археологические и литературные источники. «Декорацию сию я взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину» . Моделями для персонажей стали итальянцы - потомки древних жителей Помпеи.

На стыке классицизма и романтизма

В этой работе Брюллов являет себя не традиционным классицистом, а художником романтического направления. Так, его исторический сюжет посвящен не одному герою, а трагедии целого народа. А в качестве сюжета он выбрал не идеализированный образ или идею, а реальный исторический факт.

Правда, композицию картины Брюллов строит в традициях классицизма - как цикл отдельных эпизодов, заключенных в треугольник.

В левой части картины на втором плане изображены несколько человек на ступеньках большого здания гробницы Скавра. Прямо на зрителя смотрит женщина, в глазах которой читается ужас. А за ней - художник с ящиком красок на голове: это автопортрет Брюллова, переживающего трагедию вместе со своими персонажами.

Ближе к зрителю - семейная пара с детьми, которая пытается спастись от лавы, а на первом плане женщина прижимает к себе дочерей… Рядом с ней - христианский священник, который уже вверил свою судьбу Богу и оттого спокоен. В глубине же картины мы видим языческого римского священника, который пытается спастись, унося ритуальные ценности. Здесь Брюллов намекает на падение античного языческого мира римлян и наступление христианской эпохи.

В правой части картины на втором плане изображен всадник на коне, который встал на дыбы. А ближе к зрителю - жених, охваченный ужасом, который пытается удержать на руках свою невесту (на ней венок из роз), потерявшую сознание. На первом плане - два сына несут своего старика отца на руках. А рядом с ними - юноша, умоляющий мать подняться и бежать далее от этой всепоглощающей стихии. Кстати, этот юноша не кто иной, как Плиний Младший, действительно спасшийся и оставивший свои воспоминания о трагедии. Вот отрывок из его письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, непохожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь» .

В картине нет главного персонажа, но есть центральные: златокудрый ребенок возле распростертого тела своей погибшей матери в желтой тунике - символ падения старого мира и зарождения нового, это противопоставление жизни и смерти - в лучших традициях романтизма.

В этой картине Брюллов показал себя и как новатор, используя два источника света - горячий красный свет на заднем плане, передающий ощущение надвигающейся лавы, и холодный зеленовато-голубой на переднем плане, добавляющий сюжету дополнительную драматургию.

Яркий и насыщенный колорит этой картины также нарушает классические традиции и позволяет говорить о художнике как о романтике.

Триумфальное шествие картины

Карл Брюллов работал над полотном в течение шести лет - с 1827 по 1833 год.

Впервые картина была представлена публике в 1833 году на выставке в Милане - и тут же произвела фурор. Художника чествовали, как римского триумфатора, о картине писали хвалебные отзывы в прессе. Брюллова встречали на улице аплодисментами, а во время его переездов на границах итальянских княжеств не требовали паспорта: считалось, что каждый итальянец и без того знает его в лицо.

В 1834 году «Последний день Помпеи» был представлен на парижском Салоне. Французская критика оказалась не в пример итальянской сдержаннее. Но профессионалы оценили работу по достоинству, вручив Брюллову золотую медаль французской Академии художеств.

Полотно произвело сенсацию в Европе, и его с нетерпением ждали в России. В том же году оно было отправлено в Санкт-Петербург. Увидев картину, Николай I изъявил желание лично познакомиться с автором, однако художник отправился с графом Владимиром Давыдовым в путешествие по Греции, а на родину вернулся только в декабре 1835 года.

11 июня 1836 года в Круглом зале российской Академии художеств, где была выставлена картина «Последний день Помпеи», собрались почетные гости, члены Академии, художники и просто любители живописи. Автора полотна, «великого Карла», внесли в зал на руках под восторженные крики гостей.«Толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на «Помпею» , - пишет современник и свидетель того успеха, равного которому ни один русский художник не знал.

Заказчик и владелец картины Анатолий Демидов подарил ее императору, а Николай I поместил ее в Эрмитаже , где она находилась в течение 60 лет. А в 1897 году была переведена в Русский музей .

Картина буквально взбудоражила все российское общество и лучшие умы того времени.

