Черная археология. Помешательство на черных

15.03.2019

«ЧЕРНЫЕ АРХЕОЛОГИ» ДЕЛАЮТ ОТКРЫТИЕ

«А может, я где-нибудь клад нашел, а ты не знаешь? Вот я вчера и расщедрился… Вон господин Заметов знает, что я клад нашел!..»

Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание

Небольшой древнегреческий городок Никоний существовал на берегу Днестровского лимана всего лишь около 400 лет, с VI до III века до нашей эры. Здесь довольно рано начали чеканить собственные монеты, что и предопределило в наши дни особый интерес к городу коллекционеров и «черных археологов».

Ученым Никоний известен еще с XIX века, когда у села Роксоланы Одесской области Украины были открыты остатки городских сооружений античного времени. Вот уже более сорока лет здесь ведутся научные исследования. И практически все эти годы на древних развалинах идет незримое состязание между археологами и грабителями. Пока со значительным перевесом его выигрывают «любители». Каждый год ученые с трудом находят деньги, которых хватает на полтора, максимум на два месяца раскопок. Их же конкуренты могут «работать» все оставшееся время, Им помогает то, что Роксоланское городище с некрополем не охраняется, находится за пределами села и интенсивно разрушается из-за эрозии высоких берегов. Поэтому неудивительно, что самую интересную находку за все время исследований и грабежей этого памятника опять же совершили не археологи, а грабители. И известно об этом стало случайно.

В 1997 году один из местных «знатоков» Роксоланского городища неожиданно разоткровенничался. Он рассказал музейным сотрудникам, что в 1994 году, после закрытия археологической экспедиции, внимательно осмотрел незасыпанные раскопы. На одном из них заметил выступающую обработанную плиту и вместе с товарищем стал ее подкапывать. Под плитой оказалось несколько золотых бляшек! Воодушевленные находками, «искатели» принялись за самовольные раскопки, в результате которых был полностью вскрыт каменный склеп с уникальными находками. Сами того не подозревая, они совершили интереснейшее открытие. Точнее, могли совершить и навсегда вписать свои имена в историю науки. Но этого не произошло. Их интересовала только нажива и совсем не волновала известность. Найденные находки были проданы коллекционеру из Одессы, и лишь случайные откровения с учеными позволили установить масштабы утраты.

Участники экспедиции впоследствии подтвердили, что действительно видели на краю раскопа сооружение из боль ших, плотно подогнанных друг к другу каменных плит. Но раскопки, как и деньги, уже заканчивались. На изучение этих плит не было ни средств, ни времени. Как не было и особого желания: никто не сомневался, что это остатки рядового подвального помещения. Дело в том, что до этого на городище встречались только остатки каменных подвалов и хозяйственных ям. Опыт на этот раз сыграл с археологами злую шутку и отвернул от них удачу.

Зато самовольные раскопщики проявили большую настойчивость и «исследовали» каменное сооружение с почти научной скрупулезностью. В течение месяца они приходили на городище, как на работу, тщательно просеивали землю внутри склепа, выбирая из нее все находки. На расстоянии 1 м вокруг него ими все было также перекопано и перепроверено. И за все это время им никто не помешал!

Кладоискатели не вели какой-либо документации и лишь значительно позже сделали аляповатый чертеж и дилетантские рисунки найденных вещей. Судя по ним, удалось выяснить, что склеп находился на двухметровой глубине от поверхности и сверху был перекрыт хорошо обработанной известняковой плитой. Еще в древности его ограбили, поэтому скелета на дне не оказалось, но в заполнении на различной глубине встречались бляшки-нашивки от одежды. По-видимому, ограбление произошло вскоре после погребения, когда тело еще не разложилось и было вытащено на поверхность вместе с дорогим инвентарем и обшитой золотом одеждой. Тем не менее в склепе, по словам местных «экспертов», осталось не менее… 750 золотых бляшек и украшений. Не зря они так тщательно просеивали землю! Некоторые большие предметы из золота они даже взвешивали для определения цены для коллекционеров. Себе на память была оставлена лишь одна-единственная золотая бляшка. В порыве великодушия они даже готовы были ее продать археологам. Но денег на подобную покупку у государства не оказалось.

Это второе в мире бронзовое навершие с изображением Папая и орлов так и не попало в руки археологов

Но самой интересной находкой «раскопщиков» стало бронзовое навершие, лежавшее в углу погребального сооружения под слоем утрамбованной глины. Оно представляло собой втульчатый предмет с центральным стержнем в виде обнаженной фигуры бородатого мужчины с вытянутыми вперед руками. От него равно удалены четыре ветки-рожка, на концах которых расположены фигурки орлов с распростертыми крыльями. По единодушному заключению специалистов, эта находка из Никония является ритуальным навершием с изображением Папая - одного из главных скифских богов. Папай у этих племен соответствовал образу Зевса в древнегреческой мифологии. Открытие навершия трудно переоценить, так как до этого была известна лишь одна подобная находка под Днепропетровском.

Этот символ власти, безусловно, свидетельствует о том, что здесь был погребен представитель высшей знати Скифии. Он представляет собой редчайший культовый предмет на всей территории евразийских степей и по своему значению соответствует «царским штандартам» Египта и Вавилона. Применение навершия в различных церемониях при перемещении скифского царя, размещении его ставки, проведении определенных празднеств и ритуалов было несомненным. Подобные регалии, скорее всего, как и власть, передавались по наследству и могли принадлежать только царю.

В пользу этого вывода свидетельствует и тот факт, что у южной стенки склепа под слоем специально положенной глины были найдены два золотых ритона и череп лошади. Ритон в виде барана имел литую оковку из золота с валиками по краям, второй - изображал голову лани или зайца с плотно прижатыми ушами.

Описанные грабителями предметы позволили ученым четко датировать никонийский склеп серединой V века до нашей эры.

В целом этот комплекс имеет много общего с богатыми скифскими погребениями Северного Причерноморья. Отдаленной аналогией ему может служить даже знаменитое погребение в кургане Куль-Оба, где в расшитой золотыми украшениями одежде с великолепным набором ритуальных сосудов был погребен, скорее всего, скифский царь вместе с женой.

