Чем романтизм отличается от классицизма. Чем «романтизм» отличается от «классицизма»? «Романтизм» как смена эстетической программы и смена образа жизни

02.02.2019

Классицизм (от лат. “classicus” – образцовый) одно из важнейших направлений искусства, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов и единств. Правила классицизма призваны обеспечивать главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. Свою историю классицизм ведет с конца 16-го столетия. Он просуществовал до начала 19-го века, пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Романтизм – идейное и художественное направление в европейской и американской культуре с конца 18-го века и до первой половины 19 века. Зародился в Германии. Характеризуется утверждением духовно-творческой жизни личности, изображением сильных и бунтарских страстей и характеров, одухотворенной и целительной природой.

Философия романтизма . Категория возвышенного является центральной для романтизма и была сформулирована Кантом в работе «Критика способности суждения». Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить все «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку и к возвращению к своим корням и природе. Для романтических произведений характерно отвержение рациональности и жестких литературных правил.

Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества.

Что такое «сюрреализм» как культурное явление? Сюрреализм и психоанализ. Основные техники и идеология сюрреализма, представления сюрреалистов о творчестве. Идейное и функционально-прагматичное значение сюрреализма для современной социокультурной ситуации.

Сюрреализм – направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х годов во Франции. Отличительные особенности: использование аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основателем сюрреализма считают Босха.



Аллюзия – стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намек на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закрепленный в текстовой культуре или в разговорной речи.

Основным понятием сюрреализма является сюрреальность – совмещение сна и реальности. Сюрреалисты предлагали противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made ».

Термин «ready-made» в контексте изобразительного искусства впервые использовал французский художник Марсель Дюшан в 1913г. для обозначения своих произведений, представляющих собой предметы обихода, изъятые из среды их обычного функционирования и без каких-либо изменений выставленные на художественной выставке в качестве произведений искусства, т.е. перемещение предмета из нехудожественного пространства в художественное. Первый «ready-made» Дюшана – «Велосипедное колесо» (1913г.) «Он взял бытовое стандартное изделие, поместил его в необычную среду, да так, что в новой обстановке исчезло его привычное значение. Благодаря новому взгляду и новому названию, он создал новую идею предмета», - писала Беатрис Вуд.

Например, поэт Вера Павлова переписывает в виде стихотворения заметку из энциклопедического словаря. Такое «заимствование» получило название «found poetry» - найденная поэзия.

Что такое «автоматическое письмо» и «бессознательное творчество»? «Автоматическое письмо» в рамках эстетических и психиатрических представлений. «Бессознательное творчество» как творческий принцип. Идейное и функционально-прагматическое значение сюрреализма для современной социокультурной ситуации.

Главная категория сюрреалистической эстетики, главный технический прием, метод сюрреализма – автоматическое письмо, т.е. творчество без контроля сознания, когда скорость письма опережает скорость рефлексии автора. Подсознание для сюрреалистов – это единственный источник истины.

Автоматическое письмо – это скоростное письмо «по диктовку» бессознательного, неосознанное записывание всего, что приходит в голову, фиксация галлюцинаций, сновидений, грез – любых образов воображения.

Главное условие автоматического письма – скорость письма и никаких поправок. Бретон считал, что автоматическое письмо не только овеществление, вербализация мысли, а «мысле-говорение».

Теория автоматического письма связана с особым статусом поэта: поэт как нейтрально-посторонний регистрирующий аппарат.

Следует отметить, что зачастую сюрреалистические произведения возникали как результат коллективного творчества.

1) ориентации на мифологическое творчество;

2) следствие автоматизма;

3) одно из условий работы – «интересы группы превыше интересов отдельного человека» и с собственными интересами нужно было расстаться;

Формулируя принципы автоматического письма, теоретики сюрреализма опирались на учение французского философа-интуитивиста Анри Бергсона и на психоанализ Фрейда и Юнга. В основе автоматического письма лежит метод свободных ассоциаций, впервые примененный Фрейдом на психоаналитических сеансах. Принцип психоанализа, разработанный Фрейдом, основывался на методе свободных ассоциаций: когда человек, отталкиваясь от какого-либо слова или образа, высказывает все, без разбору мысли, которые приходят ему в голову. Так же рождается и сюрреалистическое произведение: оно возникает в результате произвольного, с точки зрения логики, соединения в тексте различных слов и образов.

Чем характерен «Серебряный век» российской культуры? Социальный и идейный контекст «Серебряного века» российской культуры. Изменение статуса «творца» и «творчества» в России в период «Серебряного века».