Искусства мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»,
Для русской кисти первый день! -

написал о картине поэт Евгений Боратынский.

Александр Пушкин также посвятил ей стихи:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Упоминает «Последний день Помпеи» и Михаил Лермонтов в романе «Княгиня Лиговская»: «Если вы любите искусство, то я могу сказать весьма приятную новость: картина Брюллова «Последний день Помпеи» едет в Петербург. Про нее знала вся Италия, французы ее разбранили» , - Лермонтов явно знал об отзывах парижской прессы.

Российский историк и путешественник Александр Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии.

А Николай Гоголь посвятил картине большую статью, написав: «Кисть его вмещает в себе ту поэзию, которую только чувствуешь и можешь узнать всегда: чувства наши всегда знают и видят даже отличительные признаки, но слова их никогда не расскажут. Колорит его так ярок, каким никогда почти не являлся прежде, его краски горят и мечутся в глаза. Они были бы нестерпимы, если бы явились у художника градусом ниже Брюллова, но у него они облечены в ту гармонию и дышат тою внутреннею музыкою, которой исполнены живые предметы природы» .

Давно знакома нам с вами картина Карла Брюллова ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ, но подробно мы её не рассматривали.Захотелось узнать её историю и рассмотреть полотно в деталях.

К.Брюллов. Последний день Помпеи. 1830—1833

ПРЕДЫСТОРИЯ НАПИСАНИЯ КАРТИНЫ.

В 1827 году молодой русский художник Карл Брюллов.приезжает в Помпеи. Он не знал, что эта поездка приведет его к вершине творчества. Зрелище Помпеи ошеломило его. Он исходил все закоулки города, дотрагивался до стен, шершавых от накипевшей лавы, и, возможно, у него зародилась мысль написать картину о последнем дне Помпеи.

От замысла картины до ее завершения пройдет долгих шесть лет. Начинает Брюллов с изучения исторических источников. Он читает письма свидетеля событий Плиния Младшего к римскому историку Тациту.

В поисках достоверности художник обращается и к материалам археологических раскопок, некоторые фигуры он изобразит в тех позах, в каких были найдены в затвердевшей лаве скелеты жертв Везувия.

Почти все предметы написаны Брюлловым с хранящихся в неаполитанском музее подлинных вещей. Сохранившиеся рисунки, этюды и наброски показывают, как упорно художник искал наиболее выразительную композицию. И даже когда эскиз будущего полотна был готов, Брюллов около десятка раз перегруппировывает сцену, меняет жесты, движения, позы.

В 1830 г. художник начал работу на большом холсте. Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Наконец, к середине 1833 г. полотно было готово.

ИЗВЕРЖЕНИЕ ВЕЗУВИЯ.

Сделаем небольшое отступление,чтобы познакомиться с историческими подробностями события,которое мы увидим на картине.

Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего. Оно привело к гибели трёх городов — Помпеи, Геркуланум, Стабии и нескольких небольших селений и вилл.

Везувий просыпается и обрушивает на окружающее пространство всевозможные продукты вулканической деятельности. Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни - все это застало жителей Помпей врасплох.

Люди пытались укрыться в домах, но погибали от удушья или под развалинами. Кого-то смерть настигла в общественных местах - в театрах, на рынках, форуме, в храмах, кого-то - на улицах города, кого-то - уже за его чертой. Однако подавляющее большинство жителей все же успели покинуть город.

В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщиной пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Сила извержения была такова, что пепел от него долетал даже до Египта и Сирии.

Из 20 000 жителей Помпей в зданиях и на улицах погибло около 2000 человек. Большинство жителей покинули город до катастрофы, однако останки погибших находят и за пределами города. Поэтому точное число погибших оценить невозможно.

Среди погибших от извержения был Плиний Старший, из научного интереса и из желания помочь страдавшим от извержения людям пытавшийся приблизиться к Везувию на судне и оказавшийся в одном из очагов катастрофы — у Стабии.

Плиний Младший так описывает то, что происходило 25-го числа в Мизено. Утром на город стала надвигаться черная туча пепла. Жители в ужасе бежали из города к берегу моря (вероятно, так же пытались поступить и жители погибших городов). Бегущая по дороге толпа вскоре оказалась в полной темноте, слышались крики, плач детей.