Расположение склепа на территории античного города - сам по себе экстраординарный случай. Он свидетельствует, что погребенный был важной персоной в полисе. Учитывая монетную чеканку Никония, всплывает имя скифского царя Скила, судьба которого была очень популярной в античном мире. О нем нам известно из рассказа Геродота о Скифии. Скил был сыном скифского царя Ариапифа и женщины- гречанки из Истрии. Мать обучила сына греческому языку и письму. Он, вероятно, был одним из первых грамотных царей Скифии. Под влиянием матери Скил не испытывал уважения к грубым скифским обычаям и склонялся к эллинскому образу жизни. Известно, что он часто приходил со своим войском к городу Ольвия, где у него был дворец. Свою стражу Скил оставлял за городскими стенами, а сам переодевался в эллинские одежды и месяцами жил среди греков.

Скифы осуждали такое поведение царя и в итоге восстали против него, обвинив в предательстве. Они выбрали царем его брата Октамасада. Скил вынужден был бежать во Фракию, против которой сразу выступили его соплеменники. Не желая войны, фракийский царь Ситал к выдал Скила в обмен на своего брата, находившегося в плену у скифов. Милые семейные отношения закончились тем, что Окгамасад сразу же отрубил голову своему непутевому брату и показал соплеменникам, чем может закончиться преклонение перед иноземцами. «Вот таким образом скифы охраняют свои обычаи, а тех, кто перенимает чужеземные законы, вот так наказывают», - резюмировал свой рассказ Геродот. Эта поучительная история отнюдь не является легендой. Археологические находки подтвердили историчность биографии Скила и его смерть около 450 года до нашей эры.

Находки монет с именем Скила, чеканенных в Никонии в середине V века до нашей эры, открывают абсолютно новые страницы его жизни. В свете данного открытия вполне правдоподобно звучит гипотеза о том, что после бегства из Ольвии Скил мог какое-то время скрываться в этой небольшой древнегреческой колонии.

Необычное расположение склепа не на некрополе, а внутри городских стен, находка скифского навершия явно царского ранга, а также данные о тесной связи Скила с Никонием позволяют предположить, что именно он был похоронен в дважды ограбленном захоронении. Это предположение более чем вероятно, так как датировка этого сооружения и дата гибели Скила полностью совпадают. К тому же Октамасад, обезглавив брата, вряд ли собирался оказывать ему какие-либо посмертные почести. Опального царя-изменника не могли похоронить в Скифии как представителя царской семьи.

Но находка уникального навершия показывает, что Скил имел преданных соратников, которые могли тайно вывезти тело и захоронить его в любимом греческом городе. Ведь в ограбленной могиле находился традиционный набор скифского инвентаря, свидетельствовавший о былой власти погребенного. Найденное навершие с изображением главного бога скифов можно рассматривать не только как наследственную регалию, но и как символ прерванной насилием царской власти.

Открытый грабителями античный погребальный комплекс поистине уникален. Лишь случайность привела к тому, что его не обнаружили профессиональные археологи. Но мы знаем, сколь велика роль случая в археологических исследованиях.

Корявые рисунки - все что осталось от изящных ритонов с изображениями головы барана и лани (?) из склепа в Никонии

Поражает другое. На берегах Днестровского лимана было сделано редчайшее научное открытие. Если бы его сделали ученые, то можно было бы дописать несколько страниц в древнейшей истории не только Украины, но и юга Восточной Европы. Однако это событие никого не взволновало. В Никонии открыто велись грабительские раскопки и продажа найденных находок. Сами «раскопщики» не очень то и прятались и, в конце концов, рассказали о своих «достижениях». Правда, рассказали только тогда, когда распродали все найденное. И вновь никакой реакции от властей.

Я хорошо понимаю своих коллег, которые, узнав о находках, предпочли наладить хорошие отношения с «раскопщиками», вместо заявления в милицию. Во-первых, последнее небезопасно, во-вторых, бесполезно. Сложившаяся практика показала, что власть не может и, главное, не хочет поставить надежный заслон расхитителям культурного достояния. Сегодня у власти масса других забот, и защита археологических ценностей не входит в сферу ее приоритетов. Скорее наоборот, очень влиятельные силы заинтересованы в том, чтобы «теневая» археология продолжала безнаказанно крушить памятники старины. И это при том, что официальная украинская идеология не прочь причислить скифов, наряду с носителями трипольской культуры, к прямым предшественникам украинского народа!

Если же учесть, что не только в России, но и у наших соседей наплевали на дальнейшее развитие науки, довели до нищенского состояния различные НИИ и государственные музеи, отказались от проведения целенаправленных научных экспедиций и закупок даже уникальных экспонатов, то становится понятно, почему вновь возродилась и успешно развивается деятельность «черных археологов». И не стоит удивляться, что в данном случае одесские археологи установили контакте милыми сельскими ребятами, промышляющими грабежом древних могил, и получили хоть какую-то научную информацию, а не действовали по неработающему закону.

Сегодня Одесский археологический музей продолжает ежегодные кратковременные раскопки на Роксоланском городище. Но это возможно лишь благодаря сотрудничеству и финансированию Торуньского университета в Польше. Узнав, что в музее хранится уникальная коллекция из Кипра, греки отремонтировали протекающую в здании крышу и оплатили работы по переоформлению экспозиции античного зала. В одном из самых богатых городов Украины на это денег не нашлось. И никому из власть предержащих ни в Одессе, ни в Киеве от этого не стыдно. Еще в 60-70-е годы прошлого века была сделана попытка организации археологического заповедника в Никонии, но она так и не была осуществлена. Подобные разговоры продолжаются и сегодня, но их реализация уже даже не рассматривается. А за это время был обнаружен и разграблен склеп скифского царя и масса других ценнейших объектов. Что еще должно случиться на развалинах античного полиса, чтобы их взяли под охрану?

Как-то при встрече директор Одесского археологического музея В.П. Ванчугов рассказал мне, что бронзовое навершие из Никония якобы было перепродано из Одессы неизвестному коллекционеру в Тирасполь. Судьба остальных находок неизвестна… Можно лишь констатировать, что у этой истории трагичный для науки финал.

Посвящённая авантюре "любителя металлопоиска" Сергея Кулиничева. Естественно тут же всплыли комментаторы и прямо таки "закричали" о беззаконии, продажных "архах" и беспорочных любителях металлопоиска. В связи с этим, не могу удержаться от ряда замечаний об этой истории и её героях.

