Человек да винчи как называется. Витрувианский человек леонардо да винчи

24.02.2019

Витрувианский человек Леонарда Да Винчи – это удивительный рисунок, известный во всем мире.

Нарисованный известным мыслителем и деятелем своего времени, он до сих пор вызывает множество споров и вопросов.

Ученые уже многие годы рассматривают его под разными углами, пытаясь понять и вникнуть в эскиз, но до сих пор считается, что найдены не все его особенности и более того, разгаданы далеко не все тайны.

История возникновения

Известный эскиз появился на свет в далеком 1492 году. Мало кто знает, но Витрувианский человек является иллюстрацией известной рукописной работы не менее знаменитого архитектора Витрувия, но предназначался для дневника Да Винчи, именуемого – «Канон пропорций».

Карандашный набросок – это успешная попытка передать истины великого архитектора. Витрувий сопоставлял пропорции человеческого тела с архитектурой строений, он был уверен, что пропорции человеческого тела постоянны и их легко вычислить. Именно благодаря его труду и иллюстрации Да Винчи была изобретена шкала пропорциональности.

На сегодняшний день рисунок хранится в Венецианском музее. Выставляется в качестве уникального экспоната очень редко (раз в полгода). Он имеет величайшую историческую ценность, по этой причине в остальное время увидеть его может лишь узкий круг ученых.

Особенности

Чем же так интересен Витрувианский человек? Есть множество рисунков нарисованных известными личностями, включая многие иные работы Леонардо Да Винчи, так почему же именно этот так популярен? Все достаточно просто – его известность напрямую связана с загадочностью. Леонардо верил в уникальное число «фи» благодаря которому создается все в природе.

На протяжении всей своей жизни он пытался применить или использовать эту пропорцию в архитектуре. Витрувианский человек создан по всем канонам числа «фи» – это идеальное существо. На рисунке изображен обнаженный мужчина с идеальными пропорциями тела в двух разных положениях наложенных друг на друга.

Человек вписан одновременно в круг и квадрат. Фигура со сведенными ногами и разведенными руками стоит в квадрате, а с расставленными руками и ногами – в круге. Центром разных геометрических фигур являются разные точки человеческого тела. В случае круга – это пуп, а в случае квадрата – половые органы.

В какой-то степени проблема разгадки эскиза заключается в том, что рассматривать его можно с разных сторон: духовной, математической, философской, символической и так далее. В каждом отдельном случае находятся все новые особенности, будоражащие умы современных ученых.

  • Часто рисунок используется как некий канон внутренней и внешней симметрии в разных науках: математика, символика, учения о Вселенной и мироздании;
  • Эскиз, в отличие от многих известных работ автора был сделан лично для Леонардо, а не на показ. Он хранился в его дневниках и использовался для собственных исследований;
  • На сегодняшний день работа вызывает множество споров в первую очередь из-за Джакомо Андреа де Феррар. Многие считают, что рисунок Леонардо лишь копия Джакомо, другие уверены, что эскиз рисовался ими обоими;
  • Скрытый смысл эскиза ученые видят не только в человеке, но и в круге и квадрате, только разгадать его еще не смогли;
  • На рисунке не две позы человека, а 16, хотя на первый взгляд этого не скажешь;
  • Существовала ли модель, с которой рисовал Леонардо или Витрувианский человек – фантазия неизвестно до сих пор. Единым остается лишь мнение о том, что изображение передает идеал человеческого тела и пропорций с точки зрения автора.

Витрувианский человек.

Введение:

является всемирно известным рисунком созданным Леонардо да Винчи в 1487 году. Его работа, основана на работе Витрувия. Человек по имени Маркус Витрувий Поллион (р. с. 80-70 до н.э., умер после с. 15 г. до н.э.), римский писатель, архитектор и инженер, активный в 1-м веке до нашей эры. Ж ив был ещё в период рождения и жизни Иисуса Христа. Известно что, да Винчи, назвал свой рисунок человека вписанного в квадрат и круг в честь древнего ученого " ". Большинство людей не знают что 2000 лет назад существовал гениальный ученый, Vitruvious, который как и да Винчи в своё время, создавал рисунки и чертежи механизмов, но он ещё пытался вывести математический код или универсальную математическую формулу на основании которой создатель творил человека, которая по его представлениям несомненно существовала.