В период «Серебряного века» люди ищут новые основания для своей духовной и религиозной жизни.

«Серебряный век» - это век противопоставлений. Основное противопоставление этого периоды – оппозиция природы и культуры. Владимир Соловьев, философ, оказавший огромное влияние на формирование идей «Серебряного века», считал, что победа культуры над природой приведет к бессмертию, так как «смерть есть явная победа бессмыслия над смыслом, хаоса над космосом».

Помимо этого тесно связывались проблемы смерти и любви. «Любовь и смерть становятся основными и едва ли не единственными формами существования человека, главными средствами его понимания», - считал Соловьев.

Многие люди стремились вырваться за пределы обыденной жизни, в поисках иной реальности. Они гнались за эмоциями, все переживания считались благом, независимо от их последовательности и целесообразности. Жизни творческих людей были насыщены и переполнены переживаниями. Однако следствием такого накопления переживаний часто оказывалась глубокая опустошенность. Поэтому судьбы многих людей «Серебряного века» трагичны. И все же это непростое время духовных блужданий породило прекрасную и самобытную культуру.

В литературе реалистическое направление на рубеже 20 века продолжали Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, создавшие свои лучшие произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными проблемами и заботами.

Русская литература начала 20-го века породила замечательную поэзию. Одним из направлений поэзии этого времени являлся символизм. Для символистов (А.Блок, З.Гиппиус), веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами. Представители этого направления считали, что «символы» и «мистические содержания» произведений – это основа нового искусства.

Позднее появляется новое течение в поэзии, которое получило название «акмеизм». Это направление сформировалось в кружке «Цех поэтов». В него входили Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам и др. Они акцентировали внимание на самоценность реальной действительности. Для этого направления поэзии характерна «прекрасная ясность» языка, реализм и точность деталей, живописная яркость изобразительно-выразительных средств.

В 1910-е годы возникает авангардистское течение в поэзии, которое получило название «футуризм». Футуристы отрицали социальное содержание искусства, культурные традиции. Им свойственно анархическое бунтарство. В своих коллективных программных сборниках («Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна» и др.) они бросали вызов так называемому «общественному вкусу и здравому смыслу». Также представители этого направления (В.Хлебников, В.Маяковский) любили экспериментировать со словом.

Чем отличается «психология восприятия», «психология мышления», «психология принятия решений» от «психологии творчества»? Основные принципы и разделы классической, или «функциональной психологии». Попытки использования «психологии восприятия» и подобных направлений психологии для анализа творчества и искусства.

Психология восприятия – раздел психологии, изучающий процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств.

Психология мышления – раздел психологии, исследующий мышление как один из психических процессов, направленный на решение проблемных ситуаций, задач и заключающийся в обобщенном и опосредованном познании действительности. Мышление характеризует не чувственный (ощущение, восприятие, представление), а абстрактно-логический уровень познавательной деятельности человека. С помощью мыслительных процессов: анализ, синтез, обобщение и др., умственных операций (действий) и форм мышления перерабатываются сенсорно-перцептивные данные. Результатом такой переработки является отражение реальности в понятиях, суждениях, теориях и др. Один из важнейших вопросов психологии мышления – описание содержания мыслительной активности. В современной психологии мышление рассматривают как высший психический процесс. В содержание мышления входят:

1) мыслительные процессы (анализ, синтез, абстрагирование);

2) мыслительные действия, операции (математические операции – сложение, вычитание);

3) формы мышления (понятие, суждение, умозаключение);

4) система знаний и понятий, взаимосвязанных между собой и используемых субъектом при решении задач;

5) обобщенные личностные характеристики, актуализирующиеся в ходе мышления (мотивация).

Принятие решений практически всеми психологами признается центральным моментом управления. Именно по этому критерию определяются главные роли в трудовом процессе: руководителя и подчиненного. Принятие решения – это сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы, постановку адекватной цели и выбор средств для ее реализации.

Психология принятия управленческих решений характеризуется рядом психологических закономерностей:

1) для лица, принимающего решения индивидуально:

· способность принять решение в трудных условиях (ограниченное время, высокий риск);

· ограниченная рациональность (когда субъективные пристрастия ограничивают ход мыслей);

· феномен Ирвина (завышение значимости и вероятности получения желаемого результата, а нежелательного – занижение);

· аналитический паралич (когда усилия по поиску решения долго концентрируются на определенном этапе);

· ослепление решением (сдвиг с цели решения на средство ее достижения);

· феномен излюбленной альтернативы (когда используется метод, с помощью которого ранее уже были достигнуты положительные результаты).