1. Об "археологической мафии" и "безобидном хобби"
Кулиничев и сотоварищи, доказывая свою "пушистость", любят обвинять археологическое сообщество во всём, что угодно. Вот свеженький комментарий от одного из "копателей":

Николай - Питер
Этот Кулиничев реальный человек борящийся с официальными археологами-коммерсантами - археологической мафией, которые стремятся запретить реальное изучение истории и хобби десятков тысяч людей, вводят в заблуждение полицию сообщая туда заведомо ложную информацию. Всё это делается для сокрытия арх. находок с последующей реализацией нечестными официальными археологами и для разворовывания средств выделяемых государством на деятельность археологов, в большинстве случаев предоставляющих нулевые отчёты при разворовывании ими обнаруженных арх. находках. Наиболее алчные археологи бросаются на любого человека с металлодетектором, будь он в перепаханом поле или идущего по дороге суля ему нешуточные проблемы...

Так вот, я и есть тот самый "алчный археолог, бросающийся на любого человека с металлодетектором". А о том, что я скрываю или не скрываю можно судить по этому журналу, ну или просто приехать в экспедицию во время раскопок. Про "нулевые отчёты" (и находки которые "скрывают") можно узнать зайдя на любой археологический портал с новостями, электронную базу данных археологических находок или почитав свежие археологические сборники. Про вред "безобидного" хобби я пытался образно объяснить вот в этой .

2. О Сергее Кулиничеве и его борьбе
Сергей Кулиничев из Брянска личность неоднозначная и даже в "стане копателей" к нему отношение противоречивое.
Своей деятельностью он пытается добиться возможности безнаказанно копать с металлодетектором в любом месте, которое не огорожено забором из колючей проволоки с пулемётными вышками по углам не обозначено как объект культурного наследия. Смысл его доводов примерно такой: "законы, запрещающие несанкционированные археологические раскопки, касаются только археологов, а "неархеологи" могут искать и выкапывать древности совершенно свободно". Утверждение весьма бредовое (хотя иногда срабатывает даже в суде). В принципе, это всё равно, что сказать: "законы об охоте касаются только охотников имеющих охотничьи билеты". Примерно так:

А: "Гражданин вы охотитесь в заповеднике и должны (в соответствии с законодательством) понести наказание"
Б: "Дык, меня это не касается. Я не охотник. У меня охотничьего билета нет. Без него я просто придурок с ружьём"
А: "Но вы здесь с ружьём. Вы стреляли в заповеднике!"
Б: "Так я по банкам стрелял. У меня вообще цели охотится не было, я просто люблю свежий воздух, активный отдых и пустые банки! А кабан сам за банки прыгнул, я его случайно подстрелил и собирался к ветеринару отнести. Да и зверей в вашем заповеднике нет, кого тут охранять-то?".
А: "Так потому и нету, что вы всех истребили!"
Б: "Я животных не истребляю, я их люблю и спасаю для людей. Ведь учёные же до них всё равно никогда не доберутся и они все вымрут из-за кислотных дождей. Зато у меня есть отличная коллекция чучел. Хотите покажу? Часть из них (те, которые моль поела) я даже подарил в школьный музей".
А: "???" [впадает в истерику, начинает биться головой о ствол ближайшего дуба, его неожиданно выносят].

Короче, как у Хармса: "тут же побледнел, как полотно, и как тростинка закачался и неожиданно скончался".
.....

Сам Кулиничев прекрасно осознаёт, что занимается поиском древних предметов, которые находятся на территории археологических памятников. А памятник является памятником по самому факту своего существования, независимо от того, внесён он в реестр или нет (это примерно, как считать что человек без паспорта и не человек вовсе). Именно поэтому археологи обследуют участки (уходящие под освоение и застройку), на которых не значатся никакие памятники и ежегодно выявляют десятки и сотни новых селищ и могильников.

А господин Кулиничев готовится и дальше разорять культурное наследие России. Вот как он об этом говорит на одном из форумов (где известен под ником Plotnik) -

3. О бескорыстных "любителях металлопоиска"

Касаясь других герое этой истории и полей, "на которых ничего нет", предъявлю ещё несколько фактов.
Вечером, 19 мая, после задержания Д. А. Харькина и В. М. Ластовки на популярном среди "копателей" форуме Reviewdetector появилось следующее сообщение от пользователя под ником -=Demon=- -

Интересно, чем же этот -=Demon=- здесь занимается?
Посмотрим предыдущие сообщения.
6 мая 2012 г. а -=Demon=- выставил на определение и оценку только что добытую привеску, сделанную из золотой западноевропейской монеты XV в., найденной где-то недалеко от Новгорода. Любому ежу понятно, что такой предмет может, залегать только в культурном слое археологического памятника, да и то не всякого. Монета выдающаяся. Однако, оставим её нумизматическую значимость за скобками. Она гораздо важнее как исторический источник, свидетельствующий о контактах жителей Новгородской земли с Западной Европой. Но именно эта составляющая в результате "демонических" действий безвозвратно утрачена - мы никогда не узнаем к какому памятнику относится это свидетельство.

То есть, как видите, этот человек давно и активно промышляет разграбление археологических памятников. Нашего с вами общего культурного наследия.

Ещё один "борец с беззаконием", приехавший защищать Харькина и Ластовку на место происшествия. Он оказался новгородским дилером компании Minelab (чужеземного производителя металлодетекторов) и владельцем магазина "Эхо войны" на новгородском автовокзале, в котором продаются, среди прочего, предметы, которые могут быть получены только в ходе незаконных раскопок. Вот его витрины -

Вот такие они, бескорыстные любители истории с металлодетекторами...

Есть среди "металлодетектеристов" те, кто не понимает что творит или просто бездумно развлекается. Обращаясь к ним, скажу:
- Бросьте вы это. Это не хобби, это уничтожение нашей с вами истории и нашей с вами культуры.

P. S. Вчера ездили на очередное обследование в Поозерье (ключевой район для изучения ранней истории Новгорода и Новгородской земли). Были как раз рядом с Васильевским, где разворачивались первоначальные события этой истории. В нескольких километрах от него находится средневековое городище Георгий с сопутствующими селищами. И рядом с городищем (на фотографиях - возвышенность поросшая деревьями), и на расположенном напротив селище (где мы ловили "кладоискателя" в 2011 г.) свежие следы металлопоиска.

Какая уж тут культура...

Черную окраску понятию придает неофициальность этой группы искателей. Они входят в более широкое понятие «черные копатели» которое включает организованные группы либо одиночек, осуществляющие разнонаправленный неофициальный поиск артефактов путем выполнения земляных работ. Существует 3 основных направления черных копателей: черные археологи, кладоискатели и трофейщики.