Вот как Ветрувий описывал человеческое тело.

  1. Расстояние от кончика среднего пальца, самого длинного, до основания из четырёх пальцев, самого низкого равняется ширине ладони.
  2. Длина ступни состоит из трёх ладоней.
  3. локоть состоит из шести ладоней.
  4. четыре локтя это высота человека или 24 его ладони.
  5. ширина шага соответствует расстоянию в четыре ладони.
  6. расстояние между кончиками пальцев разведённых человеческих рук составляет его высоту.
  7. 1/10 его высоты составляет расстояние от подбородка до линии волос.
  8. 1/8 его высоты составляет расстояние от подбородка до макушки.
  9. 1/4 его высоты составляет расстояние от сосков до макушки.
  10. 1/4 его высоты составляет maximum ширины плеч.
  11. 1/4 его высоты составляет расстояние от кончика руки до локтя.
  12. 1/8 его высоты составляет расстояние от подмышки до локтя.
  13. 2/5 его высоты составляет длина руки.
  14. 1/3 длины его лица составляет расстояние от носа до подбородка.
  15. 1/3 длины его лица составляет расстояние от бровей до линии волос.
  16. 1/3 длины лица составляет длина ушей.
  17. Центром окружности является пупок человека.

На рисунке, выполненном пером и чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша на бумаге, изображается обнаженная мужская фигура в двух наложенных позициях с разведенными руками, с ногами сведёнными вместе, вписанные в квадрат и отставленных друг от друга руками и ногами и одновременно вписанных в круг. При внимательном рассмотрении рисунка выясняется, что центром круга является пуп человека, а центром квадрата его половые органы. Рисунок иногда называют каноном пропорций, или реже, пропорцией человека. Он хранится в Галерее dell"Accademia в Венеции, Италия, и, как и большинство работ да Винчи выполненных на бумаге, выставляется для всеобщего обозрения только время от времени.

Леонардо да Винчи, Витрувианский человек, 1487, 34,4 ? 25,5 см (13,5 ? 10,0 В)

Работы римского архитектора Витрувия (Маркус Витрувий Поллион), описывающий совершенство человеческой формы в геометрических терминах, были источником вдохновения для многих художников эпохи Возрождения. Только один из них, несравненный и гениальный Леонардо да Винчи, был успешным в изображении правильной пропорции выполненной в работе “Витрувианский человек ”, и в результате чего этот рисунок впоследствии стал самым известным рисунком в мире, признанным каноном пропорций физического тела человека и красоты. Только обширные знания в анатомии и геометрии позволили Леонардо да Винчи решить эту задачу, выполнить этот уникальный рисунок.

Рисунок основан на корреляции идеальных человеческих пропорций с геометрией которые описывались древним римский архитектором Витрувием в третьей книге его трактата De Architectura. Витрувий описал человеческую фигуру, как источник имеющий основную долю среди классических заказов для художников. Другие художники пытались изобразить это на холсте, с меньшим успехом. Чертеж традиционно назван в честь его создателя, который развил идею и сделал описание математических и геометрических пропорций.

Изображение стало примером сочетания искусства и науки эпохи Возрождения и обеспечило большой интерес Леонардо к пропорции. Кроме того, эта картина представляет собой краеугольный камень попыткам Леонардо отнести человека к природе. В Британской энциклопедии говорится: "Леонардо предусматривал большое изображение схемы тела человека, он создал , как анатомический рисунок и в то же время, как cosmografia-dell-minor Mondo (космографию микрокосма). Он считал, что если понять математические принципы по которым создано человеческое тело, можно будет по аналогии понять математические принципы создания вселенной. "Кроме того, по мнению некоторых, Леонардо символизировал материальное существование,как квадрат, а духовную жизнь как круг. [Источник: Wikipedia.org]