2) Для группового принятия решений:

«групсинг» (когда у людей в группе деформируется индивидуальное решение, и присутствует иллюзия невиновности за некачественное решение);

безусловная вера в исповедуемые группой нормы поведения;

стереотипный взгляд на участника группы (характеризуется открытым давлением на тех, кто мыслит в группе индивидуально).

Психология творчества (англ. psychology of creative activity) – раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни. Также психология творчества занимается вопросами формирования, развития и структуры человеческого потенциала.

Основные разделы психологии:

§ Общая психология;

§ Социальная психология;

§ Возрастная психология;

§ Педагогическая психология;

§ Психология труда;

§ Психолингвистика;

§ Дифференциальная психология;

§ Психометрия;

§ Психофизиология;

§ Психология управления.

Функциональная психология – направление в психологии, которое рассматривает психическую жизнь и поведение человека с точки зрения его активной и целеустремленной адаптации е условиям окружающей среды. (Основополагающие идеи функциональной психологии принадлежат к эволюционному учению, разработанному Ч.Дарвином и Г.Спенсером).

Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление и развитие реализма

Цели : познакомить учащихся с основными особенностями классицизма, сентиментализма и романтизма как активно борющихся литературных направлений; показать становление реализма в русской и мировой литературе, а также зарождение и развитие русской и профессиональной литературной критики.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Разбираются2-3вопроса(повыборуучащихся)издомашнегозадания.

II. Лекция учителя (краткое содержание).

Учащиеся в тетрадях записывают основные особенности классицизма, сентиментализма и зарождавшегося романтизма как литературных направлений. Литературные истоки русского реализма.

Последняя треть XVIII-начало XIX в. - важный период развития русской художественной литературы. Среди писателей и высшая знать, возглавляемая Екатериной II, и представители среднего и мелкого дворянства, и мещане. Произведения Н. М. Карамзина и Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского и К. Ф. Рылеева занимают «умы и сердца читателей» * .

На страницах газет и журналов, в литературных салонах идет непримиримая борьба сторонников разных литературных направлений.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый ) - художественное направление в литературе и искусстве XVIII-начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Родоначальники и последователи классицизма считали высшим образцом художественного творчества (совершенством, классикой) произведения античности.

Классицизм возник (в эпоху абсолютизма) сначала во Франции в XVII веке, затем распространился в других европейских странах.

В поэме «Поэтическое искусство» Н. Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма. Он утверждал, что литературные произведения создаются без вдохновения, но «рассудочным путем, после строгого обдумывания». В них все должно быть точно, ясно и стройно.

Писатели-классицисты целью литературы считали воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством и монархом - основной задачей гражданина.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам» и должны были разрабатывать особо значимые общественные проблемы. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, сатира,басня,«призванныеотражатьсовременнуюдействительность» .

Драматические произведения в литературе классицизма подчинялись правилам «трех единств» - времени, места и действия.

1. Особенности русского классицизма

Русский классицизм не был простым подражанием западному.

В нем сильнее, чем на Западе, звучала критика недостатков общества. Наличие сатирической струи придавало произведениям классицистов правдивый характер.

С самого начала в русском классицизме сильно сказывалась связь с современностью, русской действительностью, которая освещалась в произведениях с точки зрения передовых идей.

Писатели-классицисты «создавали образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью, развивали патриотическую идею служения родине, пропагандировали высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям ** .

Сентиментализм (от фр. sentiment - чувство, чувствительный ) - художественноенаправлениевлитературеиискусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIII века, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.

В то время как героями классицизма выступали полководцы, вожди, цари, вельможи, писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека (незнатного и небогатого), его внутреннему миру. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Слова Н. М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительно демократическую направленность сентиментализма. Воспринимая человеческую жизнь как скоротечную, писатели славили вечные ценности - любовь, дружбу и природу.

Сентименталисты обогатили русскую литературу такими жанрами, как путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезная комедия».

События в произведениях происходили в небольших городках или деревнях. Много описаний природы. Но пейзаж - это не просто фон, а живая природа, как бы заново открытая автором, прочувствованная им, воспринятая сердцем. Прогрессивные писатели-сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях и горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.

Самыйяркийпредставительрусскихсентименталистов-Н. М. Карамзин.