Чёрные археологи

Их иногда называют «полевиками» либо же просто «копателями». Они занимаются поиском исторических артефактов на объектах археологии. Однако у них отсутствуют все необходимые для осуществления таких поисков разрешительные документы. Поэтому их исследования выпадают за рамки закона. Введение в название черной окраски служит своеобразным противопоставлением официальной – «белой» археологии. Научный мир выступает против применения «археологи» в отношении этих копателей.

Размах «черной археологии» на территории постсоветского пространства стал катастрофическим, просто устрашающим. Процветанию этого явления способствовало появление в свободной продаже металлоискателей.

Над обслуживанием корпорации черных археологов работает огромный вспомогательный штат в виде перекупщиков, экспедиционных проводников, информаторов. Есть сведения о том, что к сотрудничеству могут привлекаться и профессиональные археологи. Известны случаи, когда работа таких копателей покрывается фирмами торгующими «разрешениями» на снос памятников истории.

Находки черных археологов редко попадают в музеи, чаще всего они отправляются в частные коллекции, антикварные магазины и рынки. В результате историческая наука утрачивает безвозвратно не только исторические артефакты, но и связанную с ними информацию.

Кладоискатели и трофейщики

Родственной чёрным археологам группой являются кладоискатели, орудующие в заброшенных деревнях. В их добыче оказываются как небольшие предметы быта, так и настоящие клады. По мнению официальной археологии ситуация с кладами более напряженная, т. к. это явление более массово. Находки также безвозвратно уходят на черный рынок.

Черные следопыты или диггеры обследуют места боев, в основном периода Великой Отечественной. Их название, подобно названию археологов сформировалось как противопоставление названию красных следопытов, занимавшихся официальной поисковой работой. Среди их находок боеприпасы и оружие, амуниция либо ее части, награды, взрывчатка, солдатские жетоны, предметы солдатского быта.

Магазин декоративных отделочных материалов RoomDecor () предлагает продукцию по крайне выгодным ценам.


Черные археологи Перу. Они смеются над учебниками истории


  • Археология всё больше и больше проникает в недра нашей жизни. Прикоснуться рукой к историческим ценностям, обнаружить клад и раскопать могилу. ...


  • Сегодня приходят сообщения о том, что объектом хищения «черных копателей» стала Мечеть в Алеппо. Также ряд старинных храмов в Сирии, ...


  • На протяжении многих лет об археологии помнили лишь черные археологи, для которых этот процесс являлся заработком, да еще ученые, которые...

Где-то начиная с 2005 года мне в лесах и в полях стали попадаться люди в камуфляже, с металлоискателями и небольшими, нездешними, лёгкими лопатами. Жители отдалённых деревень в беседах тоже стали рассказывать мне, что по их огородам и в полях бродят какие-то чужие люди, что-то ищут, роют ямки в земле. Ямками этими, вырытыми на всех грунтовых дорогах и часто не закапанными, они селян достали. Люди жаловались, что и старые кладбища по ночам эти приезжие раскапывают, и по домам заброшенным лазают, углы приподнимают домкратом, печки ломают. Местным мужикам это не нравилось, доходило до ругани и до стычек. Из рассказов деревенских людей я понял, что это новое явление их беспокоит и решил в нём разобраться. Тем более что селяне просили меня прояснить ситуацию и написать хоть какую-нибудь статью, чтоб им было ясно, кто к ним пожаловал в гости и как им к этим гостям относиться.

Поразмыслив и наслушавшись селян, я задумал писать статью обличительную, направленную против незваных гостей. Мол понаехали тут, ходят везде, вынюхивают, высматривают, расспрашивают, ищут, копают, расхищают историческое наследие и всё такое. Но по своей въедливой деревенской привычке решил сначала серьёзно вникнуть в суть вопроса, понять то, о чём собираюсь писать, чтоб потом не стать посмешищем в глазах понадеявшихся на меня земляков. И неожиданно для себя открыл новый, интересный мир, который существует в лесах и полях параллельно со мной и независимо от моего отношения к нему. Мир, населённый увлечёнными людьми. В результате, статья моя получилась совсем иная, чем была задумана изначально.

Она была опубликована в одной из местных газет. Потом я её дополнил новыми данными, рассуждениями и она долго ходила среди поисковиков и их оппонентов и вызвала много откликов. Поисковики благодарили меня за объективный подход и за поднятые в ней вопросы. Эта статья памятна мне ещё тем, что рассорила меня с официальными археологами и, по выражению одного молодого, горячего учёного, «навсегда закрыла передо мной дверь в их сообщество». Ну да ладно. В этой жизни много других дверей, а в лесу – много дорог.

Вот эта статья.

Погожий, солнечный, летний день 2011 г. Я на своем стареньком, надёжном, добром велосипеде «Минск» еду в Хахлево ─ деревню ныне не существующую, которая располагалась ранее между и Мощаницами, чуть западнее от них. Старая, прямая, как струна, красивая, ныне не ездовая дорога с заросшими берёзами дренажными рвами по обочинам выводит меня к краю глубокого, непролазного дремучего оврага, который начинается от Алёшкова и уходит к Винёвским Дворикам. Здесь, вытянувшись вдоль оврага и находилась раньше деревня Хахлево. Ныне это пустошь, поросшая мелколесьем и густой, высокой, в человеческий рост травой. Глухомань несусветная, кругом ни души. Даже гадюка, свернувшаяся кольцами на пне и греющаяся на солнышке, долго раздумывает: уползать ей при моём приближении или нет, и наконец лениво так, нехотя, сползает с пня в заросли одичавшей малины.

Вдруг из густой травы прямо на меня с рёвом выезжает крутой (не «асфальтовый») внедорожник с «кенгурятником» на капоте, объезжает меня и едет в сторону Мощаниц. Я лишь успеваю разглядеть троих молодых ребят в хорошем камуфляже и с металлодетекторами, сидевших в машине и с удивлением смотревших на меня: «Откуда этот болван здесь взялся?!»

«Чёрные». В последнее время я постоянно, повсеместно их встречаю, даже в самых глухих местах. Они стали обязательной и неотъемлемой деталью любого сельского пейзажа.

Кто же они такие – эти «чёрные», откуда взялись?

Попробуем разобраться.