Упавших затаптывали идущие следом. Приходилось все время стряхивать с себя пепел, иначе человека моментально засыпало, и тем, кто присел отдохнуть, подняться уже не было никакой возможности. Так продолжалось несколько часов, но после полудня пепловая туча стала рассеиваться.

Плиний вернулся в Мизено, хотя землетрясения продолжались. К вечеру извержение пошло на убыль, а 26-го к вечеру все стихло. Плинию Младшему повезло, а вот его дядя - выдающийся ученый, автор естественной истории Плиний Старший - погиб во время извержения в Помпеях.

Рассказывают, что его подвела любознательность естествоиспытателя, он остался в городе для наблюдений. Солнце над мертвыми городами - Помпеями, Стабией,Геркуланумом и Октавианумом - показалось лишь 27 августа. Везувий извергался до наших дней еще, по крайней мере, восемь раз. Причем в 1631-м, в 1794-м и 1944 годах извержение было довольно сильным.

ОПИСАНИЕ.


Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает небосвод у горизонта, и ослепительная вспышка молнии на мгновение разрывает тьму. Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души.

Вот юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись.

Вот сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить драгоценную ношу в безопасное место.

Подняв руку навстречу рушащимся небесам, мужчина готов грудью защитить своих близких.

Рядом — коленопреклоненная мать с детьми. С какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу!

Над ними — христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов.

А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. Такая несколько наивная аллегория провозглашает преимущества христианской религии над уходящей языческой.

Мужчина, поднявший руку к небесам, старается защитить свою семью. Рядом с ним стоящая на коленях женщина-мать с детьми, которые ищут у неё защиты и помощи.

Слева на втором плане — толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое — ящик с кистями и красками. Это — автопортрет Карла Брюллова.

Но в его глазах не столько ужас перед смертью, сколько пристальное внимание художника, обостренное ужасным зрелищем. Он несет на голове самое дорогое - ящик с красками и другими живописными принадлежностями. Кажется, он замедлил шаги и старается запомнить развернувшуюся перед ним картину. Моделью девушки с кувшином послужила Ю.П.Самойлова.

Её мы можем увидеть и в других образах.Это и разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, где рядом с ней живой ребёнок — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

Юноша держит свою свою любимую,в его глазах отчаяние и безысходность.

Центральными персонажами на полотне многие искусствоведы считают испуганного ребенка, лежащего возле мертвой матери. Здесь мы видим горе, отчаяние, надежду, гибель старого мира, и возможно, зарождение нового. Это противостояние жизни и смерти.

Знатная женщина пыталась спастись на быстрой колеснице, но от Кары не уйти никому, каждый должен понести наказание за свои грехи. С другой же стороны, мы видим испуганного ребенка, который вопреки всему выжил, чтобы возродить павший род. Но, какая же его дальнейшая судьба, мы конечно не знаем, и можем только надеяться на счастливый исход.

Оплакивающий ее младенец — это аллегория нового мира, символ не иссякающей силы жизни.





Сколько же боли,страха и отчаяния в глазах людей.

«Последний день Помпеи» убеждает в том, что главная ценность в мире — это человек. Губительным силам природы Брюллов противопоставляет духовное величие и красоту человека.

Воспитанный на эстетике классицизма, художник стремится придать своим героям идеальные черты и пластическое совершенство, хотя, известно, что для многих из них позировали жители Рима.

Первый раз увидев это произведение, любой зритель восторгается ее колоссальным масштабом: на холсте, площадью более тридцати квадратных метров, художник рассказывает историю множества жизней, объединенных катастрофой. Кажется, что на плоскости холста запечатлен не город, а целый мир, переживающий гибель.

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ

Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане и вызвала взрыв восторга и преклонения. Еще больший триумф ожидал Брюллова на родине. Выставленная в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина стала предметом патриотической гордости. Ее восторженно приветствовал А.С. Пушкин:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.