От сентиментализма «распространились нити» не только к романтизму, но и к психологическому реализму.

2. Своеобразие русского сентиментализма

Русский сентиментализм - дворянско-консервативный.

Писатели-дворяне в своих произведениях изображали человека из народа, его внутренний мир, чувства. Для сентименталистов культ чувства стал средством ухода от действительности, от тех острых противоречий, которые существовали между помещиками и крепостным крестьянством, в узкий мир личных интересов, интимных переживаний.

Русские сентименталисты развивали мысль о том, что все люди, независимо от их общественного положения, способны на самые высокие чувства. А значит, по мысли Н. М. Карамзина, «во всяком состоянии человек может найти розы удовольствия». Если же и простым людям доступны радости жизни, то «не через изменение государственного и общественного строя, а через нравственное воспитание людей лежит путь к счастью всего общества».

Карамзин идеализирует отношения помещиков и крепостных. Крестьяне довольны своей жизнью и прославляют своих помещиков.

Романтизм (от фр. romantique - нечто таинственное, странное, нереальное ) - художественное направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII - начале XIX века и яростно выступавшее против классицизма с его строгими правилами, стеснявшими свободу творчества писателей.

Романтизм - литературное направление, вызванное к жизни важными историческими событиями и общественными переменами. Для русских романтиков такими событиями были Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Взгляды писателей-романтиков на исторические события,наобщество, на их позиции в обществе были резко несхожими - от бунтарских до реакционных, поэтому в романтизме следует различать два основных направления или течения - консервативное и прогрессивное.

Консервативные романтики брали сюжеты для своих произведений из прошлого, предавались мечтам о загробном мире, поэтизировали жизнь крестьян, их покорность, терпение и суеверие. Они «уводили» читателей от общественной борьбы в мир воображения. В. Г. Белинский написал о консервативном романтизме, что «это - желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии.., это мир.., населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми; это - унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это - любовь, которая питается грустью…»

Прогрессивные романтики подвергали резкой критике современную им действительность. Герои романтических поэм, лирических стихотворений, баллад имели сильный характер, не мирились с общественным злом, призывали к борьбе за свободу и счастье людей. (Поэты-декабристы, молодой Пушкин.)

Борьба за полную свободу творчества объединяла и прогрессивных, и консервативных романтиков. В романтизме основа конфликта - расхождение между мечтой и действительностью. Поэты и писатели стремились выразить свою мечту. Они создавали поэтические образы, соответствовавшие их представлениям об идеале.

Основным принципом построения образов в романтических произведениях стала личность поэта. Поэт-романтик, по словам В. А. Жуковского, смотрел на действительность «сквозь призму сердца». Так, гражданская поэзия была для него и глубоко личной поэзией.

Романтиков интересовало все яркое, необычное и неповторимое. Романтические герои - исключительные личности, охваченные великодушием и неистовой страстью. Обстановка, в которой они изображались, тоже исключительная и загадочная.

Поэты-романтики открыли для литературы богатство устного народного творчества, а также литературные памятники прошлого, не получившие до этого правильной оценки.

Богатый и сложный духовный мир романтического героя потребовал более широких и более гибких художественно-речевых средств. «В романтическом стиле основную роль начинает играть эмоциональная окраска слова, его вторичные значения, а предметное, основное значение отступает на второй план» . Тому же стилистическому принципу подчиняются и разнообразные изобразительно-выразительные средства художественного языка. Романтики предпочитают эмоциональные эпитеты, яркие сравнения, необычные метафоры.

Реализм (от лат. realis - вещественный ) - художественное направление в литературе и искусстве XIX века, для которого характерно стремление к правдивому изображению действительности.

Только со второй половины XVIII в. можно говорить о становлении русского реализма. Реализм этого периода литературоведение определило как реализм просветительский с его гражданственностью, интересом к человеку, тенденцией к демократизации, с ощутимыми чертами сатирического отношения к действительности.

В формировании русского реализма большую роль сыграли Д. И. Фонвизин,Н. И. Новиков,А. Н. Радищев,И. А. Крыловидругие писатели. ВсатирическихжурналахН. И. Новикова,вкомедияхД. И.Фонвизина,в«ПутешествииизПетербургавМоскву»А. Н. Радищева,в баснях И. А. Крылова в центре внимания «не просто факты, люди и вещи, а те закономерности, которые действовали в жизни».