Термин «чёрные археологи», «чёрные копатели» появился в начале шестидесятых годов прошлого века, когда предприимчивые молодые люди стали раскапывать места кровопролитных сражений Великой Отечественной войны в поисках прежде всего оружия, а ещё орденов, медалей, знаков различия и т.д. Этому способствовало то обстоятельство, что останки геройски павших в боях наших (и не наших) солдат не были должным образом захоронены. Раскопки тех далёких годов носили чисто коммерческий характер. Существовал целый нелегальный (а порой и легальный) рынок сбыта всего, что извлекалось из земли. Занятие это было рискованным. «Чёрные» частенько подрывались на минах и снарядах Второй Мировой. Да и местные жители относились к ним с ненавистью и презрением и порой устраивали над ними самосуд. Ведь ещё свежи были в сердцах воспоминания о той страшной войне.

Постепенно движение это стало сходить на нет. Нераскопанных мест становилось всё меньше, годы шли, металл в земле ржавел. К тому же появились конкуренты –официальные, легальные отряды энтузиастов-поисковиков, зачастую состоявшие из бывших, но одумавшихся «чёрных», которые теперь занимались поиском, установлением личности и захоронением останков павших бойцов, т.е.благородным делом.

В шальные девяностые эстафету «чёрных археологов» приняли копатели могил на старых, деревенских кладбищах. Отдалённые кладбища Ростиславля, Алёшкова, Рёброва, Кобякова были безжалостно разрыты. Это было что-то ужасное, это была невиданная доселе в наших краях беда. Огромные ямы, отвалы свежевыкопанной земли, кости, черепа, безмолвно взирающие пустыми глазницами на деяния своих потомков. Черепами этими, насадив на палки, мальчишки в нашей округе пугали девчонок. Сразу наплыв на стихийном рынке в Измайлово наперстных крестов, перстней, орденов и медалей всех войн. А чего тут удивляться? Сколько церквей в своё время было взорвано и разрушено? Сколько кладбищ осквернено, срыто бульдозерами? (У нас кладбища наших предков – излюбленное место для застройки. «Литерные» дома стоят на кладбище, а в совхозе «Озёры» на кладбище построены гаражи.) Если государству можно это делать, то почему отдельным людям нельзя?

В начале двухтысячных годов, с поступлением в продажу импортных, чутких металлодетекторов появилось третье поколение охотников за удачей, гордо именующих себя поисковиками. Это — люди очень увлечённые, хорошо знающие историю, зачастую имеющие высшее образование, знакомые с методой ведения поиска и археологических раскопок. Человек в камуфляже, с металлодетектором и лёгкой лопаткой в руке прочно «прописался» в наших краях.

Говорят об этих людях много, зачастую рассказывая небылицы о найденных кладах, несметных сокровищах, тайниках и т.д, наподобие истории про графа Монте Кристо. Я часто бываю в поле, в лесу и общаюсь с разными людьми: грибниками, собирателями трав, охотниками, браконьерами, лесорубами, а теперь вот и с поисковиками. И у меня, естественно сложилось своё представление о них и о их деятельности.

Люди это в основном молодые, от 17 до 35 лет, крепкие, спортивные, хотя встречаются «ребята» сорока-пятидесяти лет, и постарше. Хорошо ориентируются на местности, умело используя древние карты, военные карты, навигаторы, электронные карты, снимки из космоса. Читают специальную литературу по археологии, владеют информацией о поисках и находках официальных археологов (многие из поисковиков сами работали в археологических экспедициях.). Некоторые из них так увлечены поиском, что ходят вблизи деревень даже ночью, с налобным фонариком, пугая местных старушек и порождая легенды о блуждающих огнях, инопланетянах, неупокоенных душах и т.д. Находки свои классифицируют, заносят в каталоги, обмениваются, консультируются со специалистами. У некоторых из них есть коллекции находок, которые смогли бы сделать честь любому серьёзному музею. У поисковиков есть свои сайты, свои газеты и журналы, посредством коих они общаются, делятся впечатлениями и информацией, знакомятся. Есть специализированные магазины, где можно купить всё, что необходимо охотнику за удачей. Одним словом – это целый свой мир, со своими понятиями, правилами, законами, языком, кодексом чести. Мир вовсе не опасный, дружелюбный и (как ни парадоксально) открытый для интересующихся людей и даже для ненавидящих поисковиков археологов. За всё время моих долгих хождений по лесам и полям и сбором материала для этой статьи у меня ни разу не было конфликтов и каких-либо напрягов с поисковиками. Наоборот, узнав, что я хочу написать про них объективную (не знаю, насколько мне это удалось) статью, они всячески помогали мне, рассказывали много чего интересного, с пониманием относились к моему дилетантству и терпели мои наивные вопросы.

Большинство из них не копают могил, курганов. Презирают мародёров, называя их «стервятниками», не ведут поиски в местах официальных, археологических памятников. Не мешают работе федеральных археологов и не спорят с ними, безоговорочно признавая за «лицензированными» право первенства.

Выкопанные, не представляющие интереса железки выкладывают на видное место, чтобы те, кто пойдет после них, не повторяли уже проделанные работу. С удовольствием экспонируют свои находки в музеях (при условии обеспечения их сохранности) и даже любезно предоставляют их для составления каталогов и лекций по краеведению.

К сожалению, идеального портрета бескорыстного «рыцаря полей» у меня пока что не получается. Некоторая часть поисковиков, а это немалая армия, не гнушается раскапывать старые кладбища, «бомбить» курганы, «ныряют» на территории официально объявленных и известных памятников, нанося своими действиями огромный вред. (Я уже не говорю о моральной стороне раскопок кладбищ, если разговор о морали здесь вообще уместен). Так были частично или полностью уничтожены многие старые кладбища в нашей округе.

Язык поисковиков

Язык поисковиков очень информативен и интересен. Например:

  • Поднять – т.е. найти вещь;
  • Оброн – вещь, найденная вне древнего поселения, случайно оброненная в поле, на лесной дороге;
  • Домонгол – находка домонгольского периода.
  • Новодел – современная находка.
  • Конинка (конина) – медная или бронзовая деталь конской упряжи.
  • Чернина – «чёрный» металл (сталь, чугун)
  • Цветнина – «цветной» металл (серебро, медь, бронза, латунь, свинец, алюминий и т.д.)
  • Чешуя – мелкая, действительно напоминающая рыбью чешую, монета.
  • Удел, удельная чешуя – довольно редкая монета удельного княжества.
  • Империя – монеты, начиная с Петра Первого и до 1917 г.
  • Советы – монета Советских времен.
  • Ходячка – современная, находящаяся в обращении монета.
  • Гирька – цельнолитая или пустотелая медная (иногда бронзовая) пуговица.
  • Лицензированные – официальные археологи.
  • Репутация – особый статус человека в полях. Вроде как княжеский алый плащ или рыцарские знаки отличия. Человеку с Репутацией всегда найдётся место у костра, его накормят, напоят, всё ему расскажут, покажут и отнесутся к нему с уважением. Репутацию заслужить очень непросто, а потерять – легко.
  • Понятия– негласные правила поведения в лесу и в полях, правила вежливого обращения с любым встреченным на поиске человеком.