Витрувий, De Architectura: ПЛАНИРОВАНИЕ храмов, книга 3, глава I

1. Планирование храмов зависит от симметрии: и метод этой архитекторы должны усердно запомнить. Она возникает из пропорции (что по-гречески называется analogia). Доля состоит в принятии фиксированного модуля, в каждом случае, как для части здания и для всего, с помощью которых методом симметрии создаётся на практике. Ибо без симметрии и пропорции в плане невозможно построение храма, то есть, он должен иметь точный разработанный план с рассчитанной симметрией, как можно увидеть на более мелкой модели, это модель построения творцом совершенного человеческого тела

2. Природа так запланировала человеческое тело, что лицо от подбородка до верхней части лба и корней волос составляет десятую часть тела человека, и ладонь от запястья до вершины среднего пальца в такой же степени, головы от подбородка к короне, восьмая часть, от верхней части груди с нижней части шеи до корней волос, шестая часть, от середины груди к короне, четвертая часть, третья часть от высоты лица из нижней части подбородка к нижней части ноздри, нос из нижней части ноздрей к линии между бровями, столько же, от этой линии к корням волос, лоб дается как третья часть. Нога 1/6 высоты тела; локоть1/4 , грудь и 1/4 . Другие члены также имеют свои собственные пропорциональные измерения. И с помощью этих знаний, древние художники и известные скульпторы достигли больших и неограниченных возможностей присоздании своих шедевров.

3. В соответствии с подобной схемой построения человеческого тела, части планируемого храмы должны рассчитываться в таких же пропорциях, чтобы размеры их отдельных частей соответствовали общей сумме всей величины храма. Теперь что касается центра, пупок естественно, точно в центре тела. Ибо если человек лежит на спине, руки и ноги раскинув, то в центре круга размещен его пупок, его тело, руки и ноги будут вписаны в окружность. Так же дело обстоит и с квадратной формой, квадрат вписанный в рисунке, такая же круглая цифра получается. Ибо, если мы измеряем от подошвы ноги до верхней части головы, а также расстояние между раскинутых рук, широта будет найдена равной высоте, как и строения, которые возводятся в квадрат по тем же правилам.

4. Поэтому, если природа запланировала человеческое тело так, что части его соответствует их пропорции к его полной конфигурации, то древние, похоже, имели все основания соблюдать пропорции в процессе выполнения своих работ, они должны были соблюдать точную настройку нескольких частей к общей структуре плана. Поэтому, так как во всех своих работах они придерживались плана, они сделали так, особенно при создании храма, превосходства и недостатки которого, обычно превозносят в последующих веках. [Источник: aiwaz.net]

Геометрические построения Витрувианский человек Леонардо да Винчи.

Предполагается, что в пропорции круг и квадрат отражается Золотое сечение. Здесь мы представляем анализ, который показывает, что это предположение неверно.

Если окружность имеет радиус = 1 контур, сторона квадрата равна:

1,656 для Витрувианского человека

1,618 постоянная Золотого сечения

1,571 примем за состояние: окружности круга = периметру площади

1,772 примем за состояние: площадь круга = площадь квадрата

Рис. 1 Сравнение истинного прямоугольника в золотом сечении с прямоугольником в рисунке Витрувианский человек.

Рис. 2 круг и квадрат на основе пропорции золотого сечения.

Квадратура круга является проблемой, предложенной древними геометрами. Это задача построения квадрата в той же области данного круга, используя только конечное число шагов с циркулем и линейкой.

Рис. 2b Квадратура круга.

Изображение справа: Квадратура круга. области этой площади и этого круга равны

Изображение слева: Окружность круга равна периметру площади.

Рис. 2b Левый показывает круг с радиусом = 1 и квадрат со стороной = 1,571.Окружность круга = 6,28 ... квадрат со стороной 1,571 периметру имеет равное 6,28 .

Витрувианский человек - рисунок, нарисованный Леонардо да Винчи примерно в 1490-92 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам Витрувия, и помещённый в одном из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями.