Главная черта реализма - умение писателя дать «типичные характеры в типичных обстоятельствах». Типичные характеры (образы) те, в которых наиболее полно воплощены важнейшие черты, характерные в определенный исторический период для той или иной общественной группы или явления.

Новый тип реализма сложился в XIX веке - это критический реализм , по-новому изображающий отношения человека и окружающей среды. Писатели «устремились» к жизни, открывая в обыденном, привычном ее течении законы существования человека и общества. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека.

Таким образом, реализм (разные его формы) превратился в широкое и мощное литературное направление. Подлинным «родоначальником русской реалистической литературы, давшим совершенные образцы реалистического творчества», был Пушкин - великий народный поэт. (Для 1-й трети XIX века особенно характерно органическое сосуществование разных стилей в творчестве одного писателя. Пушкин был и романтиком, и реалистом, точно так же и другие выдающиеся русские писатели.) Великими реалистамибылиЛ. ТолстойиФ. Достоевский,М. Салтыков-Щедрин и А. Чехов.

Домашнее задание.

Ответить на вопросы :

Чем романтизм отличается от классицизма и сентиментализма? Какие настроения свойственны романтическим героям? Расскажите о становлении и литературных истоках русского реализма. В чем своеобразие реализма? Расскажите о разных его формах.

Просвещение

Обычно считается, что неоклассицизм является следствием того насыщения, что в определенной степени производит барокко. В случае с Канарскими островами уместно сделать некоторые уточнения. Со второй половины XVIII в. присутствие при Дворе элиты с архипелага обеспечивало культурную связь привилегированного меньшинства Канарских островов с эрудированными мадридскими кругами, что отражалось на обновлении взглядов элиты в сторону космополитизма. С другой стороны, отдаленность от метрополии влияла на то, что на Канарских островах был слабый идеологический контроль; здесь свободно распространялись тексты, запрещенные на остальной территории государства. К этому нужно добавить мобильность немногочисленных, но влиятельных жителей островов, которые соприкасались с новыми веяниями, появлявшимися за пределами Испании, упрочняя эту связь по возвращении из путешествий. Кружки и общества (особенно Экономические общества друзей страны) являлись «двигателем» изменений не только в художественном, но также в научном, экономическом, сельскохозяйственном и промышленном аспектах.

Однако Просвещение всегда являлось культурой меньшинства по отношению к религиозной традиции, согласующейся с идеями Инквизиции, на которые влияли низшее духовенство и религиозные ордены, связанные барочной традицией.

Более того, сами деятели Просвещения были далеки от того, чтобы принять поистине академическое прочтение неоклассического стиля; они были неспособны основать свои идеи на теоретических и идеологических убеждениях. В большинстве случаев это было подражание тому, что называли неоклассическим стилем. Об этом свидетельствует полемика в отношении порядка колонн, которые Хуан Непомусено Вердуго хотел использовать в будущем соборе Лос Ремедиос в Ла Лагуне. Маркиз Вильянуэва дель Прадо одобрил решение убрать основание, поскольку так делали в Париже. А старший священник Педро Бенкомо требовал оставить их, поскольку так делал Вентура Родригес. В основном, при отсутствии теоретической базы и твердых убеждений, можно говорить о существовании на Канарских островах неоклассической архитектуры, однако не как продукта идеологии, а почти всегда как результата подражания. К одним из первых зданий в этом стиле относится собор Сантьяго де лос Кабальерос (Santiago de los Caballeros) в Гальдаре с удачным пространственным решением, однако фасад его более напоминает маньеризм, нежели новые веяния неоклассицизма.

И все же некоторые архитекторы в это время уже начинают использовать новые приемы. Диего Николас Эдуардо, строитель, заложивший основы перемены вкусов, выполнил одно из наиболее изящных зданий того времени. Создавая эскиз будущего собора в Лас Пальмас, он вдохновлялся собором Гранады – работой Кано в стиле барокко. Однако он решил пойти по пути отказа от всяческих украшений и принятия строгих и простых форм.

Конечно, такие создатели были в меньшинстве. Архитектурная панорама Канарских островов, главным образом, ограничивалась работами мастеров, не имеющих профессиональных титулов. Здесь существовал коллектив консервативной направленности, их знания о новом стиле были весьма поверхностными. Один из примеров – Хуан Перес де Леон, руководивший строительством церкви Сан Себастиан (Iglesia de San Sebastián) в Агуимесе.(Agüimes), спроектированной Диего Николасом Эдуардо. Там, где архитектор проявлял свою креативность, обнаруживается некачественное исполнение работы.