Почему это движение поисковиков ширится, разрастается, набирает обороты?

Ну, во-первых, это хороший, интересный, интенсивный отдых после работы. Тут и азарт, и адреналин, и свежий воздух, и чудесная, не тронутая (поисковики зачастую ходят по глухим местам), природа. В любом случае – это, наверняка, лучше, чем проводить свободное время, стоя у винного магазина. Изучение родной истории, опять же. Большинство поисковиков — хорошие историки и краеведы. Не скрою, от них я узнал много для себя нового и интересного. И потом. У нас есть лишь федеральные, официальные археологи и, к огромному сожалению, нет археологов областных и уж тем более – районных. Так что археологическим краеведением в нашем районе вообще, по крупному счету, заниматься и некому. Тем более что предметы старины не могут долго лежать в земле и ждать своего «официального» часа. «Ничто не вечно под Луною» ─ банальная истина! Предметы старины съедает коррозия (особенно в полях, где сыплют удобрения), их увечат и ломают плугом при распашке. (Плуг «берет» на 40 см, а прибор поисковиков — на 15 см. И ведь никто тракториста за уничтожения культурного слоя и находок не ругает!). Дробят дисковыми фрезами при рыхлении почвы. На местах их залегания строят дачи, (а дачи и строят, в основном, в живописных и удобных для проживания местах, где раньше были древние поселения), роют траншеи под прокладку коммуникаций. Если бы не поисковики, то многие из находок давно и безвозвратно были бы утеряны. А так они сохранены, целы, и это уже неплохо, хоть и находятся пока в частных коллекциях. А там видно будет! Кстати многие поисковики готовы хоть сейчас передать часть своих коллекций музеям. Только вот не все музеи наши могут гарантировать им сохранность их коллекций. Хорошо помню, как во времена моего далекого детства в нашем Озёрском краеведческом музее стоял большой стол, где под стеклом лежало много различных монет. А на стене висело штук пять каких-то старинных сабель. Сейчас ни монеты, ни сабли в нашем музее почему-то не экспонируются.

Хотим мы того, или не хотим, но движение поисковиков ширится, набирает силы. И с этим нельзя не считаться. Это, как седина в висках. Можно сколь угодно сокрушаться по этому поводу, негодовать, но это мало что изменит. Как говорят у нас в Болотове: «Мужик семь лет на базар серчал, а базар и не знал!» Ругая движение поисковиков, мы тем самым создаем им рекламу. В конце концов, Генрих Шлиман, открывший миру Трою, по меркам официальных археологов тоже был «чёрным»! Ведь у него не было специального археологического образования! Другое дело – направить это движение в более цивилизованное русло. Разработать правила, ввести аттестацию, членские билеты наподобие охотничьих, лицензии на поиск в определённых районах. (Мы ведь не осуждаем и не запрещаем охотников – любителей, хотя есть и профессиональные охотники – промысловики. Параллель явная.). Обозначить места, где любительский (и любой другой) поиск запрещён (чего до сих пор не сделано). Использовать армию энтузиастов – поисковиков для благих целей: разведка, привязка к местности и т.д. Ведь не секрет, что официальная археология малочисленна, недофинансирована и при всем желании не может вести такой масштабный, «ковровый» поиск, как это делают поисковики. Археологи зачастую просто не имеют возможностей и средств, чтоб обследовать все перспективные места, а в некоторые из них они вообще никогда не доберутся. А как известно: «Свято место пусто не бывает». Когда в лихие девяностые было туго с врачами, появились разного рода «экстрасенсы», «целители», «ясновидящие». Вот и сейчас поисковиков в наших полях пожалуй больше, чем рыбаков на Оке. К нам едут из Москвы, Каширы, Зарайска, Рязани – отовсюду! И это уже начинает напрягать. Все поля, все проселочные дороги ямами изрыты. Эти, всем уже намозолившие глаза ямы я встречал в самых глухих и труднодоступных местах. В Кобякове, Хахлеве, Гремячеве, Фофанове. Надо бы всё это как-то упорядочить, но опять же разумно и без противостояния и гонений. Ведь гонимых и обиженных у нас на Руси издавна любят и жалеют!

Запретительные меры здесь вряд ли эффективны. К тому же, для сравнения, весной нынешнего года по посаду древнего Ростиславля была прорыта с помощью экскаватора огромная траншея для укладки труб. По мнению археологов, безвозвратно утерян буквально напичканный предметами старины культурный слой, площадь которого составляет более 400 кв. метров! Куда там поисковикам с их саперными лопатками! Никого за это не наказали. Был суд, на котором выступали мы с Максимом Муромским, на котором действие людей, выкопавших траншею, признаны законными. Археологи (которых мы приглашали), на суд так и не явились, хотя до этого негодовали, рвали рубаху на груди и всё такое.

Послесловие.

24 сентября. Мы с Максимом Муромским едем к Обуховскому пруду – фотографировать осенний закат. Чуть в стороне, едва различимые в камуфляже, по свежевспаханному полю, растянувшись цепью, как пехота, идут пятеро поисковиков. Ловко работая металлодетекторами, сосредоточенно «чешут» всё «под гребёнку». За ними, как танк поддержки, ползёт огромный внедорожник с московскими номерами. При виде этой картины почему-то стало тревожно на душе.

Я изложил свою, сугубо личную точку зрения на проблему, отмахнуться от которой так просто уже нельзя. Хотелось бы узнать мнение по этому вопросу уважаемых читателей и самих героев моей статьи.

Сердечная благодарность за консультации, поездки «в поле», беседы у костра и рецензию статьи поисковикам Ивану, Александру и Михаилу.