Это не просто один из наиболее хорошо известных рисунков Леонардо да Винчи, а наиболее растиражированное средствами массовой информации изображение. Оно часто встречается в разнообразных учебных пособиях, используется в рекламных роликах и плакатах, даже мелькает в кино – достаточно вспомнить неоднозначно принятый публикой и критикой «Код да Винчи». Такая известность обусловлена высочайшим качеством изображения и его значимостью для современного человека.


«Витрувианский человек» одновременно является шедевром изобразительного искусства и плодом научных изысканий.

Этот рисунок был создан как иллюстрация для книги Леонардо, посвященной одному из трудов Витрувия – знаменитого римского архитектора. Как и сам Леонардо, Витрувий был необычайно одаренным человеком с широчайшими интересами. Он хорошо знал механику и обладал энциклопедическими знаниями. Интерес Леонардо к этому неординарному человеку понятен, так как он сам был очень разносторонней личностью и увлекался не только искусством в разных его проявлениях, но и наукой.

Выполнение рисунка

Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисунка 34,3х24,5 сантиметра. В настоящее время находится в коллекции галереи Академии в Венеции.

Витрувианский человек. Рисунок, нарисованный Леонардо да Винчи.

Роль «Витрувианского человека» в развитии искусства и расцвете итальянского Ренессанса чрезвычайно велика

. После падения Римской империи многочисленные знания предыдущих поколений о человеческих пропорциях и строении тела были утеряны и постепенно забыты. В средневековом искусстве изображения людей резко отличались от тех, что были во времена античности. Леонардо сумел продемонстрировать, как на самом деле отражается божественный замысел в строении тела человека. Его рисунок стал образцом для художников всех времен. Даже великий Ле Корбюзье использовал его для создания собственных творений, повлиявших на архитектуру всего XX века. Благодаря символичности изображения многие считают его отражением строения всего мироздания (пупок фигуры является центром окружности, что вызывает ассоциации с центром Вселенной).

Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства

, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.

Пропорции человеческого тела

В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее про человеческое тело


Кроме своего огромного исторического и научного значения, «Витрувианский человек» несет и значительную эстетическую нагрузку. Рисунок выполнен тонкими точными линиями, идеально передающими человеческие формы. Созданный Леонардо образ очень выразительный и запоминающийся. Вряд ли можно найти цивилизованного человека, который не видел это изображение и не знает его автора.

Витрувианский человек - рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат.


Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат («Квадрат Древних»). С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным.


«Vetruvio architetto mette nelle sue opera d"architettura che le misure dell"omo…» «Архитектор Ветрувий заложил в своей архитектуре измерения человека...» Далее идет описание соотношений между различными частями человеческого тела.


В сопроводительных записях Леонардо да Винчи указал, что рисунок был создан для изучения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее о человеческом теле:


«Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями:
длина четырёх пальцев равна длине ладони,
четыре ладони равны стопе,
шесть ладоней составляют один локоть,
четыре локтя - рост человека.
Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека.
Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок.
Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник.
Длина вытянутых рук будет равна росту.
Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста.
Расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста.
Расстояние же от верхней части груди до корней волос - 1/7.
Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста.
Наибольшая ширина плеч - восьмая часть роста.
Расстояние от локтя до кончиков пальцев - 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки - 1/8.
Длина всей руки - это 1/10 роста.
Начало гениталий находится как раз посредине тела.
Стопа - 1/7 часть роста.
Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста.
Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица.»


Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное Леонардо Да Винчи и другими, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу. Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела.


Искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Мы находим их в пропорциях архитектуры и скульптуры, в расположении предметов и фигур, сочетании красок в живописи, в чередовании рифм и мерности ритма в поэзии, в последовательности музыкальных звуков. Эти свойства не выдуманы людьми. Они отражают свойства самой природы. Одна из пропорций чаще всех встречается в искусстве. Она получила название "золотое сечение". Золотое сечение было известно ещё в древности. Так в книге II „Начал” Евклида оно применяется при построении пяти- и десятиугольников.