Решающую роль в изменении стиля сыграли военные инженеры, однако работали они лишь в определенных местах на архипелаге, где и чувствуется их веяние.

Из великих мастеров того времени можно назвать четыре имени, и ни у одного их них не было официального титула. Наиболее важна фигура Диего Николаса Эдуардо, который учился в Академии Сан Фернандо и в Артиллерийской академии Сеговии. Он хорошо знал существующие на тот момент теории (в его библиотеке был трактат Тоски) и применял их с полной свободой воплощения. Так, чтобы подчеркнуть уникальность интерьера собора в Лас Пальмас, он использовал приемы атлантической готики.

Ясность идей отличает такого архитектора, как Хуан Непомусено – военного, учившегося в Академии инженеров. Он играл немалую роль в строительстве фасада собора в Ла Лагуне, а несколько позже выполнил оригинальный и изящный фасад здания Муниципалитета (Ayuntamiento) города.

Антонио Хосе Эдуардо и Хосе Лухан Перес – авторы менее изящных работ. Первый, работы которого можно увидеть в Гальдаре, предлагает нашему вниманию чересчур академичные образцы, результат неглубокого знакомства с архитектурой того времени. Второй архитектор был в первую очередь скульптором; он заканчивал западный фасад кафедрального собора Гран Канарии в весьма скудном решении. Интересны в его исполнении хоры – в свободе композиционной архитектурной мысли читается влияние его учителя Эдуардо.

Благодаря тенденции к либерализации островов, в это время в местной архитектурной панораме появляются работы профессионалов национального уровня. Наиболее известный пример – это, без сомнения, проект Вентуры Родригеса для реконструкции собора Консепсьон (Templo de la Concepción) в Ла Оротаве. Также можно отметить Мануэля Мартина и Хоакина Родригеса, проектировщиков нового собора в Канделарии (Templo de Candelaria). Вероятно, первому принадлежит также великолепный проект часовни для созданного чуть раньше кафедрального собора Ла Лагуны. Вместе с обновлениями чертежей, в которых угадывается влияние Вентуры Родригеса, актуальным в это время становится, например, вопрос о расположении хора на клиросе (одна из наиболее спорных тем во времена Просвещения).

Ни один из вышеперечисленных проектов не был воплощен в реальности, но, что еще хуже, планировщикам пришлось их уничтожить, что лишило последующие поколения необходимых знаний о непрерывной линии развития и преемственности стиля. На Канарских островах были созданы два образовательных центра. Один из них был образован командующим армией маркизом де ла Каньяда в 1779 г. в Санта Крус де Тенерифе для подготовки чиновников среднего звена; из-за удаленности островов они исполняли функции инженеров, владея начальными знаниями. Второй центр был создан при поддержке Академии священником кафедрального собора Канарских островов Херонимо де Роо в 1782 г. Благодаря ему, острова получали значительную автономию в области строительства, а Академия удовлетворяла свои потребности в том, что касалось раздачи официальных титулов в области общественного строительства. Обе школы просуществовали недолго: первая закрылась через пять лет, вторая – на год раньше, но она затем превратилась в Чертежную школу, существовавшую под защитой короля и Академии.

В Санта Крус де Тенерифе ситуация складывалась таким образом, что здесь располагалось руководство инженерным корпусом. Это являлось причиной присутствия в городе военных инженеров, которые с годами создавали прочные узы дружбы с местными семьями. Иногда благодаря этому они занимались своей профессиональной строительной деятельностью и с «невоенными объектами». Примером может служить дружба между Матиасом Родригесом Карта и инженером Франсиско Родригесом Гонсалесом, что, вероятнее всего, повлияло на архитектурные особенности дворца Карта (Palacio de Carta) на площади Ла Канделария (Plaza de La Candelaria).

Такие дома, как, например, дом Альмасенес Эль Глобо (Casa de los Almacenes El Globo), отличаются от традиционных схем. Бесспорно здесь влияние неоклассицизма. Строители не видели необходимости использовать греко-романские элементы для претворения в жизнь новых рациональных форм, основанных на строгости и аскетизме. Это и отличает работу военных инженеров. Если работа с камнем в строительстве жилых зданий на Канарском архипелаге не была новшеством, то сам тип его использования изменяется. Теперь устанавливаются широкие связи между формой здания и его функциями. Естественно, остается необходимость создания разных канонов и соблюдения новых правил. Внешняя монументальность также связывается с законами рационализма. С годами традиционная архитектура стала примером рационализма.