«ЧЕРНОЕ» ХОББИ (монолог «черного археолога»)

Давайте сразу определимся с терминами. На нашем сленге «черный копатель» это не тот, кто копает без лицензии. Это тот, кто нарушает человеческие законы. Вот их ненавидят все поисковики. Это и есть «черные копатели». Им не важно, что они находят; не важно, где ищут. Важно только одно – чтобы стоило дорого. Когда меня называют «черным копателем», мне плохо делается. Давайте мы будем осторожно говорить: не «черный копатель», а «поисковик».

Этот мир «поисковиков» довольно большой. Он делится на несколько сегментов. Первый сегмент – это почти половина от всех российских поисковиков. Это люди, для которых поиск археологических артефактов такое же хобби, как охота или рыбалка. Или как сбор грибов, например. Эти поисковики – просто азартные любители. Они не преследуют никаких финансовых интересов. Среди них много нумизматов и фалеристов [коллекционеров орденов, медалей, нагрудных знаков и т.д. – прим. ред.].

Среди этой группы есть одно, но очень важное правило: никогда не копать в черте архитектурных и археологических памятников [именно раскопки на территории памятников трактуются законом как преступление – прим. ред.].

Скажу еще раз: мы копаем только в местах, которые не являются памятниками. Но эти места очень часто бывают невероятно интересны.

Вот, допустим, есть Бородинское поле. Это археологический памятник. Там я даже не прикасался к земле. Ни разу не достал свой металлоискатель. Потому что этот памятник изучают специалисты. Это их работа. Но секрет в том, что Бородинское поле, как памятник, огорожено речкой. Все, что за речкой, – уже не памятник. Но там тоже были кой-какие стычки наших с французами. И вот там я уже занимался раскопками.

К сожалению, процентов семь любителей копать – откровенные дураки. Может, их и больше. Они не злобные и не хотят намерено копать на территориях археологических памятников. Но такой дурак может не понять, что он на настоящем кургане стоит. Таких копателей надо бояться. Они вроде бы неплохие люди. Но относиться к археологическому наследию так, как это делают они, просто нельзя. Это все равно, что пьяному сесть за руль. Они просто не понимают, что делают.

СТРАСТИ ВОКРУГ КЛАДОВ
Меня никогда не интересовала денежная ценность предметов, которые я нахожу. Моя цель – прикосновение к истории. Это гораздо дороже.

Когда я впервые нашел куски русского чугунного ядра и показал сыну, мы с ним сели и начали представлять, что чувствует человек, когда такая штука свистит мимо него… А если эта штука еще в него и попадет, то там вряд ли что-то останется. Кстати, только один осколок этого ядра весил около полутора килограммов. Когда ты держишь в руках вот такое ядро, ты понимаешь, как деды воевали. Это не кто-то что-то тебе рассказал. Этот ты сам чувствуешь и понимаешь руками.

Еще я ищу ради самого поиска. Это же приключение. Вы знаете, за всю свою копательскую карьеру я нашел два клада. Иду как-то с металлоискателем вдоль Волги. Вдруг он дает двойной звук – это значит, что где-то совсем рядом лежит цветной металл. Начинаю копать. И вдруг лопата ударяется о доски. Поднимаю доски и вижу полиэтиленовую пленку, а под ней – новые доски, наложенные поперек первых. Потом опять пленка и опять доски. Так три слоя. Наконец я поднимаю последние доски и вижу три ящика.

В первом ящике лежали пустые трехлитровые банки и пачка соли. Второй ящик был из-под артиллерийского комплекта. Он был покрыт плесенью и пустой. А в третьем ящике – лежала лампа, топорик, самодельный нож и пила. Я понял, что это ребята играли в Тома Сойера. Приятели, которым я показывал, сказали, что самое ценное в «кладе» – это банки. И забрали их себе.

А второй клад я нашел в брошенной избе, под половицами возле печки. Это был чугунный горшок, полный ржавых канцелярских скрепок. Кому нужно было это прятать – ума не приложу!

КОГДА РАСКОПКИ – БИЗНЕС

Кроме любителей, есть еще профессиональные поисковики. Их где-то 25%. У них хорошая техника: металлоискатели, квадрокоптеры (с их помощью они прочесывают местность). Кстати, их технические решения иногда очень остроумны. Например, к рыболовной удочке они привязывают мощный магнит, и тщательно прочесывают им дно водоема. Или делают ящик из сита и через него пропускают ил со дна. Я раньше думал, что это неинтересно. Но когда один мужичок выложил передо мной вот такую горку монет, которых он наковырял в реке за два дня, я просто изумился. Самое интересное было начать эту горку разбирать.

Профессиональные поисковики тоже не работают на территориях памятников. Они раскапывают старые деревни и урочища. Во многих местах, например в Подмосковье, за такими копателями следят полицейские дроны. Они отслеживают с воздуха копателей, находят их машины, фиксируют номера. И потом, при выезде на трассу, машину тормозят и проверяют.
Эти люди уже продают свои находки любителям старины. Это делается на специализированных сайтах, на барахолках…Зайдите в интернет на любой сайт копателей. Продается все что угодно: посуда, украшения. Это не только старинные вещи. Вы не представляете себе, какое количество украшений теряется на наших пляжах! на старых пляжах, например, очень много золотых украшений советского времени. Поисковикам-профессионалам все равно, к какому времени относится находка. Главное ее ценность. Если за нее можно что-то получить – нет проблем.

МОРАЛЬ И НЕМЦЫ
Где-то 22% от всех искателей – это хорошие специалисты по военному поиску жертв Второй мировой войны. Это не официальные копатели, но у них есть свой кодекс. Они не чураются продавать что-то найденное, но при этом всегда остаются людьми. Вот вам ситуация.

Некто из неофициальных поисковиков выкладывает на форум фотографию убитого немца, найденного в окопе. У этого немца целый ряд золотых зубов. Потом тот же поисковик снова показывает фотографию черепа, на которой золотых зубов уже нет. «Мы золотишко-то фрицевское прибрали», – пишет он на сайте. Такого откровенного мата от других поисковиков в его сторону я давно не читал. Потом тот, кто выложил фото, признался, что пошутил. Никто и никогда не ворует драгоценности! Даже у немца.

Увы, среди военных копателей есть еще процента три отморозков. Они очень любят раскапывать военные, особенно немецкие, кладбища. У них есть даже циничный термин «лежанка». По слухам, по топографическим картам они находят эти захоронения. Там кресты на большинстве могил снесены, но сами могилы остались. Они раскапывают подряд все могилы. Все ценное продают. Это люди, у которых, как мне кажется, нет ничего святого. Но нельзя из-за небольшой группы отморозков вводить такие запрещающие законы.