Действительно, мировая слава брюлловской картины навсегда уничтожила пренебрежительное отношение к русским художникам, которое существовало даже в самой России. В глазах современников произведение Карла Брюллова было доказательством самобытности национального художественного гения.

Брюллова сравнивали с великими итальянскими мастерами. Поэты посвящали ему стихи. Его приветствовали аплодисментами на улице и в театре. Спустя год Французская Академия искусств присудила художнику за картину золотую медаль после ее участия в Парижском Салоне.

В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в Петербург. Александр Иванович Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!».

Николай I удостоил художника личной аудиенцией и наградил Карла лавровым венком, после этого художника называли «Карлом Великим».

Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда, и к нему получила доступ широкая публика.

"Гибель Помпеи" можно назвать одним из малоизвестных шедевров Ивана Константиновича Айвазовского. Историческое событие, трагедия античного города, вдохновили живописца подойти к сюжету с новыми мыслями.

Художник

Иван Айвазовский, или Ованес Айвазян, был и остается одним из самых известных маринистов России. Его морские пейзажи любят и ценят во всем мире. Работы выставляются на популярных аукционах "Сотбис" и "Кристис" за миллионы стерлингов.

Родившись в 1817 году, Иван Константинович прожил восемьдесят три года и умер спокойной смертью во сне.

Ованес появился на свет в купеческой семье армян из Галиции. позже вспоминал, что его отец первый отдалился от своих корней и старался даже фамилию свою произносить на польский манер. Иван гордился своим образованным родителем, знавшим несколько языков.

Со своего рождения Айвазовский жил в Феодосии. Его таланты к искусству рано заметил архитектор Яков Кох. Именно он начал преподавать Ивану живопись.

Мэр Севастополя, увидев дар будущего мэтра, также принял участие в его становлении в качестве художника. Юного таланта, благодаря стараниям направили обучаться бесплатно в Санкт-Петербург. Как и многие другие известные русские художники, Айвазовский был выходцем из Художественной Академии. Она во многом повлияла на предпочтения классика маринистики.

Стиль

Художественная Академия в Петербурге помогла сформировать стиль Айвазовского, благодаря учебе у Иоганна Гросса, Филиппа Таннера, Александра Зауэрвейда.

Нарисовав «Штиль», Иван Константинович в 1837 году получает медаль из золота и право поехать в Европу.

После этого, Айвазовский возвращается в Крым, на родину. Там он два года пишет морские пейзажи, а также помогает армии в боях против врага. Одну из его картин того периода купил император Николай Первый.

По возвращении в Петербург его удостоили дворянским титулом. Кроме того, он обзаводится такими именитыми друзьями, как Карл Брюллов и композитор Михаил Глинка.

Странствия

С 1840 года начинается паломничество Айвазовского по Италии. По дороге в столицу Иван и его друг Василий Штернберг заезжают в Венецию. Там они знакомятся с еще одним представителем русской элиты Гоголем. которого уже стали известными в Российской Империи, побывал во многих итальянских городах, посетил Флоренцию, Рим. Долгое время оставался в Сорренто.

Многие месяцы Айвазовский гостил у своего брата, ставшего монахом, на острове Святого Лазаря. Там же он общался с английским поэтом Джорджем Байроном.

Работу «Хаос» купил у него Папа Григорий Шестнадцатый. Критики благоволили к Айвазовскому, а Парижская художественная академия даже передала ему медаль за заслуги.

В 1842 году маринист покидает Италию. Перебравшись через Швейцарию и Рейн, едет в Голландию, позже в Великобританию. На обратном пути посещает Париж, Испанию и Португалию. Через четыре года он снова в России.

Айвазовский, проживая в Петербурге, стал почетным профессором академии как этого города, так и Парижа, Рима, Штутгарта, Флоренции и Амстердама. Он продолжал писать морские картины. На его счету более 6 000 пейзажей.

С 1845 года проживал в Феодосии, где основал свою школу, помогал создать галерею, инициировал постройку железной дороги. После смерти осталась незаконченное полотно «Взрыв турецкого корабля».

Известные картины

Картины Айвазовского были горячо любимы представителями всех сословий Российской Империи, а позже и Советского Союза. Почти в каждой современной семье, дома хранится хотя бы одна репродукция Ивана Константиновича.