На Ла Пальме, несмотря на долгое пребывание там Хуана Непомусено Вердуго, ключевой фигурой в смене вкусов является не он, а пресвитер Хосе Хоакин Мартин де Хуста. Образование, полученное им в Лас Пальмас де Гран Канария в начале XIX в., позволило ему близко познакомиться с веяниями Просвещения. По возвращении в Санта Крус де Ла Пальма, разносторонне образованный, он стал здесь одним из лучших проектировщиков и зачинателей процесса архитектурного обновления. Его первая работа – дом Хосе Гарсия Карбальо (Casa de Jose García Carballo) 1811 г. представляет архитектуру неоклассицизма: три уровня, фронтон как практически единственное украшение и многое другое… В остальном его работу характеризует скромность (каменные карнизы, окна с пологими арками…); традиционные элементы (балкон, венецианское окно) находятся не на главном фасаде.

При реконструкции церкви Эль Сальвадор (El Salvador) привычный орнамент не использовался вообще. Второй крупный представитель классицизма на Ла Пальме, пресвитер Мануэль Диас вместе с Мартином де Хуста убрали большинство фламандских и барочных запрестольных образов, вместо них разместив в церкви скромные образцы неоклассицизма. Наиболее ярко стилевые изменения можно наблюдать в трансформации сводов собора: крыша в стиле мудехар уходит в прошлое.

В первой половине XIX в. Санта Крус де Ла Пальма постепенно превращается в крупный город в неоклассическом стиле. Те жители, что не перестраивают свои дома, изменяют их фасады; здесь наблюдается стремление к ровным прямым линиям. В общем, эта тенденция отвечала веяниям моды. Внутреннее же убранство домов оставалось прежним: сохранялся традиционный канарский дворик. Только в конце XIX в., с началом использования новых материалов, таких, как железо и стекло, в некоторых домах появляются альтернативы традиционным приемам.

Романтический классицизм

Появление на Канарском архипелаге в 1847 г. Мануэля де Ораа знаменовало изменение приемов строительства традиционных жилищ. Первые задания он получил в Санта Крус де Тенерифе и в должности муниципального архитектора мог без проблем вводить новшества в строительство. Большую роль играли также его личный авторитет, незаурядность личности и широкие связи с высшим классом канарского общества. Если проследить хронологически порядок работ Ораа, не всегда можно говорить о прямой прогрессивной линии эволюции стиля.

Романтический классицизм - стиль, преобладавший в архитектуре во второй половине XIX в., имел на Канарских островах свои особенности и вариации:

В Санта Крус де Тенерифе :

Фасад представляет собой весьма скромную работу, минимум орнамента и строгость.

В некоторых зонах выделяются особые элементы фасада (оконные и дверные проемы).

Постоянным становится использование тесаного камня, что до этого встречалось скорее случайно.

В Лас Пальмас де Гран Канария :

Более выразительные фасады, чем на Тенерифе, с использованием орнамента.

Тонкая работа с камнем, что позволяло даже вызывать каменотесов Гран Канарии на другие острова.

Украшения из необтесанного камня как декоративные формы.

На обоих островах можно выделить общие тенденции :

Канон исполнения дверных и оконных проемов приобретает уникальную стройность и вытягивается по вертикали.

Повсеместным становится использование железа – как в структуре здания, так и для украшения.

Примеры архитектуры этого времени представляют собой как следование строгой академичности, так и свободные вариации. Среди крупных инженеров архипелага наблюдается концептуальная зрелость, что давало большую свободу в работе.

Во второй половине XIX в. в крупнейших канарских городах наблюдается такой феномен, как полное обновление в области строительства зданий. Архитектура вступает на путь служения обществу; особенности конструкции теперь тесно связаны с общественной функцией здания. Новый административный центр Канарского архипелага – Санта Крус де Тенерифе – требует сооружения зданий, в которых разместились бы различные институты власти и чиновники. Новая буржуазия, в свою очередь, также требует создания различных центров. Новый статус города привлекает сюда целый поток мигрантов, а также позволяет реализовать новые строительные модели.

Поэтому менее чем за 40 лет здесь появляются все необходимые типы общественных заведений, отвечающие требованиям буржуазии, а также новые административные центры. К тому же разворачивается широкое строительство частных домов - как по личной инициативе, так и благодаря различным строительным организациям.