Термин «золотое сечение» ввел Леонардо да Винчи. Если человеческую фигуру - самое совершенное творение вселенной - перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величин будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека относится к длине от пояса до ступней…


Действительно в природе и человеческом теле много пропорциональных отношений, близких к тому, которое Леонардо да Винчи назвал золотым сечением. Хотя и не воплощающих его точно. Кстати, золотое сечение, предпочтительное во многих случаях, не единственное отношение, зрительно воспринимаемое как красивое. К их числу относятся такие отношения, как 1:2, 1:3. Они близки к золотому сечению. В любом произведении искусства несколько неравных, но близких к золотому сечению частей дают впечатление развития форм, их динамики, пропорционального дополнения друг другу. В частности, наиболее распространено отношение на основе золотого сечения при возведении памятников.


А можно ли говорить о золотом сечении в музыке? Можно, если «измерять» музыкальное произведение по времени его исполнения. В музыке золотое сечение отражает особенности человеческого восприятия временных пропорций. Точка золотого сечения служит ориентиром формообразования (особенно в небольших сочинениях), часто на неё приходится кульминация. Это может быть также самый яркий момент или самый тихий, самое плотное по фактуре место или самое звуковысотное. Но случается и так, что в точке золотого сечения появляется новая музыкальная тема.

"Витрувианский человек" - это один из самых знаменитых рисунков Леонардо Да Винчи, который примерно в 1490 году был помещен в одном его журнале. На этом рисунке изображена обнаженная фигура мужчины в двух позициях, наложенных друг на друга. Фигура мужчины с руками и ногами, разведенными в стороны, внесена в окружность, а с разведенными руками и сведенными вместе ногами - в квадрат. Витрувианский человек Леонардо символизирует канонические пропорции.

Рисунок в журнале сопровождается пояснительными надписями. Если его исследовать, то на самом деле можно заметить, что положение рук и ног составляет не две позы, как кажется на первый взгляд, а четыре.

Витрувианский человек как произведение искусства и как научная работа

При смене поз создается впечатление, что фигура в центре движется. Но в действительности пуп фигуры остается неподвижным, а центром квадрата являются половые органы. В дальнейшем именно эту методику Корбюзье использовал для создания шкалы пропорций, которая повлияла на архитектурную эстетику XX века. В соответствии с сопроводительным текстом рисунок был создан для того, чтобы определить пропорции мужского тела. Основой для рисунка Да Винчи "Человек Витрувианский" стал трактат «Мужчина эквилибре» архитектора Древнего Рима Витрувия, именем которого и названо изображение фигуры. Этот древний римлянин применял пропорции человеческого тела для своих исследований в архитектуре.

Символ симметричности тела человека

Витрувианский человек Леонардо Да Винчи - это образ согласованного состояния жизни, в центре которой находится человек. На рисунке изображена идеальная с точки зрения пропорций Две позиции - в круге и квадрате на рисунке - отображают динамику и покой. Центром тела, фиксированного квадратом, является фаллос, центром движущейся фигуры - солнечное сплетение. Таким образом, великий художник передает противоречивость духа (круга) и материи (квадрата).

Если дополнить рисунок сторонами Четверицы Хайдеггера, то получится символический образ истинного состояния человека, Божественного наполовину, Смертного наполовину, который опирается ногами на Землю и головой пребывает на Небе.

Витрувианский человек - это не только скрытый символ внутренней симметрии тела человека, но и символ симметрии Вселенной в целом.

Интересные сведения

В современном мире рисунок Да Винчи уже не воспринимается человечеством как символ идеальных пропорций человеческого, в частности, мужского тела. Это изображение скорее символизирует нахождение человека во Вселенной.

Есть одна интересная теория, согласно которой витрувианский человек Да Винчи - это изображение Христа. Художник занимался реставрацией Плащаницы по просьбе ее хранителей. Якобы воодушевленный изображением Христа на святыне, он переносит безупречные пропорции его тела на свой рисунок. А значит, он изображает божественные пропорции человеческого тела. Да Винчи, поместив мужскую фигуру в центр мироздания, изобразил человека по образу Бога.



Похожие статьи
 
Категории