Его имя давно стало знаком высшего качества среди маринистов. Самыми популярными считаются такие работы художника:

  • «Девятый вал».
  • «Прощание Пушкина с морем», которую он написал вместе с Репиным.
  • «Радуга».
  • «Лунная ночь на Босфоре».
  • Среди шедевров, что написал Айвазовский, - «Гибель Помпеи».
  • «Вид Константинополя и Босфора».
  • «Черное море».

Эти картины появлялись даже на почтовых марках. Их копировали, вышивали крестиком и гладью.

Неразбериха

Интересно, что многие путают «Гибель Помпеи». Картина, кто написал ее, знают не все, не имеет ничего общего с полотном Брюллова. Его работа носит название «Последний день Помпеи».

Написал ее Карл Павлович в 1833 году. На ней изображены древние люди, бегущие от извергающегося вулкана. У Брюллова жители Помпеи оказываются запертыми в самом городе. «Гибель Помпеи», описание картины сильно отличается, передает совершенно другую идею.

Пейзаж Айвазовского был написан в 1889 году, значительно позже его предшественника. Вполне вероятно, что, являясь другом Брюллова, маринист мог вдохновиться той же выбранной темой трагедии античного периода.

История картины

Самой нехарактерной работой Айвазовского считается «Гибель Помпеи». Картина была создана в 1889 году. За основу он взял сюжет из истории. То, что случилось с городом, до сих пор считается одной из самых крупных природных катастроф в мире. Помпеи, некогда прекрасное античное поселение, располагались поблизости от Неаполя, возле действующего вулкана. В 79 году началось извержение, которое унесло с собой сотни жизней. Описание картины Айвазовского помогает передать все эти события.

Если Брюллов показал в своем полотне то, как мог выглядеть сам город и люди внутри него, то Айвазовский сделал акцент на море.

«Гибель Помпеи». Картина: кто написал и что хотел сказать

Будучи маринистом, Иван Константинович сосредоточился на передаче сюжета вне города. История и так рассказывает нам, как заканчивается гибель Помпеи. Картина написана в очень мрачных алых тонах, символизирующих все человеческие жизни, похороненные заживо под слоем лавы.

Центральной фигурой полотна выступает море, по которому плывут корабли. Вдалеке виднеется город озаренный лавой. Небо темное от дыма.

Несмотря на весь ужас этого события, Айвазовский дает определенную надежду на более светлое будущее, показав судна, переполненные спасшимися людьми.

Иван Константинович хотел передать отчаяние тех, кто видел гибель Помпеи. Картина не сосредоточена на лицах умирающих людей. Тем не менее, о всей трагичности и ужасе ситуации говорит будто бы раскаленное море. На холсте преобладают багровые, черные и желтые цвета.

На центральном плане два больших корабля, которые борются с морскими волнами. Вдалеке виднеются еще несколько, спешащих покинуть место гибели, в котором навечно замерли жители города, запечатленные на полотне «Гибель Помпеи».

Если внимательно приглядеться, вверху, в кольцах дыма находится извергающийся вулкан, из которого льются на античные храмы и дома реки лавы. Айвазовский усилил добавив по всей картине множество черных точек оседающего на воду пепла.

Посмотреть картину

«Гибель Помпеи» - картина, написанная масляными красками, на обычном холсте размером 128 на 218 см, хранится в Ростове.

Она является неотъемлемой частью коллекции Здесь принимают посетителей каждый день с 10.00 утра до 18.00 вечера. Закрыт музей только по вторникам. Адрес: Пушкинская улица, дом 115.

Стоимость обычного билета без льгот обойдется посетителю в 100 рублей. Детям, которые еще не ходят в школу, нужно будет заплатить 10 руб. Школьники могут оплатить входной билет 25 руб. Студенты платят 50 руб, а пенсионеры 60 руб.

В коллекции музея также находятся и другие полотна Айвазовского, такие как «Море» и «Лунная ночь». Тем не менее жемчужина коллекции - «Гибель Помпеи». Описание картины дает четкое представление о том, насколько грозной может быть природа.



Похожие статьи
 
Категории