Лас Пальмас де Гран Канария представляет собой крупный город, также боровшийся за звание столицы. Постепенно инфраструктура достигает здесь соответствующего уровня, а по некоторым показателям в последующие годы Лас Пальмас даже превосходит Санта Крус де Тенерифе. В это время меняется облик города, во многом благодаря инженеру Мануэлю де Леон и Фалькон. Удачная политика ведет к обновлению города: появляются проспекты, рынки, театры, площади, мосты и бессчетное количество зданий по личной и административной инициативе.

На Ла Пальме второй период классицизма не был столь блистательным. Романтическому классицизму не хватало здесь тех качеств, которые были присущи архитектуре в предыдущие 50 лет. В общем, мастера поддерживали здесь свой характерный стиль, однако в меньших масштабах. Стиль оказался уже устаревшим и повторял старые варианты, не предлагая ничего нового. Однако здесь также происходили трансформации в каноне дверных и оконных проемов, а камень использовался все реже и реже, его заменяла древесина.

Наиболее яркая фигура этого периода – Фелипе де Пас Перес. Самоучка, он построил на Ла Пальме немалое число зданий и даже участвовал в постройке здания Муниципалитета (Ayuntamiento) в Санта Крус де Ла Пальма. Проблема была в том, что ему приходилось выдерживать натиск мастеров, которым несправедливо присваивались титулы и заслуги.

Качество работы Фелипе де Паса можно созерцать в том, как он изменил эскизы столичной рыночной площади Пласа дель Меркадо (Plaza del Mercado) Луиса Б. Перейры. Фелипе де Пас предложил весьма свободный классицизм, близкий к идеям Мануэля де Ораа. Позднее в его работе классицизм сменился эклектизмом, что видно в проекте больницы Оспиталь де Долорес (Hospital de Dolores).

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

КЛАССИЦИЗМ, одно из важнейших направлений искусства прошлого, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. В театральном искусстве это направление утвердило себя в творчестве, прежде всего, французских авторов: Корнеля, Расина, Вольтера, Мольера. Классицизм оказал большое влияние на русский национальный театр (А.П.Сумароков, В.А.Озеров, Д.И.Фонвизин и др.).

«Классицизм» (от латинского «classicus», т.е. «образцовый») предполагал устойчивую ориентацию нового искусства на античный лад, что вовсе не означало простого копирования античных образцов. Классицизм осуществляет преемственность и с эстетическими концепциями эпохи Возрождения, которые ориентировались на античность.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (фр. Sentiment) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18 в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

РОМАНТИЗМ – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 в.

ранцузское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу «классицизм» – «романтизм», направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Такое понимание романтизма сохраняется и по сей день, но, как пишет литературовед Ю.Манн, романтизм «не просто отрицание „правил", но следование «правилам» более сложным и прихотливым».

Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Реализм - (лат. вещественный, действительный) – направление в литературеи искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Признаки:

1.Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.

2.Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.

3.Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.

4.Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.

5.Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.

Реалисты отрицали «темный набор» мистических понятий, изощрённые формы новейшей поэзии.

Молодой реализм порубежной эпохи обладал всеми признаками преобразующегося, идущего и обретающего истину искусства, причем его создатели шли к своим открытиям путем субъективных мироощущений, раздумий, мечтаний. Эта особенность, рожденная авторским восприятием времени, определила отличие реалистической литературы начала нашего столетия от русской классики.

Прозе XIX века всегда был свойственен образ человека, если не адекватный идеалу писателя, то воплощавшие заветные его мысли. Из произведений новой поры почти исчез герой – носитель представлений самого художника. Тут чувствовалась традиция Гоголя , а особенно Чехова.

Модернизм - (фр. новейший, современный) – искусство, рождённое XX веком.

Это понятие используется для обозначения новых явлений в литературе и других видах искусства.

Модернизм в литературе – это литературное направление , эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы и сложившаяся в художественное направление в литературе военных и послевоенных лет.

Основоположниками модернизма являются М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс».

Расцвет модернизма приходится на 1920 год. Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств.

Модернизм оказал воздействие на творчество многих писателей XX века. Однако его влияние не было и не могло быть всеобъемлющим. Традиции литературной классики продолжают свою жизнь и развитие

Постмодерни́зм- термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн - состояние современной культуры, включающее в себя предпостнеклассическую философскую парадигму, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи. Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм - это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом), а постмодернизм - это не-экстремистское отрицание все того же Модерна.

(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
  1. Центральное место отводится символу*
  2. Преобладает стремление к высшему идеалу
  3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
  4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
  5. Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин


  • Похожие статьи
     
    Категории