НЕУДОБНЫЙ ЗАКОН

Есть в Москве такой район Митино. Мало кто знает, что лощина, которая отделяет Митино от соседнего района, это часть древнего пути из варяг в булгары VII-XII века [«Волжский торговый путь» –прим. ред. ]. Там нет никаких археологических памятников. Но однажды я нашел там топорик. Он оказался инструментом восточных славян XII-XIII веков. Этот древний топорик мне совсем не нужен. Я хочу отдать его специалистам. Но не могу. Если я принесу его специалистам, то я преступник. Я вообще не имею право с металлоискателем ходить!

Но бывают и хуже ситуации. Вот я состою в клубе нумизматов. В этом клубе уже были неприятные прецеденты. Полицейские просили меня документально подтвердить, откуда у меня взялась каждая монета в коллекции. У кого я ее купил, когда купил и по какой цене. На кажду. монету у меня должна быть квитанция. Я занимаюсь нумизматикой почти 40 лет! Откуда у меня квитанции на советские монеты или на монеты, купленные на блошином рынке в Париже? А если этих квитанций нет, это все конфискуется. Бывали случаи, когда люди выставляли на форум свои коллекции, и их тоже конфисковали.

Сегодня, с точки зрения закона, я преступник. Меня не уважают. Выходит, что если человек взял ружье, он обязательно убийца. Это не так.

Возможно, многие вещи надо узаконить. Например, находку клада. Вот ты нашел клад. Что делать? По уму надо бы, чтобы ты сразу ехал в музей, показывал свой клад, его бы там регистрировали, описывали. Какие-то уникальные вещи оставляли в музее, но остальное – археологический ширпотреб – отдавали бы тому, кто это нашел. Это было бы разумно.

ИСТОРИЯ ПРОТИВ КОПАТЕЛЕЙ (монолог «белого археолога»)
Говорит Михаил Гоняный, руководитель Центра археологических исследований «Куликово поле»:

Любой человек, который работает без «открытого листа» [специального разрешения, выдаваемого Институтом археологии РАН – прим. ред.], не пишет о результатах своих работ научный отчет и не сдает его в РАН, является «черным копателем». Любой. Потому что он выдергивает из земли информацию; следовательно – ее уничтожает. Вольно или невольно, с наживой или без наживы.

Вот такой пример. Мой приятель с детства увлекается собиранием русских момент. По профессии он электрик. Он никого не грабит, просто собирает монеты и дореволюционные бутылочки. Он рос в местечке Молоди под Москвой. Там, в 1572 году русская армия под руководством князя Воротынского дралась с армией крымского хана Девлет-Гирея. Это сражение очень важно для нашей национальной истории. Здесь впервые была одержана победа над крымскими татарами. В 1571 году Девлет-Гирей сжег Москву, а в 1572 он шел на Русь, чтобы окончательног подчинить, поделить на улусы и высасывать ее экономические силы. Но нам удалось выстроить гуляй-город и выиграть это сражение.

Мой приятель на протяжении 20 лет ходил по этому месту с металлодетектором. Находил монеты, пульки, стрелы, удила. Но брал в основном монеты. И монет он там нашел литровую банку. Попутно он съездил на свою малую родину в Калужскую область. Там пошакалил. Потом поехал в Рязанскую область. Там поискал. Он все монеты ссыпал в одну банку. И когда я с ним увиделся, я ему сказал: мне твои монеты не нужны, мне нужны места, где они лежали. Эти монетки приплыли туда не просто так. Те, кто сражались на том Молодинском поле, носили на поясе калиту, мешочек с деньгами. Он в бою терялся, высыпался. По месту нахождения этих монет мы, археологи, много чего могли бы установить.

Мой приятель не один ходил по этому полю. Там толпы людей ходили. Они это делали без злых намерений, но кто чего нашел – теперь концов не найдешь. Археологи тоже ходили, конечно. В 2009 году на этом поле мы нашли 34 исторические находки. В 2014 году было уже 8 находок. Уже чувствовалось, что находок намного меньше.

А в 2017 году решили часть Молодинского поля застраивать логистическим центром на 60 га. И чтобы затормозить это строительство, надо было найти точное место сражения. Вице-губернатор московской области в мае 2017 года поручил мне это сделать. Я уехал туда в середине апреля, понимая, что я, как ученый, как гражданин, не могу допустить, чтобы построили склады на месте сражения, которое имеет значение не меньшее, чем Куликовская битва. Это место надо сохранять. Но как его найти, если там ничего не осталось? Грабители выбрали все дотла. Я там работал почти 4 месяца. Там практически нет пуль, монет. Я нашел примерно место сражения, но не нашел его границ. И что теперь сохранять?

Есть несколько статей и подзаконных актов, которые препятствуют деятельности черных копателей, но это все не работает. Милиция не понимает, кого ловить. Чтобы поймать грабителя, его нужно застать на памятнике археологии, а в его карманах нужно найти исторические артефакты. Грабитель это знает и сует в карманы бутылочные пробки. Часто у грабителей на стреме стоит человек с рацией и докладывает, кто к ним приближается. Они сразу смываются. Как доказать?

Мы с главным археологом Москвы Леонидом Кондрашовым периодически делаем рейды. Мы берем с собой полицию. Но полиция очень неохотно ездит с нами. Мы договариваемся с полковниками, а рядовые неторопливо выезжают, когда мы уже видим этих грабителей. Если милиция рано приезжает, мы успеваем кого-то схватить, а если нет, мы их спугиваем и они сматываются. Досмотреть человека имеет право только милиция. А я нет. Я могу только присутствовать и говорить: артефакты из его карманов древние или нет. Ну, несколько человек поймали этой осенью. У них конфисковали оборудование, поисковую аппаратуру – и все.

Это безвыходная ситуация. Закон не работает. Если милиция не ловит, кто будет ловить? Если я сам ловлю кого-то, я делаю по-другому. Мы выходим — десять мужиков. «Вот твоя машина, – говорим, – вот твой металлоискатель, клади его под машину и езди по нему». Нельзя сказать, что я у него что-то отнял. И он понимает, что мы имеем право. Но это только в тех местах, где мы давно работаем. А в других местах ловить некому.



Похожие статьи
 
Категории